Научная статья на тему 'Классификация факторов риска развития предпринимательской сети на мебельном рынке в период рецессии'

Классификация факторов риска развития предпринимательской сети на мебельном рынке в период рецессии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1850
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ / ФАКТОРЫ РИСКА / МЕБЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / РЕЦЕССИЯ / ENTERPRISE NETWORKS / RISK FACTORS / FURNITURE BRANCH / RECESSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азарова Наталья Анатольевна, Титова Елена Вячеславовна

В статье рассматривается мебельный рынок в современной России и связанные с этим рынком мировые тенденции. В статье классифицированы современные факторы рисков, проанализированы основные тенденции, которые негативно влияют на развитие мебельного рынка в настоящий период. Предпринимательская сеть мебельного рынка это объединение совокупности различных сетевых партнеров от производителя до розничных магазинов, продающих мебельную продукцию. Сетевые партнеры это предприятия, создающие единую предпринимательскую стратегию сети на основе общности их целей и задач, взаимосвязи структурных элементов, четкой внутренней структуры сети и наличия связей с внешней средой. Развитие предпринимательской сети под воздействием факторов риска не только может быть замедленно, но и остановлено, особенно в период рецессии, сопровождающей развитие мировой экономики и экономики России. В статье проанализированы тенденции развития мебельного рынка по данным статистических источников. Особенно выявлены показатели развития мебельного рынка России в период рецессии. В связи с тем, что внешняя среда играет значительную роль в развитии предпринимательской сети на мебельном рынке, это обусловило нестабильность ее существования. Внешняя среда влияет на предпринимательскую сеть с помощью факторов риска, которые тормозят ее развитие. Все факторы риска сформированы по классификационным признакам. Дана характеристика факторов риска на мебельном рынке. Выявление и четкая классификация данных факторов риска в условиях рецессии и позволяет предпринимательской сети осознать причины, тормозящие ее развитие, выработать методику, преодолевающую данные негативные явления. Необходимость классификации этих факторов риска будет способствовать разработке мероприятий для их минимизации и преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF RISK FACTORS OF DEVELOPMENT ENTERPRISE NETWORK IN THE FURNITURE MARKET DURING RECESSION

In article the furniture market in modern Russia and the world tendencies connected with this market is considered. In article modern factors of risks are classified, the main tendencies which negatively influence development of the furniture market during the present period are analysed. An enterprise network of the furniture market this association in itself set of various network partners from the producer to the retail shops selling furniture production. Network partners it is the enterprises creating uniform enterprise strategy of a network on the basis of a community of their purposes and tasks, interrelations of structural elements, accurate internal structure of a network and existence of communications with environment. The development of entrepreneurial networks under the influence of risk factors not only can be slowed, but stopped, especially in a recession that accompanies the development of world economy and economy of Russia. In article tendencies of development of the furniture market according to statistical sources are analysed. Indicators of development of the furniture market of Russia during recession are especially revealed. Because environment plays a significant role in development of an enterprise network in the furniture market, it caused instability of its existence. Environment influences an enterprise network by means of risk factors which slow down its development. All risk factors are created on classification signs. The characteristic of risk factors in the furniture market is given. Identification and accurate classification of these risk factors in the conditions of recession also allows an enterprise network to realize the reasons which are slowing down its development to develop the technique overcoming these negative phenomena. Need of classification of these risk factors will promote development of actions for their minimization and overcoming.

Текст научной работы на тему «Классификация факторов риска развития предпринимательской сети на мебельном рынке в период рецессии»

Менеджмент. Экономика. Организация

DOI: 10.12737/17428 УДК 338

КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ НА МЕБЕЛЬНОМ РЫНКЕ В ПЕРИОД РЕЦЕССИИ

кандидат экономических наук Н. А. Азарова1 кандидат экономических наук Е. В. Титова1 1 - ФГОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация

