Научная статья на тему 'Кластерная политика и региональные приоритеты'

Кластерная политика и региональные приоритеты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иджилова Данара Владимировна

Статья посвящена поиску наиболее эффективных направлений кластеризации региональной экономики. Особое внимание уделяется определению принципов формирования кластерной региональной политики. Кроме того, раскрывается необходимость организации эффективного взаимодействия между органами власти, предпринимательским сообществом и академическим сектором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерная политика и региональные приоритеты»

Кластерная политика и региональные приоритеты Cluster policy and regional priorities

Иджилова Данара Владимировна ФБГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»

Idzhilova Danara Vladimirovna FBGEI HPE "Kalmyk State University"

Аннотация

Статья посвящена поиску наиболее эффективных направлений кластеризации региональной экономики. Особое внимание уделяется определению принципов формирования кластерной региональной политики. Кроме того, раскрывается необходимость организации эффективного взаимодействия между органами власти, предпринимательским сообществом и академическим сектором.

Abstract

Article is devoted to search of the most effective directions of a clustering of regional economy. The special attention is paid to definition of the principles of formation of cluster regional policy. Besides, need of the organization of effective interaction between authorities, enterprise community and the academic sector reveals.

Ключевые слова: региональная экономика, экономические

кластеры, кластерная политика, отраслевые приоритеты.

Keywords: regional economy, economic clusters, cluster policy, branch priorities.

Введение

Формирование национальной экономики на кластерных принципах, несмотря на отсутствие соответствующих предпосылок, является одним из

системных компонентов инновационного сценария новой модели стратегического развития на период до 2020 года.

Для многих российских региональных экономик инновационный вариант является практически единственным шансом эффективной трансформации, особенно в условиях достаточно протяженных

пространственных характеристик, которые объективно отражаются в структурах и особенностях организационно-экономических систем управления. Тем более, что социально-экономическая ситуация, обусловленная возрастающей дифференциацией развития субъектов федерации, продолжает относительно усугубляться в регионах с высоким удельным весом сельских территорий.

В пореформенный период, регион становится все более важной социально-территориальной подсистемой российского общества,

включающей социально-экономический, природный, расселенческий, историко-культурный и др. комплексы. При этом, рыночные преобразования негативно отразились на уровне жизни и общей социально-экономической ситуации во многих регионах.

При росте социально-экономической значимости регионов, в настоящее время остаются неопределенными приоритетные организационно-экономические инструменты управления. Дело в том, что в советский период принципы размещения производства по территориям страны осуществлялись посредством инструментов планомерного управления экономикой в общем пространстве единого

народнохозяйственного комплекса. Перевод регионов в пространство рыночных отношений привел к сильнейшей дифференциации по обеспеченности основными фондами и ограниченными производственными ресурсами.

К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического

развития многих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Кроме того, ряд проектов создания территориальных кластеров активно реализуется в инициативном порядке.

Таким образом, одним из ключевых условий успеха трансформации региональных систем в России является становление стратегически устойчивой системы производственных и сервисных кластеров, способной существенно повысить конкурентоспособность территории.

Основные принципы функционирования кластеров

Интенсивный экономический научный интерес к содержанию понятия кластеры относится к концу прошлого века. В ряде случаев эту дефиницию раскрывали через понятие фильеров, представлявших собой более узкую интерпретацию кластера, так как основывались на одном из критериев возникновения кластера - технологических связях между отраслями и секторами экономики для реализации их потенциальных преимуществ.

Согласно наиболее распространенной портеровской трактовке, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, институтов инфраструктуры), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. При этом отмечалось, что конкурентоспособность региона или страны следует рассматривать с точки зрения конкурентоспособности не отдельных ее организаций, а именно кластеров - объединений предприятий различных отраслей, способных эффективно использовать внутренние ресурсы.

