УДК 332.142.2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА ПРИ ЛОКАЛИЗАЦИИ ГОСТИНИЧНЫХ КЛАСТЕРОВ
Е.В. Печерица1
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21.
В статье представлена структура локального гостиничного кластера. Локальный гостиничный кластер представлен как мезоэкономическая структура. Предложен организационно-экономический механизм повышения уровня жизни населения региона при локализации гостиничных кластеров.
Ключевые слова: кластер, региональная экономика, уровень жизни населения, гостиничный
кластер.
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISMS IMPROVE LIVING STANDARDS IN THE REGION AFTER LOCATION OF HOTEL CLUSTERS
E.V. Pecheritsa
St. Petersburg state University of Economics (SPbSEU), 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya street, 21. The paper presents the structure of the local hospitality cluster. Local hotel cluster is represented as a meso-economic structure. Proposed organizational-economic mechanism of improving the standard of living of the population of the region after localization of hotel clusters.
Keywords: cluster, regional economy, standard of living, the hotel cluster.
В основе реализации экономических инициатив должно быть заложено стремление к обеспечению комфортного и достойного проживания населения каждой области РФ. Каждое экономическое преобразование необходимо рассматривать в совокупности с задачами совершенствования социальной сферы, повышения реальных доходов населения и связанного с ним расширения платежеспособного потребительского спроса, стимулирующего экономический рост. Локализация гостиничных кластеров на территории региона позволяет создавать на территории региона новые рабочие места, стимулирует развитие малого бизнеса, значительно влияет на качество жизни населения. Средства, полученные областным бюджетом от деятельности гостиничных предприятий, расширят возможности области в финансировании социальных проектов и программ, особенно по развитию социальной инфраструктуры, повышению доступности и качества социальных услуг.
В России по-прежнему недопустимо велика дифференциация доходов населения, и до сих пор за чертой бедности живет еще 13% россиян, что составляет приблизительно 18 миллионов человек [3].
Между общественным производством и уровнем жизни существует достаточно эффективно работающая обратная связь. Прежде всего, это зависимость от качественных ха-
рактеристик и уровня жизни трудовых ресурсов, от эффективности труда работников, от материального стимулирования трудящегося к высокопроизводительному труду, в соответствии с ростом потребительских возможностей работника.
По мнению В.Ф. Майера прямыми и непосредственными показателями жизненного уровня являются уровень и структура потребления [7].
Подход "от доходов населения" является широко распространенным подходом к определению уровня жизни. В сборниках Госкомстата России, например, да и в других официальных статистических материалах, к оценке уровня жизни авторы почти всегда относят все разделы, перечисляющие заработную плату, доходы, социальные пособия, пенсии, и трансферты.
Чаще всего диспропорции и напряженность в сфере занятости возникают и реализуются на локальном уровне (города, сельские районы).
Нехватка рабочих мест чаще всего вызвана не снижением спроса на трудовые кадры, а с их достаточно высокой ценой и наличием огромного количества гораздо более дешевых трудовых (часто нелегальных) мигрантов.
Развитие региона - многоаспектный и многомерный процесс, который обычно рас-
сматривается и с экономической, и с социальной, точек зрения. Необходимость рассмотрения такого рода вытекает из диалектической связи между социальной сферой и экономикой, для социальной сферы невозможно выделить больше благ и ресурсов, чем способна дать экономика. Уровень развития, динамика и структура социальной сферы напрямую зависят от состояния экономики. В связи с этим особо актуальным становится вопрос процесса управления социально-экономическим развитием региона. Формирование стратегии является определяющим фактором управления социально-экономическим развитием региона.
Для рационального использования природных, производственных, трудовых и финансовых ресурсов, вовлечения в социальноэкономический оборот, а также в целях поступательного устойчивого развития региона, обеспечивающего повышение качества жизни населения, производится (осуществляется) управление социально-экономическими региональными процессами, заключающимися в регулирующей роли региональных властей в отношении субъектов хозяйственной и социальной деятельности.
Социально-экономическое состояние в регионе определяется, во-первых, положением региона в общественном разделении труда, отраслевой структурой, макроэкономическими условиями, географическим положением, природными ресурсами, а, во-вторых, методами, которые используются в региональном управлении. Последние годы беспрерывных экономических реформ показали, что в регионах, в которых применяются инновационные методы управления развитием, в гораздо меньшей степени присутствуют кризисные тенденции. Выход из кризиса гораздо легче происходил в тех регионах, в которых использовались адекватные инновационные методы и инструменты управления региональным развитием.
