35 (266) - 2012
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ
УДК 338.48 (01)
роль конкурсов предприятий сферы туризма в формировании туристского кластера региона
н. н. Лысенко,
кандидат экономических наук, доцент филиала дальневосточного федерального университета в г. Южно-Сахалинске E-mail: natali_lysenko66@mail. ru
В статье сформулировано понятие «конкурсы туристских предприятий», определена их роль в формировании туристского кластера региона. На основе обобщения опыта регионов РФ очерчен круг организаторов и участников, идентифицированы источники финансирования и конкурсные номинации. Особое внимание уделяется группировке задач конкурсов и выявлению долгосрочного эффекта от их проведения. Также обобщается опыт организации конкурсов предприятий сферы туризма в Сахалинской области.
Ключевые слова: туристский кластер, туристский комплекс, конкурс предприятий, источники финансирования, конкурсные номинации.
Как известно, термин «кластер» был введен американским экономистом М. Портером. С его точки зрения, «... кластер - это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и учреждений в границах отдельной области» [1, 2].
Туристские кластеры формируются на базе туристских активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов:
- туроператоров;
- гостиниц;
- сектора общественного питания;
- производителей сувенирной продукции;
- транспортных предприятий и др.
Взаимодействие предприятий и организаций,
входящих в кластер, представляет собой симбиоз кооперации и конкуренции:
- происходит постоянный обмен кадрами, инновациями, технологиями;
- осуществляется совместное использование инфраструктуры, услуг;
- осуществляется рекламно-маркетинговое продвижение создаваемого продукта при наличии достаточно высокого уровня конкуренции между предприятиями, входящими в кластер и производящими аналогичный продукт.
В связи с этим [3] каждый кластер характеризуется наличием двух видов связей между субъектами хозяйствования, входящими в него:
- конкурентные связи;
- партнерские (кооперативные) связи.
Конкуренция - взаимодействие между различными организациями. В ее основе лежит борьба за выбор покупателя в пользу той или иной компании.
Партнерские (кооперативные) связи внутри туристского кластера обусловлены тем, что предприятия, входящие в кластер, производят неоднородные, дополняющие друг друга продукты. В связи
с этим предприятиям кластера при работе в данной сфере деятельности требуются знания, навыки, оборудование, которыми они не обладают.
Таким образом, получается, что обращаться за соответствующей помощью (связанной именно со спецификой работы кластера) предприятия в кластере могут лишь друг к другу. Помимо такого варианта, может быть рассмотрена ситуация, когда, например, необходимо выиграть какой-либо грант, получить дополнительное финансирование из бюджета и т. д. Здесь предприятия также могут объединиться и выступать уже как единое целое. Подобное положение объясняет наличие конкуренции между участниками кластера в борьбе за покупателя и получение ограниченных ресурсов, когда они же выступают партнерами при решении задач общего развития.
Олицетворением данного единства и противостояния служат, на взгляд авторов, конкурсы предприятий сферы туризма.
Конкурс (от латинского сопсигеш - стечение, столкновение) - соревнование для выявления наилучших из числа участников, представленных работ и т. д. [3] На взгляд авторов, конкурс предприятий сферы туризма (далее - КПСТ) - это соревнование, проводимое между турфирмами, а также между предприятиями туристской инфраструктуры с целью развития туристского комплекса и продвижения на рынке его туристского продукта (национального, регионального, муниципального).
обобщение опыта проведения КПСТ в различных регионах России (Тобольск, Рязань, Чебоксары, Казань и др.) позволило определить:
- круг организаторов;
- участников;
- источники финансирования;
- конкурсные номинации.
организаторами конкурсов выступают региональные органы власти в лице соответствующих министерств, комитетов, департаментов, отделов, агентств, в функции которых входит управление
торов часто включены общественные организации, способствующие развитию туризма в соответству-
обеспечение:
- равных условий для всех участников;
- гласности проведения конкурсов;
- организации работы конкурсных комиссий;
- награждений победителей конкурсов.