В статье рассматривается мебельный рынок в современной России и связанные с этим рынком мировые тенденции. В статье классифицированы современные факторы рисков, проанализированы основные тенденции, которые негативно влияют на развитие мебельного рынка в настоящий период. Предпринимательская сеть мебельного рынка это объединение совокупности различных сетевых партнеров - от производителя до розничных магазинов, продающих мебельную продукцию. Сетевые партнеры это предприятия, создающие единую предпринимательскую стратегию сети на основе общности их целей и задач, взаимосвязи структурных элементов, четкой внутренней структуры сети и наличия связей с внешней средой. Развитие предпринимательской сети под воздействием факторов риска не только может быть замедленно, но и остановлено, особенно в период рецессии, сопровождающей развитие мировой экономики и экономики России. В статье проанализированы тенденции развития мебельного рынка по данным статистических источников. Особенно выявлены показатели развития мебельного рынка России в период рецессии. В связи с тем, что внешняя среда играет значительную роль в развитии предпринимательской сети на мебельном рынке, это обусловило нестабильность ее существования. Внешняя среда влияет на предпринимательскую сеть с помощью факторов риска, которые тормозят ее развитие. Все факторы риска сформированы по классификационным признакам. Дана характеристика факторов риска на мебельном рынке. Выявление и четкая классификация данных факторов риска в условиях рецессии и позволяет предпринимательской сети осознать причины, тормозящие ее развитие, выработать методику, преодолевающую данные негативные явления. Необходимость классификации этих факторов риска будет способствовать разработке мероприятий для их минимизации и преодоления.

Ключевые слова: предпринимательские сети, факторы риска, мебельная отрасль, рецессия.

242

Лесотехнический журнал 4/2015

Менеджмент. Экономика. Организация

CLASSIFICATION OF RISK FACTORS OF DEVELOPMENT ENTERPRISE NETWORK IN THE FURNITURE MARKET DURING RECESSION

PhD in Economics N. A. Azarova1 PhD in Economics E. V. Titova1

1 - Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Voronezh, Russian Federation

Abstract

In article the furniture market in modern Russia and the world tendencies connected with this market is considered. In article modern factors of risks are classified, the main tendencies which negatively influence development of the furniture market during the present period are analysed. An enterprise network of the furniture market this association in itself set of various network partners - from the producer to the retail shops selling furniture production. Network partners it is the enterprises creating uniform enterprise strategy of a network on the basis of a community of their purposes and tasks, interrelations of structural elements, accurate internal structure of a network and existence of communications with environment. The development of entrepreneurial networks under the influence of risk factors not only can be slowed, but stepped, especially in a recession that accompanies the development of world economy and economy of Russia. In article tendencies of development of the furniture market according to statistical sources are analysed. Indicators of development of the furniture market of Russia during recession are especially revealed. Because environment plays a significant role in development of an enterprise network in the furniture market, it caused instability of its existence. Environment influences an enterprise network by means of risk factors which slow down its development. All risk factors are created on classification signs. The characteristic of risk factors in the furniture market is given. Identification and accurate classification of these risk factors in the conditions of recession also allows an enterprise network to realize the reasons which are slowing down its development to develop the technique overcoming these negative phenomena. Need of classification of these risk factors will promote development of actions for their minimization and overcoming.

Key words: enterprise networks, risk factors, furniture branch, recession.

Однако при оценке мебельного рынка стоит отметить некоторые методические ограничения. Различные обзоры системы действующей статистической отчётности Росстата и ФТС России на соответствие по номенклатуре мебельной продукции и единицам измерений (стоимостным, количественным и весовым показателям) указывают на наличие несоответствия по отдельным позициям номенклатуры и ассортимента мебельной продукции (в отчетности Росстата отсут-

Лесотехнический журнал 4/2015

ствуют определенные товарные группы мебельной продукции в денежном выражении, составляющие свыше 30-65 % объемов мебельной продукции). В результате оценка внутреннего рынка мебели производится с определенной долей погрешности, обусловленной указанными ограничениями.

Методика исследования

Рынок мебели в период до наступления рецессии был одним из наиболее успешно развивавщихся сегментов товарного рынка.

