Научная статья на тему 'Потенциал формирования гостиничного кластера в регионах Северо-Западного федерального округа'

Потенциал формирования гостиничного кластера в регионах Северо-Западного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
763
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ГОСТИНИЦА / ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Печерица Е.В.

В статье рассмотрены рекреационные ресурсы субъектов Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Проведен анализ показателей эффективности в деятельности гостиничных предприятий региона. Предложены направления и мероприятия по созданию гостиничного кластера на территории округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал формирования гостиничного кластера в регионах Северо-Западного федерального округа»

20 (299) - 2013

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 338.486: 711.2

ПОТЕНЦИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСТИНИЧНОГО КЛАСТЕРА В РЕГИОНАХ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА*

Е. В. ПЕЧЕРИЦА, кандидат социологических наук, доцент кафедры управления предпринимательской деятельностью

Е-mail: helene8@yandex. ru Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

В статье рассмотрены рекреационные ресурсы субъектов Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Проведен анализ показателей эффективности в деятельности гостиничных предприятий региона. Предложены направления и мероприятия по созданию гостиничного кластера на территории округа.

Ключевые слова: кластер, гостиница, туризм, индустрия гостеприимства, культурно-развлекательный комплекс, рынок гостиничных услуг.

В настоящее время гостиничный бизнес находится в стадии бурного развития: активными темпами ведутся строительство и реконструкция средств размещения, предприятий питания, культурно-развлекательных комплексов и других организаций, предоставляющих населению различные услуги.

В ряде федеральных округов Российской Федерации (Центральном, Северо-Кавказском, Южном, Северо-Западном), обладающих рекреационными

* Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития СПб ГУСЭ на 2012—2016 гг. Проект 2.2.3. Научно-образовательный центр социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма.

ресурсами и соответствующей инфраструктурой, состояние которой пусть и медленно, но улучшается, отмечается увеличение спроса на услуги коллективных средств размещения, объектов индустрии гостеприимства. Появляющиеся гостиницы, построенные по новым технологиям, хорошо обустроенные, как правило, укомплектованы слабо подготовленным персоналом, не способным повысить уровень качества предоставляемых клиентам услуг.

Вместе с тем последствия мирового экономического кризиса постепенно сбивают заданный темп, оказывая негативное воздействие на деятельность гостиничных предприятий. Массовое сокращение персонала на предприятиях привело к снижению спроса на гостиничные услуги по причине уменьшения числа командировок служащих.

Необходимо отметить, что отели высокого класса — категории 5 звезд (далее — 5*) находятся в более выгодном положении, поскольку основными потребителями их услуг являются представители топ-менеджмента, которые в меньшей степени подвержены увольнениям.

Для сохранения и удержания спроса на гостиничные услуги, наряду с экономическими инс-

трументами (дифференциация услуг, гибкая ценовая политика), необходимо совершенствовать качество обслуживания клиентов, модернизировать существующие стандарты на гостиничные услуги.

В последние пять лет в России наблюдается стремительный рост числа гостиниц. В крупные города приходят иностранные операторы, увеличивается число маленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. Но темп роста числа отелей по-прежнему отстает от темпов строительства других объектов коммерческой недвижимости — офисов, магазинов, складов. Основная причина, по мнению экспертов, в сложности гостиничного бизнеса.

Лидерами развития гостиничного бизнеса на сегодняшний день являются Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Казань, Новосибирск. Быстро растет число отелей в Калининграде, Красноярске, Томской и Волгоградской областях, на Урале. От них немного отстает Дальний Восток.

Факторами активного развития гостиничного бизнеса в регионах называют в первую очередь расположение региона. Например, спрос на отели Золотого кольца или Сочи характеризуется ярко выраженной сезонной направленностью обычного туристического потока. В промышленных центрах России, таких как Екатеринбург, Новосибирск или города Дальнего Востока, преобладает бизнес-туризм. А самые привлекательные регионы для инвестора — это мегаполисы, фактор сезонности в которых можно нивелировать. Со стороны частных лиц сейчас наблюдается интерес к городам, где развиваются промышленность и бизнес (таким как Екатеринбург и Иркутск). На периферии наблюдается неудовлетворенный спрос на гостиничные услуги. Потребность в современных, отвечающих мировым стандартам отелях 3—4* составляет для центрального региона, Юга России (Краснодарский край) и Севера (Карелия) около 10 000 номеров. Большим потенциалом обладают также Дальний Восток (Камчатка), Иркутская и Калининградская области [9].

В рамках проводимого исследования целесообразно рассмотреть потенциал со-

а я

«

и

^

а

«

о

о и о х л

ч «

а

ч

<и &

о ¡-

0 X

ч «

С

«

м

1

о а <и а <и

и

*

«

я о

и <и а

л х х о

Я

а <и а а

<и а

м

Ч «

X

0

а я

1 2

а И

2 я ^ Й

я ■и

о

и

-

&

о

-= --

я

3 =

о ■с =

2

О =

=

я

4

м О

и

.Й Я

я 2 2

3 ^

Ю о

0 д л £ ИЯ £

1 Я ^

& к

I я л

§ - I

л оР

н о

Й а «т

и .<4

ем «

РЧ О

Продолжение табл. 1

Регион

Основные объекты туристского интереса

Созданные и потенциальные кластеры

Существующие виды туризма

Возможные виды туризма

ш

3 §

§

Со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

I

Республика Коми

Национальный парк «Югыд Ва». Столбы выветривания на плато «Мань Пупунёр» или Мансийские болваны,

самый крупный в европейской части России водопад — Буредан

Старейшая лосиная ферма

Лесной образовательный кластер.

