Научная статья на тему 'Методология макрорегионального планирования развития туристско-рекреационного комплекса Северо-Западного федерального округа'

Методология макрорегионального планирования развития туристско-рекреационного комплекса Северо-Западного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
653
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МАКРОРЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / СЗФО / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волкова О. Н.

Освещаются предпосылки, определяются стратегические ориентиры и направления развития туристско-рекреационного комплекса макрорегиона на примере Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Раскрываются меры поддержки отрасли с учетом особенностей природно-климатического и социально-экономического потенциала территорий, полномочий государства в области регулирования вида деятельности и мировых тенденций развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Волкова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология макрорегионального планирования развития туристско-рекреационного комплекса Северо-Западного федерального округа»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 332.11, 338.2, 353.1

методология макрорегионального планирования развития

тУРИстсКО-РЕКРЕАЦИОннОГО КОМПЛЕКсА

северо-западного федерального округа

О. н. ВОЛКОВА, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента Е-mail: volkova@rambler. ш, volkova@hse. spb. ш национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Освещаются предпосылки, определяются стратегические ориентиры и направления развития туристско-рекреационного комплекса макрорегиона на примере Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Раскрываются меры поддержки отрасли с учетом особенностей природно-климатического и социально-экономического потенциала территорий, полномочий государства в области регулирования вида деятельности и мировых тенденций развития туризма.

Ключевые слова: стратегия развития, макрорегион, региональная стратегия, туризм, туристс-ко-рекреационный комплекс, СЗФО, SWOT-анализ.

Введение. Целью данной работы является обоснование возможности применения методологии стратегического планирования к экономическому комплексу макрорегиона на примере сферы туризма. В ходе работы выявлены тенденции макро-регионального развития туристско-рекреационного комплекса Северо-Западного федерального округа РФ в контексте формирования качественно более высокого уровня жизни населения, интеграции региональных экономик в экономику макрорегиона

и Российской Федерации. на основе проведенного SWOT-анализа определены предпосылки формирования стратегии развития вида деятельности в рассматриваемый период для обеспечения заметного роста социально-экономических показателей регионов округа, инновационного роста туризма на Северо-Западе России. В заключительной части работы раскрыты основные направления развития туристской сферы по регионам округа и видам туризма.

Предпосылки формирования стратегии развития туристско-рекреационного комплекса в составе стратегических планов Северо-Западного федерального округа и формирующих его регионов. В современной России безусловным приоритетом государственной политики являются инвестиции в человека, в его здоровье, образование, духовное развитие, чему полностью соответствуют задачи туризма как составной части социальной сферы. Роль туризма как существенной составляющей инновационного развития РФ в долгосрочной перспективе экономически выгодной и экологически безопасной сферы национальной экономики признана концепцией долгосрочного социально-эко-

номического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Анализ текущего состояния туристско-рекре-ационного комплекса СЗФО и выработка концептуальных подходов к планированию его развития выполнены в рамках подготовки Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года, разработанной в Санкт-Петербургском филиале Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.

Северо-Западный федеральный округ играет важную роль в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации, обеспечивает проведение на Северо-Западе России единой государственной политики, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти на его территории, содействует реализации государственных политик в области экономического и социального развития территорий. Он включает 11 субъектов Федерации различного статуса с населением 13,5 млн чел. и общей площадью 1,7 млн км2, в том числе две республики в составе Российской Федерации, один город федерального значения, один автономный округ, семь областей, одна из которых представляет собой особую экономическую зону и отделена от основной территории страны. К округу примыкает Арктический сектор, относящийся к сфере интересов Российской Федерации, площадью 1,5 млн км2. Сложившаяся к настоящему моменту роль Северо-Запада России как территории с высоким научно-техническим, инновационным и промышленным потенциалом, обеспечивающей трансграничное сотрудничество и внешнеэкономические связи России с государствами Европы и рядом других регионов мира, обусловила необходимость разработки стратегии развития федерального округа в целом [3].

