www.volsu.ru
DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu3.2016.1.5
УДК 338.48 ББК М65
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Игорь Николаевич Молчанов
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Ленинские горы, д. 1, строение 46, к. 324, 119991 г. Москва, Российская Федерация; профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 9392940@gmail.com
просп. Ленинградский, 49, 125993 г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования туристских кластеров в национальной экономике России. Акцентируется внимание на необходимости развития внутреннего и въездного туризма на региональном уровне управления в условиях динамично изменяющейся геополитической ситуации. Описывается значимость туризма как одного из важных направлений хозяйственной деятельности, влияющих на темпы экономического роста в отраслях сферы услуг. Раскрываются достоинства региональных туристских кластеров как инструментов, содействующих росту продуктивности, эффективности и конкурентоспособности субъектов хозяйствования туристского сектора региональной экономики.
Систематизируются отличительные характеристики региональных туристских кластеров; приводятся структурированные определения понятий: туристский потенциал; культурно-историческое наследие; туристская инфраструктура. Дается развернутая формулировка регионального туристского кластера и объясняется ее отличие от других определений. Выделены факторы, влияющие на изменение ситуации в сфере туризма в России и сформулирована организационная предпосылка, направленная на обеспечение согласованного взаимодействия всех участников кластера и установление возможных векторов скоординированного развития их хозяйственно-финансовой деятельности.
Обосновываются возможные организационные и экономические меры, направленные на развитие туристского сектора региональной экономики. Исследуются потенциальные источники финансирования организаций-участников кластерных структур. Описывается российский опыт финансирования инновационных кластеров. Сформулированы рекомендации по улучшению финансовой базы формирующихся региональных туристских кластеров посредством максимального использования бюджетных и вне-чо бюджетных финансовых ресурсов. Доказывается необходимость использования механизмов государственно-частного партнерства. Акцентируется внимание на вопросах финансового обеспечения подготовки кадров, в том числе специалистов рабочих проК фессий, для вновь образуемых и для функционирующих территориальных туристских
§ кластеров. Сделаны выводы о влиянии процессов образования кластеров на динамику
£3
¡2 и результаты социально-экономического развития.
Ключевые слова: кластер, регион, инвестиции, туризм, экономический рост, сфера © услуг, финансирование.
Формирование региональных кластеров как одно из ключевых направлений развития туристской деятельности
В период модернизации российской экономики закономерным становится рост требований к регулированию территориального развития. Новые условия хозяйствования заставляют органы власти субъектов Российской Федерации совершенствовать системы управления административно-территориальными и муниципальными образованиями [3, с. 170]. Одним из приоритетных аспектов регионального развития становится улучшение деятельности организаций сферы услуг, связанных с производством туристских продуктов. Изучение позиций различных исследователей и анализ научной литературы свидетельствуют о том, что до настоящего времени, насколько известно, в полной мере не завершено создание универсальных подходов к решению накопившихся в данной области организационно-экономических и финансовых проблем. В этой связи актуальным вопросом является применение научных принципов и современных технологий при разработке концептуальных основ управления формированием и развитием региональных туристских кластеров. Координация, коммуникация и взаимоувязка различных элементов, образующих кластер, возможны в рамках использования всей совокупности форм и методов государственного финансового регулирования и современного инструментария программно-целевого планирования национальной экономики.
Согласно российскому законодательству, под туризмом понимаются временные выезды, путешествия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [14]. В настоящее время в России сфера туристских услуг функционирует весьма динамично, однако принципиально важным становится акцентирование внимания на приоритетном развитии внутреннего и въездного туризма. В нормативных правовых актах Рос-
сийской Федерации подчеркивается значимость туризма как катализатора социально-экономического развития регионов - административно-территориальных образований страны - республик, краев, областей. В долгосрочных документах программного характера (Концепциях, Стратегиях, государственных и целевых Программах федерального и регионального уровней) констатируется роль туристской индустрии в обеспечении устойчивого функционирования национальной экономики, обосновываются меры по налаживанию работы туристского сектора. Туризм рассматривается как одно из важных направлений хозяйственной деятельности, влияющих на темпы экономического роста в отраслях сферы услуг. Результатом позитивных изменений должно стать улучшение количественных и качественных характеристик работы туристских компаний, организаций, предоставляющих коллективные средства размещения, предприятий транспорта, связи, торговли, производителей продуктов питания, сувенирной и иной продукции, отраслей сельского хозяйства, строительства и других [13].
Российское государство включает в свой состав 85 региональных административно-территориальных образований - субъектов Российской Федерации. Территориальные различия в состоянии и уровне развития хозяйства, сопровождающиеся разнообразием природно-климатических условий, особенностями размещения производства, сложившимися поселенческой и половозрастной структурами населения - все эти факторы оказывают существенное влияние на положение и роль туристских организаций в национальной экономике страны. Вопросы формирования региональных туристских кластеров являются актуальными для Российской Федерации как федеративного государства. В динамично изменяющейся геополитической ситуации «нужно воспользоваться открывающимися возможностями по развитию внутреннего туризма» (из выступления Д.А. Медведева на заседании Правительства). В этой связи, как представляется, следует акцентировать внимание на необходимости проведения активной кластерной политики на различных уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном). Так называемый «кластерный
подход» зарекомендовал себя в мировой практике как инструмент повышения продуктивности, результативности, производительности, инновационной направленности в функционировании отдельных отраслей и территорий. Он целенаправленно используется в ряде зарубежных стран в процессе разработки и реализации национальных и региональных инновационных программ и проектов в различных секторах рыночного хозяйства.
