Научная статья на тему 'Тенденции развития туристского бизнеса в Приморском крае'

Тенденции развития туристского бизнеса в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1237
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ / REGIONAL TOURISM / TOURIST COMPLEX / ECONOMIC CRISIS / TOURIST FLOWS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Косолапов А. Б., Урусов В. М.

Рассмотрены тенденции развития туристского бизнеса в Приморском крае. Показана преобладающая роль региональных социально-экономических, демографических и организационных факторов над общероссийскими в возникновении проблем местного туристского комплекса. Предложены рекомендации, направленные на развитие туристского бизнеса, основанные на опыте преодоления последствий кризисов 1998 г. и 2008-2009 гг., c учетом современных реалий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development of tourist business in Primorskiy region are considered. The leading role of social-economic, demographic and organizational factors is shown over all-Russian ones in arising of problems of local tourist complex. Recommendations are offered aimed at development of tourist business and based on the experience of overcoming consequences of crises of 1998 and 2008-2009 taking into account present realia

Текст научной работы на тему «Тенденции развития туристского бизнеса в Приморском крае»

А.Б. КОСОЛАПОВ,

В.М. УРУСОВ

Тенденции развития туристского бизнеса в Приморском крае

Рассмотрены тенденции развития туристского бизнеса в Приморском крае. Показана преобладающая роль региональных социально-экономических, демографических и организационных факторов над общероссийскими в возникновении проблем местного туристского комплекса. Предложены рекомендации, направленные на развитие туристского бизнеса, основанные на опыте преодоления последствий кризисов 1998 г. и 2008—2009 гг., с учетом современных реалий.

Ключевые слова: региональный туризм, туристский комплекс, экономический кризис, туристские потоки.

Tendencies of development of tourist business in Primorskiy region.

A.B. KOSOLAPOV, V.M. URUSOV.

Tendencies of development of tourist business in Primorskiy region are considered. The leading role of social-economic, demographic and organizational factors is shown over all-Russian ones in arising ofproblems of local tourist complex. Recommendations are offered aimed at development of tourist business and based on the experience of overcoming consequences of crises of 1998 and 2008—2009 taking into account present realia.

Key words: regional tourism, tourist complex, economic crisis, tourist flows.

В последние годы в сфере туризма Приморского края отмечаются положительные тенденции. Разработана и внедряется целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае на 20112016 годы», заслуживает внимания опыт реализации проекта экологического туризма по системе «Bed and Breakfast» в десяти сельских районах [4]. Формируется система непрерывного профессионального туристского образования, развивается научный комплекс сферы туризма.

По данным Департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края по состоянию на 15 ноября 2011 г. в Приморском крае зарегистрировано 273 туристских предприятия. Из них 125 -внесены в Единый федеральный реестр туроператоров, в том числе 117- занимающихся международным и внутренним туризмом и 12 -внутренним туризмом [1, 7]. Как правило, это турфирмы, имеющие 515-летний опыт работы. Кроме того, на территории края осуществляют туристскую деятельность 7 представительств, филиалов и обособленных подразделений предприятий из Москвы, Хабаровска, Новосибирска, Камчатского края, Еврейской автономной области [11]. Существующая численность турфирм сформировалась под влиянием ежегодного устойчивого темпа прироста, начавшегося в 2001 г. и равного 1214% [5].

Для Приморского края характерна значительная неравномерность размещения туристских предприятий с тяготением к краевому центру г. Владивостоку (около 80 %) [6]. В настоящее время в туристской сфере края трудится 1735 чел., из них 60 % имеют высшее образование, 10 % -высшее туристское образование, 56 % работают в области туризма более трех лет [10].

Коллективные средства размещения туристов в Приморском крае включают более 300 предприятий (в 1999 г. - около 240), в том числе более 130 баз отдыха, турбаз и пансионатов. Гостиничное хозяйство насчитывает свыше 120 гостиниц, располагающих более чем 4 тыс. номеров (7,6 тыс. мест). [3]. На производственных площадях гостиничного комплекса Приморья размещается 79 объектов инфраструктуры, в том числе 18 парикмахерских, 16 бань (саун), 15 автостоянок, 7 тренажерных залов, 6 бассейнов, 3 пункта проката, 1 теннисный корт. Гостиничное хозяйство включает в себя также услуги предприятий общественного питания: 41 ресторан (в том числе кафе, бары) на 2,5 тыс. мест, 4 столовые на 264 места, 4 предприятия розничной торговли. Кроме того, в Приморском крае зарегистрировано свыше 600 самостоятельных предприятий общественного питания [3].