Финансирование проведения конкурсов осуществляется за счет консолидации средств регионов (выделяемых по региональным целевым программам развития туризма), общественных организаций, спонсорских средств и средств (вступительных взносов), поступающих от участников конкурсов.
- организации туриндустрии;
- профильные учебные заведения;
- представители средств массовой информации (газет, журналов, радио, телевидения).
Конкурсы предприятий сферы туризма проводятся по различным номинациям, группировка которых представлена в табл. 1.
В различных регионах в зависимости от степени развития туристского комплекса, числа участников, имеющихся финансовых возможностей, наличия дополнительных факторов (юбилейные даты, события международного, национального, регионального и муниципального масштаба и др.) применяются различные вариации представленных номинаций [4, 5, 6, 7].
обобщение содержания положений о проведении КПСТ в различных регионах России (Тобольск, Рязань, Чебоксары и др.) позволило выделить их цели, группируя на внешние и внутренние по отношению к ожидаемому эффекту от проведения конкурса.
Внешние цели:
- пропаганда достижений лучших организаций в сфере туризма региона (страны, муниципального образования);
- дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма в регионе (стране, муниципальном образовании);
- укрепление положительного имиджа туристской инфраструктуры региона (страны, муниципального образования).
Внутренние цели:
- определение лидеров, внесших значительный вклад в развитие туристской индустрии региона (страны, муниципального образования);
- поощрение представителей сферы туризма региона (страны, муниципального образования), достигших наивысших результатов;
- распространение опыта предприятий отрасли региона (страны, муниципального образования);
Таблица 1
Группировка номинаций конкурсов предприятий сферы туризма
Номинация По разделам
Турфирма года Лучший туроператор по внутреннему туризму. Лучший туроператор по въездному туризму. Лучший туроператор по выездному туризму. Лучший турагент
В области размещения («Лучшая гостиница»; «Лучшая малая гостиница»; «Лучшее предприятие санаторно-курортного комплекса»; «Лучшая база отдыха» и др.). В области отдыха и развлечений («Лучший ресторан/кафе по обслуживанию туристов», «Лучшее предприятие сферы развлечений по обслуживанию туристов» и др.). В области туристского образования («За успехи в сотрудничестве с туристскими организациями» и др.).
Лучший каталог.
За личный вклад в развитие туризма. За обаяние и профессионализм в туризме (мужская премия). За обаяние и профессионализм в туризме (женская премия). Лучший работник предприятия сферы туризма. Лицо туристской отрасли (общественный деятель, предприниматель, деятель культуры, внесший большой личный вклад в развитие туризма). Эксперт (журналист, ученый, специалист в среде туристской индустрии, активно работающий над проблемами развития отрасли). Другие
- повышение эффективности и качества обслуживания туристов на территории региона (страны, муниципального образования);
- активизация освоения подрастающим поколением природного и историко-культурного пространства региона (страны, муниципального образования);
- стимулирование и развитие туристской отрасли региона (страны, муниципального образования).
Очевидно, что выделенные цели можно также сгруппировать по влиянию на формирование взаимодействий внутри туристского кластера - конкурентных и партнерских (кооперативных) связей.
Цели конкурсов предприятий сферы туризма, направленные на формирование конкурентных связей:
- определение лидеров, внесших значительный вклад в развитие туристской индустрии региона (страны, муниципального образования);
- поощрение представителей сферы туризма региона (страны, муниципального образования), достигших наивысших результатов;
- пропаганда достижений лучших организаций в сфере туризма региона (страны, муниципального образования);
- повышение эффективности и качества обслуживания туристов на территории региона (страны, муниципального образования)
Цели конкурсов предприятий сферы туризма, направленные на формирование партнерских (кооперативных связей):
- укрепление положительного имиджа туристской инфраструктуры региона (страны, муниципального образования);
- дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма в регионе (стране, муниципальном образовании);
- распространение опыта предприятий отрасли региона (страны, муниципального образования);
- активизация освоения подрастающим поколением природного и историко-культурного пространства региона (страны, муниципального образования);
- стимулирование развития туристской отрасли региона (страны, муниципального образования).
