Научная статья на тему 'Туристско-рекреационная сфера в контексте структурной модернизации региональной экономики'

Туристско-рекреационная сфера в контексте структурной модернизации региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
915
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структурная модернизация / Региональная экономика / туристско-рекреационная сфера

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чекалин Вадим Сергеевич, Кострюкова Оксана Николаевна

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты структурной модернизации региональной экономики и роль развития туристско-рекреационной сферы региона в этом процессе, проблемы оценки вклада туризма в региональное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристско-рекреационная сфера в контексте структурной модернизации региональной экономики»

УДК 379.85 ББК 75.81

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА В КОНТЕКСТЕ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В.С. Чекалин, О.Н. Кострюкова

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет 191002, Санкт-Петербург, ул.Марата, 27

Основные направления современных преобразований российской экономики, заданные в основополагающих федеральных документах, определяют приоритеты социально-экономической политики государства [1,2], обусловленные необходимостью проведения глубоких модернизационных реформ и взвешенной структурной политики, основанных на инновационно-инвестиционном типе экономического роста.

Учитывая, что в экономике ряда российских регионов за последние годы произошли определенные трансформации, в результате которых их социально-экономические системы начали приобретать современные черты, концепция модернизации получила новое развитие в качестве одного из научных базисов исследования региональной динамики [3,4,5]. Сегодня модернизация и региональное развитие рассматриваются как два фундаментальных процесса, в значительной мере определяющие содержание социально-экономической политики на региональном и местном уровнях. Особую актуальность имеет структурный аспект модернизации, связанный с необходимостью определения тех секторов, отраслей и комплексов, которые обеспечат необходимый экономический рост и развитие региональной экономики. В связи с этим представляется актуальным исследование потенциальных возможностей и реальных угроз в аспекте структурной модернизации одной из наиболее динамично развивающихся в настоящее время в регионах РФ сфер - туристско-рекреационной.

Традиционная трактовка понятия «модернизация» -«усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества» [6]. Целью модернизации является преодоление застоя или отсталости и обеспечение роста экономики в соответствии с выбранным эталоном. Выбор между различными эталонами модернизации, правильная постановка целей в значительной степени определяют ее успех. Именно такое понимание сути этого термина получило всеобщее признание. Так, известный специалист по данной проблематике В.Л. Иноземцев в своих работах определяет модернизацию «как скоординированные усилия общества по преодолению нетерпимого отставания в экономической и социальной сферах, чреватого потерей конкурентоспособности страны и утратой ею экономических и политических позиций на мировой арене»,

наделяя этот процесс такими чертами, как революционность, комплексность, системность, глобальность, продолжительность, гомогенность и необратимость [3, с. 10—11].

Как справедливо указывает Ю.В. Савельев, современная концепция системной модернизации региональной экономики включает в себя четыре основных вектора в сочетании с доминирующим ее типом (органичная, догоняющая, импортозамещающая) [7]:

- обновление технико-технологической базы производства (структуры,

оборудования, технологий) на основе национальных и заимствованных инноваций, совершенствование сложившейся структуры

производственных отношений, логистики, технологических цепочек (производственная, технологическая модернизация);

- обновление нормативной среды, включая разработку новых норм и требований к организации производства и обслуживания, технических стандартов, показателей качества, обеспечивающих создание равных условий конкуренции (институциональная);

- совершенствование организационных структур и методов управления,

их ориентация на достижение нового качества управления процессом социально-экономического развития (организационно-

управленческая);

- трансформация системы традиционных ценностей и мотивации, достижения их новых характеристик и новой «философии» управления, адекватной новому состоянию экономики и общества (культурная модернизация).

Указанные направления должны реализовываться на системной основе, в качестве взаимосвязанных и последовательных направлений формирования новой модели региональной экономики и управления с учетом требований целостности, гибкости, сбалансированности, адаптивности и мобилизации. Главной стратегической задачей модернизационного процесса является запуск естественного механизма экономического развития (саморазвития) на основе свободной и широкой конкуренции, формирование современного аппарата управления экономикой, жесткого разделения сфер компетенции бизнеса и власти, а также создания условий для появления широкого и устойчивого спроса на региональные инновационные продукты и технологии. Немаловажную роль в этих процессах имеют структурные преобразования и их динамика.