особенностью стратегического планирования в Российской Федерации на современном этапе являются его многоуровневость, одновременная направленность «сверху вниз» и «снизу вверх»: процессы формирования долгосрочных документов развития регулируются не только нормативными актами федерального уровня, но и потребностями регионов и муниципалитетов, причем формирование «местных» стратегий и среднесрочных планов развития началось значительно раньше. В СЗФО к моменту начала создании стратегии в большинстве регионов округа уже были разработаны региональ-

ные стратегии, или шла работа над их созданием. К настоящему времени уже во всех регионах, входящих в округ, разработаны региональные планы стратегического развития. Статус этих документов разный. Так, часть стратегий принята нормативными актами органов законодательной власти регионов (например, Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия принята постановлением законодательного собрания Республики Карелия в июне 2010 г.), другие одобрены органами исполнительной власти субъектов РФ (например, Стратегия социально-экономического развития Мурманской области одобрена постановлением правительства Мурманской области в августе 2010 г.); часть документов находится в стадии общественных слушаний и обсуждений (например документы стратегического планирования развития Санкт-Петербурга).

Анализ документов стратегического планирования развития показывает, что, несмотря на существенные различия в структурах и формах стратегий, почти везде есть разделы, посвященные туристско-рекреационным комплексам. Сфера туризма признается в качестве приоритетной всеми регионами; во всех региональных стратегиях прослеживается четкое видение перспектив ее развития и вклада в будущие социально-экономические показатели региона. Кроме разделов региональных стратегий, посвященных развитию туризма, в некоторых регионах разработаны особые документы, касающиеся планов развития вида деятельности. В качестве примера можно привести Стратегию развития туризма в Мурманской области на период до 2015 года, утвержденную постановлением правительства Мурманской области в феврале 2004 г., или Программу развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2016 годы, принятую постановлением правительства Санкт-Петербурга в июне 2011 г. Развивается и стратегическое планирование индустрии туризма на уровне муниципальных образований: особую активность в этом отношении проявляют муниципалитеты Республики Карелия.

Макрорегион как объект стратегического планирования. Для целей социально-экономического планирования и прогнозирования Северо-Западный федеральный округ рассматривается нами как макрорегион - единое пространство, характеризующееся общностью природно-экономических, демографических, геополитических и иных условий. Макрорегион обеспечивает удовлетворение

ряда общих интересов и потребностей субъектов Федерации, входящих в округ, в части формирования общих инфраструктур, а также создание и поддержание кооперирующих связей между хозяйствующими субъектами на основе синергетического эффекта.

Макрорегиональное планирование - сравнительно новый институт управления территориями [5]. Первым опытом макрорегионального планирования в Европе стала Стратегия региона Балтийского моря1, принятая Европейским Союзом (далее -ЕС) в июне 2009 г. Тогда же было принято решение разработать стратегию развития еще одного европейского макрорегиона - Дунайского2. Такой документ был принят в 2011 г. Для европейских проектов макрорегион определяется как совокупность административных единиц (районов, земель, воеводств) нескольких стран, территориально прилегающих к берегам Балтийского моря и Дуная, соответственно, и обладающих общими характеристиками, которые позволяют применить к данной территории единый стратегический подход [7, 11].

Процессы макрорегионального планирования в ЕС идут не только в форме создания стратегий макрорегионов, но и в форме поддержки институтов и инструментов мультистранового сотрудничества, направленного на достижение долгосрочных целей в интересах нескольких стран. Примером такого инструмента может служить европейская программа Атлантической зоны в рамках политики Европейского территориального сотрудничества3 и

1 The European Union Strategy for the Baltic Sea Region (EUSBSR). URL: http://www. balticsea-region-strategy. eu/pages. Стратегия объединяет интересы стран, расположенных на берегах Балтики - членов Евросоюза (Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Дании), а также России.

2 The European Union Strategy for the Danube Region (EUSDR), URL: http://www. danube-region. eu. Стратегия распространяется на Дунайский регион, охватывающий 8 стран - членов ЕС (Германия, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Болгария и Румыния) и 6 стран вне пределов ЕС (Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория, Украина и Молдова).

3 The Atlantic Area Programme. URL: http://www. coop-atlantico.

com. Программа транснационального сотрудничества в рамках политики Европейского единства («European Territorial Cooperation» objective, the instruments of EU cohesion policy for the programming period 2007-2013), финансируется Евро-комиссией посредством Европейского фонда регионального развития (the European Commission through the European Regional Development Fund - ERDF) в интересах прибрежных атлантических районов Испании, Франции, Португалии, Великобритании и всей ирландии.

