УДК 338.486: 711.2
кластерный подход к управлению конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов в индустрии гостеприимства*
е. в. печерица,
кандидат социологических наук, доцент кафедры управления предпринимательской деятельностью
E-mail: helene8@yandex. ru санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
В статье показаны отличительные особенности кластера. Дано понятие туристского кластера, представлена его структура. Сделан вывод о том, что кластеры играют решающую роль в формировании гостиничных комплексов и повышении их конкурентоспособности. Отмечено, что в индустрии гостеприимства, так же, как и в других секторах сферы услуг, кластерные исследования практически отсутствуют.
Ключевые слова: кластер, туризм, гостиницы, индустрия гостеприимства, конкурентоспособность.
Неустойчивое состояние российской экономики, обусловленное ее низкой конкурентоспособностью, приводит к нарастанию финансово-экономических проблем российских регионов, углублению и без того высокой межрегиональной дифференциации социально-экономического развития России [11].
Одним из важнейших видов экономической деятельности (ВЭД) в мировом масштабе является индустрия гостеприимства. Многие государства
* Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» на 2012-2016 гг. Проект 5.1.2 Научно-образовательного центра социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма.
рассматривают ее как важный инструмент достижения устойчивого развития и диверсификации региональных экономик [13]. Она позволяет решать широкий спектр важнейших социально-экономических задач: проблемы расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, увеличения занятости населения и роста благосостояния, улучшения качества жизни общества и др. Несмотря на то, что Россия обладает мощнейшими природно-климатическими, социально-экономическими, культурно-историческими туристскими ресурсами, она существенно отстает в развитии индустрии гостеприимства от других стран [7].
Доля туристских услуг в валовом внутреннем продукте России составляет 2,5 %. Однако в станах с развитым туристическим сектором их доля составляет не менее 6-8 % ВВП [9]. Неразвитость в России внутреннего туризма ведет к тому, что туристские территории не получают выгод от развития туризма. Чтобы туризм стал прибыльным бизнесом и способствовал развитию экономики, необходимо осуществлять его развитие в соответствии с новой парадигмой конкурентоспособности, основанной на кластерном подходе [13].
В региональной экономике в последнее время все шире в научный оборот входит понятие кластера как особой формы территориальной организации производства. Непременным условием образования кластера является географическая близость хозяйствующих субъектов. На ограниченной территории
концентрируется критическая масса родственных предприятий, обеспечивающая экономию как на масштабах производства, так и на его разнообразии. Предприятия объединяют экономические ресурсы и информацию. Создаются отношения, благодаря которым кластер достигает более высокой конкурентоспособности [5]. Это та форма экономической кооперации, которая позволяет даже соперничающим хозяйствующим субъектам одного вида экономической деятельности находить общие интересы и строить взаимовыгодное сотрудничество [6].
Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных организаций и связанных с ними высших учебных заведений, научно-исследо-
вательских институтов, сервисных и иных организаций, взаимодействующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга в целях повышения конкурентных возможностей отдельных организаций и кластера в целом [10]. Кластер обладает рядом отличительных признаков, один из которых -территориальная концентрация хозяйствующих субъектов как непременное условие образования кластера. Другие признаки характеризуют его как систему [21]. Кластер представляет собой систему, которая характеризуется рядом отличительных признаков (рис. 1.).
Следует отметить, что хотя кластерный подход популярен в экономической теории и практике, однако
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КЛАСТЕРА
Географическая
близость хозяйствующих субъектов
Непременное условие образования кластера. На ограниченной территории сосредоточивается критическая масса фирм родственных и поддерживающих отраслей, организаций, обеспечивающая экономию на масштабах производства и экономию на разнообразии, а также экономических ресурсов, информации, создается «сгусток» отношений, благодаря чему кластер достигает более высокой конкурентоспособности
Сочетание кооперации и конкуренции -^ Компании, производящие одинаковые или сходные продукты и относящиеся к одному и тому же звену в цепочке добавленной стоимости, являются прямыми конкурентами, но в то же время они часто образуют совместные стратегические альянсы
-►
Принцип государственно-частного партнерства
Государство помогает развитию кластерных инициатив на местах путем создания платформы для диалога разных факторов кластера, повышения квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров, создания бренда региона для привлечения иностранных посетителей
Кластеры -открытые системы, стимулирующие конкуренцию Целью кластеров не является фиксация цен или ограничение конкуренции. Взаимный обмен информацией, совместные научные исследования или экспортное продвижение направлены на развитие конкурентоспособности фирм без ограничения конкуренции
Синергети-ческий эффект
Совокупность эффектов от взаимодействия входящих в кластер организаций, (диффузии знаний и умений (за счет миграции персонала внутри предприятий кластера), усиления инновационной активности, структурного выделения бизнесов), значение которой существенно превосходит результат простого сложения отдельно взятых эффектов
Источник: составлено автором по данным [1, 17].