11 февраля 2011 года заключено Соглашение о создании Лесного образовательного кластера Республики Коми, в который вошли учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования, готовящие кадры для лесной промышленности. Лесной рекреационный кластер. Нефтегазовый кластер. Транспортный кластер.

Туристские кластеры «Северный» и «Южный». Планируется, что Северный кластер под рабочим названием «Поморье» объединит крупные туробъекты в связи с перспективами развития промышленного туризма и активного туризма. Целью создания Южного кластера является организация объединенного турмаршрута, который будет интересен прежде всего для организации туров для детей и школьников

Охота и рыбалка. Альпинизм. Сплавы и водный туризм.

Познавательный туризм.

Спортивные туры и активный отдых. Велосипедный туры

Эко- и этнотуризм. Сельский туризм

Архангельская область

Александро-Ошевенский монастырь. Богоявленский деревянный храмовый комплекс 1787 г. в деревне погост.

Деревянное чудо севера — Порженский погост.

Деревянный храм на Онеге — Бережная дуброва.

Кирилло-Челмогорский монастырь.

Красная ляга.

Лядины.

Малые корелы.

Обелиск севера.

Остров Мудьюг.

Краеведческие музеи.

Остатки Новодвинской крепости

Судостоительный территориальный кластер. Агропромьииленный кластер. Лесопромьииленный кластер. Транспортный кластер.

Кластер строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Кластер общественного питания и торговли. Отдельный кластер образовательных учреждений Северодвинска

Эти кластеры объединят учреждения профессионального образования Архангельской области соответствующего профиля

Культурный туризм. Событийный туризм. Паломнический туризм. Экотуризм. Сельский туризм. Активный отдых. Охота и рыбалка

Паломнический туризм.

Сельский туризм

Вологодская область

(Л (Л

«Ольгин» камень «Растущий» культовый камень. Архитектура г. Тотьма. Баклановский родник.

Бывшая Крестовоздвиженская Симоно-Воломская пустынь. Верховажский краеведческий музей. Воскресенский собор.

Входоиерусалимская церковь (1774—1794 гг.). Гражданская архитектура Белозерска_

Рекреационный кластер

В ходе представления нового кластера особо отмечены серьезные базовые туристические ресурсы региона (ландшафтный, историко-культурный и событийный), постоянно растущий туристический поток, а также имеющийся опыт и инфраструктура. Строительный кластер. Лесной кластер. Агропромьииленный кластер

Охота и рыбалка. Сельский туризм. Водный туризм. Детский отдых. Культурный туризм

Паломничество. Водные и оздоровительные туры для детей

N О

N Ю Ю

N О н»

(А)

(Л СП

Продолжение табл. 1

Регион

Основные объекты туристского интереса

Созданные и потенциальные кластеры

Существующие виды туризма

Возможные виды туризма

Калининградская область

Рыбная деревня Музей мирового океана Кафедральный собор Кенигсберга Королевские ворота Музей янтаря

Фортификационные сооружения Кенигсберга

Инновационно-территориальный кластер инфор-мационно-телекомуникационных технологий.

«Автотор холдинг» совместно с канадским производителем автокомплектующих Magna намерены создать в Калининградской области автомобильный кластер производственной мощностью 350тыс. автомобилей в год.

Туристический кластер. Аграрные кластеры

Пляжный отдых. Познавательный туризм

Познавательный туризм

Деловой туризм. Культурно-познава-тельный туризм. Водный туризм. Военно-патриоти-ческий туризм. Природный туризм. Экотуризм. Сельский туризм. Активный отдых

Событийные туры (реконструкции сражений и т. д.). Познавательный туризм

I

I

о

3

CD ■§

§

■g СО

I

Со

Ленинградская область

Дворцы. Усадьбы и парки времен императорской России, входящие в состав всемирного наследия ЮНЕСКО Музеи и заповедники

Памятники героям Великой Отечественной войны

Индустриальный кластер Усть-Луги.

В перспективе предполагается комплексное развитие зоны Усть-Лужского порта.

Достижение поставленной цели — пропускная способность в 180 млн т грузов к 2018 г. Туристско-рекреационный кластер

Мурманская область

Памятный мемориальный комплекс морякам, погибшим в мирное время. Храм Спаса на водах. Святоносный маяк.

Северное сияние и иные особенности природы Заполярья.

Этнические деревни народов Крайнего Севера

Технологический кластер.

Технологический кластер ориентирован на разработку Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений. Горно-химический кластер. Металлургический кластер. Производственный кластер. Транспортно-логистический кластер. Производственный и транспортно-логистический кластер на основе Мурманского транспортного узла. Рыбопромышленный кластер.

Кластер будет основан на восстановлении традиционного базового рыбопромышленного сектора на новой технологической и организационной основе. Туристический кластер. Основой туристического кластера должно стать создание в регионе туристско-рекреационной территории регионального значения «Русская Лапландия» в Ловозерском районе и Кировске_

В основном экологический и этноту-ризм.

Горнолыжный туризм.

