EDN: CNXJDO
Гао Жунго - д.фил.н., профессор, Институт иностранных языков, Хунань-ский педагогический университет, г. Чанша, Китай, [email protected],
Gao Rongguo - ScD in Philology, Professor, Institute of Foreign Languages, Hunan Pedagogical University, China;
Лю Яи - аспирант, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, [email protected],
Liu Yai - postgraduate student, Southwestern State University, Kursk, Russian Federation;
Ю.В. Вертакова - д.э.н., профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Курск, Российская Федерация, [email protected],
Yu.V. Vertakova - Doctor of Economics, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Kursk, Russian Federation.
РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И СНИЖЕНИЯ АСИММЕТРИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ КИТАЯ И РОССИИ REGIONAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA AS A MECHANISM FOR REDUCING DIFFERENTIATION IN THE DEVELOPMENT OF REGIONS OF CHINA AND RUSSIA
Исследование выполнено при финансовой поддержке Фонда планирования философии и социальных наук провинции Хунань КНР в рамках научного проекта № 16ZWC64 «Исследование участия провинции Хунань в российско-китайском региональном сотрудничестве "Янцзы-Волга"».
Аннотация. Цель. Исследовать основные направления сотрудничества между Россией и Китаем как механизма развития региональной экономики и снижения асимметрии развития регионов Китая и России.
Задачи. Исследовать аспекты сотрудничества восточных регионов России и северо-восточных регионов Китая; исследовать аспекты сотрудничества между регионами Приволжского федерального округа Российской Федерации и провинциями верхнего и среднего течения реки Янцзы КНР.
Методология. В статье использованы инструменты аналитического, экономического, статистического и сравнительного анализа.
Результаты. В данной статье рассмотрено региональное сотрудничество между Россией и Китаем и доказано, что такое сотрудничество может способствовать развитию региональной экономики и имеет значение для снижения асимметрии развития регионов Китая и России.
Выводы. Чтобы повысить эффективность и результативность стратегий и политик, направленных на развитие регионов и снижение дифференциации развития регионов Китая и России, государства должны уделять больше внимания региональному сотрудничеству между Россией и Китаем при разработке и реализации соответствующих стратегий и политик, создавать благоприятные условия для российско-китайского регионального сотрудничества.
Abstract. Target. Explore the application of the main directions of cooperation between Russia and China, as a mechanism for reducing differentiation in the development of regions of China and Russia.
Tasks. Explore aspects of cooperation between the eastern regions of Russia and the northeastern regions of China to reduce differentiation in the development of regions; explore aspects of cooperation between the regions of the Volga Federal District of the Russian Federation and the upper, middle reaches of the Yangtze River in the PRC.
Methodology. The article uses the tools of analytical, economic, statistical and comparative analysis.
Results. This article examines regional cooperation between Russia and China, and it is proved that such cooperation can reduce differentiation in the development of regions in China, as well as in Russia.
Conclusions. In order to increase the efficiency and effectiveness of strategies and policies aimed at developing regions and reducing the differentiation in the development of regions of China and Russia, states should pay more attention to regional cooperation between Russia and China in the development and imple-
mentation of appropriate strategies and policies, create better conditions for the Russian-Chinese regional cooperation.
Ключевые слова: региональное стратегическое сотрудничество, региональная политика, национальная стратегия, асимметрия развития регионов, «Северо-Восток Китая - Дальний Восток РФ», «Янцзы - Волга».
Keywords: regional strategic cooperation, regional policy, national strategy, asymmetry of regional development, "North-East of China - Far East of the Russian Federation", "Yangtze - Volga".
Введение
Благодаря развитию всестороннего стратегического партнерства и координации между Китаем и Россией, китайско-российские отношения вступили в новую эру. Чтобы повысить уровень экономического развития двух стран и открыть новые перспективы сотрудничества, наряду с сотрудничеством на национальном уровне Китай и Россия активно развивают экономическое взаимодействие между регионами. В настоящее время вопросы китайско-российских региональных отношений широко освещаются в различных программах политического и экономического сотрудничества между государствами, и многие планы сотрудничества находятся в процессе реализации.
В целях укрепления регионального сотрудничества было создано два важных органа: Межправительственная Российско-Китайская комиссия по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона Российской Федерации и Северо-Востока КНР и Совет по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству в формате «Волга-Янцзы».
Совместные инвестиционные проекты включают строительство технопарков, сельскохозяйственных парков, производство строительных материалов, машиностроение, автомобилестроение, судостроение, лесное хозяйство и многие другие направления. При этом китайская сторона в регионах, охватываемых механизмами взаимодействия, планирует и реализует ряд региональных политик и стратегий, в частности, возрождение старой промышленной базы на Северо-Востоке, подъем Центрального Китая, развитие Западного Китая, развитие экономического пояса реки Янцзы и т.д. Российская сторона также неоднократно формулировала и пересматривала программу социально-экономического развития Дальнего Востока для решения проблем регионального развития. Импульс региональному экономическому сотрудничеству придали предложенный Китаем проект «Экономический коридор Китай-Монголия-Россия» и российская стратегия «Поворот на восток».