Одна из основных характеристик развития туризма в Приморском крае - объем туристского потока. В отношении этого показателя отмечается устойчивая динамика роста. В 2010 г. объем международного въездного потока составил 52 952 чел., выездного - 385 600 чел. Объем внутреннего туризма по экспертным оценкам Департамента международного сотрудничества и туризма был равен 597 702 чел. По объему международного туристского потока Приморский край занимает 4-е место, а по безвизовому туризму с КНР - 1-е место в Российской Федерации.

В 2010 г. показатель выезда российских граждан из Приморского края за рубеж более чем в 17,5 раз превысил показатель въездного туризма [10]. Объем въездного международного туристского потока после максимума 2001 г., равного 173,1 тыс. чел., в последующем начал постепенно снижаться (рис. 1). В 2010 г. он составил 49,7 тыс. чел. [2] (35,3 % от показателя 2005 г.). Такая тенденция объясняется действием ряда объективных и субъективных факторов. К объективным следует отнести отмену в КНР одноразовых туристских паспортов, борьбу с незаконной трудовой деятельностью, для осуществления которой до 2004 г. активно использовался канал безвизового туризма с КНР; сокращение срока пребывания безвизовых туристских групп на сопредельной территории с 30 до 15 дней и др. Субъективные факторы включают снижение туристской аттрактивности региона, высокие транспортные тарифы, недостаточную пропускную способность пограничных пунктов пропуска в крае в период «высокого» сезона и др.

Отмеченные неоднозначные изменения в туристском комплексе Приморского края свидетельствуют как о повышении внимания государственной власти, научных и образовательных учреждений, представителей тур-бизнеса, общественности к проблемам развития регионального туризма, так и о наличии нерешенных проблем. Например, в сфере туризма Приморья до сих пор не сложилась эффективная система рыночных отношений, в туристском бизнесе и индустрии гостеприимства отмечается существенное отста-

вание от мировых стандартов менеджмента, организационных и производственных технологий. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты анкетирования 20 руководителей крупных турфирм г. Владивостока, проведенного нами на региональной выставке «Дальтур-2011» (рис. 2).

Год

Рис. 1. Численность иностранных посетителей, въехавших в Приморский край в 1999-2010 гг., и линия тренда на период до 2011 г. (рассчитано по отчетам служб пограничного контроля Приморского края [2])

Цена/качество услуг размещения

Цена/качество

турпродукта

Организационное

управление

Управление

финансами

Управление

персоналом

Современные технологии обслуживания

Рис. 2. Экспертная оценка стандартов туристского бизнеса в Приморском крае, % (общемировые стандарты приняты за 100 %)

Незавершившийся процесс формирования устойчивого развития туризма в Приморском крае в 2000-2007 гг. подвергся достаточно сильному деструктивному влиянию мирового экономического кризиса. Произошедшие изменения вызвали обоснованную тревогу участников регионального туристского рынка, заставили пересмотреть стратегию и тактику как отдельных туристских предприятий, так и туристской сферы в целом. К известным макроэкономическим и социально-демографическим проблемам российского Дальнего Востока и Приморского края добавились новые «факторы риска», усиливающие неопределенность принимаемых управленческих решений, поведения потребителей, финансовой надежности партнеров. Основные проблемы туристского бизнеса Приморского края, носившие затяжной системный характер, усугубились дестабилизацией мировой экономики. Однако надо отметить, что большинство этих проблем не имеют прямого отношения к мировому экономическому кризису, и их негативный эффект мог быть уменьшен в межкризисный период (с 2000 по 2007 г. и в 2010-2011 гг.). Но этого не произошло. Причины инерционности инновационных процессов в туристском бизнесе Приморья требуют детального анализа для поиска путей выхода из затянувшейся ситуации стагнации.