В качестве ключевой характеристики при рассмотрении феномена кластера исследователи указывают на близость пространственного расположения и связанность экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Например, кластер - это «система взаимосвязанных фирм и институтов, оказывающаяся в целом больше простой суммы своих составных частей» [10, с. 57]. На наш взгляд, достаточно полно отражает современные тенденции развития интеграционных процессов определение туристского кластера как «совокупности расположенных на одной территории компаний, производящих туристский продукт, инфраструктурных туристских организаций и регулирующих данную сферу органов власти, конкурентоспособность и эффективность деятельности каждого из которых зависят от результатов деятельности всех других субъектов кластера» [4, с. 54].
Как свидетельствует накопленный опыт, посредством формирования и функционирования кластеров становится возможным более полное использование совокупного экономического потенциала отдельных территорий для развития туризма и рекреации. В туристском секторе российской экономики применение кластерных технологий обладает высокой актуальностью и призвано способствовать эффективному задействованию имеющихся в регионах производственных мощностей, росту конкурентоспособности организаций, достижению соответствия результатов их работы стандартам мирового уровня. Устойчиво функционирующие региональные туристские кластеры будут позитивно влиять на уровень занятости и объем производимого ВРП. Итогом реализации кластерной политики должно стать повышение продуктивности экономической деятельности и конкурентоспособности субъектов региональной экономики.
Отличительные характеристики региональных туристских кластеров
Региональные туристские кластеры являются разновидностью инновационных экономических кластеров, но при этом обладают определенными преимуществами в силу объективных особенностей среды их возникновения и существования - туристского сектора региональной экономики. Согласно сложившемуся в экономической литературе подходу, в его состав включаются: учреждения, непосредственно производящие туристские услуги, относящиеся к индустрии размещения (санатории, пансионаты, гостиницы, базы отдыха и пр.); специализированные предприятия питания (рестораны, закусочные, кафе, бары, столовые); специализированные транспортные организации (авиационные компании, автотранспортные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и т. д.); торговые предприятия и торговые фирмы, специализирующиеся на реализации товаров для туристов; учреждения сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, игорные заведения, музеи, тематические парки и др.); предприятия, организующие экскурсионное обслуживание туристов.
Организации, предоставляющие услуги размещения, питания и транспортные услуги, формируют комплекс необходимых условий для создания качественного туристского продукта, призванного удовлетворить разнообразные потребности в отдыхе и рекреации, которые определяются различными категориями туристов. Они и являются основными объектами вложения финансовых ресурсов в сфере туризма. В качестве прочих объектов могут рассматриваться предприятия сферы развлечений, торговли, экскурсионные фирмы, оказывающие дополнительные услуги и способствующие получению туристами наибольшего удовлетворения от путешествия за счет обеспечения более разнообразного отдыха.
Сфера туризма, помимо перечисленных выше элементов, также включает в себя: туроператоров, занимающихся разработкой и реализацией туристского продукта, как правило, на оптовой основе; турагентства, занимающиеся реализацией туристского продукта, сформированного туроператорами; реклам-
но-информационные учреждения, осуществляющие функции, способствующие увеличению продаж туристского продукта.
Совокупность различных элементов сферы туристского обслуживания формирует туристскую индустрию «как совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультур-но-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [14].
Несмотря на столь детальную структуру, данное определение, по мнению некоторых авторов, не содержит всех субъектов, которых следовало бы отнести в состав туристского сектора национальной экономики. Согласно расширительной концепции, туристский сектор включает: организации гостиничного хозяйства; организации питания и торговли; пассажирский транспорт; банковские организации, предприятия коммунального хозяйства, бытового обслуживания, связи, службы проката, рекламно-информационные агентства, культурно-зрелищные организации; туроператоров и турагентов; предприятия сельского хозяйства и некоторых других отраслей промышленности, производящие товары туристского назначения; различные организации, занимающиеся проектированием, строительством и модернизацией туристских объектов, предприятия по производству оборудования для гостиничного и ресторанного хозяйства; учебные заведения по подготовке кадров [1, с. 35-36].