Данная группировка наглядно демонстрирует, что постановка указанных целей имеет пролонгированный эффект в виде укрепления многогранных кластерных взаимодействий внутри туристского кластера региона (страны, муниципального образования), что в свою очередь способствует развитию туристского комплекса в целом.
Поставленные цели проведения конкурсов предприятий сферы туризма конкретизируются в задачах, которые также можно сгруппировать на две группы задач, направленных на формирование кластерных взаимодействий.
1. Задачи конкурсов предприятий сферы туризма, направленные на формирование конкурентных связей:
- определение предприятия, являющегося лидером, активно развивающим сектор туризма в экономике региона (страны, муниципального образования);
- выявление субъекта туристской индустрии, оказывающего наиболее качественные услуги и вносящего значимый вклад в развитие въездного и внутреннего туризма (страны, муниципального образования);
- выявление работников, осуществляющих обслуживание потребителей туристских услуг наиболее профессионально и с высоким качеством;
- пропаганда достижений лучших предприятий в сфере туризма;
- определение наиболее перспективных проектов и направлений туристской деятельности.
2. Задачи конкурсов предприятий сферы туризма, направленные на формирование партнерских (кооперативных связей):
- создание положительного имиджа региона (страны, муниципального образования) как туристического центра посредством улучшения качества обслуживания со стороны туристских фирм;
- поддержка инициативных программ в сфере туризма;
- поддержка научно-исследовательской деятельности в области туризма;
- допрофессиональная ориентация учащихся школ, привлечение студентов высших и средне-специальных учебных заведений к изучению природного, культурного и исторического наследия региона (страны, муниципального образования).
Таким образом, достижение целей конкурсов туристских фирм посредством выполнения их задач способствует формированию туристского кластера. В свою очередь формирование туристского кластера является одним из наиболее эффективных механизмов создания и развития современного конкурентоспособного туристского комплекса ре-
особенно важно, если учесть, что развитие туризма
номики региона (страны, муниципального образо-
- налоговых поступлений в бюджет;
- притока иностранной валюты;
- увеличения количества рабочих мест;
- сохранения и рационального использования
и т. д.
Долгосрочный эффект проведения конкурсов предприятий сферы туризма:
1) Для региона:
- повышение имиджа туристского региона;
- развитие въездного и внутреннего туризма;
- повышение доходов от туристской деятельности.
2) Для предприятий сферы туризма:
- повышение качества туристских услуг и обслуживания потребителей;
- совершенствование организации управления и деятельности предприятия;
- совершенствование маркетинговой деятельности (PR-компании, фирменный стиль, бренд, реклама и т. д.);
- совершенствование информационной де-
ятельности (интернет-сайт, визитные карточки, каталоги, путеводители и т. д.);
- совершенствование документооборота (соблюдение требований нормативно-правовой базы, оформление первичной документации турфирмы, организация хранения документов);
- повышение конкурентоспособности предприятий;
- повышение привлекательности предприятий для потребителей;
- повышение экономической эффективности деятельности предприятия.
3) Для персонала предприятий:
- повышение мотивации труда персонала;
- стимулирование повышения квалификации персонала;
- стимулирование инновационной и творческой деятельности персонала.
предприятий сферы туризма проводятся начиная с
Организаторами КПСТ в 2008-2009 гг. являлись управление культуры и туризма администрации г. Южно-Сахалинска и управление по экономической политике комитета экономики администрации г. Южно-Сахалинска. В связи с реформированием структуры администрации г. Южно-Сахалинска данные функции перешли к департаменту продовольственных ресурсов и потребительского рынка администрации города при участии координационного совета по вопросам развития сферы услуг, индустрии гостеприимства и туризма «Сахалинский туристский кластер».
