УДК 339.137:338.2 ББК 65.9(2)
З-48
Зеленская Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)527450, e-mail: [email protected].
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КЛАСТЕРОВ КАК МЕТОДА АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
(рецензирована)
Описана методика организации государственной поддержки развития кластеров в машиностроении, в частности - алгоритм определения конкурентоспособности кластера, определение точки невозврата для предприятий - участников кластера и методика отнесения кластера к инновационным.
Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационные кластеры, государственная поддержка.
Zelenskaya Olga Alexandrovna, Candidate of Economics, assistant professor of the Finance and Credit Department of the Financial and Economic faculty of Maikop State Technological University, tel.: (8772) 527450, e-mail: [email protected].
CHALLENGES AND OPPORTUNITIES FOR FORMATION OF COMPETITIVE CLUSTERS AS A METHOD OF ENHANCING INNOVATIVE PROCESSES
A technique for organizing public support for the development of clusters in engineering, in particular - an algorithm for determining the competitiveness of the cluster, determining the point of no return for companies - members of the cluster and the cluster assignment method to innovation has been described.
Key words: competitiveness, innovation clusters, government support.
В последние два десятилетия ХХ века в мире появилась экономика нового типа, которую называют информациональной и глобальной, что позволяет определить ее отличительные черты. Информациональная - так как производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация) зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Глобальная - потому что основные виды экономической деятельности, такие, как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающей экономических агентов. И, наконец, информациональная и глобальная - потому что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети. [1]
Различие между понятиями "информационное общество" (information society) и "информациональное общество" (informational society) с аналогичными подтекстами для информационной / информациональной экономики заключается в том, что термин "информационное общество" подчеркивает роль информации в обществе. Информация в самом широком смысле, т.е. как передача знаний, имела критическую важность во всех обществах, включая средневековую Европу, которая была культурно структурирована и в некоторой степени объединена вокруг схоластики, иначе говоря, в основном в интеллектуальных рамках. В противоположность этому, термин "информациональное" указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти [1].
Конкурентоспособность страны в целом оказала весьма существенное влияние на конкурентоспособность российских предприятий. И в этом смысле положение российских производителей особенно неблагополучно. Создание интегрированного единого информационнального пространства в границах региональных промышленных систем позволит обеспечить системное
управление конкурентоспособностью и инвестиционной деятельностью на всех иерархических уровнях экономической системы мезоуровня. Не оставляет сомнения и тот факт, что объединение ресурсов участников регионального инвестиционного рынка (правительства, инвесторов, инноваторов и других субъектов регионального уровня) окажет существенное влияние на конкурентоспособность региональной промышленной системы.
В мировой практике существуют различные способы активизации инновационной среды в экономике страны. Формирование развитой инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инку-баторы, региональные инновационные фонды), создание сети трансферта технологий, прямая и косвенная финансовая поддержку инновационных проектов со стороны государства, а также развитие кластерного подхода в реализации инновационной политики предпринимательской среды, вот малая толика форм и методов, направленных на активизацию инновационных процессов в экономики России.
По мнению Майкла Портера, в современной экономике, особенно в условиях глобализации, традиционное деление экономики на сектора или отрасли утрачивает операциональность. На первое место выходят кластеры - системы взаимосвязей фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей. [2]
В современных условиях возникает множество проблем, связанных с функционированием интегрированных и квазиинтегрированных структур в промышленности, имеющих большое методологическое и прикладное значение, а также необходимость повышения экономической эффективности региональных промышленных систем. Это положение ставит перед территориями новые задачи, прежде всего связанные с выбором конкурентоспособной модели промышленной системы, позволяющей максимально использовать имеющийся потенциал.
