Научная статья на тему 'Механизм взаимодействия предпринимательских структур в территориально-отраслевом кластере'

Механизм взаимодействия предпринимательских структур в территориально-отраслевом кластере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / БИЗНЕСПРОЦЕССЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ КЛАСТЕР / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕБЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURIAL STRUCTURES / BUSINESS PROCESSES / TERRITORIAL-BRANCH CLUSTER / INTERACTION MECHANISM / FURNITURE MANUFACTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Е. В.

Для решения проблемы функционирования и развития предпринимательских структур в рамках мебельного производства, а также поиска направлений их эффективного взаимодействия, необходимо выделение территориально-отраслевого кластера в Воронежской области с последующим внедрением механизма взаимодействия его участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Титова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF INTERACTION OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN TERRITORIAL-BRANCH CLUSTER

In order to solve the problems of operation and development of entrepreneurial structures within the furniture manufacture, and to search the lines of effective interaction of these structures, it is necessary to separate a territorial-branch cluster in the Voronezh region and subsequently to introduce the mechanism of interaction of the members of this cluster.

Текст научной работы на тему «Механизм взаимодействия предпринимательских структур в территориально-отраслевом кластере»

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОМ КЛАСТЕРЕ

Е. В. ТИТОВА

Для решения проблемы функционирования и развития предпринимательских структур в рамках мебельного производства, а также поиска направлений их эффективного взаимодействия, необходимо выделение территориально-отраслевого кластера в Воронежской области с последующим внедрением механизма взаимодействия его участников.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские структуры, бизнес-процессы, территориально-отраслевой кластер, механизм взаимодействия, мебельное производство.

Исследования состояния, функционирования и тенденций развития малых и крупных предпринимательских структур мебельной промышленности позволяет теоретически обосновать, что одним из путей обеспечения их устойчивого развития является укрупнение, объединение в экономические системы с повышенной приспособляемостью к негативным воздействиям со стороны внешнего окружения, и выработать механизм их взаимодействия, который представляет собой совокупность метода, инструментов и модели, при объединении предпринимательских структур в территориально-отраслевой мебельный кластер.

Установлено, что наиболее перспективным представляется объединение предприятий вокруг кластерообразующего ядра, в качестве которого могут выступать крупные мебельные предприятия - потребители продукции лесного комплекса. При этом взаимоотношения с остальными участниками могут строиться на основе франчайзинга и аутсорсинга [4].

Мебельный кластер выступает как схема, согласно которой все производство продукции, начиная от ее разработки, первичного изготовления и заканчивая продажей, идет по единой экономической цепи, что позволяет в условиях глобализации быстро и четко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, как отдельных регионов, так и страны в целом, осуществлять быструю адаптацию за счет средств инновационной политики. Для создания мебельного кластера в Воронежской области сложились следующие предпосылки:

1) ключевые производственные мебельные предприятия;

2) сеть коммерческих организаций, выполняющих функции поставщиков сырья, запчастей и прочих материалов, технологического оборудования, коммерческих фирм, оказывающих услуги по реализации готовой продукции, как на внутреннем рынке, так и на экспорт;

3) факторы бизнес климата (трудовые ресурсы, укрепление экономический бизнес-стабильности, логистический центр, таможня);

4) наличие организаций, обслуживающих или иной степени оказывающих влияние на развитие ключевых предприятий: инжиниринговые и консалтинговые фирмы, учебные учреждения, финансово кредитные учреждения и др.

