98
Труды БГТУ, 2017, серия 5, № 2, с. 98-103
УДК 001.895:684
А. И. Рябоконь
Белорусский государственный технологический университет
ИННОВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В статье рассматриваются проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности Республики Беларусь. Начиная с 2015 г. наблюдается снижение объемов экспорта мебельной продукции, вызванное воздействием внешних факторов (снижение платежеспособности населения Российской Федерации, рост конкуренции на рынках ЕС). В связи с этим особое значение приобретает освоение современного инструментария обеспечения конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности.
Повышение конкурентоспособности предприятий сегодня все чаще связывают с инновациями. Переход предприятий по производству мебели к инновационному развитию требует решения двух комплексных задач. Это обеспечение условий для формирования инновационного потенциала предприятия и создание благоприятного инновационного климата для его реализации. И если решение первой задачи в большей степени зависит от внутренней среды предприятия, то решение второй обусловлено развитием внешних условий функционирования предприятий.
В статье проанализированы показатели патентной активности предприятий по производству мебели как в Республике Беларусь, так и в других странах, выявлены современные факторы конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности, даны рекомендации по повышению конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, инновации, патентная активность, мебельная промышленность.
A. I. Ryabokon'
Belarusian State Technological University
INNOVATIVE ENSURING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IN THE FURNITURE INDUSTRY
The article considers the problems of ensuring the competitiveness of enterprises of the furniture industry of the Republic of Belarus. Beginning in 2015, there has been a decline in exports of furniture products, caused by the impact of external factors (reduced solvency of the population of the Russian Federation, increased competition in the EU markets). In this regard, the development of modern tools for ensuring the competitiveness of enterprises in the furniture industry is of particular importance.
Increasing the competitiveness of enterprises, today increasingly associated with innovation. The transition of furniture manufacturing enterprises to innovative development requires the solution of two complex tasks. This is the provision of conditions for the formation of an innovative potential of the enterprise, and the creation of a favorable innovation climate for its implementation. And if the solution of the first task depends more on the internal environment of the enterprise, then the second solution is conditioned by the development of external conditions for the functioning of enterprises.
The article analyzes the indicators of patent activity of enterprises in furniture production both in the Republic of Belarus and in other countries, the modern factors of competitiveness of enterprises in the furniture industry are revealed, and recommendations are given for increasing competitiveness.
Key words: competitiveness, innovations, patent activity, furniture industry.
Введение. В связи с необходимостью интеграции белорусских мебельных предприятий в систему глобальных конкурентных отношений особое значение приобретает освоение системы современных инструментов обеспечения их конкурентоспособности. Это является важной задачей, так как обеспечение конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности оказывает существенное влияние на развитие других отраслей лесопромышленного комплекса страны.
Уже не вызывает сомнений тот факт, что эффективная инновационная деятельность является
одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий. Это утверждение в полной мере соответствует результатам современных исследований конкурентоспособности, которые указывают на рост интеллектуального компонента в установлении ключевых конкурентных преимуществ. Этот факт также соответствует важным принципам развития белорусской мебельной промышленности на ближайшую перспективу, заложенным в государственных программах: Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016—
2020 гг., Государственной программе «Белорусский лес» на 2016-2020 гг. и Программе развития мебельного производства концерна «Беллесбум-пром» на период до 2020 года.
Основная часть. С 2014 г. наблюдается снижение объемов производства, падение деловой активности и ухудшение платежеспособности предприятий мебельной промышленности Республики Беларусь. Это обусловлено, в первую очередь, снижением платежеспособности населения, падением объемов промышленного производства и строительства в Российской Федерации, ужесточением конкуренции на рынке стран ЕС.
Таким образом, мебельная отрасль страны находится в состоянии, обусловленном воздействием внешних факторов. Объем рынка мебели за январь - май 2016 г. упал на 13,4% в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. [1].