Деловой туризм

Этнотуризм. Экологический туризм. Экспедиции

N О

N Ю Ю

N О н»

(А)

РЧ О

Окончание табл. 1

Регион Основные объекты туристского интереса Созданные и потенциальные кластеры Существующие виды туризма Возможные виды туризма

Новгородская область Варлаамо-Хутынский монастырь. Великий Новгород — один из древнейших городов России. Новгородский Кремль — Детинец. Новгородский Софийский собор. Алексеевская башня и другие памятники древнерусского зодчества. Христианские монастыри и соборы. Путевые дворцы в селах Шимского района Промышленно-логистическая зона в Чудовском районе. Кластер по производству автомобильных компонентов. Кластер лесопереработки. Туристский кластер. Кластер производства строительных материалов и изделий из них Этнические туристические программы. Познавательный туризм. Рекреационный туризм. Сельский туризм Охота и рыбалка

Псковская область Исторические и краеведческие музеи. Памятники архитектуры древнерусского деревянного зодчества. Парки-заповедники Туристско-рекреационный кластер «Псковский». Проект кластера предусматривает создание в историческом центре Пскова объектов туристической инфраструктуры. Кроме того, кластер предполагает проведение реконструкции основных общественных пространств города. Великолукский промьииленный кластер Спортивный туризм. Познавательный туризм. Рекреационный туризм. Паломничество. Экотуризм Познавательные туры Паломничество

Город федерального значения — Санкт-Петер-бург Административный центр СЗФО «Северная Венеция». Историческая часть города входит в состав всемирного наследия ЮНЕСКО. Государственный музей Эрмитаж. Памятники истории, культуры и архитектуры Судостроительный кластер Главным инфраструктурным проектом в рамках будущего кластера в ближайшие годы станет создание новой производственной площадки на острове Котлин (Кронштадт). Фармацевтический кластер Концепция создания кластера фармацевтической и медицинской промышленности разработана в целях определения основных направлений развития фармацевтической промышленности и создания кластера с учетом Стратегии развития данной отрасли в Российской Федерации на период до 2020 г. Рекреационный кластер Познавательный туризм. Гастрономические туры. Религиозный туризм. Культурный туризм. Оздоровительный туризм Событийный туризм

Ненецкий автономный округ Остатки не так давно исчезнувшего города Пустозерска. Церковь Благовещения, изначально построенная для ненцев, принявших христианство. «Ручей горячей воды», целебная сила которого заключена в 8 термальных источниках, ежесекундно выбрасывающих из недр земли на поверхность до 30 л горячей целительной минеральной воды. Вулкан «Пым-Ва-Шор» Минерально-сырьевой кластер Автобусные туры. Горный туризм. Познавательный туризм Познавательный туризм. Экспедиции

ш

3 §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

аз

Г I

N О

N Ю Ю

N О н»

(А)

(Л VI

Источник: составлено автором по материалам Интернет-источников.

здания и развития гостиничного кластера в регионах СЗФО, существующие в них и перспективные виды туризма, а также кластеры, уже созданные и создающиеся.

Таким образом, в субъектах Северо-Западного федерального округа сосредоточен значительный туристско-рекреационный потенциал. Многие области обладают уникальными памятниками истории и архитектуры, некоторые из которых внесены в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО. Такие регионы, как Республика Коми и Ненецкий автономный округ, сохранили памятники древней истории,

представляющие интерес не только для туристов, но и для ученых. Одними из самых перспективных видов туризма признаются религиозный туризм, познавательные и экскурсионные туры, а также экологический и сельский туризм.

Анализ средств размещения, имеющихся в субъектах Северо-Западного федерального округа, представлен в табл.2.

Как видно из анализа табл. 2, в регионах СЗФО представлены почти все виды коллективных и индивидуальных средств размещения, в том числе и гостиницы, находящиеся под управлением между-

Таблица 2

Средства размещения в регионах Северо-Западного федерального округа

Существующие средства размещения Число коллек- Число мест в кол- Недостающие

Регион тивных средств лективных средс- средства

размещения твах размещения размещения

Республика Гостиницы 3—4* 105 2 497 Отели класса 3—4*.

Карелия SPA-отели. Коттеджи. Кемпинги Бизнес-отели

Республика Коми Гостиницы и аналогичные средства размещения. Туристические базы 97 2 901 Отели класса 3—4*

Архангельская Гостиницы: 124 4 076 Отели класса 4*

область — бизнес-центр Архангельск 4*; — Пур Наволок 4*; — Столица Приморья 3*; — Артелеком 3*; — Двина 3*. Санатории. Рыболовные базы. Охотничьи дома. Гостевые дома и коттеджи и выше. Санатории

Вологодская Гостиницы: 145 5 026 Отели класса 3*.

область — Англитеръ 4*; — Николаевский клуб 4*; — Спасская 3*; — Фаворит 3*. Детские лагеря. Турбазы. Коттеджи Бизнес-отели

Псковская Базы отдыха. 73 2 998 Санатории.

область Лагеря. Гостиницы: — HELIOPARK Old Estate 4*; — Rizhskaya Hotel Pskov 3*; — Hotel Kubija 3*; — Золотая набережная 3*; — Отель «Плесков» 3*; — Двор Подзноева 3* Гостиницы 4*

Город Мини-отели. 631 23586 Отели 2—3*.

федерального Хостелы. Хостелы

значения Санкт- Съемные квартиры.

Петербург Гостиницы

Окончание табл. 2

Существующие средства размещения Число коллек- Число мест в кол- Недостающие

Регион тивных средств размещения лективных средствах размещения средства размещения

Ненецкий авто- Базы отдыха. 4 135 Гостиницы 3—4*.