Известно, что конкурентное преимущество территории определяет набор детерминант. Во-первых, наличие конкретных факторов (квалифицированная рабочая сила или инфраструктура, крупные производители продукции), которые нужны для конкуренции. Во-вторых, спрос на продукцию, предлагаемую территорией. В-третьих, наличие или отсутствие родственных и поддерживающих отраслей. И, наконец, условия, определяющие процесс создания, существования, управления компаниями и характер конкуренции на рынке. Государственная политика выступает дополнительной переменной, играя роль катализатора конкурентоспособности, и влияет на все четыре детерминанты. Анализ возможности кластеризации территории и отрасли базируется на статистических показателях (табл. 1), отражающих конкурентную устойчивость отрасли в регионе и потенциал кластеризации, таких как:

- коэффициент локализации, который определяется отношением удельного веса данной от-

расли в структуре производства региона к удельному весу той же отрасли в стране;

- коэффициент душевого производства, рассчитываемый как отношение удельного веса отрасли региона в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения региона в населении страны;

- коэффициент специализации региона на данной отрасли, определяемый отношением удельного веса региона в стране по данной отрасли к удельному весу региона в ВВП страны.

Сравнительные индексы к

Согласно выполненным расчетам, по уровням локализации и концентрации предприятий мебельного производства Воронежская область лидирует в ЦЧР.

Взаимодействующие как в рамках технологической цепи мебельные предприятия, так и за ее пределами как кластер, представляют собой совокупность секторов на высоком уровне агрегации. Кластерная форма организации экономики есть объективная тенденция интеграции и, на наш взгляд, является базой для аутсорсинга.

Таблица 1

ризации для областей ЦЧР1

Показатели Воронежская Белгородская Курская Липецкая Тамбовская

Индекс локализации мебельного производства 9,7 5,7 3,3 2,1 3,8

Индекс концентрации деятельности 78,2 26,3 20,1 11,8 38,4

Оценивая взаимодействие внутри мебельного кластера (табл. 2), респонденты мебельного производства отмечают важность сотрудничества с покупателями и поставщиками и с федеральными органами власти, благодаря чему может быть достигнуто повышение конкурентоспособности предприятий.

Для выбранных предприятий в качестве сигналов кластерных взаимоотношений можно рассматривать активное взаимодействие предпри-

ятий, учебных и научных учреждений, сотрудничество с поставщиками и наличие развитой конкурентной среды [2].

Важно отметить, что наличие крупных предприятий - производителей мебели - Мебель Черноземья, Ангстрем, Графское обеспечит основу кластера, а значительное количество малых производителей мебели позволит вынести ряд процессов на аутсорсинг, развить венчурный бизнес.

Таблица 2

Сигналы наличия кластерных взаимоотношений в рассматриваемых предприятиях производителях мебели

Показатель «Ангстрем» «Графское» «Мебель Черноземья»

Сотрудничество с поставщиками + + +

Сотрудничество с конкурентами + + +

Сотрудничество с образовательными учреждениями + + +

Взаимодействие с органами исполнительной власти + + +

Самооценка наличия кластера + + +

Особенность взаимодействия между крупными производителями заключается в том, что каждое предприятие кластера является неотъемлемой ее частью, что позволяет рассматривать это объединение как единое целое при осуществлении процесса управления. Органом, регулирующим взаимоотношения между участниками мебельного кластера, по нашему мнению, может стать координационный совет, объединивший представителей крупных компаний, среднего и малого бизнеса, поставщиков сырья, материалов, организации инфраструктуры, торговли, финансовых ин-

1 Рассчитано автором по данным статистических ежегодников.

ститутов, вузов и администрации Воронежской области. Через координационный совет мебельного кластера власть и бизнес вместе смогут регулировать как ценовую, так и техническую политику для всех участников, принимать меры по продвижению мебельной продукции за пределы региона и на экспорт, регулировать налогообложение и финансирование инноваций. Создание недостающих мощностей можно будет инициировать через бизнес-инкубаторы.

Предложено взаимодействие партнеров -предпринимательских структур внутри мебельного кластера оценивать по информационным критериям, отражающим реализуемые участниками виды деятельности.