В табл. 1 представлена динамика экспорта белорусской мебели по странам за 20112015 гг. На страны СНГ приходится более 91% от общего объема экспорта мебели из Республики Беларусь. С 2011 по 2014 г. наблюдалась устойчивая тенденция роста объемов экспорта, однако в 2015 г. общий экспорт белорусской мебельной продукции упал на 32% по отношению к 2014 г.
Основным рынком сбыта белорусской мебели была и остается Российская Федерация, соответственно падение объемов экспорта мебели за 2015 г. напрямую связано со снижением спроса на мебель на российском рынке. Падение спроса в России связано с падением доходов населения, склонностью потребителей к накоплению средств. Это заметно повлияло на продажу товаров не первой необходимости, в том числе мебели. В 2015 г. общий объем импорта мебели в Российской Федерации снизился на 38% и вернулся на уровень 2010-2011 гг. Тем не менее именно в 2015 г. впервые с
2009 г. в импорте сменился лидер по поставкам мебели в Россию. На первое место, из-за резкого сокращения объемов китайских поставок, вышла Республика Беларусь, объем импорта, из которой хотя и сократился, но не так значительно. В итоге объем поставок мебели из Республики Беларусь за 2015 г. в 1,4 раза превысил объем импорта из Китая.
В табл. 2 представлены данные о потреблении мебели на душу населения по странам, сформированные по данным отчета ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР». Наиболее перспективными для производителей мебели являются рынки Германии, Италии, Франции, Испании и Чехии. В этих странах наблюдаются высокие показатели по потреблению мебели, однако следует учитывать, что на данных рынках сбыта существует высокий уровень конкуренции.
Современную концепцию обеспечения конкурентоспособности предприятий предложили зарубежные авторы Г. Хэмел (Лондонская школа бизнеса) и К. Прахалад (Мичиганский университет). В соответствии с их теорией конкурентных преимуществ крупные отраслевые компании побеждают компании, отстающие от них по финансовым возможностям, но обладающие незначительными традиционными преимуществами по показателям качества продукции и эффективности производства. Устойчивые ранее отрасли стремительно меняются по мере появления новых продуктов, а перспективность предприятия определяется первенством не на нынешних, а на будущих рынках. Г. Хэмел и К. Прахалад назвали это интеллектуальным лидерством.
Согласно данной теории, производство -это динамичное движение в будущее. Авторы попытались указать путь в лидеры даже небольшим компаниям, призывая побеждать «не ресурсами, а уменьем».
Таблица 1
Экспорт мебели из Республики Беларусь за 2011-2015 гг., млн. долл. США
Страна Год
2011 2012 2013 2014 2015
Всего 393,2 451,2 500,2 505,8 343,0
В т. ч. Российская Федерация 345,2 405,3 455,1 447,3 281,4
Казахстан 39,0 47,2 57,1 51,8 31,5
Германия 20,3 19,7 18,9 21,0 17,2
Франция 11,3 8,6 6,2 6,8 7,1
Польша 3,6 4,6 4,9 6,0 8,7
Литва 2,5 2,4 2,4 3,7 4,5
Австрия 2,1 2,0 1,7 2,0 1,0
Примечание: составлено по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь [1].
Таблица 2
Потребление мебели на душу населения, долл. США
В среднем по миру 46 Польша 104
Германия 266 Словения 84
Италия 262 Беларусь 52
Великобритания 246 Румыния 48
Франция 225 Китай 42
Испания 202 Латвия 33
Чехия 197 Эстония 25
Россия 105 Литва 22
Япония 104 Украина 9
Примечание: составлено по данным отчета ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР» за 2015 г.
В своей книге «Революция в бизнесе» авторы утверждают, что богатство и процветание принесут принципиально новые виды бизнеса, инновации и нестандартные решения [2].
Автор Л. А. Прошкина отмечает, что в рамках системы управления предприятием должны осуществляться [3]:
- мониторинг, позволяющий проводить своевременный анализ конкурентоспособности производимой продукции;
- анализ новых разработок в профильной области деятельности предприятия;
- ситуационный анализ положения предприятия на рынках сбыта;
- принятие решений о совершенствовании производства, в том числе путем внедрения новых технологий;
- определение стратегических направлений инновационной политики предприятия.