В настоящее время региональное сотрудничество занимает важное место в торгово-экономических отношениях. Оно служит движущей силой социально-экономического развития и процветания регионов обеих стран. И в Китае, и в России многие ученые (например, Гао Ливэй [1], Цзяо Фанъи [2], Гэ Синьжун [3], Ван Нана [4], С.А. Иванов [5], Л.В. Новоселова [6], Л.М. Медведева [7]) уделяют большое внимание указанным механизмам регионального сотрудничества.
Исследователи отмечают положительные аспекты регионального сотрудничества между Китаем и России, в первую очередь, его значение для развития Дальнего Востока России, Северо-Восточного, Центрального, Западного Китая. В то же время они указывают на наличие проблем сотрудничества.
В данной статье рассматриваются механизмы сотрудничества «Северо-Восток Китая -Дальний Восток РФ» и «Река Янцзы-Волга». Выявляется их значение для снижения уровня дифференциации развития регионов обеих стран, достигнутые результаты, перспективы и проблемы регионального стратегического сотрудничества между Китаем и Россией. Также предлагаются рекомендации по совершенствованию дальнейшего сотрудничества в целях ускорения развития региональной экономки и повышения эффективности реализации государственной региональной стратегии и политики.
Материалы и методы
Исследование регионального сотрудничества между Россией и Китаем как механизма развития региональной экономики и снижения дифференциации развития регионов Китая и
России проводилось с использованием инструментов аналитического, экономического, статистического и сравнительного анализа на материалах Федеральной таможенной службы РФ, научных исследований и публикаций электронных СМИ.
Результаты и их обсуждение
Механизм регионального сотрудничества «Северо-Восток Китая - Дальний Восток РФ» преимущественно ориентирован на развитие взаимодействия между тремя провинциями Северо-Востока Китая и субъектами Дальнего Востока РФ.
В 2015 г. был создан Совет сотрудничества между регионами российского Дальнего Востока и Северо-Востока КНР, годом позже он был преобразован в российско-китайскую смешанную Межправительственную комиссию по развитию Дальнего Востока России и Северо-Востока КНР [6].
Механизм регионального сотрудничества «Река Янцзы-Волга» в основном ориентирован на развитие взаимодействия между шестью провинциями в среднем и верхнем течении реки Янцзы в Китае (четыре провинции находятся в Центральном Китае, две - в Западном Китае) и 14 субъектов федерации в Приволжском федеральном округе России.
В 2013 г. начал работу Круглый стол руководителей регионов Приволжского федерального округа и провинций верхнего и среднего течения реки Янцзы, преобразованный в 2016 г. в Совет по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству в формате «Волга-Янцзы».
1. Значение механизмов сотрудничества «Северо-Восточный Китай - Дальний Восток» и «Река Янцзы-Волга»
Создание механизмов сотрудничества имеет множество аспектов практической значимости.
В Китае наблюдается огромный дисбаланс между Центральным, Северно-Восточным, Западным и Восточным регионами. Согласно обзору «Оценка и сравнение комплексного индекса экономического и социального развития административных районов КНР по итогам 2019 г.», подготовленному Китайским обществом по изучению индекса комплексного экономического и социального развития, все шесть регионов А-категории находятся в Восточном Китае. Семь регионов относится к В-категории, среди них три расположено в Восточном Китае, три - в Центральном Китае, один в Западном Китае. Восемь регионов относится к С-категории, среди них один расположен в Восточном Китае, два - в Центральном Китае, три -в Западном Китае, один - в Северо-Восточном Китае. 11 регионов относится к D-категории, среди них один находится в Центральном Китае, два - в Северо-Восточном Китае, остальные восемь регионов - в Западном Китае [8]. В связи с такой дифференциацией Китай сформулировал серию стратегий, политик и мер регионального развития. Среди них «Стратегия возрождения Северо-Востока», «Стратегия центрального подъема», «Стратегия развития Запада», «Стратегия развития экономического пояса реки Янцзы» и Инициатива «Один пояс, один путь», а также ряд национальных стратегий развития регионов, являющихся основными стратегическими рамками для развития Северо-Восточного, Центрального и Западного Китая.
Россия является федеративным государством, которое состоит из 85 субъектов, имеющих существенные различия уровня социально-экономического развития. Каждый из регионов развивается по-разному. Несмотря на то, что Дальний Восток обладает обширными земельными ресурсами, богатыми запасами нефти и газа, имеет большой потенциал для развития сельского, лесного и нефтегазового секторов, этот регион значительно отстаёт от западных регионов России. Отставание обусловлено близостью к полярному кругу, холодным климатом, нехваткой рабочей силы и капитала, неразвитостью инфраструктуры.
