КЛАСТЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
С. В. ЖИРКОВА
В статье автором исследуются кластеры как инструмент повышения конкурентоспособности региона, которые формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые рыночные ниши. Выгоды для бизнеса от развития кластера в целом состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий.
Ключевые слова: кластер, конкурентоспособность, инновации, трансформация, эффективность, стратегический менеджмент, инновационная ориентация, промышленный кластер, технологический кластер, региональный кластер, экономическая экспансия.
Ускорение процессов глобализации ведет к обострению конкурентной борьбы не только между компаниями и странами, но и между регионами. Все это выдвигает новые требования к инструментам поддержания и повышения конкурентоспособности территорий.
Конкурентоспособность регионов основана на эффективности действующих в них субъектов экономической деятельности. Именно поэтому кластерный подход, как альтернатива традиционной отраслевой промышленной политике, представляет собой эффективный инструмент повышения конкурентоспособности территории. Кластерный подход напрямую связан с повышением конкурентоспособности территории не только потому, что он одновременно воздействует на производительность и занятость, но снимает противоречия между ними. Уровень производительности труда в кластере растет за счет специализации и аутсорсинга непрофильных видов деятельности. А уровень занятости - за счет привлечения и формирования новых субъектов экономической деятельности в родственных и поддерживающих отраслях.
Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реализации кластер-ориентированной региональной политики. Известны кластеры в сфере малого и среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инновационной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестроение), в области автоспорта.
Многообразие и индивидуальность кластеров затрудняют их типизацию. Известны различные определения этой формы взаимоотношений между различными участниками бизнес-сообщества и властями. Кластер - это устойчивое территориально-отраслевое партнерство предприятий и организаций, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности участников кластер [8].
Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров на длительном периоде, сочетания кооперации и конкуренции. Компании выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков.
Участниками кластеров являются производители и поставщики, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские организации и вузы, кредитные организации и банки, инфраструктура, администрации регионов и профессиональные и общественные организации (рис. 1).
Рис. 1. Участники кластера
Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками. Образование так называемой «критической массы» компаний в кластере служит стимулом для дальнейшего привлечения в кластер новых компаний, инвестиций, услуг и поставщиков, а также поддерживает процессы формирования собственных профессиональных кадров.
В целом зарождение кластера, за редкими исключениями, осуществляется стихийно, под влиянием сочетания определенных факторов, среди которых основополагающим может быть признана предпринимательская инициатива. Основой для формирования кластеров является возможность и/или необходимость совместного использования многими хозяйствующими субъектами одного или нескольких объединяющих факторов, таких как: базовая технология, каналы маркетингового продвижения продукции, система подготовки кадров, система генерации ноу-хау, относящихся к единому продуктовому направлению.
Любой кластер проходит через некоторое количество стадий. Они могут не быть одинаковыми для всех кластеров, и темп их развития может меняться. Однако существует внутренняя логика пути, по которому кластеры развиваются, которая делает возможным различить некоторые характерные модели. Даже при том, что точная форма и направление будут зависеть от определенных об-
стоятельств, кластер проходит через следующие стадии жизненного цикла [7]:
1. Агломерация. Стадия, при которой в регионе существует некоторое количество компаний и других действующих лиц.
2. Возникающий кластер. На данном этапе некоторые участники агломерации начинают кооперироваться вокруг основной деятельности и реализовывать общие возможности через свою связь.
3. Развивающийся кластер. В связи с возникновением или вовлечением новых участников той же или связанной деятельности в регионе на этой стадии возникают новые связи между всеми новыми действующими лицами. Могут появиться формальные и неформальные институты поддержания сотрудничества. Часто начинают возникать названия, веб-сайты, общее содержание, связанные с регионом и деятельностью.
4. Зрелый кластер. Стадия, в рамках которой зрелый кластер уже достиг некоторой критической массы действующих лиц. Он также развил связи за своими пределами, с другими кластерами, направлениями деятельности, регионами. Существует внутренняя динамика создания новых фирм через их появление, совместные предприятия, путем отделения.
