Научная статья на тему 'Туристский кластер в Ямало-Ненецком автономном округе как механизм устойчивого развития региона'

Туристский кластер в Ямало-Ненецком автономном округе как механизм устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1097
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ / ТУРИСТСКИЕ КЛАСТЕРЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КЛАСТЕРА / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЯНАО / РЕГИОН / МЕТОДИКИ PESTE И SWOT-АНАЛИЗА / ФАКТОР ЦИКЛИЧНОСТИ / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / TOURISM CLUSTERS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ORGANIZATIONAL SYSTEM OF CLUSTER / TOURISM CAPACITY / YAMAL-NENETS AUTONOMOUS AREA (YNAA) / REGION / PESTE AND SWOT-ANALYSES METHODICS / CYCLIC FACTOR

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гутман Светлана Семеновна, Каньковская Алина Рональдовна, Гонтарева Анастасия Сергеевна

Проведено исследование влияния туризма на устойчивое развитие одной из территорий Арктической зоны РФ Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), описаны характерные особенности и проблемы развития туристской деятельности, в том числе в ЯНАО. На основе анализа работ зарубежных и отечественных исследователей обоснована необходимость регионального развития с учетом концепции устойчивости. Проанализированы подходы к понятию и оценке устойчивого развития регионов, а также описана роль туристских кластеров в региональном развитии. На основе проведенной оценки развития туристского потенциала с помощью методик PESTE и SWOT-анализа и выявленных факторов, влияющих на развитие туризма в ЯНАО, сделаны выводы о туризме как о перспективном направлении развития, позволяющем оптимальным образом задействовать ресурсы региона. Кроме того, предпринятый анализ туристской сферы в регионе показал наличие большого спектра незадействованных туристских ресурсов и возможностей развития разных видов туризма. В связи с этим в статье предложена концепция создания туристского кластера для обеспечения устойчивого развития ЯНАО, предполагающая создание инновационной туристкой инфраструктуры и учет фактора цикличности. Разработана организационная структура туристского кластера ЯНАО и составлена схема влияния туристского кластера на все уровни экономики в условиях целепо-лагания устойчивого развития как стратегической цели регионального и национального уровней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOURISM CLUSTER IN YAMAL-NENETS AUTONOMOUS AREA AS A WAY TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

The influence of the tourism on sustainable development of Yamal-Nenets Autonomous Area (YNAA) a part of the Russian Arctic Zone was discussed in the article; there were described specific features and problems of tourism development, particularly in YNAA. The necessity of regional development on the basis of the sustain-ability concept was substantiated, relying on the analysis of national and foreign researchers' proceedings. An analysis of approaches to comprehension and valuation of sustainable development of regions was made, as well as touristic clusters position in regional development was described. On the base of the PESTE and SWAT valuations of the touristic capacity in YANAA, a conclusion that tourism is a promising field for development providing optimal regional resources utilization was made. Also the performed analysis of touristic segment in the region has shown the waist field of unused touristic resources and opportunities for different types of tourism development. The concept of creation a touristic cluster for the securing the sustainable development of YANAA, considering an innovating touristic infrastructure and cyclical nature was proposed. The organizational structure of YANAA touristic cluster was developed and a pattern of touristic cluster influence on all the levels of economy, considering the sustainable development as the strategic goal of regional and national levels was built

Текст научной работы на тему «Туристский кластер в Ямало-Ненецком автономном округе как механизм устойчивого развития региона»

УДК 338.48, 332.1

ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ КАК МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

THE TOURISM CLUSTER IN YAMAL-NENETS AUTONOMOUS AREA AS A WAY TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

С. С. rymMaH,

Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, г. Санкт-Петербург [email protected]

S. Gutman,

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, St. Petersburg

А.Р. KaHbKoecKan,

Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли,

г. Санкт-Петербург [email protected]

A. Kankovskaya,

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, St. Petersburg

А. С. roHmapeea,

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, г. Санкт-Петербург [email protected]

A. Gontareva,

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, St. Petersburg

Проведено исследование влияния туризма на устойчивое развитие одной из территорий Арктической зоны РФ — Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), описаны характерные особенности и проблемы развития туристской деятельности, в том числе в ЯНАО. На основе анализа работ зарубежных и отечественных исследователей обоснована необходимость регионального развития с учетом концепции устойчивости. Проанализированы подходы к понятию и оценке устойчивого развития регионов, а также описана роль туристских кластеров в региональном развитии. На основе проведенной оценки развития туристского потенциала с помощью методик PESTE и SWOT-анализа и выявленных факторов, влияющих на развитие туризма в ЯНАО, сделаны выводы о туризме как о перспективном направлении развития, позволяющем оптимальным образом задействовать ресурсы региона. Кроме того, предпринятый анализ туристской сферы в регионе показал наличие большого спектра незадействованных туристских ресурсов и возможностей развития разных видов туризма. В связи с этим в статье предложена концепция создания туристского кластера для обеспечения устойчивого развития ЯНАО, предполагающая создание инновационной туристкой инфраструктуры и учет фактора цикличности. Разработана организационная структура туристского кластера ЯНАО и составлена схема влияния туристского кластера на все уровни экономики в условиях целепо-лагания устойчивого развития как стратегической цели регионального и национального уровней

Ключевые слова: Арктическая зона РФ; туристские кластеры1; устойчивое развитие; организационная структура кластера; туристский потенциал; ЯНАО, регион; методики PESTE и SWOT-анализа; фактор цикличности