Основой развития региона являются его ресурсы. Концепцией конкурентоспособности в настоящее время рассматривается способность отраслей и предприятий завоевывать и усиливать позиции на рынках. Конкурентоспособность подразумевает под собой постепенное повышение производительности труда, приводящее к повышению уровня качества жизни населения, и определяется: стоимостью услуг и товаров на единицу человеческих ресурсов, природными ресурсами и капиталом страны, производительностью труда. Опыт развитых стран показывает - стране, ориентированной на высокий уровень производительности, необходимо иметь предприятия с высокой производительностью труда, разного уровня и в различных нишах экономической системы. Объединение предприятий и организаций, близкорас-
положенных и связанных между собой и дополняющих друг друга в своем роде деятельности называется кластером.
Развитие кластеров способствует социально-экономическому развитию региона, повышает его конкурентоспособность, и именно поэтому создание и развитие кластеров имеет политическое значение для органов власти заинтересованных в выполнении социальных обязательств перед населением.
При кластеризации бизнеса особенно важно наличие баланса интересов основных участников процесса регионального развития (бизнеса, власти и населения), для минимизации вероятности возникновения социальных конфликтов, и дальнейшего развития экономики регионов при создании благоприятных условий для бизнеса.
Проведение активной государственной политики в области кластеризации позволит преодолеть негативные тенденции, наблюдающиеся в жизни населения регионов России, и будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе, а также развитию человеческого капитала.
Устойчивость и сбалансированность рынка труда является одним из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность региона и регулирование социально-экономического развития регионов.
Кластерная концепция предлагает альтернативный взгляд на сущность конкуренции, новый подход к структурированию экономики региона и прогрессивную форму институциональной организации инновационного процесса.
В традиционной конкурентной среде выигрыш одного из участников эквивалентен проигрышу другого, что определяет конкурентную борьбу в качестве игры с нулевой суммой. Кластерный подход нарушает традиционную логику конкуренции, предоставляя возможность достижения выгоды каждому из субъектов, что составляет «беспроигрышную» модель конкуренции.
Конкуренция, имеющая место в рамках кластерного образования, модифицируется в направлении усиления кооперативных взаимодействий конкурирующих сторон и сокращения интенсивности соперничества.
В результате, компании-конкуренты, работающие на одном рынке, приобретают возможность объединять свои усилия для решения общих вопросов и достижения взаимных выгод при сохранении своих конкурентных позиций друг по отношению к другу. Возможности по сотрудничеству в рамках кластера многочисленны и включают совместные инвестиции в создание собственных образовательных учреждений, которые призваны воспитывать
специализированных кадров для потребностей игроков кластера; развитие общей для всех компаний отрасли базы НИОКР, лоббирование вопросов предоставления дешевого кредита и
прочих факторов производства, а также представление интересов отрасли перед госструктурами.
повышают производительно сть труда в фирмах и отраслях в целом повышают уровень жизни населения в регионах формируют новый вид бизнеса поддерживающий инновации направленные на рост производства
Конкурентоспособность
региона
Рисунок 1 - Направления влияния кластеров на конкурентоспособность региона
Шибалко А.Н. считает, что, следует учитывать, что между кластеризацией как отраслевым, так и территориальным феноменом существуют реципоктные (взаимоопределяю-щие и дополняющие отношения). По мнению ученого особенности кластерной организации тесно взаимосвязаны с характеристиками институциональной среды и развитостью инфраструктуры региона, в котором формируются кластеры. При этом направление взаимосвязи определяется в двустороннем порядке, поскольку как на развитие кластерной организации влияет развитие поддерживающей инфраструктуры в регионе, так и эффективно действующие кластеры помогают развиваться экономике региона [1].
В виду особенностей данного феномена, который целесообразно определить как территориально-отраслевую агломерацию, можно наблюдать объединение в значительной степени в режиме партнерского объединения (кооперации) предприятий различной отрасли и направлении деятельности ориентированных, прежде всего на производство новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Исходной предпосылкой кластерного подхода, согласно М. Портеру [6] является развитие и активные взаимодействия нескольких факторов, которые отражены им в графической ромбообразной модели (см. модель «Даймонд», рис.2).
Кластер в силу национальных, поли-культурных, социально-экономических и тер-
риториальных особенностей региона выполняет следующие функции:
- концентрирует усилия всех организаций, структур и учреждений для формирования эффективного кадрового потенциала региона;
- снижает уровень безработицы, повышает количество рабочих мест для населения региона;
- готовит кадры и значительно повышает интеллектуальный уровень региона;
- усиливает инновационную деятельность;
- позволяет создать наукоемкую продукцию и внедрить наукоемкие технологии;
- повышает инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региона, обеспечивает эффективную работу предприятий и организаций региона, улучшает их финансово-экономическое положение;
- укрепляет взаимное доверие и отношения поставщиков и потребителей; повышает качество оказываемых услуг.
