Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
279
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чэн Ицзюнь

Статья посвящена анализу состоянию и перспектив российско-китайского регионального сотрудничества, представлен исторический обзор основных этапов более чем десятилетнего китайско-российского регионального сотрудничества, начавшегося с момента подписания в 2009 году «Плана сотрудничества между северо-востоком Китайской Народной Республики и Дальним Востоком Российской Федерации и Восточной Сибирью (2009-2018 гг.)». В статье рассматривается развитие Северо-Восточного региона как ключевая национальная стратегия Китая, а развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири как важный аспект российской политики; анализируются программные документы китайского правительства, ставящие целью превращение Северо-Восточного региона в конкурентоспособную на международном уровне промышленную базу для производства оборудования, новых видов сырья и энергетических ресурсов, жизненно важных сырьевых товаров и сельскохозяйственного производства, а также важных национальных технологий; характеризуется утвержденная Правительством РФ федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья и «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», а также «План сотрудничества между северо-восточным регионом Китайской Народной Республики и Дальним Востоком и Восточной Сибирью Российской Федерации», где региональное сотрудничество позиционируется как закономерный выбор для экономического развития Китая и России. В статье анализируются результаты регионального сотрудничества: строительство инфраструктуры и транспортных объектов, соединяющих порты двух сторон, строительство промышленных комплексов, сотрудничество в области лесного и сельского хозяйства и др. В статье комментируются основные проблемы китайско-российского регионального сотрудничества и пути их решения, определяются перспективы развития этого сотрудничества в контексте «Совместного заявления Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути». В статье делается вывод, что в сегодняшнем высокоразвитом китайско-российском стратегическом партнерстве региональное сотрудничество очень важно для дальнейшего укрепления экономических связей между двумя странами, углубления взаимопонимания между двумя народами и содействия всестороннему развитию двусторонних отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чэн Ицзюнь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND PROSPECTS OF RUSSIAN-CHINESE REGIONAL COOPERATION

The article is devoted to the analysis of the state and prospects of Russian-Chinese regional cooperation, a historical overview of the main stages of more than a decade of Sino-Russian regional cooperation, which starts since the signing of the “Plan of Cooperation between the North-East of the People's Republic of China and the Far East of the Russian Federation and Eastern Siberia (2009-2018)” in 2009. The article considers the development of the Northeast region as a key national strategy of China, and the development of the Far East and Eastern Siberia as an important aspect of Russian policy; it analyses the policy documents of the Chinese Government aimed at making the North-East region an internationally competitive industrial base for the production of equipment, new raw materials and energy resources, vital commodities and agricultural production, as well as important national technologies; here is characterized by the federal target program for the economic and social development of the Far East and Transbaikalia approved by the Government of the Russian Federation and the “Strategy for the socio-economic development of the Far East and the Baikal region until 2025”, as well as the “Plan for cooperation between the northeast region of the People's Republic of China and the Far East and Eastern Siberia of the Russian Federation”, where regional cooperation is positioned as a logical choice for economic development. The article analyzes the results of regional cooperation: the construction of infrastructure and transport facilities connecting the ports of the two parties, the construction of industrial complexes, cooperation in the field of forestry and agriculture, etc. The article comments on the main problems of Sino-Russian regional cooperation and ways to solve them, defines the prospects for the development of this cooperation in the context of the “Joint Statement of the Russian Federation and the People's Republic of China on cooperation to combine the construction of the Eurasian Economic Union and the Silk Road Economic Belt”. The article concludes that in today's highly developed Sino-Russian strategic partnership, regional cooperation is very important for further strengthening economic ties between the two countries, deepening mutual understanding between the two peoples and promoting the comprehensive development of bilateral relations.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

_ПОЛИТОЛОГИЯ_

УДК 327

Чэн Ицзюнь https://orcid.org/0000-0003-3836-5817

Состояние и перспективы российско-китайского регионального сотрудничества

Статья подготовлена в рамках деятельности Центра по изучению русскоговорящих стран Юго-Западного университета КНР при Министерстве образования Китайской Народной Республики

Для цитирования: Чэн Ицзюнь Состояние и перспективы российско-китайского регионального сотрудничества // Мир русскоговорящих стран. 2020. № 4 (6). С. 5-26. Б01 10.20323/2658-7866-2020-4-6-5-26

Статья посвящена анализу состоянию и перспектив российско-китайского регионального сотрудничества, представлен исторический обзор основных этапов более чем десятилетнего китайско-российского регионального сотрудничества, начавшегося с момента подписания в 2009 году «Плана сотрудничества между северо-востоком Китайской Народной Республики и Дальним Востоком Российской Федерации и Восточной Сибирью (2009-2018 гг.)». В статье рассматривается развитие Северо-Восточного региона как ключевая национальная стратегия Китая, а развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири как важный аспект российской политики; анализируются программные документы китайского правительства, ставящие целью превращение Северо-Восточного региона в конкурентоспособную на международном уровне промышленную базу для производства оборудования, новых видов сырья и энергетических ресурсов, жизненно важных сырьевых товаров и сельскохозяйственного производства, а также важных национальных технологий; характеризуется утвержденная Правительством РФ федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья и «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», а также «План сотрудничества между северо-восточным регионом Китайской Народной Республики и Дальним Востоком и Восточной Сибирью Российской Федерации», где региональное сотрудничество позиционируется как закономерный выбор для экономического развития Китая и России. В статье анализируются результаты регионального сотрудничества: строительство инфраструктуры и транспортных объектов, соединяющих порты двух сторон, строительство промышленных комплексов, сотрудничество в области лесного и сельского хозяйства и др. В статье комментируются основные проблемы китайско-российского регионального сотрудничества и пути их решения, определяются

