УДК 378
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
© Г.Б. Болоний, В.Ю. Лыскова
Ключевые слова: кластер; образовательный кластер; высшее профессиональное образование; региональный образовательный кластер; инновационная деятельность.
Рассматривается кластерный подход как метод активизации инновационной деятельности региональных образовательных учреждений. Рассматриваются компоненты и преимущества образовательных кластеров.
«Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира». Это положение, сформулированное в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1], ориентирует образовательные учреждения на активную инновационную деятельность, разработку собственной стратегии развития.
В настоящее время происходит переход к инновационному типу развития производства, что повышает востребованность персонала с высшим образованием, происходят изменения в структуре источников финансирования высшей школы. Речь идет о снижении доли государственных ассигнований и увеличении корпоративных расходов на финансирование деятельности вузов [2]. Образовательные структуры и корпорации имеют все возможности формировать специализированные структуры (кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы), цель которых - ускорение внедрения в производство результатов научных исследований и разработок.
Рассмотрим применение кластерного подхода в инновационной деятельности образовательных учреждений.
Т.И. Шамова [3] под кластером понимает ячейку (образования, экономики и т. д.); организационную форму объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ.
Л. Беспалова [4] считает, что кластер - структура, состоящая из нескольких равноправных частей, сохраняющая свою полноценную функциональную работоспособность при выходе из строя произвольных составляющих его компонентов.
Термин «кластер» заимствован из экономики. В экономике кластерами принято называть группу производственных предприятий (цепочку потребителей и поставщиков), выпускающих какой-либо товар или группу товаров, локализованную на определенной территории. При этом крайне важна ориентация на определенного типа товарную группу.
Основоположник кластерной теории в экономике Майкл Портер описал механизм формирования класте-
ра как сообщества фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, и определил их роль для экономики государства - точки внутреннего роста рынка.
Первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности кластерный подход со временем стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности как основа стимулирования инновационной деятельности. Как правило, наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии с последующим выходом на новые «рыночные ниши». Л. Беспалова [4] считает, что кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта».
Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность.
Первый из регионов России - Татарстан, где в 2006-2007 гг. было создано 14 образовательных отраслевых кластеров [5, 6].
В Татарстане подписаны соглашения о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки кадров в рамках образовательных кластеров в области машиностроения, легкой промышленности, нефтехимии и нефтепереработки.
Кластер представляет собой блок, главными действующими «юридическими лицами» которого являются базовое предприятие и головной вуз, взаимодействующий с профессиональными училищами.
Познакомиться со своей специальностью по-настоящему учащийся может лишь во время производственной практики. Однако финансирование из республиканского бюджета не может полностью обеспечить материальную базу практики.
Для достижения этой цели, а также для максимального приближения условий практики к реальным условиям производства должны объединить усилия государство, учебное заведение и предприятие - будущий работодатель.
Учебные заведения со статусом автономного учреждения (учредителями которых станут отраслевые министерства) координируют образовательный процесс с базовыми предприятиями.
В республике Башкирии считают наиболее оптимальным кластерный вариант реструктуризации сети учреждений профессионального образования, который позволит сохранить научно-образовательный и кадровый потенциал.
В республике Башкирии на базе крупных вузов -Уфимского государственного нефтяного технического университета, Башкирского государственного университета, Башкирского государственного аграрного университета, Башкирского государственного медицинского университета - созданы многоуровневые университетские комплексы. Образовательные кластеры, объединяющие учреждения профессионального образования различного уровня, отраслевые министерства и ведомства, предприятия [7] позволяют эффективно решать целый комплекс задач: оптимизация структуры подготовки кадров; повышение качества образования; новое поколение получения профессионального образования различного уровня в рамках единого комплекса; возможность оказывать научное сопровождение инновационного развития ведущих отраслей экономики и социальной сферы республики.
В республике уже эффективно функционируют аграрный и педагогический кластеры, объединяющие учебные заведения разного уровня на ассоциативной основе. На современном этапе создания вышеназванных кластеров можно реорганизовать учреждения среднего профессионального образования путем присоединения их к вузам: 1) Уфимского государственного профессионально-педагогического колледжа к Башкирскому государственному педагогическому университету имени М. Акмуллы; 2) Уфимского авиационного техникума, Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники, Белебеевского машиностроительного техникума, Нефтекамского машиностроительного колледжа, Сибайского торгово-экономического колледжа, Уфимского автотранспортного колледжа к Уфимскому государственному авиационному техническому университету [7].