множество других мультистрановых европейских программ4.

Обе принятые к настоящему моменту европейские стратегии макрорегионов - Балтики и Дуная (далее - Стратегии) сформированы как декларации приоритетных принципов, интересов и направлений общественного развития соответствующих территорий. В развитие основного документа каждой стратегии и одновременно с ним Еврокомиссией приняты планы действий по реализации избранных приоритетов. В обеих Стратегиях туризм назван одним из основных направлений, обеспечивающих достижение долгосрочных целей макрорегионов.

Структура Стратегии развития Северо-Западного федерального округа РФ (далее - Стратегия СЗФо) принципиально отличается от европейских макрорегиональных документов. Стратегия СЗФо содержит детально проработанные блоки социально-экономических и видовых приоритетов, в числе которых и развитие туристско-рекреацион-ной сферы как одного из наиболее перспективных направлений кластерной политики. Видовых разделов в европейских Стратегиях нет, существенные различия наблюдаются и в механизмах реализации целей и принципов стратегических планов. Так, в Стратегии СЗФО в отношении туризма основной упор сделан на экономические приоритеты его развития, тогда как в европейских Стратегиях туризм рассматривается как механизм реализации приоритетов, более связанных с социально-гуманитарными аспектами регионального развития, нежели экономическими.

Вместе с тем, если рассматривать полные комплексы документов, формирующих европейские Стратегии, есть и корреляция с отечественными документами. В первую очередь речь идет о том, что красной нитью во всех них проходит идея межрегиональной интеграции по разным направлениям,

4 В качестве примера институциональных координаторов такого сотрудничества в Европе можно назвать Генеральную дирекцию по региональной политике Еврокомиссии (European Commission's Directorate General (DG) for Régional Policy). URL: http://ec. europa. eu/dgs/regional_policy/index_en. htm; http://ec. europa. eu/regional_policy/what/index_en. cfm. Примером института макрорегионального сотрудничества вне рамок ЕС можно считать Совет Министров Северных стран (Nordic Council). URL: http://www. norden. ru/Article. aspx?id=110&lang=ru; http:// www. norden. org/en. Он организован в 1971г. как межправительственный орган сотрудничества 5 северных стран: Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Совет имеет разветвленную сеть подразделений и институтов по различным направлениям сотрудничества пяти северных стран.

Таблица 1

Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Северо-Западного федерального округа

Название объекта Местоположение объекта Год внесения в список Номер объекта в списке

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные Санкт-Петербург 1990 540

с ним комплексы памятников

Архитектурный ансамбль Кижского погоста Республика Карелия 1990 544

Исторические памятники Новгорода и окрестностей Новгородская область 1992 604

Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие Архангельская область 1992 632

острова»

Девственные леса Коми Республика Коми 1995 719

Ансамбль Ферапонтова монастыря Вологодская область 2000 982

Куршская коса Калининградская область (совместно с Литвой) 2003 994

Геодезическая дуга Струве Ленинградская область 2005 1187

проектного развития и управления достижением приоритетных целей стратегических документов. Во всех случаях большинство приоритетов социально-экономического развития близки друг к другу. Во всех случаях макрорегиональный подход рассматривается как важнейший инструмент решения внутренних, общеевропейских [2] и общероссийских [1, 6] задач.

Создатели европейских Стратегий во всех документах рассматривают свои объекты планирования -макрорегионы - как часть единой Европы, а мак-рорегиональную интеграцию позиционируют как значимый компонент интеграции общеевропейской. Разработчики Стратегии СЗФО также исходили из принципа многоуровневости интересов развития: СЗФО рассматривался, с одной стороны, как часть единого экономического пространства Российской Федерации, а с другой - как часть европейского мегарегиона, единого экономического пространства на территории Северо-Запада РФ, севера Европы и стран бассейна Балтийского моря.

Текущее состояние туристско-рекреацион-ного комплекса в СЗФО. Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации обладает обширными рекреационными ресурсами, богатейшим культурным наследием и имеет благоприятные возможности для развития туристской сферы как въездного, так и внутреннего туризма.

