Научная статья на тему 'Основные условия формирования гостиничных кластеров в регионах РФ'

Основные условия формирования гостиничных кластеров в регионах РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные условия формирования гостиничных кластеров в регионах РФ»

74

/V ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 332.142.2 ББК 65.04

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ КЛАСТЕРОВ В РЕГИОНАХ РФ5

Е.В. Печерица, Е.Е. Шарафанова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21

Конкурентоспособные кластеры - это опора устойчивого регионального развития туризма и освоения новых рекреационных пространств через создание туристского продукта [2]. Региональный гостиничный кластер представляет собой систему, взаимосвязанную с рядом отраслей науки, промышленности, культуры, сельского хозяйства, торговли, туризма, сферы услуг, деятельность которых направлена, в том числе, и на производство товаров и оказание услуг для гостиничного бизнеса. В настоящее время образование гостиничных кластеров в России на том этапе своего развития, когда и отношения внутри кластера, и технологии кластерного управления находятся в процессе формирования. Развитие гостиничных кластеров стимулируется потребностями гостиничной отрасли на локальных рынках. Структуру регионального гостиничного кластера можно представить в следующем виде (см. рис. 1)

При создании кластеров и управлении ими необходимо учитывать показатели, характеризующие вспомогательные, противодействующие и жизнеобеспечивающие процессы, происходящие в гостиничных кластерах (см. табл. 1), а также факторы успешной реализации кластерных инициатив для развития гостиничного продукта и обеспечения его конкурентоспособности и, соответственно, развития территории.

Гостиничный кластер рассматривается, главным образом, как часть туристского комплекса. Но современный гостиничный кластер следует рассматривать, прежде всего, как сложную мезоэкономическую систему, основа которой образуется совокупностью взаимосвязанных кластеров.

В итоге речь идет о том, что образование гостиничных кластеров возможно только при наличии уже существующих тех или иных кластеров (развитой промышленности, туризма, при наличии природных ресурсов и т.п.). Ключевым моментом организации вторичного гостиничного кластера является не просто территориально-географическое сближение, а объединение хозяйствующих субъектов на базе имеющихся в регионе крупных промышленных предприятий, от взаимодействия которых возможен синергетический эффект и взаимная координация действий по разработке совместных действий и т.д. [2; 4; 6].

С точки зрения участников взаимодействия, гостиничный кластер может быть определен как группа эффективно конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов гостиничного бизнеса, основанная на взаимном сотрудничестве (модель гостиничного кластера (см. рис. 2).

Основную группу участников гостиничного кластера образуют хозяйствующие субъекты гостиничного бизнеса, которые находятся в постоянной взаимосвязи с потребителями своих услуг (гостями), конкурентами, образовательными учреждениями, органами управления и другими организациями, входящими во внешнюю предпринимательскую среду.

Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГЭУ» на 2014-2016 гг. Проект 2.2.3. «Научно-исследовательское и образовательное сопровождение развития туристической индустрии на базе научно-образовательного центра социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма».

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.

75

Сопутствующий блок Финансово-юридический блок 1

медицинские услуги, образова- банки

тельные услуги, юридические услуги

промышленность, страхование

1 связь, сельское хозяйство аудит

V ) v нотариальные услуги .

Рис. 1. Структура регионального гостиничного кластера (Составлено авторами)

Исходя из этого, под кластерным взаимодействием хозяйствующих субъектов гостиничного бизнеса в гостиничном кластере следует понимать совокупность деловых контактов, которые они устанавливают с другими участниками гостиничного кластера: властными структурами, учебными заведениями, организациями инфраструктуры, а также конкурентами.

Для предприятий, входящих в кластеры, упрощается механизм государственной поддержки. Развитие кластеров может стать механизмом реализации концепции экономического роста Российской Федерации.

Формирование и развитие нескольких кластеров будет способствовать повышению конкурентоспособности региона, приведет к сбалансированности его экономической структуры [8].