© Чэн Ицзюнь, 2020

Состояние и перспективы

российско-китайского регионального сотрудничества

5

перспективы развития этого сотрудничества в контексте «Совместного заявления Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути». В статье делается вывод, что в сегодняшнем высокоразвитом китайско-российском стратегическом партнерстве региональное сотрудничество очень важно для дальнейшего укрепления экономических связей между двумя странами, углубления взаимопонимания между двумя народами и содействия всестороннему развитию двусторонних отношений.

Ключевые слова: Китайская Народная республика, Российская Федерация, региональное сотрудничество, стратегическое партнерство, социально-экономическое развитие, промышленные комплексы, федеральная целевая программа, Экономический пояс Шелкового пути, Евразийский экономический союз.

POLITICAL SCIENCE

Cheng Yijun

Status and prospects of Russian-Chinese regional cooperation

The article is devoted to the analysis of the state and prospects of Russian-Chinese regional cooperation, a historical overview of the main stages of more than a decade of Sino-Russian regional cooperation, which starts since the signing of the "Plan of Cooperation between the North-East of the People's Republic of China and the Far East of the Russian Federation and Eastern Siberia (2009-2018)" in 2009. The article considers the development of the Northeast region as a key national strategy of China, and the development of the Far East and Eastern Siberia as an important aspect of Russian policy; it analyses the policy documents of the Chinese Government aimed at making the North-East region an internationally competitive industrial base for the production of equipment, new raw materials and energy resources, vital commodities and agricultural production, as well as important national technologies; here is characterized by the federal target program for the economic and social development of the Far East and Transbaikalia approved by the Government of the Russian Federation and the "Strategy for the socio-economic development of the Far East and the Baikal region until 2025", as well as the "Plan for cooperation between the northeast region of the People's Republic of China and the Far East and Eastern Siberia of the Russian Federation", where regional cooperation is positioned as a logical choice for economic development. The article analyzes the results of regional cooperation: the construction of infrastructure and transport facilities connecting the ports of the two parties, the construction of industrial complexes, cooperation in the field of forestry and agriculture, etc. The article comments on the main problems of Sino-Russian regional cooperation and ways to solve them, defines the prospects for the development of this cooperation in the context of the "Joint Statement of the Russian Federation and the People's Republic of China on cooperation to combine the construction of the Eurasian Economic Union

6

Чэн Ицзюнь

and the Silk Road Economic Belt". The article concludes that in today's highly developed Sino-Russian strategic partnership, regional cooperation is very important for further strengthening economic ties between the two countries, deepening mutual understanding between the two peoples and promoting the comprehensive development of bilateral relations.

Key words: People's Republic of China, Russian Federation, regional cooperation, strategic partnership, socio-economic development, industrial complexes, federal target program, Silk Road Economic Belt, Eurasian Economic Union.

Введение

С момента подписания в 2009 году «Плана сотрудничества между северо-востоком Китайской Народной Республики и Дальним Востоком Российской Федерации и Восточной Сибирью (2009-2018 гг.)» китайско-российское региональное сотрудничество длится уже более десяти лет. В настоящее время региональное сотрудничество является важным звеном двустороннего сотрудничества между Китаем и Россией, начиная с поиска новых путей и заканчивая постепенным расширением сферы и областей сотрудничества. В сегодняшнем высокоразвитом китайско-российском стратегическом партнерстве региональное сотрудничество очень важно для дальнейшего укрепления экономических связей между двумя странами, укрепления основы для двустороннего сотрудничества, углубления взаимопонимания между двумя народами и содействия всестороннему развитию двусторонних отношений.

1. Соответствие регионального сотрудничества стратегиям развития Китая и России

Китайско-российское региональное сотрудничество тесно связано со стратегией возрождения Северо-Востока Китая и стратегией России по развитию восточного региона. Это логичный и естественный выбор для экономического развития двух стран. Он не только соответствует национальным интересам обеих сторон, но и соответствует стратегическому развитию стран. Это направление открыло новый путь экономической взаимодополняемости, созданию взаимовыгодной ситуации для скоординированного развития двух стран.

