Научная статья на тему 'Использование кластерного подхода как одного из условий формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера'

Использование кластерного подхода как одного из условий формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / CLUSTER / CLUSTER APPROACH / CREATIVE CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Филатова Карина Владимировна

Статья посвящена изучению кластерного подхода и возможностям его применения в формировании индивидуального стиля деятельности. Выявлены основные возможности кластерного подхода в области образования. Дана характеристика, раскрыта суть и особенности творческих кластеров (креативных индустрий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CLUSTER APPROACH AS ONE OF CONDITIONS OF INDIVIDUAL STYLE ACTIVITY FORMATION OF STUDENT-DESIGNER

The article is devoted to studying cluster approach and possibilities of its application in formation of individual style of activity. The basic possibilities cluster approach in the sphere of education is revealed. The characteristic is given; the essence and features creative clusters (the creative industries) are opened.

Текст научной работы на тему «Использование кластерного подхода как одного из условий формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера»

УДК з7і

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА

© Марина Сергеевна ЧВАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, проректор по образовательной политике и инновациям, e-mail: [email protected] © Карина Владимировна ФИЛАТОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства, аспирант кафедры информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected]

Статья посвящена изучению кластерного подхода и возможностям его применения в формировании индивидуального стиля деятельности. Выявлены основные возможности кластерного подхода в области образования. Дана характеристика, раскрыта суть и особенности творческих кластеров (креативных индустрий).

Ключевые слова: кластер; кластерный подход; творческий кластер.

При исследовании проблемы формирования индивидуального стиля художественно-проектной деятельности целесообразно обратиться к кластерному подходу, поскольку кластер, являясь основой взаимодействия заинтересованных сторон в направлении достижения поставленных задач, может рассматриваться как необходимое условие для реализации механизмов формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) выявить основные возможности кластерного подхода в области образования;

2) раскрыть специфику деятельности творческих кластеров и их возможности в дизайн-образовании;

3) установить возможности применения кластерного подхода в художественнопроектной деятельности, обеспечивающие реализацию механизмов формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера.

Для решения первой задачи была проанализирована научная литература в области

применения кластерного подхода в образовании.

Кластерный подход - это новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом.

Рассмотрим исследования, где кластер представлен как географически сконцентрированная группа неоднородных организаций и структур (образовательных учреждений, предприятий производственных отраслей), способная обеспечить более высокую степень взаимодействия образования, науки, производства и усилить их возможности на пути достижения общей цели.

Так, О.Е. Яворским разработана модель образовательного кластера, под которым автор подразумевает совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных механизмом социального партнерства с предприятиями отрасли [1]. Возможности кластера рассмотрены с позиции интеграции образования, науки и производства с целью создания условий для формирования специалистов с различным уровнем профессионального образования и поднятия престижа высококвалифицированных рабочих профессий.

Э.Г. Гарайшиной рассмотрена реализация региональной модели на основе интеграции профильного химического образования с начальным профессиональным образованием в условиях образовательного нефтехимического кластера «производство - вуз - профильная школа» [2]. Подчеркивая роль образовательного кластера, автор говорит о возможности обучающихся приобрести практические навыки и умения; об их профессиональном самоопределении, а также о профессиональной подготовке востребованных квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

Исследуя возможности кластерного подхода, некоторые авторы говорят о кластере как об организационной форме, объединившей потенциал не только образовательных учреждений и производственных предприятий, но и управленческих, научных, общественных и бизнес-структур с целью личностного и профессионального развития его участников.

Именно реализацию такого кластерного подхода в сфере образования предложила

Т.И. Шамова, сравнивая данное понятие с ячейкой (образования, экономики и т. д.) [3, с. 24-29]. Кластер - это организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ. Автор определяет кластер с позиции социально-экономической терминологии, т. к. речь идет об особой форме территориально-отраслевого партнерства, построенного на основе интегрированного взаимодействия, ориентированного на социально-экономические потребности региона и способствующего росту конкурентоспособности его участников. Т.И. Ша-мовой рассматривается кластерный подход в качестве механизма, позволяющего объединить потенциал неоднородных организационных структур с целью эффективного и оптимального решения проблем в образовании.