Рис. 1. Отличительные признаки кластера
до настоящего времени не существует единого подхода к характеристике сущности кластеров как среди зарубежных, так и среди отечественных ученых (табл. 1).
Таким образом, анализ научной литературы показывает, что кластер рассматривается учеными с различных точек зрения, но основными характеристиками среди них являются следующие:
• кластер - это географически локализованная совокупность взаимосвязанных предпринимательских структур и организаций;
• кластер - это сеть предпринимательских структур и организаций, участвующих в единой технологической цепочке;
• кластер - это высокоагрегированный вид экономической деятельности или сектор экономики (агропромышленный, автомобильный, строительный, туристский и др.);
Различные трактовки опре в работах российских
• кластер - это система хозяйствующих субъектов, способных получать синергетический эффект и повышать таким образом свою конкурентоспособность [23]. Структуру кластера можно представить в следующем виде (рис. 2).
Ядром кластера являются ключевые хозяйствующие субъекты. Они имеют узкую специализацию, географически близки друг к другу. между ними уже существует взаимодействие, они имеют налаженные связи на внешних рынках. Поддерживающими фирмами являются поставщики сырья, торговые предприятия, провайдеры услуг, фирмы технического обслуживания. Инфраструктура кластера строится на сетевых связях с центрами профессионального обучения и научно-исследовательскими и прикладными институтами, а также центрами поддержки предпринимательства
Таблица 1
деления понятия «кластер» и зарубежных ученых
Автор Определение кластера
М. Портер Это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города до страны или даже ряда соседствующих стран. Кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей [17]
С. Розенфельд Концентрация фирм, способных производить положительный синергетический эффект из-за их географической близости и взаимозависимости [27]
Х. Шмитц Группа предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в тесной близости друг к другу [28]
Э. Фезер Связанные и поддерживающие институты, которые более конкурентоспособны на основании их взаимосвязей [26]
Г. Суэнн и М. Превезер Большая группа фирм в связанных отраслях, расположенных в отдельной местности [29]
Д. А. Ялов Сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимости [24]
В. П. Третьяк Следует различать кластеры и сети предприятий. Термин «сеть» относится к группе средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей, дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть общие проблемы, достичь коллективной эффективности и захватить новые рынки». Термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями» [20]
А. Н. Асаул Территориально-отраслевое добровольное объединение организаций и предприятий, которые тесно сотрудничают с научными учреждениями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и экономического развития отдельного региона [2]
А. А. Мигранян Кластер - это сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, т. е. совокупность взаимосвязанных групп, успешно конкурирующих фирм, которые образуют «золотое сечение» (в западной интерпретации diamond - бриллиант) всей экономической системы государства и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках [15]
Т. В. Цихан Это сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга [22]
Den Haag Индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой и выступающих альтернативой секторальному подходу [25]
Источник: составлено автором.
и развития промышленного дизайна, профессиональными организациями и поддерживается на уровне местных и региональных властей.
Административный блок. При помощи государственного регулирования развития туризма можно совершенствовать нормативно-правовую базу, развивать методы лицензирования, стандартизации и сертификации в сфере туризма, осуществлять таможенное и налоговое регулирование, обеспечивать целевое бюджетное финансирование программ развития туризма, создавать благоприятные условия для инвестирования в туризм, координировать деятельность и инвестиции государственного и частного секторов в развитие туризма [3].
Экономические условия - это уровень инфляции и его динамика, ставка рефинансирования, уровень жизни населения, условия кредитования, налоговая политика (наличие свободных экономических зон, налоговые льготы и прочие условия налогообложения), таможенная политика, валютное регулирование.
На основе данной схемы структуру туристского кластера можно представить в следующем виде (рис. 3).