5. Трансформация. Данная стадия характеризуется тем, что с течением времени рынки, технологии и процессы изменяются так же, как кластеры. Для кластера, чтобы выжить, быть жизнеспо-
собным, избежать застоя и распада, необходимо производить инновации и адаптироваться к изменениям. Он может избрать форму преобразования в один или несколько новых кластеров, которые сосредотачиваются вокруг другой деятельности или просто изменить пути, которыми поставляются продукты и услуги.
Особенностью кластера является то, что он не оформляется в качестве единого юридического лица и не является единым хозяйствующим субъектом. Само возникновение и развитие кластера в некоторых случаях осуществляется в соответствии с определенным сценарием (например, в случае активного участия в развитии кластера органов власти). Достаточно часто встречается совместное планирование хозяйственной деятельности группами хозяйствующих субъектов, временно объединяющихся для реализации совместных проектов.
Справедливо утверждать, что развитие потенциального кластера требует активного вмешательства органов власти, заинтересованных в повышении эффективности экономики территории. В некоторых случаях эффективное развитие кластера требует незначительных усилий, в других -требует реализации масштабных проектов.
Еще одним немаловажным фактором возникновения и существования кластера является географическая локализация. Локализация основных участников кластера, а также транспортная и информационная инфраструктуры обусловливают возможность реализации взаимодействия между участниками кластера - кооперации, обмена технологиями, идеями, подготовленным персоналом [6]. В настоящее время в связи с развитием транспортных сетей и современных средств связи (Интернет, электронная почта) границы кластеров расширяются.
Отношения хозяйствующих субъектов внутри кластерной сети представляют собой стратегический альянс, участники которого:
- вырабатывают общую стратегию или, по крайней мере, общую цель, обмениваясь идеями и ноу-хау;
- фирмы, образующие сеть, выступают как единый субъект конкуренции, поощряя сотрудничество в достижении общей цели, более эффективно используя ресурсы, снижая трансакционные издержки и затраты на контроль материальных потоков, но в то же время предоставляя всем партнерам самостоятельность в хозяйственной деятельности;
- стратегическим центром сети становится крупнейшая компания, заключающая с внешними
фирмами долгосрочные контракты, которые выходят за рамки обычных отношений субподряда. Эти центры формируют стратегию, развивают ключевые компетенции партнеров, координируют их деятельность, организуют трансфер технологий и ноу-хау, заимствуя у партнеров идеи для создания новых технологий;
- в отличие от обычной системы стратегического менеджмента, основанной на линейной модели поведения фирм, стратегия технологических сетей централизует самоорганизующиеся процессы на динамической основе, не предполагающей устойчивого равновесия. Стратегический центр собирает и анализирует информацию о новых требованиях потребителей, новых технологиях, в том числе в смежных отраслях, имеющихся на глобальном рынке ресурсах, действиях конкурентов и на этой основе, совместно с партнерами, подбирает набор видов деятельности сети, позволяющих гибко реагировать на запросы рынка и производить максимальную добавочную стоимость;
- функции управления товароматериальными потоками в сети обычно передаются специальной фирме [12].
Как правило, кластеры направлены на достижение следующих целей:
1) повышение конкурентоспособности
участников кластера за счет внедрения новых технологий;
2) снижение затрат и повышение эффективности соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в логистике, инжиниринге, информационных технологиях, менеджменте качества и т. д.;
3) обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга;
4) консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.
Среди факторов, мотивирующих интеграцию различных форм и организаций в отраслевой кластер, можно отметить следующие:
- согласованные требования головных сборочных заводов к своим поставщикам и дилерам;
- снижение затрат на внедрение новых технологий за счет эффекта масштаба;
- более эффективный характер коллективных инноваций в наукоемких отраслях, включая ко-дизайн при вертикальной интеграции и горизонтальную кооперацию при аутсортинге;
- увеличение потенциального рынка инжиниринговых и консалтинговых услуг, в том числе для малых предприятий, за счет внедрения суб-
контрактинга при выполнении комплексных проектов и программ;
- расширение доступа к информации о потребностях рынка и продвижение продукции и услуг малого бизнеса на рынок крупных предприятий;
- повышение возможности предприятий, в том числе малых, к привлечению инвестиций и грантов;
- более эффективная система выхода на зарубежных партнеров и новые рынки [11].
