[ fl ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ФАКТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
А.В. Сухоруков,
доцент кафедры прикладной экономики и инновационного управления Саратовского государственного технического университета им. ЮА. Гагарина,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье представлена классификация внешних факторов развития предприятий мебельной промышленности. Выявлены возможности и угрозы инновационного развития российских мебельных компаний. Доказано, что интенсивный рост предприятий возможен на основе инноваций.
Ключевые слова: мебельная промышленность, инновации, стратегическое развитие, внешняя среда.
УДК 338.45.634 ББК 65.9
Инновационное развитие предприятий мебельной промышленности протекает в условиях сложного переплетения факторов различного характера. Принятие стратегических управленческих решений опирается на информационный базис, а разработка инновационной стратегии основана на анализе как внутренней среды предприятия, так и на его внешнем окружении. Принципиальной особенностью стратегического анализа является то, что такие решения направлены в будущее. Вследствие этого степень неопределенности аналитической и прогнозной информации значительна, поэтому управление инновационным развитием — это управление по слабым сигналам.
Процесс управления инновационным развитием, как сложной многоуровневой системой, следует рассматривать в контексте статического состояния системы и траектории ее перехода от одного состояния к другому. Трансформация системы осуществляется в результате нелинейного сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов1.
Факторы, определяющие инновационное развитие предприятия, имеют разное содержание: природные, политические, экономические, социальные, научно-технические. Они могут являться внешними и внутренними, экстенсивными (увеличение объема вовлекаемых в производство ресурсов — основных фондов, персонала, капитала) или интенсивными.
Наиболее значимыми внутренними факторами, определяющими темпы инновационного развития предприятия мебельной промышленности и его инновационную стратегию, выступают производственный потенциал (совокупность материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов), ценностные ориентации высшего руководства (отношение к инновациям и предпочтения относительно уровня риска), стратегическая гибкость организации.
Не умаляя роли внутренних факторов формирования инновационной стратегии, отметим, что проблемы и препятствия росту формируются 1 68
сейчас в основном вне отрасли. Внешние факторы (общего и специфического характера) не находятся под управлением предприятия, возникают независимо от его деятельности и могут представлять собой как возможности, так и угрозы для развития мебельных предприятий. Группировка внешних факторов должна быть основана на концепции детерминант конкурентных преимуществ М.Портера (см. рис. 1).
Внешние условия и факторы оказывают неодинаковое воздействие на мебельные предприятия, а также характеризуются различной вероятностью реализации заключенных в них возможностей и угроз стратегическому развитию. Полагаем, что производственные условия в основном являются нейтральными по отношению к инновационной сфере мебельных предпри-
Рис. 1. Внешние факторы, определяющие стратегию инновационного развития предприятий мебельной промышленности
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
fi
ятий. Определяющими внешними факторами инновационного развития предприятий, на наш взгляд, выступают:
1. глобализация, трансформирующая конъюнктуру национального и мирового рынков;
2. условия спроса, формирующие конкретные направления и определяющие темпы инновационного развития;
3. эффективность функционирования родственных и поддерживающих отраслей.
В условиях усиления глобализации и международной экономической интеграции, требования, предъявляемые к конкурентоспособности мебельных предприятий и их продукции, постоянно возрастают, вызывая необходимость формирования адекватной глобальным процессам системы управления на различных уровнях.
Присоединение России к ВТО означает, что отечественная промышленность будет все больше интегрирована в мировой рынок, а ее развитие все больше будет определяться факторами международного характера. Главной задачей ВТО является разработка унифицированных стандартов внешней торговли, минимизация ограничений на перемещение товаров и услуг в международном пространстве, создание относительно равных условий конкуренции. Однако практика показывает, что реальное содержание деятельности ВТО в значительной степени отличается от заявленных целей, поскольку ВТО нередко выступает «инструментом взлома» национальных рынков развивающихся стран и установления контроля над ресурсами со стороны лидеров мировой экономики.
Получая контроль над рынками готовой продукции, лидеры мирового рынка часто начинают контролировать и стратегически важные для страны источники сырья. Закрепление несбалансированной структуры национальных экономик развивающихся стран приводит к необходимости поддержания и развития преимущественно сырьевого экспорта. С учетом того, что контроль над товарными потоками, как правило, дополняется финансовым контролем, управлением внешним долгом, то налицо система прочной зависимости развивающихся стран от стран-лидеров.