1.1. Развитие Северо-Востока -ключевая национальная стратегия развития Китая

Возрождение старых промышленных баз в северо-восточном регионе - еще один важный стратегический шаг, сделанный Китаем с момента проведения реформ и политики открытости, после реализации стратегии развития юго-восточного побережья и западной

7

Состояние и перспективы

российско-китайского регионального сотрудничества

стратегии развития. С момента основания Нового Китая до 1980-х г. Северо-Восточный регион был относительно развитым регионом Китая. Это не только крупная сырьевая база страны, но и важнейшая база промышленного производства и НИОКР. Из-за особенностей национальной политики темпы экономического развития в этом регионе были более высокими, чем в других регионах в течение длительного периода времени. С 1990-х г., с открытием восточных и юго-восточных регионов, указанная ситуация постепенно изменилась. Из-за различных исторических факторов, темпы реформ в северовосточном регионе значительно отстали, что серьезно повлияло на экономическое развитие. Темпы роста ВВП упали с примерно 15 % в начале реформ до менее чем 10 %, увеличивается разрыв между экономически активными регионами. Например, валовой внутренний продукт провинции Хэйлунцзян в 1980 г. был примерно эквивалентен среднему показателю в шести провинциях и городах восточного побережья, но 20 лет спустя он упал на половину. Более того, в 1980-х г. ВВП провинции Ляонин был вдвое больше, чем в провинции Гуандун, но 20 лет спустя ВВП провинции Гуандун быстро превзошел ВВП провинции Ляонин, в два раза превысил общий показатель провинции Ляонин. Все вышесказанное побудило центральное правительство решительно выступить в под-

держку институциональных реформ в северо-восточном регионе, ускорять экономическое развитие и сокращать разрыв с развитыми регионами.

8 ноября 2002 года на 16-м Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая генеральный секретарь Цзян Цзэминь выступил с докладом, озаглавленным «Комплексное строительство благополучного общества и создание новой ситуации для развития социализма с китайской спецификой», в котором он заявил, что «необходимо оказывать поддержку в ускоренной перестройке старых промышленных баз, таких как СевероВосточный регион, в целях обеспечения устойчивого развития городов и районов с преобладающей добычей ресурсов, а также в целях ускорения развития революционных старых районов и районов проживания этнических меньшинств, государство должно усилить поддержку основных зерно-производящих районов, укреплять экономические обмены и сотрудничество между Востоком и Западом Китая в целях обеспечения взаимодополняемости и совместного развития и создания ряда особых экономических зон» [ /I К ]. Это первый случай, когда Центральный комитет партии в публичных документах дает четкие рекомендации и руководящие указания по вопросам экономического развития старых

8

Чэн Ицзюнь

промышленных баз, таких как Северо-Восточный регион Китая.

5 марта 2003 г. премьер Чжу Жунцзи на первом заседании Десятого Всекитайского собрания народных представителей выступил с «Отчетом о работе правительства» и заявил о том, что «необходимо принять решительные меры для поддержки ускоренной перестройки и преобразования старых промышленных баз в Северовосточном регионе и поддержки городов и регионов, где доминирует добыча полезных ископаемых, а также поддержать ускоренное развитие старых революционных территорий и районов проживания этнических меньшинств» [ ^ ШЖ]. Впоследствии Государственный совет и Политическое бюро Центрального комитета провели специальные заседания для обсуждения и изучения проблем старых промышленных баз и подчеркнули свою поддержку старых промышленных баз на Северо-Востоке. Оживление промышленных баз является важной стратегической задачей, предложенной 16-м Национальным конгрессом Коммунистической партии Китая с точки зрения общей перспективы построения благополучного общества. Для этого необходимо, чтобы все населенные пункты и ведомства осознали значение стратегии возрождения старых промышленных баз, таких как в северо-восточных регионах, чтобы регионы добились больших успехов

в деле проведения реформ открытости и социалистической модернизации нашей страны в долгосрочной перспективе.

5 октября 2003 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет совместно выпустили «Рекомендации по реализации стратегии возрождения старых промышленных баз в Северо-Восточном Китае» (Zhongfa [2003] № 11), в которых были определены руководящие принципы, основные задачи и политика реализации стратегии возрождения. 2 декабря 2003 года Государственный совет опубликовал объявление (Национальное управление [2003] № 28), в котором объявил о создании руководящей группы Государственного совета по возрождению старых промышленных баз, таких как Северо-Восточный регион. Руководителем группы стал премьер-министр Госсовета Вэнь Цзябао, а заместителями руководителей группы являются вице-премьеры Хуан Цзюй и Цзэн Пэйянь. В группу вошли руководители следующих ведомств: Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство образования, Министерство науки и технологий, Национальная оборонная комиссия по науке и промышленности, Министерство финансов, Министерство кадров, Министерство труда и социальной защиты, Министерство земель и ресурсов, Министерство строительства, Министерство железных дорог, Мини-

Состояние и перспективы

российско-китайского регионального сотрудничества

9

стерство транспорта, Министерство информационной индустрии, Министерство водных ресурсов, Министерство сельского хозяйства, Министерство торговли, Министерство культуры, Народный банк Китая, Государственное управление радио, кино и телевидения, Государственная комиссия по надзору и управлению активами, Государственная налоговая администрация, Государственная администрация охраны окружающей среды, Государственная лесная администрация, Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая, Государственное управление по делам иностранных экспертов и Всекитайская федерация профсоюзов.

После реализации плана по возрождению старых промышленных баз в Северо-Восточном Китае центральное правительство не только активно руководило им с точки зрения политики, но также осуществляло крупномасштабные инвестиции в финансовые и материальные ресурсы. 1 марта 2004 года Национальная комиссия по развитию и реформам запустила первую серию из 60 специальных проектов по развитию высокотехнологичных производств в рамках восстановления старой промышленной базы на северо-востоке. Общий объем инвестиций достиг 5,6 млрд юаней. Проекты охватывали провинции Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян, а также отдельно город Далянь. Впоследствии Главное управление Государственного совета специально

сформулировало и выпустило «Заключение по содействию дальнейшему открытию старых промышленных баз на северо-востоке», чтобы предоставить соответствующим регионам все большую и большую автономию. 8 января 2007 года с одобрения Государственного совета министерство финансов и Государственная налоговая администрация совместно издали документ по вопросам, касающимся освобождения предприятий старых промышленных баз Северо-Восточного региона от уплаты налогов. Уведомление было направлено трем северо-восточным провинциям, образованным до 31 декабря 1997 года.