Показывая тенденции развития интегрированных форм хозяйствования, особую актуальность приобретают вопросы, отражающие влияние различных форм и типов интеграции на экономический рост, устойчивость экономического развития, конкурентоспособность продукции тяжёлого машиностроения. Отражая эволюцию развития интегрированных структур, нам хотелось бы особое внимание уделить организации кластерных структур в отдельных отраслях промышленности, а частности в машиностроении, показать эффективность их функционирования, задачи становления в регионе. Исследование данной проблемы играет большую роль в обосновании экономической политики государства, при совершенствовании институциональной основы машиностроительного комплекса, в содействии развитию более эффективных форм интеграции.
Неоднозначное отношение к проблеме создания экономических кластеров, сложившееся сегодня в научных кругах России, требует углубленной проработки научных подходов к этому экономическому явлению в рамках новой концепции конкурентоспособности и рассмотрения возможностей создания качественно новых интегрированных структур, направленных на реализацию инновационной и инвестиционной составляющей экономической политики и практической трансформации механизмов государственного регулирования интегрированных систем в машиностроении, в том числе и на региональном уровне.
Согласно исследованиям основоположника кластерного подхода к теории конкурентных преимуществ М. Портера, «фирмы отраслей, имеющих неоспоримые конкурентные преимущества внутри страны (или в международных масштабах), обычно не бессистемно разбросаны по территории страны, а имеют свойство концентрироваться в одном и том же регионе страны». Конкурентоспособные фирмы распространяют свое влияние на субъектов рынка, с которыми они находятся во взаимодействии: поставщиков, потребителей и конкурентов. В свою очередь, повышение конкурентоспособности этих фирм благотворно влияет на деятельность и статус конкурентности фирмы-лидера. Итогом такого взаимодействия является формирование кластера, то есть сообщества тесно связанных фирм, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Отдельные кластеры способствуют повышению конкурентоспособности отдельных отраслей региона на отечественном и мировом рынках.
Машиностроительный кластер представляет собой инновационно направленную, территориально локализованную интегрированную структуру с элементами сетевой организации, организованную на основе машиностроительного производства, включающую различные сферы машиностроительного комплекса, входящие в технологическую цепочку создания добавленной стоимости.
На наш взгляд, промышленные кластеры представляют собой продукт интегрированного и квазиинтегрированного взаимодействия и имеют многие положительные черты, присущие этим видам сотрудничества. Вместе с тем промышленные кластеры - несколько иная система, не характерная для российского промышленного производства.
Следует отметить, что до настоящего времени никаких нормативных правовых или рекомендательных документов по вопросам кластерной политики не принято. Под кластером можно понимать группу однородных взаимосвязанных экономических объектов (корпораций, отраслей или предприятий). Также под кластером можно понимать одно научно-техническое направление. Региональным кластером может быть сетевая структура, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации гражданского общества в регионе, сплоченных вокруг ядра конкурентоспособной экономической деятельности. Территориальная концентрация (специализация), сочетание кооперации и конкуренции обеспечивают предприятиям кластеров суммарные конкурентные преимущества по сравнению с отдельными предприятиями, что повышает их конкурентоспособность в целом и отдельные возможности в частности.
Участниками кластера могут являться: фирмы, предприятия, некоммерческие и общественные организации, научно-исследовательские и образовательные организации, организации инновационной инфраструктуры. В состав кластера также могут входить подразделения региональной и муниципальной власти, которые нередко оказывают существенное воздействие на процессы его формирования и развития.
Кластерная политика - мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития кластеров на определенных территориях. Включает в себя меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку. Кластерный подход кардинально отличается от традиционного отраслевого подхода (рис. 1).
При создании кластеров необходимо использовать опыт функционирования научно-производственных объединений (НПО), территориально-производственных комплексов (ТПК), а также зарубежный опыт западных стран, где политика кластеризации при активной государственной поддержке проводится с начала 1990-х гг.[3]
« С ило сные б ашни» Отраслевого подхода
«Слоеный пирог» кластерного подхода
портфель невзаимосвязанных отраслевых стратегий
• Лоббирование интересов отдельной отрасли или
1,конкретной компании
г
• Перетекание выгод в одну из
отрайЛй"' “ *■
• Деформация конкуренции
5
П
и
Я
а
н
О
1Е
>1
ІЕ
>1
и
V
Т Я 2 о 35
Г)
к
. в ' м / н
и
ч
V
п
и
5
я
П
©;
СП
.в'..
