Научная статья на тему 'Туризм в малых городах: зарайск'

Туризм в малых городах: зарайск Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
841
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЗАРАЙСК / МАЛЫЙ ГОРОД / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / TOWNS / DOMESTIC TOURISM / TOURIST ADMINISTRATION / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Валькова Татьяна Михайловна, Шабалина Наталия Владимировна

В статье представлены результаты изучения опыта развития туризма в городском округе Зарайска Московской области. На его примере выявлены типичные для малых городов России факторы, сдерживающие развитие этой сферы деятельности, и предложены пути для устранения барьеров. На основе анализа состояния туризма в городском округе Зарайска определены как положительно влияющие на туризм параметры, так и основные проблемы: неизвестность туристского направления для целевой аудитории, низкий уровень развития туристской инфраструктуры, ограниченный спектр туристских предложений, отсутствие локальных туроператоров и четкого позиционирования дестинации. В статье приведены рекомендации по ключевым направлениям работы туристкой администрации территории, в числе которых разработка спектра привлекательных предложений для внутреннего туристского рынка на базе оригинального позиционирования территории и программа продвижения района на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM IN SMALL TOWNS: ZARAYSK

We report the results of studying the experience of developing tourism in the town of Zaraysk. On its example, factors typical for small towns of Russia which restrain the development of this field of activity are identified and ways for eliminating barriers are proposed. Using the analysis of the state of tourism in the town of Zaraysk, both the parameters affecting tourism and the main problems are identified, such as uncertainty of the tourist destination for the target audience, low level of development of the tourist infrastructure, limited range of tourist offers, lack of local tour operators and clear positioning of the destination. The paper provides recommendations on the key areas of work of the tourist administration of the territory, including the development of a range of attractive offers for the domestic tourist market based on the original positioning of the territory and a program to promote the region in the Russian market.

Текст научной работы на тему «Туризм в малых городах: зарайск»

УДК 379.85+910 (082)

DOI: 10.18384/2310-7189-2019-2-144-154

ТУРИЗМ В МАЛЫХ ГОРОДАХ: ЗАРАЙСК

Валькова Т. М, Шабалина Н. В.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты изучения опыта развития туризма в городском округе Зарайска Московской области. На его примере выявлены типичные для малых городов России факторы, сдерживающие развитие этой сферы деятельности, и предложены пути для устранения барьеров. На основе анализа состояния туризма в городском округе Зарайска определены как положительно влияющие на туризм параметры, так и основные проблемы: неизвестность туристского направления для целевой аудитории, низкий уровень развития туристской инфраструктуры, ограниченный спектр туристских предложений, отсутствие локальных туроператоров и четкого позиционирования дестинации. В статье приведены рекомендации по ключевым направлениям работы туристкой администрации территории, в числе которых разработка спектра привлекательных предложений для внутреннего туристского рынка на базе оригинального позиционирования территории и программа продвижения района на российском рынке.

Ключевые слова: городской округ Зарайск, малый город, внутренний туризм, туристская администрация, туристская дестинация.

TOURISM IN SMALL TOWNS: ZARAYSK

T. Valkova, N. Shabalina

Lomonosov Moscow State University

Leninskie Gory 1, 119991 Moscow, Russian Federation

Abstract. We report the results of studying the experience of developing tourism in the town of Zaraysk. On its example, factors typical for small towns of Russia which restrain the development of this field of activity are identified and ways for eliminating barriers are proposed. Using the analysis of the state of tourism in the town of Zaraysk, both the parameters affecting tourism and the main problems are identified, such as uncertainty of the tourist destination for the target audience, low level of development of the tourist infrastructure, limited range of tourist offers, lack of local tour operators and clear positioning of the destination. The paper provides recommendations on the key areas of work of the tourist administration of the territory, including the development of a range of attractive offers for the domestic tourist market based on the original positioning of the territory and a program to promote the region in the Russian market.

Keywords: towns, domestic tourism, tourist administration, investment projects.