The influence of the tourism on sustainable development of Yamal-Nenets Autonomous Area (YNAA) — a part of the Russian Arctic Zone — was discussed in the article; there were described specific features and problems of tourism development, particularly in YNAA. The necessity of regional development on the basis of the sustain-ability concept was substantiated, relying on the analysis of national and foreign researchers' proceedings. An

analysis of approaches to comprehension and valuation of sustainable development of regions was made, as well as touristic clusters position in regional development was described. On the base of the PESTE and SWAT valuations of the touristic capacity in YANAA, a conclusion that tourism is a promising field for development providing optimal regional resources utilization was made. Also the performed analysis of touristic segment in the region has shown the waist field of unused touristic resources and opportunities for different types of tourism development. The concept of creation a touristic cluster for the securing the sustainable development of YANAA, considering an innovating touristic infrastructure and cyclical nature was proposed. The organizational structure of YANAA touristic cluster was developed and a pattern of touristic cluster influence on all the levels of economy, considering the sustainable development as the strategic goal of regional and national levels was built

Key words: Arctic zone of the Russian Federation; tourism clusters; sustainable development; organizational system of cluster; tourism capacity; Yamal-Nenets Autonomous Area (YNAA); region; PESTE and SWOT-analyses methodics; cyclic factor

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-32-00040

В настоящее время проблемы устойчивого развития регионов приобрели особую значимость, так как стабильное развитие экономических систем территории является необходимым условием социально-экономического роста современного общества. Для Арктической зоны Российской Федерации устойчивое развитие выступает в качестве единственно возможного пути развития в силу специфики геополитических и геоэкономических характеристик этого региона. Добытые и переработанные минерально-сырьевые ресурсы Арктики экспортируются во многие страны мира, что объясняет повышенный стратегический интерес не только России, но и других стран к этой зоне, но очевидно, что бездумное использование природных ресурсов без учета потребностей будущих поколений неприемлемо.

Одним из основных нефтегазовых регионов Арктической зоны, и в целом Российской Федерации, является Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). В условиях финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2014 г., монопрофильная структура экономики показала свою неэффективность и уязвимость, что заставляет задуматься о развитии и других отраслей в рассматриваемом регионе. Выгодное географическое положение (насыщенность региона водными и экологическими ресурсами), особенности климата, проживание малочисленных народов севера в регионе, наличие особо охраняемых природных территорий — все это свидетельствует о воз-

можности развития в ЯНАО туристской отрасли.

По мнению экспертов Всемирной Туристской организации [27], туризм является сектором, который способствует развитию региона, потому что он создает рабочие места, увеличивает доходы работников и стимулирует капиталовложения через новые бизнес-возможности, что приводит к созданию организаций малого и среднего бизнеса. Однако при этом развитие туризма может оказать и негативное влияние на экономическую, социальную и экологическую устойчивость региона: шум, загрязнение воды и спекуляции с недвижимостью, рост насилия, потеря местных особенностей и культуры, изменение потребительских моделей региона и т.д. Поэтому формирование туристской отрасли в регионе целесообразно строить на принципах устойчивого развития, позволяющего оптимизировать использование природных, трудовых, финансовых и иных ресурсов с позиций удовлетворения потребностей не только живущего, но и будущих поколений.

Понятие «устойчивое развитие» («sustainable development») впервые использовано Генеральной ассамблеей ООН в 1987 г., после опубликования доклада по окружающей среде и развитию, для обозначения развития, при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». В рамках общей концепции устойчивого развития формируются различные

взгляды на пути, методы и показатели этого развития, однако общим остается триединый подход к развитию экономической, экологической и социальной составляющих для достижения указанной цели.

Социально-экономическая структура мирового хозяйства обусловливает соответствующую структуризацию концепции устойчивого развития, которую можно рассматривать на уровне мировой и национальных экономик, уровне региона, отрасли, предприятия. Отметим, что процесс декомпозиции ни в коей мере не означает сужение понятия — сосредоточив свое внимание на устойчивом развитии территории, следует помнить как о системе более высокого уровня — национальной экономике, так и об устойчивом развитии отраслей и отдельных хозяйствующих единиц, действующих на рассматриваемой территории.

Под устойчивым развитием территории будем понимать процесс последовательных сбалансированных изменений в различных сферах жизнедеятельности человека: экологической, социальной и экономической инфраструктуры, институциональной среды, развития личности, производственной сферы, системы безопасности жизнедеятельности, с целью поддержания и развития нынешнего и будущего человеческого потенциала исследуемой территории [8]. При разработке и внедрении этих изменений необходимо сформировать систему показателей, позволяющих оценивать полученные результаты.

В настоящее время в литературе встречаются два подхода к оценке устойчивого развития территории:

1) построение интегрального показателя, как правило, агрегация экономической, социальной и экологической деятельности;

2) построение системы показателей, отражающих отдельные аспекты устойчивого развития. Очевидно, что интегральный показатель приобретает больший смысл при детальном анализе его компонентов, поэтому целесообразнее использовать эклектический подход, анализируя как отдельные аспекты, так и общий эффект.

В концепции триединства устойчивого социального, экологического и экономического развития предлагается учитывать следующие составляющие:

— экологическая устойчивость — направлена на сохранение и рациональное использование природных ресурсов, включенных в туристскую деятельность;

— экономическая устойчивость — это поиск экономического роста и развития через эффективное распределение и управление ресурсами и постоянные государственные и частные инвестиции, чтобы гарантировать не только рентабельность на микроуровне, но и экономическую эффективность на макроуровне в настоящем и будущем;

— социально-культурная устойчивость — это необходимость поддержания культурного разнообразия, существующих ценностей;

— политико-институциональная устойчивость — усиление демократических механизмов, направленных на проектирование и реализацию государственной политики, развитие институциональных механизмов.

