Научная статья на тему 'О развитии туристско - рекреационного кластера в северо - западном федеральном округе России'

О развитии туристско - рекреационного кластера в северо - западном федеральном округе России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
704
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Самылина Валентина Григорьевна

Выполнен объективный анализ состояния и перспектив развития рекреационного туризма на территории Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Намечены мероприятия по совершенствованию рекреационного туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Самылина Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии туристско - рекреационного кластера в северо - западном федеральном округе России»

О РАЗВИТИИ ТУРИСТСКО - РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА В СЕВЕРО - ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИИ Самылина Валентина Григорьевна, к.э.н., доцент Вологодский государственный университет

Выполнен объективный анализ состояния и перспектив развития рекреационного туризма на территории Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Намечены мероприятия по совершенствованию рекреационного туризма в регионе.

Одной из важнейших задач государства является сохранение и укрепление здоровья граждан. На формирование здорового образа жизни людей большое влияние оказывает рекреационная деятельность, включающая различные виды отдыха (в том числе туризм, занятия физической культурой, разнообразные формы развлечений и игр), обусловленные социально-культурным характером времени и местом его осуществления, а также профилактика, связанная с медицинским обслуживанием населения.

Рекреация выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные и профессиональные группы населения; данная сфера способствует развитию физических, эстетических и других качеств человеческой личности. В то же время необходимость развития рекреации связана с проблемой сохранения природных ресурсов. Общедоступность и бесплатность большинства природных рекреационных комплексов влечет за собой недооценку их значимости, следствием чего является деградация экосистем.

Значение рекреационных ресурсов можно рассмотреть через их функции. С. А. Боголюбова [3] выделяет три основные группы общественных функций рекреационных ресурсов - медико-биологическую, социально-культурную и экономическую.

Медико-биологическая функция сводится к санаторно-курортному оздоровлению и лечению. Оздоровление через туризм - также один из путей решения проблемы снятия производственного, а также внепроизводствен-ного психического утомления человека.

Социально-культурная функция является ведущей функцией рекреации, поскольку она связана с удовлетворением потребностей человека в самом широком понимании. Это и познание окружающего мира, и осознание своего места в нем и, наконец, поиск смысла жизни.

Экономическая функция состоит в простом и расширенном воспроизводстве рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения их полноценной работоспособности, что ведет к увеличению

фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости и повышения жизненного тонуса.

Таким образом, недооценка значения рекреационной деятельности, как со стороны государства, так и со стороны общественных структур и самого

населения, является серьезным препятствием для использования возможностей данной сферы в целях повышения уровня здоровья, предупреждения заболеваемости и поддержания высокой работоспособности, профилактики правонарушений, преодоления негативных явлений среди населения (наркомании, алкоголизма и др.).

Под природными рекреационными ресурсами понимаются природно-территориальные комплексы, их компоненты и свойства, такие как привлекательность (аттрактивность), контрастность и чередование ландшафтов, экзотичность, уникальность, размеры и формы объектов, возможность их обзора.

На рисунке 1 показана классификация природно - рекреационных ресурсов [9].

Рисунок 1 - Классификация природно-рекреационных ресурсов

Эколого-географическое исследование рекреационных ресурсов требует, во-первых, определения понятий рекреации и рекреационных ресурсов; во-вторых, пространственной и инфраструктурной иерархии понятийного аппарата рекреации; в-третьих, требует определиться в соотношении туризма и рекреации; в-четвертых, обозначить связь рекреации, как формы антропогенного воздействия на территорию, и экологические проблемы с нею связанные. И последнее, исследование рекреационных ресурсов требует рассмотреть связь рекреации и экономики.

Оценка рекреационных ресурсов - сложный исследовательский процесс, отражающий отношение между «субъектом» и «объектом», то есть между человеком и элементами окружающей его природной среды или среды в целом, а также отражение связи между взаимодействующими объектами.