Соответственно, конкурентные преимущества определялись четырьмя основными показателями. Во-первых, параметрами факторов или факторными условиями - это людские (трудовые) и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, рыночная инфраструктура,

в том числе и качество жизни. Во-вторых, параметрами спроса или условиями спроса - качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом и национальном рынках, рост объемов спроса. В-третьих, смежными и обслуживающими отраслями (кластерами отраслей) или родственными и поддерживающими отраслями - это сфера поступления сырья, оборудования, технологий. В-четвертых, стратегиями фирм, их структурой и соперничеством - цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.

В то же время, при достаточно широком спектре мнений в сфере кластеризации экономики, до сих пор остается открытым вопрос об определении места кластера в пространственном расположении его участников. В отношении этого существует две противоположные точки зрения. В соответствии с первой из них кластер формируется и функционирует на вполне определенной географически ограниченной территории. Сторонники другой позиции исходят из того, что территориальная близость не может быть одним из критериев формирования и развития кластеров. Здесь доминирует так называемый отраслевой принцип.

В работе географическая близость рассматривается в качестве главного критерия создания кластера. Это, так или иначе, отражено в большинстве научных работ, посвященных данной проблематике.

В рамках данной статьи под региональным кластером понимается система отношений экономических субъектов, функционирующих в одной или нескольких родственных отраслях, которые в процессе своей деятельности образуют кооперационные (сотруднические) и конкурентные связи на определенной территории. Иными словами, предприятия, образующие региональный кластер, действуют на основе партнерско-конкурентных отношений в интересах достижения общей цели. При этом они находятся в относительно равных условиях хозяйствования: одна

территория, единые организационно-экономические структуры. Это позволяет разрабатывать специфические механизмы экономической политики и принятия решений, ориентированные на повышение качества жизни населения и эффективное функционирование предпринимательства.

Организационная структура регионального кластера

Содержание реализуемой кластерной политики со стороны органов власти является одной из важнейших составляющих стратегии регионов. С определением и реализацией региональной кластерной политики связан целый ряд особенностей. Так, с момента решения об определении предприятий в области кластерного взаимодействия, начинаются процессы взаимодействия как внутри системы, так и вне нее. Кроме того, необходимо понимать, что участники кластера находятся в разных фазах жизненного цикла, а с началом кластеризации все попадают в фазу становления, причем с разными стартовыми условиями, что может тормозить предполагаемое развитие. Причинами этого, как показывает практика, служат:

- низкое качество организационного проектирования со стороны всех участников (органы власти, бизнес) будущего кластера;

- недостаточный учет возможностей всех субъектов кластера;

- неадекватность применяемой модели основным целям кластера.

Вообще региональный кластер следует рассматривать как

синергетический альянс предприятий, позволяющий укрепить конкурентные позиции участников, получить финансовые и другие преимущества в развитии бизнеса. Поэтому продуманная и эффективная кластерная политика со стороны регионов может изменить в лучшую сторону и структуру рынка. Кроме того, крупные предприятия простимулируют малый бизнес, который в свою очередь будет предпринимать оперативные действия, укрепляющие их позиции (рис. 1).

Рисунок 1. Схема организационно-экономической структуры

регионального кластера

Практика показывает, что кластерную политику следует рассматривать как целенаправленный и результативный проект, в котором

Потребители

должны быть предусмотрены ряд организационных и экономических мероприятий. При этом существуют некоторые особенности:

- кластер создается путем трансформации (конфигурации) уже существующих хозяйствующих субъектов, из-за этого необходимо учитывать их стартовые условия (местоположение, имеющиеся активы, доля рынка, ценовая политика и т.д.);

- будучи сформированным, кластер требует некоторого периода времени для закрепления осуществленных изменений;

- кластерные мероприятия затрагивают все уровни иерархии управления, меняют сложившиеся связи и организационную культуру, что не может происходить бесконфликтно, поэтому требуется систем мер для снижения сопротивления.

Кроме того, эффективная кластерная политика со стороны региональных органов власти, должна:

- иметь строгие цели и задачи кластера с привязкой к срокам реализации;

- отделять цели и задачи намеченных кластерных отношений от целей и задач управления текущей деятельности участников кластера;

- выделять организационную единицу (ядро) кластера, управляющую изменениями и отвечающую за результаты;

- в полной мере реализовывать принципы кластера, такие как единство интересов субъектов, экономическая целесообразность, преемственность развития, адаптивность и др.