номный округ Лагеря. Гостиницы Коттеджи

Калининградская Гостиницы: 57 10 892 Санатории и курорт-

область — Золотая Бухта 3*; — Юбилейный — люкс 3*; — Heliopark Kaiserhof 4*; — Radisson Kaliningrad 4*; — «Триумф» 4*; Коттеджи ные гостиницы. Лагеря отдыха

Мурманская Рыболовецкие лагеря. 136 4 104 Бизнес-отели

область Базы отдыха. Гостиницы. Хостелы. Гостевые дома. Съемные квартиры

Ленинградская Базы отдыха. 265 9 924 Гостиницы 3—4*

область Гостиницы. Физкультурно-оздоровительные комплексы. Детские лагеря. Загородные клубы

Новгородская Гостинцы: 92 3 182 Гостиницы 4* и выше

область — Park Inn Veliky Novgorod 3*; — Валдайские зори 3*; — Amaks Rossiya Hotel 3*; — гостиница Волхов 3*; — «Олимп» 4*; — отель «Интурист» 3*. Съемное жилье. Базы отдыха

Источник: составлено по материалам Интернет-источников.

народных операторов. Однако некоторые регионы испытывают нехватку качественных отелей класса 2—3* и 4*. В таких регионах коллективные средства размещения в основном представлены гостиницами и мини-отелями, оборудованными в соответствии с требованиями к классу 1* или без звезд.

Анализируя гостиничную сферу в регионах СЗФО, стоит рассмотреть некоторые показатели, такие как доходы коллективных средств размещения, общий номерной фонд и количество туристов, проживавших в гостиницах. Вначале рассмотрим динамику доходов коллективных средств размещения в субъектах СЗФО (табл. 3).

Регион 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Архангельская область 528 011,7 720 813,3 988 213,2 1 433 291,6 1 225 683,6 1 264 071,3

Вологодская область 68 213,5 826629,6 1 015 359,8 1 402 247,5 1 215 351 1 300 127,1

г. Санкт-Петербург 9 647 704 11 434 414 13 843 283 16 432 077 14 483 908, 16 136 868

Калининградская область 699 779,8 870 812,9 1 069 921,2 1 477 108 1 245 769,9 981 756,9

Ленинградская область 699 718 759 707,7 1 016 523 1 606 752 1 170 145,7 2 282 026,1

Мурманская область 678 013,7 842 279,3 884 355,4 947 733,4 991 881 1 014 100,1

Ненецкий автономный округ 29 710,5 40 733 153 291,3 340 020,3 134 119,4 97 552,2

Таблица 3

Динамика доходов коллективных средств размещения в регионах СЗФО от предоставляемых услуг в 2005—2010 гг., тыс. руб.

Окончание табл. 3

Регион

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Новгородская область

604 067

641 835,4

886 129,6

1 003 242,2

1 129 162,9

1 177 512,4

Псковская область

273 562,1

404 745,2

539 583,1

654 507,6

665 188,4

761 847,4

Республика Карелия

427 156,2

698 320,6

847 729

1 342 188,1

1 367 647,8

1 252 979,7

Республика Коми

362 877,4

531 136,8

656 403,5

664 187

690 373,3

750 298,8

Источник: составлено по данным Росстата [11].

Рис. 1. Динамика доходов коллективных средств размещения в регионах Северо-Западного федерального округа в период 2005—2010 гг., млн руб.:

1 — Архангельская область; 2 — Вологодская область; 3 — Калининградская область; 4 — Ленинградская область; 5 — Мурманская область; 6 — Ненецкий автономный округ; 7 — Новгородская область; 8 — Псковская область; 9 — Республика Карелия; 10 — Республика Коми

Динамика доходов коллективных средств размещения представлена на рис. 1.

Ввиду большой разницы в значениях и для большей наглядности динамика доходов гостиниц Санкт-Петербурга представлена отдельно на рис. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из полученных в ходе анализа данных, можно сделать вывод о том, что гостиничный сектор экономики регионов СЗФО стабильно развивается с 2005 г. Однако в 2009 г. наблюдался спад доходности. Это можно объяснить прежде всего последствиями мирового кризиса, который не мог не отразиться на туристической сфере регионов и страны в целом. С 2009 г. снова наблюдается рост доходности гостиничного сектора, однако не одинаковый по регионам. Наибольший рост доходности наблюдается в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, что можно объяснить как неоднородностью

2005

2006

2007

2006

2009

2010

Рис. 2. Динамика доходов гостиничного сектора Санкт-Петербурга в период 2005—2010 гг., тыс. руб.

Таблица 4

Динамика номерного фонда коллективных средств размещения в регионах Северо-Западного федерального округа в 2005—2010 гг., ед.

Регион 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Архангельская область 3 734 3 750 4 018 4 737 4 189 4 076

Вологодская область 3 918 4 229 3 901 4 353 4 309 5 026

Санкт-Петербург 20 337 20 522 20 704 25 421 24 971 23 586

Калининградская область 3 063 3 619 3 606 4 639 4 207 10 892

Ленинградская область 6 235 6 076 6 302 7 327 7 219 9 924

Мурманская область 3 681 3 723 3 761 3 280 о ст 3 533 4 104

Ненецкий авт. округ 65 62 232 292 232 135

Новгородская область 3 276 2 998 3 049 2 970 3 224 3 182

Псковская область 2 524 2 498 2 626 2 627 2 886 2 998

Республика Карелия 2 130 2 363 2 263 2 505 2 702 2 497

Республика Коми 2 536 3 126 3 192 2 681 2 786 2 901

Источник: составлено по данным Росстата [11].