Рассматривая преимущества кластерного подхода, Т.И. Шамова отмечает, что он дает возможность:

- выявить проблемы и сильные стороны соответствующего направления в образовании;

- использовать органам управления конкретный инструментарий эффективного взаимодействия внутри системы, глубже понимать проблемы, осуществлять научно обоснованное планирование развития региона;

- получить в условиях функционирования кластера информацию о состоянии дел за счет рефлексии деятельности и ее результатов в каждом кластере;

- создать новое синергетическое качество за счет интеграции;

- практически повысить «конкурентоспособность образования, являющегося основным фундаментом, обеспечивающим подготовку научных и профессиональных кадров».

А.П. Суходимцева, опираясь на идеи Т.И. Шамовой, рассматривает кластерный подход как способ развития проектной компетентности педагога [4, с. 91-96]. Она считает, что применение данного подхода позволяет учителю выйти за рамки своей привычной педагогической деятельности при осуществлении личностно значимых проектов за счет организованного взаимодействия школы с различными структурами: вузами, НИИ, государственными органами, общественными и коммерческими организациями.

А.П. Суходимцева указывает на важность совместной деятельности в связке «вуз - окружной методический центр - школа», где роль организации-лидера отводится окружному методическому центру.

Кластерный подход является инструментом интеграции государства, общества и промышленности в сфере образования, взаимовыгодным для всех участников данного процесса. Региональная система получает возможность концентрировать имеющиеся ресурсы при обеспечении высокого качества и доступности образовательных услуг, а также возможность регулирования рынка образовательных ресурсов и его взаимодействия с рынком труда, что является необходимым условием для формирования профессионального самоопределения учащихся.

В работах М.С. Чвановой рассматриваются характерные черты образовательного кластера [5, с. 60-65]. По мнению автора, основными целями создания и развития образовательных кластеров стали:

- подготовка высококвалифицированных специалистов для наукоемких отраслей;

- производство (создание) и реализация связанных или взаимодополняемых инвестиционных товаров (продуктов или услуг) совместными усилиями университета и бизнес-сообщества.

Основными признаками образовательного кластера являются: наличие внешних связей университета с научными и бизнес-сообществами как системообразующее начало синергетических отношений по достижению взаимовыгодных совместных решений; наличие взаимодополняющих функций университета, компаний и организаций; взаимное способствование росту конкурентноспособности друг друга; определение кластера как сложной системы; наличие точек роста (организовываясь в более упорядоченную систему-кластер, организации ослабляют окружение, являясь точкой роста, к которой начинают «пристыковываться» другие организации).

М.С. Чванова рассматривает инновационно-образовательный кластер, ядром которого являются географически сконцентрированные образовательные и научные учреждения, а также инновационные предприятия, тесным образом взаимосвязанные и реализующие совместные проекты. Сильная науч-

но-образовательная компонента является базой для коммерчески востребованной инновационной деятельности. Формируемый инновационно-образовательный кластер должен быть вписан в экономику региона, усилить ее сильные стороны и находиться на пересечении с другими кластерами в регионе.

Автор рассматривает кластерный подход как один из прогрессивных механизмов совершенствования не только экономической и социальной среды, но и системы образования.

Таким образом, необходимость обращения к данному подходу объясняется преимуществами кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон и возможностью личностного и профессионального развития участников кластера. Применение кластерного подхода исходит из возможности привлечения ресурсов (образовательных, материально-технических, экономических и др.) образовательных учреждений, государственных организаций и регионального сообщества.

Для решения второй задачи необходимо дать характеристику, раскрыть суть и особенности т. н. креативных индустрий или творческих кластеров.

Творческие люди сегодня - это представители всех творческих профессий. Творчество и креативность востребованы в самых разных областях жизни - в промышленности, бизнесе, управлении, образовании. Современные бизнес-стратегии принимают во внимание не только материальные, но и нематериальные активы. Человеческий, творческий капитал корпорации становится немаловажной частью ее финансовой состоятельности. Творческий подход дает возможность найти новые уникальные решения в стремительно меняющемся мире.

