Научная статья на тему 'Роль конкурсов предприятий сферы туризма в формировании туристского кластера региона'

Роль конкурсов предприятий сферы туризма в формировании туристского кластера региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
276
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРС ПРЕДПРИЯТИЙ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / КОНКУРСНЫЕ НОМИНАЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лысенко Н. Н.

В статье сформулировано понятие «конкурсы туристских предприятий», определена их роль в формировании туристского кластера региона. На основе обобщения опыта регионов РФ очерчен круг организаторов и участников, идентифицированы источники финансирования и конкурсные номинации. Особое внимание уделяется группировке задач конкурсов и выявлению долгосрочного эффекта от их проведения. Также обобщается опыт организации конкурсов предприятий сферы туризма в Сахалинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль конкурсов предприятий сферы туризма в формировании туристского кластера региона»

35 (266) - 2012

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 338.48 (01)

роль конкурсов предприятий сферы туризма в формировании туристского кластера региона

н. н. Лысенко,

кандидат экономических наук, доцент филиала дальневосточного федерального университета в г. Южно-Сахалинске E-mail: natali_lysenko66@mail. ru

В статье сформулировано понятие «конкурсы туристских предприятий», определена их роль в формировании туристского кластера региона. На основе обобщения опыта регионов РФ очерчен круг организаторов и участников, идентифицированы источники финансирования и конкурсные номинации. Особое внимание уделяется группировке задач конкурсов и выявлению долгосрочного эффекта от их проведения. Также обобщается опыт организации конкурсов предприятий сферы туризма в Сахалинской области.

Ключевые слова: туристский кластер, туристский комплекс, конкурс предприятий, источники финансирования, конкурсные номинации.

Как известно, термин «кластер» был введен американским экономистом М. Портером. С его точки зрения, «... кластер - это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и учреждений в границах отдельной области» [1, 2].

Туристские кластеры формируются на базе туристских активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов:

- туроператоров;

- гостиниц;

- сектора общественного питания;

- производителей сувенирной продукции;

- транспортных предприятий и др.

Взаимодействие предприятий и организаций,

входящих в кластер, представляет собой симбиоз кооперации и конкуренции:

- происходит постоянный обмен кадрами, инновациями, технологиями;

- осуществляется совместное использование инфраструктуры, услуг;

- осуществляется рекламно-маркетинговое продвижение создаваемого продукта при наличии достаточно высокого уровня конкуренции между предприятиями, входящими в кластер и производящими аналогичный продукт.

В связи с этим [3] каждый кластер характеризуется наличием двух видов связей между субъектами хозяйствования, входящими в него:

- конкурентные связи;

- партнерские (кооперативные) связи.

Конкуренция - взаимодействие между различными организациями. В ее основе лежит борьба за выбор покупателя в пользу той или иной компании.

Партнерские (кооперативные) связи внутри туристского кластера обусловлены тем, что предприятия, входящие в кластер, производят неоднородные, дополняющие друг друга продукты. В связи

с этим предприятиям кластера при работе в данной сфере деятельности требуются знания, навыки, оборудование, которыми они не обладают.

Таким образом, получается, что обращаться за соответствующей помощью (связанной именно со спецификой работы кластера) предприятия в кластере могут лишь друг к другу. Помимо такого варианта, может быть рассмотрена ситуация, когда, например, необходимо выиграть какой-либо грант, получить дополнительное финансирование из бюджета и т. д. Здесь предприятия также могут объединиться и выступать уже как единое целое. Подобное положение объясняет наличие конкуренции между участниками кластера в борьбе за покупателя и получение ограниченных ресурсов, когда они же выступают партнерами при решении задач общего развития.

Олицетворением данного единства и противостояния служат, на взгляд авторов, конкурсы предприятий сферы туризма.

Конкурс (от латинского сопсигеш - стечение, столкновение) - соревнование для выявления наилучших из числа участников, представленных работ и т. д. [3] На взгляд авторов, конкурс предприятий сферы туризма (далее - КПСТ) - это соревнование, проводимое между турфирмами, а также между предприятиями туристской инфраструктуры с целью развития туристского комплекса и продвижения на рынке его туристского продукта (национального, регионального, муниципального).