Изложенное выше позволяет сформулировать отличительные характеристики туристского сектора региональной экономики, наличие которых обусловлено целым рядом объективных факторов. Так, состояние и перспективы развития туризма зависят от природно-климатических и географических особенностей территории. Интересом у туристов пользуются своеобразные исторические
и культурные объекты. Количество и качество объектов туристской инфраструктуры обусловливают величину и структуру туристского потока, качество обслуживания и комфортность проживания туристов, их удовлетворенность туристским продуктом. В одном из определений туристский кластер рассматривается как «стратегическая межорганизационная сеть в рамках туристской дестина-ции, которая обладает определенным набором необходимых и достаточных характеристик (признаков): наличием группы географически сконцентрированных предприятий, прежде всего типичных для туристской сферы, объединенных прямыми и обратными связями; общей культурой и социальной средой; особой специализацией по видам деятельности; присутствием среди акторов государственных и частных институтов, владельцев туристских ресурсов как экономических благ, потребителей туристских продуктов» [2, с. 49-50].
Во многих научных работах экономические кластеры рассматриваются как форма хозяйственной интеграции. Однако до настоящего времени остаются дискуссионными вопросы, относящиеся к базовым характеристикам региональных туристских кластеров. При этом исследователями не всегда учитывается их комплексность и объективность, взаимообусловленность и взаимозависимость. Выполненный анализ литературных источников создает основания для систематизации свойств, присущих региональным туристским кластерам, и выделения среди них наиболее представительных. Сравнительное рассмотрение точек зрения различных исследователей приводит к пониманию наиболее существенных, значимых особенностей, которые выделяют региональные туристские кластеры в числе других типов кластерных структур. Такими отличительными характеристиками являются: туристский потенциал; культурно-историческое наследие; туристская инфраструктура [5, с. 59-61]. Изучение и систематизация наиболее значимых свойств, присущих региональному туристскому кластеру, позволяют структурировать его состав и установить содержательное наполнение базовых элементов, содержание которых детализировано в таблице.
Таблица
Систематизированное представление понятия «региональный туристский кластер»
Экономический термин
Отличительные характеристики
Структурированный состав понятия
Содержательное наполнение базовых элементов
Региональный
туристский
кластер
Туристский потенциал
Культурно-
историческое
наследие
Географические особенности территории
Физико-географические характеристики определенной местности (естественные границы, высота над уровнем моря, перепады высот, рельеф местности, наличие водных ресурсов, качественные характеристики водоемов и т. п.)
Климатические особенности территории
Погодный и температурный режимы, а также их аномалии (сезонность, продолжительность дождевого и снегового периодов, температурный режим и его экстерналии - похолодание, потепление и т. п.)
Природные объекты
Специфические для каждой местности природные ресурсы (и их разнообразные сочетания): леса, земли, водные объекты, горные и скальные образования, месторождения отдельных полезных ископаемых, флора, фауна и др.
Объекты, связанные с историческими событиями
Природные, археологические, исторические, памятники; объекты, связанные с градостроительством, архитектурой, культурой и искусством; архивные материалы и документальные свидетельства
Объекты рекреационной направленности
Достопримечательности природного (антропогенного) характера, а также живописные местности, заповедные и находящиеся под охраной государства территории_
Объекты, обеспечивающие досуг населения
Музеи; драматические и музыкальные театры; кинотеатры; танцевальные залы; спортивные сооружения
Туристская инфраструктура
Физическая инфраструктура
Объекты дорожной и транспортной инфраструктуры, выполняющие функции материального обеспечения туристской сферы_
Инфраструктура гостеприимства
Виды деятельности, обслуживающие туристскую отрасль: средства размещения, предприятия общественного питания, организации досуга, развлечений, экскурсионной деятельности, проведения выставок, научных симпозиумов и др.
Информационная инфраструктура
Разнообразные коммуникации в туристском секторе: средства связи, интернет, компьютерная и телекоммуникационная системы и др._
Примечание. Составлено автором.
Синтетическое понятие «туристский потенциал» в наиболее общем, систематизированном виде, раскрывается понятиями «географические особенности территории», «климатические особенности территории», «природные объекты». Климатические и географические особенности определенной местности обусловливают интерес туристов к пребыванию на данной территории. Наличие разнообразных природных объектов создает основания для обустройства на этой естествен-
ной основе национальных парков, мест отдыха на территориях заповедников, заказников, расширяет возможности для активного отдыха различных категорий туристов, тем самым стимулируя интерес отдельных возрастных групп населения к данной местности.
Понятие «культурно-историческое наследие» включает в себя такие специфические по своему составу элементы, как: объекты, связанные с историческими событиями; объекты рекреационной направленности;
объекты, обеспечивающие досуг населения. Все они имеют отличительные характеристики и вследствие этого представляют определенный интерес для различных туристских групп, идентифицированных по определенным признакам: половозрастному и профессиональному составу, уровню доходов и др. Чем больше потенциально привлекательных объектов (исторических, рекреационных, досуговых) в заданном регионе, тем больше оснований для организации на его территории целевого туристского кластера.
