Научная статья на тему 'Создание и развитие гостиничных кластеров в регионе'

Создание и развитие гостиничных кластеров в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1281
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЛОКАЛЬНЫЙ ГОСТИНИЧНЫЙ КЛАСТЕР / CLUSTERS / HOTEL SERVICES / COMPETITIVENESS / LOCAL HOTEL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печерица Елена Васильевна

В статье представлена структура локального гостиничного кластера, показан процесс создания кластеров. Выявлена зависимость типа гостиниц и видов туризма от типа кластеров и видов ресурсов в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation and development of hotel cluster in the region

The paper presents the structure of the local hospitality of the cluster, shows how to create clusters. The dependence of the type of hotels and tourism on the type of clusters and the types of resources in the region.

Текст научной работы на тему «Создание и развитие гостиничных кластеров в регионе»

УДК 33.338.482.224 ББК 65.433

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНЫХ КЛАСТЕРОВ В РЕГИОНЕ *

Е.В. Печерица

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул . Кавалергардская, 7, лит. А

В фокусе проблем научных форумов находится развитие внутреннего туризма и факторов, способствующих продвижению российского туристического продукта на внутренний и международный рынки. Одним из них является создание и развитие гостиничных кластеров в российских регионах. Принимая по внимание традиции советского (преимущественно социального внутреннего массового) туризма и зарубежные туристические практики, следует констатировать, что внутренний туризм является системообразующим фактором оздоровления, отдыха, рекреации местного населения, ресурсом решения демографической проблемы, долгосрочной инвестицией в собственное здоровье и здоровье своей семьи. И развитие внутреннего российского туризма начинается с продвижения регионального туристического продукта прежде всего на внутренний туристический рынок [1].

Особенность современного экономического развития составляют одновременное усиление глобализации и регионализации, перенос процессов конкуренции на локальный уровень, возникновение новых форм пространственной организации производства.

Практика стран с развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее эффективным фактором конкурентоспособного экономического развития явля-

* Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ» на 2012-2016 гг. Проект 2.2.3. Научнообразовательный центр социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма.

ется формирование территориальноотраслевых кластеров. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. предусмотрено формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6-8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, сконцентрированных в урбанизированных регионах, а также ряда новых высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях страны [2].

Кластер - это четкое хозяйственное явление с определенным набором характеристик, в число которых, кроме территориальной близости, входит взаимодействие, позволяющее создавать единые цепочки формирования добавленной стоимости. Это возможно только тогда, когда резиденты кластера не просто работают в одной отрасли, а ориентированы на продукцию конкретной группы [3].

Кластер является реальным механизмом сотрудничества в проведении совместной деятельности всех заинтересованных лиц (в данном случае гостиничного бизнеса) с целью реализации программ и планов, направленных на повышение эффективности гостиничного направления в развитии города, области, региона. Кластеры призваны регулировать взаимоотношения частных компаний и государственных структур. Важно использовать существующие межотраслевые связи и работать в пользу сотрудничества государственного и частного сектора, развивать диалог и отраслевые профессиональные ассоциации [1].

Целью кластерной политики является повышение уровня экономического раз-

вития и конкурентоспособности страны на международном рынке за счет создания эффективного многопрофильного кластерного комплекса на основе максимально полного использования отраслевого, технологического, инновационного, человеческого, финансового и административного потенциала с учетом экономических интересов всех хозяйствующих субъектов [4].

Особую роль в формировании гостиничного кластера играют сервисные ор-

ганизации - патенто-информационные, транспортно-логистические, инвестиционные и другие, центры передачи технологий, оценки персонала, проката и ремонта оборудования и т. д. При этом характерной чертой кластеризации является переход от вертикальных иерархий с прямой подчиненностью к горизонтальным сетевым структурам с высокой плотностью межфирменной, межрегиональной и межличностной электронной коммуникаций.