К отличительным особенностям кластера можно отнести следующие элементы:
• кластер - это ассоциация (некоммерческое партнерство), основанная на принципе доверия между участниками, где спорные вопросы решаются через третейский суд;
• в кластере нет общего собственника;
• членство в кластере - добровольное;
• все участники кластера работают над созданием собственного брэнда, услуги которого всегда должны быть выше качеством, чем принято в регионе (стимул для конкуренции);
• экономический эффект кластера - перераспределение услуг, снижение транзакционных издержек, экономия от масштабности работы. Таким образом, кластер - это значительно более
сложное явление, чем простое объединение фирм для совместной маркетинговой деятельности или проведения согласованной политики закупок. Он предполагает более глубокую технологическую кооперацию на основе участия в системах накопления стоимости [1].
Экономические условия
Административный блок
Инфраструктура
Источник: составлено автором.
Рис. 2.
Структура кластера
Добавленная стоимость - это часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно на данном предприятии, в данной фирме [17].
В туристском кластере система накопления стоимости включает четыре типа цепочек добавленной стоимости: поставщиков (прежде всего транспортных компаний), средств размещения и развлечений, каналов сбыта туристских продуктов, цепочки туристов.
В индустрии туризма находят подтверждение как общие закономерности образования и функционирования кластеров, так и специфика их проявления в этой сфере [1].
Главное отличие кластера в туристской сфере от возможных кластеров производственных, агропромышленных и сервисных - в его маршрутной территориальной организации. Туристский маршрут и соответствующий туристский поток связывают объекты, превращая их из конкурентов во взаимодействующие элементы системы. Благодаря туристскому потоку формируется кластер.
Доминантой туристского кластера может быть как объект инфраструктуры (средство размещения), так и объект туристского интереса (горнолыжный комплекс). Но в любом случае главное условие развития туристского кластера - это наличие или появление маршрутов и туристских потоков [8].
Основным мотивом и причиной участия людей в туристских поездках, формирования турпотоков являются туристские ресурсы. Им принадлежит ре-
Источник: составлено автором.
Рис. 3. Структура туристического кластера
шающая роль в развитии туризма и, соответственно, туристских кластеров.
Необходимость использования кластерного подхода для развития туризма объясняется, с одной стороны, уникальными характеристиками туризма и туристского продукта, а с другой - преимуществами, возникающими вследствие реализации кластерных проектов (табл. 2).
Таким образом, формирование туристско-рекре-ационного кластера, основанного на взаимодействии организаций туристского бизнеса и других организа-
ций, функционирующих в индустрии туризма, необходимо, так как позволяет преодолеть их замкнутость на внутренних проблемах, инерционность, повысить адаптивность их поведения, содействует росту более интенсивного обмена информацией, росту конкурентоспособности, инвестиционной активности, взаимной поддержке и взаимодействию [16].
Кластеры играют важную роль в превращении территорий в привлекательные туристские центры и повышении их конкурентоспособности.
Таблица 2
Характеристика особенностей туристской деятельности
№ п/п Характерные особенности туризма Преимущества реализации кластерных проектов
1 Данная деятельность естественным образом сочетает сегменты разных отраслей, производящих широкий спектр товаров и услуг, требующихся во время путешествия. Туристский продукт, в принципе, не может формироваться только одним производителем [12] Туристский продукт может формироваться только в рамках туристских кластеров, представляющих собой сосредоточение туристских ресурсов и достопримечательностей, инфраструктуры, оборудования, поставщиков услуг и других поддерживающих секторов, а также административных структур, которые при совместной работе создают для туристов тот опыт, который они хотели бы получить, посещая территорию [16]
2 Право собственности на ресурсы, используемые для создания туристского продукта, распределено между большим количеством участников как на территории туристского региона, так и за его пределами. Конфликты интересов могут затруднить развитие необходимого для эффективной туристской деятельности взаимодействия, поскольку цели различных компаний могут отличаться существенным образом [12] Актуальность целенаправленных и активных действий по устранению потенциальных конфликтов и формированию основы эффективного взаимодействия, что и является одной из составляющих содержания кластерных инициатив
3 Вследствие индивидуализации обслуживания туристов ключевую роль в предоставлении соответствующих продуктов и услуг играют средние и малые компании Большое количество участников туристского кластера, что усложняет естественную координацию между ними, и потребность туристов в сформированном специально для них турпакете, представляющем комплексный уникальный продукт, ведет к острой необходимости постоянного взаимодействия всех производителей в рамках соответствующей цепочки ценности
4 Туристский продукт пространственно зафиксирован, и, соответственно, турист должен находиться в месте производства услуги, на территории туристского региона. Ценность туристского продукта как для производителя, так и для потребителя начинает увеличиваться в тот момент, когда потребитель приезжает на место производства услуги. Без туристов непосредственно на территории производитель простаивает в бездействии [12] Эффективность привлечения потенциальных туристов выше при осуществлении совместной деятельности, нежели при индивидуальных попытках
5 Туристский товар, являясь услугой, привлекает туриста как сопроизводителя и активного участника производства и реализации, что частично происходит в процессе потребления. В результате возникает проблема контроля качества, т. к. большинство туристских продуктов производится и продается в одно и то же время. При этом опыт туриста будет зависеть от общего впечатления, полученного в месте посещения. Это означает, что большая часть потенциала роста компании, работающей в сфере туризма, находится за пределами влияния и сил данной компании [8] Данная особенность туризма, как и все предыдущие, демонстрирует необходимость координации деятельности всех участников кластера в рамках реализации кластерных инициатив
Источник: составлено автором.