Опираясь на понятие структуры как важнейшей организационной характеристики экономической системы, определяющей ее устойчивость и стабильность [8], поясним, что структурная модернизация предполагает существенное обновление состава и содержания элементов региональной хозяйственной системы, существующих пропорций и связей между ними с целью создания эффективно функционирующей экономической базы регионального самоуправления, ориентированной на улучшение качества жизни населения. Изменение состава экономики региона означает

структурные сдвиги в номенклатуре отраслей ее специализации, в

сопряженных и инфраструктурных сферах. Изменение содержания экономики региона включает изменение внутренней структуры производимой продукции (работ, услуг), создание условий для обеспечения производства высокоэффективной и конкурентоспособной продукции (услуг). Механизм структурной модернизации представляет собой

взаимодействие ее субъектов (от домохозяйства до государства), способ разрешения противоречий между структурой производства, распределения, обмена потребления и структурой общественных интересов и потребностей, продуцирующих новые системные качества. Объектами структурной модернизации, наряду с интересами и потребностями субъектов хозяйствования, являются региональные экономические пропорции, а также качественные и количественные характеристики, отражающие качество жизни, ВРП, уровень обеспеченности социальными услугами и т.п. Внутренним содержанием данного механизма является система производственных отношений, обеспечивающих соответствие сдвигов в структуре регионального производства (распределения, обмена и потребления) с изменениями в структуре интересов и потребностей основных субъектов.

Современная модернизационная парадигма структурных преобразований экономики регионов опирается на широкую диверсификацию, т.е. на процесс расширения активности крупных фирм, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции [9]. Как правило, различают два типа диверсификации -конгломеративную и концентрированную. Конгломеративная диверсификация предполагает сбор разнопрофильных активов под одной финансовой и управленческой крышей, т.н. конгломератов, что не всегда экономически целесообразно, особенно в условиях долгосрочной стратегии. Иной тип - концентрированная диверсификация - предполагает продуктивное использование ограниченного набора специализированных активов с высокой степенью конкурентоспособности и эффективности. В большинстве развитых стран в результате использования механизмов мирового рынка слияний и поглощений идет целенаправленный мониторинг отбора таких активов, представляющих интерес для наиболее крупных, эффективных игроков. В динамике процесса диверсификации в зрелой рыночной экономике институционального типа повышается значение сильных, эффективных активов и понижается роль слабых. Учитывая бесконечный характер этого процесса, определяемый эволюционным появлением новых объектов экспансии, динамический процесс диверсификации означает повышение эффективности функционирования хозяйства, а ее уровень является одной из характеристик экономического развития.

Таким образом, диверсификация представляет собой инструмент модернизации отраслевой структуры экономики РФ и ее регионов, создания условий для разностороннего развития хозяйства с целью перехода на современный, преимущественно инновационный путь развития. В структурном аспекте диверсификация и модернизация могут рассматриваться как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, в ходе протекания которых предполагается, что модернизация структуры экономики региона способствует ее диверсификации и, наоборот, -диверсификация структуры экономики должна сопровождаться ее модернизацией. В рамках такого подхода принципиальным является решение трех взаимосвязанных задач:

1. Максимальное повышение эффективности существующих относительно успешных отраслей регионального хозяйства, их производственная, технологическая модернизация на основе продуманной региональной экономической политики.

2. Реализация масштабных инфраструктурных проектов на основе партнерства между государством и зарубежными компаниями, способствующая созданию предпосылок для последующей диверсификации экономики региона и повышения ее инвестиционной привлекательности, использования возможностей развития, которые предоставляет для региона внешняя среда.

3. Ускоренное формирование новых отраслевых и межотраслевых кластеров, выполняющих функцию «полюса развития», результаты инновационной деятельности которых будут востребованы на национальном и международных рынках.

Привлечение прямых инвестиций, в том числе иностранных, в экономику региона является чрезвычайно важным условием для увеличения темпов роста и модернизации. Прямые инвестиции означают приход в регион новых технологий и передового управленческого опыта, активизацию внешних связей региона. Развитие конкурентоспособных сфер экономической деятельности, формирование новых межотраслевых кластеров стимулирует новое развитие традиционных секторов, продуцируя синергетические эффекты и создавая дополнительные конкурентные преимущества.