20 августа 2007 года Государственный совет официально одобрил «План возрождения СевероВосточного региона», указав, что оживление Северо-Восточного региона должно соответствовать стремлению к реформам, открытости и независимым инновациям, ускорять корректировку экономической структуры, а также превращать Северо-Восточный регион в важную зону экономического роста с относительно высоким уровнем всестороннего экономического развития в будущем. В документе была поставлена задача по созданию че-тырехбазной зоны с целью превращения Северо-Восточного региона в конкурентоспособную на международном уровне промышленную базу для производства оборудования, новых видов сырья и энерге-

10

Чэн Ицзюнь

тических ресурсов, жизненно важных сырьевых товаров и сельскохозяйственного производства, а также важных национальных технологий. Кроме того, в документе подчеркивалось, что база НИОКР и инноваций - важная гарантия национальной экологической безопасности, и содержался призыв к центральным органам усилить руководство, поддержку и контроль за осуществлением вышеупомянутого плана, а также к расширению поддержки политики финансовых трансфертов и созданию благоприятных политических условий для возрождения старой промышленной базы на северо-востоке страны.

1.2. Развитие Дальнего Востока -

устоявшаяся национальная политика российского государства

На протяжении многих лет развитие Дальнего Востока и Восточной и Восточной Сибири всегда было в центре внимания России, для чего были разработаны различные стратегии, планы и концепции развития. Что касается субъектов планирования, то в их число входят как федеральное центральное правительство, так и функциональные органы Федерального округа и экономических зон, а также правительства субъектов Федерации. С точки зрения периода планирования, это краткосрочное планирование, среднесрочное планирование и долгосрочное планирование, а с точки зрения сферы охвата - как всеобъемлющее, так и специальное

планирование, которое можно охарактеризовать как разноплановое и разнообразное. Однако ни один из этих планов не был в полной мере реализован. После вступления в новое тысячелетие в связи с улучшением положения в национальной экономике был восстановлен национальный потенциал, вопрос о развитии Дальнего Востока и Восточной Сибири вновь был включен в повестку дня федерального правительства, а соответствующие ведомства разработали ряд новых стратегий экономического развития для этих двух регионов

Дальний Восток и Восточная Сибирь занимают 40 % территории России и концентрируют от 70 % до 80 % различных важных ресурсов страны. Несмотря на активное развитие в советское время, промышленная структура была серьезно несбалансированной: добывающая промышленность и военная промышленность были относительно развиты, тогда как обрабатывающая промышленность и сфера услуг отставали. В течение долгого времени из-за недостаточных инвестиций и отставания в геологоразведке произошло сокращение выявленных запасов полезных ископаемых, замедлились процессы технического обновления. Что еще более серьезно, резко сократилось местное население и остро ощущается нехватка рабочей силы. В. Путин 7 раз посетил восточный регион в течение двух предыдущих президентских сроков и выразил твердое

Состояние и перспективы

российско-китайского регионального сотрудничества

11

стремление к развитию региона. Он заявил о том, что страна должна уделять пристальное внимание развитию восточного региона и принимать серьезные меры, чтобы обратить вспять неблагоприятную тенденцию.

2 августа 2007 года Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Для подготовки и реализации плана был создан «Национальный комитет по вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья» во главе с премьер-министром федерального правительства, министром экономического развития и заместителем президента в Дальневосточном федеральном округе и Сибирском федеральном округе. В «спецплане» указывалось, что экономическое развитие Дальнего Востока не только сильно отстает от Китая, Японии и Южной Кореи, которые относятся к Северо-Восточной Азии, но и отстает от других регионов страны. Так, доля электромеханических изделий в экспортных товарах упала с 34 % в начале 1990-х гг. до 3 % по регионам; в условиях отсталой инфраструктуры транспортные расходы составляют от 55 % до 70 % местных цен на товары, что в два-три раза превышает средний показатель по России; серьезной проблемой остается массовый исход населения: количество мигрантов за последние 10 лет

достигло даже 10 % от количества местного населения. Определенная «спецпланом» цель - создание необходимой инфраструктуры и благоприятной инвестиционной среды, при этом основными направлениями развития являются топливно-энергетический комплекс, транспортная и инженерно-техническая инфраструктура [Федеральная целевая программа ... ].

В феврале 2008 года президент В. Путин выступил с важной речью на тему «Стратегия развития России до 2020 года» на расширенном заседании Государственного совета России, заявив, что Сибирь и Дальний Восток должны стать новыми центрами социально-

экономического развития России с учетом тенденции к смещению акцента мировой экономики и торговли в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона и тем самым гарантировать, что Россия станет мировой экономической державой.Торговля с Китаем все больше смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, чтобы Россия могла стать мировой экономической державой.