Одна из серьезных проблем, имеющая общероссийский характер, связана с отменой лицензирования туристской деятельности, что привело к появлению компаний без достаточного опыта работы в условиях растущего спроса и повышения требований к качеству туристского продукта. Государственный контроль деятельности турфирм принял формальный характер, а введение механизма финансовых гарантий в условиях повышенного туристского спроса оказалось недостаточно эффективным.

В 2010 г. в России, в том числе и в Приморском крае, усилилась тенденция значительного завышения стоимости туристских путевок. Туроператоры совместно с авиаперевозчиками неоправданно поднимали цены на турпакеты под предлогом дорожающего топлива. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба провела проверку для установления «ценовых сговоров», однако отсутствие эффективных рычагов государственного регулирования потребительского рынка не позволило нормализовать ситуацию. Следствием «ценового сговора» явилось формирование у части потребителей негативного отношения к организованному туризму, что способствовало оттоку клиентов турфирм.

Однако надо отметить, что региональные проблемы Приморского края по своему негативному влиянию на туристский бизнес гораздо значительнее общероссийских. Несмотря на то что за последние годы состояние и перспективы развития туризма в Приморском крае неоднократно становились предметом обсуждения на Координационном совете Департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края, на научнопрактических конференциях различного уровня, развитие туристской деятельности в регионе происходит в условиях отсутствия четко выверенной политики и стратегии развития. Это привело к тому, что на протяжении последнего десятилетия, невзирая на высочайший туристский потенциал Приморского края, число въезжающих иностранных посетителей по сравнению с общероссийскими показателями невелико. По данным Росстата во

все регионы России в 2008-2010 гг. въехало с целью туризма около 4,5 млн граждан [6], при этом поток иностранных туристов в Приморский край составил всего 1,6 % от общероссийского. Линейный прогноз, подтверждаемый объективными тенденциями снижения интереса туристов к российскому Дальнему Востоку, показывает, что к 2011 г. число иностранных посетителей в Приморском крае может уменьшиться до 35 тыс. чел. в год (рис. 1).

В большинстве своем предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшей перспективе будут на первом месте при выборе туристских поездок, но в Приморском крае они пока труднореализуемы.

Наблюдаемое снижение въездного туристского потока в Приморский край в 2000-е гг. сопровождалось ростом выбытий за пределы Российской Федерации, в основном в КНР (рис. 3). Однако уже в начале 2009 г. количество выездов россиян в КНР по данным Департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края сократилось на 20 %. Это было связано с ужесточением таможенных правил, согласно которым так называемый помогаечный бизнес (ввоз российскими гражданами коммерческих партий товаров под видом товаров для личных целей) с льготной или даже бесплатной поездкой в приграничные города стал невыгодным и для турфирм, и для туристов. Произошедшее одновременно изменение курса юаня по отношению к рублю привело к увеличению стоимости туристских путевок и поставило под угрозу не только коммерческий туризм, но и популярные летние экскурсионные и оздоровительные программы в Харбине, Даляне, Пекине, Шеньяне и других городах и курортных местностях. Поэтому прогнозируемый линейный тренд на 2011 г., имеющий положительную динамику за счет предыдущих периодов, вероятно, будет скорректирован в сторону уменьшения.

30 -|

2000 2003 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Год

Рис. 3. Разница численности выехавших российских граждан из Приморского края за пределы РФ и въехавших в него иностранных граждан в 2000-2010 гг. и линия тренда на период до 2011 г. (рассчитано по отчетам служб пограничного контроля Приморского края [2])

Сдерживающее влияние на развитие внутреннего туризма в Приморском крае оказывает нарастающая депопуляция населения (рис. 4). К началу 2009 г. Приморье подошло к рубежу, когда увеличение численности населения стало критическим условием стратегического развития края. Количество жителей уменьшилось до 1995,7 тыс. чел., а на 1 октября 2011 г. составило 1951,5 тыс. чел. [9]. Одновременно происходило изменение возрастной структуры населения, крайне неблагоприятное для формирования туристского спроса, - доля людей старше трудоспособного возраста выросла с 16 % в 1999 г. до 19,8 % в 2010 г., а доля молодежи (в возрасте до 18 лет включительно) сократилась с 20,9 до 15,4 % [9].