обобщение опыта проведения КПСТ в различных регионах России (Тобольск, Рязань, Чебоксары, Казань и др.) позволило определить:

- круг организаторов;

- участников;

- источники финансирования;

- конкурсные номинации.

организаторами конкурсов выступают региональные органы власти в лице соответствующих министерств, комитетов, департаментов, отделов, агентств, в функции которых входит управление

торов часто включены общественные организации, способствующие развитию туризма в соответству-

обеспечение:

- равных условий для всех участников;

- гласности проведения конкурсов;

- организации работы конкурсных комиссий;

- награждений победителей конкурсов.

Финансирование проведения конкурсов осуществляется за счет консолидации средств регионов (выделяемых по региональным целевым программам развития туризма), общественных организаций, спонсорских средств и средств (вступительных взносов), поступающих от участников конкурсов.

- организации туриндустрии;

- профильные учебные заведения;

- представители средств массовой информации (газет, журналов, радио, телевидения).

Конкурсы предприятий сферы туризма проводятся по различным номинациям, группировка которых представлена в табл. 1.

В различных регионах в зависимости от степени развития туристского комплекса, числа участников, имеющихся финансовых возможностей, наличия дополнительных факторов (юбилейные даты, события международного, национального, регионального и муниципального масштаба и др.) применяются различные вариации представленных номинаций [4, 5, 6, 7].

обобщение содержания положений о проведении КПСТ в различных регионах России (Тобольск, Рязань, Чебоксары и др.) позволило выделить их цели, группируя на внешние и внутренние по отношению к ожидаемому эффекту от проведения конкурса.

Внешние цели:

- пропаганда достижений лучших организаций в сфере туризма региона (страны, муниципального образования);

- дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма в регионе (стране, муниципальном образовании);

- укрепление положительного имиджа туристской инфраструктуры региона (страны, муниципального образования).

Внутренние цели:

- определение лидеров, внесших значительный вклад в развитие туристской индустрии региона (страны, муниципального образования);

- поощрение представителей сферы туризма региона (страны, муниципального образования), достигших наивысших результатов;

- распространение опыта предприятий отрасли региона (страны, муниципального образования);

Таблица 1

Группировка номинаций конкурсов предприятий сферы туризма

Номинация По разделам

Турфирма года Лучший туроператор по внутреннему туризму. Лучший туроператор по въездному туризму. Лучший туроператор по выездному туризму. Лучший турагент

В области размещения («Лучшая гостиница»; «Лучшая малая гостиница»; «Лучшее предприятие санаторно-курортного комплекса»; «Лучшая база отдыха» и др.). В области отдыха и развлечений («Лучший ресторан/кафе по обслуживанию туристов», «Лучшее предприятие сферы развлечений по обслуживанию туристов» и др.). В области туристского образования («За успехи в сотрудничестве с туристскими организациями» и др.).

Лучший каталог.

За личный вклад в развитие туризма. За обаяние и профессионализм в туризме (мужская премия). За обаяние и профессионализм в туризме (женская премия). Лучший работник предприятия сферы туризма. Лицо туристской отрасли (общественный деятель, предприниматель, деятель культуры, внесший большой личный вклад в развитие туризма). Эксперт (журналист, ученый, специалист в среде туристской индустрии, активно работающий над проблемами развития отрасли). Другие

- повышение эффективности и качества обслуживания туристов на территории региона (страны, муниципального образования);

- активизация освоения подрастающим поколением природного и историко-культурного пространства региона (страны, муниципального образования);

- стимулирование и развитие туристской отрасли региона (страны, муниципального образования).

Очевидно, что выделенные цели можно также сгруппировать по влиянию на формирование взаимодействий внутри туристского кластера - конкурентных и партнерских (кооперативных) связей.