В 2009 году Правительство Российской Федерации утвердило «Стратегию социально-

экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Эта стратегия развития, которая начала формироваться в 2007 году, сочетает в себе опыт различных научно-

исследовательских институтов Рос-

12

Чэн Ицзюнь

сии, полномочных представительств Дальнего Востока и Сибири, различных субъектов федерации и опыт коммерческих организаций в регионе. Это важная программа Российской Федерации для регионального экономического и социального развития. В «Стратегии развития» сначала анализируются конкурентные преимущества Дальнего Востока и Байкала, и утверждается, что конкурентными преимуществами этого региона являются, прежде всего, его экономическое и географическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе (кратчайшее расстояние через регион с востока на запад) и большое количество природных ресурсов. Запасы (месторождения металлических и неметаллических полезных ископаемых, водные биологические ресурсы, гидроэнергетические ресурсы, лесные ресурсы, туризм и другие ресурсы), протяженные побережья и границы (которые могут использоваться для экономического и социального сотрудничества), а также развитая портовая инфраструктура и живописные места, привлекающие туристов. В то же время в «Стратегии развития» указывается, что регион сталкивается с определенными угрозами. Самая большая угроза заключается в опасности превращения региона в источник энергоснабжения и сырья для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В «Стратегии развития» определены стратегические цели развития Дальнего Востока и Бай-

кальского региона до 2025 года: превратить регион в экономически развитую зону, чтобы уровень жизни местного населения достигал уровня жизни российского общества в центральных регионах. В «Стратегии развития» подчеркивается, что скорость местного экономического и социального развития должна быть выше, чем у других регионов, чтобы сократить разрыв между этим регионом и другими регионами России. «Стратегия развития» предлагает трехэтапный план развития. Каждые пять лет с 2009 по 2025 год будет очередным этапом развития, который в конечном итоге интегрирует экономику Дальнего Востока и Байкальского региона в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона, продвигая инновации в сфере энергетики и транспорта, а также значительно улучшая уровень жизни жителей. Стратегическое планирование определяет важные направления развития энергетической инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, информационной и коммуникационной инфраструктуре, а также объектов социальных услуг, таких как медицинская безопасность, образование и научные исследования [Федеральная целевая программа ... ].

Вышеупомянутые два плана наиболее ярко отражают общее видение российского правительства перспектив развития Дальнего Востока и Байкальского региона (Восточной Сибири).

Состояние и перспективы

российско-китайского регионального сотрудничества

13

1.3. Региональное сотрудничество - закономерный выбор для экономического развития Китая и России

В марте 2007 года председатель КНР Ху Цзиньтао посетил Россию с государственным визитом. В ходе визита президент Ху Цзиньтао и президент В. Путин достигли важного консенсуса по вопросам координации стратегий развития Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России, согласования региональных планов двух стран и укрепления регионального сотрудничества между двумя странами. Руководители двух стран несут ответственность за организацию и подготовку планов двустороннего регионального сотрудничества с соответствующими государственными ведомствами.

6 ноября 2007 года в целях реализации важного соглашения глав Китая и России об укреплении экономического сотрудничества в приграничных регионах двух стран Северо-восточное отделение Госсовета Китая и Министерство регионального развития Российской Федерации совместно организовали в Москве семинар по координации китайско-российской стратегии регионального развития. На встрече обсуждались вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией, в частности, Северо-Востока и Дальнего Востока, и был достигнут ряд договоренностей.

В июне 2009 года во время второго визита президента Ху Цзинь-тао в Россию он и президент Д. Медведев выпустили «Совместное заявление глав китайско-российских государств в Москве». В заявлении отмечалось: «Координация стратегии развития соседних регионов Китая и России помогут ускорить экономическое развитие двух стран. Обе стороны проделали большую работу по формированию плана сотрудничества между СевероВосточным Китаем и Дальним Востоком России и Восточной Сибирью. Координация стратегии развития прилегающих территорий между двумя странами отвечает интересам народов Китая и России. Главы двух государств поручают соответствующим ведомствам двух стран как можно скорее завершить консультации по вышеупомянутому плану, чтобы он мог быть одобрен во время встречи глав государств, которая состоится до конца 2009 года» [ФШ^

... ].

В сентябре 2009 года президент Ху Цзиньтао, который участвовал в саммите G20 в Нью-Йорке, встретился с президентом Д. Медведевым и совместно утвердил «План сотрудничества между северовосточным регионом Китайской Народной Республики и Дальним Востоком и Восточной Сибирью Российской Федерации (2009-2018 годы)». План определяет приоритетные направления и ключевые проекты для взаимных инвестиций

14

Чэн Ицзюнь

и местного сотрудничества между двумя странами. Этот шаг знаменует собой то, что региональное сотрудничество поднялось с местного уровня на национальный стратегический уровень и вступило в новый этап развития. В октябре того же года в совместном коммюнике 14-й очередной встречи премьер-министров Китая и России было объявлено, что обе стороны определят конкретные меры по координации и реализации «Плана регионального сотрудничества».