© CC BY Валькова Т. М., Шабалина Н. В., 2019.

V144;

Постановка проблемы

В соответствии со сформировавшимися в России научными подходами к определению «малого города», к указанной категории относятся города с числом жителей менее 50 тыс. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается свыше 700 малых городов, в которых проживает около 16% всего населения страны [1]. Однако не только численность населения определяет специфику малого города. Малый город - это определенная среда обитания людей на стыке городской и сельской местности, с особым укладом, внешним обликом и историческим прошлым. Малые города, представляющие значительный интерес своим историческим и культурным наследием, памятниками старины и народными промыслами, призваны быть центрами туризма.

В. В. Путин в декабре 2014 г. на заседании Совета по культуре и искусству выдвинул перед государственными органами и негосударственными объединениями задачу уделить пристальное внимание малым городам России, «предметно заняться с общественными организациями вопросом развития культуры малых городов и их туристской сферы»1. Малые города оказывают значительное влияние на развитие внутреннего и въездного туризма любой страны [3]. В 2007 г. была создана Ассоциация малых туристских городов России. В Министерстве экономического развития Российской Федерации в

1 См.: Стенографический отчет о совместном заседании Государственного Совета и Совета при Президенте по культуре и искусству // Президент России [сайт]. - URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/47324 (дата обращения: ).

конце 2013 г. подготовлена и представлена Концепция «Федеральной целевой программы социально-экономического развития малых городов Российской Федерации на период до 2020 года». В мае 2018 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», в которой также отмечается важность вовлечения малых городов в туристское освоение страны.

Для малых городов России, одним из которых является муниципальное образование «городской округ Зарайск»2, характерны общие проблемы включения в туристскую отрасль страны. В том числе определяемые низким уровнем развития общей и специализированной туристской инфраструктуры, слабым позиционированием города как центра туризма, отсутствием комплексного туристского предложения. В данной статье представлены результаты исследования развития г.о. Зарайск как туристского центра. Рекомендации, разработанные сотрудниками кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ, могут быть экстраполированы и на другие малые города России.

Обсуждение проблемы

Г.о. Зарайск расположен на юго-востоке Московской области, граничит с

2 В статье далее используется сокращение г.о. Зарайск. В современном административном делении Московской области соответствует территории города областного подчинения Зарайск. До 2017 г. именовался Зарайским районом. Помимо собственно города Зарайска включает более 100 населенных пунктов сельского типа.

V145y

Луховицким (на северо-востоке), Озёр-ским (на северо-западе), Каширским (на западе), Серебряно-Прудским (на юге) районами Московской области и с Рыбновским районом Рязанской области (на юго-востоке). Зарайск занимает транзитное положение между Московской и Рязанской областями. Транспортное сообщение с ближайшими регионами осуществляется только автомобильным транспортом. Население в 2017 г. составляло 39,5 тыс. чел., из них 23 тыс. чел. проживало непосредственно в Зарайске. Поступления в бюджет городского округа в 2017 г. составили более 2,1 млрд руб. (в т.ч. 1,4 млрд руб. из бюджета Московской области)1. Стратегией социально-экономического развития Зарайского района на 2013-2025 гг. предусмотрено три основных источника дохода бюджета: сельское хозяйство, промышленность и туризм. Увеличение доходов от туристского потока предполагается за счет развития индустрии гостеприимства, повышения качества обслуживания гостей района, доходности и рентабельности предоставленных услуг, роста объема инвестиций в сферу туризма, гостеприимства, рекреации и развлечений.

В 2017 г. г.о. Зарайск вошёл в топ-10 по проекту Министерства культуры Московской области и стал одним из самых популярных городов Подмосковья для туристов летом 2017 г. по версии ТурСтат: общее количество туристского и экскурсионного потока составило около 70 тыс. чел. (прирост к 2016 г. - 16%, на 4% выше среднего

1 Данные из «Отчёта главы об итогах социально-экономического развития городского округа Зарайск в 2018 г. и задачах на 2019 г.» (https://zarrayon.ru/administration/glava/otchet_ glavya2261.html).