1989 1999 2003 2005 2007 2008 2009 2010

Год

Рис. 4. Численность населения Приморского края в 1989-2010 гг. [9]

Туристский рынок Приморского края в 2000-е гг. развивался исключительно экстенсивно, наращивая объемы продаж туров, но не оптимизируя работу по привлечению и закреплению клиентов, освоению новых сегментов рынка (например, социально незащищенных групп населения, бизнесменов, спортсменов, членов различных общественных организаций и объединений и др.). Наметившееся в последние годы партнерство крупных туристских компаний на рынке круизного туризма, зимнего отдыха в странах Юго-Восточной Азии и на некоторых других направлениях не имеет системного характера, развивается эпизодически.

В 2008-2009 гг. произошло разрегулирование координационной деятельности турфирм Приморского края и транспортных компаний, в первую очередь авиапредприятий. Резкий рост тарифов на перевозки, уменьшение «глубины» бронирования, отмена рейсов на популярных направлениях (например, в Таиланд авиакомпанией «Владавиа»), участившиеся случаи задержки и совмещения рейсов, смена авиаперевозчиков на зарубежных направлениях значительно усложнили работу по бронированию мест размещения, выполнению экскурсионных программ, породили поток обоснованных жалоб туристов.

Существенное упущение приморского турбизнеса за прошедшее десятилетие заключалось в отсутствии стремления диверсифицировать свою

деятельность, в уверенности руководителей турфирм в бесконечном увеличении потока туристов, выезжающих за рубеж (в основном в сопредельные страны), в нежелании вкладывать финансовые средства в обучение сотрудников инновационным технологиям, в непонимании неизбежности циклического развития туристского бизнеса, сведении его к сделкам по купле-продаже без соответствующего сервисного сопровождения и даже к околотуристской деятельности, связанной не с разработкой и реализацией турпродуктов, а лишь с реализацией права на выезд организованных групп в КНР.

Итогом рассмотренных процессов явилась не консолидация туристского бизнеса Приморского края, а его достаточно четкая фрагментация на три сегмента: крупных многопрофильных туроператоров, турагентов исключительно китайского направления, туроператоров внутреннего туризма. При этом все перечисленные участники туристского рынка постоянно испытывали и продолжают испытывать значительные трудности, связанные с неустойчивым курсом валют, сезонным характером имеющихся предложений, постоянным ростом тарифов на перемещение, размещение, питание, административно-правовыми ограничениями (визовыми, пограничными, экологическими и др.).

В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г.» [8], принятой Федеральным агентством по туризму в 2008 г., подчеркивается, что Приморский край в отношении туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также неравномерность развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, имеет средний уровень развития туристского продукта (при высоком и недостаточном уровнях, наблюдающихся по другим регионам России). Такое срединное положение обусловлено в основном потоком туристов из КНР и сезонным развитием пляжного и оздоровительного туризма для жителей Дальнего Востока. Однако опыт последних лет свидетельствует о весьма неопределенной тенденции роста туристских потоков из сопредельных стран, что связано с обстоятельствами как внутри этих стран, так и в России.

Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует иметь в виду, что для сферы туризма характерен эффект кумуляции, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет.

Частный бизнес Приморского края не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своего региона, т. к. продвигает и продает только свой собственный продукт. Следовательно, задача создания образа Приморья, благоприятного для посещения, - исключительно государственная, и это подтверждается мировой практикой. Надо заметить, что увеличение представительских расходов на продвижение туристского продукта Приморского края в странах Юго-Восточной Азии не имеет существенного значения, т. к. не в полной мере использованы имею-

щиеся резервы. В частности, интернет-реклама Приморского края на иностранных языках нуждается в немедленной модернизации. Например, навигация на англоязычных страницах сайта администрации Приморского края «Туризм в Приморье» (http://www.tourprim.ru) малоинформативна, недостаточно визуализирована, не обновляется. Попытка поиска официальной информации о туризме в Приморском крае на иностранных языках с крупнейшего поискового портала www.yachoo.com обречена на неудачу. Между тем создание эффективного туристского сайта Приморского края -неотложная и сравнительно низкозатратная задача.

