Научная статья на тему 'Хостел-движение: Международный опыт и перспективы развития в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга)'

Хостел-движение: Международный опыт и перспективы развития в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2530
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОСТЕЛЫ / ОТЕЛИ ЭКОНОМКЛАССА / КЛАСТЕР / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печерица Е. В.

В статье рассматривается особый вид размещения гостей, новый для Российской Федерации хостелы. Анализируется мировой опыт в создании хостелов. Приведены примеры зарубежных ассоциаций хостелов. Проводится анализ сильных и слабых сторон рынка гостиниц экономкласса (хостелов). Сравниваются показатели эффективности работы хостелов по Санкт-Петербургу и России. Предлагаются мероприятия, необходимые для развития гостиничного кластера отелей экономкласса в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хостел-движение: Международный опыт и перспективы развития в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга)»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

39 (228) - 2013

УДК 338.482.2

ХОСТЕЛ-дВИЖЕ НИЕ:

международный опыт и перспективы развития в российской федерации

(на ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)*

е. в. печерица,

кандидат социологических наук, доцент кафедры управления предпринимательской деятельностью E-mail: [email protected]

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

В статье рассматривается особый вид размещения гостей, новый для Российской Федерации -хостелы. Анализируется мировой опыт в создании хостелов. Приведены примеры зарубежных ассоциаций хостелов. Проводится анализ сильных и слабых сторон рынка гостиниц экономкласса (хостелов). Сравниваются показатели эффективности работы хостелов в Санкт-Петербурге и России. Предлагаются мероприятия, необходимые для развития гостиничного кластера отелей экономкласса в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: хостелы, отели экономклас-са, кластер, туризм.

Около 70 % оборота гостиничной сферы в России дают Москва и Санкт-Петербург. Санкт-Петербург - единственный город в стране, отличающийся высоким процентом мини-отелей, созданных на основе расселенных коммунальных квартир в центральной части города и пользующихся огромным спросом, что благоприятно влияет на развитие

* Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» на 2012-2016 гг. Проект 2.2.3. Научно-образовательный центр социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма.

рынка. Однако цены в мини-отелях чаще всего примерно одинаковы с ценами на размещение в отелях категории 3 звезды, которые, в свою очередь, особенно в высокий сезон, незначительно отличаются от цен в отелях категории 4 и 5 звезд.

Финансовый кризис дал мощный толчок к открытию недорогих гостиниц экономкласса, так называемых хостелов. Этот вид размещения, достаточно популярный в Европе, сразу нашел своих потребителей [34].

Хостел (пер. с англ. - общежитие) - европейская система размещения, предоставляющая своим постояльцам на короткий или длительный срок жилье, представляющее собой спальное место без дополнительных удобств в комнате. Хостел - тип европейской гостиницы с многоместным размещением и минимальным набором услуг по доступной цене.

Отличительные черты таких гостиниц - простая обстановка и минимальный набор предоставляемых услуг. Обычно это холл, ресепшн, небольшой бар и некоторое количество кроватей, иногда в два яруса. В хостелах иногда есть телевизор и Интернет [34]. В нашей стране этот вид сервиса востребован у молодых иностранцев, приезжающих в Россию, в основном в Москву и Санкт-Петербург. Рынок данных видов услуг в России почти не заполнен, поэтому в этой нише можно легко найти свое место.

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 О

34

Хостелы гораздо больше подвержены сезонности, чем крупные гостиницы, поэтому постоянные поиски новых путей привлечения новых клиентов является основным направлением работы. Создаются международные молодежные ассоциации хостелов, в настоящее время они существуют более чем в 80 странах. В Российской Федерации первая ассоциация была создана в 2001 г Членство в данной ассоциации обеспечивает высокий уровень качества обслуживания, соответствие мировым стандартам, расширенную базу клиентов, большую эффективность деятельности по сравнению с хостелами, функционирующими вне организации, а также возможность для расширения бизнеса.

География расположения хостелов на территории Российской Федерации представлена в табл. 1.

Как видно из анализа данных табл. 1, большинство хостелов расположено в Санкт-Петербурге, причем их число превышает количество хостелов в Москве почти в два раза. Первый хостел был открыт в Санкт-Петербурге в 1991 г., вместимость составляла 56 чел. За последние 5 лет наблюдается увеличение количества отелей экономкласса. Динамика развития представлена на рис. 1.