«План регионального сотрудничества» охватывает 3 провинции и 1 район в Северо-Восточном Китае, а именно провинцию Хэйлунцзян, провинцию Цзилинь, провинцию Ляонин и 5 городов автономного района Внутренней Монголии (Ху-лун-Буир, Синъань, Тунляо, Чифэн, Силинь-Гол); а также 2 из 11 основных экономических зон России -Дальневосточная экономическая зона и Восточно-Сибирская экономическая зона, охватывающая 14 субъектов федерации, а именно Республику Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Магаданскую область, Сахалинскую область, Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ (указанные субъекты федерации относятся к Дальневосточной экономической зоне), Республику Бурятия, Республику Тыва, Иркутскую область, Красноярскую область, Забайкальский край (указанные субъекты федерации относятся

к Восточно-Сибирской экономической зоне). В «Плане планирования регионального сотрудничества» определены различные аспекты сотрудничества: строительство и преобразование портовой и приграничной инфраструктуры, сотрудничество в области транспорта, сотрудничество в области научных и технологических проектов, сотрудничество в сфере труда, сотрудничество в сфере туризма, сотрудничество в гуманитарных областях и сотрудничество в области охраны окружающей среды. Кроме того, в рамках «Плана регионального сотрудничества» предложено 205 ключевых проектов межрегионального сотрудничества, 91 из которых находится в России, а остальные - в Китае [ФФЛЕ^П Я^Ь

ыжшшшшж&ттшы ш&шттш ... ].

2. Китайско-российское

региональное сотрудничеств о является плодотворным для развития обеих стран

За прошедшие 8 лет регионального сотрудничества соответствующие ведомства и предприятия Китая и России активно вели свою работу в соответствии с двусторонними соглашениями и планами. Были достигнуты впечатляющие результаты во всех сферах коммуникации, науки, образования и спорта.

Состояние и перспективы

российско-китайского регионального сотрудничества

15

2.1. Значительный прогресс в строительстве инфраструктуры, особенно транспортных объектов, соединяющих порты двух сторон

В течение долгого времени отсталая портовая инфраструктура и низкая пропускная способность таможенного оформления были важным фактором, который мешал двустороннему торгово-экономическому сотрудничеству между Китаем и Россией. В последние годы указанная ситуация значительно улучшилась в рамках регионального сотрудничества.

В марте 2014 года было официально начато строительство железнодорожного моста Тунцзян, соединяющего город Тунцзян в Цзямусы (провинция Хэйлунцзян, Китай), и граничащий с ним Ленинский район в Еврейской автономной области Российской Федерации. Мост пересекает главный поток Хэйлунцзяна. Длина главного моста составляет 2215,02 м, в том числе 1900,05 м с китайской стороны и 314,97 м с российской стороны. Проектная грузоподъемность составляет 21 миллион тонн в год. Общая протяженность линии (включая сам мост) в Китае составляет 36,62 км, при этом общий объем инвестиций составляет 2,642 млрд. юаней, и в настоящее время основные работы завершены. С июня 2016 года российская сторона последовательно завершает работы по закрытию строительных площадок, очистке дорожного полотна, а также строительству временных причалов,

в настоящее время ведутся работы по строительству четырех мостов, открытие которых планировалось на июнь 2018 года [ 2018 ^ 6 ... ].

В декабре 2016 года началось строительство второго современного речного (трансграничного) моста между Китаем и Россией в верховьях Хэйлунцзяна - автомобильного моста, соединяющего город Хэйхэ, провинция Хэйлунцзян, Китай, и город Благовещенск, Амурская область. Мост спроектирован как двухполосный, пролет главного канала 147 м, ширина 14,5 м и общая длина 1 283 м. Предполагаемый общий объем инвестиций в проект составляет 2,47 млрд юаней. Его планируется завершить и открыть для движения в октябре 2019 года. К тому времени пассажирские и грузовые перевозки по обе стороны пролива значительно улучшатся. Согласно российским прогнозам, завершение строительства моста создаст большое количество новых рабочих мест по обе стороны пролива, из них 1 400 - только на российской стороне. После завершения строительства автомобильного моста на втором этапе будет проложена железная дорога для дальнейшего расширения пассажирских и грузовых перевозок [Ш^Ш^Ш^Ш ФШ

... , с. 58].

Кроме того, строительство международных транспортных коридо-

16

Чэн Ицзюнь

ров «Биньхай № 1» и «Биньхай № 2», соединяющих Харбин с Владивостоком, было официально включено в двусторонние китайско-российские деловые переговоры. Российская сторона взяла на себя обязательство качественно построить этот международный транспортный коридор, попытаться создать свободный порт во Владивостоке в терминале этого коридора, обеспечить круглосуточный и постоянный проезд и, соответственно, упростить таможенную очистку, обеспечить условия для предпринимательской деятельности предприятий в различных странах, создать единый центр для трансграничных грузовых перевозок и электронному таможенному декларированию [ Ш ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Щ" ... ].