Рис. 3. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в регионах СЗФО в 2005—2010 гг., ед.: 1 — Архангельская область; 2 — Вологодская область; 3 — Санкт-Петербург; 4 — Калининградская область; 5 — Ленинградская область; 6 — Мурманская область; 7 — Ненецкий автономный округ; 8 — Новгородская область; 9 — Псковская область; 10 — Республика Карелия; 11 — Республика Коми

размещения гостиничного фонда в СЗФО, так и тем, что туристские ресурсы периферийных регионов малоизвестны.

Следующим показателем для анализа гостиничного бизнеса является номерной фонд в регионе или количество номеров в средствах размещения (табл. 4).

Графически динамика числа номеров в гостиницах СЗФО представлена на рис. 3.

Проведем анализ динамики количества размещенных лиц в коллективных средствах размещения в регионах СЗФО (табл. 5).

Таким образом, наблюдается положительная динамика количества номеров в гостиницах СЗФО и числа размещенных в них туристов в послекри-зисные годы, что позволяет судить о благоприятной обстановке в гостиничном секторе региона.

Развитие и функционирование гостиничного сектора экономики невозможны без соответствующей туристской инфраструктуры, обеспечивающей доступ к объектам туристского интереса, возможности остановиться на ночлег, наличия транспортной доступности и многих других факторов.

Таблица 5

Динамика количества размещенных лиц в гостиницах субъектов СЗФо в период 2005—2010 гг., чел.

Регион 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Архангельская область 244 896 284 046 291 304 386 513 259 439 290 518

Вологодская область 316 240 313 832 324 294 367 025 329 092 331 281

Санкт-Петербург 1 964 889 2 144 471 2 465 346 2 774 763 2 349 167 2 413 342

Калининградская область 179 199 198 192 207 280 299 377 241 849 169 993

Ленинградская область 352 918 335 257 374 051 452 162 478 152 571 169

Мурманская область 272 015 220 324 235 097 251 781 221 175 235 725

Ненецкий авт. округ 6 474 20 205 25 744 33 722 25 056 20 120

Новгородская область 241 042 278 291 255 687 282 274 290 881 292 919

Псковская область 205 761 234 443 273 839 283 918 278 222 304 044

Республика Карелия 181 854 239 782 262 780 292 298 310 200 299 678

Республика Коми 156 868 176 298 192 568 193 276 175 901 204 185

Источник: составлено по данным Росстата [11].

Рис. 4. Динамика количества размещенных лиц в гостиницах субъектов СЗФО в период 2005—2010 гг., тыс. чел.: 1 — Архангельская область; 2 — Вологодская область; 3 — Санкт-Петербург; 4 — Калининградская область; 5 — Ленинградская область; 6 — Мурманская область; 7 — Ненецкий автономный округ; 8 — Новгородская область; 9 — Псковская область; 10 — Республика Карелия; 11 — Республика Коми

Приведем анализ туристской инфраструктуры в регионах СЗФО (табл. 6).

Анализ инфраструктурного потенциала для развития туризма в регионах СЗФО показал, что, в основном, регионы обладают довольно развитой транспортной сетью и некоторыми рекреационными возможностями, однако особо удаленные районы СЗФО испытывают нехватку средств размещения (Ненецкий автономный округ) и железнодорожной

сети (Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Мурманская область).

Анализ туристской инфраструктуры регионов СЗФО выявил некоторую неоднородность размещения гостиничных предприятий, объектов туристского интереса и, как следствие, направлений туристических потоков, основная доля которых приходится на административный центр Северо-Западного федерального округа — Санкт-Петербург. Таким

Таблица 6

Состояние туристской инфраструктуры в регионах Северо-Западного

федерального округа

Регион ВРП в текущих ценах, млрд руб. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог, % Число автобусов общего пользования на 100 тыс. чел. населения, шт. Число гостиниц и аналогичных средств размещения, ед. Плотность железнодорожных путей общего пользования Количество зрителей театров на 1 000 чел. населения Количество посещений музеев на 1 000 чел. населения

Архангельская область 355,9 61,9 33 124 30 136 550

Вологодская область 252,1 88,6 49 205 53 154 896

Санкт-Петербург 1 673,7 87,4 106 360 341 519 3 682

Калининградская область 195,1 94,1 18 57 409 154 980

Ленинградская область 502,1 93,6 21 265 341 145 730

Мурманская область 234,7 95,1 49 136 60 138 389

Ненецкий авт. округ 145,8 72,6 73 4 12 - 516

Новгородская область 127,3 88,4 51 92 210 106 1 095

Псковская область 84,3 81,7 95 73 197 151 955

Республика Карелия 127,7 83,4 6 105 123 166 682

Республика Коми 352,3 85,5 33 97 41 164 389

Источник: составлено по данным Росстата за 2010 г.

образом, основной номерной фонд гостиниц в округе находится в Санкт-Петербурге, и большая доля доходов от туризма остается в Санкт-Петербурге.

Создание гостиничного кластера в любом регионе невозможно без наличия туристской инфраструктуры, одним из ключевых моментов которой является наличие и численность средств размещения туристов — гостиниц.