Лидирующую позицию по количеству отелей экономкласса занимает Центральный район Санкт-Петербурга. Распределение хостелов по районам Санкт-Петербурга представлено в табл. 2.

Данное распределение обусловлено развитой транспортной системой, пешеходной доступностью к основным достопримечательностям города, близким расположением к станциям метрополитена.

Для предпринимателей хостел является выгодным и достаточно быстроокупаемым бизнесом. Преимущества открытия хостела перед открытием гостиницы не ограничиваются меньшим количеством затрат. В табл. 3 приведена сравнительная характеристика затрат на обустройство хостела и гостиницы 3* (4-этажное здание, площадь одного этажа ~450м2) в Центральном районе Санкт-Петербурга. Сравнение произведено по таким категориям затрат, как аренда, ремонт, оборудование, реклама.

Таблица 1 География расположения хостелов в Российской Федерации

№ Город Количество Доля в общем

п/п хостелов количестве, %

1 Санкт-Петербург 197 52,53

2 Москва 91 24,27

3 Самара 31 8,27

4 Казань 23 6,13

5 Нижний Новгород 13 3,47

6 Екатеринбург 13 3,47

7 Новосибирск 7 1,87

Источник: составлено автором на основании [6, 8].

50

2009

2010

2011

2012

2013

Источник: составлено автором на основании [38, 39]. Примечание: в 2013 г. данные взяты за 6 мес.

Рис. 1. Динамика развития хостел-движения в Санкт-Петербурге в 2009—2013 гг.

Таблица 2 География расположения хостелов по районам Санкт-Петербурга

№ п/п Район Количество хостелов Доля в общем количестве, %

1 Центральный 117 59,39

2 Адмиралтейский 34 17,26

3 Василеостровский 8 4,06

4 Выборгский 3 1,52

5 Калининский 1 0,51

6 Кировский 3 1,52

7 Красногвардейский 3 1,52

8 Московский 9 4,57

9 Невский 1 0,51

10 Петроградский 15 7,61

11 Петродворцовый 1 0,51

12 Фрунзенский 2 1,02

Источник: составлено автором на основании [40, 41].

Анализ данных табл. 3 показывает, что открытие хостела выгоднее открытия даже мини-отеля из-за меньших затрат на аренду, ремонт и оборудо-

Таблица 3

Сравнительная характеристика затрат на открытие гостиницы и хостела

Таблица 4

География въездных потоков иностранных туристов в хостелы Санкт-Петербурга

№ п/п Параметр сравнения Гостиница Хостел

1 Площадь помещения, м2 ~1 900 200

2 Затраты на аренду, тыс. руб./мес. 1 350 150

3 Затраты на ремонт и покупку оборудования, тыс. руб./мес. 2 400 400

4 Количество номеров, ед. 45 8

5. Вместимость, чел. 90 45

6. Категория номеров Экономкласс Стандарт Люкс 10-местные. 8-местные. 4-местные. 3-местные. 2-местные

7. Стоимость номера, руб. /сут. 2 500/низкий сезон 4 000/высокий сезон 740/низкий сезон 1 070/высокий сезон

8. Срок окупаемости 7-10 лет 2-3 года

9. Используемая реклама Информационные буклеты. Интернет. Баннеры. Растяжки. Сувенирная продукция. СМИ Интернет. Рекомендации гостей

Источник: составлено автором на основании [2, 7].

вание, меньшего срока окупаемости и минимальных затрат на рекламу.

Бизнес-модель хостела ориентирована в первую очередь на молодежь, преимущественно студентов. Развитию хостел-движения в ХХ в. способствовали так называемые backpackers - туристы, путешествующие только лишь с рюкзаком за плечами и стремящиеся посетить максимальное количество мест за одну поездку. С появлением более дешевого транспорта, в том числа авиакомпаний-лоукостеров, хостел-движение только укреплялось [9].

Среди иностранных гостей хостелов преобладают туристы из стран Европы, Северной Америки и Азии (табл. 4).

Наиболее распространенный вариант - 4-6-местное размещение (70 %), менее популярно размещение в 2-местных номерах и в номерах на 8-12 чел. [42, 43].