Конкурентоспособность предприятия следует рассматривать как систему, которая характеризуется внутренней и внешней средой. Внутренняя среда, зависит от производственного потенциала (совокупность материальных, нематериальных финансовых и трудовых ресурсов), эффективности производственной деятельности, эффективности организации сбыта, продвижения продукции и уровня конкурентоспособности продукции на внутренних и внешних рынках. Также немаловажными факторами конкурентоспособности предприятия являются: его интеллектуальный потенциал, инновационная активность предприятия, брэндинг.
Не умаляя роль внутренних факторов, следует отметить, что проблемы роста уровня конкурентоспособности предприятий в большей мере обусловлены внешними факторами. К внешним факторам конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности следует относить:
- конкурентную среду, уровень конкуренции среди предприятий отрасли, конъюнктуру мебельного рынка;
- уровень, структуру и динамику спроса, объем вводимого жилья, объектов производственной и социальной сфер;
- демографическую ситуацию в стране;
- требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов;
- объем лесозаготовок, развитость лесозаготовительной отрасли;
- уровень цен и качества продукции деревообрабатывающей промышленности;
- степень развития интеграционных связей в лесопромышленном комплексе;
- наличие и близость поставщиков фурнитуры, тканей, искусственной кожи и пенополиуретана, необходимых мебельным производствам, с приемлемым уровнем цен и качества, широким ассортиментом;
- случайные события (колебания цен на лесоматериалы, изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств, технологические прорывы);
- государственное регулирование поведения производителей и покупателей;
- уровень инновационного развития страны, наличие объектов инновационной инфраструктуры, венчурного финансирования. Инновационное обеспечение конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности составляет системную концепцию, которая связывает и направляет развитие инновационной деятельности предприятий отрасли с системой государственных программ.
Основными приоритетами развития мебельной отрасли, определенными в Программе развития мебельного производства концерна «Беллесбумпром» на период до 2020 года, являются: стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности и формирование инфраструктуры проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых моделей мебельной продукции. А стратегическая идея Программы
состоит в увеличении общей конкурентоспособности мебельной отрасли на основе развития наиболее эффективных производств.
Особенность формирования концепции инновационного обеспечения конкурентоспособности предприятий обусловлена достижением конкурентных преимуществ предприятиями мебельной промышленности при ограниченных расходах на инновации.
Способность предприятия к эффективной инновационной деятельности определяется его инновационным потенциалом и инновационным климатом в стране (отрасли).
Инновационный потенциал предприятия представляет собой совокупность возможностей, ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности предприятия. Он в большей степени создается факторами внутренней среды, а его реализация - внешними, а именно инновационным климатом в стране (отрасли).
Инновации в любой из отраслей экономики требуют финансовых вложений. В связи с этим необходим всесторонний учет составляющих финансового обеспечения инновационной деятельности. Основными источниками инвестиций выступают: собственные средства предприятий; бюджетные ассигнования; иностранные инвестиции; заемные средства; средства венчурных фондов, средства инновационных фондов.
По данным за 2015 г., затраты на технологические инновации предприятий деревообрабатывающей промышленности составили 26 359 млн. руб. (неденоминированных), из них собственные - 42,7 %, заемные - 57,3 % [1].
Бюджетные средства на разработку и реализацию инноваций недостаточны. При этом в зависимости от политико-экономических условий формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существенные отличия. Например, в развитых странах размеры бюджетных ассигнований на развитие научно-технического прогресса достаточно велики, объекты инвестирования определяются на конкурсной основе с учетом национальной стратегии развития. В Республике Беларусь доля государственных расходов на НИОКР в ВВП за 2015 г. составила 0,18%, доля коммерческих расходов на НИОКР в ВВП - 0,34%, венчурное финансирование не осуществлялось.