«Взаимодействие производственное» складывается между однородными предприятиями производителями, которые выпускают сходную продукцию или реализуют аналогичные процессы производства. Производственные процессы, фор-

мирующие вертикальные и горизонтальные связи в кластере являются ядром механизма взаимодействия предпринимательских структур в территориально-отраслевом кластере при реализации концепции аутсорсинга (рис. 1).

Рис. 1. Экономический механизм взаимодействия предпринимательских структур в территориально-отраслевом кластере

«Взаимодействие обеспечивающее» отражает присутствие в мебельном кластере обеспечивающих и вспомогательных бизнес-процессов, кооперации «вниз», поставщиков, связанных с базовыми производственными процессами в рамках технологической цепочки.

«Взаимодействие обслуживающие» определяет наличие в кластере обслуживающих предпринимательских структур, предоставляющих специализированные товары и услуги предпри-ятиям-участникам кластера. Партнерские связи устанавливаются в направлении технического обслуживания производственного оборудования, транспортной логистики или хранения запасов.

«Взаимодействие потребителей» отражает вхождение в кластерное образование конечных (отраслевых), оптовых и розничных продавцов,

франчайзи и прочих предприятий-потребителей, участников мебельного кластера.

«Взаимодействие исследовательское» регистрирует появление в кластере специализированных исследовательских организаций, обслуживающих его потребности в новшествах.

«Обучающее взаимодействие» предполагает вовлечение в мебельный кластер образовательных учреждений, способствующих постоянному совершенствованию трудовых ресурсов кластера, реализующих в дополнение к основным программам повышения квалификации и профессиональной подготовки сотрудников и специалистов предприятий-участников кластера. Тематика формирования мебельных кластеров тесно смыкается с вопросами развития аутсорсинговых отношений.

Переход на аутсорсинг влечет за собой такие положительные эффекты, как: получение дополнительных трудовых и технических ресурсов благодаря снятию их с невыгодного производства; перевод уникального оборудования со стандартных технологических операций на более наукоемкие; снижение уровня загрузки снабженческой структуры за счет приобретения готовых деталей, а не их составляющих [3].

Обосновано, что целесообразность применение механизма аутсорсинга в процессах взаимодействия предпринимательских структур тем более очевидна при выведении на сторону вспомогательных и обслуживающих бизнес-процессов мебельного производства. Не менее эффективным механизмом взаимодействия является аутсорсинг в областях транспортной логистики, маркетинга и рекламы [1].

Среди основных причин, препятствующих развитию аутсорсинга, выступает ненадежность малых предприятий и низкий уровень качества производимой ими продукции. В этой связи актуальность инсорсинга возрастает.

Важно отметить, что на сегодняшний день медленное развитие аутсорсинговых отношений среди различных субъектов предпринимательской деятельности, сдерживает процесс кластеризации российской экономики, таким образом, ограничивая возможности ускоренного социально-экономического развития нашей страны.

Литература

1. Татьянок М. В. Аутсорсинг: модная концепция или инструмент обеспечения конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур? // Экономические науки. 2007. № 9 (34). С. 134-139.

2. Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать // Альманах «Восток». 2007. № 1 (42).

3. Ферова И. Промышленные кластеры и их роль в формировании региональной промышленной политики: автореф. дис. ... д-ра. экон. наук. Красноярск, 2005.

4. Шаститко А. Е. Кластеры как форма пространственной организации экономической деятельности: теория вопроса и эмпирические наблюдения // Балтийский регион. № 2. 2009. С. 9-31.

* * *

MECHANISM OF INTERACTION OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES

IN TERRITORIAL-BRANCH CLUSTER

E. V. Titova

In order to solve the problems of operation and development of entrepreneurial structures within the furniture manufacture, and to search the lines of effective interaction of these structures, it is necessary to separate a territorial-branch cluster in the Voronezh region and subsequently to introduce the mechanism of interaction of the members of this cluster.

Key words: entrepreneurship, entrepreneurial structures, business processes, territorial-branch cluster, interaction mechanism, furniture manufacture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.