5 .
а <•
в '
н
5
П
О
а
портфель кластерных инициатив „ _ связывающих отрасли________
• Эффективный диалог между ключевыми держателями интересов
Ч • Специализация участников
• Интенсивная организация нового в т.ч. малого и среднего
бизнеса
• Повышение инновационности
Рис. 1. Отличия кластерного похода от отраслевого
Существует множество примеров, доказывающих, что в современной экономике основными участниками конкурентной борьбы постепенно становятся не отдельные предприятия, а кластеры с участием малых, средних и крупных предприятий. В настоящее время популярность кластерного подхода такова, что крупные транснациональные компании при размещении сборочных производств выбирают при прочих равных условиях те регионы, в которых сформированы кластеры поставщиков.
Преимущества, получаемые региональными властями при реализации кластерного подхода, заключаются в том, что кластер позволяет сфокусировать внимание на проблемах и преимуществах экономики. Органы управления кластерами, в которые могут входить и представители властных структур, получают доступ к разнообразной и концентрированной информации о деятельности предприятий, состоянии данного сектора экономики, рынке трудовых ресурсов, что существенно уменьшает объем аналитической работы, выполняемой органами власти, увеличивая уровень ее достоверности. В качестве критериев оценки стратегического потенциала кластеров могут использоваться следующие: темп роста продукции видов экономической деятельности, в которых заняты центральные предприятия кластера в сравнении с темпом роста экономики в целом (отраслевой рост); темп роста продукции кластера в сравнении с темпом роста вида экономической деятельности в целом (кластерный рост); доля продукции отраслевого кластера в валовом региональном продукте.
Первоочередной задачей, направленной на формирование благоприятных условий для достижения успеха в ходе реализации кластерной политики, является формирование необходимой аналитической базы и реализация системы мероприятий по информационной поддержке реализации кластерной политики на федеральном и региональном уровнях.
С точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики органов федеральной исполнительной власти могут быть использованы механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, такие как:
- федеральные и ведомственные целевые программы;
- федеральные адресные инвестиционные программы;
- НИОКР;
- средства Инвестиционного фонда Российской Федерации;
- средства Банка развития и внешнеэкономической деятельности;
- средства, выделяемые на создание особых экономических зон;
- средства венчурных фондов;
- средства, выделяемые на реализацию национальных проектов;
- средства программ развития малого предпринимательства;
- средства Фонда регионального развития.
Мы выделили следующие факторы влияния, которые определяют успешность проведения кластерных программ, основанных на повышении конкурентной устойчивости региона:
- близость научно-технической базы;
- развитие инфраструктуры;
- наличие достаточной ресурсной базы;
- наличие интегрированных структур и формирование связей;
- доступность венчурного капитала;
- предпринимательские способности организаторов системы;
- наличие квалифицированных кадров.
Поэтому, в качестве критериев и показателей оценки конкурентной устойчивости промышленного кластера региона, мы считаем целесообразным использовать индексы финансового состояния предприятий, инвестиционной активности, корпоративного развития, развития инфраструктуры, развития качества трудовых ресурсов и индекс ресурсной обеспеченности предприятий.
Индекс финансового состояния предприятий региона рассчитывается как отношение числа прибыльных машиностроительных предприятий к общему количеству предприятий машиностроения данного региона.
Индекс инвестиционной активности представляет собой отношение объема инвестиций в основной капитал машиностроительных предприятий к объему инвестиций в основной капитал всех отраслей региона.
Индекс ресурсной обеспеченности рассчитывается на основе доли используемых местных ресурсов к общей ресурсной составляющей, именно этот показатель определяет территорию, которая будет выгодно использована в качестве производителя ресурсов для нужд кластера.