Сложность оценки территории для целей рекреации заключается в том, что для разных видов рекреационной деятельности необходимы различные ресурсы и условия. Так, например, для зимней рекреации большое значение имеет высота снежного покрова, для курортно-лечебной рекреации первостепенным является наличие бальнеологических и лечебных ресурсов и т.п. В одних случаях предпочтение отдается плоскому рельефу (раз-

мещение садов и дач), в других - горному (горнолыжный спорт, альпинизм и пр.).

К основным видам рекреационной деятельности относятся: рекреацион-но-оздоровительная (прогулочная, пляжно-купальная рекреация, некатего-рийные туристические походы и др.), спортивно-оздоровительная (все виды любительского спорта), рекреационно-познавательная (экскурсии «в природу» и по культурно-историческим местам) и рекреационно-промысловая (охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, гербариев и пр.). Даже в пределах одной группы рекреационных занятий необходимы порой взаимоисключающие природно-климатические условия. Другими словами, каждый вид рекреационной деятельности требует особую группировку оцениваемых факторов и особое прочтение их значения. При этом внимание следует уделять не только «положительным», но и «отрицательным» факторам, которые могут ограничить или даже исключить использование территории в рекреационных целях.

Таким образом, рекреационные ресурсы можно классифицировать по различным критериям, среди которых - целевое назначение, технологии использования, территориальное распространение, интенсивность использования. Рекреационные ресурсы являются материальной предпосылкой формирования рекреационной области народного хозяйства, ее ресурсной базой. Они нуждаются в бережном и экономном использовании, охране и приумножении. Все это связано с необходимостью их количественной и качественной оценки, определения пригодности и альтернативности использования в той или иной области народного хозяйства.

К рекреационным ресурсам относятся особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В таблице 1 представлено распределение особо охраняемых природных территорий по субъектам СЗФО в 2014 году. Из данных видно, что наибольшая часть особо охраняемых территорий расположена в республике Коми - 349 объектов - 31,87% территории округа, в республике Карелии -173 объекта, составляющих 15,8% территории, в Вологодской области -соответственно 176 объектов и 16,07%.

Таким образом, СЗФО обладает обширными рекреационными ресурсами, богатейшим культурным наследием. Расширение транспортной инфраструктуры, расширение биоразнообразия округа, сохранность ООПТ, а также развитие сети гостиниц значительно влияет на востребованность рекреационных ресурсов и эффективность их использования.

Таблица 1 - Распределение особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по субъектам СЗФО на 2014 год [41_

Виды ресурсов Наименование субъектов

Республика Карелия Республика Коми Архангельская область Ненецкий автономный округ Вологодская область Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Новгородская область Псковская область Город Санкт-Петербург СЗФО £ Россия

ООПТ регио- на-льного значения 45 237 - 9 91 7 23 5 - 26 6 447 3,8 11647

ООПТ феде- раль-ного значения 8 2 - 2 2 1 - 3 - 3 2 23 10,04 229

Национальные парки 5 2 2 - 1 1 2 2 1 1 - 17 43,59 39

Заповедники 3 1 1 1 1 - 1 3 1 1 - 13 12,75 102

Памятники Природы 107 106 - 3 82 - 13 51 200 - 7 569 6,29 9039

Музеи-Заповедники - - 2 1 - - 2 - - - - 5 4,95 101

Курортные зоны 1 - 5 - - - - 3 1 2 - 12 28,57 42

Национальные и природные парки 4 1 3 - - - 1 - - - - 9 16,07 56

Всего 173 349 13 16 176 9 42 67 203 33 14 1095 - -

% 15,8 31,9 1,19 1,46 16,1 0,82 3,84 6,12 18,54 3,01 1,28 100

В настоящее время Северо-Западный федеральный округ имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал. Благоприятные природно-ландшафтные условия, наличие крупнейших объектов культурного наследия и средства размещения при правильном использовании могут обеспечить быстрое развитие отрасли туризма.