Для эффективного регулирования развития региональных гостиничных кластеров необходима модель. В настоящее время такие модели отсутствуют, что приводит к возникновению деформаций в развитии локальных гостиничных кластеров, несбалансированности их подсистем, неустойчивости системы в целом.

Региональный гостиничный кластер включает четыре основных подсистемы:

76

Теория и технологии сферы услуг

Таблица 1. Показатели, характеризующие вспомогательные, противодействующие и _________ жизнеобеспечивающие процессы в гостиничном кластере__________

Группа показателей Характеристика показателей

Вспомога- тельные - Инфраструктура (бытовые, коммунальные, банковские услуги, услуги связи, торгово-развлекательные центры и т.д.); -Туристические объекты (театры, стадионы, концертные залы, кинотеатры, парки отдыха, музеи, исторические объекты и здания и т.п.); - Число посетителей театров, млн чел.; - Число посетителей музеев, млн чел.; - Количество образовательных учреждений; - Количество студентов; - Численность врачей на 10000 чел. населения

Жизнеобеспе- чивающие -Городской транспорт, транспортная доступность туристических объектов; - Выручка от реализации продукции общественного питания, млн руб. - Объем платных услуг в системе общепита на душу населения, наличие ресторанов, кафе, столовых и т.п. на 10000 чел. населения региона; - Число пассажиров (автобусного транспорта междугороднего сообщения, автомобильного транспорта, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, морского транспорта), млн чел. - Транспортная обеспеченность (воздушный, железнодорожный, автобусный, морской и речной пассажирский транспорт; экскурсионные автобусы)

Противодей- ствующие - Величина прожиточного минимума; - Заболеваемость на 10000 чел. населения - Концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (или уровень экологии в регионе); - Число дорожно-транспортных происшествий; - Число зарегистрированных преступлений на 10000 чел. населения; - Уровень безработицы

Экологиче- ские - Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ (тыс. тонн); - Инвестиции в основной капитал, расходуемые на охрану окружающей среды (млн руб.); - Индекс скорректированных чистых накоплений (эколого-экономический индекс); - Затраты на охрану от загрязнений атмосферного воздуха; - Затраты на рациональное использование и охрану водных ресурсов; - Затраты на охрану окружающей среды (земельных ресурсов) от отходов производства и потребления; - Место по экологическому индексу; - Текущие затраты на охрану окружающей среды (млн. руб.)

Характеризующие основные экономические процессы -Номерной фонд, кол-во номеров - Поток туристов, тыс. чел. - Число гостиниц и аналогичных средств размещения, шт. - Число койко-мест, тыс. шт. -Число специализированных мест размещения; - Число гостиниц, имеющих конференц-залы, - Численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха

Характеризующие экономическую эффективность гостиничного обслуживания - Выручка в расчете на 1 койко-день - ВКд=В/ Кдф, где В - выручка от реализации гостиничных услуг; Кдф - факт. число обслуженных койко-дней; - Коэффициент загрузки коечного фонда - Кз=Кдф/Кдм, где Кдм - максимально возможное число обслуживания койко-дней за период при полной загрузке; - Средняя длительность пребывания на 1 койко-месте, дней ДП=Кдф/Чр, где Чр - число обслуженных отдыхающих; - Число дней работы койко-места Д= Кдф/К, где К - среднегодовое число коек в продаже; - Оборот койко-места (номера) Окм=Чр/К; - Затраты в расчете на 1 койко-день - ЗК=Зс/ Кдф, где Зс - суммарные затраты, связанные с оказанием туристско-рекреационных услуг;; - Прибыль в расчете на 1 койко-день - ПРК= Пу/ Кдф, где Пу-прибыль организации; - Рентабельность оказания гостиничных услуг RУ=Пу/Зс, где Зс - суммарные затраты, связанные с оказанием туристско-рекреационных услуг; - Рентабельность продаж гостиничных услуг R =Пу/В, где Пу - прибыль организации от оказания гостиничных услуг; В - выручка от реализации тур. услуг; - Доход гостиниц формируется, с одной стороны, средней ценой продажи, а с другой - загрузкой номерного фонда. Произведение этих составляющих дает доход на номер (RevPAR — Revenue Per Available Room) - один из базовых элементов экономики гостиничных предприятий. Доход в данном случае представляет собой выручку от продажи номеров, не включая издержки. Rev par = вся выручка от сдачи номеров / общее число номеров в гостинице (здесь рассчитан за год); - Средний доход на гостя Rev PAC = вся выручка от сдачи номеров / общее число гостей, принятых в гостинице (здесь рассчитан за год).