Промышленность

Наука и образование

Г осударственное, региональное и местное воздействие на развитие кластеров

-Г О р Организации сервиса О р

г г

а а

н н

и и

з з

а а

ц Гостиничные ц

и услуги и

и и

с с

е е

р р

в в

и Организации сервиса и

с с

а

Строительство

Инвестиции

Специализированные

услуги

Рис.1. Структура локального гостиничного кластера (составлено автором)

Ключевые характеристики кластеризации экономики

1. Объединение многообразных по форме собственности, организационноправовому статусу, отраслевой и географической принадлежности организаций в целостную систему производства конечного продукта с высокой добавленной стоимостью.

2. Все участники кластера сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, что не требует создания иерархических органов управления, сни-

жает административные и организационные издержки. Руководство кластером осуществляет совет представителей производственных, исследовательских, торговых, финансовых, транспортных и других инфраструктурных организаций с участием потребителей, региональных властей и общественности.

3. Между участниками кластера устанавливаются не только рыночные, конкурентные, но и доверительные отношения сотрудничества в достижении единой цели на основе общих стратегических

планов, договоров и альянсов, совместного использования брендов и других нематериальных активов, трансфертных цен, особых схем распределения синергетического эффекта. Это позволяет сократить трансакционные издержки.

4. В рамках кластера как предметно замкнутой мезоструктуры появляется возможность учесть совокупные издержки по производству и реализации конечной продукции, включая сопряженные, и народно-хозяйственный эффект, включая прибыль, прирост добавленной стоимости и бюджетного сальдо, социальный и экологический эффект.

5. Государственное управление кластером как мезоструктурой, в отличие от регулирования деятельности отдельных предприятий, развивает планомерность управления, межрегиональные связи, позволяет создать региональную инновационную и инфраструктурную систему на базе частно-государственного инвестиционно-инновационного партнерства [5].

Особое значение кластерный подход имеет для малых предприятий. Некоторые исследователи видят единственный способ сохранения малых фирм в условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции в объединении их в кластеры [2].

Говоря о влиянии кластеров на национальную экономику, можно отметить, что, например, в экономике США более 32% занятости, исключая бюджетный сектор, обеспечивают кластеры. В экономике Швеции в кластерах занято 39% работоспособного населения, исключая бюджетников. Производительность труда в таких секторах выше среднестрановой на 44%. Более того, как утверждают в Гарвардской школе бизнеса, кластерный сектор является главной движущей силой развития секторов, которые обслуживают локальный рынок. Но главным является следующее: чем больше развиты кластеры в отдельной стране, тем выше в этой стране уровень жизни населения и конкурентоспособность предприятий.

Основа кластеризации промышленности территории - модернизационный процесс, базирующийся на инновациях. Структурно он охватывает технические, технологические, организационно-управленческие и институциональные нововведения.

Содержанием современной промышленной политики должна стать организация и поддержка промышленных кластеров - как основы будущей конкурентоспособности экономики территории [7]. Процесс создания кластеров схематично представлен на рис. 2.

Гостиничный кластер рассматривается, главным образом, как часть туристического комплекса. Но современный гостиничный кластер следует рассматривать прежде всего как сложную мезо-экономическую систему, структуру которой образует совокупность взаимосвязанных кластеров. Локальный гостиничный кластер представляет собой сложную систему, взаимосвязанную с рядом отраслей науки, промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, туризма, деятельность которых, кроме целей производства товаров и услуг для населения, направлена, в том числе, и на производство товаров и услуг для использования в гостиничном бизнесе. Образование гостиничных кластеров в России находится на начальном этапе своего развития, когда внутрикластерные отношения и технологии кластерного управления находятся в процессе формирования. Его развитие стимулируется потребностями гостиничной отрасли на локальных рынках.

Формирование кластера осуществляется с использованием государственных форм планирования и регулирования, а также в результате действия факторов и стимулов внутри самого кластера, характер проявлений которых зависит от экономических интересов, конъюнктуры рынка, кроме того, от действия ряда случайных причин, появление которых не прогнозируется [8].