В 2013 г. Президент РФ В.В. Путин объявил ускоренное развитие Дальнего Востока абсолютным приоритетом национальной экономической стратегии. В 2014 г. была сформулирована стратегия поворота на Восток. В 2015 году был основан «Восточный экономический форум», который создал платформу национального уровня для развития Дальнего Востока. Для ускорения развития Дальнего Востока федеральное правительство в эти годы также выдвинуло ряд стратегий и программ. Согласно рейтингу социально-экономического
положения субъектов РФ по итогам 2019 года, подготовленному агентством РИА, в Дальневосточном федеральном округе только один регион входит в топ-20, занимая 19 место с интегральным показателем выше 50 баллов. Три региона вошли в верхнюю половину рейтинга. У двух регионов ДФО интегральный показатель ниже 20 баллов. Еще пять регионов расположились на 52, 67, 71, 75 и 76 месте. В Приволжском федеральном округе пять регионов входят в топ-20, четыре региона расположились на местах 21-50, пять регионов заняли места в диапазоне с 51 по 70 [9]. Механизмы сотрудничества «Северо-Восток Китая - Дальний Восток РФ» и «Река Янцзы-Волга» охватывают эти регионы, и, следовательно, могут предоставить возможности и платформы для их развития.
Для Китая и России сотрудничество «Северо-Восточный Китай - Дальний Восток России» и «Река Янцзы-Волга» не сводится к одностороннему инвестированию, привлечению капитала или увеличению объема двусторонней торговли. Речь идет о стимулировании сопряжения стратегий и политик регионального развития вовлеченных в процесс регионов: всестороннем сближении стратегии и проектов возрождения Северо-Востока Китая и развития Дальнего Востока, стратегии и проектов развития экономического пояса реки Янцзы и стратегии развития Приволжского федерального округа, стратегии и проектов в рамках Инициативы «Один пояс, один путь» и стратегии «Поворот на Восток». Обе стороны используют свои сравнительные преимущества для реализации этих стратегий и тем самым ускоряют социально-экономическое развитие задействованных регионов, снижают асимметрию регионального развития (в сравнении с развитыми регионами). Поэтому указанные механизмы имеют важное значение для снижения асимметрии развития регионов Китая и России [1, 2]. В «Рекомендации ЦК КПК и Государственного совета по созданию нового механизма для более эффективного регионального скоординированного развития» (ноябрь 2018 года) тоже чётко указывается, что механизмы сотрудничества «Северо-Восточный Китай - Дальний Восток» и «Река Янцзы-Волга» играют важную роль в развитии международного регионального сотрудничества и способствуют скоординированному развитию регионов [10].
Взаимодополняемость двух стран является необходимым фактором развития сотрудничества между регионами. Таким образом, при активном и полном использовании географических преимуществ и условий экономической взаимодополняемости, Россия и Китай должны углублять экономическое и торговое сотрудничество между регионами. В долгосрочной перспективе это необходимый шаг для развития всестороннего сотрудничества [4].
2. Результаты реализации механизмов сотрудничества «Северо-Восточный Китай - Дальний Восток» и «Река Янцзы-Волга»
В настоящее время благодаря реализации механизмов сотрудничества «СевероВосточный Китай - Дальний Восток» и «Река Янцзы-Волга» удалось достичь определенных результатов.
Рассмотрим результаты сотрудничества в рамках механизма «Северо-Восток Китая -Дальний Восток РФ». Планомерно развиваются инфраструктурные проекты, в частности, транзитные перевозки по международным транспортным коридорам «Приморье-1» и «При-морье-2». В ближайшее время откроется движение по автомобильному мостовому переходу в районе городов Благовещенск - Хэйхэ, начнется реализация инвестпроекта по строительству канатной дороги через реку Амур. Был реализован проект «Ямал СП1 », и в июле 2018 года СПГ впервые был отправлен в Китай по Северному морскому пути. Проект международного терминально-логистического центра «Белый Раст», реализованный ОАО «РЖД» и Группой компаний «Инкоу порт», стал одним из важнейших проектов в рамках сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. В 2020 году объем торговли между Китаем и Дальневосточным федеральным округом России составил 10,8 млрд долларов США (рис. 1), что на 3,3 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года [11].