Номинации, по которым проводились конкурсы, представлены в табл. 2.
Таким образом, основные номинации конкурсов на территории Сахалинской области на протяжении всего времени их проведения - «Лучшее предприятие сферы туризма» и «Лучший менеджер предприятия сферы туризма». При этом в 2010 г. число номинаций было расширено до шести в связи с более широким спектром предприятий, пожелавших принять участие в конкурсах (заявки были поданы не только туристскими предприятиями, но и предприятиями сферы размещения) (табл. 3).
При достаточно большом числе туристских предприятий, работающих на туристском рынке г. Южно-Сахалинска и Сахалинской области, число заявок на участие в КПСТ незначительно. На протяжении существования конкурса оно колебалось в пределах от 18 до 33 %. Но непосредственное
Таблица 2 Номинации конкурсов предприятий сферы туризма Сахалинской области в 2008-2011 гг.
Номинация 2008 2009 2010 2011
Лучшее предприятие сферы туризма + + + +
Лучший менеджер предприятия сферы туризма + + + +
Лучшее предприятие сферы услуг - - + -
Лучшее предприятие индустрии го степриимства - - + -
Лучший работник предприятия индустрии гостеприимства - - + -
Лучший работник предприятия сферы услуг - - + -
Таблица 3
Динамика участия в конкурсах предприятий сферы туризма Сахалинской области в 2008-2011 гг.
Показатель 2008 2009 2010 2011
Число турфирм на рынке 56 57 54 53
Число заявок от предприятий 10 12 18 12
на участие в конкурсе
Число фирм-участников 6 5 7 6
участие в конкурсах принимало еще меньшее количество предприятий (от 8 до 13 %).
Для выявления необходимости проведения КПСТ авторами было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 26 предприятий сферы туризма и гостеприимства:
- 31 % - туристские предприятия - 8;
- 27 % - гостиничные предприятия - 7;
- 23 % - предприятия питания - 6;
- 19 % - прочие предприятия (предприятия сферы развлечений, общественные организации и
др) - 5.
В конкурсах предприятий и профессиональных конкурсах сферы туризма и гостеприимства (табл. 8) из числа опрошенных участвовало 18 предприятий (69,2 %).
Один из вопросов анкеты был посвящен тому, что привлекает к участию в конкурсах предприятий и профессиональных конкурсах работников сферы туризма? Респонденты следующим образом сформулировали свои ответы:
- знакомство, общение и обмен мнениями с коллегами по бизнесу - 27 %;
- расширение контактов и развитие партнерства - 16 %;
- возможность привлечения туристов - 17 %;
- возможность информационной поддержки деятельности - 8 %;
- рекламирование деятельности компании -
8 %;
- возможность привлечения инвестиций - 8 %;
- возможность выработки идей и получения инноваций - 8 %;
- возможность повышения имиджа компании-победителя - 8 %.
Очевидно, что сформулированные респондентами ответы отвечают кластерообразующей функции кПСТ.
Группировка ответов респондентов о факторах привлекательности участия их предприятий в конкурсах:
1. Факторы привлекательности участия в конкурсах предприятий сферы туризма конкурентных связей:
- возможность привлечения туристов;
- возможность информационной поддержки деятельности;
- рекламирование деятельности компании;
- возможность выработки идей и получения инноваций;
- возможность привлечения инвестиций;
- возможность повышения имиджа компании-победителя.
2. Факторы привлекательности участия в конкурсах предприятий сферы туризма партнерских (кооперативных связей):
- возможность привлечения туристов;
- возможность информационной поддержки деятельности;
- возможность выработки идей и получения инноваций;
-знакомство, общение и обмен мнениями с коллегами по бизнесу;
- расширение контактов и развитие партнерства.