Следует отметить, что влияние отдельных экономических субъектов и отраслей на экономическое окружение может быть различным и не всегда дает основание говорить о модернизирующем характере воздействия и наличии полюса развития для территории. Выбор перспективных

субъектов в качестве двигателей социально-экономического развития региона - сложная научно-практическая задача, предполагающая отбор таких субъектов, функционирование которых вносило бы стабильный возрастающий и существенный вклад в региональный бюджет, обеспечивало увеличение числа рабочих мест, стимулировало новый спрос и положительно влияло на имидж территории.

Наличие в регионах России богатого туристско-рекреационного потенциала и возрастающий во всем мире интерес к туризму все чаще позволяет рассматривать туризм и рекреацию в качестве одного из перспективных направлений специализации региональной экономики, имеющего значительный модернизационный потенциал. Развитие туристской специализации региона может способствовать:

- возникновению дополнительных конкурентных преимуществ и ориентации на более привлекательные рынки;

- качественному изменению и обновлению отраслевой структуры региональной экономики;

- повышению устойчивости и росту адаптивных возможностей экономики.

Рассмотрим указанные положения более подробно, опираясь как на международный, так и отечественный опыт, в частности, на результаты развития туристско-рекреационной сферы регионов Северо-Западного федерального округа. При этом необходимо отметить, что анализ отечественного опыта существенно затруднен вследствие значительной степени фрагментации туристско-рекреационной деятельности, что не позволяет рассматривать туризм в качестве отрасли экономики или обособленного вида экономической деятельности, а значит, сопровождается существенными сложностями в получении фактических данных, не позволяет объективно оценить вклад этой сферы в основные социальноэкономические показатели развития региона.

Как известно, формирование туристско-рекреационной сферы региона обусловлено специфическими особенностями результата экономической деятельности - туристской услуги и туристского продукта. Особенности территории в сочетании с разнообразными товарами, услугами и впечатлениями, предоставляемыми потребителям, позволяют создавать широкий ассортимент туристско-рекреационных продуктов практически в любом регионе РФ, каждый из которых будет ориентирован на свою целевую аудиторию. Одни виды туристско-рекреационных продуктов требуют дорогостоящей и высокоорганизованной туристской инфраструктуры, высокого качества услуг, другие могут развиваться в достаточно ограниченных инфраструктурных условиях. Результатом туристско-

рекреационной деятельности является формирование совокупного туристского предложения региона на национальном и мировом туристском рынке.

Рассматривая влияние туризма на формирование конкурентных преимуществ регионов СЗФО, отметим наличие значительного

недоиспользованного потенциала. Регионы СЗФО обладают мощными природными и историко-культурными ресурсами, позволяющими развивать на их территории практически все виды туристско-рекреационной деятельности. В регионах округа сконцентрировано 34% всех памятников истории и культуры Российской Федерации, включая пять из пятнадцати объектов культурного наследия страны, входящих в список ЮНЕСКО.

Значительная часть российского Северо-Запада и, прежде всего, территории Республики Коми, Архангельской области и Ненецкого автономного округа представляют собой самые не освоенные в туристско-рекреационном отношении уголки Европы и, в силу этого, вызывают исключительный интерес у значительного числа отечественных и зарубежных любителей дикой природы.

Помимо естественных природных и культурно-исторических ресурсов регионы Северо-Запада отличаются высокой культурной активностью, что проявляется в значительном количестве социально значимых и привлекательных для туристов и местного населения культурных мероприятий. Особенности экономико-географического положения и характер туристско-рекреационных ресурсов регионов СЗФО определяют выраженную специализацию отдельных регионов в области отдельных видов туризма.

По оценкам российских специалистов, общая потенциальная емкость рекреационно-познавательных ресурсов Северо-Запада составляет 52 млн человек в год, в т. ч. 8,1 млн - Мурманская, Архангельская и Вологодская области, а также республики Карелия и Коми; 42,1 млн - Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская и Новгородская области; 1,8 млн -Калининградская область [10, с.82].

