Научная статья на тему 'Состояние, проблемы и перспективы развития туристского потенциала Северо-Западного федерального округа'

Состояние, проблемы и перспективы развития туристского потенциала Северо-Западного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3336
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ / СОБЫТИЙНЫЙ И ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рицци Виталий Витальевич

Дана характеристика Северо-Западного федерального округа в контексте его географического положения, природных, рекреационных и культурно-познавательных ресурсов. Описано состояние, сформулированы предпосылки, проблемы и угрозы развития туризма в регионе. Приведены федеральные и региональные правовые акты, регулирующие развитие туризма в округе. Указаны направления развития туристского потенциала Северо-Западного федерального округа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рицци Виталий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние, проблемы и перспективы развития туристского потенциала Северо-Западного федерального округа»

УДК 338.48 (470.2) ББК 65.443 (235.0)

В.В. Рицци

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Дана характеристика Северо-Западного федерального округа в контексте его географического положения, природных, рекреационных и культурно-познавательных ресурсов. Описано состояние, сформулированы предпосылки, проблемы и угрозы развития туризма в регионе. Приведены федеральные и региональные правовые акты, регулирующие развитие туризма в округе. Указаны направления развития туристского потенциала Северо-Западного федерального округа

Ключевые слова:

туристский потенциал, рекреационные ресурсы, объекты всемирного наследия, событийный и деловой туризм, туристский поток.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) расположен на севере и северо-западе европейской части России и включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации, центром округа является город федерального значения Санкт-Петербург. СЗФО занимает выгодное геополитическое положение - граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря. Площадь округа составляет 1677,9 тыс. кв. км (10,5% территории России), на территории округа проживают более 14 млн человек.

Значительные размеры территории округа определяют разнообразие его природных условий. Преобладает равнинный и слабохолмистый рельеф, переходящий к востоку в горную полосу Северного, Приполярного и Полярного Урала. На севере округа в пределах Кольского полуострова расположены низкогорные массивы Хибинских и Ловозерских тундр. Территория округа находится в зонах смешанных лесов, тайги, лесотундры, а также тундры (в районах, примыкающих к побережью Северного Ледовитого океана, и на арктических островах). Значительны водные ресурсы округа, на долю которых приходится почти половина ресурсов европейской части страны. Крупнейшие реки - Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, а также Печора. Исключительно много озёр, особенно в северо-западной части округа. Здесь находятся крупнейшие озёра Европы - Ладожское и Онежское.

В округе сосредоточено около 50% лесных ресурсов европейской части России, причём хвойные породы занимают большую часть лесопокрытой площади, главным образом в Архангельской области, республиках Коми и Карелия.

Важнейшим экономическим, научным, культурным и туристским центром округа и страны в целом является город Санкт-Петербург с населением более 5 млн чел. Постоянно возрастает значение города как одного из крупнейших общеевропейских культурных центров и места концентрации внутреннего и международного туризма.

СЗФО обладает обширными рекреационными ресурсами, богатейшим культурным наследием и имеет благоприятные возможности для развития туристической отрасли, в частности въездного и внутреннего туризма. Развитие туристско-рек-реационного комплекса СЗФО осуществляется в русле мировых и российских тенденций отрасли.

Въездной туристский поток в СЗФО по итогам 2011 - начала 2012 гг. составил около 11 млн чел. Большую долю потока составляли российские граждане - 69%, въезд иностранных туристов составил 31%. Наилучшую динамику увеличения въездных потоков продемонстрировали Ленинградская, Вологодская области и Республика Карелия [6]. При этом все регионы существенно уступают регионам-лидерам по объему въездного потока. На долю Санкт-Петербурга, Ленинградской и Вологодской области в 2011 г. пришлось около 87% всего въездного потока в Северо-Западный федеральный округ (в т.ч. на Санкт-Петербург - 43%). Доля Санкт-Петербурга, в суммарном въездном потоке в Северо-Западный федеральный округ год от года увеличивается [6].

Развитие сферы туризма в России во многом определяется государственной политикой. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены

в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [5], Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года [3], Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 год [2], Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) и других политико-правовых документах [4].