На вопрос о том, что не привлекает представляемые ими предприятия к участию в кПСТ, респонденты отметили следующее:
- необходимость и размер денежного спонсорского взноса для участников конкурсов - 27 %;
- организация и порядок проведения конкурса -
8 %.
Далее респондентам было предложено высказать отношение к участию представляемого ими предприятия в конкурсах предприятий и профессиональных конкурсах сферы туризма и гостеприимства.
В целом по результатам анкетирования респондентов можно отметить их позитивное отношение к участию в конкурсах предприятий и профессиональных конкурсах сферы туризма и гостеприимства.
Необходимо определить степень согласованности мнения 18 опрошенных в качестве экспертов. Для определения степени согласованности использовался коэффициент конкордации кендалла.
На первом этапе было рассчитано среднеарифметическое число баллов:
еср = (184 + 168) / 2 = 176.
Затем рассчитываем сумму квадратов отклонений от среднеарифметического числа баллов:
5 = 128.
Далее рассчитываем величину коэффициента конкордации [8]:
п2 (т3 - т)'
где - сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения;
п - число экспертов;
т - число объектов экспертизы.
Итак,
Ж = 12 ■ 128 / [182(23 - 2)] = = 1 536 / (324 ■ 6) = 1 536 / 1 944 = 0,79. коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0 < Ж <1. При этом его значение, равное 0, означает полную несогласованность мнений экспертов, 1 - полное единодушие.
Таким образом, по результатам произведенного расчета можно сделать заключение о том, что степень согласованности мнений опрошенных весьма велика. Это позволяет судить о достаточно высокой объективности результатов проведенного опроса.
Далее респондентам было предложено ответить на вопрос о том, что необходимо предпринять для того, чтобы представляемое ими предприятие принимало участие в КПСТ. Ответы респондентов распределились следующим образом:
- проведение организаторами обучающих семинаров для персонала предприятий, принявших решение участвовать в конкурсах - 4 %;
- методическая помощь организаторов в подготовке информационной базы предприятий для участия в конкурсах фирмам, пожелавшим участвовать в них - 20 %;
- совершенствование организации проведения конкурсов и системы критериев оценивания - 27 %;
- приглашение к участию в конкурсе на безвозмездной основе - 38 %;
- необходимость своевременного информирования руководства предприятий о времени, месте, программе и условиях участия в конкурсе - 50 %;
- своевременная рассылка приглашений на участие в конкурсах - 50 %.
Обобщив результаты анкетирования, авторы считают, что следует добавить к предложенным еще несколько мер по активизации участия предприятий сферы туризма и гостеприимства в конкурсах:
- широкое освещение в средствах массовой информации хода проведения конкурсов и их результатов;
- помещение фотографий победителей профессиональных конкурсов на официальных сайтах организаторов и городской доске почета;
- организация процесса обмена опытом организаций-победителей с другими участниками туристского рынка (путем проведения ими семинаров, выступление на круглых столах, конференциях и т. д.).
Совершенствуя организацию проведения конкурсов предприятий сферы туризма, грамотно привлекая
туристские предприятия к участию в них, можно существенно ускорить развитие туристского кластера региона как инструмента развития сферы туризма региона и повысить эффективность продвижения ее туристского продукта на рынке туристских услуг.
Список литературы
1. АрутюновЮ. А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона. Сыктывкар: СыктГУ. 2008.
2. Ковалев Ю. П. Концептуальные подходы к кластеризации в сфере туризма // Региональные исследования / 2008. № 5.
3. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1989.
4. URL: http://www. regionz. ru/index. php?ds=355532.
5. URL: http://www. rtourism. ru/216./
6. URL: http://gov. cap. ru/hierarhy. asp?page=. /21/19461/268316/281703/288074.
7. URL: http://www. tattravel. ru/novosti-turizma-o-tatarstane/turizm-xxi-vek-2009.html.
8. URL: http://www. spc-consulting. ru/app/ expert. htm.