243

Менеджмент. Экономика. Организация

Мебель относится к товарам длительного пользования, потребление которых является одним из основных индикаторов состояния экономики страны. В предкризисный период наблюдалось несколько тенденций. Первая -это рост производства отечественных изготовителей мебели и увеличение их доли на рынке. Во многом это обусловлено более доступными ценами по сравнению с зарубежными производителями. Вторая очевидная тенденция заключалась в росте благосостояния потребителей, что напрямую отразилось на спросе на мебель. Кроме того, развитие бизнеса стимулировало производство офисной мебели.

Эти тенденции подтверждались статистическими данными. В докризисное время в России сложилась благоприятная экономическая ситуация, поддерживаемая высокими ценами на нефть на мировых рынках, что стимулировало рост доходов и спрос со стороны населения на мебель, недвижимость, и развитие бизнеса, которое стимулировало продажи офисной мебели. Основываясь на изменениях в потребительских предпочтениях, приоритетах населения, предполагался дальнейший рост мебельного рынка, не было никаких предпосылок для его снижения.

Однако экономическая рецессия существенно ударила по российским предпринимательским сетям на мебельном рынке. Рецессия существенно повлияла на покупательную способность населения, немалую роль играли и психологические и финансовые факторы - уменьшение трат в связи с опасениями сокращения доходов (для населения и бизнеса) или потерей работы (для населения). Кроме того, прекращение выдачи кредитов рядом банков или существенные

244

ужесточения условий также негативно сказывались на потреблении мебели. В результате в 2015 году мебельный рынок существенно сократился.

Объем мирового рынка мебели составляет по приблизительным данным в 230 миллиардов евро в ценах производителей. Производство мебели в России занимает порядка 0,4 % среди обрабатывающих производств. По последним доступным данным ФСГС (2013 г.) выпуск мебельной продукции оценивается в 107,1 млрд. руб., что обеспечивает порядка 36,9 % объемов отгруженных товаров обрабатывающих производств по обработке древесины или всего 0,4 % от общего объема отгруженных товаров обрабатывающих производств [1].

Среднесписочная численность работников по предприятиям мебельной промышленности зафиксирована в 2013 году на уровне 155,4 тыс. человек, что составляет порядка 2,1 % среднегодовой численности предприятий обрабатывающих производств. Подавляющее большинство работников приходится на Центральный ФО - 35,7 %. В Приволжском ФО доля среднесписочной численности работников оценивается на уровне 22,9 %. Производительность труда (выработка мебельной продукции на одного работника) в РФ по данным за 2013 год составляла порядка 800 тыс. рублей. Показатели выработки выше среднеотраслевых достигнуты в Центральном ФО - более 860 тыс.руб. и в Приволжском ФО - более 1100 тыс. руб. Рейтинг субъектов РФ с выработкой мебельной продукции на одного работника свыше 1 млн. руб. в год выглядит следующим образом: Пензенская область - 2035,0 тыс. руб, Новгородская область - 2005,0 тыс.

Лесотехнический журнал 4/2015

Менеджмент. Экономика. Организация

руб., Владимирская область - 1740,0 тыс. руб., Саратовская область - 1540,0тыс. руб., Кировская область - 1400,0 тыс. руб., Воронежская область - 1300,0 тыс. руб., Ульяновская область - 1250,0 тыс. руб., Костромская область - 1130,0 тыс. руб., Хабаровский край - 1150,0 тыс. руб.

По данным Росстата в производстве мебели рентабельность в среднем составляет 9,0 %. Наибольшая рентабельность зафиксирована в Приволжском ФО - 13,4 %. В пятерку регионов-лидеров по уровню рентабельности входят: Владимирская область (45,3 %), Воронежская область (31,4 %), Нижегородская область (26,9 %), Саратовская область (24,3 %), Калининградская область (10,8 %) (рисунок).

□ Владим ирская область

■ Воронежская область

□ Нижегородская область

□ Саратовская область

■ Калининградская область

Рисунок. Наибольшая рентабельность при

производстве мебели по регионам России, %

Объем импорта мебели (ОКВЭД 31 «Производство мебели») в Россию в 2014 году составил 2501,4 млн долл. США, что менее 1 % (0,94 %) российского импорта [2].