показателя по Московской области в 2017 г.). В рамках межмуниципального Форума «Коломна-Луховицы-Зарайск: Южная опорная туристическая зона в Московской области» в 2017 г. главы муниципалитетов районов подписали резолюцию о создании первого единого туристского кластера в Московской области. Кроме того, Министерством культуры Московской области была дана положительная экспертная оценка туристскому маршруту «Зарайск - вперёд в прошлое». Туристский маршрут получил статус «брендового» и опубликован на официальном сайте Министерства культуры Московской области2. Особое значение в развитии туризма сыграло включение района в туристический маршрут «Узоры Подмосковья». «Узоры Подмосковья» стали первым маршрутом на территории Московской области, утверждённым Комитетом по реализации программы импортозамещения Ассоциации туроператоров (АТОР), созданном при Экспертном совете Министерства культуры Российской Федерации. Маршрут был включён во всероссийский проект «Брендовые маршруты. Время отдыхать в России».

В Зарайске реализуется комплекс мер муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства, подводятся итоги муниципальной программы «Предпринимательство Зарайского муниципального района на 2014-2018 годы». В 2017 г. в городском округе Зарайск действовало 202 малых и средних предприятий и 772 индивидуальных предпринимателя3. Доля

2 См. туристический портал Зарайска: vizit-zaraisk.ru.

3 См. официальный сайт городского округа Зарайск: zarrayon.ru;

среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций муниципального образования достигла 24,38%, при среднем показателе по Московской области 35,67% (без индивидуальных предпринимателей). Количество малых и средних предприятий на 10,0 тыс. жителей - 248, при среднем показателе по Московской области - 407, количество вновь созданных предприятий (за исключением сферы торговли и без индивидуальных предпринимателей) - 161. Средняя заработная плата работников на малых предприятиях в 2017 г. - 23,77 тыс. руб., при этом средняя заработная плата работников малых предприятиях отставала от среднего городского уровня в 2017 г. на 19,4%2.

Субъекты малого бизнеса и индивидуальные предприниматели являются локомотивом развития в г.о. Зарайск потребительского рынка, в т.ч. сферы гостеприимства и сервиса. Оборот выпуска товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства в 2017 г., составил 3 457,2 млн руб. и на протяжении последних лет демонстрирует устойчивый рост3. На 1 января 2017 г. на

1 См. "Сводный доклад Московской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области за 2017 год" на сайте Министерства экономики и финансов Московской области (http://mef.mosreg.ru/dokumenty/ ocenka-effektivnosti-deyatelnosti1/ocenka-effek-tivnosti-deyatelnosti-organov-mes).

2 «Отчёт главы об итогах социально-экономического развития ...» (см. ссылку выше).

3 Там же.

территории округа осуществляют деятельность более 190 стационарных торговых объектов. Сфера сервиса была представлена 86 предприятиями бытового обслуживания, 20 предприятиями общественного питания. При этом в г.о. Зарайск мало точек общественного питания, рассчитанных на прием индивидуальных туристов и туристских групп, отсутствуют предприятия питания, представляющие «исконно зарайские блюда», типичные для разных исторических периодов, дополняющих историко-архитектурные программы города, специализирующихся на использовании продуктов местного производства. Создание подобных предприятий позволит сформировать новые и удлинить существующие в г.о. Зарайск цепочки добавленной стоимости и увеличить количество денег, потраченных туристами на территории городского округа. Об этом свидетельствуют исследования зарубежных специалистов по управлению туристскими дестинациями [2].

Для увеличения объема туристского потока и длительности его пребывания в городе необходимо активизировать развитие сектора размещения. В настоящее время в городе отсутствуют средства размещения, рассчитанные на прием организованных туристских групп. На официальном туристском портале г.о. Зарайск (У1Б1ТгАВАУЗК) предоставляется информация о 3-х из них: гостевой дом «Постоялый двор Гончарова», коттедж с бассейном и баней, ТГК «Зарайск». Данные средства размещения рассчитаны на прием индивидуальных туристов.