В фокусе проблем научных форумов находится развитие внутреннего туризма и факторов, способствующих продвижению российского туристского продукта на внутренний и международный рынки. Одним из таких факторов является создание и развитие гостиничных кластеров в российских регионах.
Цель кластерной политики - повышение уровня жизни населения региона на базе создания условий для повышения конкурентоспособности фирм, предприятий и организаций, образующих региональные кластеры.
Рисунок 2 - Конкурентный «ромб» (модель «Даймонд») М. Портера Таблица 1 - Преимущества кластерной организации гостиничного сектора экономики
Участник гостиничного кластера Интересы определенных участников
администрация региона -увеличение количества собираемых налогов -появление удобного инструмента для взаимного сотрудничества с бизнесом, -диверсифицированное экономического развития территории, -более эффективное использование новых рыночных тенденций для социально -экономического развития региона, -целенаправленное, реальное и мотивированное стратегическое планирование как использования ресурсов региона, так и развития территорий.
бизнес -создание новых хозяйствующих субъектов гостиничного бизнеса и предприятий сервисного обслуживания, - рост деловой активности и конкуренции, - повышение социальной ответственности бизнеса в регионе, - более упрощенная процедура организации кластеров на локальном и региональном уровнях, - создание четких правовых основ формирования кластеров
население -экономический рост региона, - повышение средней заработной платы, -создание новых рабочих мест
для всех участников кластера синергетический эффект, эффект масштаба, внедрение инноваций, привлечение инвестиций, рост количества предприятий гостиничного бизнеса
Принимая по внимание традиции советского (преимущественно социального внутреннего массового) туризма и зарубежные туристские практики, следует констатировать, что внутренний туризм является системообразующим фактором оздоровления, отдыха, рекреации местного населения, ресурсом решения демографической проблемы, долгосрочной инвестицией в собственное здоровье и здоровье своей семьи. Развитие внутреннего российского туризма начинается с продвижения регионального туристического продукта, прежде всего, на внутреннем туристском рынке.
Наличие турстско-рекреационных территориальных кластеров в России является одним из факторов повышения конкурентоспособности российской отечественной экономики
и усиления механизмов государственночастного партнерства.
Гостиничный кластер - объединение различных предприятий, гостиничного бизнеса (от мини-отелей до предприятий, относящихся к крупным гостиничным сетям), ВУЗов и научных институтов, специализированных производственных и сервисных услуг, связанных территориальной близостью и функциональной зависимостью в гостиничном бизнесе. При этом гостиничные кластеры могут находиться на территории как одного, так и нескольких регионов [5]. Модель локального гостиничного кластера представлена на рисунке 3.
Основные проблемы формирования и развития гостиничных кластеров:
1.отсутствие в регионах профессиональных гостиничных кадров;
2. отсутствие стратегического планирования гостиничной деятельности на основе государственно-частного партнерства;
3. проблемы с региональной инфраструктурой и транспортной доступностью регионов РФ.
Г осударственное, региональное и I местное воздействие на развитие 1 кластеров I
Организации сервиса
Гостиничные
услуги
Поставщики сырья и материалов
й
ы
н
ч
и
н
и
т
с
о
и
К
лу
е
ети
р
т
о
По
Отрасли
материального
производства,
природно-
климатические
ресурсы
Туристские фирмы,
торговля
Инвестиции
Рисунок 3 - Модель локального гостиничного кластера: внутренняя среда кластера;
г - -1 внешняя среда кластера
К отраслям материального производства относятся предприятия легкой и тяжелой промышленности, а также любые другие - не относящиеся к сервисным организациям, в большом количестве поставляющие бизнес и майс туристов.
Особую роль в формировании гостиничного кластера играют сервисные организации - инвестиционные, информационные, транспортно-логистические, туристические, торговые и т. д. [5].
Развитие гостиничных кластеров на территории какого-либо региона происходит в несколько этапов:
1. проявление активности в данном вопросе представителей администрации региона и представителей бизнеса, местных жителей;
2. формирование управляющей компании;
1. разработка и определение стратегии развития территории;
1. создание комплексной программы развития туризма в регионе;
1. текущий менеджмент, мониторинг и планирование дальнейшего развития на принципах самоорганизации.
Управляющей компанией является самостоятельное юридическое лицо, организо-
ванное на принципах государственно-частного партнерства, т.е. в управлении участвуют как администрация региона, представители бизнеса так и общественные организации и т.д.
Модель данного типа учитывает интересы всех участников гостиничного кластера, а также обеспечивает социально-экономическое развитие территории [8].
Локальный гостиничный кластер (ЛГК) представленный как мезо экономическая структура (на Рис.4) включает две основных подсистемы:
-государственные, региональные и механизмы самоуправления, общественных и профессиональных организаций;
-систему ЛГК, включающую гостиницы и другие средства размещения, турагентов и туроператоров, транспортные компании, предприятия отдыха, развлечений и культуры, предприятия питания, магазины, предприятия бытового обслуживания.