Рисунок 1 - Внешняя торговля ДФО с Китаем в 2015-2020 гг. (млн. долларов США)
(Источник: составлено по данным Дальневосточного таможенного управления [12])
Рассмотрим результаты сотрудничества в рамках механизма «Река Янзцы-Волга». Темп роста товарооборота регионов ПФО с Китаем за 2020 год составил 107,3 % (к уровню 2019 года), по итогам первого полугодия 2021 года - 124,8 % (динамика представлена на рисунке 2). Растет договорная база двустороннего взаимодействия: к настоящему времени она насчитывает 52 соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве. Стороны прорабатывают 20 инвестиционных проектов; регионами ПФО подготовлено более 70 предложений по реализации совместных мероприятий торгово-экономической направленности. Перечень приоритетных проектов инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества состоит из 13 проектов по следующим направлениям: сельское хозяйство и производство продуктов питания; производство строительных материалов и источников энергии; металлургическое производство; лесопереработка; логистика [13].
5000 4000 3000 2000 1000 о
4681,7
4361,9
2771,1 2687,9 3091,9 7R11 Я
1600,3 2096,2 2337,1
1398,2 2024,8 2169,9
1289,7 1491,6 1290,3
2015 г. 2016 г. 2017 г. 201S г. 2019 г. 2020 г. ^^^"Экспорт ^^^Оборот
Рисунок 2 - Внешняя торговля ПФО с Китаем в 2015-2020 гг. (млн долл. США)
(Источник: составлено по данным Приволжского таможенного управления [14]) * данные 2017 г. и 2018 г. - стоимость с января до ноября
3. Перспективы развития механизмов сотрудничества «Северо-Восточный Китай - Дальний Восток» и «Река Янцзы-Волга»
Для Дальнего Востока Китай - крупнейший торговый партнер. Рисунки 1 и 2 иллюстрируют стабильный рост торгового оборота ДФО и ПФО с Китаем. По данным Дальнево-
сточного таможенного управления, с 2016 г. до 2020 г. Китай занимает первое место в списке крупнейших стран-контрагентов во внешнеторговом обороте. По данным Приволжского таможенного управления, торговыми партнерами Приволжского федерального округа за 9 месяцев 2020 года являлись 185 стран. В списке крупнейших торговых партнеров при экспорте (172 страны) Китай занимает четвертое место, доля составляет 6,8 % (Казахстан занимает первое место, доля составляла 8,2 %); при импорте (152 страны) Китай занимает первое место, доля составляла 18,5 %. Статистика подтверждает, что механизмы регионального сотрудничества «Северо-Восток Китая - Дальний Восток РФ» и «Река Янцзы - Волга» имеют большие перспективы дальнейшего развития [12, 14].
Рассматриваемые механизмы регионального сотрудничества обладают достаточным политическим и экономическим обеспечением. В июне 2021 года главы Китая и России выступили с совместным заявлением о продлении Китайско-российского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Этот договор дает базовые гарантии для дальнейшего развития регионального сотрудничества. Обе страны пришли к единому мнению относительно развития ключевых механизмов регионального сотрудничества. В 2016 г. в Совместном заявлении Китайской Народной Республики и Российской Федерации было указано, что надо активно использовать опыт моделей «Северо-Восточный Китай - Дальний Восток России» и «Река Янцзы - Волга», и была официально подтверждена модель «двойной дорожки» по развитию китайско-российского сотрудничества. Далее в 2019 г. в Совместном коммюнике двадцать четвертой очередной встречи премьер-министров Китая и России было подчеркнуто, что планируется полностью задействовать потенциал существующих механизмов регионального сотрудничества, создавать новые платформы регионального сотрудничества, и уточнена лидирующая позиция и поддерживающая роль механизмов регионального сотрудничества «Северо-Восточный Китай - Дальний Восток России» и «Река Янцзы-Волга». Это определило направление для следующего шага построения китайско-российского регионального сотрудничества [2].
Кроме того, ряд национальных стратегий и региональных политик, такие как стратегия развития Дальнего Востока, стратегия развития Северо-Востока Китая, стратегия развития экономического пояса реки Янцзы и т.д., предоставляют много возможностей и открывают перспективы реализации большого количества проектов в рамках дальнейшего сотрудничества.
Обсуждение результатов
На основе проведенного анализа можно заключить, что российско-китайское региональное сотрудничество является значимым и перспективным, но в то же время сталкивается с рядом проблем:
1. Торговая структура слишком унитарна. Структура экспорта Китая в Россию в основном представлена готовыми промышленными товарами, такими как машины и электроника, текстиль, обувь и головные уборы, а также товары легкой промышленности. Так, в товарной структуре российского импорта из Китая в 2020 г. почти половина объема российского импорта из Китая - это машинотехническая продукция. Ее удельный вес составил 49,5 % при заметном ускорении темпов роста (+10,8 % против +2,0 % годом ранее). Устойчивые темпы роста (+13,2 %) показала вторая по величине категория «Текстильные материалы и текстильные изделия», доля которой составила 10,7 %, а стоимость - 5 403,30 млрд долл. [15]. Эти продукты имеют низкое техническое содержание и являются трудоемкими, что указывает на то, что торговля Китая с Россией все еще находится на относительно низком уровне. По мнению китайских экспертов, если такая ситуация сохранится в течение длительного времени, экспорт Китая в Россию будет ограничен разработкой низкоуровневых трудоемких отраслей, что затруднит промышленную трансформацию [2].