Важной отличительной чертой кластера является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны, как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику, все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании своих инновационных систем.
Выгоды для бизнеса от развития кластера в целом состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий.
Предприятия получают выгоды от принадлежности к кластеру посредством:
- повышения эффективности системы поставок сырья, компонентов и комплектующих, более успешного применения субконтрактации;
- доступности и качества специализированного сервиса;
- доступа различным финансовым ресурсам (например, источники рискового финансирования для новых технологических компаний в кластере информационных технологий);
- доступности и качества возможностей для проведения НИОКР;
- доступности специализированных и производительных человеческих ресурсов;
- построения сети формальных и неформальных отношений, для передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта;
- создания системы для выявления коллективных выгод и опасностей, формирования общего видения и продуктивной стратегии развития кластера;
- создания системы взаимоотношений бизнес-власть.
Существует немало классификаций кластеров в зависимости от разных признаков. Первой из рассматриваемых классификаций является выделение двух основных категорий кластеров, сформированных по пространственной и функциональной осям: функционально-связанные системы, которые менее ограничены строго определенными регионами обычно относятся к промышленным кластерам, тогда как пространственные группировки подобных и связанных фирм и отраслей относятся к региональным кластерам [2].
Промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов товаров и услуг. Промышленный кластер, как правило, пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. В противоположность региональному кластеру он обладает тенденцией иметь более широкие границы, возможно охватывая весь регион или страну.
Региональный кластер - это пространственная агломерация подобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местной среды, способствующая переливам знания и стимулирующая различные формы обучения и адаптации. Такие кластеры обычно состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, что фирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах.
К. З. Адамова разделила кластеры на следующие типы:
1. «Маршаллианские» кластеры - кластеры, в которых мелкие фирмы в одной и той же отрасли используют экономию от масштаба благодаря совместному (вследствие компактного расположения) использованию общих ресурсов. Типично для обувной промышленности Италии, швейных производств Турции, Индии. В настоящее время реализуется программа по формированию подобного сельскохозяйственно-пищевого кластера в Грузии.
2. «Ступицы и спицы» ^иЬ-ап^роке) или «радиальные» кластеры. Такие кластеры создаются крупными сборочными предприятиями автомобильной и электронной отраслей промышленности (как, например, в Детройте или Северной Италии). Ключевая черта подобных кластеров состоит в том, что крупная фирма (одна или не-
сколько) выполняет роль «центра», «корневого бизнеса» для региональной экономики. При этом взаимоотношения между «центром» и прочими компонентами кластера могут быть и жесткими, и слабыми. Связи обычно носят иерархический характер, с выраженно доминирующим «центром». Основой механизма существования подобных кластеров является применение субконтрактации и аутсорсинга. Аутсорсинг - это передача неосновных (второстепенных) бизнес-процессов организации (аутсорсеру) для их реализации и функционирования.
3. «Спутниковый» кластер представляет собой совокупность компаний, ориентированных на поставку товаров, услуг и работ предприятию, внешнему по отношению к кластеру. Такой тип кластеров часто возникает в результате успешной политики привлечения в регион иностранных инвестиций (перемещение производства комплектующих). Фирмы в таких кластерах относительно независимы как от других производителей в той же технологической цепочке, так и от конкурентов в регионе. В то же время конкуренция между «спутниками» ограничена, в том числе и потому, что они зачастую производят различные виды продукции.
4. «Прикованный к государству» кластер (англ. state anchored cluster) - кластер, в котором экономическая активность в регионе привязана к государственному предприятию, такому, как военная база, оборонный завод, университет, или органу государственного управления, связанного с государственным (оборонным) заказом [1].
Данные классификации четко разграничивают кластеры по выделенным признакам, а также достаточно полно отражают специфику выделенных кластеров.
Теория кластеров используется для формирования экономической политики многих стран мира, а также их регионов. Кластерная политика является важной составляющей государственных экономик. Под кластерной политикой понимаются меры, направленные на повышение конкурентоспособности кластеров данного региона путем вовлечения в данный процесс фирм кластера, а также государственных структур и научных институтов. Кластерная политика во многом определяет микроэкономическую политику государства, и при ее разработке учитываются региональные, инвестиционные и другие аспекты, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса.