Введение в концепцию устойчивого развития политико-институциональной компоненты, на наш взгляд, вполне обосновано, поскольку формирование институциональных механизмов обеспечивает устойчивое функционирование и развитие территориальных экономических систем на перспективу. Отметим, что подобный подход получил развитие в работах ряда авторов [10; 12], при этом многоаспектность регионального развития и многообразие необходимых для него институциональных форм делают актуальным анализ развития кластеров, в частности туристских, на основе концепции устойчивого развития.

Учитывая мнение о том, что кластеры увеличивают региональную конкурентоспособность [21; 22; 24], а также принимая во внимание, что туризм является мощным инструментом регионального развития [18], исследуем роль кластеров в сфере туризма.

Основоположник кластерной концепции М. Портер [21; 22; 11] определяет

кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, государственные органы и т.д.), действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». Ученый утверждает, что кластеры разжигают как конкуренцию, так и сотрудничество.

Несмотря на различные взгляды авторов к определению понятия «кластер» [25; 26; 19; 17; 2; 3; 6], можно выделить общие черты: общность деятельности, географическая близость, добровольное объединение, получение синергетического эффекта. Дж. Джексон и П. Мерфи [20] утверждают, что применение кластерной концепции к индустрии туризма уместно, учитывая, что продукт взаимодействует с местными особенностями (достопримечательностями). М. Портер [23] проводил исследования в контексте более традиционных отраслей, при этом отмечал важность элементов туристского кластера, указывал, что удовлетворение туристов зависит не только от туристской привлекательности территории, но и от качества и эффективности связанных с туризмом бизнесов: гостиничный, ресторанный бизнес, индустрия красоты и развлечений, транспортная индустрия и т.д. По мнению Ф. Капоне [15], туристский кластер представляет собой географически взаимосвязанные предприятия и учреждения, работающие в сфере туризма, которые включают в себя поставщиков услуг, правительственные учреждения, университеты и конкурентов. М. Бени [13] определяет туристский кластер как группу туристских аттракций на ограниченной географической территории, обеспеченную высоким уровнем развития инфраструктуры и сервиса, имеющую налаженные социальные и политические связи, а также отлаженное управление в компаниях, образующих сети по производству туристских услуг, обеспечивающих стратегические конкурентные и сравнительные преимущества. Р. Коста [16] отмечает, что в структу-

ру кластера в сфере туризма должны быть включены услуги размещения, рестораны, которые представляют статические элементы сектора, транспортные услуги для пассажиров, услуги туристских агентств и туроператоров, и аренда автомобилей, которые выступают как мобильные элементы. Автор добавляет, что досуг, культурные услуги и рекреационные услуги представляют собой динамические элементы данного сектора экономики, которые ответственны за привлечение туристов для неоднократного посещения региона и увеличения их расходов во время отдыха. По мнению К. Фер-рейра [19], туристский кластер включает предприятия, работающие в секторе туризма, а именно — объекты проживания, питания, развлечения, операторы и туристские агентства, услуги гидов, прокат автомобилей и туристский транспорт, и поддерживающие предприятия и организации, такие как образовательные организации, консультационные и другие бизнес-услуги, транспортные компании. Ряд авторов дополняет понятие «туристский кластер» и считает необходимым участие правительства, которому следует поощрять и финансировать программы по привлечению частных инвестиций, инвестировать в инфраструктуру, а также способствовать развитию туризма в рамках туристского кластера [14].

Проблемы создания и развития туристских кластеров рассматриваются в работах таких российских исследователей, как А.Ю. Александрова, Л.К. Гуриева, А.В. Митрофанова и др. [1; 4; 9]. Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных данной тематике, проблема развития туристского кластера на основе концепции «sustainable development» недостаточно исследована, что позволяет сделать вывод о необходимости разработки концепции создания туристского кластера ЯНАО на принципах устойчивого развития с учетом возможных рисков социально-экономического развития этого региона [5].

Проведя анализ основных туристских ресурсов ЯНАО, можно сделать вывод, что туристский потенциал региона огромный, но используется не в полном объеме. Ис-

ды (политические, экономические, социальные, технологические и экологические) воздействуют на развитие потенциала данной отрасли.

При проведении PESTE-анализа каждому фактору присвоены определенные веса с учетом того, как сильно (в сторону повышения потенциала или понижения) данный фактор может повлиять на развитие туризма. Анализ показал, что все рассматриваемые факторы внешней среды по своему характеру воздействия могут быть разделены на те, которые снижают, и которые повышают потенциал региона, но с разной степенью влияния (табл. 1).

Таблица 1

Оценка влияния факторов внешней среды на развитие потенциала

отрасли туризма в ЯНАО

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

Фактор Вес Характер воздействия на потенциал развития туризма в ЯНАО Фактор Вес Характер воздействия на потенциал развития туризма в ЯНАО

Отношения с другими странами 0,23 Снижает Внедрение и использование инновационных технологий 0,09 Повышает

Процессы глобализации 0,16 Снижает Развитие инфраструктуры сферы услуг 0,09 Повышает

Репутация политических лидеров(местных и национальных) 0,11 Повышает Развитие транспортной инфраструктуры / 0,07 Повышает

Бюрократизация и уровень коррупции 0,07 Снижает Расходы на исследования и разработки 0,07 Повышает

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Миграционная политика 0,14 Снижает Санкции и Эмбарго 0,26 Снижает

Уровень жизни населения 0,11 Повышает Инфляция 0,18 Снижает

Уровень образования (квалификации персонала) 0,11 Повышает Развитие банковской системы 0,16 Снижает

Демографическая ситуация 0,04 Повышает Темп роста экономики региона 0,10 Повышает

Уровень безработицы 0,03 Повышает Экспортные возможности 0,04 Повышает

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Фактор Вес Характер воздействия на потенциал развития туризма в ЯНАО

Наличие в ЯНАО ООПТ 0,21 Повышает

Экологическая обстановка 0,13 Повышает

Экологические нормы 0,09 Повышает

ООПТ — Особо охраняемые природные территории

ходя из существующих ресурсов в ЯНАО, приоритетными направлениями туризма в данном регионе могут являться следующие: арктический, экологический, спортивный, экстремальный туризм; событийный, этнографический туризм; охота и рыбалка; агротуризм; водный туризм.