Таким образом, кластерная региональная политика должна опираться на представление о «кластере» как:

- территориально функционально-компактной цепочке формирования добавленной стоимости в одной или нескольких отраслях;

- механизме управления и стимулирования экономического и социального развития субъекта РФ, т.е. кластерной инициативе.

Эффективно продуманная кластерная политика позволяет повышать конкурентоспособность региональной экономики, обеспечивая ее уникальным в национальном масштабе профилем и стимулирует рост за счет новых инвестиций, обновления и научно-технического прогресса.

Инструментарий региональной экономической политики зарубежных стран направлен в настоящее время на решение двух проблем: ликвидацию бедности и развитие так называемых центров (регионов), где должны формироваться "точки роста".

Относительно кластерной политики, которая уже сформирована в развитых странах, можно выделить следующее:

- существуют так называемые национальные специфические факторы (экономические, политические, географические и др.), которые выступают титульной составляющей при формировании кластерной политики;

- кластерная политика многих стран (от центра к региону) различается по степени вмешательства государства в процесс кластеризации, т.е. так называемой "заинтересованности";

- набор последовательного инструментария при проведении кластерной политики, формируется только для конкретного кластерного проекта.

Анализ зарубежного опыта позволяет обобщить механизм формирования кластерной политики в зарубежных странах. Для первого (начального) этапа при проведении кластерной политики для федеральных органов власти характерно формирование принципов. Здесь требуется определение направлений и механизм вмешательства федеральных органов власти в кластерные процессы.

Задача второго этапа заключается в разработке целей. При этом основной целью региональной кластерной политики выступает формирование условий для устойчивого развития и повышение

конкурентоспособности предпринимательских структур на основе кластерных инициатив.

Иными словами, цель кластерной политики в развитых странах формирует задачи, которые состоят в следующем:

- создание благоприятных условий (внешних и внутренних) для динамического развития предпринимательской среды (структурные реформы, территориальные и отраслевая инфраструктура);

- создание условий, стимулирующих инновационный процесс и его мониторинг;

- повышение уровня осведомленности хозяйствующих субъектов рынка о преимуществах кластерных взаимосвязей;

- формирование и реализация кластерных программ;

- поддержка различных схем сотрудничества в кластерах, обеспечивающих высокий эффект совместной деятельности;

- формирование условий, позволяющих ускорять процесс обмена знаниями между хозяйствующими субъектами, и концептуальное управление этим процессом;

- содействие научных программ исследования кластерных процессов и их влияние на предпринимательскую среду, а также получаемого от этого эффекта;

- мониторинг процессов, происходящих в предпринимательской среде и кластерах (особое внимание здесь уделяется изучению сетевых процессов и перспективных технологий);

- формирование связей между предпринимателями и научнообразовательными субъектами (университетами и научноисследовательскими институтами);

- финансирование мероприятий по реализации кластерной политики из федерального и регионального бюджета и внебюджетных фондов, а

также привлеченных средств частных инвесторов (как субъектов кластера, так и потенциально заинтересованных в том, чтобы стать таковыми).

В процессе третьего этапа происходит разработка кластерной стратегии и подготовка к реализации. Последнее включает следующие процедуры:

- определение приоритетных направлений региональной экономики;

- анализ предпринимательской среды;

- диагностика регионального законодательства и нормативноправовых актов, прежде всего по поддержке предпринимательства и антимонопольного регулирования;

- SWOT-анализ отраслей и территорий;

- анализ конкурентоспособности ведущих предприятий и их объединений;

- идентификация различных кластеров (промышленных, транспортных, финансовых, образовательных, туристских и др.).

После осуществления перечисленных процедур происходит формирование набора стратегических альтернатив. Данный процесс осуществляется от ряда обстоятельств. Во-первых, от вида кластера (потенциальный, реальный, конкурентоспособный, на стадии внедрения, на стадии спада, широкий, узкий, локальный, национальный, интернациональный). Во-вторых, от цели формирования кластерных связей. Здесь, проводится одновременно расширение и углубление регионального экономического потенциала.