Основной чертой целевой группы хостела нужно назвать планирование поездки без участия

56 -

№ п/п Страна Доля в общем потоке, %

1 Европа 50

2 Северная Америка 17

3 Азия 12

4 Другие страны 21

Источник: составлено автором на основании [1, 9].

посреднических компаний - туроператоров и тура-гентов. Более того, студенты и backpackers часто не имеют изначально четкого маршрута путешествия или могут изменять его в процессе. Это меняет политику продаж в отношении потенциальных гостей, выстраивая ориентиры на прямые продажи. Исходя из этого, выстраивается работа и с каналами продаж. Некоторые объекты активнее всего работают с мая по сентябрь (загруженность хостелов - 90 %), в зимний сезон приток гостей меньше (загруженность хостелов - 60 %), в остальное время хостелы закрыты или используются для других целей [34, 43].

Очевидно, что наибольший процент загруженности хостелов наблюдается в летний период. Это обусловливается государственными праздниками в мае, сезоном «белых ночей» в июне, а также школьными каникулами и периодами отпусков. В холодный период года наибольшая загруженность обеспечивается в период осенних и весенних школьных каникул, а также новогодних праздников.

Российская специфика хостелов такова, что они в большинстве случаев вступают в конкуренцию с нижним сегментом классических отелей, что нетипично для западной модели, где фактором выбора хостела является не столько цена, сколько другие факторы - мобильность, свобода общения, атмосфера толерантности и дружелюбия. Поэтому российские хостелы, как правило, дороже своих европейских и американских аналогов. Сравнительная характеристика цен на услуги проживания в хостеле европейских и американских городов предоставлена в табл. 5.

Расценки на размещение в многоместном номере столицы составляет в среднем от 17 до 40 долл. за место в сутки, что соответствует аналогичным показателям в Европе. Цена проживания прямо пропорциональна количеству мест в номере. Так стоимость 2-местного номера в сутки может достигать 100 долл. Средний уровень показателя ADR по рынку составляет порядка 25-30 долл. за место в сутки. Таким образом, доход на номер (RevPAR) варьируется в пределах 100-120 долл. [45].

Таблица 5

Сравнительная характеристика цен на проживание в городах Европы, Америки и России

Страна, город Отдельный номер, руб./сут. 2-6-местный, руб./сут. 8-10-местный, руб./сут.

Англия, Лондон 1 500-2 500 700-900 650

Шотландия, Эдинбург 1 000 500-600 400-500

Австрия, Вена 1 000-1 200 600-700 -

Италия, Рим 1 400 700-950 400

Италия, Милан - 1 700 1 200

Франция, Париж 1 700 1 400 1 200

США, Нью-Йорк 2 600 1 600-2 300 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

США, Лос-Анджелес 1 400 900-1 100 От 700

США, Майами 3 200 1 000-2 000 От 950

Испания, Мадрид 1 000-1 200 900 От 700

Россия, Москва 2 200-2 400 900 800

Россия, Санкт-Петербург 1 600-2 500 650-1 000 450-800

Источник: составлено автором на основании [44, 48].

Бизнес хостелов тесно связан с развитием молодежного туризма и активностью студенческих организаций. Это одна из причин, которая тормозит развитие хостелов в России. Международные программы, подобные ISIC, WYSETC или European Youth Card, не развиты в нашей стране, равно как и национальные студенческие сообщества, позволяющие получать значительные дисконты при путешествиях.

Первая ассоциация хостелов появилась в Германии в 1919 г. С популяризацией хостел-движения в Амстердаме на I Международной конференции по хостелам представителями 11 европейских стран была учреждена единая Международная ассоциация

хостелов - International Youth Hostel Federation (IYHF), ныне известная как Hostelling International (HI) [4].

Динамика развития ассоциаций хостел-движения складывалась следующим образом: 1900-1950 гг. - 18 организаций, 1950-2000 гг. - 51, 2000-2013 гг. - 106 [4, 46]. В данный момент среди национальных организаций молодежных хостелов наиболее известное сообщество - IYHF, которое находится под покровительством ЮНЕСКО [10]. Данные по наиболее известным ассоциациям представлены в табл. 6.