2.2. Строительство новых комплексов для сотрудничества

предприятий обеих сторон

Строительство комплексов сотрудничества является ключевым направлением регионального сотрудничества между Китаем и Россией, которое привлекло большое внимание предприятий и правительств обеих сторон и дало выдающиеся результаты. К настоящему времени вдоль границ трех провинций и одного региона на северо-востоке Китая построено 16 зон приграничного сотрудничества с Россией, включая Маньчжурию, Хуньчунь, Суйфэньхэ, Дуннин, Тунцзян и Фуюань. Кроме того,

Харбин, Цицикар, Дацин, Му-даньцзян, Суйфэньхэ, Тунцзян, Шанчжи, Нинъань, Фудзинь, Фуюань, Цзямусы и другие места построили много внутренних комплексов специально для сотрудничества с Россией, в том числе в таких отраслях и областях, как комплексное налогообложение, плодоовощное хозяйство, логистика, торговля, промышленная кооперация, технологическое развитие, производство и переработка сырья. В то же время Россия в последние годы также ускорила темпы двустороннего сотрудничества, создав многочисленные комплексы в Уссурийске, Могойтуе, Приморском крае, Биробиджане, Челябинске, Гроде-ково, Башкирии и др., каждый из которых специализируется на современном сельском хозяйстве, деревообработке, коммерческой логистике, технологических инновациях, промышленном производстве и других областях, ориентируясь на сотрудничество с Китаем.

Многие приграничные портовые города Хэйлунцзяна, такие как Хэйхэ, Фуюань и Суйфэньхэ, создали индустриальные комплексы с соответствующими российскими городами (районами). Только в уездном городе Дуннин на противоположной стороне границы созданы 4 индустриальных комплекса, которые в настоящее время принадлежат Китаю. Строительство этих комплексов создало прочную платформу для деловой

Состояние и перспективы

российско-китайского регионального сотрудничества

17

активности и обмена информацией между двумя странами.

2.3. Сотрудничество в области

сельского и лесного хозяйства

Учитывая богатые ресурсы и экономические характеристики Китая и России, сельское хозяйство является одной из наиболее взаимодополняющих областей между двумя сторонами, поэтому сотрудничество в области сельского хозяйства всегда было важным направлением регионального сотрудничества Китая и России. Что касается формы сотрудничества, стороны в основном использовали российскую сторону для аренды земли, а китайскую - для участия в современном развитии сельского хозяйства. Бизнес-проекты включают в себя посевные работы сельскохозяйственных культур, селекцию улучшенных сортов, птицеводство и животноводство.

Провинция Хэйлунцзян воспользовалась природными и географическими преимуществами границы с Россией и заняла лидирующую позицию на всем Северо-Востоке в плане сельскохозяйственного сотрудничества с Россией. Опираясь на достижения Китайско-российской зоны современного сельскохозяйственного экономического сотрудничества, Ассоциация сельскохозяйственной промышленности Хэйлунцзян и России помогает предприятиям, финансируемым Китаем, всесторонне развивать современное сельское

хозяйство в России, осуществлять операции на основе заказов и осуществлять комплексное строительство посевных площадей, хранения, глубокой переработки, логистики и продаж. По состоянию на 2016 год в состав ассоциации входило более 130 компаний, которые арендовали в общей сложности более 8,7 млн акров земли на территории России и сдавали более 400 000 тонн различных зерновых культур. Как единое предприятие, Dongning Huaxin Industry and Trade Group арендует 68 000 га пахотных земель, имеет 14 посадочных площадей и имеет 100 % -ный уровень механизации сельского хозяйства. Помимо экспорта рабочей силы и технологий, она также обеспечивает более 400 рабочих мест для России. Современная зона сотрудничества в области сельского хозяйства, где она расположена, стала зоной сельскохозяйственного экономического и торгового сотрудничества я и была включена в список приоритетных проектов при планировании национальной инициативы «Один пояс, один путь».

Сотрудничество в области лесного хозяйства также является ключевым направлением регионального сотрудничества Китая и России. Согласно статистическим данным, опубликованным органами лесного хозяйства Китая и России, по состоянию на начало 2017 года более 200 предприятий, финансируемых Китаем, осуществляли сотрудничество с Россией в области лесного хо-

18

Чэн Ицзюнь

зяйства с инвестициями более 3 млрд долларов США, и было создано более 10 крупных лесохозяйственных коопераций, предприятия которых занимаются лесозаготовкой, переработкой, проектированием продукции и операциями по транспортировке. С одной стороны, они поставляют большое количество лесной продукции для китайского рынка, но при этом платят огромные налоги правительству России и создают более 20 000 рабочих мест Ф

тъшрштжш®. шшш шъ ймшймж^а цшт].

2.4. Развитие сотрудничества между регионами, граничащими с двумя странами

После многих лет развития китайско-российское региональное сотрудничество постепенно совершенствуется, а область сотрудничества постепенно расширяется, и оно продвинулось от первоначальных прилегающих территорий двух стран к внутренним районам обеих сторон.

В мае 2013 года государственный советник Китая Ян Цзечи и полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе М. В. Бабич провели рабочую встречу в Ухане. Стороны достигли консенсуса в отношении дальнейшего развития двустороннего регионального сотрудничества и подписали Протокол о сотрудничестве между верхним и средним районами реки Янцзы и Приволжским федеральным

округом. Впоследствии стороны сформировали рабочую группу по сотрудничеству между двумя регионами, которую возглавили вице-министр иностранных дел Китая Чэн Гопин и заместитель полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе А. Сухов. Это знаменует собой официальный запуск еще одного масштабного проекта регионального сотрудничества.