По динамике развития туристской индустрии Северо-Западный регион России занимает одно из лидирующих мест в стране. Так, для иностранца средняя стоимость одного дня пребывания в Санкт-Петербурге составляет около 100 долл. США. Кроме того, порядка 100-150 долл. один турист тратит в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города; 1-2 дня -24%; неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в город ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долл. (без учета туристов из регионов России). Таким образом, на одного жителя ежегодно приходится по 330 долл. дохода от въездного иностранного туризма.

По данным совместного исследования Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии и экспертов Европейского союза, в 2013 го-

ду объем въездного туризма на Северо-Западе оценивается в 15,8 млн. человек, из которых иностранные туристы составили около 44%.

По последним оценкам экспертов, рост въездного туризма в СЗФО за 2012 г. достиг 7%, при этом он в равной мере обеспечен ростом как внутренних, так и внешних туристических потоков.

В областях с «бизнес-специализацией», а это - Вологодская, Мурманская, Архангельская области (от 53% до 73%) отмечено преобладание мужчин; в ходе одного визита посещается чаще всего одно место. Значительная часть платежей осуществляется компаниями; большая часть посетителей приезжает в область не в первый раз; достопримечательности не являются предметом первой важности.

Туристско - рекреационная деятельность приобретает все более массовый характер. Северо - Западный федеральный округ не обладает

благоприятными климатическими условиями, но в нем сосредоточены уникальные объекты природного и культурно-исторического наследия. Именно они и являются главным фактором развития этой достаточно новой для России отрасли экономики. Развитие туристско-рекреационного комплекса СЗФО осуществляется в русле мировых и российских тенденций отрасли.

На рисунке 2 показана динамика роста туризма в г. Санкт-Петербурге на протяжении 2005-2014 г.г.

Рисунок 2 - Динамика изменения количества туристов в г. Санкт-Петербурге за 2005 - 2014 г.г., млн. чел.

К негативным факторам, сдерживающим туристско-рекреационное развитие в СЗФО, также относятся: низкий уровень внутрирегионального интеграционного взаимодействия в процессе развития туризма и рекреации;

неравномерность развития туризма и рекреации на территории СЗФО; отсутствие маркетинговой программы; жесткая конкуренция со стороны отечественных (в первую очередь, московских) и зарубежных турфирм за использование туристско-рекреационных ресурсов СЗФО и за туристские потоки.

Следовательно, развитие туризма в регионах Северо-Западного федерального округа на основе исторических, культурных и природных достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для регионов и муниципалитетов, может ускорить их экономическое развитие и существенно улучшить в них социально-экономическую ситуацию.

Препятствуют развитию туризма недостаточно развитая транспортная инфраструктура, недостаточное количество мест в гостиницах, слабое

развитие объектов индустрии развлечений и низкий уровень благоустройства, отсутствие соответствующей международным требованиям отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма, неподготовленность местного населения большинства регионов к работе с туристами, отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на значительной части территории округа.

В Российской Федерации турбизнес по темпам развития пока значительно отстает от других стран, что нередко связано с отсутствием необходимой инфраструктуры, низким уровнем обслуживания при высоком уровне цен. Сделать прибыльным и устойчивым бизнес в области туризма могут туристско-рекреационные зоны, в которые должен прийти заинтересованный преференциями и льготами инвестор и создать благоприятные условия и конкурентные преимущества для привлечения массового туриста.

В таблице 2 представлено распределение регионов СЗФО по рейтингу инвестиционного климата в 2012 - 2013 годах. Проведя анализ таблицы, можно оценить шансы Северо-Западного федерального округа на создание Особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В скобках указано рейтинговое место региона среди регионов России.