Китай в основном импортирует из России сырьевые товары, такие как ископаемое топливо, изделия из дерева, изделия из металла и т.д. Например, в товарной структуре российского экспорта в Китай в 2020 г. доля товарной группы «Минеральное топливо, нефть и нефтепродукты» в российском экспорте в КНР составила 58,4 %. Второе место с большим отставанием от первого (доля 7,8 %) заняли цветные металлы, по которым отмечено суще-
ственное наращивание стоимости поставок (с 3,1 до 4,5 млрд долл.)[15]. По мнению российских экспертов, Россия продолжает поставлять в Китай преимущественно продукцию с низкой добавленной стоимостью, в частности, минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, что ограничивает перспективы дальнейшей максимизации выгод от взаимной торговли [16].
Долгое время основной формой китайско-российского регионального экономического сотрудничества была торговля товарами; доля торговли технологиями и услугами была невелика. Для дальнейшего развития китайско-российского экономического и торгового сотрудничества важно перейти на новый уровень: оно не должно ограничиваться простой торговлей товарами, следует развивать сотрудничество в сфере высоких технологий и цифровой экономики, искать новые пути взаимодействия.
2. Имеются ограничения инвестиционной и деловой среды. Благодаря всестороннему и глубокому партнерству между Китаем и Россией двусторонняя торговля перешла на новую ступень развития. Однако объем торговли между Китаем и Россией по-прежнему значительно отстает от объема торговли между Китаем и другими странами. Например, объем двусторонней торговли между Китаем и США вырос с 551,118 млрд долларов США в 2014 году до 633,519 млрд долларов США в 2018 году, что в шесть раз превышает объем двусторонней торговли между Китаем и Россией [1].
Прямые инвестиции Китая в Россию также относительно невелики. Как показано в таблице 1, объем накопленных прямых инвестиций Китая в Россию составляет небольшую часть общего объема накопленных прямых инвестиций Китая. На протяжении рассматриваемого периода не наблюдалось явной тенденции к росту. Это может рассматриваться как сигнал, что инвестиционное сотрудничество между Китаем и Россией имеет огромный потенциал и возможности роста.
Таблица 1 - Прямые инвестиции Китая в Россию 2015-2020 гг. (млрд долл.)
(Источник: составлена автором по материалам «Статистический бюллетень прямых внешних инвестиций Китая» 2015-2020 гг. [ 17])
Годы Накопленные прямые инвестиции Китая Накопленные прямые инвестиции Китая в Россию Доля накопленных прямых инвестицией Китая в Россию (%)
2015 1097,86 14,020 1,28
2016 1357,39 12,979 0.96
2017 1809,04 13,872 0,77
2018 1982,27 14,208 0,72
2019 2198,88 12,804 0,58
2020 2580,66 12,071 0,47
3. Россия реализует сдерживающую политику в отношении Китая. В рамках китайско-российского сотрудничества сохраняется ряд противоречий в области взаимного открытия рынков. Например, в июле 2019 г. Россия приостановила импорт таких китайских фруктов, как нектарины, сливы, вишня и яблоки. Россельхознадзор принял решение временно ограничить ввоз китайских цитрусовых с 6 января 2020 г. [16]. КНР с 2019 г. наращивает импорт сои из РФ, разрешив поставки из всех российских регионов, однако в начале января 2021 г. на период с 1 февраля по 30 июня в России были введены пошлины на экспорт российской сои за пределы ЕАЭС в размере 30 % и не менее 165 евро за 1 т. В этих условиях складывается дисбаланс в двусторонней торговле сельхозпродукцией [18].
Перечисленные проблемы создают препятствия для углубленного развития регионального сотрудничества в рамках механизмов «Северо-Восток-Дальний Восток» и «Река Янцзы-Волга» и ограничивают процесс китайско-российского регионального сотрудничества. В региональном сотрудничестве Китая и России имеются и другие проблемы, например, отсутствие специального механизма координации сотрудничества и правовых гарантий, отсутствие необходимой логистической инфраструктуры и т.д.
Для дальнейшего развития регионального сотрудничества между Китаем и Россией, повышения эффективности реализации стратегий и политик развития отстающих регионов Китая и России, представляется целесообразным реализовать ряд мероприятий.
