УДК 330:001(470.620)
ББК 65.011.15(2Рос-4Кра) К 28
В.Е. Касьянова
Аспирант Кубанского института международного предпринимательства и
менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 444 47 34.
О формировании научно-образовательного кластера Краснодарского края
(Рецензирована)
Аннотация. В статье обосновывается необходимость создания и развития научнообразовательного кластера в условиях постиндустриальных преобразований современной России; рассматривается возможность формирования на территории Краснодарского края «новой экономики» - экономики знаний, а также возникновения крупного научного центра в масштабах всей страны.
Ключевые слова: научно-образовательный кластер; интеграция; инновации;
коммерциализация результатов научных разработок.
V.E. Kasyanova
Post-graduate student, Kuban Institute of International Business and Management,
Krasnodar. Ph. 8-918-444-47-34
On formation of the scientific and educational cluster in the Krasnodar Region
Abstract. The paper substantiates the necessity of creation and development of scientific and educational cluster in the conditions of post-industrial transformations of modern Russia. The author discusses the possibility of the formation of the new economy, namely: the knowledge economy in the Krasnodar Region, and the scientific center on a country scale.
Keywords: scientific and educational cluster; integration; innovations; commercialization of research results
В условиях постиндустриальных преобразований современной России происходят глубокие изменения в социально-экономической жизни общества, которые, в первую очередь, затрагивают сферу образовательных услуг как локомотив инновационного развития. В настоящее время конъюнктура рынка образовательных услуг не соответствует конъюнктуре рынка трудовых ресурсов, что делает актуальным вопросы разработки механизмов взаимодействия сферы предоставления образовательных услуг со сферой труда, включая взаимодействие образовательных учреждений с организациями и предприятиями различных отраслей и направлений деятельности в целях продвижения новых технологий в производство и управление, а также с целью подготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности.
В данном отношении Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России [1].
На данный момент использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и
интенсификации механизмов государственно-частного партнерства. Вместе с тем следует уточнить ряд аспектов понятия «кластер».
Территориальные кластеры, в соответствии с Методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, определены как объединения предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов [2].
Согласно позиции М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [3]. С точки зрения Г.В. Мухаметзяновой и А.Р. Шайдуллиной, кластер - это интеграционный механизм, обеспечивающий интенсивное развитие образующих его организаций, их социальное партнерство [4].
Анализ мирового опыта успешной реализации кластерной организации экономики показал, что в практике различных стран сложились определенные модели кластерной политики: англо-саксонская (США, Великобритания, Австралия) и континентальная (страны Европы, Япония, Сингапур, Индия и др.) Эти теории не дают четкого определения основных критериев конкурентоспособности страны, региона, но выделяют такие показатели, как производительность труда, доля в экспорте, общая занятость населения, качество управления и образования [5].
Представляется, что в институциональном отношении наиболее приемлемой к российским условиям является континентальная политика развития кластеров, поскольку в ней ведущая роль в формировании кластерной организации экономики принадлежит государству. Такого рода политика включает в себя комплекс мер - от выбора приоритетных кластеров и финансирования проектов по разработке стратегий и программ развития кластеров до целевого создания ключевых факторов успеха для развития кластеров.
Кластерный подход предоставляет большие возможности как для повышения конкурентоспособности территориального образования, так и для повышения эффективности экономической политики региональной власти. В настоящее время данный подход к территориальному развитию, основанный на кластерах, является актуальным для развития науки и образования. Формирование научно-образовательных кластеров позволит создать те связи между образовательными, научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями (промышленными кластерами), общественными объединениями и информационной средой (1Т-кластерами), которые отсутствуют в рамках обычного научно-образовательного комплекса.
Подведем итоги. Под научно-образовательным кластером мы понимаем устойчивое территориально-отраслевое партнерство между учреждениями дошкольного, общего, профессионального образования, научно-исследовательскими организациями и предприятиями региона, их объединениями и информационной средой [6].
Участниками кластера могут быть образовательные учреждения, научноисследовательские организации и вузы, профессиональные и общественные организации, производители и поставщики, кредитные организации и банки, инфраструктура, а также административные органы регионов.