Методика исследования и результаты. Для анализа развития туристского потенциала ЯНАО проведен SWOT-ана-лиз, который позволил оценить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы развития туристской индустрии в ЯНАО, и PESTE-анализ, с помощью которого выявлено, как факторы внешней сре-

Политические и экономические факторы и тенденции, существующие в России, могут существенно снизить туристскую привлекательность ЯНАО (табл. 2), что уже сказалось на данных въездного потока туристов — в 2014 г. произошло сокращение туристского потока с 74,7 в 2013 г. до

54,4 тыс. человек в 2014 г. При этом экологические факторы значительно повышают привлекательность региона. Особое внимание правительства сосредоточено на охране охотничьей фауны и промысловых рыб, так как эти ресурсы имеют важное значение для развития туризма.

Таблица 2

БМОТ-анализ туристской отрасли в ЯНАО

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

№ п/п Параметр № п/п Параметр

1 Уникальное экономико-географическое положение, большая часть округа находится за полярным кругом 1 Суровые климатические условия

2 Традиции малочисленных народов севера 2 Недостаток зеленых насаждений, лесопарковых зон

3 ЯНАО интересен для иностранных туристов 3 Отсутствие единой транспортной системы

4 Округ богат водными ресурсами 4 Устаревание спортивных и культурных объектов

5 Экологически чистые ямальские оленина и рыба -бренды региона 5 Недостаточное внимание к данной отрасли со стороны государства

6 Наличие всех видов транспорта (авиа, железнодорожный, воздушный, автомобильный) 6 Неразвитая туристская инфраструктура

7 Наличие свободного территориального пространства для формирования развитой туристской инфраструктуры 7 Отсутствие квалифицированных кадров в сфере туризма

ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ

1 Перспектива развития экологического, спортивного, экстремального, этнографического, событийного туризма, охоты и рыбалки 1 Снижение въездного потока туристов

2 Возможность создания конкурентоспособного туристского кластера 2 Обострение конкурентной борьбы с приграничными территориями

3 Возможность развития транспортной инфраструктуры ЯНАО 3 Оскудение рыбных и биологических запасов и ресурсов

4 Возможность поддержания культуры и традиций МНС 4 Загрязнение водных ресурсов

5 Формирование положительного имиджа территории посредством маркетинговой стратегии 5 Геополитические и международные риски

6 Создание дополнительных рабочих мест 6 Экономические кризисы

7 Модернизация существующей и создание новой туристской инфраструктуры 7 Глобальные климатические изменения

8 Использование инновационных методов ведения бизнеса в сфере туризма 8 Финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования

МНС — малочисленные народы севера

Наличие технологических факторов в области туризма могло бы повысить конкурентоспособность туристского рынка ЯНАО за счет внедрения инновации и новых технологий, в частности создания информационных пунктов и использования современных информационных систем. Разрабатываемые технологии больше ориентированы на область природопользования и не оказывают существенного влияния на индустрию туризма.

Социально-культурные факторы в большинстве своем имеют тенденцию роста и могут положительно влиять на развитие туристского потенциала в регионе. Например, рост благосостояния населения повышает спрос на услуги индустрии туризма. Проблемой остается недостаток квалифицированных кадров в сфере гостиничного бизнеса и туризма, что объяснятся низким уровнем образования по данному направлению.

На основе проведенного SWOT-анализа туристской отрасли в ЯНАО (табл. 2) сделан вывод, что в качестве приоритетного направления устойчивого развития региона может выступать туризм, поскольку позволяет использовать свободные социальные и природные ресурсы с наименьшей нагрузкой на экосферу региона и создает долгосрочную основу для социально-экономического развития. Однако данной отрасли в ЯНАО не уделяется должного внимания. Для развития туризма на данной территории необходимо создать положительный образ региона, который бы подчеркивал все уникальные особенности ЯНАО и привлек бы в регион дополнительный поток туристов как из России, так и из других стран.

В ЯНАО сохранились народные промыслы, отражающие самобытную культуру коренных малочисленных народов Севера. Одним из направлений этнографического туризма может быть посещение национальных поселков, слетов оленеводов и национальных праздников. При правильной организации бизнеса данные объекты туристского показа привлекают большое число посетителей, а по уровню рентабельности

превосходят традиционные виды туризма. Особый интерес к этнографии и национальным обычаям, кухне, предметам быта проявляют не только российские, но и иностранные туристы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не менее перспективным является экологический туризм — одна из форм рекреации, непосредственно связанная с использованием природного потенциала. Это путешествия и отдых на природе в естественной, малоизмененной среде обитания. На территории ЯНАО экотуризм может быть дополнительным источником дохода для поддержания ландшафта и традиционного уклада местного населения.

Преимуществами развития эколого-эт-нографического туризма в округе являются улучшение экономического положения общин коренных малочисленных народов Севера, повышение образовательного уровня активной части аборигенного населения, развитие экономической деятельности коренного населения и его общин.

Анализ туристской сферы показал, что территория богата туристскими ресурсами, которые позволяют развивать множество направлений туризма. Однако из-за недостаточного внимания к данной отрасли туристский потенциал используется не в полной мере. Хотя именно туризм при правильной организации и координации может сформировать положительный образ региона и повлиять на устойчивое социально-экономическое развитие региона.