Таблица 2 - Распределение регионов СЗФО по рейтингу инвестиционного климата в 2012 - 2013 годы

Максимальный потенциал -- минимальный риск г. Санкт-Петербург (3)

Пониженный потенциал -- минимальный риск Ленинградская область (27)

Пониженный потенциал -- умеренный риск Республика Карелия (60), республика Коми (48), Архангельская область (45), Вологодская область (52), Калининградская область (33), Мурманская область (40)

Незначительный потенциал - умеренный риск Ненецкий автономный округ (83), Новгородская область (63), Псковская область (65)

Только один город на территории СЗФО обладает максимальным потенциалом для инвестиций - г. Санкт-Петербург, занимающий в рейтинге 3 место. Ленинградская область находится на 27 месте в рейтинге инвестиционной привлекательности, что означает, что инвестиции здесь имеют пониженный потенциал, но все же обладают минимальным риском. Пониженным потенциалом для инвестиций обладают Республики Коми и Карелия, а также Вологодская, Архангельская, Калининградская, Мурманская области. Это говорит о том, что эти регионы обладают недостаточным потенциалом для инвестиций. Ненецкий автономный округ занимает последнее место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России, следовательно, инвестиции в рекреационно - туристическую сферу не будут иметь потенциала и максимально рискованны.

Таким образом, в Северо-Западном регионе сконцентрировано достаточное число зон рекреационного туризма, но развиваются они пока, в большей степени, благодаря энтузиазму малого и среднего предпринимательства. Бизнес, в отличие от властей округа, осознает рыночную привлекательность и перспективность данного направления, которые, как правило, не учитывают возможности получения и использования туристской ренты.

На региональном уровне действует «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» [10], которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации в ноябре 2011 года.

В соответствии с распоряжением Министерства регионального развития Российской Федерации было отмечено, что Федеральные органы исполнительной власти должны руководствоваться положениями указанной выше Стратегии при разработке государственных, федеральных целевых программ и иных программных документов.

В Стратегии есть отдельный пункт «Туристко-рекреационный комплекс», который включает в себя вопросы, связанные с рекреационными ресурсами, культурным наследием округа, а также освещает возможности развития туристической отрасли в округе.

В «Стратегии социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года» [10] отмечено, что туристско-рекреационная деятельность приобретает все более массовый характер. Главными направлениями развития этой отрасли являются:

- совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма, совершенствование нормативной базы;

- развитие инфраструктуры туризма (модернизация существующих и строительство новых объектов санаторно-курортной направленности с учетом своеобразия погодных условий, рекреационных ресурсов, строительство гостиниц экономкласса (2 - 3 звезды) в исторических городах, а также пансионатов в местах интенсивного посещения туристов, приютов и баз на туристских маршрутах;

- совершенствование маркетинговой политики в туризме; повышение конкурентоспособности туристических продуктов;

- сохранение единого культурного пространства Русского Севера как особого региона российского культурного наследия и уникального памятника мировой культуры;

- развитие человеческого фактора, предполагающее подготовку

квалифицированных кадров для туризма и рекреации;

- проведение эффективной политики в деле сохранения объектов природного и культурно-исторического наследия;

- повышение инвестиционной привлекательности туристического комплекса;

- развитие научно-исследовательской базы туристической отрасли;

- развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность объектов природного и культурно-исторического наследия;

- развитие рекламы и создание брендов.

Развитие транспортной сети непосредственно связано с эффективностью использования рекреационных ресурсов. Так, в 2013-2015 году округ получил дополнительные средства на развитие дорожной сети. В рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы (2010-2015 годы)» округ получил дополнительно за три года почти 49 млрд. руб.

При этом для СЗФО важнейшими направлениями развития являются модернизация портовых мощностей и водного транспорта, а также авиаперевозки. До 2019 г. Правительство Российской Федерации планирует модернизировать Беломорско-Балтийский канал. В непосредственной близости от Петербурга активно развиваются порты Приморск и Высоцк, а также Усть-Луга, который в этом году отмечает десятилетие с момента создания. На последнем планируется апробировать кластерный подход развития территорий: портовая зона свяжет между собой транспортно-логистический, промышленный, рекреационный и агропромышленный, а также сити-кластер. Проект, который включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов СЗФО и в реализации которого участвует частный бизнес, а также федеральные и региональные власти, рассчитан до 2030 года.