Государственная политика в сфере туризма является составной частью внутренней и внешней политики России и включает в себя систему вырабатываемых и реализуемых государством целей, приоритетов и способов государственного регулирования туристской деятельности, направленных на поддержку и развитие в стране ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма.

Важной частью политики государства является система нормативного регулирования туриндустрии. Так, в марте 2009 г. для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в туристических целях на пассажирских паромах, установлен безвизовый режим въезда и пребывания в нашей стране на срок до 72 часов. В число портов, через которые разрешен безвизовый въезд, вошли Санкт-Петербург, Калининград и Выборг. Расширение практики кратковременного въезда туристов на территорию Российской Федерации на пассажиров аэропортов округа также будет способствовать росту въездного туризма в Северо-Западном федеральном округе.

На территории округа размещены достопримечательности мирового наследия, внесенные в список ЮНЕСКО (Российская Федерация находится на 9-м месте в мире по количеству объектов всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО). Из 24 российских объектов этого списка 8 объектов находится на территории СЗФО.

Наличие квалифицированных кадров и учебных заведений туристической направленности в Санкт-Петербурге, Калининграде, Новгороде, Пскове и Петрозаводске также является фактором, содействующим развитию туризма.

Препятствуют развитию туризма недостаточно развитая транспортная инфраструктура, недостаточное количество мест в гостиницах, слабое развитие объектов индустрии развлечений и низкий уровень благоустройства, отсутствие соответствующей международным требованиям отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма, неподготовлен-

ность местного населения большинства регионов к работе с туристами, отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на значительной части территории округа.

К негативным факторам, сдерживающим туристско-рекреационное развитие в СЗФО, также относятся: низкий уровень внутрирегионального интеграционного взаимодействия в процессе развития туризма и рекреации; неравномерность развития туризма и рекреации на территории СЗФО; отсутствие маркетинговой программы; жесткая конкуренция со стороны отечественных (в первую очередь московских) и зарубежных турфирм за использование туристско-рекреационных ресурсов СЗФО и за турпотоки.

Развитие туризма в регионах СевероЗападного федерального округа на основе исторических, культурных и природных достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для регионов и муниципалитетов, может ускорить их экономическое развитие и существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в них.

Предпосылками развития туризма в СЗФО являются:

- высокий платежеспособный спрос и стабильная социально-экономическая ситуация в отдельных регионах СЗФО, способствующие формированию регионального спроса на туристические услуги;

- активная инвестиционная политика органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав СЗФО, способствующая привлечению иностранных и российских инвесторов для финансирования развития туристической инфраструктуры;

- устойчивое восприятие округа как территории, привлекательной для внутреннего туризма;

- возросший интерес граждан России к ее историко-культурному наследию и природным богатствам.

Угрозами для развития туристической индустрии в СЗФО являются:

- конкуренция со стороны городов центральной России и сопредельных государств Европы;

- разрушение объектов исторического и природного наследия из-за недостатка финансовых ресурсов на их восстановление, поддержание и развитие;

- высокая чувствительность природных памятников и ландшафтов к антропогенному воздействию (вытаптывание почвы, повреждение растительности и др.);

3 О

- отток туристов в соседние регионы и за границу в связи с низким уровнем качества предоставляемых услуг и высокими ценами на них.

Туристско-рекреационная деятельность приобретает все более массовый характер. Северо-Западный федеральный округ не обладает благоприятными климатическими условиями, но в нем сосредоточены уникальные объекты природного и культурно-исторического наследия. Именно они и являются главным фактором развития этой достаточно новой для России отрасли экономики.

При этом главными стратегическими направлениями развития туристско-рек-реационной деятельности являются:

- совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма, совершенствование нормативной базы;

- развитие инфраструктуры туризма (модернизация существующих и строительство новых объектов санаторно-курортной направленности с учетом своеобразия погодных условий, рекреационных ресурсов, строительство гостиниц эконом класса (2-3 звезды) в исторических городах, а также пансионатов в местах интенсивного посещения туристов, приютов и баз на туристских маршрутах;

- совершенствование маркетинговой политики в туризме;

- сохранение единого культурного пространства Русского Севера как особого региона российского культурного наследия и уникального памятника мировой культуры;

- проведение эффективной политики в деле сохранения объектов природного и культурно-исторического наследия;

- развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность объектов природного и культурно-исторического наследия;

- развитие рекламы и создание брендов.