Во-первых, при формулировании стратегий и политик регионального развития необходимо уделять особое внимание региональному сотрудничеству между Китаем и Россией. Это позволит сформировать более благоприятные условия для регионального сотрудничества. Обе страны должны постепенно улучшать свою торговую политику, устранять чрезмерные торговые барьеры, стремиться к согласованности систем технической идентификации двух стран, упрощать таможенные процедуры, повышать эффективность таможенного оформления на контрольно-пропускных пунктах.
Во-вторых, следует ускорить строительство логистической и транспортной инфраструктуры. Прежде всего это касается железнодорожной транспортной системы интермодальной перевозки Китай-Россия. Пандемия COVID-19 негативно сказалась на авиационном и морском сообщении, в то время как количество железнодорожных перевозок существенно возросло. Чтобы в полной мере обеспечить грузоперевозки, важной задаче й для обеих сторон становится ускоренная модернизация железнодорожного транспорта и перегрузочных мощностей, а также повышение эффективности перевозок и таможенного оформления на пограничных переходах.
В-третьих, необходимо разработать механизмы взаимодействия крупных городов, позволяющие более полно раскрыть их потенциал. Реализация проектов сотрудничества между городами может не только повысить уровень китайско-российского экономического и торгового сотрудничества в целом, но и помочь изменить способ регионального сотрудничества -от традиционной модели сотрудничества, ориентированной на приграничные районы, до всеобъемлющей формы регионального сотрудничества, опирающейся на центральные города.
В-четвертых, необходимо сделать упор на взаимодействие компаний, особенно малых и средних. Предприятия - это микроперевозчики, которые осуществляют экономическую деятельность. В текущей ситуации есть много возможностей для расширения сотрудничества между российскими и китайскими предприятиями. Хотя правительства ввели некоторые преференции для стимулирования зарубежных инвестиций, этого недостаточно для поддержки выхода малых и средних предприятий на зарубежные рынки. Следует также сформировать многоуровневые и многоканальные механизмы инвестирования и финансирования.
В-пятых, требуется создать единый механизм координации и коммуникации и сформулировать правовые гарантии. Прежде всего, на основе существующих механизмов регионального сотрудничества правительства двух стран должны сформулировать подробные планы. Основные направления, содержание, обязанности и обязательства по сотрудничеству должны быть определены в форме нормативных актов, чтобы гарантировать, что сотрудничество ограничивается правилами и положениями, которым необходимо следовать, обеспечить правовую защиту регионального сотрудничества и избежать ситуации подписания большего числа проектов при реализации их меньшего числа.
В-шестых, следует создать платформу для запросов и обмена информацией. Симметрия и полнота информационного обмена между регионами - необходимое условие сотрудничества между хозяйствующими субъектами. Современная и эффективная информационная система может снизить затраты и стать гарантией углубленного сотрудничества.
Наконец, чтобы оптимизировать условия партнерских отношений, правительства должны уделить внимание укреплению сотрудничества в области культуры, образования, спорта, здравоохранения и т.д. С целью усиления взаимной идентичности, преодоления эмоциональных барьеров и повышения взаимного доверия важно сосредоточиться на социальном воздействии экономического поведения, а не краткосрочных выгодах.
Вывод
В настоящее время сотрудничество Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России, а также сотрудничество территорий вдоль реки Янцзы и Волги активно развивается и имеет большие перспективы. Оно играет важную роль в развитии региональной экономики
и сокращении региональных экономических различий. Оно может не только предоставить регионам множество новых возможностей, но и выступить в роли платформы для реализации национальной стратегии регионального развития.
С точки зрения национальной стратегии развития, есть точки пересечения между китайской инициативой «Один пояс, один путь» и российской стратегией «Поворот на восток». С точки зрения стратегии регионального развития, стратегия возрождения Северо-Востока Китая и стратегия развития Дальнего Востока России могут быть рационально связаны; сотрудничество между российским бассейном Волги и китайским бассейном Янцзы также соответствует интересам обеих сторон.
Если в ходе активного китайско-российского стратегического процесса построения партнерских отношений удастся устранить неблагоприятные факторы и будет сформировано скоординированное развитие китайских и российских регионов, это принесет взаимную выгоду обеим сторонам. В настоящее время не решены такие проблемы взаимодействия, как унитарная торговая структура, недостаточные масштабы торговли и прямых инвестиций, отсталые формы сотрудничества, действующие торговые барьеры и т.д. Они негативно влияют на региональное сотрудничество между Китаем и Россией.
Для решения указанных проблем обеим сторонам следует уделить внимание логистическим и транспортным возможностям, совместно осуществлять строительство китайско-российских приграничных портов, расширять культурный и туристический обмен и т.д., и в конечном итоге достичь взаимной выгоды. Указанные мероприятия будут способствовать экономическому развитию северо-восточных, центральных и западных регионов Китая и восточных регионов России, сокращая их отставание от наиболее развитых регионов.