Передан для реконструкции властям региона также аэропортовый комплекс в г. Вологде. Вологодская область получила 75% акций «Вологодского авиационного предприятия» и имущество используемых аэродромных комплексов. Распоряжаются авиаперевозками на своей территории также Республика Коми и Ненецкий автономный округ. Взамен они обязались привлечь инвестиции в эту сферу, и общий объем этих обязательств превышает 32 млрд. руб. Правда, из этой суммы 30 млрд. руб. приходится только на аэропорт Пулково в г. Санкт-Петербурге. В ближайшее время возможность распоряжаться своим аэродромным комплексом и развивать

его получит Псковская область. В настоящее время данный вопрос прорабатывается Минтрансом России.

В июне 2011 г. Правительством Санкт-Петербурга была принята новая программа развития туризма в городе на период 2011 - 2016 гг.[7]. На ее реализацию затрачено 898 млн. руб.

С принятием Федерального закона от 30.11.2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [6] многие памятники культурного и исторического наследия получили возможность быть сохраненными. Согласно закону, различные объекты религиозного назначения переходят в собственность религиозным организациям на безвозмездное использование. Это говорит о том, что церкви, здания, сооружения, не приносящие доход местному бюджету, могли быть попросту снесены, с появлением закона они получают шанс на «вторую жизнь».

Неэффективность законодательства выражается и в том, что в процессе изменения форм собственности часты случаи безответственного отношения к объектам наследия не только со стороны частных лиц, но и государственных организаций (в первую очередь, страдают памятники археологии).

Уникальные объекты можно сохранить в ведении государства с определением их дальнейшего статуса. Такие объекты могут находиться в подчинении музейного ведомства, существовать в форме особо охраняемой территории с особым статусом, с большей самостоятельностью и правами на расширение деятельности по внедрению новых форм в использование объектов, с долевым финансированием (малые исторические города, особо охраняемые природные территории (национальные парки), (уникальные исторические территории); возможно их продвижение в качестве объектов международного значения, привлечение иностранных инвестиций на основе политики, включающей как благотворительное, так и коммерческое вложение капитала.

По нашему мнению, современному российскому законодательству необходимо:

1) продумать механизм передачи рекреационных объектов в частные руки так, чтобы уменьшить количество их нецелевого использования. Для этого необходимо ужесточить существующее законодательство, повысить штрафы за нецелевое или безответственное пользование рекреационными ресурсами;

2) обеспечить надлежащий контроль над рекреационными объектами, поступившими в частное пользование. Улучшить состояние инвестиционного климата в данной отрасли, что позволит владельцам создавать ноу-хау и гарантировать сохранность самих объектов. Необходимо предлагать владельцу возможные эффективные перспективы использования объектов, переходящих в собственность, с учетом их сохранности, с одной стороны, и получения владельцем прибыли с другой стороны;

3) вопросы собственности на объекты наследия соприкасаются с проблемой собственности на землю, поэтому необходимы разработка механизма передачи объекта наследия, определение размера оплаты за землю для собственника;

4) необходимо применение активного страхования экономических рисков, экологических рисков в сфере использования объектов туристского назначения. Это пока еще недостаточно проработанный аспект в России, хотя страхование является одним из источников компенсации ущерба в случае нарушения сохранности объектов наследия в результате стихийных бедствий, неправильной эксплуатации, неправомерных действий различных государственных, муниципальных структур; актуально страхование экологических рисков в сфере наследия.

Для повышения эффективности использования рекреационных ресурсов Северо-Западного федерального округа необходимо выполнить ряд мероприятий.