Образовательный кластер Владимирской области (П.Н. Захаров и Е.В. Тоготина) [8] позволил рассмотреть систему образования как управляемую сеть, наполненную содержательной (образовательной) деятельностью, образовательным процессом, регламентируемым программами, носителями содержания образования, организацией, мотивацией кадров учителей и участников процесса, их взаимодействием; результат взаимодействия отдельных звеньев инфраструктуры в достижении целей образования.
Управление системой образования осуществляется на трех уровнях: федеральном, в ведении которого находится управление вузами, региональном, в ведении которого находятся учреждения среднего и начального профессионального образования, и муниципальном уровне, в подчинении которого находятся общеобразовательные учреждения и дошкольные учреждения.
В Удмуртской Республике кластер - это группа близко расположенных взаимодействующих компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные службы).
Наиболее успешные кластеры складываются там, где намечается технико-технологический прорыв, ко-
гда нужно объединить и скоординировать силы для освоения новых «рыночных ниш».
Отличительные признаки кластера как сетевой формы интеграции (С. Мохначев и Е. Мохначева [2]):
- субъекты, входящие в кластер, связаны географическим положением;
- основу структуры кластера составляет крупное промышленное предприятие, выполняющее роль интегрирующего ядра;
- кластер включает все предприятия и учреждения, сопряженные с основным, независимо от характера их деятельности (обслуживающие производства, сервисные фирмы, НИИ, университеты, рыночные посредники и др.).
Кластерная стратегия настоятельно требует существенных изменений в системе профессионального образования, приведения ее в соответствие с конкретными потребностями экономики региона, ее инновационной ориентацией.
Важным фактором успешного развития кластера является наличие устойчивой стратегии развития, выраженной в программе, для выполнения интересов которой консолидируются интересы бизнеса, органов власти, консалтинга, финансовых организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры и др.
Для организации кластера требуется высокая степень доверия участников по отношению друг к другу.
Основная идея инновационной программы развития Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина заключается в том, что в Тамбовской области есть знаниевый ресурс, который нужно использовать в полном объеме для развития экономики и социальной сферы. Этим ресурсом обладают, прежде всего, три университета, которые сохранились в регионе: классический, технический и аграрный. Особенности программы обусловлены спецификой нашего региона. Тамбовская область не имеет значительных природных ресурсов, ее географическое положение не позволяет организовать торговлю с иностранными государствами. В этой ситуации экономика области может быть основана только на знаниях.
Слово «кластер» в названии инновационной программы - это объединение, где нет иерархии, линейной подчиненности. Чтобы объединить в единую систему учебные заведения, частные компании, государственные органы и частно-государственные партнерства, нужна неформальная организация. Кластер - это единое экономическое, социальное и образовательное пространство, сформированное на основе инновационной идеологии. Роль университета в кластере сводится к тому, чтобы производить инновационный товар. Под инновационным товаром в данном случае подразумевается, говоря языком рыночной экономики, основной товар, который мы производим, - это выпускник программы высшего образования или специалист, повысивший в университете квалификацию. Но есть и другие товары, например, результаты фундаментальных или прикладных исследований.
Продвижение этого товара на рынке заключается во взаимодействии в рамках кластера. Заказчиками и потребителями продукции университета, по большому счету, выступает все население региона. Это граждане, бизнес-структуры, администрации различных уровней.
Например, в Тамбовской области есть нанотехнологическое производство, и теоретическая база развития нанотехнологий находится в нашем университете. Нанотехнологии основаны на мельчайших элементах, которые заменяют традиционные виды материалов, традиционные подходы к средствам передачи информации. Инновационное производство развивается, пользуясь кадровыми и другими ресурсами, которые есть в области, благодаря ему формируется новая среда, люди начинают зарабатывать больше денег, улучшают свои жилищные условия, покупают больше товаров, что приводит к расширению производства в других сферах [9].
Вслед за О.Е. Яворским [10] под образовательным кластером будем понимать совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. Важными отличительными чертами отраслевого образовательного кластера являются создание условий для формирования специалистов с различным уровнем профессионального образования, поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий, интеграция образования с наукой и производством.
Главным отличием образовательных кластеров от учебно-производственных комплексов, существовавших в нашей стране в советское время, является рыночный механизм управления ими, который создается снизу, по инициативе самих учреждений профессионального образования и предприятий, в то время как учебно-производственные комплексы управлялись сверху по командно-отраслевому принципу.