Цели присоединения России к ВТО представляют собой преимущества, получаемые отечественными предприятиями2:
1. более эффективное продвижение отечественной продукции на мировой рынок и увеличение экспорта;
2. осуществление международной торговли в едином рыночном пространстве на равных условиях, использование инфраструктуры ВТО для получения информации об участниках рынка и потенциальных торговых партнерах;
3. активное участие России в разработке норм и правил международной торговли;
4. создание благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы страны в соответствие с нормами ВТО;
5. расширение возможностей российских инвесторов в странах-членах ВТО;
6. улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Для мебельной промышленности присоединение России к ВТО означает, что российские предприятия при формировании стратегии развития должны учитывать наиболее значимые тенденции глобального мебельного рынка.
Емкость мирового мебельного рынка, по оценке Центра промышленных исследований CSIL Milano, за последние 10 лет удвоилась и составила в 2012 году около 450 млрд дол. Согласно ежегодному отчету по конъюнктуре мирового рынка мебели (World Furniture Outlook 2013) в мировом производстве мебели лидируют 8 стран, совокупный оборот которых составляет более чем 10 млрд долл.: Китай, США, Италия, Германия, Индия, Япония, Франция и Польша. Удельный вес мебели в структуре мировой торговле промышленной продукцией составляет сегодня около 1%.
Ведущими странами-экспортёрами мебели являются Китай (объём экспорта 40 млрд долл., что в 3 раза превышает внешние поставки Германии и Италии), Германия, Италия, Польша, США и Вьетнам. В Европе доля экспортной продукции в общем объёме выпускаемой мебели достигла в 2012 году 42% (среднемировой показатель — 30 %).
Что касается доли импорта, то на большинстве национальных мебельных рынков с началом рецессии в 2009 году она интенсивно увеличивалась, достигнув к 2012 году 30%. При этом национальные рынки резко дифференцированы по удельному весу импорта: минимальные показатели характерны для развивающихся стран (2% в Китае, 5% в Бразилии, 6% в Индии), а максимум — для развитых экономик (16% в Италии, 36% в США, около 50% в Германии, Великобритании и Франции). В первую тройку импортеров мебели входят Великобритания, Германия и США.
Определяющей тенденцией развития мирового рынка мебели является сейчас то, что стагнирующий мебельный сектор Западной Европы в последние годы уступил лидирующие позиции Азиатско-Тихоокеанскому региону. Если в 2002 году западноевропейские мебельные компании обеспечивали до 1/3 общемировых объемов производства и потребления мебели, то теперь оба показателя упали до 20%. Всего в европейском регионе представлено около 150 тысяч компаний, генерирующих годовой оборот в 87 млрд евро. После резкого снижения объёмов производства в 2009 году (на 15%) и стагнации в 2010 (рост 0,03%), европейские предприятия в среднем обеспечили рост на 1,3% в 2011 году. Существенный рост внутреннего потребления мебели был отмечен в Швейцарии, Бельгии и Норвегии.
Для российских производителей мебели в условиях жесткой глобальной конкуренции выход за пределы национального рынка является одним из условий достижения долгосрочной конкурентоспособности. Однако статистика международной торговли мебелью и материалами для ее производства свидетельствует о том, что внешнеторговый баланс России в мебельном секторе отрицательный, то есть наблюдается регресс, а не развитие.
Импорт мебели в РФ в последнее десятилетие неуклонно увеличивается по всем товарным позициям (см. рис. 2).
Рис. 2. Динамика экспорта и импорта мебели в РФ в 2000-2012 гг.
Главными импортёрами мебели в Россию являются Китайская Народная Республика (21% всего импорта), Италия (18%) и Германия (16%). Наибольшую долю в импортной мебели составляют дорогостоящие изделия (более 1,8 евро за кг). Доля импортной мебели на российском рынке в 2012 году достигла 54,3%, что означает утрату экономической безопасности страны по данной группе товаров. Угрозой для российских мебельных предприятий является также появление компаний с иностранным капиталом. Крупные зарубежные мебельные фирмы всё активнее приходят в Россию и эта тенденция с каждым годом усиливается.
В то же время экспорт отечественной мебели как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ, продолжает сокращаться. Сейчас российские мебельные фабрики ориентируются в подавляющем большинстве только на внутренний спрос и редко рассматривают возможность организации поставок продукции за рубеж. Ограниченный круг отечественных мебельных фирм-экспортеров с каждым годом сужается, а структура экспорта меняется в худшую сторону (снижается доля готовой продукции и увеличивается доля частей мебели из древесины).