Понятие «туристская инфраструктура» является комплексным и синтезирует в себе сущностные характеристики понятий «физическая инфраструктура», «инфраструктура гостеприимства», «информационная инфраструктура», содержание которых раскрывается в специальной литературе. В современный период возрастает значимость информационной инфраструктуры. Сетевая организация источников информации позволяет осуществлять разнообразные коммуникации в туристском секторе региональной экономики. Для туристской деятельности характерны высокая степень локализации представленных выше видов туристской инфраструктуры на региональном уровне и ее привязанность к реальным туристским объектам. Названные факторы, в совокупности с позиционируемой комфортностью проживания и разнообразными вариантами активного отдыха, оказывают существенное влияние на принятие решений туристами о месте и времени его проведения, а также о целесообразности и способах перемещения между объектами культурно-исторического наследия в рамках функционирующего туристского кластера.
Изучение и систематизация свойств, присущих региональному туристскому кластеру, позволяют определить его содержательное наполнение как научной категории. Обобщая наиболее значимые характеристики, можно представить следующую развернутую формулировку. Региональный туристский кластер -это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих предприятий и организаций, участвующих в создании комплексного туристского продукта, ориентированного на эффективное задействование целого ряда специфических компонентов, к числу которых относятся,
во-первых, географические, климатические и природные особенности территории; во-вторых, культурно-историческое наследие, в составе исторических, рекреационных объектов и объектов досуга; в-третьих, туристская инфраструктура, в составе физической инфраструктуры, информационной инфраструктуры и инфраструктуры гостеприимства.
Данное определение синтезирует ряд элементов, которые в различных сочетаниях предлагаются в работах отдельных исследователей, например, «инфраструктура», «потенциал», «информация», «климатические и географические особенности» территории. Однако, в отличие от существующих подходов, приведенная выше формулировка позволяет выделить такие составные части, которые отражают объективное состояние туристской сферы на региональном уровне управления и в то же время являются характерными для определенной местности («туристский потенциал», «культурно-историческое наследие» и «туристская инфраструктура» территории), а также представить их содержательные характеристики в качестве методологической основы, поддерживающей взаимосвязи между отдельными разнородными компонентами внутри кластера и обеспечивающей их функционирование как единого целого.
Важными факторами, влияющими на изменение ситуации в сфере туризма в России, являются, во-первых, формирование экономических условий для развития производственной и социальной инфраструктуры; во-вторых, создание прогрессивной парадигмы устойчивого функционирования изучаемого сектора региональной экономики. Данные факторы обусловливают необходимость определения сущности организационной предпосылки, конкретизирующей содержание различных видов работ по формированию функционального состава кластерных структур. Применение системного подхода позволяет выполнить ряд принципиально важных действий. Прежде всего, сформировать ядро кластера, структура которого определяет перечень элементов и механизмы интеграции субъектов хозяйствования, входящих в состав регионального туристского кластера. Далее появляется возможность сформулировать принципы согласованного взаимодействия всех участников кла-
стера и установить возможные векторы скоординированного развития их хозяйственно-финансовой деятельности. Наконец, создаются основания для вовлечения в работу по формированию регионального туристского кластера представителей смежных отраслей экономики, от эффективности и результативности функционирования которых в значительной мере зависят качество туристского продукта и складывается уровень удовлетворенности потребителей соответствующими видами туристских услуг.
Исследование состояния туристского сектора региональной экономики ряда субъектов Российской Федерации, а именно: Краснодарского края, Республики Крым, Ставропольского края, Республики Северная Осетия - Алания и Кабардино-Балкарской Республики показывает, что на данных территориях сложились объективные предпосылки для формирования многоотраслевых региональных туристских кластеров. В туристском секторе экономики названных регионов следует выделить в качестве системообразующих элементов присутствие туристского потенциала, культурно-исторического наследия и туристской инфраструктуры. Наличие достаточно развитой материальной базы позволяет осуществить проектирование состава предприятий-участников региональных туристских кластеров и разработку организационно-экономического механизма управления их формированием и развитием. Однако для полного завершения всего комплекса работ необходимы значительные объемы инвестирования. Возможные каналы поступления финансовых ресурсов - участие предприятий в инвестиционных проектах, включенных в перечень мероприятий государственных и целевых федеральных и региональных программ, привлечение средств частных инвесторов и других внебюджетных источников инвестиционных ресурсов.
Финансовые ресурсы
как надежная основа реализации
кластерных проектов
В России до настоящего времени еще не накоплен достаточный опыт финансового обеспечения кластерных инициатив. Соглас-
но официальным данным, в Российской Федерации в 2013 г. из 1,3 млрд руб. федеральных субсидий, предоставленных бюджетам регионов на реализацию мероприятий программ развития 13-ти пилотных инновационных территориальных кластеров, на создание инфраструктуры было направлено примерно 74 % выделенных средств, и лишь около 26 % - на обеспечение деятельности специализированных организаций, осуществляющих методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластеров. В 2014 г. субсидии в сумме 2,5 млрд руб. получили 25 кластеров. Основной объем выделенных субсидий также предусматривался на инфраструктурные проекты: среди финансируемых мероприятий можно выделить строительство дорог, канализационных коллекторов, водопроводов, очистных сооружений, сетей газо- и теплоснабжения и др. [12].