Межотраслевые и межрегиональные взаимосвязи и усиливающееся между ними взаимодействие в виде развития различных форм сотрудничества, происходящие в совокупности хозяйствующих субъектов, функционирующих в гостиничном бизнесе, создают предпосылки для возникновения и развития гостиничных кластеров [4].
Государственное регулирование Региональное регулирование Регулирование профессиональными и общественными организациями
Государственное, региональное и местное воздействие на развитие локальных гостиничных кластеров
Механизмы воздействия
Г осударственная поддержка Создание условий и привлечение инвестиций Привлечение иностранных корпораций ■> Развитие системы социальной ответственности
Базисные элементы системы локального гостиничного кластера
Турагенты и <4 Г остиницы и другие средства размещения
туроператоры
Т * і г 1
Транспортные Предприятия отдыха, Предприятия
компании развлечений и культуры питания
Предприятия
бытового
обслуживания
магазины
Комплекс элементов инновационной инфраструктуры ЛГК (финансовая, информационная, инвестиционная, логистическая, образовательная, маркетинговая)
Оказание качественны х гостиничных услуг Рост конкурентос пособности предприятий кластера Рост эффективнос ти ЛГК и качества жизни в регионах Обеспечение занятости населения и рост его квалификации Обеспечение превышения доходов бюджета регионов над их расходами и устойчивого роста их экономик
Конечные результаты функционирования мезоэкономической системы ЛГК
Рисунок 4 - Локальный гостиничный кластер как мезоэкономическая структура
Формирование гостиничных кластеров позволяет повысить адаптивность поведения хозяйствующих субъектов, содействует росту их конкурентоспособности, инвестиционной и инновационной активности, более интенсивному обмену информацией, взаимодействию и взаимной поддержке [2].
В связи с этим, представляется актуальным исследование различных аспектов образования и функционирования гостиничных кластеров, в том числе особенностей взаимодействия хозяйствующих субъектов в них, представив организационно-экономический механизм повышения уровня жизни населения региона, при локализации гостиничных кластеров (рис.5).
Преимущества кластеризации экономики многообразны. В результате происходит рост количества налогоплательщиков, дополнительное обеспечение занятости населения, рост средней заработной платы, повышается образовательный уровень населения. Кластерный подход выгоден также и для бизнеса: более полно используется кадровый потенциал и ин-
фраструктура территории. Но самым главным преимуществом является тот факт, что чем больше развиты кластеры в отдельном регионе, тем выше в этом регионе уровень жизни населения и конкурентоспособность предприятий.
Литература
1. Шибалко А.Н. Детерминанты региональной кластерной политики (на примере фармацевтической отрасли). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург. 2012.
2. Яковлева-Чернышева А.Ю. Особенности взаимодействия предпринимательских структур в рекреационном кластере URL: http://www.uecs.ru/uecs-25-252010/іїеш/313-2011-03-25-10-00-43 (дата обращения 11.02.2014).
3. Уровень жизни семей в регионах отличается в
разы иКЬ:
http://riarating.rU/regions_rankings/20120525/61021569
5.html (дата обращения 15.02.2014).
Привлечение Развитие системы Развитие Создание и
инвестиций социальной государственной продвижение
ответственности поддержки и частно- российских
бизнеса государственного гостиничных
Повышение конкурентоспособности региона
Рисунок 5 - Организационно-экономический механизм повышения уровня жизни населения региона при локализации гостиничных кластеров
4. Печерица E.B. Концепция формирования и развития гостиничных кластеров. Экономика и предпринимательство №4 2012 - C. 282-289.
5. Печерица E.B. Создание и развитие гостиничных кластеров в регионе. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2(12), 20І2 - С. 93-99.
6. Diamond Model (Модель конкурентного ромба) и Clusters (Кластеры) (Майкл Портер (Michael Porter) URL: http://hr-portal.ru/varticle/diamond-model-model-
konkurentnogo-romba-i-clusters-klastery-maykl-porter-шісМєі-роіієг (дата обращения 13.02.2014).
7. Майер В.Ф. Уровень жизни населения СССР /
B.Ф. Майер. - М. : Мысль, 1977. - С. 6,7.
8. Печерица Е.В. Повышение конкурентоспособности отелей на основе применяемой ими стратегии (на примере Санкт-Петербурга). Техникотехнологические проблемы сервиса. 2013. № 3 (25).
C. 79-84.
1 Печерица Елена Васильевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры "Управление предпринимательской деятельностью" СПбГЭУ, тел. (8І2) 405-74-23, e-mail: [email protected]. Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "СПбГЭУ" на 2014-2016 гг.