Наиболее важными мерами по реализации стратегических целей являются создание, развитие и модернизация туристической инфраструктуры в СЗФО, в том числе:

- завершение строительства Морского пассажирского порта Санкт-Петербурга «Морской фасад»;

- облегчение вопросов резервирования земель для туристических нужд;

- содействие в организации привлекательных инвестиционных площадок для создания объектов туристической инфраструктуры;

- открытие судоходства на внутренних акваториях округа для спортивных и прогулочных судов под флагом иностранного государства;

- развитие круизного судоходства на внутренних акваториях округа на судах российских компаний;

- создание сети объектов размещения в непосредственной близости и на территории развитых туристических кластеров;

- развитие традиционных ремесел, проведение творческих конкурсов, субсидирование и рыночное продвижение производств и предпринимателей в сфере местных индустрий, создание творческих кварталов в городах;

- создание туристско-рекреационного кластера «Псковский» (Псков);

- создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (Псковская область);

- реализация проекта сохранения и использования культурного наследия в России, включающего Покровскую башню Псковского кремля и Музейный квартал (Псковская область), парк Монрепо и Дом станционного смотрителя (Ленинградская область), Рюриково городище и Белую башню (Новгородская область), с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития;

- развитие туристско-рекреационного комплекса «Куршская коса», а также игорной зоны (Калининградская область);

- создание финно-угорского этнокультурного парка в Республике Коми;

- создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Русская Лапландия» на территории Мурманской области;

- реализация проекта развития международного круизного и паромного сообщения на базе порта Мурманск «Арктическая гавань».

Наиболее перспективным направлением туристической деятельности является развитие событийного и делового туризма - привлечение массового или специализированного контингента туристов, пользуясь каким-либо событием культурной или спортивной жизни округа, региона или населенного пункта (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники, соревнования, конференции и др.). В контексте развития этого вида туризма велика роль Санкт-Петербурга и руководство города принимает соответствующие меры по развитию Санкт-Петербурга как центра делового и культурно-познавательного туризма СЗФО и России в целом.

В июне 2011 г. Правительством Санкт-Петербурга была принята новая программа развития туризма в городе на период 2011-2016 гг. На ее реализацию планировалось затратить свыше 3 млрд руб. Однако редакцией Постановления о «Программе развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2016 гг.» от 26.09.2011 эта сумма была сокращена до 898 млн руб. [1].

По прогнозам Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга, масштабное вливание средств на развитие туризма должно привести к увеличению количества въездных туристов в Санкт-Петербург, а, следовательно, и увеличению доходов от отрасли. Например, к 2016 г. планируется увеличение туристского потока до 8,1 млн человек, что на 50% по сравнению с плановыми показателями 2011 г. [1].

Одной из целей долгосрочной стратегии развития туризма в Санкт-Петербурге является вхождение к 2020 г. Санкт-Пе-

тербурга в 20 ведущих конгрессных городов мира и в 10 конгрессных столиц Европы. Развитию делового туризма должно способствовать открытие новых выставочных площадей, строительство современных и комфортабельных гостиничных комплексов во всех регионах Северо-Западного федерального округа.

Другими направлениями развития туризма в СЗФО является развитие:

- круизного туризма (г. Санкт-Петербург, Республика Карелия, Архангельская, Вологодская и Мурманская области);

- экологического туризма (Республика Карелия, Республика Коми, Вологодская, Калининградская и Мурманская области), имеющего в большей степени неорганизованный характер, чем другие виды туризма, не требующего высококачественного сервиса и инфраструктуры, но требующего государственного внимания к сохранению природных памятников и ландшафтов.