Источники:
1. МЯХ, [Цзяо Фаньи, Лу Ман]. ^ШШШШШ&ШШ-ШШШ'&Ш Выбор пути согласованного развития Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России] // ЙШ [Академический обмен]. - 2019. - № 8. - С. 84-92. [Кит. яз.].
2. M&ffi, ШЖ[Гао Ливэй, Ян Хуэй]. [Анализ механизма сотрудничества в регионе «река Янцзы-Волга» между Китаем и Россией] // [Международная торговля]. - 2020. - № 10. - С. 26-34. [Кит. яз.].
3. Ж»[Гэ Синьжун]. »Ш:ШМЖЙ»адФШ№^№ЙШпШЙ[Исследование эволюции региональной экономической политики России и ее влияния на китайско-российское региональное сотрудничество]. - М^^^^ЖШ^ [Издательство Хэйлунцзян-ского университета], 2020. - 302 с. [Кит. яз.].
4. Ван Нана. Укрепление экономического сотрудничества регионов России и Китая при условии взаимодополняемости ресурсов несмежных районов // Baikal Research Journal. - 2016. - Т. 7. -№ 5. - 12 с.
5. Вертакова, Ю. В. Алгоритм кластеризации регионального экономического пространства / Ю. В. Вертакова, Ю. С. Положенцева // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. -2016. - № 1(235). - С. 75-85.
6. Иванов С. А. Программа сотрудничества восточных регионов России и северо-восточных регионов Китая: политическая значимость и экономическая эффективность // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2018. - № 1(82). - С. 54-65.
7. Евченко, А. В. Моделирование региональной социально-экономической асимметрии (постановка проблемы) / А. В. Евченко, С. С. Железняков // Известия Курского государственного технического университета. - 2003. - № 2(11). - С. 128-132.
8. Новоселова, Л. В. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество в контексте «поворота России на Восток» // Россия и современный мир. - 2017. - № 3(96). - С. 149-163.
9. Медведева, Л. М. Анализ российско-китайских отношений в контексте стратегий регионального экономического развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2016. - Т. 5. - № 4(17). - С. 280-285.
10. [Оценка и сравнение комплексного индекса экономического и социального развития административных районов КНР по итогам
2019 г.][Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m.cvpphbzx.cn/nd.jsp?id=1618&id =1618(дата обращения: 23.11.2021). [Кит. яз.].
11. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2019 года - Режим доступа: https://riaratmg.ru/mfografika/20200602/630170513.html(дата обращения: 23.11.2021).
12. ФЛФ^НЖ^ЙетМШЕЩйдаМЙШ'ШМ [Рекомендации ЦК КПК и Государственного совета по созданию нового механизма для более эффективного регионального скоординированного развития] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.cn/ zhengce/2018-11/29/content_5344537.htm(дата обращения: 25.11.2021). [Кит. яз.].
13. Китай и Дальний Восток России составят «дорожную карту» торгово-экономического сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://assoc.khv.gov.ru/news/4727(дата обращения: 27.11.2021).
14. Дальневосточного таможенного управления - Режим доступа: https://dvtu.customs.gov.ru/ statistic (дата обращения: 29.11.2021).
15. Полпред Президента РФ в ПФО и член Госсовета КНР договорились о продолжении сотрудничества в формате "Волга-Янцзы"[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://pfo-volga-news.turbopages.org/pfo.volga.news/s/article/599036.html (дата обращения: 01.12.2021).
16. Положенцева, Ю. С. Управление дифференциацией социально-экономических систем регионов на основе мобилизации внутренних и привлечения внешних ресурсов развития / Ю.С. Положенцева // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2017. -№ 2(71). - С. 137-149.
17. Аналитическая справка и статистические данные по внешней торговле России и Китая в 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/ trade_ru_cn(дата обращения: 05.11.2021).
18. Российско-китайский диалог: модель 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiysko-kitayskiy-dialog-model-2020/(дата обращения: 07.12.2021).
19. ^ШФШ^^ЬЖШШШШ^&Ш [Статистический бюллетень прямых внешних инвестиций Китая за 2020 год] [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://images.mofcom.gov.cn/ www/202109/20210929084957284.pdf (дата обращения: 09.12.2021) [Кит. яз.].
20. Российско-китайский диалог: модель 2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiysko-kitayskiy-dialog-model-2021/ (дата обращения: 11.12.2021).
Reference:
1. The Path Choice of Coordinated Development of Northeast China and Russian Far East] // Academic exchange, 2019, no. 8, pр. 84-92. (In Chinese).
2. Gao Liwei, Yang Hui An Analysis of the Cooperation Mechanism Between China and Russia in the Yangtze River-Volga Region] // International trade, 2020, no. 10, pр. 26-34. (In Chinese).