Северо-Запад России характеризуется выгодным географическим положением (макрорегион имеет доступ к нескольким морям), близостью к большим потребительским рынкам России и Европы, богатыми туристскими ресурсами - природными (лес, речные и озерные системы, уникальные ландшафты и природные памятники, животный

мир, рыбные ресурсы) и климатическими (белые ночи), социально-культурными объектами, историческими достопримечательностями.

Туристские ресурсы макрорегиона включают объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и интеллектуальные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, поддержанию высокого уровня жизнедеятельности. Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны.

Российская Федерация находится на 9-м месте в мире по количеству объектов всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО. Из 24 российских объектов списка указанных объектов на территории СЗФО находятся 85 (табл. 1).

В предварительный список кандидатов на включение в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО также включены6 объекты, находящиеся на территории СЗФО:

• ансамбль «Большой Псков»;

• номинация «Кремли России», включающая кремль в Пскове;

• Водлозерский национальный парк;

• ансамбль «Валаамский архипелаг».

На территории Северо-Запада находятся природные территории, которые готовятся к включению

5 Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Российской Федерации. World Heritage List. Russian Federation. URL: http://whc. unesco. org/en/statesparties/ru.

6 Предварительный список кандидатов на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Российской Федерации. World Heritage Tentative Lists. Russian Federation. URL: http://whc. unesco. org/en/tentativelists/ state=ru.

в предварительный список объектов, охраняемых ЮНЕСКО7:

• Зеленый пояс Фенноскандии (совместно с

Финляндией и Норвегией);

• Валдайская возвышенность.

Регионы Северо-Запада отличаются очень высокой культурной и событийной активностью, ежегодно в округе проходят десятки социально значимых и привлекательных для туристов культурных мероприятий, многие из которых стали традиционными8.

SWOT-анализ туристско-рекреационного комплекса СЗФО. В результате проведенного SWOT-анализа выявлены сильные стороны развития туристской сферы в СЗФО.

1. Богатство объектов показа:

- размещение на территории округа достопримечательностей - объектов мирового наследия, внесенных в список ЮНЕСКО;

- наличие культурных и исторических памятников федерального значения;

- давние культурные традиции.

2. Выгодное географическое расположение:

- близость к российским регионам с высокой плотностью населения и странам Восточной Европы и Скандинавии;

- наличие скоростного железнодорожного сообщения между центрами Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов;

- реализация совместных проектов с сопредельными регионами европейских стран в рамках продвижения макрорегиональных турпродуктов.

3. Кадровое обеспечение туристской сферы:

- наличие квалифицированных кадров и учебных заведений туристической направленности в крупнейших городах СЗФО (Санкт-Петербург, Калининград);

- возможность проведения выставок, семинаров и тематических конференций;

- наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут содействовать развитию туризма.

Проблемы, препятствующие развитию туризма в СЗФО.

1. Неразвитость инфраструктуры туризма:

- проблемы доставки и транспортного обслуживания туристов на значительной части терри-

7 Фонд «Охрана природного наследия». URL: http://www. nhpfund. ru/world-heritage/russian-sites. html.

8 Календарь событий Северо-Запада. URL: http://www. spbculture. ru/ru/events_sz. html.

тории округа (низкая плотность и недостаточное качество дорог с асфальтовым покрытием), низкая плотность и недостаточное развитие железных дорог; необходимость реконструкции и строительства ряда объектов транспортной инфраструктуры (мосты, переправы и т. д.);

- высокий износ транспортных средств, особенно водных;

- недостаток мест в гостиницах и других средствах размещения туристов;

- плохое качество средств размещения (в первую очередь гостиниц) и низкий уровень услуг в них;

- недостаточная оснащенность туристских объектов для обслуживания иностранных туристов;

- слабое развитие придорожного сервиса и объектов общественного питания;

- недостаточное развитие объектов индустрии развлечений, низкое качество сервиса в них;

- плохое состояние дорог, улиц, парков, низкий уровень благоустройства значительной части населенных пунктов округа.

2. Отсутствие единой стратегии продвижения Северо-Западного макрорегиона РФ как привлекательной туристской дестинации:

- слабая межрегиональная координация действий агентов в туристской сфере;

- слабая система продвижения турпродуктов СЗФО на внутреннем и международном рынках.