Материально-техническое обеспечение инновационной деятельности предприятий включает снабжение предприятий необходимыми для бесперебойной инновационной деятельности средствами производства. Объем запланированных инвестиций на модернизацию и техническое перевооружение производства мебели на предприятиях концерна «Беллесбумпром» на 2015-2020 гг. составил 33739,2 тыс. долл. США.
Основными источниками являются собственные средства, кредитные ресурсы иностранных или банков Беларуси.
Основные цели организационного обеспечения инновационной деятельности включают: создание организационной структуры рыночной ориентации; обеспечение трудовой мотивации каждого субъекта; обеспечение ориентации всех подразделений предприятия на инновационную деятельность.
Кадровое обеспечение инноваций включает систему управления подготовкой и непрерывным развитием кадров в соответствии с потребностями инновационных процессов на предприятии. Инновационное развитие предприятия предполагает: подготовку кадров по новым направлениям развития техники, технологии, экономики; формирование коллектива работников, обладающих умением вырабатывать инновации самостоятельно, в процессе своей трудовой деятельности, находить новое в опыте других для использования его в своей организации.
Использование инноваций на предприятиях мебельной промышленности невозможно без рациональной и эффективно организованной системы сбора, систематизации и интерпретации информации, необходимой для управления инновационной деятельностью.
Концепция инновационного обеспечения конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности основана на трех основных предпосылках:
- с усилением международной конкуренции возросла роль инноваций, как одного из главных факторов успешной предпринимательской деятельности и конкурентоспособности предприятий;
- с помощью инноваций предприятия могут обеспечить технико-технологические преимущества на рынке и победу в конкурентной борьбе;
- именно рациональное распределение инновационных ресурсов предприятия и способность к непрерывной инновационной деятельности ведут к экономическому росту.
Основные принципы формирования концепции инновационного обеспечения конкурентоспособности предприятий отрасли:
- всесторонний учет факторов конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности;
- согласованность с государственными программами инновационного, социально-экономического и отраслевого развития;
- рациональное использование имеющихся производственных ресурсов отрасли;
- взаимосвязанное развитие науки, образования и предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности.
Особенностью мебельной промышленности является то, что вкусы потребителей периодиче-
ски меняются, и к этому необходимо приспосабливаться предприятиям. При планировании производственной программы следует учитывать жизненный цикл мебельной продукции.
Важным показателем конкурентоспособности новых товаров является их патентоспособность и патентная чистота. Отсутствие патентной защиты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке. Данные по количеству зарегистрированных патентов на промышленные образцы по группам международной классификации промышленных образцов в странах, в том числе в Республике Беларусь, представлены в табл. 3.
Основные конкуренты белорусских производителей мебели на внутреннем рынке, исходя из структуры импорта, - производители из России, Китая, Польши, Италии, Германии, на их долю приходится более 50% импорта. У данных производителей мебели наблюдается высокая патентная активность. На российском рынке белорусским мебельным предприятиям приходится конкурировать с китайскими и европейскими производителями. Это неслучайно, ведь Китай, Италия, Германия, Польша - ведущие мировые экспортеры мебели.
Данные по количеству зарегистрированных патентов на промышленные образцы мебели ведущими европейскими и белорусскими производителями представлены в табл. 4.
Таким образом, исходя и проведенных исследований, к основным проблемам развития предприятий мебельной промышленности в Республике Беларусь можно отнести:
- низкую диверсификацию внешнеторговых рынков;
- снижение объемов экспорта мебели начиная с 2015 г.;
- низкую инновационную и патентную активность предприятий;
- зависимость от поставок импортных комплектующих.
Оценка инновационного потенциала предприятия, его инновационной активности, своевременное изучение спроса, формирование инновационной стратегии предприятия, использование сбалансированной системы показателей в оценке этой стратегии - все это является современным инструментарием обеспечения конкурентоспособности предприятий.