Активное развитие событийной составляющей туристского продукта, нарастание специализации на отдельных видах туризма (Карелия - активный, Мурманская область - рыболовный, Псковская область - культурный и т.д.), активное продвижение, программирование и проектирование туристских продуктов, появление значимых инфраструктурных проектов, связанных с развитием специализированной туристской и

общерегиональной инфраструктуры (порты, аэропорты, исторические объекты), - все эти тенденции последнего десятилетия способствовали существенному увеличению въездного потока в регионы СЗФО. Так, в 2009 г. фактический объем въездного туристского потока по экспертным оценкам Российского союза туриндустрии составил 11,07 млн человек, что, несмотря на разразившийся мировой экономический кризис, превышает показатели 2007 г. на 6,2%. Рост происходит, в основном, благодаря увеличению интереса к региону со стороны российских туристов, доля которых в общем въездном туристском потоке в 2009 г. составила 68 %. Регионами-лидерами традиционно являются Санкт-Петербург, Ленинградская и Вологодская области, на долю которых в 2009 г. пришлось около 80% всего въездного потока в СЗФО (в т.ч., на Санкт-Петербург -49%). Однако наилучшую динамику роста демонстрируют относительно новые в туристском плане Ненецкий автономный округ, Мурманская область, республика Коми и Калининградская область, активно продвигающие свои уникальные туристские продукты.

Таким образом, туристско-рекреационный потенциал региона используется в среднем не более чем на 15 - 17% [11], и это означает, что

проводимая регионами активная туристская политика делает возможным дальнейшее развитие внутрирегионального туризма, а также создает предпосылки для создания комбинированных туристских продуктов, основанных на сочетании сильных сторон каждого региона, в целом по СЗФО. Эффективное продвижение комбинированных туристских продуктов, координируемое на уровне федерального округа в целом, может серьезно усилить позиции СЗФО на внутреннем и международном туристическом рынке, а также улучшить конкурентные позиции отдельных территорий макрорегиона.

Качественное изменение и обновление отраслевой структуры региональной экономики в результате активного развития туристско-рекреационной сферы, по нашему мнению, характеризуется: процессами реструктуризации сопряженных отраслей (секторов) материального производства и более динамичным развитием сектора услуг; качественными изменениями внутри отдельных секторов (повышение доли четвертичного и пятеричного секторов в результате высокой их динамики, структурное усложнение сферы); качественными изменениями в структуре занятости населения (рост доли занятых в сфере туризма и повышение мобильности рабочей силы).

Не останавливаясь подробно на механизме влияния туризма на развитие основных отраслей и видов экономической деятельности в регионе, достаточно подробно рассмотренном в специализированной туристской литературе [10,12,13], отметим, что анализ характера преобразований в рассматриваемом секторе свидетельствует об их сложном, противоречивом характере, но, в то же время, о высоком структурном динамизме. Динамика преобразований обусловлена небольшими масштабами, высокой трудоемкостью, низкой капиталоемкостью и пространственной рассредоточенностью предприятий сферы туризма по сравнению с другими сферами деятельности. Это позволяет производителям более оперативно адаптироваться к изменениям хозяйственной и социальной среды, быстро реагировать на рыночные сигналы, способствует привлечению инвестиций в технологическую и организационно-структурную модернизацию действующих компаний и стартовый капитал для нового бизнеса. Развитие туризма стимулирует радикальное изменение материальной базы оказания отдельных туристских услуг (транспортных, социальнокультурных, лечебно-оздоровительных). При этом новое строительство, которое до последнего времени в значительной части сосредоточено в гостиничном, ресторанном, санаторно-курортном, досуговом секторах, ориентировано, как правило, на мировые стандарты в области технологий, архитектурно-планировочных решений, внутреннего дизайна, комфорта и удобства для потребителей. Активное использование современных информационно-коммуникационных технологий для организации путешествий также оказывает определенное влияние на расширение использования ИКТ в отраслях, ориентированных на участие в формировании туристского продукта, его реализацию и обслуживание

туристов. В отраслях туристско-рекреационной сферы укореняются новые организационно-управленческие модели и механизмы, подходы и принципы деловой практики: распространяется сетевая система организации с более высокими стандартами обслуживания и показателями эффективности; развиваются различные формы сотрудничества крупного и мелкого бизнеса, прежде всего система франчайзинга и аутсорсинга с высоким потенциалом эффективности; производство туристских услуг дифференцируется в зависимости от уровня доходов, вкусов и предпочтений потребителей, мелкий бизнес закрепляется в нишах того или иного рыночного сегмента.