Определение креативных индустрий, на которое опирается сегодня большинство исследователей и специалистов по городскому развитию, было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 г.: «Креативные индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [6]. Согласно определению бри-

танского Департамента культуры, медиа и спорта, к творческим индустриям относятся секторы: графический дизайн, дизайн мебели и одежды, визуальные искусства и антиквариат, ремесла, архитектура, реклама, кино и видео, теле- и радиовещание, живая музыка и студии звукозаписи, исполнительские искусства, сфера развлечений и т. д.

С точки зрения форм бизнеса, творческие индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. В то же время это местные производства, ориентированные на поиск выхода на глобальные рынки в условиях постиндустриальной экономики.

Особая роль творческих индустрий связана с развитием проблемных городов и районов, а также с возрождением территорий, где размещенные ранее производства переместились в регионы с более дешевой рабочей силой. Поэтому творческие люди необходимы там, где нужны изменения.

Поскольку в творческих индустриях заняты в основном небольшие однородные (или схожие) организации и компании, где работают иногда лишь по несколько человек, им выгодно объединять свои усилия. Тем более, что это позволяет создавать полноценный творческий продукт от стадии рождения идеи до ее воплощения и вывода на рынок. Творческие кластеры - объединения разнообразных архитектурных и дизайн-бюро, художественных галерей, альтернативных книжных магазинов и пр. Все они, являясь, по сути, малым или средним бизнесом, могут испытывать определенные трудности в обустройстве собственной инфраструктуры. Кластер же помогает им стать более успешными и конкурентоспособными. Специфика творческого кластера заключается в необходимом требовании к творческой атмосфере и свободному образу жизни. Именно поэтому кроме частных пространств творческие кластеры имеют общие зоны, где проходят художественные и общественные события.

Итак, творческие кластеры - содружества независимых компаний и организаций, ведущих инновационную деятельность, связанные общностью территории и отношениями взаимного сотрудничества и конкуренции. Их объединяет нацеленность на из-

менения в экономике, социуме и раскрытие творческих способностей.

Бизнес и культура, зачастую противопоставляемые, совместно способны создавать совершенно новый экономический ландшафт, где творчество является ключевой субстанцией в цикле производства. Именно творческие кластеры - это объединение творческих предприятий, которые собирают совокупность ресурсов в сообщества и партнерства, стимулируют их деятельность и позволяют реализоваться им в экономическом масштабе.

При кластерном подходе отсутствуют границы между видами деятельности, и все они рассматриваются во внутренних глубоких взаимосвязях. Смысл, который вкладывается в определение творческого кластера и который определяет преимущества кластера перед традиционной воспитательной и управленческой моделью вуза, заключается в наличии не только формальных, но по большей части неформальных взаимоотношений между образовательным учреждением, заказчиком и предприятиями, входящими в кластер, что создает благотворный эффект, воздействующий на все эти кластерные составляющие единицы. Кроме вуза, заказчика и исполнителя в творческий кластер включается социум, его конкретные институты. Это создает дополнительные взаимоотношения между образовательным учреждением кластера, государственными органами, учреждениями культуры, жителями микрорайона и т. п.

Учитывая данные особенности творческих кластеров, мы считаем целесообразным использование кластерного подхода в формировании индивидуального стиля деятельности, задача которого состоит в создании условий развития и совершенствования профессиональных качеств художественнопроектной деятельности студентов-дизай-неров. Именно кластерный подход является в настоящее время одним из инновационных подходов в управлении вузом, позволяющих эффективно использовать имеющиеся в системе образования ресурсы и успешно противостоять негативным внешним и внутренним факторам.

В рамках исследования нам необходимо решить третью задачу и установить возможности применения кластерного подхода в художественно-проектной деятельности,

обеспечивающие реализацию механизмов формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера.