Рассмотрим такой важный для гостиничного бизнеса показатель, как RevPAR. RevPAR представляет собой выручку номерного фонда на один номер в день. Рассмотрим этот показатель в динамике в период 2008—2010 гг. (табл. 7).

Таким образом, графическое изображение показателя на рис. 5 говорит о том, что в целом по СЗФО наблюдается положительная динамика выручки от номерного фонда.

Следующим анализируемым показателем станет RevPAC, который показывает выручку от сдачи номеров в расчете на одного гостя (табл. 8).

Для более наглядного представления оформим результаты расчетов в виде диаграммы на рис. 6.

На графической модели динамики данного показателя мы наблюдаем повышение выручки от сдачи номерного фонда в расчете на гостя в целом по СЗФО. Отдельные регионы показывают некото-

Таблица 7

RevPAR гостиничных предприятий в регионах Северо-Западного федерального округа в 2008—2010 гг., руб.

Регион Значение показателя RevPAR

2008 2009 2010

Архангельская область 828,9671 801,6301 849,6575

Вологодская область 882,5562 73,33973 708,7123

Калининградская область 872,3562 811,2822 246,9452

Ленинградская область 600,7973 444,0877 630

Мурманская область 791,6247 769,1699 676,9863

Ненецкий автономный округ 319,0274 1 583,836 1 979,748

Новгородская область 925,4575 959,5507 1013,847

Псковская область 682,5918 631,474 696,2137

Республика Карелия 1 467,953 1 386,742 1 374,778

Республика Коми 678,7342 678,9041 708,5863

Санкт-Петербург 1 770,951 1 589,121 1 874,441

Источник: составлено по данным Росстата [2].

Таблица 8

Динамика показателя RevPAC в отелях Северо-Западного федерального

округа в 2008—2010 гг., руб.

Регион 2008 2009 2010

Архангельская область 3 708 4 724 4 351

Вологодская область 3 820 350 3 924

Калининградская область 4 933 5 151 5 775

Ленинградская область 3 553 2 447 3 995

Мурманская область 3 764 4 484 4 302

Ненецкий автономный округ 10 083 5 352 4 848

Новгородская область 3 554 3 881 4 019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Псковская область 2 305 2 390 2 505

Республика Карелия 4 591 4 408 4 181

Республика Коми 3 436 3 924 3 674

Санкт-Петербург 5 921 6 165 6 686

Источник: составлено по данным Росстата [11].

Рис. 5. RevPAR гостиничных предприятий в регионах СЗФО в период 2008—2010 гг., руб.: 1 — 2008 г.; 2 — 2009 г.; 3 — 2010 г.

1.Н

Рис. 6. Динамика показателя RevPAC в гостиницах регионов СЗФО в период 2008—2010 гг., руб.: 1 — 2008 г.; 2 — 2009 гг.; 3 — 2010

рое снижение значения показателя относительно предыдущих лет, что в данном случае объясняется снижением потока туристов в этих регионах или уменьшением количества средств размещения.

Исходя из проведенных исследований можно представить следующие зоны развития туризма в регионах СЗФО (табл. 9).

Наиболее интенсивное развитие туризм получил в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Псковской области, Республике Карелия и Новгородской области. Менее интенсивно туризм развивается в Калининградской, Мурманской, Архангельской областях и Республике Коми. Это объясняется, с одной стороны, особенностями климата и их географическим положением, а с другой — наличием средств размещения туристов. Ненецкий автономный округ является зоной, в которой туризм практически не развит. Несмотря на большое коли-

чество объектов туристского интереса, находящихся на этой территории, они малоизвестны. Отсутствует реклама туристских ресурсов, наблюдается серьезная нехватка средств размещения.

Развитие туристической отрасли регионов СЗФО все активнее признается местными властями как один из путей повышения уровня жизни населения и общего экономического положения в регионе, разрабатывается нормативная поддержка (табл. 10).

Событийный туризм в Северо-Западном федеральном округе — довольно динамично развивающаяся сфера туризма. Практически в каждом городе округа проходят различные мероприятия, зрителями которых становится большое количество людей. Это такие мероприятия, как фестивали кино и театра, национальные фестивали, модные показы, театрализованные шоу, фестивали музыки, гастрономические фестивали и др.

Таблица 9

основные зоны развития туризма в регионах Северо-Западного федерального округа

Регион Зона развитого туризма Зона слабого развития туризма Зона неразвитого туризма

Архангельская область +

Вологодская область +

Калининградская область +

Ленинградская область +

Мурманская область +

Ненецкий авт. округ +

Новгородская область +

Псковская область +

Республика Карелия +

Республика Коми +

Санкт-Петербург +

Источник: составлено автором.

Таблица 10

нормативная база развития туризма в регионах Северо-Западного

федерального округа

Регион Нормативная база туризма

Санкт-Петербург О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге: программа принята в 2003 г.

Ленинградская область Концепция развития туризма в Ленинградской области на 2009—2012 годы: утверждена в 2008 г.

Вологодская область Программа социально-экономического развития Вологодской области на 2011—2013 годы: принята в 2010 г

Новгородская область О развитии туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области: программа принята в 2008 г.

Псковская область Долгосрочная целевая программа развития культурно-познавательного туризма в Псковской области на 2010—2014 годы: программа принята в 2009 г.