Средняя продолжительность пребывания в городе составляет одни сутки. В среднем турист при посе-

щении г.о. Зарайска расходует 5 тыс. руб., включая размещение, питание, экскурсии, покупку сувениров. Туристы приезжают в Зарайск в структуре экскурсионных групп, корпоративных команд для проведения мероприятий, а также как самостоятельные индивидуальные путешественники. Последняя категория путешествует семьями с детьми, на личном автотранспорте. Зарайск рассматривается индивидуальными туристами как туристская дестинация «выходного дня». В ходе социологического опроса были отмечены проблемы Зарайска как центра семейного туризма: отсутствие детских экскурсионных программ, мастер-классов и интерактивных мероприятий; отсутствие «детского меню» на предприятиях питания; слабая информационная поддержка объектов семейного туризма и отдыха. Потоки индивидуальных туристов генерирует, преимущественно, Москва.

На территории г.о. Зарайск имеется ряд предприятий малого и среднего бизнеса, которые также можно использовать при формировании территориального туристского продукта: 2 фермерских хозяйства - пасека и сыроварня в д. Мендюкино, конный клуб «Ангел» и контактный зоопарк «Святополе». У предпринимателей есть заинтересованность в приеме туристских групп и индивидуальных туристов, однако все проекты находятся на начальной стадии жизненного цикла, реализуются хаотично, без четкого бизнес-плана, испытывают острый дефицит финансовых ресурсов и профессиональных кадров, осведомленных в правовых и экономических вопросах, с чем связан ряд проблем в получении разрешительной докумен-

тации и т.п. Высокие риски связаны с тем, что предприниматели не имеют представления о современных технологиях и стандартах обслуживания туристов.

Полномочия администрации г.о. Зарайск в сфере туризма возложены на МБУ «Центр развития туризма, инфраструктуры и инвестиций г.о. Зарайск». Основные цели и задачи МБУ «Центр развития туризма, инфраструктуры и инвестиций г.о. Зарайск» в области развития туризма1:

- разработка и исполнение стратегии продвижения Зарайска на внутреннем и международном рынках туризма;

- разработка и организация въездных и выездных туров, внутренних экскурсий, индивидуальных программ;

- сопровождение инвестиционных проектов в сфере туризма;

- предоставление туристско-ин-формационных услуг;

- брендинг - помощь в разработке локальных брендов, брендирование территории в целом;

- помощь в развитии туристской инфраструктуры.

Инвестиционный климат на территории г.о. Зарайск рассматривается администрацией как благоприятный: объем инвестиций в экономику городского округа оценивается более чем 3 млрд. руб. Сформирован реестр свободных земельных участков и помещений (частных и муниципальных) для реализации проектов в сфере туризма и гостеприимства. На официальном сайте администрации г.о. Зарайск имеется раздел «Инвестору», где размещается информация о свободных

1 Информация сайта городского округа Зарайск (https://zarrayon.ru)

инвестиционных площадках, мерах поддержки инвесторов. В настоящий момент разрабатывается инвестиционный портал округа. Для улучшения благоприятного инвестиционного климата в муниципалитете создан Инвестиционный совет1. На данный момент на территории муниципального образования город Зарайск реализуются 10 инвестиционных проектов в сфере туризма и гостеприимства.