Таким образом, на основе проведенного анализа современного состояния туризма в ЯНАО выделены следующие проблемы развития туризма:

1) отсутствие должной туристской инфраструктуры;

2) дефицит квалифицированных кадров;

3) недостаточно развитая транспортная инфраструктура АО;

4) низкий уровень государственной поддержки туризма;

5) узкий спектр предоставляемых туристских услуг;

6) низкое качество предоставляемых туристских услуг;

7) недостаточное количество информационных центров для туристов;

8) несоответствие объектов существующей туристской инфраструктуры современным тенденциям, инновационным технологиям;

9) неразвита система финансирования организаций туристской сферы;

10) заброшенные объекты культуры;

11) низкая инвестиционная привлекательность организаций туристской сферы;

12) отсутствие согласованности в действиях между участниками рынка;

13) устаревание спортивных объектов;

14) забытые традиции и обычаи проживающих на территории ЯНАО народов;

15) низкий въездной поток туристов в ЯНАО;

16) низкий вклад туризма в ВРП региона.

Разрешение этой системной проблемной ситуации (низкий уровень развития туризма) требует разработки и реализации целевой комплексной программы, основным элементом которой должен стать инновационный туристский кластер, который, в свою очередь, поможет устранить практически все «слабые стороны», преобразовывая их в «сильные стороны» территории. Основная причина этих проблем — недостаточное внимание к туристской отрасли со стороны местного правительства, и как следствие — отсутствие согласованности в действиях между участниками рынка, на которую влияет неразвитая система финансирования сферы туризма. Исходя из этого, в первую очередь, необходимо принять решение по привлечению средств местного и федерального бюджета, а также кредитных организаций для реализации проектов в рамках туристского кластера в ЯНАО. Частичное финансирование и поддержка проектов, а также предоставление налоговых и других льгот участникам кластера приведут к повышению взаимодействия между всеми субъектами предполагаемого туристского кластера, что скажется на повышении уровня квалификации персонала и даст толчок развитию современной инновационной туристской инфраструктуры (строи-

тельство новых и модернизация существующих объектов проживания и питания, строительство и ремонт дорог, обеспечение туристскими информационными центрами, развитие досуговых центров и т.д.). Создание туристской инфраструктуры позволит решить проблему устаревания спортивных объектов и памятников культуры, что даст возможность сохранить для проживающих на территории ЯНАО народностей их историю и культуру и позволит им следовать своим традициям. Это положительно скажется на развитии событийного туризма в городе, а также росте благосостояния населения. Все изменения в совокупности увеличат инвестиционную привлекательность отрасли, доходы местного бюджета и решат проблему по привлечению туристов в регион. Для предприятий, включенных в туристский кластер, появятся возможности доступа к долговременным конкурентным преимуществам, в т.ч. в условиях цикличности экономического развития [ 7].

Недостаток государственной поддержки, а также финансовых институтов, которые бы могли предоставить заемные средства на льготных условиях, сдерживают развитие туризма, в частности и туристского кластера на территории ЯНАО. Без участия государственных институтов практически невозможно сформировать конкурентоспособный кластер, так как именно государственные учреждения могут обеспечить согласованность действий между всеми участниками кластера и проводить контроль над их деятельностью. Отсутствие взаимодействий между туристскими организациями, государственными органами, образовательными учреждениями и вспомогательными отраслями привело к тому, что существующие объекты устарели, нет квалифицированных кадров, а также должной инфраструктуры на рынке туристских услуг, что является причиной непривлекательности данного рынка для инвесторов и туристов.

Итак, основной целью создания кластера является получение положительного социально-экономического эффекта, а именно: развитие внутреннего и въездного

туризма в автономном округе, что привлечет дополнительный доход в бюджет ЯНАО, обеспечение дополнительных рабочих мест, повышение квалификации кадров, освоение новых инновационных методов работы в туристской сфере, обеспечение согласованности действий организаций туриндустрии.

Далее приведем структуру предполагаемого туристского кластера Ямало-Ненецкого автономного округа (рис. 1). Как видно из рис. 1, отличительной особенностью туристских кластеров является то, что обеспечение потребителя полным набором необходимых и предпочитаемых туристских услуг требует объединения компаний, действующих в разных отраслях. Например, транспортные компании, туроператоры, объекты питания, фирмы, предоставляющие развлекательные услуги, различные магазины, государственные и научные организации.

Реализация проекта по формированию туристского кластера не только позволит обеспечить рост индустрии туризма в регионе, но и будет способствовать развитию других отраслей экономики ЯНАО. Также в рамках данного проекта предполагается:

— создание новых туристских услуг, поддержка перспективных видов туризма;

— совершенствование кадровой системы сферы туризма в автономном округе;

— совершенствование системы информационного обеспечения туристской индустрии автономного округа;

— модернизация существующей и создание новой туристской инфраструктуры (отели и гостиницы с высоким качеством сервиса, рестораны, развлекательные и спортивные центры и т.д.);

— реставрация памятников культуры и искусства;

— формирование и развитие туристского брэнда автономного округа ЯНАО.

Следует отметить, что отрасль туризма воздействует на все уровни экономики, а именно на мега-, макро-, мезо- и микроуровни, так как выходит за рамки одного региона.

Одной из целей развития туризма является привлечение не только российских туристов (макроуровень), но и иностранцев, что говорит о вмешательстве в мегауровень (взаимодействие и экономические отношения с другими странами (рис. 2).