Цели конкурсов предприятий сферы туризма, направленные на формирование конкурентных связей:

- определение лидеров, внесших значительный вклад в развитие туристской индустрии региона (страны, муниципального образования);

- поощрение представителей сферы туризма региона (страны, муниципального образования), достигших наивысших результатов;

- пропаганда достижений лучших организаций в сфере туризма региона (страны, муниципального образования);

- повышение эффективности и качества обслуживания туристов на территории региона (страны, муниципального образования)

Цели конкурсов предприятий сферы туризма, направленные на формирование партнерских (кооперативных связей):

- укрепление положительного имиджа туристской инфраструктуры региона (страны, муниципального образования);

- дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма в регионе (стране, муниципальном образовании);

- распространение опыта предприятий отрасли региона (страны, муниципального образования);

- активизация освоения подрастающим поколением природного и историко-культурного пространства региона (страны, муниципального образования);

- стимулирование развития туристской отрасли региона (страны, муниципального образования).

Данная группировка наглядно демонстрирует, что постановка указанных целей имеет пролонгированный эффект в виде укрепления многогранных кластерных взаимодействий внутри туристского кластера региона (страны, муниципального образования), что в свою очередь способствует развитию туристского комплекса в целом.

Поставленные цели проведения конкурсов предприятий сферы туризма конкретизируются в задачах, которые также можно сгруппировать на две группы задач, направленных на формирование кластерных взаимодействий.

1. Задачи конкурсов предприятий сферы туризма, направленные на формирование конкурентных связей:

- определение предприятия, являющегося лидером, активно развивающим сектор туризма в экономике региона (страны, муниципального образования);

- выявление субъекта туристской индустрии, оказывающего наиболее качественные услуги и вносящего значимый вклад в развитие въездного и внутреннего туризма (страны, муниципального образования);

- выявление работников, осуществляющих обслуживание потребителей туристских услуг наиболее профессионально и с высоким качеством;

- пропаганда достижений лучших предприятий в сфере туризма;

- определение наиболее перспективных проектов и направлений туристской деятельности.

2. Задачи конкурсов предприятий сферы туризма, направленные на формирование партнерских (кооперативных связей):

- создание положительного имиджа региона (страны, муниципального образования) как туристического центра посредством улучшения качества обслуживания со стороны туристских фирм;

- поддержка инициативных программ в сфере туризма;

- поддержка научно-исследовательской деятельности в области туризма;

- допрофессиональная ориентация учащихся школ, привлечение студентов высших и средне-специальных учебных заведений к изучению природного, культурного и исторического наследия региона (страны, муниципального образования).

Таким образом, достижение целей конкурсов туристских фирм посредством выполнения их задач способствует формированию туристского кластера. В свою очередь формирование туристского кластера является одним из наиболее эффективных механизмов создания и развития современного конкурентоспособного туристского комплекса ре-

особенно важно, если учесть, что развитие туризма

номики региона (страны, муниципального образо-

- налоговых поступлений в бюджет;

- притока иностранной валюты;

- увеличения количества рабочих мест;

- сохранения и рационального использования

и т. д.

Долгосрочный эффект проведения конкурсов предприятий сферы туризма:

1) Для региона:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение имиджа туристского региона;

- развитие въездного и внутреннего туризма;

- повышение доходов от туристской деятельности.

2) Для предприятий сферы туризма:

- повышение качества туристских услуг и обслуживания потребителей;

- совершенствование организации управления и деятельности предприятия;

- совершенствование маркетинговой деятельности (PR-компании, фирменный стиль, бренд, реклама и т. д.);

- совершенствование информационной де-

ятельности (интернет-сайт, визитные карточки, каталоги, путеводители и т. д.);

- совершенствование документооборота (соблюдение требований нормативно-правовой базы, оформление первичной документации турфирмы, организация хранения документов);

- повышение конкурентоспособности предприятий;

- повышение привлекательности предприятий для потребителей;

- повышение экономической эффективности деятельности предприятия.

3) Для персонала предприятий:

- повышение мотивации труда персонала;

- стимулирование повышения квалификации персонала;

- стимулирование инновационной и творческой деятельности персонала.