Для четвертого этапа характерна непосредственная реализация. Действия его связаны с финансированием кластерной политики и мониторингом результатов.

При этом, вне зависимости от различий программ и подходов к созданию кластеров, необходимым условием является организация эффективного взаимодействия между органами власти,

предпринимательским сообществом и академическим сектором, позволяющая определить приоритеты реализации политики кластеризации для российских региональных условий.

Известно, что основной причиной негативного развития экономики Республики Калмыкия является слабая активность ее базовых видов экономической деятельности. Соответственно, принципиальным направлением кластерной политики должно стать их восстановление и укрепление. Результаты SWOT-анализа базовых видов экономической деятельности позволяют констатировать, что в категорию сильных входит производство сельскохозяйственной продукции в отрасли животноводства. Однако, их потенциал, в том числе экспортный, используется еще недостаточно. Из числа видов экономической деятельности, не относящихся к профильным для региона, но имеющих потенциальную возможность войти в эту группу в среднесрочной перспективе, следует отметить производство и распределение ветровой энергии, добычу углеводородного сырья, строительство, производство пищевых продуктов, которые относятся к группе ограниченно развивающихся видов экономической деятельности, но их региональные составляющие имеют положительную тенденцию.

Сбалансированное территориальное развитие Республики Калмыкия предусматривает ориентацию на обеспечение условий, позволяющих каждому муниципальному образованию иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни населения, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики республики.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований как один из целевых ориентиров развития Республики Калмыкия требует синхронизации таких направлений экономической политики, как:

- стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в муниципальных образованиях на основе конкурентных преимуществ;

- координация инфраструктурных бюджетных и внебюджетных инвестиций в муниципальных образованиях с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений;

- сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения республики с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

Заключение

Перспективное пространственное развитие республики связано с формированием и функционированием устойчивого территориального каркаса существующих и новых центров инновационного экономического роста на основе многополярного подхода. Экономические центры будут формировать вокруг себя территории, обладающие потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в среднесрочной перспективе - зоны экономического развития, в рамках которых будет идти ускоренное развитие базовых и перспективных отраслей, инфраструктуры, территориально-промышленных кластеров.

На территории выделяемых зон будут обеспечены условия для развития кластеров предприятий перспективных специализаций, имеющих высокий потенциал для развития.

Кластерный подход способен коренным образом изменить содержание территориальной политики. В этом случае усилия правительства будут направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами.

Реализация кластерного подхода и кластерной политики как на макро, так и на микроуровнях развития региональных экономических подсистем призвана сконцентрировать и создать условия для диффузии конкурентоспособных производств, формирующих совокупный валовой внутренний продукт и способных по-новому выстроить социальноэкономические отношения.

Библиографический список

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ,

2006.

2. Лизунов В.В. Метелов С.Е. Соловьев А.А. Кластеры и кластерные стратегии. - Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Пилипенко В.И. Кластерная политика. СПб.: Изд-во «Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов», 2012.

4. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.

5. Формирование и развитие кластеров в регионе: теоретикометодологические и прикладные аспекты (на примере Республики Башкортостан) / Под ред. Д.А. Гайнанова. - Уфа.: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009.

References

1. Granberg A.G. Bases of regional economy. - M: GU HSE, 2006.

2. Lizunov V.V. Metelov S.E. Solovyov A.A. Cluster sand cluster strategy. - Omsk: Publisher of SP Skornyakova E.V, 2012 .

3. Pilipenko V.I. Cluster policy. - SPb. : Publishing house "St. Petersburg State University of economy and finance", 2012.

4. Porter M. International competition. - M: International relations, 1993.

5. Formation and development of clusters in the region: teoretiko-methodological and applied aspects (on the example of the Republic of Bashkortostan) / Under the editorship of Gaynanov. - Ufa : ISEI USC RAS, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.