Проведенный анализ региональной политики в отношении формирования и развития кластеров позволяет выделить, в том числе в заполярных регионах РФ, преимущественно экстенсивный подход к их организации — стремление к образованию максимально возможного числа кластеров без учета эффектов их взаимодействия между собой и с внешней средой. Однако в условиях Арктики такой подход может породить ряд экологических и социально-культурных проблем. В частности, экстенсивный подход к развитию туристского кластера повлечет за собой экологический ущерб, разрушение культурного и исторического наследия, сложившихся особенностей социума и т.д.

Поэтому формирование и развитие эффективного туристского кластера должно осуществляться на основе системы принципов с обязательным включением принципа устойчивого развития — развития социально-экономической системы для удовлетворения потребностей без подрыва способностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В таком случае формируемый туристский кластер окажет положительное влияние на устойчивое развитие региона, в том числе на создание рабочих мест, увеличение доходов местного населения и повышение качества жизни населения.

Пр о фесснональные образовательные организации <б)

- ЯмаП1.СКЕЙ ЫН0Г0Пр0фиЛЬЩ.Ш

КОЛЛсДЖ

-- Лабыткангское профессиональное училище и т.д.

- Ямальский многопрофильный колледж

- Лабытнангское профессиональное училище и т.д.

Высшее пЗраздианке филиалы

-Сибирского государственного университета физической культуры и спорта -Тюменского государственного унив ер сит ет а и т. д. На уч но- нес леда вате льскне ар ганн^ацнн (73):

- Гис ОАО

- Инновационно-техншог. центр

;кСтарт»

- Инновационно- технолог, центр ^Технопарк Ямал»

- «Научный центр изучения Арктики»

Вспо зшгательны» учреащгяин

1 .Банки (28)

2 .Отделения банков (138)

3 .Страховые компании (19) 4. Аптечные организации

щ

Маркетинговые компании (j 1)

Прямые покупатели (туристы):

Частные клиенты; Корпоративные клиенты

ú

1 J

ЯДРО ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ЯНАО

Туристические фирмы и операторы Суб хе* ты тур не тек о я нн^гтр ян:

шц 1. Музеи (19)

- А У ЯНАО "Ямвлтур" 2. Досуговые центры (79)

— ООО "Арикок" 3. Другие учреждения культуры

- ООО "ДиТревеп" (205)

- ООО "Абсолют-Тур" 4 Спортивные сооружения(1 ОН?)

- ООО бутик путешествий s; Горнольгстааш комплекс (1)

"Отк^п'ый миг:" 6. Служба такси(72)

- ООО "Пеликан" 7. Т орговые центры (16)

- АНО ТИЦ "Яшп" % Н аииональные общаны (18)

- ООО "НордИнтур" 9 ООГ1Т (12)

(Интурист) 10. Объекты проживания (89)

- ООО "Западно Сибирское ;i Тур. маршруты(31)

землячество" С КО тур 12. О бъекты шгг;1ем (407)

Щ Информационные центры (0)

¥

Контр плнрукпцне и ретулкругащне ор г iK.tr тосудорствехшж Е.тасгн

Министерство культуры Федеральное агентство по туризму Минил-ерство спорта Минил-ерство экономического развития

Федеральные органы государственной

власти по ЯНАО

Губернатор ЯНАО

Правительство ЯНАО

И спсляительные органы власти

Д еп арт аыент по молод ежной политике

ЯНАО

Федеральные структуры Д епартаменг культуры ЯНАО Агентство по физичвской культуре и спорту в ЯНАО Агентство по туризмуЯНАО

М

С опр яженны е о тр ас ли

С троит ель ств о (1 933 органш аций р азличных форм с о б ств енно сти)

Продуктовые магазины (36:5)

С ель с кое х озяйств о (48)

Здравоохранение (36)

Транспорт (водный-11, воздушный-10)

Произв од ств о пищевых продуктов (6)

Связь (40 операторов)

К оммунапьные услуги (33)

Отраслевые ассоциации:

А с с оциация туропер атор ов Р о с сии Российская ассоциация туристских агентств (PATA)

- Ассоциация туристских организаций «Евро Азия»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Российский союз тур индустрии

- Асс оциация гид ов -пер ев о дчик ав, эк скур с ов одов и турменеджер ов

А с с оци ация г луб окого т уризма (АГТ) Российская гостиничная ассоциация (РГА)

А с с ациацнн бизне с-туриз ма ( АЕ Т)

Рис. 1. Организационная структура туристского кластера ЯНАО

х о

л

X

Мегауровень

(межстрановые связи)

Мезоуровень

(межрегиональные связи)

Рис. 2. Схема влияния туристского кластера на все уровни экономики

Экономическая, социально-культурная и экологическая устойчивость будет обеспечена, если планирование и развитие туристского кластера в регионе будет осуществляться при участии и поддержке государства. При этом кластерная полити-

ка региона, в том числе проекты развития отдельных кластеров, должны разрабатываться на основе проведения детального анализа кластерного потенциала, определения уровня и этапа развития существующих кластеров, их взаимосвязи.

Список литературы

1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51—61.

2. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. [Электронный ресурс]. СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 336 с. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m6/5_3.htm (дата обращения: 12.12.2015).

3. Боуш Г.Д., Мадгазин Д.И. Место бизнес-кластеров среди смежных форм интеграционных объединений хозяйствующих субъектов // Вестник Удмуртского университета: экономика и право. 2011. Вып. 4. С. 1-6.

4. Гуриева Л.К., Созиева З.И. Туристический кластер региона: проблемы и перспективы создания / / Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 22. С. 72-80.

5. Деттер Г.Ф., Козлов А.В., Малышев Е.А. Управление ключевыми рисками социально-экономического развития региона // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 6 (121). С. 104-117.

6. Ибатуллова Ю.Т. Кластеры как инновационная форма диверсификации и развития региональной экономики // Креативная экономика. 2008. № 8 (20). С. 48-54.