Следовательно, в отечественной практике финансовые ресурсы направляются преимущественно на создание объектов инновационной инфраструктуры и организацию деятельности управляющих организаций формирующихся кластеров. Поддержка совместных проектов в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и кооперация организаций-участников кластеров практически не осуществляются. Финансовое обеспечение инвестиционных кластерных проектов направлено, во-первых, на создание материальной базы для тех инновационных мероприятий, которые в предстоящем плановом периоде необходимо поддержать в обязательном порядке (например, объекты региональной и муниципальной инфраструктуры), вне зависимости от позиции бюджетной классификации; во-вторых, на содержание управляющих организаций, работа которых содействует функционированию и развитию финансируемых кластеров. Таким образом, поскольку формирование кластерных проектов осуществляется одновременно в достаточно большом количестве регионов, соответственно, бюджетных средств в расчете на каждый из проектируемых кластеров направляется сравнительно немного. Следует также учитывать, что в составе реализуемых инновационных кластерных проектов
можно выделить только несколько, имеющих отношение к туристскому сектору региональной экономики.
В связи с этим, целесообразно акцентировать внимание на необходимости рационального использования располагаемых финансовых ресурсов. Бюджетные средства обладают высокой востребованностью, поскольку предусматриваются для финансирования инвестиционных проектов в различных государственных федеральных и региональных программах. Для поддержки кластерных инициатив они могут быть задействованы в совокупности с внебюджетными источниками инвестирования. Их консолидация и применение по целевому назначению должны стать мощной финансовой базой для формирующихся кластеров. На наш взгляд, обеспечить стабильный объем ресурсов для инвестирования становится возможным на основе разработки согласованного перечня различных финансовых инструментов, которые целесообразно использовать для финансирования кластерных проектов. Наряду с этим, в научных публикациях подчеркивается необходимость максимального учета требований социально ориентированной региональной политики, а также особенностей экономико-географического положения, природно-климатических, демографических условий и ряда других факторов, характерных для каждого административно-территориального образования [9, с. 233].
Понимание региональной специфики необходимо для улучшения координации действий всех участников формирующихся туристских кластеров. Инвестиционную деятельность в субъектах Российской Федерации желательно выстраивать на основе региональных инвестиционных стратегий, которые в свою очередь должны базироваться на актуальном нормативном правовом и методическом обеспечении. В тактические планы следовало бы включать вариативный перечень потенциальных источников инвестиционных ресурсов и обоснование возможных ориентиров их разумного применения в интересах хозяйствующих субъектов и населения определенных территорий. Одновременно, при разработке как перспективных программ, так и антикризисных планов, вследствие ограниченности финансовых ресурсов в предстоящем
периоде, необходимо активизировать инвестирование развития кластеров в форме адресной поддержки, путем предоставления целевых межбюджетных субсидий.
Изложенное выше позволяет заключить, что в финансировании кластерных проектов не следует ориентироваться только на объемы бюджетных средств, которые предусматриваются в государственных и целевых федеральных и региональных программах. Необходимо в полной мере использовать инвестиционный потенциал программ поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемых и реализуемых в субъектах Российской Федерации. Кроме этого, следует задействовать государственные отраслевые инвестиционные программы и программы инновационного развития государственных компаний.
Нужно активизировать работу по поиску внебюджетных источников финансовых ресурсов. Одна из проблем состоит в том, что возможности комплексной поддержки формирующихся территориальных туристских кластеров в определенной степени могут быть ограничены в связи с их отраслевой (продуктовой) направленностью. При этом следует учитывать, что финансовая составляющая современной кластерной политики до настоящего времени не в полной мере ориентирована на формирование туристских кластеров с учетом особенностей конкретных территорий -как правило, в пределах нескольких муниципальных образований в рамках одного субъекта Российской Федерации. Вследствие этого, необходимо существенно повысить роль местных бюджетов в финансировании кластерных проектов.
Предложения по улучшению финансового и кадрового обеспечения
формируемых региональных туристских кластеров
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что, как правило, имеют место различия в подходах к организационным и экономическим вопросам как у создаваемых (функционирующих), так и у потенциальных (проектируемых) туристских кластеров. Поэтому при обосновании научных реко-
мендаций по улучшению экономической деятельности и выработке инструментария финансового регулирования для проведения государственной кластерной политики в сфере туризма необходимо продумать возможные направления решения ряда существующих проблем.
Одна группа проблем является достаточно специфической по своему содержанию и связана с финансовыми и иными барьерами, к которым относятся экономические и другие санкции, вопросы замещения импорта, а также ограничения, связанные, например, с законодательством в области экспортного контроля и др. Эти ограничения затрудняют кооперативные связи и приобретение дорогостоящего производственного оборудования, инновационных материалов и технологий, необходимых для полноценной организации технологических и производственных процессов внутри формирующихся кластеров. Кроме этого, как полагают некоторые авторы, в ряде субъектов Российской Федерации при организации инвестиционной деятельности имеет место недоучет потенциальных возможностей государственно-частного партнерства; наблюдается недостаточная систематизация целевых ориентиров для принятия решений в отношении конкретных объектов инвестиций и их территориального размещения [8, с. 564565]. Представляется целесообразным для решения названных и других сложных вопросов обеспечивать консолидацию финансовых ресурсов путем создания работоспособного финансового механизма, приемлемого для регионального уровня управления.