Финансовый кризис 2008-2009 гг. в значительной степени повлиял на внутрифирменные процессы. Они явились закономерным отражением произошедших изменений на рынке выездного туризма Приморского края в зимний сезон 2008/09 г., когда по данным ряда крупных туроператоров, полученным в ходе проведенного нами анкетирования, произошло сокращение туристского потока, достигшее как минимум 25 %. Спрос на летние виды отдыха приобрел в 2008 г. по сравнению с 2007 г. отсроченный характер. В этих условиях руководители многих турфирм Приморского края оптимизировали расходы, потребовали от сотрудников большей продуктивности и самоотдачи при снижении затрат на персонал. Менеджеры некоторых направлений в «низкий» сезон были отправлены в неоплачиваемые отпуска большей продолжительности, чем в предыдущие годы. В связи с явным снижением спроса на отдых и развлечения возросла лояльность персонала турфирм по отношению к клиентам. В наибольшей степени пострадали турагентства, делавшие ставку на работу с массовыми недорогими турпакетами и не имевшие финансового резерва для выживания.

Для туристских предприятий, находящихся в настоящее время на грани закрытия, вероятно, будет полезен опыт крупных турфирм, сохранивших свой бизнес в период кризисов 1998 и 2008-2009 гг. Кратко суть соответствующих рекомендаций можно сформулировать следующими ключевыми словами: минимизация расходов, консолидация с партнерами, диверсификация, повышение уровня профессионализма, клиентоориентированный подход, интенсификация деятельности. Вряд ли целесообразны уход с традиционных рекламных площадей с прекращением напоминающей рекламы, переезд в помещение с более низкой арендной платой, увольнение сотрудников, имеющих опыт работы.

Таким образом, и макроэкономическое окружение, и внутрифирменные процессы в туристском бизнесе Приморского края не дают повода для оптимизма. Тем не менее усиливающееся внимание законодательной и исполнительной власти России к проблемам Дальнего Востока, возможно, будет способствовать активизации внутренних и даже въездных туристских потоков. Однако в краткосрочном периоде (2012-2015 гг.) предпосылок для выраженных изменений существующей ситуации нет. Даже широкомасштабное проведение в г. Владивостоке Форума АТЭС в 2012 г. не предполагает активизации въездного туризма, т. к. это мероприятие кратковременное и жестко регламентировано службами безопасности. Развитие инфраструктуры в результате подготовки к Форуму АТЭС также практически не повлияет на рост туристских прибытий. Реконструкция аэропорта, строительство мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский, модернизация

автотрассы, соединяющей г. Владивосток с аэропортом, а также возведение островного и береговых гостиничных комплексов не решат проблему привлечения иностранных туристов, не усматривающих в предлагаемых российских турпакетах конкурентных преимуществ по сравнению с предложениями стран Юго-Восточной Азии (КНР, Республики Корея, СРВ и др.).

В сложившихся условиях правомерно ожидать уменьшения числа туристских предприятий Приморского края. По усредненной оценке, полученной в ходе опроса 20 руководителей турфирм г. Владивостока, в ближайшие 3-5 лет до 15 % турфирм Приморского края, в основном занятых турагентской деятельностью, прекратят свою деятельность. В последующем, независимо от экономической ситуации, произойдет дальнейшее, интенсивное, снижение их численности до 100-120 турфирм. Эти изменения будут обусловлены ликвидацией турагентов, занимающихся незаконной околотуристской деятельностью, связанной с «помогаечным» бизнесом из КНР в Россию, а также неизбежным приходом на российский рынок иностранных туристских компаний. При этом число занятых мест в туризме, напротив, возрастет, что будет определяться социальноэкономическими преобразованиями на Дальнем Востоке в связи как с проведением Форума АТЭС, так и с мерами, предпринимаемыми Правительством РФ в отношении жителей Дальнего Востока (расширение в 2012 г. дифференцированных льгот при авиаперелетах в центральные регионы страны, реализация программы бесплатного посещения приграничного г. Суйфэньхэ для 10 тыс. туристов, упрощение визового режима с Республикой Корея и др.). Однако рост числа менеджеров турбизнеса не может быть значительным из-за расширяющихся возможностей индивидуального электронного бронирования как отдельных составляющих турпакета, так и туристских программ в целом.