1. Согласно Стратегии социально-экономического развития СевероЗападного федерального округа на период до 2020 года [10] следует усовершенствовать инфраструктуру рекреационного туризма. Для этого в Стратегии предлагаются:

- завершение строительства Морского пассажирского порта Санкт-Петербурга «Морской фасад»;

- облегчение вопросов резервирования земель для туристических нужд;

- содействие в организации привлекательных инвестиционных площадок для создания объектов туристической инфраструктуры;

- открытие судоходства на внутренних акваториях округа для спортивных и прогулочных судов под флагом иностранных государств;

- развитие круизного судоходства на внутренних акваториях округа на судах российских компаний;

- создание сети объектов размещения в непосредственной близости и на территории развитых туристических кластеров;

- развитие традиционных ремесел, проведение творческих конкурсов, субсидирование и рыночное продвижение производств и предпринимателей в сфере местных индустрий, создание творческих кварталов в городах;

- создание туристско-рекреационного кластера «Псковский» (г. Псков);

- создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (Псковская область);

- реализация проекта сохранения и использования культурного наследия в России, включающего Покровскую башню Псковского кремля и Музейный квартал (Псковская область), парк Монрепо и Дом станционного смотрителя (Ленинградская область), Рюриково городище и Белую башню (Новгородская область), с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития;

- развитие туристско-рекреационного комплекса «Куршская коса», а также игорной зоны (Калининградская область);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание финно-угорского этнокультурного парка в Республике Коми;

- создание на территории Мурманской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Русская Лапландия»;

- реализация проекта развития международного круизного и паромного сообщения на базе порта Мурманск «Арктическая гавань».

2. Развитие гостиничной инфраструктуры - модернизация существующих и строительство новых объектов санаторно-курортной направленности с учетом своеобразия погодных условий, рекреационных ресурсов, строительство гостиниц эконом класса (2 - 3 звезды) в исторических городах, а также пансионатов в местах интенсивного посещения туристов, приютов и баз на туристских маршрутах;

3. Передача рекреационных объектов в частное владение и частное рекреационное использование, которые способны, во-первых, активизировать степень их использования, во-вторых, обеспечить им сохранность, в-третьих, создать дополнительные услуги. Для создания и эксплуатации частных туристических объектов главное - разработать план, юридический и экономический механизмы, обеспечивающие безопасность и рентабельность. При надлежащем контроле частные владельцы (арендаторы рекреационных объектов) способны не только активно использовать, но и создавать ноу-хау, привлекать инвестиции, гарантировать сохранность самих объектов. При наличии необходимой законодательной базы владение частными лицами (организациями) рекреационных объектов обеспечивает гораздо больший приток туристов, а, следовательно, усиливает уровень развития рекреационной зоны в целом.

4. Перепрофилирование подходящих объектов в частные пансионаты, отели, частные усадьбы загородного типа с полным набором европейских услуг и развлечений.

5. Кардинальное решение судьбы старых полуразрушенных усадеб -«тихая смерть или коммерческое возрождение». Судьба их зависит от степени сохранности и стоимости реконструкции под мини-отели, развлекательные центры и т.п., либо от стоимости восстановления исторического вида и использования в духе времени для анимации. Старые усадьбы можно переоборудовать в гостиницы для «среднего класса» по типу апартаментов - для длительного семейного отдыха с детьми или одиноких пожилых людей с предложением самых разнообразных услуг - продолжительности пребывания, различных типов питания (от нулевого до all inclusive), экскурсионных программ, анимации (запланированной или выбранной на месте).

Мероприятия по улучшению использования рекреационных ресурсов повлекут за собой положительные изменения в рекреационной деятельности и приведут к развитию рекреационного туризма. Таким образом, по нашему мнению, они произведут следующий эффект.

1. Положительное воздействие туризма на экономику региона, связанное с привлечением в нее сбережений приезжающих туристов, поскольку

растущее прибытие граждан в регион, несомненно, вызывает положительные экономические явления, такие как рост производства национального туристического продукта, привлечение личных сбережений туристов и рост инвестиционной привлекательности местной индустрии туризма.

2. Увеличение количества предприятий туристической индустрии и улучшение рентабельности их деятельности. Конкуренция в определенной сфере деятельности приведет к повышению доступности услуг в сфере туризма, которое, в свою очередь, будет способствовать увеличению количества покупателей туристических услуг. Это, в случае обоснованной ценовой политики, приведет к повышению рентабельности работы туристических компаний.