Помимо бюджетных средств, финансирование кластерных проектов возможно за счет привлечения средств предпринимательского сообщества. В этой связи приоритетное внимание рекомендуется уделять государственно-частному партнерству, сотрудничеству с институтами развития. Именно бизнес может и должен стать тем ключевым звеном, которое способно поднять на качественно более высокий уровень взаимодействие различных организаций, входящих в состав формирующихся кластерных структур. Эффективность финансового стимулирования, развития разнообразных форм сотрудничества между участниками проектируемых региональных
туристских кластеров, включая и известные формы государственно-частного партнерства, обусловлена тем, что «ГЧП-проекты являются механизмом привлечения, прежде всего, финансовых средств частного сектора, направленных, в первую очередь, на развитие капиталоемких инфраструктурных проектов в социально значимых отраслях, что особенно актуально в условиях недостаточности бюджетного финансирования» [6, с. 109]. Участие в инвестиционных проектах стимулирует представителей бизнес-сообщества к предоставлению в совместное распоряжение собственных финансовых средств, интеллектуальных ресурсов в области профессионального управления.
Продуктивное взаимодействие всех заинтересованных сторон призвано способствовать реализации инновационных подходов, совершенствованию методов работы и применяемых технологий, налаживанию кооперационных связей между поставщиками и подрядчиками. Для разработки возможных организационных и экономических мер, направленных на развитие туристского сектора региональной экономики, необходимы специальные научные исследования и подготовка научно обоснованных методических рекомендаций по организации государственно-частного партнерства в сфере туризма и рекреации.
Еще одна группа проблем обусловлена несоответствием сложившегося в регионах России профессионального состава квалифицированных кадров потребностям хозяйствующих субъектов и организационных структур, входящих в состав формирующихся туристских кластеров. Это обусловлено как общими (отраслевыми), так и специфическими (региональными) причинами. К общим причинам, характерным для всей отрасли «Образование» в составе национальной экономики, можно отнести организационную незавершенность создаваемых в настоящее время в нашей стране систем профессионального обучения (получения рабочих профессий) и непрерывного образования (так называемого «образования в течение всей жизни»). К специфическим, характерным для каждого субъекта Российской Федерации, можно отнести следующие причины. Во-первых, это недостатки сформировавшейся структуры подготовки
специалистов региональными и муниципальными учреждениями профессионального образования. Во-вторых, это недостаточно полное согласование содержания и качества учебных программ образовательных учреждений с выдвигаемыми работодателями требованиями к квалификационным характеристикам подготавливаемых специалистов и потребностями в кадрах региональной и муниципальной экономики.
Вследствие названных причин, при формулировании стратегических и тактических вопросов построения территориальных туристских кластеров следует учитывать структуру (в разрезе специальностей и направлений подготовки) накопленного образовательного потенциала. Данный подход позволяет выявить соответствие между наличием квалифицированных кадров в сфере туризма и потребностями в них, во взаимосвязи с возможностями региональных органов государственной власти по достижению баланса интересов между обучением и воспитанием подрастающего поколения, а также в вопросах переподготовки работающих сотрудников и повышения уровня квалификации дипломированных специалистов. Практическое решение этих вопросов представляется достаточно актуальным, поскольку применение инноваций и степень их реализации в производстве в значительной мере определяются результатами, полученными в процессе обучения и уровнем эффективности использования образовательного потенциала [7, с. 407-408].
Следует особо подчеркнуть приоритетность вопросов, связанных с подготовкой специалистов рабочих профессий как для вновь образуемых, так и для функционирующих территориальных туристских кластеров. Кадровые проблемы вызваны различными причинами: несовершенством законодательной базы, недостаточностью финансирования сферы туризма и рекреации, локализацией местоположения «точечно» формирующихся кластерных структур. Названные обстоятельства обусловливают необходимость расширения перечня возможных источников финансовых ресурсов для поддержания экономической деятельности учреждений профессионального образования, ведущих подготовку квалифицированных кадров для туристского сектора региональной эконо-
мики. Несмотря на то что основным источником финансирования государственных средних профессиональных и высших учебных заведений остаются средства бюджета, порядок их предоставления в настоящее время осуществляется на нормативной основе, согласно утвержденному государственному (муниципальному) заданию, посредством предоставления субсидий и субвенций. Происходящие в финансировании образовательных учреждений новации обусловлены необходимостью повышения результативности процесса обучения и научных исследований, а также обеспечения высокого качества получаемых потребителями образовательных услуг.