По результатам проведенного анализа существующих международных ассоциаций было выявлено, что большинство ассоциаций было организовано в начале ХХ в. Количество хостелов, входящих в

Таблица 6

Международные ассоциации хостелов

№ п/п Наименование организации Страна Год основания Количество членов Основные районы и города, количество хостелов

1 Хостелы Европы Ирландия 1999 Более 2 800 хостелов 54 страны

2 Международная ассоциация хостелов Великобритания 1931 Более 4 000 хостелов Более 80 стран

3 Австралийская ассоциация молодежных хостелов Австралия 1939 93 хостела New South Wales (33), Northern Territory (4), Queensland (15), South Australia (8), Tasmania (4), Victoria (12), Western Australia (17)

4 Ассоциация молодежных хостелов Австрии Австрия 1946 32 хостела Зальцбург (2), Каринтия (4), Нижняя Австрия (3), Верхняя Австрия (5), Тироль (10), Форарльберг (3), Вена (4)

Продолжение табл. 6

№ Наименование Страна Год Количество Основные районы

п/п организации основания членов и города, количество хостелов

5 Ассоциация молодежных хостелов Англии и Уэльса Великобритания 2006 211 хостелов North East (13), North West (26), Yorkshire (26), East Midlands (18), Wales (31), Heart of England (19), South West (41), South East (23), London (8), East of England (6)

6 Ассоциация молодежных хостелов Бельгии Бельгия 1933 26 хостелов Антверпен (6), Брюгге (5), Брюссель (10), Джент (3)

7 Ассоциация молодежных хостелов Бразилии Бразилия 2008 11 хостелов Фос-ду-Игуасу (2), Рио-де-Жанейро (3), Сан-Паулу (2)

8 Ассоциация молодежных хостелов Германии Германия 1919 123 хостела Берлин (61), Гамбург (13), Дрезден (6), Кельн (6), Лейпциг (9), Мюнхен (17), Франкфурт (5)

9 Молодежная ассоциация хостелов Гонконга Гонконг 1973 7 хостелов Гонконг (1), Новые территории (4), Лантау (1), Коулун (1)

10 Ассоциация молодежных хостелов Израиля Израиль 1937 23 хостела Акко (3), Иерусалим (4), Тверия (4), Тель-Авив (9), Эйлат (3)

11 Ассоциация молодежных хостелов Индии Индия 1998 59 хостелов Andhra Pradesh (4), Goa (3), Gujarat (2), Haryana (2), Himachal Pradesh (7), Karnataka (5), Maharashtra (4), Rajasthan (10), Tamilnadu (4), Uttarakkand (9), West Bengal (9)

12 Молодежная ассоциация хостелов Ирландии Ирландия 1991 3 хостела Белфаст (1), Арма (1), Бушмилс (1)

13 Испанская сеть молодежных хостелов Испания 239 хостелов Андалусия (22), Арагон (27), Кантабрия (9), Кастилия и Леон (34), Кастилия-ла-Манча (3), Каталония (52), Сеута и Мелилья (6), Валенсия (17),

Продолжение табл. 6

№ Наименование Страна Год Количество Основные районы

п/п организации основания членов и города, количество хостелов

Эстремадура (9),

Галициа (8),

Бамарские острова (3), Канарские острова (8), Риоха (7),

Мадрид (7), Мурсия (2), Р. Баск (25),

С. Наварра (8),

Астурия (4)

14 Ассоциация молодежных хостелов Канады Канада 1933 34 хостела Ванкувер (5), Монреаль (10), Торонто (6), Уистлер (4)

15 Ассоциация молодежных хостелов Новой Зеландии Новая Зеландия 1932 49 хостелов North Island (23), South Island (26)

16 Ассоциация молодежных хостелов Перу Перу 1996 17 хостелов Arequipa (3), Cusco (5), Lima (3)

17 Португальская ассоциация молодежных хостелов Португалия 1939 81 хостел North (14), Centre (12), Lisboa (10), Alentejo (4), Algarve (6), Islands (9)

18 Некоммерческое партнерство «Общество содействия развитию хостел-движе-ния» Россия 2001 29 хостелов Москва (6), Санкт-Петербург (18), Великий Новгород (1), Иркутск (1), Сочи (1), Петрозаводск (1)

19 Ассоциация молодежных хостелов Румынии Румыния 1999 19 хостелов Timisoara (4), Alba lulia (2), Sibiu (5), ClujNapoca (2), SignetuMarmatiei (2), Sigisoara (2), Maramures (2)