Порядка 8 % импорта приходится на страны СНГ. По итогам года импорт в Россию снизился на 7,7 п.п. по сравнению с 2013 годом. В то же время на Россию приходится основная часть (85,7 %) всего импорта мебели, поступающего на территорию Таможен-

ного союза.

Мировой кризис не прошел для российского мебельного рынка бесследно. Он за 2009 г. снизился на 23 %. Рано или поздно, так или иначе, после стадии спада начинается стадия роста. «По оценке Департамента консалтинга РБК, темпы прироста потребления мебели, выраженные в количественном выражении, составили в 2010 г. около 7-8 %, а в денежном - порядка 20-22 %.

Однако существенный прирост потребления в денежном выражении будет достигнут, преимущественно, за счет увеличения розничных цен на бытовую мебель» [3, с. 243].

В сравнении с российской динамикой мировая мебельная промышленность демонстрирует устойчивую возрастающую динамику и по итогам 2014 года мировой объем производства оценивается в 480 млрд. долл. США (оценка специализированного исследовательского центра CSIL, Милан) [4].

По данным отдела департамента промышленности Министерства промышленности и торговли РФ в России мебель производят 5770 фирм различных форм собственности с численностью персонала в размере около 160 тыс. человек. Основными производителями мебели в РФ являются «Электрогор-скмебель», «Миасс-Мебель», фабрики «Шатура», «Графская кухня», «Первая мебельная фабрика» и другие. Возросла доля малых организаций в общем объеме производства, и за четыре года она выросла почти в два раза [5].

Говоря о развитии российской мебельной промышленности, важно отметить ряд положительных тенденций в смежных отраслях. Так, жилищное строительство после устойчивого роста 2002-2008 гг. и последую-

Лесотехнический журнал 4/2015

245

Менеджмент. Экономика. Организация

щего спада в 2009-2010 гг., обусловленного финансово-экономическим кризисом, продемонстрировало уверенное восстановление уже в 2012 г., превысив докризисные объемы ввода жилья. В 2014 г. конъюнктура в строительном секторе ухудшилась: индекс предпринимательской уверенности в строительстве снизился до -6 % (-3 п.п. к 2013 г.).

С другой стороны, резкое изменение макроэкономических факторов в 2014 г. привело к сокращению доли прибыльных организаций в розничной торговле. По итогам года сокращение на 2,4 п.п. (до 80,1 %), что хуже результата по экономике в целом (-1,3 п.п.).

Нестабильная макроэкономическая обстановка заставила участников рынка скорректировать стратегии своего развития путем оптимизации количества сетевых предпринимательских структур, сокращения издержек, изменения ассортимента.

На фоне общего сокращения числа прибыльных организаций розничной торговли компании первого эшелона продемонстрировали хорошие результаты во всех секторах розничной торговли, что говорит о выбытии наиболее слабых участников рынка.

Положительным моментом в целом для розничной торговли является рост он-лайн торговли. По итогам 2014 г. объем продаж через Интернет вырос до 713 млрд. руб. (+31 % к 2013 г.), из которых 65 % приходится на материальные товары и 35 % - нематериальные товары.

В розничном товарообороте доля бытовой мебели составляет 1,6 % (по имеющимся данным за 2013 год) или порядка 3 % в обороте непродовольственных товаров.

Концентрация торговых сетей относительно невысокая: на долю крупнейших 10

246

торговых сетей мебельных салонов приходится чуть менее 50 % общего количества сетевых мебельных салонов России (в т.ч. Шатура Мебель (5,9 %), Askona, Цвет Диванов, Много мебели, Лазурит, Роникон, KOMANDOR, Орматек, Торис, DMI/ Дять-ково (3,7 %))[6].

Товарные запасы бытовой мебели по итогам 2014 года сократились с 1,9 % до 1,8 % в общей структуре товарных запасов организаций розничной торговли. При этом тенденция устойчивая и прослеживается с докризисных 2008-2009 годов.