3. Проблемы административного и нормативно-правового обеспечения туристской сферы:

- недостаточная степень проработанности законодательства на уровне регионов и муниципалитетов;

- наиболее строгий из стран, ориентированных на развитие туризма, визовый режим; трудности регистрации для иностранных туристов;

- отсутствие в СЗФО органа по координации действий в сфере туризма (Северо-Западной окружной туристской администрации).

4. Недостаточность информационного обеспечения туристской сферы:

- отсутствие информационных центров в населенных пунктах и туристских объектах и туристических путеводителей по большинству городов и районов округа;

- отсутствие соответствующей международным требованиям статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма и дающей базу для оценки вклада туристической и смежных видов экономической деятельности в экономику страны и регионов;

- слабое развитие профессиональных объединений агентов туристской сферы (например ассоциаций отелей, малых музеев).

5. Нехватка профессионально подготовленных кадров в индустрии туризма в большинстве регионов округа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Неподготовленность местного населения большинства регионов к работе с туристами.

7. Отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на значительной части территории округа («тревожная кнопка» на объектах размещения, Са11-центр для туристов, памятки для туристов).

Возможности развития туриндустрии в СЗФО.

1. Развитие туризма в регионах СЗФО на основе исторических, культурных и природных достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для регионов и муниципалитетов, может ускорить их экономическое развитие и существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в них.

2. Высокий платежеспособный спрос и стабильная социально-экономическая ситуация в отдельных регионах СЗФО и сопредельного ЦФО способствуют формированию регионального спроса на туристические услуги.

3. Активная инвестиционная политика властей регионов, входящих в СЗФО, способствующая привлечению иностранных и российских инвесторов для финансирования развития туристской инфраструктуры.

4. Устойчивое восприятие группами потребителей образа Северо-Запада России как территории, привлекательной для внутреннего туризма (причем как внутри федерального округа, так и всей страны).

5. Возросший интерес граждан России к ее историко-культурному наследию и природным богатствам.

6. Зависимость динамики развития и результативности туристской сферы от эффективности административных решений, внимания региональных и местных властей к развитию туристских дестинаций.

Угрозы для развития туриндустрии в СЗФО.

1. Конкуренция со стороны городов центральной России, а также и сопредельных государств Европы.

2. Отвлечение внимания потенциальных туристов от туристских дестинаций и продуктов округа из-за недостатка информации о них.

3. Утеря элементов исторического и природного наследия из-за недостатка финансовых ресурсов на его восстановление, поддержание и развитие.

4. Высокая чувствительность природных памятников и ландшафтов к антропогенному воздействию (вытаптывание почвы, повреждение растительности и т. п.).

5. Снижение платежеспособного спроса населения при ухудшении общеэкономической ситуации.

6. Риск снижения туристского потока при ухудшении криминогенной обстановки в местах дислокации туристских объектов.

7. Отток туристов в соседние регионы и заграницу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами на них.

Общая характеристика и тенденции развития туризма в России и в мире. Являясь специфической мультипликативной сферой, туризм стимулирует развитие многих других, смежных направлений экономической деятельности: торговли, общественного питания, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, медицинских и других услуг, что приобретает особую важность в условиях экономической рецессии и потребности в создании стимулов развития российской экономики. По оценкам Всемирной организации по туризму (UN World Tourism Organization), каждые 30 дополнительно прибывших туристов способствуют созданию одного рабочего места в «прямом» туризме (туроператоры, турагенты и др.), а 16 туристов - в инфраструктуре туризма.

Туристская индустрия во всем мире является одной из самых доходных и быстроразвивающихся сфер мировой экономики, такой же тренд развития ожидается и в последующее десятилетие. Среднегодовой прирост туристических потоков за период 2010-2020 гг., по оценкам Всемирной организации по туризму, составит около 4 % в год9. Большинство стран со схожими природно-географическими условиями выделяют туризм как одно из приоритетных направлений развития экономики.