7. Как управлять конкурентными преимуществами в периоды спада и подъема экономики / А.П. Градов, М.А. Архипенок, А.В. Бахмутская [и др.]. СПб., 2013. 636 с.

8. Комплексное развитие экономического пространства Арктической зоны Российской Федерации / А.В. Козлов, С.В. Федосеев, А.Е. Череповицын [и др.]. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2016. 315 с.

9. Кропинова Е.Г., Митрофанова A.B. Региональный туристский кластер как туристско-рекреацион-ная система регионального уровня // Региональные исследования. 2011. № 1. С. 40—46.

10. Пастухова Е.А. Сущность и особенности устойчивого развития территории // Успехи современного естествознания. 2007. № 5. С. 91—93.

11. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.

12. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. Вологда: ИСЭРТРАН, 2009. 355 с.

13. Beni M.C. Globalizagäo do Turismo: Megatendencias do Sector e a Realidade Brasileira, Editora Aleph, Säo Paulo, 2003.

14. Brown K. and Geddes R. Resorts, Culture and Music: The Cape Breton Tourism Cluster // Tourism Economics, 2007, vol. 13, no. 1, pp. 129-141.

15. Capone F. Regional Competitiveness in Tourism local Systems, 44° European Congress of the European Regional Science Association, Regions and Fiscal Federalism, University of Oporto, 2004.

16. Costa R. Avaliagäo do Potencial de Crescimento e Desenvolvimento das Pequenas e Micro Empresas do Sector do Turismo, Dissertagäo de Mestrado em Inovagäo e Politicas de Desenvolvimento, Universidade de Aveiro, 2005.

17. Crouch C. and Farrell H. Great Britain: Falling Through the Holes in the Network Concept, in Crouch, C., Le Gales, P., Trogilia, C. e Voelzkou, H. Local Production System in Europe: Rise or Demise? Oxford: Oxford University Press, 2001, pp. 161-211.

18. Engelstop S., Butler J., Smith I. and Winther L. Industrial Clusters in Denmark: Theory and Empirical Evidence // Papers in Regional Science, 2006, vol. 85, no. 1, pp. 73-97.

19. Ferreira Joäo and Esteväo, Cristina. Regional Competitiveness of Tourism Cluster: A Conceptual Model Proposal // Munich Personal RePEc Archive. Available at: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/14853/ (accessed: 12.12.2015).

20. Jackson J. and Murphy P. Tourism Destinations as Clusters: Analytical Experiences From The New World // Tourism and Hospitality Research, 2002, vol. 4, no. 1, pp. 36-52.

21. Porter M.E. San Diego: Clusters of Innovation Initiative. Cambridge, MA: Monitor Group, 2003.

22. Porter M.E. The Economic Performance of Regions // Regional Studies, 2003, vol. 37, pp. 549-578.

23. Porter M. Clusters and the New Economics of Competition / / Harvard Business Review, 1998, vol. 76, no. 6, pp. 77-90.

24. Rocha H. Entrepreneurship and Development: the Role of Clusters // Small Business Economics, 2004, no. 23, pp. 363-400.

25. Rosenfeld S. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development // European Planning Studies, 1997, vol. 5, no. 1.

26. Simmie J. and Sennett J. Inovation in the London Metropolitan Region, Innovative Clusters and Competitive Cities in the UK and Europe, Working Paper 182, Oxford Brookes School of Planning, 1999.

27. World Tourism Organization - WTO. Turismo y desarrollo local sostenible: elemento para undebate. In: Noticias Delnet - Centro International de Formacion de la OIT. n. 24. 2004. Retrieved October 11, 2004 Available at: http://www.world-tourism.org. (accessed 12.12.2015).

List of literature_

1. Alexandrova A.Yu. Sovremennye problemy servisa i turizma (Modern problems of service and tourism), 2007, no. 1, pp. 51-61.

2. Asaul A.N. Organizatsiya predprinimatelskoy deyatelnosti [Organization of business activities]. St. Petersburg: ANO IPEV, 2009. 336 p Available at: http://www.aup.ru/books/m6/5_3.htm (accessed: 12.12.2015).

3. Boush G.D., Madgazin D.I. Vestnik Udmurtskogo universiteta: ekonomika i pravo (Herald of the Udmurtsky University: Economics and Law), 2011, vol. 4, pp. 1-6.

4. Gurieva L.K., Sozieva Z.I. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika (Regional economy: theory and practice), 2009, no. 22, pp. 72-80.

5. Detter G.F., Kozlov A.V., Malyshev E.A. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2015, no. 6 (121), pp. 104-117.

6. Ibatullova Yu.T. Kreativnaya ekonomika (Creative Economy), 2008, no. 8 (20), pp. 48-54.

7. Kak upravlyat konkurentnymi preimushhestvami v periody spada i podema ekonomiki [ How to manage a competitive advantage in times of recession and economic recovery]; A.P. Gradov, M.A. Arkhipenok, A.V. Bakhmutskaya [et al. ]. St. Petersburg, 2013. 636 p.

8. Kompleksnoe razvitie ekonomicheskogo prostranstva Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii [Integrated development of economic space of the Russian Arctic zone]; A.V. Kozlov, S.V. Fedoseyev, A.E. Cherepovitsyn [et al.]. St. Petersburg: Publishing house of the Polytechnic. University Press, 2016. 315 p.

9. Kropinova E.G., Mitrofanov A.V. Regionalnye issledovaniya (Regional Studies), 2011, no. 1, pp. 40—46.

10. Pastukhova E.A. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya (Successes of Modern Science), 2007, no. 5, pp. 91-93.