Составлено авторами на базе [1;2;6;7;11;12].

Комитет по ра'шнтнт туричма ('анкт-I IercnGvnra

Рис.2. Модель регаонального гостиничного кластера (на примере г. Санкт-Петербурга. Составлено авторами)

$

§

а

а

«

3

к

§

Ci

(<Ъ

<3

Ой

к

Ci

£>

0 а:

1

к

§

о

О

SS

к

§

С4

а:

§

о

(<ъ

X

§

8

К

К

Oj

Kj

Kj

03

78

Теория и технологии сферы услуг

- наличие хотя бы одного из четырех видов ресурсов, необходимых для создания гостиничного кластера (промышленность, наука, туризм, природно-климатические ресурсы);

- воздействие государства, регионов, местного самоуправления, общественных и профессиональных организаций;

- воздействие научных, кредитно-финансовых, страховых, юридических организаций;

- основные элементы системы РГК (ресторанно-гостиничного комплекса) включающей гостиницы и другие средства размещения, турагентов и туроператоров, транспортные компании, предприятия отдыха, развлечений и культуры, предприятия питания, магазины, предприятия бытового обслуживания;

Конечные результаты функционирования мезоэкономической системы РГК включают оказание качественных гостиничных услуг, рост эффективности РГК и качества жизни в регионах, обеспечение занятости населения, рост его квалификации и обеспечение профицита бюджета регионов и устойчивого роста их экономик.

Хотелось бы отметить тот факт, что локализация гостиничных кластеров вторична к локализации промышленных кластеров и туристских дестинаций. Стимулирование развития гостиничного хозяйства невозможно без развития промышленности и туристской отрасли в целом.

Межотраслевые и межрегиональные взаимосвязи и усиливающееся между ними взаимодействие в виде развития различных форм сотрудничества, происходящие в совокупности хозяйствующих субъектов, функционирующих в гостиничном бизнесе, создают предпосылки для возникновения и развития гостиничных кластеров [1]. Рассмотрим основные условия, без которых создание и успешное развитие гостиничных кластерных структур практически невозможно. В работе М. П. Войнаренко [3] автор пишет, что для эффективного формирования и развития кластера, необходимо наличие пяти условий - «5И».

1) инициатива - влиятельные и инициативные люди, обычно являющиеся владельцами или управляющими отелями, представителями власти (Российский союз туриндустрии, Комитет по туризму Санкт-Петербурга и пр.), общественных организаций, учебных заведений (в сфере гостиничного и туристического бизнеса), способные своим авторитетом, организаторскими способностями и знаниями объединить участников, вызвать интерес и объяснить на деле полезность кластеров как для самих хозяйствующих субъектов гостиничного бизнеса, так и для региона в целом;

2) информация - доступность, обмен знаниями, открытость, создание единых баз данных и совместных Интернет-страниц, установка систем бронирования, позволяющие получать преимущества в доступе к рынкам сбыта гостиничных услуг, квалифицированному персоналу и т. п.;

3) интеграция - использование новых форм взаимодействия между фирмами на территориальном и отраслевом уровнях при участии органов власти и науки;

4) инновации - нововведения, новшества в организации гостиничных услуг, их продвижения, финансирования, управления ими, способные помочь отельеру получить новые конкурентные преимущества;

5) интерес - определяет главное условие жизнедеятельности хозяйствующего субъекта, которое обязательно влечет за собой заинтересованность участников кластерных объединений и получение ими некой экономической выгоды.