В условиях конкуренции на рынке деятельность участников сетевой предпринимательской структуры реализуется в стремлении к созданию для себя лучших условий хозяйствования путем обретения конкурентных преимуществ, что и отражается в специфичности функции предпринимательской сети как особого типа интеграционного образования [7]. По мере развития предпринимательской сети растет не только число видов деятельности, которыми занимаются предпринимательские структуры, но и количество конечных элементов - предпринимательских структур, осуществляющих реализацию продукции конечному потребителю. Организационная сеть предпринимательской сети усложняется. У нее формируются филиалы материнской компании, и торговая сеть представлена оптовыми, розничными продавцами и франчайзи [8]. Предпринимательская сеть может образовываться лишь по согласию между ее участниками - предпринимательскими структурами. Однако предпринимательская сеть может не только получать компилирующий эффект от ее развития, но и испытывать риски, которые ее ослабляют.

Лесотехнический журнал 4/2015

Менеджмент. Экономика. Организация

Предпринимательская сеть объединяет в себе совокупность сетевых партнеров. Сетевые партнеры - предприятия, создающие единую бизнес-стратегию предпринимательской сети на основе общности их целей и задач, взаимосвязи структурных элементов, четкой внутренней структуры сети и наличия связей с внешней средой.

При этом суммарный эффект взаимодействия участников предпринимательской сети не соответствует простому арифметическому соединению, для любого сетевого объединения это объединение обусловлено превышением результата взаимодействия над суммой результирующих показателей, которое в научной литературе получило название синергетического эффекта. Это эффект нового качества, возникающий в результате совместных скоординированных действий предпринимательских структур, осуществляющих реализацию продукции конечному потребителю, которые взаимодействуют на основе долгосрочных добровольных соглашений.

В связи с тем, что отсутствует единый подход к развитию сетей и взаимодействия внутри них различных форматов, выявим отраслевую специфику рисков, возникающих при оценке рисков для сетевых объединений.

Для лучшего понимания проблем, стоящих перед развитием предпринимательской структуры внутри сети, и определения путей их развития, предлагаем провести оценку тенденции изменения параметров внешней и внутренней среды их функционирования.

Комплексный анализ условий и факторов служит методологической и информаци-

Лесотехнический журнал 4/2015

онной базой для формирования предпринимательских сетей и обеспечения их конкурентоспособности. Как условия, так и факторы, влияющие на формирование и конкурентоспособность препринимательских сетей, отражают причинно-следственные связи, определяющие данный процесс. Предпринимательская сеть следит за внешней обстановкой с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.

Анализ внешней cpeды олужит инcтpyмeнтoм, с помощью которого разработчик стратегии развития предпринимательской сети контролирует внешние по отношению к ней факторы, с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности. Практически все факторы внешней среды относятся к неконтролируемым факторам со стороны предпринимательской сети и ее служб. Самый хороший план может провалиться из-за негативного воздействия неконтролируемых факторов. Вместе с тем следует отметить, что предпринимательские сети могут не только приспосабливаться к меняющейся среде, но и в определенной мере влиять на нее.

При анализе внешних факторов обычно выделяют два их типа: факторы прямого воздействия, иногда называемые «ближайшее окружение», и факторы косвенного воздейст-

247

Менеджмент. Экономика. Организация

вия, иногда называемые «общее окружение». К факторам прямого воздействия относятся те, которые непосредственно влияют на операции предпринимательской сети и испытывают на себе прямое влияние операций предпринимательской сети.

Факторы косвенного воздействия относятся к общему окружению предпринимательской сети и не оказывают такого влияния на ее операции, как группа предыдущих факторов.

Вместе с тем среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия, поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы. Среди внешних факторов прямого воздействия рассматриваются поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы и собственники. Среди внешних факторов косвенного воздействия рассматриваются политическая обстановка, стабильность правительственного курса, государственное регулирование экономики, инфляционные процессы, инвестиционная политика государства (инвестиционная активность), экологические требования.

Обеспечение развития и конкурентоспособности предпринимательской сети является результатом воздействия всех групп факторов, доля вклада которых может быть различной. Данная классификация позволяет раскрыть взаимную связь факторов, обеспечивающих развития предпринимательской сети на основе определенных принципов (объективных и субъективных) и выразить их связи в виде логически обоснованного расположения.