Во многих зарубежных странах (Финляндия, Германия, Япония, Китай и др.) уже сформировались кластеры в различных отраслях промышлен-
ности (машиностроение, стройиндустрия, лесная промышленность и т. д.), которые успешно функционируют и позволяют судить не только о необходимости формирования кластеров, но и об эффективности их работы как со стороны участников кластера, так и в рамках региона или страны в целом.
Рассмотрев основные особенности развития зарубежных кластеров, в первую очередь следует отметить, что кластеры имеют свойство не замыкаться в своей отрасли, а распространяться на смежные. Например, лидерство фирм США наблюдается не только в компьютеростроении («ИБМ», «Делл», «Хьюлетт-Паккард», «Эппл»), но и в производстве программного обеспечения к ним (мировой лидер - «Майкрософт», а также его наиболее сильные соперники - «Оракл» и др.), и в изготовлении микропроцессоров («Интел», «Моторолла»).
Формирование таких многоотраслевых коопераций сильных фирм - не случайность, а закономерный результат передачи по технологическим цепочкам преимуществ высокой конкурентоспособности от фирмы-родоначальницы кластера к предприятиям-смежникам. Например, толчок к выдвижению Швеции в число высокоразвитых государств создали конкурентные преимущества фирм горнорудной промышленности, объясняющиеся природным легированием. Легирование (нем. legieren - «сплавлять», от лат. ligare - «связывать») - добавление в состав материалов примесей для изменения (улучшения) физических и химических свойств основного материала - шведской железной руды [13].
Далее высокая конкурентоспособность распространилась на потребителей руды - на металлургические компании. Из уникальной руды можно было выпускать столь же уникальные, качественные стали. Последние, в свою очередь, способствовали международному успеху производителя шарикоподшипников «СКФ», делавшего из шведской стали лучшие в мире подшипники. Так, шаг за шагом, первоначальный импульс охватил широкий спектр машиностроительных компаний, которые вплоть до настоящего времени составляют конкурентоспособное ядро шведской экономики [9].
Выигрывает от успешного развития кластера не только его ближнее окружение. Кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и базы международной экспансии. Экономическая экспансия - насильственное или ненасильственное распространение сфер влияния в области экономики для всей национальной экономики.
Можно подчеркнуть и еще одно принципиально важное обстоятельство - стимулирование кластерных механизмов роста конкурентоспособности за последние полвека неоднократно становилось основой выдвижения целых стран в элиту развитых стран мира. Наиболее ярким примером резкого роста международной конкурентоспособности на основе государственной поддержки кластеров является опыт Финляндии. Согласно рейтингам, составляемым по заданию Мирового экономического форума, Финляндия в последние годы регулярно занимает первые места как в рейтинге перспективной конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index), так и в рейтинге текущей конкурентоспособности стран (Business Competitiveness Index), обгоняя такие ведущие индустриальные державы, как США, Япония, ФРГ. При этом политика подъема конкурентоспособности в Финляндии совершенно официально опирается на кластерную теорию [10].
В Российской Федерации уделяется значительное внимание кластерному вопросу. Примером тому являются не только разработки ученых в данной сфере, но и законодательное закрепление экономики ряда субъектов. Кластеры возникают и успешно развиваются в тех регионах России, где существуют объективные условия для формирования этого типа объединений предприятий и организаций. Такими условиями являются наличие групп предприятий, тесно связанных технологиями производства какого-либо конечного продукта, сложившаяся территориальная система распределения ресурсов, разделения труда и специализация отдельных территориально-произ-водственных комплексов, поддержка органов государственного управления как федерального, так и регионального масштабов.
Итак, в качестве «кандидатов» на роль российских кластеров обычно указываются фирмы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и аэрокосмическая отрасль, поскольку по существу именно в этих отраслях можно говорить об общепризнанно высокой международной конкурентоспособности российской продукции. Российские нефть, газ, алюминий, боевые самолеты, ракеты ПВО и т. п. несомненно зарекомендовали себя на мировых рынках. Бесспорно, производство перечисленных товаров в России конкурентоспособно по самым строгим международным меркам. Справедлив вопрос, следует ли в данном случае говорить именно о кластерах? Ведь их преимущества приобретены не в результате конкуренции, а внерыночным путем: либо как «советское наследие» (фирмы оборонно-промышленного комплек-
са), либо как дар природы (компании сырьевого сектора).