Причины сложившейся ситуации, по нашему мнению, заключаются в том, что международные сделки обычно связаны с большими затратами времени и ресурсов, со сложными логистическими решениями, требуют знания не только национального, но и
169
[ fl ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
иностранного законодательства. Поэтому до сих пор проблема развития экспортного потенциала отечественной мебели стоит достаточно остро. По нашему мнению, главными слабыми сторонами внешнеторговой стратегии российских компаний являются:
1. Недооценка рисков и потенциальных проблем и переоценка собственных ресурсов и компетенций в сфере международной интеграции.
2. Высокая стоимость и нечеткие конкурентные преимущества отечественной мебели, продвигаемой на международном рынке.
3. Недостаточный учет национальных особенностей рынков других стран, культуры, менталитета и других факторов, влияющих на продвижение и сбыт мебельной продукции.
4. Дефицит специалистов по внешнеэкономической деятельности и отсутствие компетенций предприятия в этой сфере; неумение работать с партнёрами и развивать партнёрские отношения.
5. Недостаточно благоприятный образ России как поставщика высококачественных товаров длительного пользования, в том числе мебели.
В результате управленческие решения по выбору внешнеэкономической стратегии и партнеров при выходе на внешние рынки являются недостаточно обоснованными и не способствуют успеху предприятия.
Для российских предприятий потенциал импортозамещения далеко не исчерпан, и также значительны их потенциальные возможности наращивания экспорт готовой продукции. Учитывая, что существенных изменений правил игры на мебельном рынке после присоединения России к ВТО не произошло, основной вызов будет исходить не от импорта европейской массовой мебели как таковой, а от импорта европейских стандартов качества. Поэтому повышение конкурентоспособности продукции на основе модернизации предприятий и их инновационное развитие являются главными стратегическими альтернативами.
Развитие родственных и поддерживающих отраслей, включенных в цепочку создания стоимости конечной мебельной продукции, также можно оценить как угрозу для отечественных компаний. Критическими точками в цепочке ценности выступают производители древесных плит и предприятия торговли (ритейлеры).
Отечественное производство древесных плит и фанеры увеличивается в среднем на 10% ежегодно на протяжении последних пяти лет. По оценкам ВНИИДРЕВ, к 2020 году производство древесных плитных материалов и фанеры в России может удвоиться, достигнув 22-23 млн куб. м в год. Ввод в эксплуатацию строящихся заводов плит МДФ, ХДФ и ОСБ в целом позволит удовлетворить внутренние потребности в этих материалах, однако в ближайшие 5-7 лет дефицит древесно-стружечных плит, по мнению экспертов, сохранится. Сейчас в России потребности предприятий в древесных плитах значительно превышают их реальное производство. Дефицит конкурентоспособных ДСП оценивается в 2,5 млн куб. м, плит МДФ — в 0,5 млн куб. м, плит ОСБ — в 1,5 млн куб. м, что определяет потенциал дальнейшего развития отечественной плитной промышленности3.
Основной причиной сложившейся ситуации является то, что на фоне активного инвестирования в строительство заводов МДФ, ОСБ и фанеры, наблюдается недостаток вложений в производство ламинированных ДСП как главного материала для мебельной промышленности. Сейчас выпуск ДСП осуществляют 47 линий мощностью 7,55 млн куб. м в год, однако только 5 заводов оснащены производительными непрерывными прессами общей мощностью 1,91 млн куб. м в год. В стадии освоения производства находится ещё 10 проектов, из них 6 заводов ДСП совокупной мощностью 1660 тыс. куб. м в год будут располагать непрерывными прессами.
Всего этого недостаточно для переоснащения плитной отрасли и обеспечения растущего внутреннего рынка конкурентоспособными ДСП. Для достижения этой цели производителям плит следует ориентироваться на прогрессивные технологии и высокопроизводительное оборудование (например, ленточно-роликовые прессы германских фирм Siempelkamp и Dieffenbaher). Это обеспечит снижение издержек производства (в частности, сокращение энергопотребления), повышение
стабильности качества плит и, в целом, рост конкурентоспособности.
Российские мебельные компании продолжают испытывать устойчивый дефицит плит и профилей из МДФ (древесноволокнистые плиты средней плотности). Потребность мебельной промышленности в этих материалах значительна, причем с каждым годом она увеличивается. В России Производство плит МДФ осуществляют 8 линий общей мощностью 1,3 млн куб. м в год, из них 5 линий с непрерывными прессами. В стадии реализации находятся 6 проектов по производству плит МДФ годовой мощностью 2,07 млн куб. м. Однако до сих пор около 30% от общего объема материалов и комплектующих, применяемых в мебельном производстве, закупается за границей. За рубежом приобретается около 80% объема необходимых российским мебельщикам плит МДФ, примерно 15% ДСтП и около 50% фурнитуры.