20 Американская молодежная ассоциация хостелов США 1934 49 хостелов Калифорния (19), Мэриленд (3), Массачусетс (7), Нью-Йорк (2), Орегон (2), Пенсильвания (3), Техас (2), Вермонт (2), Висконсин (3)

21 Хорватская ассоциация молодежных хостелов Хорватия 1934 119 хостелов Pula (9), Novalja (3), Zadar (10), Sibenik (4), Betina (1), Trogir (2), Split (36), Hvar (11),

................... _ 59

Окончание табл. 6

№ п/п Наименование организации Страна Год основания Количество членов Основные районы и города, количество хостелов

Dubrovmk (18), Zagreb (25)

22 Чешская молодежная ассоциация хостелов Чешская Республика 1998 10 хостелов Брно (2), Чешский Крумлов (1), Липно (2), Прага (4), Плзень (1)

23 Ассоциация молодежных хостелов Чили Чили 1992 14 хостелов Арика (3), Икике (3), Кастро (1), Остров Пасхи (1), Чильян (1), Сантьяго (5)

24 Ассоциация молодежных хостелов Швейцарии Швейцария 1924 21 хостел Базель (93), Берн (3), Давос (2), Фрайбург (1), Лозанна (2), Люцерна (4), Шато д'Оекс (1), Женева (2), Цюрих (3)

25 Шотландская ассоциация молодежных хостелов Шотландия 1931 71 хостел Highlands (34), Islands (22), Lowlands (15)

26 Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга Россия 2002 50 мини-отелей, 2 хостела Санкт-Петербург

27 Лига хостелов Россия 2011 16 хостелов Москва (14), Санкт-Петербург (2)

Источник: составлено автором на основании [9, 10-32].

ассоциацию, не зависит от длительности работы

ассоциации.

Основные принципы работы международных

ассоциаций:

1) развитие и популяризация хостелов, расширение рынка потребителей данного вида услуг;

2) развитие рыночных отношений в сфере гостеприимства (блок экономичного размещения);

3) разработка стандартов для хостелов с учетом региональных особенностей и оценка соответствия этим стандартам;

4) представление интересов членов ассоциаций в международных неправительственных туристских организациях, а также организациях сотрудничества с коммерческими и некоммерческими компаниями;

5) участие в работе государственных органов и организаций по разработке политики и правил в областях, влияющих на условия деятельности членов ассоциаций, в целях создания для

членов организации оптимальных условий хозяйствования и недопущения принятия нормативных актов, создающих препятствия для предпринимательской деятельности хостелов;

6) противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции в сфере деятельности хостелов;

7) расширение культурных и общественных связей молодежи, проживающей в разных регионах РФ и за рубежом;

8) введение системы льгот для организаций, оказывающих социальные информационные услуги молодежи;

9) развитие молодежных контактов, культурных и гуманитарных связей между молодежью всех стран [10].

Ассоциации хостелов - некоммерческие организации, существующие за счет взносов его членов.

Создана система финансирования различных программ, в соответствии с которой после утверждения

программы и сметы на ее проведение определяется размер взносов на ее реализацию. При этом доля участия в финансировании каждой программы для небольших хостелов меньше, чем для крупных.

Создание ассоциаций хостелов направлено на повышение конкурентоспособности не только данного сегмента рынка, но и отдельных организаций определенного сегмента.

Оценка потенциала кластеризации региона производится с точки зрения экономических предпосылок и положения региона в отраслевой структуре национальной экономики. Потенциал кластеризации определяется присутствием конкурентных преимуществ гостиничной сферы Санкт-Петербурга, а также возможностью повышения за счет данных преимуществ конкурентоспособности региона.

Сравнение отдельных параметров экономики региона с показателями в экономике страны представлено в табл. 7.

Произведем расчет коэффициентов локализации по формуле:

у

К = -А (1)

У,

д2

где Уд1 - параметр региона, Уд2 - параметр сектора экономики.

На основе частных показателей (см. табл. 4) рассчитывается интегральный показатель Кинг, характеризующий потенциал кластеризации региона:

2 К

=

(2)

Для Санкт-Петербурга данный показатель рассчитывается с использованием следующих данных:

0,46 + 0,4 + 0,37 + 0,51 + 0,78 + + 0,7 + 0,65 + 0,79 +1,19 +1,11 + 0,83 +1,13 + 0,94 + 0,83

Интегральный коэффициент равен 0,8, что говорит о том, что сектор гостиниц экономкласса в Санкт-Петербурге развит сильнее, чем в целом по России [35].