Усиление значимости туризма в современных хозяйственных условиях способствует преобразованию туристско-рекреационной сферы из примитивного распределительного механизма в активного участника процесса воспроизводства, выполняющего функции изучения и формирования спроса, передачи рыночных сигналов сопряженным видам деятельности, оперативного удовлетворения во времени и пространстве потребностей в услугах и туристских продуктах, все более дифференцирующихся по масштабам и направлениям. Необходимость активного использования совместной маркетинговой стратегии также распространяется на все сопряженные сферы деятельности, способствуя дифференциации услуг, оказываемых как туристам, так и местному населению в соответствии с доходами, вкусами и предпочтениями разных сегментов потребителей, персонификации услуг, повышению качества обслуживания. Инициируемые изменения, таким образом, способствуют качественным преобразованиям сферы услуг в целом.

При этом принципиально важно, что расширение и изменение отраслевых пропорций происходит органично, в соответствии с требованиями рынка и, в целом, идет в русле основных мирохозяйственных тенденций.

Таким образом, влияние туристской сферы на социальноэкономическое развитие региона имеет комплексный характер, но степень влияния туризма как по силе, так и по времени различна. Оценка этого влияния включает два вида: оценку прямого и косвенного воздействия (мультипликативный эффект). Прямое воздействие оценивается с позиции временного увеличения численности населения в регионе и роста денежной массы и спроса и представляет собой те виды доходов и эффекты, которые получают предприятия, население, региональные органы власти и местного самоуправления непосредственно от туризма. В практике туристской деятельности сформировались следующие основные показатели оценки прямого вклада туризма: оборот сферы туризма, который представляет собой объем денежной выручки, полученной организациями от обслуживания туристов (табл. 3), а также удельный вес этого показателя в общем объеме выручки всех организаций на территории субъекта РФ; налоговые поступления в бюджет региона от сферы туризма; количество занятых в сфере туризма и их доля в общей занятости.

Таблица 3

Совокупный доход от туризма в регионах Северо-Западного федерального округа в

21 )06 г. [12]

Регион Доход от туризма

на душу населения (млрд руб.) ° га в вк

Республика Карелия 13 663 12,1

Новгородская область 7 861 4,8

Калининградская область 7 032 6,1

Ленинградская область 6 582 3,8

Псковская область 5 007 7,8

Вологодская область 4 839 2,7

Мурманская область 4 298 2,5

Архангельская область 2 578 1,5

Республика Коми 1735 0,01

г. Санкт-Петербург 11 376 6,6

Эти показатели характеризуют результаты туристской деятельности в экономике региона, вошедшие в состав ВРП, но не позволяют оценить комплексный вклад туристско-рекреационной сферы в экономику региона. Поэтому при оценке экономической эффективности интегрированного туристского комплекса необходимо отталкиваться от такого понятия, как совокупный доход от туризма, использование которого позволяет оценить и такую роль туризма в экономике региона (страны), как способность генерировать дополнительную экономическую активность и дополнительные доходы (косвенное воздействие).

В мировой практике для расчета совокупного дохода и экономического эффекта от туристской деятельности используют два подхода:

1. Ведение сателлитных счетов учета в туризме (satellite accounts),

которые представляют собой дополнительную систему учета, совместимую с основными принципами и методами СНС, позволяющую детально анализировать все аспекты спроса на продукты и услуги, относящиеся к

туристскому сектору, определяя их влияние на предложение

соответствующих продуктов и услуг в экономике страны или региона, а

также выявляя их взаимодействие с другими видами экономической

деятельности. Кроме того, это дает агрегированную оценку вклада туристской деятельности.

2. Расчет мультипликаторов туризма, позволяющих оценивать совокупный доход от туризма различными способами. Существует достаточно большое разнообразие подходов к расчету мультипликативного

Туристско-рекреационная в контексте структурной модернизации региональной _______________________________________________________________экономики

эффекта туризма. Все они основываются на теории мультипликатора Дж.М. Кейнса, которая строится на исследовании проблем взаимосвязи инвестиций и национального дохода. Для определения воздействия расходов туристов на доход, занятость и импорт разрабатываются различные математические модели мультипликатора. Большинство специалистов в области экономики туризма используют математические модели, разработанные Б. Арчером и Р. Оуэном [13, ^41-44], методически адаптированные для целей расчета. Можно выделить следующие достаточно распространенные типы: мультипликатор дохода, рассчитанный с помощью «мгновенного мультипликатора»; мультипликаторы дохода, основанные на величине туристских расходов в регионе, определяемые как отношение изменений одного из ключевых экономических показателей (производства, занятости или дохода) в результате изменения расходов туристов; региональный мультипликатор дохода, рассчитанный путем сложения прямого и косвенного доходов.