предприятий сферы туризма проводятся начиная с

Организаторами КПСТ в 2008-2009 гг. являлись управление культуры и туризма администрации г. Южно-Сахалинска и управление по экономической политике комитета экономики администрации г. Южно-Сахалинска. В связи с реформированием структуры администрации г. Южно-Сахалинска данные функции перешли к департаменту продовольственных ресурсов и потребительского рынка администрации города при участии координационного совета по вопросам развития сферы услуг, индустрии гостеприимства и туризма «Сахалинский туристский кластер».

Номинации, по которым проводились конкурсы, представлены в табл. 2.

Таким образом, основные номинации конкурсов на территории Сахалинской области на протяжении всего времени их проведения - «Лучшее предприятие сферы туризма» и «Лучший менеджер предприятия сферы туризма». При этом в 2010 г. число номинаций было расширено до шести в связи с более широким спектром предприятий, пожелавших принять участие в конкурсах (заявки были поданы не только туристскими предприятиями, но и предприятиями сферы размещения) (табл. 3).

При достаточно большом числе туристских предприятий, работающих на туристском рынке г. Южно-Сахалинска и Сахалинской области, число заявок на участие в КПСТ незначительно. На протяжении существования конкурса оно колебалось в пределах от 18 до 33 %. Но непосредственное

Таблица 2 Номинации конкурсов предприятий сферы туризма Сахалинской области в 2008-2011 гг.

Номинация 2008 2009 2010 2011

Лучшее предприятие сферы туризма + + + +

Лучший менеджер предприятия сферы туризма + + + +

Лучшее предприятие сферы услуг - - + -

Лучшее предприятие индустрии го степриимства - - + -

Лучший работник предприятия индустрии гостеприимства - - + -

Лучший работник предприятия сферы услуг - - + -

Таблица 3

Динамика участия в конкурсах предприятий сферы туризма Сахалинской области в 2008-2011 гг.

Показатель 2008 2009 2010 2011

Число турфирм на рынке 56 57 54 53

Число заявок от предприятий 10 12 18 12

на участие в конкурсе

Число фирм-участников 6 5 7 6

участие в конкурсах принимало еще меньшее количество предприятий (от 8 до 13 %).

Для выявления необходимости проведения КПСТ авторами было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 26 предприятий сферы туризма и гостеприимства:

- 31 % - туристские предприятия - 8;

- 27 % - гостиничные предприятия - 7;

- 23 % - предприятия питания - 6;

- 19 % - прочие предприятия (предприятия сферы развлечений, общественные организации и

др) - 5.

В конкурсах предприятий и профессиональных конкурсах сферы туризма и гостеприимства (табл. 8) из числа опрошенных участвовало 18 предприятий (69,2 %).

Один из вопросов анкеты был посвящен тому, что привлекает к участию в конкурсах предприятий и профессиональных конкурсах работников сферы туризма? Респонденты следующим образом сформулировали свои ответы:

- знакомство, общение и обмен мнениями с коллегами по бизнесу - 27 %;

- расширение контактов и развитие партнерства - 16 %;

- возможность привлечения туристов - 17 %;

- возможность информационной поддержки деятельности - 8 %;

- рекламирование деятельности компании -

8 %;

- возможность привлечения инвестиций - 8 %;

- возможность выработки идей и получения инноваций - 8 %;

- возможность повышения имиджа компании-победителя - 8 %.

Очевидно, что сформулированные респондентами ответы отвечают кластерообразующей функции кПСТ.

Группировка ответов респондентов о факторах привлекательности участия их предприятий в конкурсах:

1. Факторы привлекательности участия в конкурсах предприятий сферы туризма конкурентных связей:

- возможность привлечения туристов;

- возможность информационной поддержки деятельности;

- рекламирование деятельности компании;

- возможность выработки идей и получения инноваций;

- возможность привлечения инвестиций;

- возможность повышения имиджа компании-победителя.

2. Факторы привлекательности участия в конкурсах предприятий сферы туризма партнерских (кооперативных связей):

- возможность привлечения туристов;

- возможность информационной поддержки деятельности;

- возможность выработки идей и получения инноваций;

-знакомство, общение и обмен мнениями с коллегами по бизнесу;

- расширение контактов и развитие партнерства.