Республика Карелия Развитие туризма в Республике Карелия на 2012—2015 годы: программа принята в 2011 г.

Источник: составлено по данным [2, 3, 6, 7, 8].

Для анализа возможностей развития гостиничного сектора в СЗФО в данном исследовании будет использована матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ), которая позволит оценить гостиничную отрасль в регионах СЗФО, выработать стратегии развития и правильно распределить ресурсы. Впервые она была представлена в конце 1960-х гг. основателем БКГ Брюсом Хендерсоном как инструмент для анализа положения продуктов компании на рынке [4]. Из всего многообразия характеризующих рынок факторов для построения матрицы выбрано только два основных: рост продаж (прибыльность) продукта и его доля на рынке относительно основных конкурентов [5].

Исходя из этого, в качестве товара будут взяты услуги гостиниц и иных средств размещения, динамика и объем которых были рассмотрены выше.

В качестве основного конкурента для сравнения основных долей рынка и иных показателей принимается Центральный федеральный округ (ЦФО) из-за критериев территориальной близости, наличия привлекательных для внутренних и въездных туристов объектов и примерной равности занимаемой территории.

Предполагается, что два вышеуказанных анализируемых округа конкурируют между собой на общероссийском рынке, предлагая в качестве товара свои гостиничные услуги.

Основываясь на официальных данных Росстата, проведем расчет процентного соотношения занимаемых долей рынка СЗФО и ЦФО на туристическом рынке России в динамике 2009 и 2010 г. (табл. 11).

Как видно из табл. 11, разница в доле размещенных туристов между СЗФО и ЦФО несколько меньше, чем разница по показателю доходности, что объясняется разницей в ценах на размещение в отелях в этих регионах, однако в целом доля ЦФО выше, чем СЗФО. Исходя из этих данных, проведем расчет относительного показателя доли рынка как отношение долей регионов СЗФО и ЦФО.

При расчетах возьмем агрегированный показатель, складывающийся из двух критериев — доли рынка по доходам и количеству размещенных туристов. Доля рынка составила приблизительно 0,45, что является средним показателем при оценке доли рынка.

Для определения темпов роста рынка возьмем агрегированный показатель общего роста туристического рынка России. Общий рост рынка по показателям доходности и количеству размещенных туристов составил 8 %, что указывает на высокий темп роста рынка.

Построим матрицу БКГ для определения положения субъектов и оценки гостиничной сферы в Северо-Западном федеральном округе, основываясь на полученных расчетных данных.

Применив данную матрицу для оценки туристической отрасли в регионах СЗФО, можно сделать вывод, что большинство субъектов округа относительно общего туристического рынка России относятся к квадранту «Трудные дети». Это означает, что гостиничные услуги СЗФО имеют слабое воздействие на рынок (имеют малую долю рынка), однако находятся в таких условиях, когда наблюдается быстрый рост рынка гостиничных услуг. Поскольку низкая доля рынка, как правило, означает небольшую прибыль и ограниченный доход, то гостиничные услуги, оказываемые на быстрорастущих рынках, требуют больших средств для поддержания доли рынка и, естественно, еще больших средств для дальнейшего увеличения этой доли [5].

В данном случае, принимая во внимание благоприятные условия на рынке для развития гостиничного бизнеса на уровне государства, в качестве рекомендаций для правительства регионов станут выявление основных и наиболее привлекательных объектов туристского интереса и их продвижение. Устранение инфраструктурных недостатков туристической отрасли и применение кластерного подхода к развитию туризма и гости-

Таблица 11

Расчет долей туристического рынка СЗФо и ЦФо в 2009 и 2010 г., руб.

Субъект РФ Доходы коллективных средств размещения Численность туристо] размещенных на данной тер в, ритории

2009 2010 Процент 2009 2010 Процент

РФ 202 057 703,9 216 843 298,8 100 31 690 343 34 746 498 100

СЗФО 2 418 512,2 26 921 588,2 12,5 4 934 078 5 112 854 14,7

ЦФО 62 453 136,8 69 213 767,7 31,9 8 678 782 9 981 621 28,7

Источник: составлено по данным Росстата [2].

Таблица 12

Расчет долей туристического рынка регионов Северо-Западного федерального округа в 2009 и 2010 г., руб.

Доходы коллективных Численность туристов,

Субъект РФ средств размещения размещенных на данной территории

2009 2010 Процент 2009 2010 Процент

СЗФО 24185 12,2 26 921588,2 100 4934078 5112854 100

Вологодская область 1 215 351 1 300 127,1 5 278 222 304 044 6,4

г. Санкт-Петербург 14 483 908, 16 136 868 60 310 200 299 678 47,2

Ленинградская область 665 188,4 761 847,4 8,4 2 349 167 2 413 342 11,17

Псковская область 1 367 647,8 1 252 979,7 4,3 478 152 571 169 6

Республика Карелия 1 129 162,9 1 177 512,4 3 290 881 292 919 6

Новгородская область 1 170 145,7 2 282 026,1 5 329 092 331 281 6

1,0

0,5

Источник: составлено по данным Росстата [11]

ничного бизнеса. При правильно проведенном анализе гостиничный бизнес регионов способен захватить большую долю рынка и продвинуться в квадрант «Звезды» для увеличения доходности собственной сферы деятельности.