В Российской Федерации, в связи с отсутствием сателлитного счета туризма, оценка мультипликативного эффекта туристской деятельности представляет собой не только актуальную научную, но и практическую задачу, решаемую весьма неоднозначно (так, коэффициент мультипликатора туризма в Вологодской области, рассчитанный разными способами, составил 2,2 и 3,0) [12].Основными проблемами существующих в настоящее время подходов и методик оценки совокупного вклада туризма в социальноэкономическое развитие являются следующие:

- отсутствие унифицированных статистических данных, предоставляемых на регулярной основе;

- необходимость использования достаточно большого массива экспертных оценок и проведения дополнительных обследований;

- отсутствие взаимосогласованных показателей внутри туристского сектора вследствие многообразия отраслевых специфик;

- отсутствие методической базы;

- сложность сопоставления результатов функционирования региональных туристских комплексов с международными конкурентами.

Оценивая влияние туризма на повышение устойчивости и формирование адаптивных механизмов развития, необходимо, прежде всего, отметить, что стабилизация и устойчивость в настоящее время рассматриваются в качестве важного критерия экономического роста и развития. Понятие «устойчивость» предполагает способность системы возвращаться в исходное состояние после воздействия на нее [14, а34].

Как показывает мировой опыт, туристское движение развивается интенсивно, неравномерно, но в целом устойчиво, при рациональном и управляемом подходе способствуя повышению устойчивости территориальных социально-экономических систем. Об интенсивности туристского движения свидетельствуют данные Всемирной туристской

организации (ЮНВТО), согласно которым в 2000 г. количество международных туристских прибытий составило 687 млн, а уже к концу десятилетия этот показатель вырос до 935 млн. Ежегодный рост составил почти 250 млн туристов, при этом международные туристские прибытия удвоились с 482 млрд долларов в 2000 г. до почти 900 млрд долларов в 2010 г. [15].

Однако это развитие нельзя назвать равномерным ни в пространственном, ни в макроэкономическом аспектах. Неравномерность туристского развития обусловлена высокой зависимостью туризма от экономической ситуации, политической обстановки, культурных, экологических, технических факторов и др. Как показывает анализ причин неравномерности туристских прибытий, флуктуации здесь связаны, в основном, с действием внешних факторов. Особенно чувствительным к внешним факторам является международный туризм. За последние двадцать лет динамика роста международных туристских прибытий характеризуется четырьмя основными точками бифуркации, оказавшими существенное влияние на ВВП и внесшими существенные изменения в развитие мировой туристской системы. К ним относят события 1991, 1998, 2001 и 2008 гг. Основными причинами стали террористические угрозы, война в Ираке, распространение птичьего гриппа в Азии и Тихоокеанском регионе, техногенные катастрофы, мировой экономический кризис. Однако, несмотря на потрясения, которые туризм переживал в этот период, отрицательные эффекты длились не очень долго и были быстро сглажены. В целом рост международного туризма характеризуется большей устойчивостью, чем экономический рост. Для периода 2007-2009 гг. среднегодовые темпы роста туристических прибытий составили 4,6% по сравнению с 3,4% общего ВВП.

Динамика международного туризма подтверждает две особенности современного туризма: уязвимость и зависимость от внешних факторов, но также его «упругость» по отношению к неблагоприятным внешним обстоятельствам, что, с одной стороны, усиливает риски в туристско-рекреационной деятельности, а с другой - позволяет использовать динамические свойства для целенаправленной трансформации туристской системы с целью ее оптимизации.

Туризм оказывает воздействие и на общеэкономическое равновесие в регионе. В многоотраслевом хозяйственном комплексе региона туризм взаимодействует с другими секторами экономики, то предъявляя спрос на товары и услуги, то вступая с ними в отношения конкуренции из-за ограниченных ресурсов. Проблема перераспределения ресурсов в рыночной экономике решается путем закономерного перетекания ресурсов из относительно низкопродуктивных сфер хозяйствования в относительно высокопродуктивные. Туризм как вид экономической деятельности не всегда приносит самые большие доходы от предоставления труда, земли, капитала. Но, обладая рядом внеэкономических преимуществ по сравнению с другими секторами экономики, туризм привлекает материальные и людские ресурсы. В результате перетока ресурсов из одного сектора

экономики в другой территория меняет функциональный профиль. Причем появление новой функции территории, так же, как усиление или ослабление отдельных уже выполняемых ею функций, происходит органично, подтверждая самоорганизующее начало туристской деятельности.