Конкурентоспособные кластеры - это опора устойчивого регионального развития туризма и освоения новых рекреационных пространств через создание туристского продукта, что в результате укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, содействует его экономическому росту [19]. Поэтому кластеры имеют политическую значимость для органов власти в связи с выполнением социальных обязательств перед населением и созданием благоприятных возможностей для экономического развития региона [4].
Объединение хозяйствующих субъектов в кластер, в котором небольшие фирмы кооперируются с крупными предприятиями, позволяет органам местной власти быстрее реагировать на потребности предпринимателей, создавать программы перспективного развития, формировать бюджеты с учетом потребностей малого бизнеса.
В формировании кластеров выделяются несколько стадий: агитация и мотивация потенциальных участников, разработка общей стратегии, пилотных проектов, стратегических проектов, стадия саморегулирования.
Целью создания туристского кластера является снижение фактора сезонности, максимальный охват регионального рынка туристских услуг, достижение эффекта масштаба (экономия на издержках), оказание качественных услуг по единым стандартам качества.
Ожидаемые результаты от объединения в кластеры следующие:
• усиление туристского имиджа региона;
• повышение основных экономических показателей деятельности предприятий (объем реализации, рентабельность, производительность труда, фондоотдача, увеличение объема налоговых поступлений);
• увеличение объема привлекаемых инвестиций, в том числе зарубежных;
• установление устойчивых контактов с финансовыми и кредитными организациями на основе сформированного привлекательного имиджа кластера [14].
Следует отметить, что вариативные подходы к понятию «кластер» обусловлены тем, что авторы по-разному определяют субъекты кластера. По мнению автора, субъектами кластера могут быть хозяйствующие субъекты и гостиничного, и туристского бизнеса, и связанные с ними организации (образовательные учреждения, органы государственного управления, инф-
раструктурные компании). Таким образом, предлагается определять «туристский кластер» как группу взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и соответствующих институтов, действующих в сфере туризма, связанных общностью потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы. Из данного определения следует, что туристский кластер -это интеграционный механизм, обеспечивающий интенсивное развитие образующих его хозяйствующих субъектов и их социальное партнерство [18].
К факторам, сдерживающим развитие кластеров, можно отнести:
• низкое качество бизнес-климата;
• низкий уровень развития ассоциативных структур (торговых палат, промышленных ассоциаций), которые не справляются с задачей выработки и продвижения приоритетов и интересов регионального бизнеса;
• краткосрочный горизонт планирования, ведь реальные выгоды от развития кластера появляются только через 5-7 лет. Развивать кластер в отрыве от развития региона в целом неэффективно.
В индустрии гостеприимства, так же, как и в других секторах сферы услуг, кластерные исследования практически отсутствуют. Между тем кластеры играют решающую роль в формировании гостиничных комплексов, привлечении посетителей и в повышении их конкурентоспособности.
Особенность гостиничной индустрии заключается в том, что она имеет непосредственное отношение к образованию и функционированию туристских кластеров. Гостиничные услуги не подлежат хранению, они производятся и потребляются одновременно. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы. Их неразрывность обусловливает изменение роли покупателя и продавца в процессе воспроизводства. Турист не просто потребляет услуги размещения, перевозки, развлечений, но и сам подключается к их производству и доставке. Он становится непосредственным участником всех фаз процесса воспроизводства.
Проблема еще больше осложняется тем, что потребители и производители по-разному воспринимают гостиничный продукт. Если для потребителя гостиничный продукт есть комплексное обслуживание - набор услуг, реализуемых туристом в едином пакете, то для производителя (гостиничного предприятия) - это конкретный вид предоставляемых услуг, составная часть пакета.