Таблица 3
Количество зарегистрированных с мая 2011 г. по май 2016 г. патентов на промышленные образцы по выбранным группам МКПО
Страна Группы патентов на промышленные образцы по международной классификации промышленных образцов
06-01 Стулья, кресла и прочая мебель для сидения 06-02 Кровати 06-03 Столы и подобная мебель 06-04 Мебель для хранения и складирования 06-05 Комбинированная или составная мебель 06-06 Прочие предметы мебели, убранства жилищ и их детали
Китай 60 580 11 015 39 956 51 542 4596 19 899
Турция 12 835 3082 5207 12 483 363 2613
Италия 8678 473 2247 4150 1842 3270
Франция 2287 252 1858 1539 122 405
Португалия 1622 990 2087 2109 890 899
Россия 313 29 91 121 30 95
Польша 264 31 86 229 24 148
Беларусь 96 65 7 27 14 4
Примечание. Составлено по базам данных НЦИС и Desigh view.
Таблица 4
Количество зарегистрированных за 2012-2016 гг. патентов на промышленные образцы
Производители мебели Республики Беларусь и стран ЕС Количество зарегистрированных патентов
KARE DESIGN GMBH (Германия) 320
B&B ITALIA (Италия) 317
DOMITALIAS. R. L. (Италия) 262
ALMEIDALOPES (Германия) 173
FABRYKAMEBLIWER-SAL (Польша) 64
ЧУПП «Мебельная фабрика «Лагуна» 36
СООО «ПИНСКДРЕВ - АДРИАНА» 14
ООО «Слонимская фабрика мягкой мебели» 7
ОАО «Гомельская мебельная фабрика «ПРОГРЕСС» 5
Примечание. Составлено по базам данных НЦИС и Desighnview.
Заключение. В настоящее время существует ряд важных факторов, которые следует учитывать при оценке конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности:
- наличие на предприятии источника творческих идей;
- эффективная система отбора и оценки идей, технических и дизайнерских решений;
- обеспечение правовой охраны новых технических и дизайнерских решений на рынках сбыта мебели;
- маркетинговые ноу-хау;
- доступ производителей мебели к ресурсам, включая комплектующие.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности предприятий по производству мебели необходимо создание системы стратегического управления инновационным разви-
тием, основанной на новых знаниях, технологиях и продуктах, оценке интеллектуального капитала, выборе инновационной стратегии и оценке ее реализации.
Для обеспечения конкурентоспособности следует использовать все более совершенные технологии не только производства, но и управления. Особое внимание следует уделять управлению инновационной деятельностью предприятия. Дизайн новых моделей мебели, соответствующих современным запросам покупателей, оформление патентов, эффективное управление интеллектуальной собственностью и ее использование в хозяйственной деятельности - все это существенным образом влияет на конкурентоспособность предприятия мебельной промышленности и его продукции.
Литература
1. Статистический ежегодник Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. Минск, 2016. 518 с.
2. Хэмел Г., Прахалад К. К. Революция в бизнесе. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 241 с.
3. Прошкина Л. А., Афанасьев С. В. Подходы к обеспечению конкурентоспособности предприятия // НиКа. 2009. Т. 2. С. 428-431.
References
1. Statisticheskiy ezhegodnik Respubliki Belarus': statisticheskiy sbornik [Statistical yearbook Republic of Belarus: statistical compilation]. Minsk, 2016. 518 p.
2. Hamel G., Prahalad C. K. Leading the revolution. New York, 2007. 241 p. (Russ. ed.: Khemel G., Prakhalad K. K. Revolyutsiya v biznese. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2005. 241 p.).
3. Proshkina L. A., Afanas'yev S. V. Approaches to ensuring the competitiveness of the enterprise. NiKA [NiKa], 2009, vol. 2, pp. 428-431 (In Russian).
Информация об авторе
Рябоконь Анна Ивановна - ассистент кафедры организации производства и экономики недвижимости. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: ryabokon@belstu.by
Information about the author
Ryabokon' Anna Ivanovna - assistant lecturer, the Department of Production Organization and Real Estate Economics. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: ryabokon@belstu.by
Поступила 06.09.2017