Еще одним способом оценки потенциала кластеризации региона является SWOT-анализ. Данный анализ проводится с учетом оценки спроса потребителей на услуги и факторов, способствующих или препятствующих развитию сектора гостиниц экономкласса (рис. 2).

Основным направлением работы хостелов в рамках гостиничного кластера является усиление слабых сторон рынка хостелов. Работа хостелье-ров в рамках Некоммерческого партнерства «Общество содействия развитию хостел-движения» (НП ОСРХД) ориентирована в первую очередь на сотрудничество с государственными органами и разработку нормативно-правовых актов, регулирующих и стандартизирующих работу хостелов.

Гостиничный рынок в Санкт-Петербурге дифференцирован. Четкое распределение отелей по категориям разбивает рынок на 4 сегмента:

Таблица 7

Сравнительная характеристика основных экономических показателей в гостиничной сфере

n

№ п/п Показатель Санкт-Петербург Россия Удельный вес региона

1 Число действующих предприятий 197 431 46

2 Номерной фонд 6 895 17 240 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Инвестиции в основной капитал, млн руб. 334,9 905,1 37

4 Число занятых работников 1 576 3 071 51

5 Среднемесячная заработная плата, руб. 16 840 21 667 78

6 Выручка в расчете на одно койко-место, руб. 319,7 455,7 70

7 Затраты в расчете на одно койко-место, руб. 189,7 290,7 65

8 Прибыль в расчете на одно койко-место, руб. 130 165 79

9 Рентабельность оказания гостиничных услуг 0,68 0,57 119

10 Рентабельность продаж гостиничных услуг 0,4 0,36 111

11 Средняя стоимость номера (ADR), руб. 775 930 83

12 Заполняемость хостела, % 85 75 113

13 Выручка номерного фонда (RevPAR), руб. 658,8 697,5 94

14 Выручка номерного фонда на одного гостя (RevPAC), руб. 6 975,6 8 370 83

Источник: составлено автором на основании [7, 8, 40, 41, 45].

Источник: составлено автором на основании [5, 33, 47].

Рис. 2. SWOT-анализ сильных и слабых сторон рынка гостиниц экономкласса (хостелов)

Сильные стороны Слабые стороны

Увеличение туристского потока. Популяризация хостел-движения. Рост количества хостелов ценовой категории «ниже среднего». Сосредоточение предприятий в центральных районах города. Индивидуальный подход к гостям. Высокая пропускная способность Несоответствие международным стандартам обслуживания. Формирующийся рынок отелей экономкласса. Недостаток информации клиентов о данном сегменте рынка. Отсутствие законодательного регулирования

Возможности Угрозы

Расширение рынка гостиниц экономкласса. Получение международных сертификатов соответствия качества. Активное участие хостельеров в создании документов, регулирующих деятельность хостелов Перенасыщенность рынка. Смена приоритетных вариантов размещения у туристов. Подавление сегмента хостелов рынком отелей категории 2*_з* Отсутствие государственной поддержки. Снижение потока инвестиций

1) отели высшего класса (гостиницы 5*);

2) отели среднего класса (гостиницы 4*, 3*);

3) отели экономкласса (гостиницы 2*, хостелы);

4) мини-отели.

Межфирменные связи достаточно слабы, поэтому создание гостиничного кластера целесообразно для укрепления взаимодействия предприятий.

Оценка эффективности кластерного развития проводится по организационным, управленческим и программно-целевым критериям (табл. 8-10).

Таблица 8

Организационные показатели оценки кластера отелей экономкласса

Таблица 9

Количественные показатели эффективности кластера отелей экономкласса

№ п/п Критерий Используемый показатель Измерение

1 Позиция на рынке Доля кластера на национальном рынке, % 47,5

Туристский поток, млн чел. 5,7

2 Способность к обновлению Образование новых фирм 61

Доля экономической активности (доля хостелов в ВВП) 0,134

Источник: составлено автором на основании [3, 8, 36-41].

№ Показа- Инструменты поддержки

п/п тель кластерной политики

1 Конку- Сертификация и стандартизация по

рентоспо- международным стандартам ассоциации

собность Hostelling International.