В санаторно-курортных учреждениях Приморского края в летний период сохранится превышение спроса над предложением как в континентальном Шмаковском курортном комплексе, так и в санаториях, расположенных вблизи Амурского и Уссурийского заливов Японского моря. В связи с этим дальнейшее развитие получит система «Bed and Breakfast» с размещением отдыхающих в частном секторе. В холодное время года за-полняемость санаторно-курортных учреждений пригорода Владивостока останется низкой (40-50 %).

С учетом характера туристских ресурсов Приморского края, состояния туристской инфраструктуры и разработанности туристских продуктов особый интерес для развития въездного туризма в настоящее время могут в основном представлять следующие его виды:

- культурно-познавательный туризм, характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;

- активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность;

- специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности, как экологический, научный, учебный, событийный, лечебнооздоровительный и др.;

- круизный - с заходом в порт г. Владивостока океанических судов высшего класса;

- деловой - охватывающий так называемую индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).

На внутреннем туристском рынке Приморского края особенно важно развивать экологический и лечебно-оздоровительный туризм [12].

Обращаясь к «туристским» итогам кризисов 1998 и 2008-2009 гг., можно сделать вывод, что основное воздействие российского финансового рынка на туристскую индустрию Приморского края будет заключаться не в снижении туристской активности населения, а в изменении внутри- и межрегиональных туристских потоков как во внутреннем, так и в выездном туризме. Въездной туристский поток продолжит снижаться, но причины этого будут связаны не столько с мировым кризисом, сколько с отсутствием в Приморском крае факторов, эффективно влияющих на повторный туристский спрос.

В целом развитие туристского бизнеса Приморского края имеет благоприятные предпосылки, а существующие проблемы, в том числе порожденные мировым кризисом и имеющие системный характер, не смогут существенно ухудшить ситуацию в сфере туризма и будут способствовать оптимизации деятельности всех участников туристского рынка. Конечно, некоторые туристские фирмы Приморского края будут вынуждены прекратить свою деятельность, однако им на смену придут новые предприятия, имеющие большую финансовую устойчивость, грамотный менеджмент, готовые к взаимовыгодному сотрудничеству с крупнейшими российскими и зарубежными туроператорами, а также с авиа-, железнодорожными и морскими перевозчиками. Последующая неизбежная реализация имеющегося потенциала внутрифирменного менеджмента, маркетинга, несомненно, будет способствовать оздоровлению туристского рынка Приморского края.

Литература

1. Единый федеральный реестр туроператоров. - Режим доступа: http://reestr.russiatourism.ru. [Дата обращения 14.11.2011 г.].

2. Ежегодные отчеты Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю. Фондовые материалы Департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края, 2000-2010 гг.

3. Индустрия гостеприимства в Приморском крае: стат. сб. / Террито-риальн. орган Федеральн. службы гос. статистики по Прим. краю. -Владивосток, 2011. - 86 с.

4. Косолапов А.Б., Лозовская С.А., Бартовщук В.И. Гостиница «Bed and Breakfast». Что это такое? //Гостиничное дело. 2009. № 4. С. 34-39.

5. Косолапов А.Б. Туристский бизнес в Приморском крае на рубеже веков // Проблемы и перспективы развития туризма и гостиничноресторанного бизнеса в Приморском крае. Барнаул: АГУ, 2010.

C. 21-36.

6. Россия в цифрах. 2009: стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 157 с.

7. Сведения о туроператорах Приморского края, содержащиеся в едином федеральном реестре туроператоров. - Режим доступа: http:// www.tourprim.ru/tour. [Дата обращения 14.11.2011 г.].

8. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru. [Дата обращения і4.і і.20і і г.].

9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. - Режим доступа: http://

www.primstat.ru/default.aspx. [Дата обращения і4.іі.20іі г.].

10. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае: стат. сб. / Терри-ториальн. орган Федеральн. службы гос. статистики по Прим. краю. - Владивосток, 2011. - 140 с.

11. Щур В.В. Состояние и перспективы развития туризма в Приморском крае // Экологический форум «Природа без границ» (г. Владивосток, 22-23 сентября 2011 г.). Владивосток, 20 і і. С. 3-9.

12. Юванен Е.И. Развитие экологического и приключенческого туризма в Приморском крае: туризм и устойчивое развитие регионов // Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. / Твер. гос. ун-т. Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 2005. С. 124-125.

© Косолапов А.Б., Урусов В.М., 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.