Основой для расчета индекса развития инфраструктуры может служить показатель протяженности автомобильных дорог твердого покрытия на территории регионов, поскольку именно этот показатель является, по нашему мнению, определяющим для развития коммуникаций с городом и других видов инфраструктуры.
Индекс качества трудовых ресурсов мы определили как долю экономически активного населения в общей численности населения региона.
Индекс корпоративного развития позволяет судить о доле машиностроительных предприятий, приходящихся на 10 тыс. чел. населения региона.
На основе вышеперечисленных индексов, определяется сводный индекс конкурентоспособности машиностроительного производства региона, рассчитанный как произведение всех частных индексов конкурентоспособности. По результатам расчетов строится рейтинг, поскольку сводный индекс конкурентоспособности является относительным и можно делать выводы о положении дел в промышленности региона лишь по отношению к другим регионам.
Если проведенный анализ показывает целесообразность ориентации региона на машиностроительное производство и усиление его позиций, необходимо приступить к следующему этапу, который предполагает анализ состояния промышленного сектора региона и его специализации на принадлежность к инновационным. Сложность заключается в том, что на сегодняшний день нет чёткого определения инновационного предприятия, а тем более инновационного кластера.
Мы предлагаем методику отнесения предприятия к инновационному типу на основе экономической оценки комплексной системы показателей:
- доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее -НИОКР) в общем объеме расходов организаций;
- эффективность затрат на НИОКР;
- доля инновационной продукции в объеме продукции, произведенной организациями;
- доля научно-технического персонала в структуре организаций;
- соотношение приобретаемых и продаваемых технологий;
- коэффициент коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
На наш взгляд инновационные кластеры имеют органическую природу и создаются на основе уже имеющихся и действующих предприятий и организаций через переорганизацию и новое структурирование. А новая кластерная структура прошла точку невозврата, когда каждое предприятие, входящее в кластер уже не может вернуться к своей первоначальной форме ведения бизнеса и взаимодействия с конрагентами.
Полноценная инновационная структура, по нашему мнению, может быть сформирована лишь при участии в этих процессах всех заинтересованных сторон (государство, промышленные предприятия, научные организации, финансовые организации, различные инновационные предприятия). При этом основным мотивирующим фактором каждого из участников инновационных процессов должны быть собственные интересы.
Роль государственной власти в процессах формирования, развития и совершенствования инновационных кластеров, является на сегодняшний день скорее косвенной, чем прямой. В целом она сводится к проведению макроэкономической политики, благоприятствующей конкурентоспособности. На раннем этапе развития кластера приоритетным является улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, вытекающих из теории ромба М. Портера, в дальнейшем - устранение ограничений и препятствий для нововведений.
Политика, направленная на создание промышленных кластеров, начинается с определения уже существующих в регионе предпосылок их образования, главными из которых являются следующие:
- наличие основополагающих для развития кластера собственников и предприятий, потенциально заинтересованных в сотрудничестве в рамках кластера;
- высокий инновационно-технологический уровень предприятий и организаций;
- высокая конкурентоспособность продукции предприятий и организаций, потенциальных участников кластера на мировом рынке;
- заинтересованность органов власти в кластерном варианте развития экономики региона и расширении кооперации и сотрудничества;
- наличие в регионе постоянно проводимой работы по развитию и совершенствованию имеющейся инфраструктуры поддержки бизнеса;
- наличие высококвалифицированной системы профессионального образования.
Таким образом, формирование отраслевых промышленных кластеров на основе приоритетных видов экономической деятельности будет способствовать повышению конкурентоспособности региона в целом и активизации инновационной деятельности отрасли, следствием чего будет являться оптимальное использование имеющихся ресурсов территории с целью обеспечения
конкурентоспособности кластера и экономической, экологической, социальной и демографической устойчивости региона.
Литература:
1. Кастельс М. Информационная эпоха: эконмика, общество и культура: пер. с англ./ под ред. О.И. Шкартана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
2. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. 418 с.
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах российской федерации. иКЬ: http://www.severcom.ru.