Дело, разумеется, не просто в истории возникновения, а в сути ситуации. Конкурентные преимущества, достигнутые благодаря взаимному противостоянию фирм кластера, являются само-поддерживающимися, а, следовательно, и устойчивыми. Ни одна из компаний не может позволить себе расслабиться из-за угрозы того, что конкуренты немедленно воспользуются заминкой в ее развитии. Другое дело - преимущества нерыночного происхождения. Они неорганичны для фирмы и потому вполне могут не только поддерживаться и наращиваться, но и растрачиваться, проедаться. Ведь и созданы они были некогда не усилиями самой фирмы (или, точнее, не одними ее усилиями), но, прежде всего, внешними факторами.
К примеру, не каждый российский нефтегазовый комплекс способствует формированию вокруг себя кластера высоко конкурентоспособных фирм. Вполне вероятна растрата конкурентных преимуществ как самим ядром кластера (сокращение разведанных нефтяных запасов), так и вовлеченными в его орбиту предприятиями [5].
О том, что такие негативные явления далеко не единичны, говорят многие именитые специалисты. К примеру, М. Портер в рамках презентации рейтинга международной конкурентоспособности Мирового экономического форума за 2003 г. отмечал: «Главная сила вашей страны -это огромные запасы природных ресурсов, хорошая рабочая сила и научно-техническая база, а также доставшаяся ей в наследство от закрытой советской экономики отлаженная система обеспечения. К сожалению, все эти сильные стороны недостаточно эффективно используются. Да, у России есть такие ресурсы, которым позавидует подавляющее большинство остальных стран, необходимы десятилетия для того, чтобы сформировались рабочая сила и научно-техническая база, подобные российским. Но Россия не может использовать все эти богатства, поскольку никак не выберется из проблем регулирования экономики.
До сих пор все ее экономические успехи были связаны в основном с эксплуатацией природных ресурсов. Иными словами, ваша страна пока проживает унаследованные богатства и не слишком хорошо сама создает новые богатства» [4].
Из данного утверждения следует, что в России «готовых» кластеров пока нет. В любом случае, нет таких, которые добились значимой по мировым меркам конкурентоспособности в ходе взаимного соперничества и соревнования. Однако
можно смело утверждать, что формирование кластеров в стране осуществляется. В Российской Федерации на самом высоком уровне подчеркивается актуальность повышения конкурентоспособности экономики страны.
Одним из регионов, в котором ведется кластерная политика, является Нижегородская область, где еще в условиях централизованной экономики начали формироваться следующие промышленные кластеры:
1) энергетический кластер (производство энергии, средства ее передачи и распределения, оборудование для них);
2) кластер лесной и деревообрабатывающей промышленности (производство целлюлозы, картона, бумаги, мебели, строительных материалов, заготовка и транспортировка леса, машин и оборудования для них, химикатов для производства);
3) кластер химической и нефтехимической промышленности (переработка нефтепродуктов, промышленная химия, химикаты специального применения, продукция химической промышленности общего назначения);
4) металлургическая промышленность (металлопрокат, литье, трубы, оборудование);
5) металлообработка (производство станков, спец.сталей, автоматизация производства, программное обеспечение) и др. [3].
Что касается Красноярского края, то здесь можно говорить о возможности формирования кластеров в лесопромышленности, агропромышленности, ювелирной промышленности и в транспортной сфере.
Рассматривая экономическое развитие Самарской области, следует упомянуть такие кластеры, как Поволжский автомобильный и Самарский космический, а также Авиационный промышленный кластер. В Тамбовской области возможно формирование агропромышленного, текстильного, химической промышленности и радиотехнических кластеров.
Итак, несмотря на фактическое наличие формирующихся кластеров в различных регионах Российской Федерации, кластеризация экономики остается одной из целей экономической политики страны, эффективным средством решения тех масштабных задач, которые стоят перед Россией.