В условиях научно-образовательного кластера можно обеспечить интеграцию вузовской, академической и отраслевой науки, однако необходимым условием является решение следующих задач:
1) достижение эффективного взаимодействия академических научноисследовательских учреждений и высшей школы, совершенствование форм и видов взаимодействия, расширение совместных научных исследований;
2) развитие опытно-экспериментальной и материально-технической базы совместных исследований НИИ и вузов;
3) создание совместных центров высоких технологий;
4) формирование и совершенствование информационной базы НИИ и вузов;
5) подготовка научных кадров через аспирантуру и докторантуру;
6) обеспечение высокого уровня учебного процесса;
7) материальная поддержка научных кадров НИИ и вузов.
В связи с этим возникает необходимость создания специальной инфраструктуры сферы предоставления образовательных услуг, целью которой является обеспечение эффективного взаимодействия бизнеса, образования и науки, интеграции вузовской, академической и отраслевой науки.
В этом направлении на данный момент времени предпринимается немало (хотя и в недостаточной мере) усилий как со стороны государства, так и со стороны вузов, в частности, усиление материально-технической базы обеспечения учебного процесса, модернизация образовательных методик, позволяющих студентам овладеть навыками решения задач как фундаментального, так и прикладного характера. Включение науки в активный процесс создания и передачи знаний способствовало бы решению задачи модернизации отечественного производства. В свою очередь, активное участие в названных процессах элемента «бизнес», в свою очередь, повлияло бы на степень готовности бизнеса не только участвовать в образовательном процессе, но активно развивать национальную инновационную систему страны [7].
Наука, научная среда и научное управление в научно-образовательном кластере создает ядро кластеров - устойчивую систему распространения новых знаний, технологий и продукции - технологическую сеть. Финансирование инноваций в основном происходит за счет коммерческих структур, вкладывающих средства в предприятия, работающие в соответствии с современным пониманием менеджмента. Именно за счет науки предприятия получают дополнительные конкурентные преимущества и возможность осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. В условиях высокого уровня конкуренции предприятие получает значительный эффект от наличия инновационных разработок [8].
Построение образовательного кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной (территориальной, функциональной) зоны бизнес-проекты в конкретной образовательной области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых технологий, методик, интеллектуальных продуктов и подготовку производства этих продуктов. Для работодателя-заказчика образовательных услуг образовательный кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений.
Синергия - вот на что ориентирует кластер. Построение кластера может осуществляться в трех сценариях:
- «сверху вниз», т.е. с первоочередным образованием органов совещательной координации и мониторинга, определением стратегии кластера в целом и его ресурсной поддержкой;
- «снизу вверх», т.е. выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера;
- смешанный вариант, когда параллельно во времени сочетаются оба подхода.
Первые два способа построения кластера схожи с вариантами формирования новых
территориальных экономических систем. При этом кластеры в качестве структур самоорганизации внутренней среды региона могут появляться либо спонтанно, либо в результате индукции. В первом случае налицо обычный процесс рыночного саморазвития с соответствующими критериями повышения экономической эффективности и конкурентоспособности. Роль государства в этом случае сводится к различным способам содействия. Во втором случае мы имеем дело с системным случаем организационной
инновации, он может по большей части осуществляться при прямом участии и по инициативе государства.
Для экономической системы Краснодарского края наиболее предпочтительным является смешанный вариант построения научно-образовательного кластера, когда параллельно во времени сочетаются подходы «сверху» и «снизу», что позволяет быстро создать ядро кластера, а потом к нему «прирастить» естественным путем научные и образовательные учреждения, предприятия, организации.
Среди факторов, мотивирующих интеграцию организаций в научно-образовательный кластер, можно отметить следующие [8]:
- согласованные требования предприятий к образовательным учреждениям, в том числе к качеству образовательных услуг, обеспечение соответствия требований предприятий к уровню образования и квалификации выпускников образовательных учреждений;
- снижение затрат на внедрение новых образовательных технологий за счет эффекта масштаба;
- эффективность коллективных инноваций в наукоемких отраслях;
- расширение доступа к информации о потребностях рынка и продвижение продукции и услуг малого бизнеса на рынок крупных предприятий;
- повышение возможности предприятий, в том числе малых, к привлечению инвестиций и грантов;
- повышение эффективности научно-исследовательской деятельности путем обеспечения высокой материально-технической базы.
В условиях образовательного кластера происходит активизация и использование творческого потенциала молодежи в научной и инновационной деятельности, что способствует изменению качеств инновационной экономики как системы: гибкости,
динамичности, вариативности, адаптивности, стабильности, прозрачности, преемственности и целостности [9].