11. Porter M. Konkurentsiya [Competition]. Moscow: Williams, 2005. 608 p.

12. Uskova T.V. Upravlenie ustoychivym razvitiem regiona [Management of a sustainable development of the region]. Vologda: ISERTRAN, 2009. 355 p.

13. Beni M.C. Globalizagao do Turismo: Megatendencias do Sector e a Realidade Brasileira, Editora Aleph, Sao Paulo (Globalizagao do Turismo: Megatendencias do Sector e a Realidade Brasileira, Editora Aleph, Sao Paulo), 2003.

14. Brown K. and Geddes R. Tourism Economics (Tourism Economics), 2007, vol. 13, no. 1, pp. 129-141.

15. Capone F. Regional Competitiveness in Tourism local Systems, 44 European Congress of the European Regional Science Association, Regions and Fiscal Federalism (Regional Competitiveness in Tourism local Systems, 44° European Congress of the European Regional Science Association, Regions and Fiscal Federalism), University of Oporto, 2004.

16. Costa R. Avaliagao do Potencial de Crescimento e Desenvolvimento das Pequenas e Micro Empresas do Sector do Turismo, Dissertagao de Mestrado em Inovagao e Politicas de Desenvolvimento (Avaliagao do Potencial de Crescimento e Desenvolvimento das Pequenas e Micro Empresas do Sector do Turismo, Dissertagao de Mestrado em Inovagao e Politicas de Desenvolvimento), Universidade de Aveiro, 2005.

17. Crouch C. and Farrell H. Great Britain: Falling Through the Holes in the Network Concept, in Crouch, C., Le Gales, P., Trogilia, C. e Voelzkou, H. Local Production System in Europe: Rise or Demise?[ Local Production System in Europe: Rise or Demise? ] Oxford: Oxford University Press, 2001, pp. 161-211.

18. Engelstop S., Butler J., Smith I. and Winther L. Papers in Regional Science (Papers in Regional Science), 2006, vol. 85, no. 1, pp. 73-97.

19. Ferreira Joao and Estevao, Cristina. Regional Competitiveness of Tourism Cluster: A Conceptual Model Proposal (Regional Competitiveness of Tourism Cluster: A Conceptual Model Proposal): Munich Personal RePEc Archive Available at: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/14853/ (accessed: 12.12.2015).

20. Jackson J. and Murphy P. Tourism and Hospitality Research (Tourism and Hospitality Research), 2002, vol. 4, no. 1, pp. 36-52.

21. Porter M.E. San Diego: Clusters of Innovation Initiative [San Diego: Clusters of Innovation Initiative]. Cambridge, MA: Monitor Group, 2003.

22. Porter M.E. Regional Studies (Regional Studies), 2003, vol. 37, pp. 549-578.

23. Porter M. Harvard Business Review (Harvard Business Review), 1998, vol. 76, no. 6, pp. 77-90.

24. Rocha H. Small Business Economics (Small Business Economics), 2004, no. 23, pp. 363-400.

25. Rosenfeld S. European Planning Studies (European Planning Studies), 1997, vol. 5, no. 1.

26. Simmie J. and Sennett J. Inovation in the London Metropolitan Region, Innovative Clusters and Competitive Cities in the UK and Europe (Inovation in the London Metropolitan Region, Innovative Clusters and Competitive Cities in the UK and Europe), Working Paper 182, Oxford Brookes School of Planning, 1999.

27. World Tourism Organization — WTO. Turismo y desarrollo local sostenible: elemento para undebate. In: Noticias Delnet — Centro Internacional de Formation de la OIT (World Tourism Organization - WTO. Turismo y desarrollo local sostenible: elemento para undebate.In: Noticias Delnet - Centro Internacional de Formacion de la OIT). n. 24. 2004. Retrieved October 11, 2004 Available at: http://www.world-tourism.org. (accessed: 12.12.2015).

Коротко об авторах_

Гетман Светлана Семеновна, канд. экон. наук, доцент, Международная высшая школа управления, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, г. Санкт-Петербург, Россия. Область научных интересов: промышленные кластеры, устойчивое развитие, организационные структуры экономических агентов, управление проектами [email protected]

Каньковская Алина Рональдовна, канд. экон. наук, доцент, Международная высшая школа управления, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, г. Санкт-Петербург, Россия. Область научных интересов: экономика инноваций, развитие национальных, региональных и отраслевых инновационных систем kankowska [email protected]

Гонтарева Анастасия Сергеевна, тьютор, Международная высшая школа управления, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, г. Санкт-Петербург, Россия. Область научных интересов: туристские кластеры, устойчивое развитие регионов, инновационная политика регионов, маркетинг территорий [email protected]

Briefly about the authors_

Alina Kankovskaya, candidate of economic sciences, associate professor, International Graduate School of Management, St. Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, St. Petersburg, Russia. Sphere of scientific interests: innovation economics, development of national, regional and sectoral systems of innovation

Svetlana Gutman, candidate of economic sciences, associate professor, International Graduate School of Management, St. Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, St. Petersburg, Russia. Sphere of scientific interests: industrial clusters, sustainable development, organizational structures of economic agents, project management

Anastasiya Gontareva, tutor, International Graduate School of Management, St. Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, St. Petersburg, Russia. Sphere of scientific interests: tourism clusters, sustainable development of regions, regional innovation policy, territorial marketing

Образец цитирования _

Гуmмaн C.C., Kaнькoвcкaя A.P., Гoнmapeвa A.C. Туристский клacmep в Ямaлo-нeнeцкoм aвmoнoмнoм oкpугe тк мexaнuзм устойчивого paзвumuя peгuoнa || Becmн. •Зaбaйкaл. гос. ун-ma. 2016. Т. 22. № 5.

C. 102-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.