Одним из наиболее крупных инвестиционных проектов является строительство культурно-исторической базы Межрегиональной молодежной общественной организации «ВПК «РУСЬ» «Кремль им. Евпатия Колов-рата», инвестор И. Ю. Волокитин, президент холдинга «Группа ВИЮР». Попасть в обновленный Кремль можно будет тремя маршрутами (на выбор): водным, пешим путем и автотранспортом. Территорию детинца (Кремля) разделят на четыре основных сектора: гостевая зона, духовная, ремесленные мастерские, ратное «городище» - место для спортивных и зрелищных мероприятий. В центре - «княжий терем», в нем расположится админи-стративно-гостинично-развлекатель-ный комплекс. Уникальная крепость будет использоваться как площадка для фестивалей исторической реконструкции. База рассчитана на одновременный прием 1000 гостей. Предполагаемый штат сотрудников - около 200 чел.2 Впоследствии, как рассчитывают создатели проекта, сооружение может использоваться в качестве декораций для съемок исторических фильмов. В 2017 г. на территории культурно-исторической базы «Кремль им. Евпатия

1 Там же.

2 Там же.

Коловрата» прошел первый фестиваль «Зарайский ратный сбор»3. Для развития туризма в регионе подобные события являются перспективными, т.к. обеспечивают дополнительный туристский поток.

Особый интерес, с точки зрении туристского потенциала, представляет инвестиционный проект - «Музей обувного дела» (в статусе муниципального музея или муниципального выставочного зала), в основу которого положена коллекция музея при аграр-но-промышленном техникуме: мебель, фотографии, вещи из дома Редерса, образцы обуви. Кроме того, администрация г.о. Зарайска планирует реконструировать ряд городских парков, разработав для них различную тематическую направленность (спортивно-оздоровительную, военно-патриотическую, семейную, историческую и пр.), что также предполагает привлечение инвестиций из различных источников.

Объединение усилий и бюджетов различных уровней (частных инвесторов, местных жителей) является важным фактором развития сферы туризма, гостеприимства и развлечений в г.о. Зарайске. Путем государственно-частного партнерства восстановлен объект культурного наследия «Водонапорная башня», на которой открыта смотровая площадка.

Основными факторами, снижающими инвестиционную привлекательность и сдерживающими экономическое развитие г.о. Зарайск являются: устаревшая инженерная инфраструктура и, в связи с этим, высокие затраты на содержание ЖКХ; плохое состояние дорог и недостаточный уровень

3 См. сайт фестиваля (Ы{р://ратныйсбор.рф).

благоустройства общественных пространств.

Среди преимуществ г.о. Зарайск как инвестиционного объекта следует выделить богатое историко-культурное наследие и природно-рекреаци-онный потенциал1. Главной историко-культурной достопримечательностью города является Государственный историко-архитектурный, художественный и археологический музей «Зарайский кремль», который определяет моноотраслевую туристскую специализацию - ядерный объект, формирующий туристские потоки в город. Статистика посещений туристами Зарайского кремля в основном совпадает со статистикой туристских прибытий в город (с небольшой, в пределах 5%, погрешностью). В 2017 г. Зарайский кремль посетили около 50 тыс. чел. Поток посетителей характеризуется сезонной неравномерностью с пиками в летние месяцы. Доход от одного посетителя в среднем составляет 500 руб. Основными путями повышения доходности музея являются увеличение количества посетителей и продажа сувенирной продукции (расширение ассортимента, продажа авторских работ и т.д.).

Помимо Зарайского кремля, важными историко-культурными объектами г.о. Зарайска являются:

- Зарайская стоянка - древнейший археологический памятник эпохи верхнего палеолита (памятник мирового значения);

- дом-музей скульптора А. С. Голубкиной;

- музей Ф. М. Достоевского - культурно-просветительский, научно-ре-

1 См. сайт Фонда развития Зарайского района и города Зарайска (Ы{р://зарайск.рф).

ставрационный и музейный центр «Заповедное Даровое».

В настоящее время, по информации МБУ «Центр развития туризма, инфраструктуры и инвестиций г.о. Зарайск», туристские программы по г.о. Зарайску реализуются 18-ю московскими и региональными туристскими компаниями. Анализ деятельности данных компаний показал необходимость расширения связей с туроператорскими и турагентскими компаниями г. Москвы для проектирования создания уникального территориального туристского продукта (табл. 1).