По заключению Всемирной организации по туризму, в настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются: • культурно-познавательный туризм, охватывающий 10 % общего международного потока ту-

9 URL: http://mkt. unwto. org/ru/barometer.

ристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;

• активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;

• специализированный туризм, включающий такие его разновидности, как экологический, научный, учебный, лечебно-оздоровительный и др.;

• круизный туризм, включающий морские и речные круизы;

• деловой туризм, охватывающий деловые встречи, событийные мероприятия, конференции. Основными тенденциями развития мировой

туриндустрии в настоящее время являются:

1) глобализация рынка;

2) появление новых точек и смещение маршрутов;

3) консолидация игроков;

4) появление «туристических фабрик полного цикла»;

5) создание туристических кластеров в регионах;

6) форматирование туристических услуг;

7) появление сетевого туристического продукта. Включенность России в мировую туриндуст-

рию способствовало тому, что общая картина приоритетов развития отдельных видов туризма в нашей стране аналогична мировой. Высокая привлекательность туристического сектора в целом в России обусловлена растущими доходами населения и, как следствие, быстрым ростом расходов населения на отдых, а также увеличением популярности новых туристических направлений и видов туризма. Так, аналитиками прогнозируется долгосрочный рост количества внутренних туристических поездок в России на уровне 4 % ежегодно, что соответствует среднемировой оценке, а средние расходы туристов на поездку увеличатся в 2-2,5 раза к 2030 г.

Международные организации считают Россию привлекательным туристическим направлением, прогнозируя к 2020 г. 9-е место среди стран - лидеров по количеству туристических прибытий. Так, к 2020 г. прогнозируется:

- увеличение численности иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения, в 7 раз;

- увеличение объема внутреннего туристского потока (численность граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения) в 1,4 раза;

- увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, в 4,4 раза;

- увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 3,9 раза;

- увеличение численности работников, занятых в туристской индустрии, в 1,4 раза.

Важную роль в развитии туристской сферы играет система ее нормативного регулирования. Так, в марте 2009 г. вступил в силу закон об установлении безвизового въезда в Россию на паромах. Согласно поправке для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в РФ на срок до 72 ч в туристических целях на пассажирских паромах, устанавливается безвизовый режим въезда и пребывания в нашей стране. В число портов, через которые разрешен безвизовый въезд, вошли Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, находящиеся на территории СЗФО.

Основные направления и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса в СЗФО. Для развития въездного и внутреннего туризма Северо-Запада в ближайшие годы будут характерны следующие тенденции.

1. Увеличение внутреннего турпотока (от 8 до 15 % в год, по данным Федерального агентства по туризму) на фоне снижения числа иностранных туристов.

2. Увеличение числа индивидуальных туристов, которые не обращаются к туристическим операторам и компаниям при организации отдыха и деловых поездок.

3. Повышение индивидуализации турпродукта посредством Интернета и культуры социальных сетей (потребителям важны подлинность и уникальность впечатлений от личного участия, наличие публичных пространств самовыражения).

4. Заметный рост влияния сети Интернет на процесс принятия решения о поездке:

- индивидуальные туристы все чаще обращаются к Интернету для получения информации о туристических возможностях дестинации, покупки авиа- и железнодорожных билетов, бронирования размещения;

- большинство туристов обращается к социальным сетям, форумам и туристическим порталам для поиска отзывов о гостиницах и курортах;

- отели переключаются с привычной схемы работы через посредников к прямой коммуникации с клиентом посредством интернет-технологий;

- рост чувствительности туристских услуг к цене (клиенты самостоятельно сравнивают различ-

ные источники информации в поисках самой низкой цены, скидок и т. п.).

5. Активное развитие событийной составляющей турпродукта.

6. Появление значимых инфраструктурных проектов, меняющих ядро рынка (морские порты, реконструкция исторических центров).

7. Нарастание специализации регионов на различных видах туризма (Карелия - активный вид, Мурманская область - рыболовный, Новгородская область - культурный).

8. Активное программирование и проектирование развития туризма в регионах СЗФО (региональные программы развития туризма на период до 2020 г.).

В свете вышеизложенного предлагаются следующие основные направления стратегии поддержки и развития туристской сферы в СЗФО.

1. Создание, развитие и модернизация инфраструктуры в регионах СЗФО, в частности:

- завершение строительства Морского пассажирского порта Санкт-Петербурга;

- облегчение вопросов резервирования земель для государственных нужд;

- содействие в организации привлекательных инвестиционных площадок: земельные вопросы, подвод коммуникаций;

- открытие судоходства на внутренних акваториях округа;

- создание сети объектов размещения в непосредственной близости и на территории развитых туристских кластеров;

- развитие творческих индустрий, поддерживающих туристические кластеры (развитие традиционных ремесел, творческие конкурсы, субсидирование и рыночное продвижение производств и предпринимателей в сфере местных индустрий, создание творческих кварталов в городах, разработка и внедрение новых образовательных программ в детском и молодежном творчестве, развитие сети центров детского и молодежного творчества).