В ряде научных работ глубоко исследуются кадровые проблемы по одному из востребованных направлений формирования кластеров, а именно - туристско-рекреаци-онному обслуживанию (см., например, [11, с. 45-49]). Ввиду высокой народнохозяйственной значимости данного вопроса, при разработке профессиональных образовательных стандартов приоритетное внимание рекомендуется уделять специфическим особенностям туристской индустрии, разнообразию входящих в ее состав видов экономической деятельности; в процессе реализации образовательных программ первоочередное значение следует придавать повышению качества обучения, а также открытию новых направлений и профилей подготовки квалифицированных специалистов.
Заключение
В заключение следует акцентировать внимание на необходимости взаимодействия государства, бизнеса и общественных организаций в деятельности по формированию и развитию региональных туристских кластеров. Подобное сотрудничество априори призвано способствовать налаживанию устойчивых хозяйственных связей, повышению уровня доверия между экономическими субъектами, появлению новых идей, партнерских проектов и в конечном итоге решению проблем, связанных с развитием внутреннего и въездного туризма, созданием конкурентоспособных туристских продуктов и услуг. Обустройство мест отдыха в различных регионах страны,
характеризующихся наличием достопримечательностей, природных и инфраструктурных объектов, в совокупности с разнообразием природно-климатических условий, экономико-географических факторов, спецификой поселенческой структуры населения, должно входить не только в число приоритетных задач перспективного социально-экономического развития, но и в План действий Правительства Российской Федерации на 2016 год. Необходимым условием создания территориальных туристских кластеров является наличие достаточных по объему и сбалансированных по структуре финансовых ресурсов, а также их целевое и рациональное использование. Поиск потенциальных источников финансирования организаций-участников кластерных структур должен стать заботой органов государственной власти и местного самоуправления, крупного и среднего бизнеса, некоммерческих организаций, общественности.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг / Н. А. Восколович. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 207 с.
2. Даниленко, Н. Н. К вопросу о содержании понятия «туристский кластер» / Н. Н. Даниленко, Н. В. Рубцова // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - №> 33 (312). - С. 45-53.
3. Калинина, А. Э. Информационно-аналитические методы мониторинга эффективности систем управления региональной экономикой / А. Э. Калинина, А. Ф. Соколов, И. А. Елахина // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2012. - Т. 13, №> 7 (94). - С. 169-179.
4. Кизим, А. А. Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристского кластера / А. А. Кизим, А. Н. Вальвашов, И. В. Кулькова // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №> 26 (161). - С. 52-59.
5. Лебединская, Ю. С. Региональные туристские кластеры: управление формированием и развитием : дис. ... канд. экон. наук / Лебединская Юлия Сергеевна. - М., 2015. - 195 с.
6. Молчанов, И. Н. Государственно-частное партнерство и его роль в реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования / И. Н. Молчанов, Е. А. Дмитриева // Credo new. - 2013. - Т. 2, №> 3 (75). - С. 94-112.
7. Молчанов, И. Н. Формирование и оценка потенциала сферы образования в современной
России / И. Н. Молчанов // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 2. - С. 406-410.
8. Молчанова, Н. П. Регулирование инвестиционной деятельности как фактор управления региональным развитием / Н. П. Молчанова // Вестник ДГТУ: теоретический и научно-практический журнал. - 2011. - Т. 11, № 4 (55). - С. 560-568.
9. Молчанова, Н. П. Финансовые основы эффективной региональной инвестиционной политики / Н. П. Молчанова // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 6. - С. 232-238.
10. Письмак, В. Новые формы организации инновационного процесса / В. Письмак // Экономист. - 2005. - № 9. - С. 53-65.
11. Туризм в меняющемся мире / под ред. Н. А. Восколович. - М. : Экон. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова ; Рыбинск : 0фис-2000, 2010. - 142 с.
12. Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/) (дата обращения: 15.01.2016). - Загл. с экрана.
13. Федеральная целевая программа «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (2011-2018 годы)» // Министерство культуры Российской Федерации. Федеральное агентство по туризму : офиц. сайт. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. russiatourism. ru/contents/deyatelnost/programmy-i -proekty (дата обращения: 13.01.2016). - Загл. с экрана.
14. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 155-ФЗ). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12462 (дата обращения: 19.01.2016). - Загл. с экрана.
REFERENCES
1. Voskolovich N.A. Marketing turistskikh uslug [Marketing of Tourist Services]. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2009. 207 p.
2. Danilenko N.N., Rubtsova N.V. K voprosu o soderzhanii ponyatiya "turistskiy klaster" [On the Content of the Concept "Tourism Cluster"]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika, 2013, no. 33 (312), pp. 45-53.
3. Kalinina A.E., Sokolov A.F., Elakhina I.A. Informatsionno-analiticheskie metody monitoringa effektivnosti sistem upravleniya regionalnoy ekonomikoy [Information and Analytical Methods for Monitoring the Effectiveness of the Regional Economy Management Systems]. Izvestiya Volgogradskogo
gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2012, vol. 13, no. 7 (94), pp. 169-179.
4. Kizim A.A., Valvashov A.N., Kulkova I.V. Povyshenie investitsionnoy privlekatelnosti regiona na osnove razvitiya turistskogo klastera [Increasing Investment Attractiveness of the Region on the Basis of a Tourist Cluster Development]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika, 2010, no. 26 (161), pp. 52-59.