компаний Создание и продвижение товарного знака

ассоциации

2 Развитие Сотрудничество с международной ассо-

связей и циацией хостелов.

взаимо- Создание специализированных систем

действия бронирования.

Координация участников для развития

хостел-движения

3 Повы- Подготовка квалифицированного персо-

шение нала.

качества Участие хостельеров в образовательных

бизнес- программах вузов.

окруже- Привлечение трудовых ресурсов.

ния Разработка законодательства.

Защита интеллектуальной собственности.

Формирование льгот для участников

кластера на государственном уровне

Таблица 10

Мероприятия, необходимые для развития

гостиничного кластера отелей экономкласса в Санкт-Петербурге

№ п/п Направление работы Наименование мероприятий

1 Рекламно-информационное обеспечение Создание единого сайта бронирования. Выпуск специализированных каталогов. Популяризация хостел-движения. Проведение открытых конференций по вопросам деятельности хостелов

2 Финансовое обеспечение Упрощенная система налогообложения. Упрощение системы кредитования на открытие бизнеса

3 Обеспечение безопасности Разработка стандартов технического обеспечения и обслуживания с учетом региональных особенностей. Сотрудничество с охранными предприятиями.

Окончание табл. 10

№ п/п Направление работы Наименование мероприятий

Разработка штрафных санкций

за нарушение договорных обяза-

тельств.

Пропаганда уважительного от-

ношения к гостям независимо от

пола, возраста, расы и физической дееспособности

4 Развитие Проведение международных и

партнерских от- национальных семинаров, конфе-

ношений между ренций.

участниками Создание координационного совета.

кластера Создание управляющей группы. Создание единого информационного центра. Использование интернет-рассылок

5 Повышение Обязательная сертификация хосте-

качества обслу- лов.

живания Привлечение квалифицированного персонала. Ориентация на опыт европейских хостелов

б Государствен- Определение категории «хостел» в

ное регулиро- рамках классификации гостиниц.

вание Разработка нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность хостелов. Разработка специализированных федеральных целевых программ

l Сотрудничество Подготовка специалистов в области

с учреждениями гостиничной сферы.

высшего про- Привлечение предпринимателей для

фессионального проведения тематических лекций

образования для студентов старших курсов

Соответствие международным стандартам, сотрудничество с международными ассоциациями, создание специализированных систем бронирования позволят выйти предприятиям, функционирующим в рамках кластера, на мировой рынок.

Почти 50 % предложения рынка гостиниц экономкласса сосредоточено в Санкт-Петербурге. Увеличение туристского потока является фактором, способствующим и непосредственно влияющим на развитие хостел-движения. Наблюдается положительная динамика образования новых предприятий. Доля рынка гостиниц в ВВП России составляет около 1,34 %, соответственно, доля сегмента хостела составляет 0,134 %.

Для развития кластерной политики в сфере гостиниц экономкласса автором предложен ряд мероприятий (табл. 10).

В заключение еще раз вспомним об особенной аудитории, которая выбирает хостелы. Это энергичные люди, с детства привыкшие именно к такому образу жизни. Это люди, которые хотят общаться, узнавать новое, знакомиться, находить друзей по всему миру. Это люди, путешествующие по миру и открывающие для себя новые страны. Пусть же как можно меньше останется препятствий на пути этих путешественников, пусть двери российских хостелов будут всегда гостеприимно открыты.

Список литературы

1. В Российские отели приезжает меньше иностранных туристов. URL: http://maks-group. ru/pubs/2034-v-rossiyskie-oteli-priezzhaet-menshe-inostrannykh-turistov. html.

2. Гостиничный бизнес: свой маленький отель. URL: http://www.openbusiness.ru/html/hotel2.htm.

3. Доля туризма в ВВП России достигнет б,7 %. URL:http://www. prohotel. ru/news-171731/0.

4. Иванов Д. Хостел: общежития made in Europe. URL: http://www.mkconsult.ru/assets/files/ pdf/publications/hostel2.pdf.

5. Информация. Логистика. Транспорт. SWOT-анализ. URL: http://www. ilt22.ru/education/63-swot. html.