В образовательном кластере из всех учреждений образования приоритет отдается вузам, так как в начале XXI в. происходит усиление роли университетов как значимых субъектов развития в формировании потенциала региона, складывается система интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе, что отражено в таких документах Болонского процесса, как Сорбоннская (1998 г.) и Болонская (1999 г.) декларации [10].
Наиболее эффективными научно-образовательными кластерами являются партнерства с участием представителей различных уровней профессионального образования, включая взаимодействие со средними специальными учебными заведениями. Так, в научнообразовательном кластере Казанского национального исследовательского технологического университета участвует Казанский нефтехимический колледж; в Полимерном кластере Санкт-Петербурга наравне с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики также участвуют СПбГУЭФ ВЭШ, СПбГУ, СПбГТИ (ТУ) [10].
Представляется, что для воплощения идеи создания научно-образовательного кластера на территории Краснодарского края органам региональной власти необходимо осуществить следующие меры:
- разработать методические рекомендации по процессу создания кластеров и осуществить подготовку персонала;
- определить круг организаций, способных создать ядро кластеров;
- создать систему информационной поддержки формирования кластерных инициатив;
- разработать и реализовать программы поддержки кластерных инициатив в регионе, в том числе инвестиционное, информационное, кадровое, энергетическое обеспечение развития кластеров;
- проводить мониторинг и оценивать эффективность кластерной политики.
Правомерен вывод о том, что сближение сферы бизнеса и сферы профессионального образования, в рамках которого и могут быть созданы научно-образовательные кластеры, будет преимуществом современного развития России, позволит значительно повысить эффективность процесса профессиональной социализации студентов. Создание научнообразовательного кластера Краснодарского края обеспечит расширение доступа к инновациям и технологиям, будет способствовать коммерциализации результатов научных разработок, т.е. формированию на территории региона «новой экономики» - экономики знаний, а также созданию крупного научного центра в масштабах всей страны.
Примечания:
1. Об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // КонсультантПлюс. М., 2013. Загл. с экрана.
2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: [утверждены Минэкономразвития РФ 26.12.2008 г. № 20615-ак/д19] // КонсультантПлюс. М., 2013. Загл. с экрана
3. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002.
4. Мухамедзянова Г.В., Шайдуллина А.Р Интеграционные процессы в региональной системе профессиональным образованием: извлечения из монографии // Инновации в профессиональной школе. 2011. № 10.
5. Горетов И.Н. Роль специализации в региональном кластерном развитии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 5.
6. Инвестиции в науку. URL: www.4plus5.ru/13_3.htm
7. Красикова ТЮ. Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. заоч. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2011.
8. Мальцева Е.А. Научно-образовательный кластер как основа формирования новой экономики региона // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2008. № 50. С. 63-71.
9. Шленова М.Ю. Управление использованием творческого потенциала молодежи в научно-инновационной сфере: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.
10. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. Казань: Школа, 2010.
References:
1. The order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r “On the approval of the concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020”
2. Methodical recommendations on realization of cluster policy in subjects of the Russian Federation (approved by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of 26.12.2008 No. 20615-ak/d19)
3. Porter M.E. Competition. M.: Williams Publishing House, 2002.
4. Mukhamedzyanova G.V., Shaydullina A.R. Integration processes in regional system of professional education. Extractions from monograph // Innovations at professional school. 2011. No. 10.
5. Goretov I.N. Role of specialization in regional cluster development // Actual problems of the Humanities and Natural Sciences. 2009. No. 5.
6. Electronic resource: Investments into science // www.4plus5.ru/13_3.htm
7. Krasikova T.Yu. Formation and development of an educational cluster as part of the mechanism of integration of higher school science into innovative national system // Economy, management, finance: materials Intern. Distance Sci. Conf. Perm: Mercury, 2011.
8. Maltseva E.A. Scientific and educational cluster as a basis of formation of new economy of the region // Sci.-Tech. Bull. of Information Technologies, Mechanics and Optics. 2008.
9. Shlenova M.Yu. Management of use of creative potential of youth in the scientific and innovative sphere: Author’s summary of dissertation for Candidate of Economics degree: 08.00.05. Moscow, 2009.
10. Smirnov A.V Educational clusters and innovative training in higher education institution: Monograph. - Kazan: RITs “School”, 2010.