Однако учесть их роль необходимо, обязательно с уровнем вариативности, то

248

есть степени изменчивости каждого фактора. Для выявления роли каждого фактора необходимо провести отбор по их значимости для каждого конкретного предприятия с учетом экспертного мнения. Среди факторов риска, влияющих на развитие и конкурентоспособность предпринимательских сетей, можем выявить группы внешних факторов и определить наиболее значимые из них.

Один из ключевых факторов риска для развития мебельной отрасли является падение покупательной способности населения. По итогам 2014 года цены на продовольственные товары росли опережающими темпами (115,4 %) по отношению к индексу потребительских цен (111,4 %). При этом при продовольственной инфляции 15,4 % среднедушевые доходы населения по итогам 4 кв. 2014 г. выросли только на 6 % до 33017 руб. в месяц. Это говорит о том, что доходы населения растут медленнее, чем цены на продовольствие, что сокращает покупательную способность населения и изменяет структуру потребления в сторону товаров первой необходимости. Наблюдается негативная тенденция по росту просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам с 4,4 % в начале 2014 года до 5,9 % в начале 2015 года и 6,9 % по результатам 1 квартала 2015 года. Ухудшаются условия кредитования физических лиц. Средневзвешенная рублевая ставка по жилищным кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам выросла с 12,37 % в конце 2014 года до 14,41 % в 2015 году (на 01.05.2015 г.)

При этом сократился средневзвешенный срок кредитования со 178,1 месяца до 171,6 месяцев за аналогичный период. Дан-

Лесотехнический журнал 4/2015

Менеджмент. Экономика. Организация

ная тенденция негативно влияет на рынок недвижимости и, как следствие на потребительском спросе на мебельном рынке. Высокие девальвационные и инфляционные ожидания в России в конце 2014 года привели к резкому всплеску потребительского спроса в последние месяцы года на товары длительного пользования.

Такой всплеск мобилизовал имеющиеся у населения сбережения и стал, по сути, инвестиционным спросом. Ввиду этого формируются риски отсутствия дальнейших источников роста мебельной отрасли, основанных на устойчивом потребительском спросе.

Другой негативной тенденцией является падение инвестиционной активности предприятий, связанная в первую очередь, с ухудшением конъюнктуры и удорожанием кредитных ресурсов.

В результате по итогам первых четырех месяцев 2015 года рост выпуска наблюдался только в химическом комплексе. Остальные отрасли, в том числе деревообработка демонстрируют стагнацию или слабое снижение.

Долговая нагрузка (ND/EBITDA) среди предприятий по обработке древесины и производству изделий из дерева по итогам 1 квартала 2015 года снизилась с 5,0х до 4,4х в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Также снизилась просроченная кредиторская задолженность с 19,1% до 13,6 % по сравнению с 1-м кварталом 2014 года.

Несмотря на то, что данная динамика лучше экономики в целом (рост просроченной задолженности на 1,6 п.п.), показатель существенно превышает значения в среднем по экономике, равный 6 %.

Частично это объясняется снижением

доступности кредитных ресурсов (средневзвешенная ставка по рублевым кредитам выросла на 7,4 % п.п. по сравнению со среднегодовым значением за 2014 год и составила

18,5 % по итогам 1 квартала 2015 года).

Удорожание кредитных ресурсов для юридических лиц (предприятий) приводит к повышению удельных расходов по обслуживанию кредитов. В результате процентные платежи для лесопромышленного комплекса в 2015 году прогнозируются на уровне 70 % от прибыли предприятий (докризисный уровень 2006-2008 гг. составлял 31 %), что приводит к падению кредитования лесопромышленного комплекса.

Проведем классификацию факторов риска развития предпринимательской сети на мебельном рынке России (таблица).