2. Координация региональных политик и программ в области продвижения Северо-Запада России и отдельных регионов СЗФО в части:

- формирования органа (окружной туристской администрации), ответственного за маркетинг территории округа в целом, территорий регионов, входящих в СЗФО, и отдельных туристских дести-наций на территории округа, а также за формирование рынка информационных ресурсов и создание

условий для качественного и эффективного информационного обеспечения органов государственного управления СЗФО и входящих в него регионов, местного самоуправления, граждан, организаций и общественных объединений в сфере туризма;

- информационно-аналитического обеспечения решений по развитию туризма как сферы, а также по выполнению программ развития туризма, разрабатываемых на всех уровнях государственной власти и государственного управления - федеральном, окружном, региональном, местном;

- разработки межрегиональных маркетинговых программ продвижения Северо-Запада России как территории, благоприятной для туризма, и уникальной туристской дестинации на основных направляющих рынках с использованием передового опыта зарубежных стран, активно развивающих въездной туризм.

3. Синхронизация развития всех компонентов туристской услуги в рамках всех видов туризма и формирование комбинированных туристских продуктов на основе сложившихся и развивающихся специализаций разных регионов СЗФО (таких как культурно-познавательный и экологический тур).

4. Формирование межрегиональных туристских программ по территориям нескольких регионов (единые историко-культурные кластеры могут быть образованы на территориях Новгородской области - Ленинградской области - Вологодской области - Псковской области - Санкт-Петербурга, отдельных муниципалитетов Республики Карелия -Вологодской области - Архангельской области).

5. Формирование международных туристских программ, совместных с сопредельными государствами Европы: Калининградская область - Республика Польша - литовская Республика, Республика Карелия - Финляндия, Ненецкий автономный округ -Мурманская область - Финляндия - Норвегия.

6. Приоритетное развитие и поддержка в регионах наиболее привлекательных видов туризма с учетом внешних тенденций и возможностей регионов, входящих в СЗФО (табл. 2).

7. Приоритетное развитие в округе «точек роста» - наиболее перспективных направлений развития туризма во всем мире:

а) событийного и делового туризма. Привлечение массового или специализированного контингента туристов, пользуясь каким-либо событием культурной или спортивной жизни округа, региона или населенного пункта (конгрессы, фестивали,

Примечание: «++» - развитое, стремительно растущее и перспективное направление, «+» - растущее направление.

Таблица 2

Приоритетные направления развития туризма в регионах СЗФО

Вид туризма Регион СЗФО

Республика Карелия Республика Коми Ненецкий АО Архангельская область Вологодская область Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Новгородская область Псковская область г. Санкт-Петербург

Культурный (включая паломнический) туризм + + + + + + + +

Экстремальный, спортивный, приключенческий туризм +

Зимний / лыжный туризм + +

Оздоровительный туризм ++ + + + +

Экологический туризм ++ + + + ++ + +

Крупный событийный туризм + + + + ++

Бизнес-туризм (включая бизнес-образование) ++ +

Парки развлечений ++

Морские и речные круизы + + + + + +

Охотничий и рыболовный туризм + + +

Сельский туризм + +

конкурсы, городские праздники, соревнования, конференции и т. д.). Одна из целей Стратегии СЗФО -чтобы к 2020 г. Санкт-Петербург вошел в двадцатку ведущих конгрессных городов мира и в десятку конгрессных столиц Европы. Развитию делового туризма будут способствовать открытие новых выставочных площадей, строительство современных и комфортабельных гостиничных комплексов во всех регионах СЗФО;

б) круизного туризма (Санкт-Петербург, Республика Карелия, Архангельская область);

в) экологического туризма (Республика Карелия, Калининградская область). Носит неорганизованный характер, причем в большей степени, чем другие виды туризма, не требует высококачественного сервиса и инфраструктуры (гостиницы, кафе и рестораны, средства связи и транспортные услуги). Вместе с тем развитие данного вида туризма требует государственного внимания к сохранению природных памятников и ландшафтов.