3. Увеличение занятости населения за счет развития туристической сферы деятельности в округе.

4. В случае правильного использования рекреационных ресурсов, они будут сохранены и улучшены. Забота об окружающей среде в долгосрочной перспективе является эффективной, так как будут возможности для дальнейшего развития экологического туризма.

5. Развитие туризма в регионе приведет к обеспечению финансовой независимости округа, а также к повышению социальной защищенности местного населения. Развитие туризма в округе приведет к увеличению налоговых выплат в региональные бюджеты. Это положительно скажется на социальной политике и социальных гарантиях.

Необходимо понимать, что улучшение рекреационного туризма повлечет за собой также и негативные последствия. В этом числе различные негативные экологические изменения (эрозия и уплотнение почвы, разрушение растительного покрова, изменение поведения животных, их беспокойство, загрязнение вод, порча достопримечательностей), а также различные экономические последствия, например, изменение традиционной экономической системы, приводящие к неудобствам в сфере занятости из-за привычки населения к занятости в определенных сферах.

Таким образом, в целом развитие рекреационного туризма приведет к повышению уровня жизни населения округа. Негативные последствия можно смягчить с достижением оптимального баланса между автономностью и зависимостью от регионов, поставляющих большое количество туристов. В то же время рациональное использование субъектов рекреационной деятельности приводит к экономически эффективной деятельности по оказанию услуг в сфере туризма. Рациональность использования рекреационных территорий заключается в отсутствии причинения вреда окружающей природной среде.

Список литературы

1. Ахундов Э. О. Оценка взаимосвязи между основными показателями эффективности использования ресурсов туристско-рекреационной зоны / Э. О. Ахундов // Научный вестник МГИИТ. - №5, 2011. - С. 8-12.

2. Безручко, Е. С. Управление природно-рекреационными ресурсами в целях устойчивого развития туризма / Е. С. Безручко, Е. И. Мишнина // Управление в современных системах. - №1, 2015. - С. 36-39.

3. Боголюбова, С. А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов: учеб. пособие / С. А. Боголюбова. - Москва: Академия, 2009. - 256 с.

4. Веселов, Д. С. Оценка рекреационных ресурсов [Электронный ресурс] / Д. С. Веселов. - Режим доступа: http://earthpapers.net/ temryukskiy-rayon-v-sisteme-azovo-

Легпотог8ко§о-гек^8юппо§о-кошр1ек8а-го88и

5. Гаврильчак Н. И. Особенности и направления использования рекреационного потенциала Северо-Запада Российской Федерации [Электронный ресурс] / Н. И. Гав-рильчак, В. И. Алексеева // Креативная экономика. - Режим доступа: http://o1d.creativeconomy.ru/ artic1es/12416/

6. О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30 ноября 2010 года № 327 -ФЗ // КонсультантПлюс: справочно - правовая система.

7. О Программе развития Санкт - Петербурга как туристического центра на 2011 -2016 годы [Электронный ресурс]: постановление Санкт - Петербурга от 7 июня 2011 года № 732 // КонсультантПлюс: справочно - правовая система.

8. О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы) [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848 // КонсультантПлюс: справочно - правовая система.

9. Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные территории [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии РФ. - Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/

10. Стратегия социально - экономического развития Северо - Западного федерального округа на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 2074 - р // КонсультантПлюс: справочно - правовая система.

ПРОЦЕСС ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ДЕФИНИЦИАЛЬНЫЕ, ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ Смышляев Виктор Александрович, д.пол.н.к, к.ист.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и экономической политики Воронежский государственный технический университет

Рассматривается сущность и специфика процесса общественного развития в современных условиях. Анализируются его политико-философские аспекты и инновационная составляющая. Уточняются дефинициальные контуры данного процесса. Обосновывается актуальность государственного регулирования процесса общественного развития.

Проблематика развития, как представляется, относится к числу наиболее актуальных в контексте современных процессов глобализации и обострения конкуренции в экономической и иных ключевых сферах жизнедея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.