Аудит региональной экономики: изучение кластерного подхода с целью лучшего понимания экономического развития и селекции кластеров

Аудит политики: анализ потенциала кластерного подхода в различных регионах и его гармонизация с существующими общими экономическими подходами

Дизайн кластерной политики: анализ дизайна кластерной политики, каковы обязательства частного и госсектора в реализации кластерного подхода и каковы механизмы адаптации политики на протяжении времени

Внедрение/реализация кластерной политики: обзор и исследование различных типов мероприятий, применяемых в различных кластерах и пути реализации этих мер

Мониторинг и оценка: мониторинг и оценка кластерной политики, особых препятствий, связанных с ними и основных решений, направленных на их преодоление

Рис.2 Процесс создания кластеров [2]

Структура туристического комплекса включает следующие объекты:

- организаторы туризма (туроператоры и турагенты);

- специализированные средства размещения (пансионаты, базы отдыха, санатории, профилактории, туристские базы, кемпинги, мотели);

- предприятия питания в специализированных средствах размещения;

- специализированные предприятия отдыха и развлечений (индустрия аттракций, спортивно-зрелищные предприятия, учреждения культуры, экскурсионные бюро, тематические и национальные парки и т.д.);

- гостиницы и другие средства размещения;

- транспортные предприятия (включая систему транспортного обеспечения);

- предприятия общественного питания.

Туристический комплекс сам является частью народнохозяйственного комплекса страны как системы высшего порядка. С позиций общественного воспроизводства он связан с непроизводственной сферой экономики [9].

Глобализация приводит к структурным изменениям в мировом гостиничном комплексе. Прежде всего необходимо отметить, что происходящие в настоящий

момент изменения финансового и операционного характера, тенденции демографического развития, а также перемены в области нормативно-правового регулирования позволяют ожидать, что к концу 2011 г. мировой гостиничный рынок будет демонстрировать более устойчивые показатели роста по всем направлениям.

Несмотря на то что в течение последних двух лет под влиянием мирового экономического кризиса отрасль переживала спад по всем основным показателям, худшие времена уже позади. Восстановление гостиничного сектора - это уже неоспоримый факт, вскоре можно будет говорить и о росте его активности.

За время экономического спада в мире существенно сократился объем работ по строительству новых гостиниц. Несмотря на прогнозируемый рост количества деловых поездок по мере восстановления экономики, ограничения, накладываемые недостаточным финансированием развития рынка гостиничной недвижимости, будут способствовать снижению уровня заполняемости на фоне повышения стоимости гостиничных номеров. Особенно это касается крупнейших городов, являющихся мировыми центрами деловой активности, таких, как Нью-Йорк и Гонконг. В целом можно отметить, что ведущую роль в восстановлении

мировой гостиничной отрасли играют азиатские рынки [10].

В Российской Федерации есть хорошие возможности для формирования гостиничных кластеров. Количество больших и малых отелей дает возможность не только принимать гостей, но и сделать более привлекательным кластеры «услуги», «туризм», курорты, связанные с ним сувенирные производства и т.д.[11].

Формирование и развитие нескольких кластеров будет способствовать повышению конкурентоспособности, приведет к сбалансированности экономической структуры.

Тенденции развития предприятий, входящих в кластеры, легко спрогнозировать, упрощается и механизм их государственной поддержки. Трудность заключается в установлении границ кластеров, когда они выходят или на одну сырьевую базу, или одну группу потребителей.

Таким образом, в кластерах заложены все три составляющие экономического роста: технологические, организационно-экономические, ресурсные (саморазвитие). Развитие кластеров может стать механизмом реализации Концепции

Зависимость типа гостиниц и видов туризма

экономического роста Российской Федерации.

Органы власти не могут искусственно создавать новые кластеры, но могут способствовать формированию кластера на основе имеющихся конкурентных производств.

Для начала необходимо выстроить цепочки кластеров «промышленность», «производство мебели», «лесопереработка», «услуги», «туризм» и т.д., изучить их конкурентные возможности на внешнем, межрегиональном и внутреннем рынках.

Таким образом, учитывая тенденции развития мировой экономики, в среднесрочной перспективе необходимо приступить к созданию мощных корпоративных структур со своим именем и товарным знаком. Необходимые предпосылки для их создания в России уже есть. Осуществление прогрессивных структурных сдвигов в экономике РФ должно осуществляться на основе кластерного подхода как основы для повышения конкурентоспособности экономики страны и достижения устойчивых темпов развития [12].