Выводы:

На развитие мебельной отрасли влияют различные внешние факторы. Эти факторы чаще всего являются неконтролируемыми со стороны предпринимательской сети, функционирующей на мебельном рынке. Развитие предпринимательской сети под воздействием факторов риска не только может быть замедленно, но и остановлено, особенно в период рецессии, сопровождающей развитие мировой экономики и экономики России. Классификация факторов риска развития предпринимательской сети на мебельном рынке по классификационному признаку позволяет выявить негативные ключевые виды факторов риска, воздействие на которые позволит разработать методику, позволяющую снизить негативные тенденции развития на данном рынке.

Лесотехнический журнал 4/2015

249

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Менеджмент. Экономика. Организация

Таблица

Классификация факторов риска развития предпринимательской сети на мебельном рынке

Классификационный признак Вид фактора риска Характеристика фактора риска

По природе возникновения Факторы прямого воздействия падение покупательной способности населения

Факторы прямого воздействия рост просроченной задолженности по кредитам физических лиц

Факторы косвенного воздействия ухудшение условий кредитования физических лиц

Факторы косвенного воздействия сокращение средневзвешенного срока кредитования физических лиц

По сфере возникновения Факторы прямого воздействия падение инвестиционной активности предпринимательских сетей

Факторы прямого воздействия рост долговой нагрузки на предпринимательские сети

Факторы косвенного воздействия снижение просроченной кредиторской задолженности юридических лиц

Факторы косвенного воздействия снижение доступности кредитных ресурсов

Факторы косвенного воздействия удорожание кредитных ресурсов для юридических лиц

Библиографический список

1. ФСГС, Отдельные показатели работы организаций по видам экономической деятельности, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b14_48/IssWWW.exe/Stg/01-08-1.doc).

2. Евразийская экономическая комиссия, Внешняя торговля товарами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2014 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_ stat/tradestat/publications/Documents/Ext_2014.pdf

3. Яковлева, Е.А. Совершенствование системы оперативного бизнес-планирования как инструмент развития предприятий мебельной промышленности [Текст] / Е.А. Яковлева, В.Д. Мамонтов // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 10. - С. 243-245.

4. CSIL (Centro Studi Industria Leggera), [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldfumitureonline.com/PDFres/mag-66/#p=10

5. Безрукова, Т.Л. Мебельная промышленность современной России: состояние, тенденции и перспективы развития [Текст] / Т.Л. Безрукова, П.А. Петров // Корпоративное управление и инновационное развитие севера. - 2012. - № 2.

6. Отраслевой журнал «Мебельный бизнес». - №1 (136), февраль 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. promebel.com/ru/headings/?articleID=13243

7. Морковина, С.С. Формирование модели сетевого развития предпринимательских структур [Текст] / С.С. Морковина, Н.А. Азарова // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 3-4.

8. Азарова, Н.А. Разработка инновационной системы инструментов анализа состояния и развития сетевых предпринимательских структур [Электронный ресурс] / Н.А. Азарова // Инновационный Вестник Регион. - 2013. - № 3 (33). - С. 58-63.

250

Лесотехнический журнал 4/2015

Менеджмент. Экономика. Организация

9. Innovation as a Vector of Regional Economic Development and a Necessary Condition for the Progress of the World Economy [Электронный ресурс] / E.A. Yakovleva, N.A. Azarova, E.V. Titova // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11. - no. 20. - pp. 90. - Режим доступа: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ass/artide/view/49903

10. Role of Ecological Marketing in Formation and Development of Ecological Cluster [Электронный ресурс] / E.G. Popkova, Yu.I. Dubova, E.A. Yakovleva, N.A. Azarova, E.V. Titova // Asian Social Science. - 2014. - Vol. 10. - no. 23. - pp. 1-8. - Режим доступа: http://ccsenet.org/journal/index.php/ass/article/view/42184

References

1. FSGS, Otdel'nye pokazateli raboty organizacij po vidam jekonomicheskoj dejatel'nosti [Separate indicators of work of the organizations for types of economic activity]. Available at: http://www .gks.ru/bgd/regl/b14_48/IssWWW .exe/Stg/01-08-1.doc). (In Russian).

2. Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija, Vneshnjaja torgovlja tovarami gosudarstv -

chle-nov Tamozhennogo sojuza i Edinogo jekonomicheskogo prostranstva za 2014 god [The Euroasian economic commission, Foreign trade in goods of member states of the Customs union and the Common economic space for 2014. Available at: http://www.eurasiancommission.org/

ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/publications/Documents/Ext_2014.pdf (In Russian).

3. Yakovleva E.A, Mammoth V.D. Sovershenstvovanie sistemy operativnogo biznes-planirovanija kak instrument razvitija predprijatij mebel'noj promyshlennosti [Improvement of system of expeditious business planning as instrument of development of the enterprises of the furniture industry]. Social'nojekonomicheskie javlenija i process [Social and economic phenomena and processes]. 2011, no. 10, pp. 243-245. (In Russian).

4. CSIL (Centro Studi Industria Leggera). Available at: http://www.worldfurnitureonline.com/PDFres/mag-66/#p=10

5. Bezrukova T.L., Petrov P. A. Mebel'najapromyshlennost' sovremennoj Rossii: sostojanie, tendencii i perspektivy razvitija [Furniture industry of modern Russia: state, tendencies and prospects of development]. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie severa [Corporate management and innovative development of the North]. 2012, no. 2. (In Russian).

6. Otraslevoj zhurnal «Mebel'nyj biznes» [Trade magazine "Mebelny Business"]. 2015, no. 1, (136). Available at: http://www. promebel.com/ru/headings/? articleID=13243 (In Russian).

7. Morkovina S.S., Azarov N.A. Formirovanie modeli setevogo razvitijapredprinimatel'skih struk-tur [Formation of model of network development of enterprise structures]. Social'no-jekonomicheskie javlenija iprocess [Social and economic phenomena and processes]. 2011, no. 3-4. (In Russian).

8. Azarova N.A. Razrabotka innovacionnoj sistemy instrumentov analiza sostojanija i razvitija setevyh predprinimatel'skih struktur [Development of innovative system of tools of the analysis of a state and development of network enterprise structures]. Innovacionnyj Vestnik Region [Innovative Region Bulletin]. 2013, no. 3 (33), pp. 58-63. (In Russian).

9. Yakovleva E.A., Azarova N.A., Titova E.V. Innovation as a Vector of Regional Economic Develop-

Лесотехнический журнал 4/2015

251

Менеджмент. Экономика. Организация

ment and a Necessary Condition for the Progress of the World Economy. Asian Social Science, 2015, Vol. 11, no. 20, pp. 90. Available at: http://www.ccsenet.org/joumal/index.php/ass/artide/view/49903

10. Popkova E.G., Dubova Yu.I., Yakovleva E.A., Azarova N.A., Titova E.V. Role of Ecological Marketing in Formation and Development of Ecological Cluster. Asian Social Science, 2014, Vol. 10, no. 23, pp. 1-8. Available at: http://ccsenet.org/journal/index.php/ass/article/view/42184

Сведения об авторах

Азарова Наталья Анатольевна - доцент кафедры мировой и национальной экономики, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», кандидат экономических наук, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: [email protected]

Титова Елена Вячеславовна - доцент кафедры мировой и национальной экономики, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», кандидат экономических наук, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: [email protected]

Information about authors

Azarova Natalia Anatolievna - Associate Professor for the Department of Global and National Economy, Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», PhD in Economics, Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected]

Titova Elena Vyacheslavovna - Associate Professor for the Department of Global and National Economy, Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», PhD in Economics, Voronezh, Russian Federation; e-mail:[email protected].

DOI: 10.12737/17429 УДК 338.27

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА РОССИИ

доктор экономических наук, доцент Н. П. Кожемяко1, 2 кандидат экономических наук, доцент С. Г. Кузнецов1 кандидат экономических наук, доцент С. А. Коньшакова1 1 - ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет»,

г. Брянск, Российская Федерация

2 - АО «Г осударственный научно-исследовательский центр «Лесопромышленного комплекса», г. Москва, Российская Федерация

Проблема качества прогнозирования является важной и актуальной для всех экономических систем. От качества методики составления прогноза и возможностей его корректировки зависит

252 Лесотехнический журнал 4/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.