В связи с направлением данного исследования целесообразно также провести исследование возможностей развития туристского рынка наиболее перспективных регионов СЗФО. Для этого применим уже известную ранее матрицу БКГ. Все расчеты и анализ будут проводиться исходя из положения, что регионы СЗФО являются своеобразными экономическими единицами, осуществляющими производство и продвижение своих услуг по обслуживанию туристов на рынке СЗФО (табл. 12).

Как видно из табл. 12, основная доля рынка приходится на Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

Для построения матрицы необходимо рассчитать относительные рыночные доли каждого субъекта. Для такого расчета необходимо выявить основных конкурентов. Исходя из расчетов, результаты которых представлены в табл. 12, основным конкурентом принимается Санкт-Петербург. Уровень развития туризма в данном регионе является наивысшим в округе.

Относительные рыночные доли субъектов СЗФО:

1. Вологодская область — 0,1.

2. Республика Карелия — 0,07.

3. Ленинградская область — 0,2.

Санкт-Петербург

Относительная скорость роста объема продаж

«Звезды» О о «Трудные ^ дети» 0° О

«Дойные коровы»ч О «Неудач инки» о° о

Вологодская область.

Республика Карелия.

Ленинградская область.

Псковская область.

Новгородская область

Относ нтельная рыночная доля

1,0 0,5 о

Рис. 7. Матрица БКГ для регионов Северо-Западного федерального округа

4. Псковская область — 0,09.

5. Новгородская область — 0,1.

Как показано на рис. 7, в квадранте «Звезды» оказался один регион — Санкт-Петербург. «Звезды» занимают лидирующее положение в быстро развивающейся сфере деятельности. Они приносят немалые прибыли, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жесткого контроля над этими ресурсами со стороны руководства. Стратегия «звезды» направлена на увеличение или поддержание доли на рынке. Основная задача фирмы заключается в поддержании отличительных особенностей своих услуг при растущей конкуренции. По мере замедления темпов развития «звезда» превращается в «дойную корову» [5].

В квадранте «Трудные дети» оказалось большинство из анализируемых регионов. «Трудный ребенок» имеет слабое воздействие на рынок в

Таблица 13

Мероприятия по созданию гостиничного кластера в регионах Северо-Западного федерального округа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По сфере проведения Содержание мероприятия

Рекламные Создание и продвижение электронных ресурсов ознакомительного и рекламного характера для каждого региона, которые бы содержали информацию о средствах размещения и достопримечательностях. Размещение рекламы туристских ресурсов и рекреационных возможностей в России и за рубежом. Создание и распространение календарей событий, содержащих информацию и дату проведения различных мероприятий культурного и иного характера, проходящих в регионе

Финансовые Льготное кредитование предприятий туристической сферы и гостиничного бизнеса регионов. Налоговые преференции и льготы для участников кластера. Обеспечение мониторинга процессов и результатов инвестиционной политики. Отслеживание ключевых моментов инвестиционных процессов

Инфраструктурные Восстановление и реконструкция памятников архитектуры и городских ансамблей, представляющих ценность для привлечения туристов. Восстановление дорожной сети и постройка подъездных путей. Расширение сети городского транспорта

развивающейся сфере из-за малой его доли. Для него характерны слабая поддержка покупателями и неясные конкурентные преимущества. Ведущее положение на рынке занимают конкуренты. Для поддержания или увеличения доли на рынке требуются вложения [5].

Исходя из предложенных в матрице БКГ стратегий и анализа ресурсного потенциала регионов, для создания и развития вторичных гостиничных кластеров можно предложить мероприятия, представленные в табл. 13.

Следует отметить, что если строить политику создания и развития гостиничного кластера, ориентируясь только на внутренний туризм, то регионам следует, безусловно, продвигать собственные бренды, создавать собственный уникальный продукт. Если же ориентация предполагает широкое развитие туризма и извлечение прибыли в долгосрочном периоде, то целесообразна кооперация. В этом случае Санкт-Петербург, будучи самым сильным игроком и конкурентом на туристском рынке СЗФО, становится центром, а регионы предлагают свой турпродукт в качестве дополнительного, тем самым разгружая город от потока туристов, особенно в период «белых ночей».

Одним из вариантов такого взаимодействия может стать, например, создание тематического маршрута, объединяющего «древние столицы» — Псков и Великий Новгород — с посещением основных их достопримечательностей.

Список литературы

1. Аналитический центр концепт. URL: http:// www. acconcept. ru/science/methods/270-bcg. html.

2. Вологодское информационное агентство. URL: http://www. vol-info. ru/economic. html.

3. Государственный комитет по туризму Псковской области. URL: http://www. gkt. pskov. ru/regionalnye-normativnye-akty.

4. Как просто сделать все. URL:http://www. kakprosto. ru/kak-12480-kak-postroit-matricu-bgk.

5. Матрица БКГ. URL: http://www. grandars. ru/student/marketing/bostonskaya-matrica. html.

6. Официальный портал органов государственной власти Карелии. URL: http://www. gov. karelia. ru/Power/Committee/Sport/zacon_t. html#01.

7. Официальный сайт Администрации Новгородской области. URL: http://www. region. adm. nov. ru.

8. Российский союз туриндустрии. URL: http:// www. rstnw. ru/zakon409-r. html.

9. Слесарева Ю. Аналитический обзор. ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга». URL: http://www. estimation. ru/ru/ analytics/2008/06/09-2.

10. Туризм в Ленинградской области. URL: http://www. lentravel. ru/law/docs/koncept.

11. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.