Таблица 1

Типы кластеров Виды ресурсов региона Виды туризма Типы гостиниц

Инновационно-технологический кластер машиностроения и металлообработки Промышлен- ность Деловой туризм De Luxe гостиницы, бутик-отели, гостиницы, мини-отели, ведомственные гостиницы, SPA-отели, бизнес-отели, гостиничные комплексы

Деревообрабатывающий кластер Конгрессный туризм Конгрессные гостиницы, гостиницы, мини-отели, ведомственные гостиницы, бизнес-отели, гостиничные комплексы

Фармацевтический кластер Mice-туризм Гостиницы, ведомственные гостиницы, SPA-отели, базы отдыха, бизнес-отели, гостиничные комплексы

Автомобильный кластер

Полимерный кластер

Энергомашиностроительный кластер

Судостроительный кластер и морской кластер

У1Р-туризм De Luxe, Бутик отели, SPA-отели

1Т кластер Научный потенциал Конгрессный туризм Конгрессные гостиницы, гостиницы, мини-отели, ведомственные гостиницы, бизнес-отели, гостиничные комплексы

Ассоциация предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Деловой туризм Гостиницы, мини-отели, ведомственные гостиницы, бизнес-отели

Кластер производителей космической техники, технологий и услуг и Космический кластер Дорожный кластер Образовательный туризм Хостелы, мини-отели, гостиницы, апартаменты и апарт-отели, пансионы, bed and breakfast

Креативный кластер Культура и спорт Фестивально-событийный туризм Гостиницы, мини-отели, bed and breakfast

Экскурсионный туризм Гостиницы, мини-отели, bed and breakfast, мотели

Детский туризм Гостиницы, мини-отели, лагеря, bed and breakfast

Горнолыжный туризм Горнолыжные отели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яхтенный туризм De Luxe, Бутик-отели

У1Р-туризм De Luxe, Бутик-отели, SPA-оели

Туристический кластер Природно- климатические Рекреационный туризм Дома отдыха. Пансионаты, санатории, SPA-отели, мотели, кемпинги, турбазы

Лечебно- оздоровительный туризм Санатории, пансионаты, профилактории, SPA-отели

Туры для лиц старшего возраста Дома отдыха, пансионаты, санатории, профилактории, гостиницы

Экологический туризм Экологические деревни

Детский туризм Лагеря, детские пансионаты, профилактории и санатории

Яхтенный туризм De Luxe, Бутик-отели

У!Р-туризм De Luxe, Бутик-отели, SPA-отели

Составлено автором

Для эффективного регулирования развития локальных гостиничных кластеров необходима модель кластера. В настоящее время такие модели отсутствуют, что приводит к возникновению глу-

боких деформаций в развитии локальных гостиничных кластеров, несбалансированности их подсистем, неустойчивости системы в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лысикова О.В., Лукьяненко Е.В. Саратовский туристско-рекреационный кластер: предпосылки создания и развития (часть 1) [Электронный ресурс]. иКЬ: http://elskst.ucoz.ru/publ/rossijskie_konferencii/osobye_ehkonomicheskie_zony_turistsko_rekreacionnogo _йра/^ікоуа_о_у/4-1-0-77 (дата обращения 04. 03 2011).

2. Юрасова О.А. Управление формированием и развитием кластеров в регионе [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.e-commerce.psati.ru/content/public/2010/1140/ (дата обращения 04. 03 2011)

3. Демидов Н. Петербургский энергомашиностроительный кластер ищет инвестиции, заказы и

перспективы развития // Эксперт [Сайт]. иКЬ: http://eng.expert.ru/northwest/2011/22/klasternyij-

effekt/ (дата обращения 04. 03 2011)

4. Кластерные проекты Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.clusterprojects.spb.ru/project/6 (дата обращения 04. 03 2011)

5. Древинг С.Р. Сущность и основные формы кластеризации экономики Проблемы современной

экономики, N 2(30) [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=25576

(дата обращения 04. 03 2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.