6. Кравец А. В., Дмитрук О. В. Предпосылки к формированию туристического кластера на территории Приморского края. URL: http://www. 38samuraev.ru/index.php/turizm-v-primorskom-krae/ 77-predposylki-k-formirovaniju-turisticheskogo-klastera-na-territorii-primorskogo-kraja. html.

7. Как начать хостел-бизнес? URL: http://yobiz. ru/view_post_bo. php?id=131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Министерство культуры России намерено легализовать хостелы и мини-отели. URL: http://www. prohotel.ru/news-206650/0.

9. Официальный сайт Лиги хостелов. URL: http://ruhostels. ru/news.

10. Официальный сайт Российской ассоциации молодежных хостелов. URL: http://www.russia-hostelling.ru/rus/partners.php.

11. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Украины. URL: http://hihostels.com. ua/index.php.

12. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Австралии. URL: www.yha.org.au.

13. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Австрии. URL: www.oejhv.or.at.

14. Официальный сайт Ассоциации молодеж-

ных хостелов Великобритании и Уэльса. URL:www. yha.org.uk.

15. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Бельгии. URL: www.laj.be.

16. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Бразилии. URL: www.hostel.org.br.

17. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Германии. URL: www.djh.de/ international.

18. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Гонконга. URL: www.yha.org.hk.

19. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Израиля. URL: www.iyha.org. il.

20. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Северной Ирландии. URL: www. hini. org. uk.

21. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Испании. URL: www. reaj. com.

22. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Канады. URL: www. hihostels. ca.

23. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Новой Зеландии. URL: www.stayyha. com.

24. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Перу. URL: www.limahostell.com. pe.

25. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Португалии. URL: www.cartaojovem.pt.

26. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Румынии. URL: www.HIhostels-Romania.ro.

27. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов США. URL: www. hiayh. org.

28. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Хорватии. URL: www. hfhs. hr.

29. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Чехии. URL: www. iyhf. cz.

30. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Чили. URL: www. hostelling. cl.

31. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Швейцарии. URL: www.youthhostel.ch.

32. Официальный сайт Ассоциации молодежных хостелов Шотландии. URL: www.syha.org.uk.

33. Практика проведения SWOT-анализа предприятия. URL: http://economyst. org. ua/strategy/473-praktika-provedeniya-swot.

34. Российские хостелы теряют иностранных туристов. URL: http://www.atorus.ru/articles/all/ article/393.html.

35. Трофимова О. М. Методические рекомендации по выявлению и анализу кластеров в экономике старопромышленного региона. URL: http://vestnik. uapa. ru/en/issue/2011/02/14.

36. Туристско-рекреационный кластер «Псковский» создадут в области. URL: http://pitert. ru/news/ turistsko-rekreatsionnyi-klaster-pskovskii-sozdadut-oblasti.

37. Формирование кластера нефтегазовой промышленности в Мурманской области // Сайт «Издательский дом Гелион». URL: http://helion-ltd. ru/formation-oil-and-gas-industry.

38. Хостелы: путешествие налегке. URL: http:// sutochno-sakh. ru/articles/7033.

39. Хостелы - недорогие гостиницы Санкт-Петербурга. URL: http://www. bedandbike. ru/about_ hostels.

40. Хостелы Санкт-Петербурга. URL: http:// www.spbtravel.ru.

41. Хостелы Санкт-Петербурга. URL: http://www. komandirovka.ru/hotels/sanktpeterburg/?CAT=84.

42. Хостелы в Европе, Америке и России: виды, плюсы и минусы. URL: http://www. tour52.ru/info/ dictionary/hostely. html.

43. Хостелы - новый вариант размещения туристов. URL: http://www.org-ukti.ru/lenta-sobytij/183-khostely-novyj -variant-razmeshcheniya-turistov.html.

44. Хостелы в России. URL: http://www. sobstvennik.org/rossia/26.php.

45. Хостелы Европы. URL: http://choco-tour. ru/hostely/51-hostely-evropy.html.

46. Хостелы в России. URL: http://www. bedandbike.ru/Hostel_HI_in+Rus.

47. Характеристика маркетинговых элементов управления гостиницей. URL: http://finet.org/wp-content/uploads/2012/01/17.

48. Ratanews - новости туризма для профессионалов от РСТ, туристические новости в России и мире. URL: http://www.ratanews.ru/hotels/hotels_ 21082012 full.stm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.