В настоящее время экскурсионные программы по г.о. Зарайску и окрестностям предлагают 2 местные организации: музей Зарайского кремля и МБУ «Центр развития туризма, инфраструктуры и инвестиций г.о. Зарайск». Маршруты экскурсий по исторической части города данных организаций практически совпадают. Музей Зарайского кремля также предлагает расширенную экскурсию, включающую посещение новой части Зарайска. Все представленные экскурсионные программы носят культурно-познавательный, религиозный и событийный характер. Ряд программ входит в межрегиональный туристский маршрут «Тур четырех Кремлей» (Коломна - Рязань - Зарайск - Тула), при этом высока конкуренция со стороны более популярных у экскурсантов и туристов таких направлений, как Рязань и Коломна. Туристско-экс-курсионные маршруты являются круглогодичными, с явно выраженным снижением запросов в зимний период, это маршруты «выходного дня», линейные и/или кольцевые.

Администрацией тогда еще Зарайского района была принята Концепция

Ист.: составлено на основе информации, предоставленной МБУ «Центр развития туризма, инфраструктуры и инвестиций г.о. Зарайск»

Таблица 1

Реестр региональных экскурсионных программ по г.о. Зарайск

Программа Протяженность маршрута Объекты показа Кем реализуются Пропускная способность

Зарайский Посад Гостиный двор, ул. сборные экскур-

- очарование ста- Красноармейская, сии от МБУ по вы-

ринного провинци- 1 км дома купцов Ярцева ходным 15 чел

ального города и Локтева, школы, водонапорная башня

Зарайск - перво- Площадь Революции, реализуется музеем

степенный город Рязанской губернии 1,5 км торговые ряды, ул. Красноармейская, купеческие дома 15 чел

Природно-познава- Храмы и церкви За- организованы на

тельная паломниче- 30 км райска и Зарайского безвозмездной 50 чел

ская тропа района основе

Путешествие в про- Храмы и церкви обзорный марш-

шлое города Зарайска, святой рут по Зарайску,

5 км источник Белый колодец, купеческие особняки реализуемый туроператорами 15 чел

По галереям Зарай- 2 км Стены и башни кре- реализуется музеем 20 чел

ского кремля пости

По территории усадьбы Даровое 1 км Территория усадьбы, флигель, пруд, роща реализуется музеем 15 чел

По дому А.С. Голуб- Комнаты, где про- реализуется музеем

киной 500 м живала семья Голубкиных, работы скульптора 10 чел

создания индустрии гостеприимства. В ее рамках планируется реализовать ряд целей:

- включение Зарайского района в региональные, федеральные и международные туристические маршруты (например, «Губернское кольцо»);

- создание новых пешеходных туристических маршрутов по Зарайску;

- создание новых туристических маршрутов («Коломна-Луховицы-За-райск», «Коломна-Рязань-Зарайск» (в память о боевом прошлом Руси);

- обеспечение доступности пеше-

ходных маршрутов для местного населения;

- создание туристского агентства с возможностью подготовки профессионалов в сфере туризма;

- создание новых рабочих мест в сфере туризма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из векторов развития индустрии гостеприимства, предложенных к реализации в Стратегии социально-экономического развития Зарайского района на 2013-2025 гг. и включающих событийный, познавательный, лечебно-оздоровительный, экологический

visy

и дачный туризм, наиболее перспективными являются лечебно-оздоровительное и «дачное» направления. Развитие данных видов туризма и сфер туристско-рекреационной деятельности может выгодно выделить Зарайский район из числа соседних районов.

В целях продвижения г.о. Зарайск как туристкой дестинации в 2017 г. был открыт Туристско-информацион-ный центр «Подмосковье». Активно функционирует туристский портал

Заключение

На основе анализа современного состояния были разработаны практические рекомендации. В условиях слабой известности города и района для целевой аудитории, слабо развитой туристской инфраструктуры, ограничен-

УШГгЛКЛУЗК, который в 2017 г. занял 3 место в 13-й Премии в области развития общественных связей КыРоЯ в номинации «Развитие и продвижение территорий». Г.о. Зарайск регулярно принимает участие Международной туристической выставке «ИНТУРМАРКЕТ».