На наш взгляд, для развития гостиничных кластерных структур не хватает шестого пункта, а именно:

6) инвестиции - обеспечивают оптимизацию развития отрасли и возможность продвижения новых проектов.

Помимо шести условий для формирования гостиничного кластера, также необходимо наличие 3К - конкуренции среди предприятий, их концентрация и кооперация между ними (см. рис. 3).

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.

79

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

п

е

Р

а

ц

и

я

J_________

Конкуренция

Р

а

ц

и

я

Рис. З.Основные условия создания гостиничного кластера (дополнено авторами).

Кластер на сегодняшний день - это эффективный инструмент управления экономикой региона в условиях глобальной конкуренции. Ключевые понятия кластера: интеграция, конкуренция, концентрация и кооперация, которые во взаимосвязи друг с другом дают синергический эффект, при этом даже у конкурирующих организаций, существующих и развивающихся в рамках одного кластера, повышается эффективность. Общие закономерности образования и функционирования кластеров находят свое подтверждение и в индустрии туризма. Кластеры, в частности гостиничные, являются неотъемлемой частью рыночной экономики.

Толчком к развитию гостиничных кластеров может служить принятие стратегического плана диверсификации местной экономики, предусматривающего поддержку гостиничного, ресторанного хозяйства и собственно индустрии туризма. Стратегический план диверсификации должен при этом осуществляться по четырем направлениям:

- маркетинг - создание положительного имиджа туристской дестинации и ее дальнейшее продвижение на рынке одновременно в двух разных качествах - как делового центра и как района определенного вида (познавательного, культурного, природного, спортивного и т.д.) туризма. Выполнение этой задачи должно возлагаться на специально образованную государственно-частную структуру;

- подготовка и переподготовка кадров;

- совершенствование транспортной инфраструктуры;

-упрощение порядка сертификации и лицензирования гостиничной деятельности.

Собственно, создание вторичного регионального гостиничного кластера и объединение нескольких предприятий гостиничного бизнеса в рамках единой системы управления позволит построить опорные институциональные структуры будущего кластера, объединяющего в своей организации несколько предприятий гостиничного бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Печерица Е.В. Создание и развитие гостиничных кластеров в регионе//Теория и практика

сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 2 (12). С. 93-99.

2. Печерица Е.В. Кластерный подход к управлению конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов в индустрии гостеприимства // Региональная экономика: теория и практика.

2012. № 22. С. 46-53.

3. Войнаренко М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине // Экономическое возрождение России. 2007. № 4 (14).

80

Теория и технологии сферы услуг

4. Полякова А.Г. Кластеризация экономического пространства России по уровню устойчивости регионального развития // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2009. № 1. С. 80-92.

5. HR-Portal Сообщество и публикации. [Сайт] URL: http://hr-portal.ru/varticle/diamond-model-model-konkurentnogo-romba-i-clusters-klastery-maykl-porter-michael-porter; Портер М. Модель конкурентного ромба и кластеры. (дата обращения 13.09.2014).

6. Печерица Е.В. Концепция формирования и развития гостиничных кластеров // Экономика и предпринимательство. 2012. № 4. С. 282-288.

7. Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Кластерный подход к изучению территориальных социально-экономических систем // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 3 (17). С. 144-150.

8. Курушина Е.В. Конкурентоспособность российских регионов // Российское предпринимательство. 2010.№ 5-1. С. 130-134.

9. Портер М. Конкуренция М.: Издательский дом «Вильямс». 2009. 496 с.

10. Александрова А.Ю. Зарубежный опыт и российская практика кластерообразования в туризме// Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 4. Часть II/ М.: ИНИОН РАН, 2009.

11. Якимович Г.Б., Пантюхова Т.С. Подход к оценке инновационного потенциала туристической индустрии региона // «Экономический анализ: теория и практика» 22(325). М.: Издат. дом «Финансы и кредит», 2013. С. 18-28.

12. Морозова Ю.Ю. Кластерный подход к организации предприятий туристского бизнеса: Ав-тореф. дис. ... канд.экон.наук. Сочи, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.