Мировой опыт показывает, что ключевая роль в повышении конкурентоспособности «кластеров» играет качество таких основных групп ресурсов, наличие которых обеспечивает целесообразность создания технологического кластера, как: природные ресурсы; базовая материальнотехническая и производственная инфраструктура;
человеческие ресурсы; финансовые ресурсы; научно-технологическая инфраструктура; информационная инфраструктура; административная инфраструктура. В связи с этим именно развитие «кластеров» позволят более быстрыми темпами развивать существующий бизнес и повысить интенсивность появления новых компаний в рамках этого «кластера». Преимущество «кластеров» состоит и в том, что развитие одного или нескольких головных предприятий, выпускающих конечный продукт, ведет за собой развитие предприятий всей цепи: поставляющих сырье, реализующих сбыт, конструкторских и научных учреждений, а также учреждений, обеспечивающих кадрами.
Но «технологический кластер» - это и социальное понятие. Он образуется в сообществе людей, имеющих схожие экономические интересы. «Кластер» представляет собой способ самоорганизации сообщества для выживания в условиях международной конкуренции, когда снижается значение национальных границ как неких экономических регуляторов. Таким образом, именно те регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономики того или иного государства, начиная определять конкурентоспособность национальной экономики. А те географические точки, где нет подобных кластеров, отходят на второй план и, зачастую, переживают сильнейшие социальные кризисы. При этом наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались, так называемые, промышленные или инновационные кластеры - комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органов государственного управления и пр. на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Эти комплексы выступают альтернативой секторальному (отраслевому) подходу.
Территориальные промышленные кластеры имеют важное значение для развития предпринимательства, прежде всего, для малого и среднего, так как позволяет предпринимателям создавать новые фирмы, обслуживающие конкретную промышленную нишу. При этом меньшая степень вертикальной интеграции структур внутри кластера облегчает вхождение в него новых фирм. В кластерных структурах облегчается доступ к капиталу, так как географическая концентрация фирм имеет большую притягательную силу для венчурных капиталистов, многие из которых сделали свою карьеру на расположенных в этих кла-
стерах отраслях промышленности. Близость большого количества фирм облегчает обмен идеями и передачу знаний от специалистов фирм, входящих в кластер, и начинающих свое дело. Таким образом, именно в создании кластеров заложены три основные составляющие экономического роста региона: технологические, социально-экономические и ресурсные (саморазвитие). Это и делает кластерный подход одним из наиболее перспективных инструментов развития территорий.
Литература
1. Адамова К. З. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. № 38. С. 172-177.
2. Адамова К. З. Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. № 34. С. 129-134.
3. Захаров В. Я. Устойчивое экономическое развитие региона на основе формирования промышленных кластеров // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2006. Т. 11, Вып. 3. С. 389.
4. Китаев В. П. «Майкл Портер о России // Эхо планеты. 2004. № 4. С. 53-54.
5. Куликовский Я. Сетевая экономика: создание кластеров способно решить многие проблемы российских компаний // Sales Business. 2009. № 7. С. 8-15.
6. Марков Л. С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. М., 2004. С. 139-147.
7. Мингалева Ж., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 5. С. 100-102.
8. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. М., 2005. С. 491.
9. иКЬ: http://www.rae.ru
10. иКЬ: http://www.center-inno.ru
11. иКЬ: http://stra.teg.ru
12. иКЬ: http://www.compass-r.ru
13. иКЬ: http://www.edudic.ru
* * *
CLUSTER AS THE INSTRUMENT OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE
REGION IN THE CONDITIONS OF THE MODERN WORLD ECONOMY
S. V. Zhirkova
In article the author investigates clusters as the instrument of increase of competitiveness of the region which are formed where «breakthrough» advance in the field of equipment and the production technology and the subsequent exit to new market niches is carried out or expected. Benefits for business from cluster development as a whole consist in increase of efficiency and decrease in expenses in the current activity and development of the markets, increase of flexibility and innovative potential at creation of new products, technologies.
Key words: cluster, competitiveness, innovations, transformation, efficiency, strategic management, innovative orientation, industrial cluster, technological cluster, regional cluster, economic expansion.