Для определения возможных направлений развития туризма и их продвижения был проведен SWOT-анализ факторов развития туризма г.о. Зарайск (табл. 2).

ного туристского предложения, основным направлением работы туристской администрации территории должно стать формирование спектра привлекательных предложений для внутреннего туристского рынка на базе оригинального позиционирования места.

Таблица 2

SWOT-анализ развития туризма в г.о. Зарайск

Внутренние факторы Сильные стороны Слабые стороны

1) наличие объектов показа, которые в рамках региона можно расценить как уникальные 2) инициатива местной администрации 1) слабое развитие туристско-рекреационной и сопутствующей инфраструктуры 2) невысокая инвестиционная привлекательность 3) необходимость реставрации объектов

Внешние факторы Возможности Угрозы

1) интеграция в комплексный туристский продукт Московской области 2) привлечение дополнительного потока за счет проведения событийных мероприятий 3) выгодное транзитное положение на стыке регионов 4) расширение сети сбыта за счет заключения соглашений с московскими турфирмами 1) высокая конкуренция, в первую очередь со стороны Рязани и Коломны 2) слабое развитие дестинации в масштабах региона и РФ в целом 3) текущее положение малого города, слабо выделяющегося на фоне подобных

V15V

Достижение этой цели следует обеспечить решением задач, в числе которых четкое позиционирование территории района; формирование спектра базовых туристских программ и маршрутов; внедрение элементов туристского предложения района в

существующие многодневные туристские программы и маршруты; создание программы продвижения образа и туристского предложения района на российском рынке.

Статья поступила в редакцию 26.04.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Щегольков Ю. Ю., Метелкина П. В. Развитие туризма в малых городах России // Мир новой экономики. 2017. № 1. С. 86-91.

2. Stange J., Brown D. Tourism Destination Management. Achieving Sustainable and Competitive Results (Online tool kit and resource series: ST103). Washington, DC: US Agancy for International Development, 2013. 138 р. - URL: https://www.usaid.gov/sites/default/files/ documents/2151/DMOworkbook_130318.pdf. (дата обращения: 20.04.2019).

3. Tsundoda T., Mendlinger S. Economic and Social Impact of Tourism on a Small Town: Peterborough, New Hampshire // J. Service Science & Management. 2009. № 2. P. 61-70.

REFERENCES

1. Shchegolkov Yu. Yu., Metelkina P. V. [Development of tourism in small towns of Russia]. In: Mir novoy ekonomiki [World of New Economy], 2017, no. 1, pp. 86-91.

2. Stange J., Brown D. Tourism Destination Management. Achieving Sustainable and Competitive Results (Online tool kit and resource series: ST103). Washington, DC, US Agancy for International Development, 2013. 138 р. Available at: https://www.usaid.gov/sites/default/ files/documents/2151/DM0workbook_130318.pdf (accessed: 20.04.2019).

3. Tsundoda T., Mendlinger S. Economic and social impact of tourism on a small town: Peterborough, New Hampshire. In: J. Service Science & Management, 2009, no. 2, pp. 61-70.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Валькова Татьяна Михайловна - кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]

Шабалина Наталия Владимировна - кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatiana M. Valkova - PhD in geographical sciences, associate professor at the Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: [email protected]

Nataliya V. Shabalina - PhD in geographical sciences, associate professor at the Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Валькова Т. М., Шабалина Н. В. Туризм в малых городах: Зарайск // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 2. С. 144-154.

DOI: 10.18384/2310-7189-2019-2-144-154

FOR CITATION

Valkova T., Shabalina N. Tourism in small towns: Zaraysk. In: Bulletin of the Moscow Regional State University, Series: Natural Sciences, 2019, no. 2, pp. 144-154. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-2-144-154

V15V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.