Значительная часть цепочки создания ценности в мебельной промышленности формируется не в России, а за ее пределами, что означает несомненную угрозу для функционирования и развития отечественных компаний.
Экономическими субъектами, следующими за мебельными предприятиями в цепочке создания ценности, являются торговые организации. В мировой практике торговли мебелью прослеживается четкая тенденция возрастания роли крупных ритейловых сетей и консолидации рынка. В России сегмент крупного мебельного ритейла нельзя назвать эффективно развивающимся, поскольку динамичное развитие российских сетей сменилось стагнацией. Отсутствие потребительской идеологии, слабая сегментация рынка, отсутствие индивидуальности торговых площадок, плохая информированность о товарах не позволяют сетевым магазинам наращивать объемы продаж мебели.
Условия спроса на мебельную продукцию также выступают внешней угрозой, ограничивающей рост и инновационное развитие мебельных предприятий. Поскольку мебель как товар может приобретаться как домашними хозяйствами, так и организациями, то параметры спроса на нее будут определяться различными факторами.
Факторами, определяющими тенденции потребления на рынке товаров для дома, являются следующие:
1. Урбанизация. В 2008 году доля городского населения планеты перешагнула рубеж в 50%, к 2020-му ожидается на уровне 55%, а к 2050-му — 70%. Тенденции урбанизации в России в целом соответствуют общемировым.
2. Ситуация на рынке недвижимости. Если в развитых странах в последние 2 года наблюдается снижение или незначительный рост цен на жилье, то Россия демонстрирует самые высокие темпы роста цен (примерно 10 % ежеквартально, по оценкам Euromonitor) из-за склонности населения вкладывать деньги в недвижимость и расширения доступа к кредитованию.
3. Социальные сдвиги в обществе — способствуют изменению структуры домохозяйств и сокращению числа их участников. С общим ростом количества домохозяйств, особенно в развитых странах, увеличивается доля таких, где хозяйствуют один или два человека.
4. Уровень располагаемых доходов, который определяет величину платежеспособного спроса. По данным Euromonitor доля домохозяйств, располагающих годовым доходом свыше 15 тыс. долл. в России по результатам 2012-го оценивается на уровне 66%, а к 2017-му, по прогнозу Euromonitor, достигнет 80%.
5. Изменения в стиле потребления товаров длительного пользования, в том числе, мебели. Сейчас в России появляется всё больше людей, которые при покупке мебели руководствуются не только функциональностью того или иного предмета мебели. Потребителей стала привлекать мебель с качественными визуальными характеристиками, отвечающая требованиям современности и не похожая на то, что было представлено на российском рынке в советские и постсоветские времена. Развитие новой модели потребления сопровождается избавлением от старых стереотипов. Если в советское время поведение покупателей определялось постулатом, что мебель нужно покупать на длительный период («на века»), то сейчас лишь 20 человек из 100 готовы покупать мебель на длительный срок.
1 70
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
fi
Комплексный анализ условий спроса на мебель в России (табл. 1) показал, что динамика главных детерминант спроса является недостаточной для интенсивного роста и инновационного развития отечественных мебельных предприятий.
Рост реальных располагаемых доходов населения замедлился, определив сокращение расходов на покупку товаров для дома. Для значительной части населения приобретение или замена старой мебели остается все еще сложной проблемой. В России средний срок эксплуатации мебели составляет около 25 лет, в то время как в развитых странах — 5-7 лет. В настоящее время объем потребления мебели на одного жителя Западной Европы составляет 140-260 долл. в год, в России данный показатель несравненно ниже.
Анализ показал, что темпы наращивания нового жилья остаются низкими. Практически во всех регионах России так и не удалось достичь дореформенного уровня жилищного строительства. Удельный вес вводимого жилья составляет всего лишь около двух процентов от его наличия (по данным 2011 года). Показатели демографии организаций также характеризуются недостаточным и нестабильным ростом.