3. Ge Xinrong Research on the Evolution of Russia's Regional Economic Policy and Its Impact on China-Russia Regional Cooperation. - Heilongjiang University Press, 2020, pр.302. (In Chinese).
4. Wang Nan. Strengthening economic cooperation between the regions of Russia and China, subject to the complementarity of the resources of non-adjacent regions // Baikal Research Journal. - 2016. - T. 7. - No. 5. - 12 p.
5. Vertakova, Yu. V. Algorithm for clustering the regional economic space / Yu. V. Vertakova, Yu. S. Polozhentseva // Scientific and Technical Bulletin of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. - 2016. - No. 1 (235). - S. 75-85.
6. Ivanov S.A. Program of cooperation between the eastern regions of Russia and the northeastern regions of China: political significance and economic efficiency // Customs policy of Russia in the Far East. - 2018. - No. 1 (82). - рр. 54-65.
7. Evchenko, A. V. Modeling of regional socio-economic asymmetry (statement of the problem) / A.V. Evchenko, S. S. Zheleznyakov // Bulletin of the Kursk State Technical University. - 2003. - No. 2 (11). - S. 128-132.
8. Novoselova, L. V. Russian-Chinese investment cooperation in the context of "Russia's turn to the East" // Russia and the modern world. - 2017. - No. 3 (96). - рр. 149-163.
9. Medvedeva, L. M. Analysis of Russian-Chinese relations in the context of regional economic development strategies // Azimuth of scientific research: economics and management. - 2016. - T. 5. - No. 4 (17). - рр. 280-285.
10.Evaluation and Comparison of the Comprehensive Economic and Social Development Index of China's Administrative Regions 2019]. Available at: http://m.cvpphbzx.cn/nd.jsp?id=1618&id=1618 (accessed 23.11.2021). (In Chinese).
11.Rating of the socio-economic situation of the constituent entities of the Russian Federation at the end of 2019. Available at: https://riarating.ru/infografika/20200602/630170513.html (accessed 23.11.2021). (In Russian).
12.Opinions of the Central Committee of the Communist Party of China and the State Council on Establishing a More Effective New Mechanism for Regional Coordinated Development]. Available at: http://www.gov.cn/zhengce/2018-11/29/content_5344537.htm (accessed 25.11.2021). (In Chinese).
13.China and the Russian Far East to draw up a roadmap for trade and economic cooperation. Available at: http://assoc.khv.gov.ru/news/4727 (accessed 27.11.2021). (In Russian).
14.Far Eastern Customs Administration. Available at: http://assoc.khv.gov.ru/news/4727 (accessed 29.11.2021).
15.Plenipotentiary of the President of the Russian Federation in the Volga Federal District and a member of the State Council of the People's Republic of China agreed to continue cooperation in the Volga-Yangtze format. Available at:https://pfo-volga-news.turbopages.org/pfo.volga.news/s/article/ 599036.html (accessed 01.12.2021). (In Russian).
16.Polozhentseva, Yu. S. Management of the differentiation of socio-economic systems of regions based on the mobilization of internal and external development resources / Yu. S. Polozhentseva // News of the South-Western State University. - 2017. - No. 2 (71). - S. 137-149.
17.Analytical reference and statistical data on foreign trade between Russia and China in 2020 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/ trade_ru_cn (date of access: 11/05/2021).
18.Russian-Chinese dialogue: model 2020 [Electronic resource]. - Access mode: https://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiysko-kitayskiy-dialog-model-2020/ (date of access: 07.12.2021).
19. China Foreign Direct Investment Statistical Bulletin 2020 [Electronic resource]. - Access mode: http://images.mofcom.gov.cn/ www/202109/20210929084957284.pdf (Accessed: 12/09/2021) [Ch. lang.].
20.Russian-Chinese dialogue: model 2021 [Electronic resource]. - Access mode: https://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiysko-kitayskiy-dialog-model-2021/ (date of access: 12/11/2021).
EDN: CUSESZ
С.А. Горбатов - младший научный сотрудник, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», [email protected],
S.A. Gorbatov - Junior Researcher,Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences.
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА FACTORS OF YOUTH TOURISM DEVELOPMENT
Аннотация. В современной России теоретические и практические вопросы развития молодежного туризма не получают должного освещения в научной литературе. Государство в течение тридцати лет после распада СССР не смогло создать эффективно функционирующей системы развития молодежного туризма.
В статье исследуются факторы развития молодежного туризма. На основе метода экспертных оценок, выявляются десять наиболее значимых факторов. Производится количественная оценка некоторых факторов, в том числе с использованием анкетного опроса молодых туристов. Корректность выявленных факторов проверяется методом корреляционного анализа с использованием формулы Пирсона. Устанавливается теснота взаимосвязи между зависимыми и результирующим факторами.