5. Lebedinskaya Yu.S. Regionalnye turistskie klastery: upravlenie formirovaniem i razvitiem: dis. ... kand. ekon. nauk [Regional Tourist Clusters: the Formation and Development of Management. Cand. econ. sci. diss.]. Moscow, 2015. 195 p.
6. Molchanov I.N., Dmitrieva E.A. Gosudar-stvenno-chastnoe partnerstvo i ego rol v realizatsii gosudarstvennoy politiki v sfere vysshego professionalnogo obrazovaniya [Public-Private Partnership and Its Role in the Implementation of the State Policy in the Sphere of Higher Education]. Credo new, 2013, vol. 2, no. 3 (75), pp. 94-112.
7. Molchanov I.N. Formirovanie i otsenka potentsiala sfery obrazovaniya v sovremennoy Rossii [Formation and Evaluation of the Potential of Education in Modern Russia]. Gumanitarnye i sotsialnye nauki, 2014, no. 2, pp. 406-410.
8. Molchanova N.P. Regulirovanie investitsionnoy deyatelnosti kak faktor upravleniya regionalnym razvitiem [Regulation of Investment Activity as a Factor of Regional Development Management]. Vestnik DGTU: teoreticheskiy i nauchno-prakticheskiy zhurnal, 2011, vol. 11, no. 4 (55), pp. 560-568.
9. Molchanova N.P. Finansovye osnovy effektivnoy regionalnoy investitsionnoy politiki [Financial Basics of Effective Regional Investment Policy]. Auditi finansovyy analiz, 2014, no. 6, pp. 232-238.
10. Pismak V. Novye formy organizatsii innovatsionnogo protsessa [New Forms of Organization of the Innovation Process]. Ekonomist, 2005, no. 9, pp. 53-65.
11. Voskolovich N.A., ed. Turizm v menya-yushchemsya mire [Tourism in a Changing World]. Moscow, Ekon. fak. MGU im. M. V. Lomonosova; Rybinsk, 0fis-2000 Publ., 2010. 142 p.
12. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. (http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru).
13. Federalnaya tselevaya programma "Ob osnovakh turistskoy deyatelnosti v Rossiyskoy Federatsii (2011-2018 gody)" [The Federal Target Program "On the Bases of Tourist Activity in the Russian Federation (2011-2018)"]. Ministerstvo kultury Rossiyskoy Federatsii. Federalnoe agentstvo po turizmu [The Ministry of Culture of the Russian Federation. Federal Agency for Tourism]. Available at: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/ programmy-i-proekty.
14. Federalnyy zakon "Ob osnovakh turistskoy deyatelnosti v Rossiyskoy Federatsii" ot 24.11.1996 g. № 132-FZ (v red. Federalnogo zakona ot 29.06.2015 № 155-FZ) [Federal Law "On the Bases ofTourist Activity in the Russian Federation" of November 24, 1996 no. 132-FZ (amend. of the Federal Law of June 29, 2015 no. 155-FL)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12462/.
PROBLEMS OF FORMATION AND FUNDING OF TOURIST CLUSTERS
IN THE REGIONS OF RUSSIA
Igor Nikolaevich Molchanov
Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Political Economy, Lomonosov Moscow State University
Leninskie Gory, 1, bld. 46/324, 119991 Moscow, Russian Federation;
Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation
9392940@gmail.com
Prosp. Leningradskiy, 49, 125993 Moscow, Russian Federation
Abstract. The article deals with the urgent issues of the formation of clusters of tourism in the national economy of Russia. The attention is drawn to the need to develop domestic tourism at the regional level of governance in a rapidly changing geopolitical situation. The importance of tourism as one of the important areas of economic activity, affecting the pace of economic growth in the service industries is described. The advantages of the regional tourism clusters as a means of promoting the growth of productivity, efficiency and competitiveness of business entities of the tourism sector of the regional economy are revealed.
The distinctive characteristics of regional tourism clusters are systematized; the definitions of tourist potential are structured; the cultural and historical heritage and tourist infrastructure are described. The author gives definition of the regional tourism cluster and explains its difference from the other definitions. The factors affecting the change in the situation in the sphere of tourism in Russia are described. The organizational prerequisites aimed at ensuring a coordinated interaction of all participants in the cluster and the establishment of the possible vectors of the coordinated development of economic and financial activity are formulated.
There exist the possibility of organizational and economic measures aimed at development of the tourism sector of the regional economy. The potential sources of funding organizations participating in the cluster structures are investigated. The Russian experience in financing innovation clusters is described. The recommendations to improve the financial base of the emerging regional tourism clusters through the maximum use of budgetary and extra-budgetary resources are formulated. The use of public-private partnership is necessary. The attention is focused on the issues of financial security training, including specialists for newly established and functioning regional tourism clusters. The conclusions about the impact of the formation of clusters on the dynamics and the results of socio-economic development are made.
Key words: cluster, region, investments, tourism, economic growth, service sector, financing.