Индивидуальный стиль является системой приемов и способов организации продуктивной деятельности студентов, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения и свободно применять их в своей деятельности. Поэтому формирование индивидуального стиля деятельности, в котором происходит развитие исследовательской культуры, критического мышления преподавателя и студента, влечет за собой изменение не только в организации учебно-воспитательного процесса, но и обновление, расширение контактов с потребителями и заказчиками образовательных услуг, заинтересованными в компетентном выпускнике, «человеке знающем» и «человеке умеющем», как продукте кластерных образований. Несомненная ценность опыта, основанного на кластерном подходе, представляющем новый проектноориентированный подход: вовлечение предприятий, фирм, организаций в совместную со студентами продуктивную исследовательскую деятельность, создание разнофункциональных групп, организация такой работы, когда за успех проекта ответственна вся команда.

По нашему мнению, применение кластерного подхода в художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров ориентирует их деятельность на конкретные потребности регионального сообщества, получение инновационного продукта обладающего практической ценностью для каждого участника проекта.

Кластерный подход способствует формированию положительного отношения к художественно-проектной деятельности,

т. к. выполняя проект в рамках кластера, студент получает те эмоции и опыт, которые определяют дальнейшее его отношение к этой деятельности в целом. Работая в творческом кластере, студент видит результат осуществления своего проекта, что очевидно способствует дальнейшему его росту как специалиста. Именно положительные эмоции, позитивное отношение к художественно-проектной деятельности способствуют формированию у студентов интереса к поис-

ку, развивают их творчество и инициативу, желание достигнуть наилучших результатов.

Из сказанного мы можем утверждать, что результат и внешняя оценка показывают, насколько тот или иной проект является востребованным на рынке дизайнерских услуг. Гибкость и способность кластера к быстрому реагированию по нахождению выхода из негативной ситуации раскрывает его потенциальные преимущества, поскольку взаимодействие и связь членов кластерного объединения способствуют быстрому и эффективному обмену информацией, координации своих планов и действий, помощи друг другу. Таким образом, кластерный подход более наглядно показывает внешнюю оценку выполненного проекта, тем самым обязывая дизайнера производить более глубокий анализ этапов художественно-проектной деятельности и вносить в нее необходимые коррективы.

Из этого утверждения закономерно исходит следующее - кластерный подход способствует формированию стремления к успешности в профессиональной и учебной деятельности. Так как успешность представляет собой субъективно переживаемую характеристику деятельности человека в конкретной сфере, мы предположили, что, работая в рамках творческого кластера, студент-дизайнер будет непосредственно связан с оценкой результата своей деятельности. Это будет способствовать дальнейшему более качественному усвоению знаний, их прочности, системности, а также приобретению и совершенствованию более качественных проектных умений.

Кластерный подход способствует формированию активной мотивации. В рамках кластера наиболее успешно можно обеспечить студента активной мотивацией при помощи различных позиций: материальная и личная выгоды, вознаграждение, чувство удовлетворения как следующий шаг в продвижении к большой цели, интересные пути действий, личностный и профессиональный рост и т. д. Положительная личная мотивация способствует дальнейшему продвижению к поставленной цели, преодолению сложностей, поиску решений поставленных задач в проекте и т. п.

Кластерный подход способствует развитию художественно-образного мышления.

Образное мышление при художественном проектировании дизайнера - это процесс рационального познания, выражающий результат чувственного познания. Мерилом качества проектного образа дизайнера является то, что потребитель готов пользоваться воплотившей этот образ вещью или системой вещей. Удачный проектный образ моделирует отношение к нему потребителей, поскольку для них он и создан. Основываясь на этом утверждении, мы можем определить, что через кластерный подход процесс образного мышления дизайнера наиболее эффективно сможет учитывать потребности рынка, предприятий, фирм, отношение к продукции потребителей, нахождение способа для продвижения продукта на рынке.

Кластерный подход способствует формированию профессиональных компетенций (знаний, методов, средств и способов осуществления художественно-проектной деятельности и др.), несущих в себе творческое начало, инновацию, эксперимент. При реализации инновационных проектов студенты решают значимые для них проблемы, завершающиеся созданием дизайнерского продукта. В процессе реализации проектов студентам приходится решать задачи разного уровня сложности, которые воздействуют на восприятие, воображение, память, образное мышление, внимание, эрудированность, а также влияют на выбор методов, средств и способов деятельности. Так как кластеры обеспечивают наиболее благоприятную среду для создания и распространения новых знаний, коммерциализации знаний, развития новых технологий, создания новых продуктов и услуг, способствуют развитию более плодотворного сотрудничества внутри творческого кластера, то это дает возможность расширить познавательные интересы, повысить уровень общего интеллектуального развития студентов-дизайнеров, интерес к инновационной, исследовательской, творческой, самостоятельной деятельности.