Необходимо отметить, что негативное воздействие туризма, как правило, проявляется в конкуренции с другими отраслями регионального хозяйства по факторам производства. Так, практика свидетельствует, что при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу в результате развития сельского и экологического туризма происходит сокращение работников в производстве сельского хозяйства и в других традиционных для сельской местности секторах экономики. Поэтому при составлении полной картины для оценки эффективности развития туризма необходимо учитывать и определять альтернативную стоимость и доход от использования имеющихся ресурсов и потенциала территории для туризма. Принимая во внимание функциональные внутренние особенности территории, необходимо находить равновесие при одновременном развитии нескольких отраслей экономики, в частности, баланс между развитием промышленного комплекса, агропромышленного комплекса, транспортного комплекса и туристско-рекреационной сферы.

В заключение отметим, что существенная роль туризма в современном модернизационном контексте в отечественной практике подтверждается лишь частично. Более того, туристско-рекреационная сфера региона может вообще не оказывать практически никакого социально-экономического влияния, если результаты ее функционирования, определяемые как «деятельность, направленная на создание туристских благ для удовлетворения туристских потребностей», не способны в силу разных причин удовлетворить потребности туристов. Чтобы туризм был значимым социально-экономическим явлением на разных уровнях хозяйствования, в первую очередь необходимо выделение и адекватная оценка факторов, которые оказывают влияние на его развитие, и, как показывает мировой опыт, формирование и реализация целенаправленной политики развития туристской сферы, инициируемой региональными органами власти в сотрудничестве и взаимодействии с туристской индустрией и общественным сектором. Такой подход к развитию туризма пока еще не получил необходимого признания в системе регионального управления. В управлении процессами развития туризма в большей степени делается акцент на стимулирование спроса и привлечение туристов к туристскому предложению региона, чем на создание качественных туристских продуктов и окружающей региональной среды необходимого уровня. В условиях значительной фрагментированности туристской деятельности особый акцент должен быть сделан на стратегической интеграции между ветвями власти, индустрией и общественностью в систему взаимовыгодных партнерских отношений и формирования на этой основе комплексной туристской политики, выработки соответствующих

механизмов ее реализации, предусматривающих различные формы взаимного участия, согласования интересов, гарантий и ответственности сторон.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 г.» от 17.11 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. 24 ноября. № 47. Ст.5489.

2. Вступительное слово Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 18 июня 2009 г. [Электронный ресурс] Ц^: http://www.kremlin.ru/transcripts/4506. (дата обращения: 13.05.2011.)

3. Модернизация России: условия, предпосылки, шансы: Сборник статей и материалов. Вып.1 / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2009.

4. Структурная и институциональная модернизация экономики России: сектор. анализ в контексте мирового развития / Отв. ред. Ю.В. Куренков; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. М.: Наука, 2006.

5. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы / Институт проблем региональной экономики РАН; отв. ред. Е.Б. Костяновская. СПб.: Наука, 2006.

6. Большой экономический словарь / А.Н. Азрилиян. М.: Изд-во «Институт новой экономики», 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Савельев Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике / Институт экономики КарНЦ РАН. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010.

8. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. 5-е изд. СПб.: Питер, 2008.

9. Экономическая энциклопедия / Науч. -ред. совет изд-ва «Экономика»; Институт экон. РАН; Гл.ред. Л.И. Абалкин. М.: Экономика, 1999.

10. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003.

11. Ахобадзе Д.Т. Организационно-экономические механизмы реализации

стратегических приоритетов развития туризма и рекреации на Северо-Западе России // Экономические и социальные изменения: факты, тенденции, прогнозы. 2009. № 2 (6). С. 89 - 105.

12. Стратегия развития туризма в Вологодской области / Под рук. В.А. Ильина и Ю.Н. Плеханова. Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2009.

13. Зорин И.В. Менеджмент туризма: Экономика туризма: учебник. М.: Финансы и статистка, 2001.

14. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.Н. Стратегическое планирование развития городов России: системный подход. СПб.: ИРЭ РАН; Скифия-принт, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.