Туристы понимают гостиничный продукт более широко, чем их производитель. Кроме того, оплачивая сутки пребывания в отеле, они в действительности ищут совсем иное, нежели просто набор услуг. Одни, отправляясь в отпуск, покупают путевку на курорт, чтобы расслабиться и восстановить физические силы, просто позагорать, другие -выезжают в командировку для проведения деловых переговоров и заключения контрактов.
Туристы, следовательно, нуждаются собственно не в услугах, которые выступают объектом торговых сделок, а в новых ощущениях, приключениях, возможностях расширить свой бизнес. Все это обусловливает особую важность появления и развития туристских кластеров, которые помогают каждому их участнику осознать себя частью целого [21].
Список литературы
1. Александрова А. Ю. Зарубежный опыт и российская практика кластерообразования в туризме. Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 4. М.: ИНИОН РАН, 2009.
2. Асаул А. Н. Объединение строительных организаций - основа для интеграции. Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. СПб, 2002.
3. Белякова Е. В. Современные управленческие технологии как основа инновационного развития региона // Проблемы современной экономики. 2008. № 4. URL: http://www. m-economy. ru/art. php3?artid=24921.
4. Бунаков О. А. Кластерный подход к позиционированию в туризме // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 4. URL: http://uecs. mcnip. ru/modules. php?name=News&fil e=article&sid=413.
5. Деловая Кубань. Формирование туристских кластеров. URL: http://www. business-kuban. ru/2010-12-09/formirovanie-turistskih-klasterov.
6. Завершение международного проекта по определению кластеров. Официальный портал муниципального образования «Сланцевский муниципальный район» Ленинградской области. URL: http://www. slanmo. ru/pages/ end_project_clusters.
7. Зубакова Н. Н. Кластерный подход ведения туристского бизнеса как инструмент развития туризма в России // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3.
8. Зырянов А. И., Мышлявцева С. Э. Туристские кластеры Пермского края. Пермь: Изд-во ПГУ, 2010.
9. Исследование рынков: РБК. URL : http://marketing. rbc. ru/news_research/07/06/2011.
10. Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2012 гг. // О городской целевой программе: постановление правительства москвы от 24.02.2010 № 161-ПП.
11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. URL: http//:www. economy. gov. га.
12. Корчагина И. А. Кластерная политика - технология повышения эффективности управления компаниями: монография. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009.
13. Корчагина Н. А. Особенности реализации кластерных инициатив в туризме // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2010. № 1.
14. Любимова А. Новый механизм как светлое будущее малого бизнеса. Капиталист: иркутский журнал для предпринимателей. 2007. № 5. URL: http://www. kapitalpress. ru/kapitalist/archive/2007/21/727.
15. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой. URL: http://www. subcontract. ru/Docum/DocumShow_DocumID_171.html.
16. Морозова Ю. Ю. Кластерный подход к управлению организациями туристского бизнеса. Сочи, 2011.
17. Портер М. Э. Конкуренция / пер. с англ.: уч. пособие. М.: Изд. дом «Вильямс», 2006.
18. Пугачева Н. Б. Закономерности и условия формирования кластеров. URL: http://www. ieml. ru/ economproblem/2007/4/t4.html.
19. Степанова С. А., Махновский Д. Е. Государственное участие в формировании и реализации кластерной политики: российский и зарубежный опыт // Известия СПбУЭФ. 2010. № 6. С. 68-74.
20. Третьяк В. П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования. URL: http:// subcontract. ru/Docum/DocumShow_DocumID_133.html.
21. Центр международного туризма. Микрогеография индустрии туризма. URL: http://worldwidetour. ru/content/7/8/.
22. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития: кластерный подход к развитию экономики // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 20-25.
23. Яковлева-Чернышева А. Ю. Особенности взаимодействия предпринимательских структур в рекреационном кластере // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 1.
24. Ялов Д. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. URL: subcontract. ru/Docum/DocumShow_DocumID_17.html.
25. Cluster specialisation patterns and innovation styles. Den Haag, 1998.
26. Fese E. Old and New Theories of Industry Clusters, in Steiner, M.(ed) Clusters and Regional Specialization, Pion Limited. London, 1998.
27. Rosenfeld S. Backing into Clusters: Retrofitting Public Policies. URL: www. oecd. org.
28. Schmitz H. On the clustering of small firms, in: IDS Bulletin, vol. 23, № 3, July, 1992.
29. Swann P., Prevezer M. and Stout D. feds) The Dynamics of Industrial Clustering: International Comparisons in Computing and Biotechnology, Oxford University Press, Oxford.