Наличие рекреационных ресурсов недостаточно для привлечения туристов в Севе-

Состояние гостиничной инфраструктуры Северо-Запада РФ по состоянию на 01.01.2012 г. [6, ^ 57]

Таблица 1

Число гостиниц и аналогичных средств размещения, ед. Доля гостиниц от общего числа средств размещения по субъектам РФ, % Количество мест в гостиницах, ед. Доля мест в гостиницах по субъектам РФ, % Суммарный въездной турпоток, тыс. чел. Доля суммарного въездного потока по субъектам СЗФО, %

Северо-Западный федеральный округ 1355 100,00 90 720 100,00 11056,9 100,00

Республика Карелия 91 6,72 6226 6,86 1650,0 4,92

Республика Коми 72 5,32 5651 6,23 36,0 0,32

Архангельская область 100 7,38 106 1,22 203,0 1,84

Ненецкий автономный округ 6 0,44 57 0,06 20,0 0,18

Вологодская область 93 6,86 5806 6,40 1360,0 12,30

Калининградск ая область 68 5,02 1714 1,89 360,0 3,26

Ленинградская область 127 9,37 4718 5,20 1850,0 16,74

Мурманская область 69 5,09 2525 2,78 270,1 2,44

Новгородская область 51 3,76 4678 5,16 257,8 2,33

Псковская область 44 3,25 3105 3,43 250,0 2,26

Санкт-Петербург 634 46,79 55 134 60,77 4800,0 43,41

3 О

ро-Западный федеральный округ, необходима развитая сеть средств размещения.

Рассмотрим состояние инфраструктуры туризма в контексте средств размещения в Северо-Западном федеральном округе (табл. 1), которая свидетельствует о наличии развитой сети коллективных средств размещения, особенно в Республике Карелия, Архангельской обл., Вологодской обл., Ленинградской области и Санкт-Петербурге.

Анализ данных табл. 1 показывает, что на начало 2012 г. величина туристского потока значительно превышает количество мест в коллективных средствах размещения. Въездной поток в СЗФО в 122 раза превышает количество мест в гостиницах. Если предположить, что большая часть туристов остается в дестинации на срок более суток, то количество мест в гостиницах для этой категории лиц недостаточно.

В эту группу входят лица, остановившиеся у родных и знакомых. Нельзя исключать и тот факт, что часть туристов размещаются в частном секторе. Кроме того, возможно отсутствие достоверной информации по количеству размещенных туристов в коллективных средствах размещения. Таким образом, государство теряет часть доходов из-за отсутствия контроля за притоком туристов в дестинации.

К основным тенденциям в области развития туризма и рекреации, характерным для Северо-Запада России, могут быть отнесены: увеличение туристского интереса к экологически чистым, нетронутым хозяйственной деятельностью территориям; к активным формам туризма, связанным с посещением в рамках одного путешествия максимально возможного количества дестинаций; событийному, санаторно-курортному, морскому и речному круизному туризму, клубному и семейному неорганизованному туризму, включая туризм выходного дня и сельский туризм.

Список литературы:

[1] В Санкт-Петербурге принята новая программа развития туризма на 2011-2016 гг. // РБК. Исследования рынков. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/news_research/14/11/2011/562 949982043484^ЫШ1 (15.11.2012).

[2] Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://russiatourism.ru/fi1es/STRATEGIA.doc (15.11.2012)

[3] Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года // Стратегия-2020. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://strategy2020.rian.ru/documents/ (15.11.2012)

[4] Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/361/ (15.11.2012)

[5] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://ozpp.ru/zknd/turi/ (14.11.2012)

[6] Черненко В.А., Колпащикова Т.Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации: монография. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. - 179 с.

Анализ состояния регионального рынка туруслуг показывает, что индустрия туризма менее уязвима по сравнению с другими отраслями. Об этом свидетельствует объем выручки туристских компаний от оказания туристских услуг населению, который в 2011 г. вырос в 1,5 раза по сравнению с 2010 г. по СЗФО.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

На совещании, проходившем 1 августа 2008 г. в Угличе (Ярославская область), президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что богатейшее культурно-историческое наследие страны и уникальные природные условия представляют собой грандиозный ресурс для развития туризма. По мнению президента, именно в туризме заложена одна из точек роста для многих российских регионов.

Действительно, как показали последние несколько лет, в отдельных российских регионах и, в частности, в СЗФО, туризм развивается достаточно успешно. Он позволяет обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, интеграцию национальной туриндуст-рии в мировую экономику, способствует росту занятости и повышению уровня жизни населения, а также увеличивает поступления в бюджеты всех уровней. Кроме того, будучи экспортоориенти-рованной сферой, туризм проявляет стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.