Специфика образовательного кластера как формы социального партнерства требует нового механизма участия региональных органов управления профессионального образования в процессе формирования и реализации его стратегии развития. Основная задача по созданию образовательного кластера заключается в повышении привлекательности кооперации между местными учебными заведениями профессионального образования и предприятиями отрасли.
Сегодня создаются школьные образовательные кластеры по технологии партнерства «школа - вуз», разрабатываются проекты для сетевого инновационного образовательного кластера (СИОК) школы.
Например, в Москве создается кластер для окружного проекта «Система сопровождения развития одаренных детей», в котором Методическому центру Северного окружного управления образования Департамента города Москвы отводится роль организации-лидера, определяющей инновационную стратегию.
Помимо включения педагогов в проект в настоящее время ведется активный поиск заинтересованных сторон - потенциальных участников кластера. Проводятся переговоры с учеными и представителями муниципальной власти.
Предполагается, что, создав кластеры в рамках проекта, получив необходимые ресурсы, будут созданы условия для «погружения» педагогов в проектную деятельность [11, 12].
ВЫВОДЫ. Основная цель создания кластера в регионе - создание точки роста инновационно-образовательной деятельности в области развития, освоения и научно-технического сопровождения перспективных
разработок в области информационных технологий на условиях интеграции образования и науки, партнерства и сотрудничества с предприятиями, организациями, учреждениями и научными центрами на всероссийском и международном уровне.
Образовательные кластеры, как правило, включают следующие компоненты: 1) субъекты образовательной деятельности (НПО, СПО, ВПО); 2) науку (академические институты, создатели новых технологий и др.); 3) производственные фирмы, которые сгруппированы вокруг крупного профильного вуза.
Формирование образовательного кластера позволяет получить следующие преимущества: 1) создание единого образовательного пространства; 2) интеграция профессионального образования с предприятиями отрасли; 3) создание нового синергетического качества за счет интеграции; 4) сокращение сроков подготовки специалистов и, как следствие, снижение себестоимости подготовки специалистов; 5) повышение конкурентоспособности образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. иКЬ: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. Загл. с экрана.
2. Мохначев С., Мохначева Е. Удмуртская Республика: кластеризация и ее влияние на региональный рынок труда и профессиональное образование. "ШЬ: http://chelt.ru/2010/5-10/mohna4ev.5-10.html. Загл. с экрана.
3. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: Материалы 10 Международного образовательного форума (Белгород. 24-26 окт. 2006 г.): в 2 ч. / БелГУ, МИГУ, МАНПО; отв. ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. Белгород: Издательство БелГУ, 2006. Ч. 1. С. 24-29.
4. Беспалова Л. Что Такое Кластер? иКЬ: http://siok.rightside.ru/siok/ 2009-12-01-06-24-41. Загл. с экрана.
5. Журавлева М.В. Профессиональная подготовка кадров на основе кластерного подхода // Альмаматер. 2010. № 2. С. 50-55.
6. Образовательные кластеры объединят заводы, вузы и ПТУ. иКЬ: http://info.tatcenter.ru/science/46263.htm. Загл. с экрана.
7. Галиева Г. Образовательные кластеры - будущее профессиональной подготовки кадров. иКЬ: http://www.agidel.ru/?param1 =
17958^аЬ=13. Загл. с экрана.
8. Захаров П.Н., Тоготина Е.В. Образовательный кластер региона. иКЬ: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=1869. Загл. с экрана.
9. Кластерная модель инновационного развития университета: Коллективная монография / авт. кол.; отв. ред. Е.А. Юрина; Федеральное агентство по образованию. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. 706 с.
10. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. 21 с.
11. Суходимцева А.П. Развитие компетентности педагога в условиях кластерного проекта. иКЬ: http://socpolitika.ru/rus/conferences/9300/ 9301/9303/document9620_print.shtml. Загл. с экрана.
12. Королева Н.Л., Лыскова В.Ю. Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2010. Т. 15. Вып. 6.
Поступила в редакцию 12 ноября 2010 г.
Bolony G.B., Lyskova V.Ju. Cluster approach and its use in scientific and pedagogical researches
The cluster approach as a method of activization of innovative activity of regional educational institutions is considered. The components and advantages of educational clusters are considered.
Key words: cluster; educational cluster; higher professional training; regional educational cluster; innovative activity.