Таблица 1
Динамика показателей, характеризующих возможности роста спроса на мебель
Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Реальныерасполагаемые денежные доходы населения (% к предыдущему году) 112,4 113,5 112,1 102,4 103,0 105,9 100,4
Ввод в действие жилых домов (% к предыдущему году) 115,8 116,1 120,9 104,7 93,4 97,5 106,7
Демография организаций:
коэффициент рождаемости организаций (на 1000 организаций) 101,0 123,8 122,4 115,2 88,7 93,6 94,7
коэффициент ликвидации организаций (на 1000 организаций) 20,9 65,3 66,6 36,0 42,0 46,3 81,3
Источник: Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб. / Росстат. — М., 2012. — 786 с.
Еще более низкие темпы ввода в действие новых объектов производственного и социально-культурного назначения. Соответственно снижаются темпы роста российского рынка товаров для дома и строительства (DIY), объём которого по итогам 2012 года достиг 890 млрд руб. Если в 2011 г. рост составил 20,3% против 28% в 2010 г., то по итогам 2012 г. — всего 15,6% (по данным агентства Infoline)4.
Низкие темпы наращивания объемов строительства и доходов населения являются основными факторами, сдерживающими экономический рост и инновационное развитие мебельной отрасли. Рынок продукции мебельной промышленности можно отнести к растущим рынкам.
Оценка внешних факторов стратегического развития позволила нам сформировать перечень наиболее вероятных возможностей и угроз, определяющих стратегию инновационного развития предприятий мебельной промышленности (табл. 2).
Таблица 2
Возможности и угрозы инновационного развития предприятий мебельной промышленности России
Возможности Угрозы
Значительный ресурсный потенциал страны Неэффективная научно-техническая политика государства, недофинансирование фундаментальных и прикладных исследований
Увеличение объемов строительства жилья, объектов производственной и социальной сфер Дефицит качественных отечественных материалов и комплектующих, вызывающий зависимость от импортных поставок
Расширяющиеся возможности экспорта готовой продукции Недостаточные темпы роста платежеспособного спроса
Развитие кооперационных связей в лесопромышленном комплексе Низкая мобильность капитала и рабочей силы, снижающая адаптационные возможности мебельных предприятий
Изменение потребностей покупателей (рост индивидуализации потребления, вызывающий увеличение производства продукции с большей добавленной стоимостью) Стагнация торговых сетей, неэффективное развитие мебельных торговых центров, создающие условия для вторжения на рынок западных ритейлеров
Положительная демография организаций Ускорение технологического развития мировой экономики
Вероятность их реализации будет зависеть от того, по какому варианту будет осуществляться развитие мебельной промышленности в мировом масштабе. По нашему мнению, интенсивное развитие мебельного производства будет происходить в глобальной конкурентной среде, которая усилит транснационализацию производства и потребления мебели. Функционирование глобальных межфирменных сетей и стратегических альянсов будет основано на передаче части производств третьим фирмам.
В этих условиях российская мебельная промышленность встанет перед серьезными внешними вызовами как глобального, так и национального характера. Без инноваций, т.е. кардинальных качественных изменений в производственной сфере и сфере управления, отечественные компании вряд ли окажутся в состоянии удерживать уже завоеванные рыночные позиции.
Литература
1. Индикаторы инновационной деятельности: 2013: статистический сборник. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. — 472 с.
2. Макина С.А., Максимова Е.Н. Анализ факторов, влияющих на инновационную активность российских предприятий // Аудит и финансовый анализ. — 2010. — № 5.
3. Отложенный ремонт // Мебельный бизнес. — 2013. — № 3 (118).
Передерий П.Ф. Современное состояние лесопромышленного комплекса России и концепция стратегии его развития в период до 2020 года //Деревообрабатывающая промышленность. — 2008. — № 3. — С. 2-6.
4. Плитные материалы: реальное производство и потребности рынка // Мебельный бизнес. — 2013. — № 1(116).
5. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб. / Росстат. — М., 2012. — 786 с.
6. Сидоров Ю.П Деревообрабатывающая промышленность: от кризиса до кризиса // Деревообрабатывающая промышленность. — 2009. — № 1. — С. 2-5.
7. Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: Дело, 2005. — 896 с. — С. 197.
8. World Furniture Outlook 2013. Электронный документ. Режим доступа: http://www.worldfumitureonline.com/PDF/events/Fumiture-Outlook-2013/Outlook-Press-Release-2013.pdf
1 Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — С.1391.
2 Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: Дело, 2005. — 896 с. — С. 197.
3 Плитные материалы: реальное производство и потребности рынка // Мебельный бизнес. — 2013. — № 1(116).
4 Отложенный ремонт // Мебельный бизнес. — 2013. — № 3 (118).
1 7 1