На вопрос о том, что не привлекает представляемые ими предприятия к участию в кПСТ, респонденты отметили следующее:

- необходимость и размер денежного спонсорского взноса для участников конкурсов - 27 %;

- организация и порядок проведения конкурса -

8 %.

Далее респондентам было предложено высказать отношение к участию представляемого ими предприятия в конкурсах предприятий и профессиональных конкурсах сферы туризма и гостеприимства.

В целом по результатам анкетирования респондентов можно отметить их позитивное отношение к участию в конкурсах предприятий и профессиональных конкурсах сферы туризма и гостеприимства.

Необходимо определить степень согласованности мнения 18 опрошенных в качестве экспертов. Для определения степени согласованности использовался коэффициент конкордации кендалла.

На первом этапе было рассчитано среднеарифметическое число баллов:

еср = (184 + 168) / 2 = 176.

Затем рассчитываем сумму квадратов отклонений от среднеарифметического числа баллов:

5 = 128.

Далее рассчитываем величину коэффициента конкордации [8]:

п2 (т3 - т)'

где - сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения;

п - число экспертов;

т - число объектов экспертизы.

Итак,

Ж = 12 ■ 128 / [182(23 - 2)] = = 1 536 / (324 ■ 6) = 1 536 / 1 944 = 0,79. коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0 < Ж <1. При этом его значение, равное 0, означает полную несогласованность мнений экспертов, 1 - полное единодушие.

Таким образом, по результатам произведенного расчета можно сделать заключение о том, что степень согласованности мнений опрошенных весьма велика. Это позволяет судить о достаточно высокой объективности результатов проведенного опроса.

Далее респондентам было предложено ответить на вопрос о том, что необходимо предпринять для того, чтобы представляемое ими предприятие принимало участие в КПСТ. Ответы респондентов распределились следующим образом:

- проведение организаторами обучающих семинаров для персонала предприятий, принявших решение участвовать в конкурсах - 4 %;

- методическая помощь организаторов в подготовке информационной базы предприятий для участия в конкурсах фирмам, пожелавшим участвовать в них - 20 %;

- совершенствование организации проведения конкурсов и системы критериев оценивания - 27 %;

- приглашение к участию в конкурсе на безвозмездной основе - 38 %;

- необходимость своевременного информирования руководства предприятий о времени, месте, программе и условиях участия в конкурсе - 50 %;

- своевременная рассылка приглашений на участие в конкурсах - 50 %.

Обобщив результаты анкетирования, авторы считают, что следует добавить к предложенным еще несколько мер по активизации участия предприятий сферы туризма и гостеприимства в конкурсах:

- широкое освещение в средствах массовой информации хода проведения конкурсов и их результатов;

- помещение фотографий победителей профессиональных конкурсов на официальных сайтах организаторов и городской доске почета;

- организация процесса обмена опытом организаций-победителей с другими участниками туристского рынка (путем проведения ими семинаров, выступление на круглых столах, конференциях и т. д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствуя организацию проведения конкурсов предприятий сферы туризма, грамотно привлекая

туристские предприятия к участию в них, можно существенно ускорить развитие туристского кластера региона как инструмента развития сферы туризма региона и повысить эффективность продвижения ее туристского продукта на рынке туристских услуг.

Список литературы

1. АрутюновЮ. А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона. Сыктывкар: СыктГУ. 2008.

2. Ковалев Ю. П. Концептуальные подходы к кластеризации в сфере туризма // Региональные исследования / 2008. № 5.

3. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1989.

4. URL: http://www. regionz. ru/index. php?ds=355532.

5. URL: http://www. rtourism. ru/216./

6. URL: http://gov. cap. ru/hierarhy. asp?page=. /21/19461/268316/281703/288074.

7. URL: http://www. tattravel. ru/novosti-turizma-o-tatarstane/turizm-xxi-vek-2009.html.

8. URL: http://www. spc-consulting. ru/app/ expert. htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.