Исходя из вышесказанного, мы можем перейти к следующему утверждению.

Кластерный подход способствует расширению сотрудничества и конкуренции, т. к. они являются основными видами взаимодействия между фирмами-членами кластера. Кластерный подход, базирующийся на партнерстве заинтересованных друг в друге субъ-

ектов, используется как метод стимулирования инновационной деятельности, основа взаимодействия большого и малого бизнеса.

В интересах инновационного развития и развития механизмов коммерциализации технологий кластера все стратегии предпри-ятий-участников должны быть скорректированы на основе взаимных интересов и сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями. В рамках кластера информационное взаимодействие и сотрудничество его участников идет всем на пользу. Исходя из сказанного, мы можем утверждать, что формирование способности дизайнера к сотрудничеству и взаимодействию должно быть неотъемлемой его чертой в ряде других немаловажных качеств.

Кластерный подход способствует развитию проектной рефлексии, что приводит к формированию компетенций адекватного взаимодействия с другими людьми, формированию положительных эмоциональных отношений между студентами при выполнении дизайнерского проекта. Студенты при таком сотрудничестве проявляют инициативу, настойчивость, позитивное отношение к участникам проекта. Таким образом, создавая дизайн-проект в условиях творческого кластера, студент работает над саморазвитием и самосовершенствованием.

Кластерный подход способствует развитию комбинационных способностей. Профессия дизайнера довольно многосторонняя. В данной профессии любого профиля есть две особенности, которые необходимо учесть. Во-первых, дизайнер должен уметь контролировать весь процесс подготовки проекта, во-вторых, быть специалистом в смежных областях (технологии процесса изготовления изделий, маркетинге, рекламе, РЯ1 и т. д.). Так как в кластере объединены общими интересами несколько предприятий, и тем более, если их взаимоотношения строятся на сотрудничестве, то соответственно возникает посильная помощь и меньше препятствий на пути выполнения разносторонних функций дизайнера, что соответственно ведет к более

1 РиЪНсЯе1а1;юш(РЯ) - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью, где под «общественностью организации» понимаются работники, партнеры и потребители (как местные, так и зарубежные).

прогрессивному формированию личностных качеств, интересов, склонностей и, что очень важно, - совершенствованию профессиональных способностей дизайнера.

1. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.

2. Гарайшина Э.Г. Региональная модель профильного химического образования в условиях образовательного кластера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2007.

3. Шамова Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействие образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона:

материалы 10 Международного образовательного форума: в 2 ч. (Белгород, 24-26 окт. 2006). Белгород, 2006. Ч. 1. С. 24-29.

4. Суходимцева А.П. Кластерный подход как способ развития проектной компетентности педагога // Управление образованием. 2009. № 1. С. 91-96.

5. Чванова М.С. Развитие технологий проектной деятельности студентов и школьников на основе реализации идей кластерного подхода // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: сборник научных трудов 13 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2009. С. 60-65.

6. UK Creative Industries Taskforce. Creative Industries Mapping Document. November 1998.

Поступила в редакцию 10.02.2012 г.

UDC 371

USE OF CLUSTER APPROACH AS ONE OF CONDITIONS OF INDIVIDUAL STYLE ACTIVITY FORMATION OF STUDENT-DESIGNER

Marina Sergeyevna CHVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Pro-rector for Educational Policy and Innovations, e-mail: [email protected]

Karina Vladimirovna FILATOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Senior Teacher of Design and Arts and Crafts Department, Post-graduate Student of Informatics and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]

The article is devoted to studying cluster approach and possibilities of its application in formation of individual style of activity. The basic possibilities cluster approach in the sphere of education is revealed. The characteristic is given; the essence and features creative clusters (the creative industries) are opened.

Key words: cluster; cluster approach; creative cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.