Политические аспекты и меры государственной поддержки развития туристско-рекреа-ционного комплекса СЗФО. К настоящему времени в исследованиях проблем макрорегионального развития можно выделить два основных направления. К первому причисляют работы, касающиеся в основном политических аспектов межрегиональной

и макрорегиональной интеграции [4, 8, 10]. Второе направление исследований посвящается преимущественно экономическим аспектам [1, 5, 11].

Особенностью туристской сферы деятельности является ее высокая чувствительность ко всем формам административной поддержки, оказываемой властями, - финансовой, организационной, информационной. Именно поэтому реализация приоритетов, связанных с развитием туризма в макрорегионах Европы, осуществляется посредством проектного финансирования из бюджетов фондов Евросоюза, национальных и региональных бюджетов.

В Российской Федерации до 2010 г. туризм относился к ведению федеральных властей, и финансирование его развития на уровне регионов было возможно только через целевые программы. В ноябре 2010 г. был одобрен законопроект, согласно которому региональные власти получают полномочия в вопросах создания благоприятных условий для развития туризма на своих территориях. Это означает, что финансирование мероприятий, направленных на организацию работы по совершенствованию развития туристской сферы и качества туристских продуктов, в последующие годы в региональных бюджетах стало возможным выделять отдельной строкой. этого однако для реализации макроре-

гиональной стратегии развития туристской сферы недостаточно. Достичь поставленных в ней целей и задач невозможно без межрегиональной координирующей структуры (Туристской администрации Северо-Запада), действующей на всей территории федерального округа. К сожалению, законодательные механизмы формирования и финансирования такого рода окружных органов управления в России пока не сформированы.

Можно полагать, что процесс формирования окружных администраций, занимающихся решением общих для всего макрорегиона проблем, видовых (в том числе туристской сферы), социальных или административных, станет логическим продолжением процессов макрорегионального планирования в России в последующие годы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вероятно, по такому же сценарию будут развиваться и механизмы управления макрорегионами в Европе. Обе европейские Стратегии сформированы по негласному принципу: «без дополнительных органов управления, без дополнительного финансирования», однако к настоящему времени в ряде исследовательских проектов [7, 9] уже отмечается необходимость формирования принципиально новых структур управления достижением целей развития макрорегионов, а именно - создания макрорегиональных администраций, а также формирования особых бюджетов Евросоюза, нацеленных на финансирование проектов макрорегионов. Предполагается, что такая практика начнется с 2013 бюджетного года.

Список литературы

1. Ахполова В. Б. Механизм интеграционного взаимодействия социально-экономических систем субъектов Российской Федерации в пространстве макрорегиона. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2007.

2. Йонниеми П. Стратегия ЕС для региона Балтийского моря: чего мы достигли? // Балтийский регион. 2010. № 2 (4). С. 44-47.

3. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года / Научн. изд. в 2-х кн. С. Д. Воронцова, М. Н. Григорьев и др. СПб: Знание, 2003.

4. Понарина Н. Н. Глобализация и тенденция децентрализации политической и экономической власти // Философские науки. 2011. № 2-4.

5. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. акад. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004.

6. Шеховцева Л. С. Стратегическое целепола-гание развития региона: монография. СПб: Издательский центр экономического факультета СПбГУ, ОЦЭиМ, 2007.

7. Braun G., Kovacs Z. L. Macro-Regional Strategies. Public Finance Quaterly (Hungary), v. 56, 2011. № 1. Р. 79-93.

8. Cihelkova E., Hnat P. Regional Integration on the New Member States during the Pre-Accession Period and after Eastern Enlargement. CAP Working Paper, December 2006.

9. Duhr S. Baltic Sea, Danube and Macro-Regional Strategies: A Model for Transnational Cooperation in Europe? Notre Europe, September 2011. URL: http://www. notre-europe. eu/uploads/tx_publication/ Etude86-Macro-regional-strategies-en. pdf.

10. Prozorov S. The Russian Northwestern Federal District and the EU's Northern Dimension. DIIS Working Papers, № 4, 2004.

11. Samecki P. Macro-regional strategies in the European Union. A Discussion Paper, 18.09.2009. URL: www. interact-eu. net/downloads/1682/macro-regional_strategies_in_the_European_Union. pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.