Регионы, включенные в сферу сотрудничества, включают 5 провинций и 1 город в верхнем и среднем течении реки Янцзы в Китае (провинция Аньхой, провинция Цзянси, провинция Хубэй, провинция Хунань, провинция Сычуань и город Чунцин) и 14 федеральных субъектов в Приволжском федеральном округе в России (Оренбург, Пенза, Киров, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Ульянов, Пермский край, Республика Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Марий Эл, Башкортостан). На данный момент сфера китайско-российского регионального сотрудничества охватывает 10 провинций и городов (регионов) в Китае и 28 субъектов федерации (области, автономные области, автономные области, республики и приграничные регионы) в России. В «Протоколе» говорится, что обе стороны сосредоточатся на обсуждении и продвижении сотрудничества в сферах экономики, торговли, инвестиций, энергетики, авиации, науки и технологий, инноваций, культуры,

Состояние и перспективы

российско-китайского регионального сотрудничества

19

образования, спорта, здравоохранения, туризма и спорта в соответствии с их промышленным расположением и потребностями развития. В новом раунде сотрудничества обе стороны стремятся к дальнейшему повышению эффективности сотрудничества и раскрытию своего потенциала.

3. Проблемы в китайско-российском региональном сотрудничестве

Полностью подтверждая замечательные достижения китайско-российского регионального сотрудничества за последние 8 лет, мы должны также видеть, что в строительстве этого огромного проекта все еще есть некоторые неудовлетворительные аспекты.

3.1. Политическое взаимное доверие и коммерческое взаимное доверие нуждаются в дальнейшем укреплении

Прежде всего, следует отметить, что стратегическое партнерство между двумя странами, которое складывается на протяжении многих лет, еще не нашло в полной мере отражения в двустороннем региональном сотрудничестве. Обе стороны не достигли необходимого уровня с точки зрения политического и коммерческого взаимного доверия, что привело к затянутым переговорам по конкретным проектам между двумя сторонами, которые выходят далеко за рамки обычных сроков делового сотрудниче-

ства и часто приводят к преднамеренным задержкам со стороны одного из участников, в результате чего многие совместные проекты не могли быть начаты и завершены в соответствии с графиком. В рамках Программы сотрудничества, подписанной обеими сторонами в 2009 году, был определен ряд строительных проектов, в отношении которых в одностороннем порядке был достигнут определенный прогресс, по сравнению с проектами, осуществляемыми на китайской стороне, однако ни один из двусторонних проектов не является идеальным и не соответствует ожиданиям. Разумеется, это объясняется целым рядом причин, включая воздействие более широких условий на международных рынках и трудности, связанные с их внутренним экономическим развитием, а также адаптацию к самим проектам, однако, несомненно, отсутствие высокого уровня политического и коммерческого доверия между ними имеет первостепенное значение.

3.2. Чрезмерное политическое влияние и недостаточная экономическая практика

В рамках регионального сотрудничества обе стороны в большей степени учитывают политические последствия, в то время как экономические и социальные выгоды относительно игнорируются, как центральные, так и местные органы власти стремятся к политическому росту и подписывают различные

20

Чэн Ицзюнь

документы и соглашения о сотрудничестве, в то время как сами проекты сотрудничества зачастую не получают должного внимания и поддержки. Слишком много поверхностных документов, не всегда оптимальные практические методы работы - это явление, которое в настоящее время широко распространено в российско-китайском региональном сотрудничестве.

3.3. Необходимость эффективного

взаимодействия с учетом потребностей конкретных отраслей

В начале сотрудничества, в процессе совместной разработки и реализации, обеим сторонам не хватало всестороннего и глубокого изучения промышленной структуры, промышленного планирования, производственных мощностей, характеристик рынка, емкости рынка, направления развития и потенциала развития соответствующих регионов двух стран. Обеим сторонам трудно провести эффективную стыковку с точки зрения взаимодополняемости соответствующей отрасли и рынка, а их преимущества и возможности не были реализованы в полной мере. К счастью, этому вопросу было уделено внимание при планировании сотрудничества двух речных бассейнов.

3.4. Низкая готовность предприятий обеих стран выйти на рынки друг друга

Мы не можем игнорировать тот факт, что по сравнению с китайско-российским сотрудничеством ком-

пании двух стран больше ориентируются на западные развитые страны и другие страны с формирующимся рынком, которые более тесно связаны друг с другом, и уделяют больше внимания экономическому сотрудничеству с этими странами, игнорируя сотрудничество между Китаем и Россией. Результаты российского опроса показывают, что доля компаний, желающих сотрудничать с китайскими компаниями и желающих выйти на китайский рынок в краткосрочной перспективе, очень мала, всего 8 %

с. 23]. Кроме того, области, которые в настоящее время участвуют в региональном сотрудничестве, не являются экономически развитыми областями страны, что, несомненно, сдерживает энтузиазм предприятий в развитии сотрудничества.

3.5. Необходимость дальнейшего открытия рынков для обеих сторон

В силу исторических причин между Китаем и Россией сохраняются некоторые торговые барьеры, а в отношении некоторых сырьевых товаров действуют чрезмерные ограничения на трансграничную торговлю. Это явление имеет место как в сфере торговли товарами, так и в сфере услуг. Такая ситуация явно препятствует дальнейшему развитию регионального сотрудничества и даже торгово-экономического сотрудничества между двумя странами в целом, а

21

Состояние и перспективы

российско-китайского регионального сотрудничества

также укреплению экономических связей между ними. Для того чтобы двустороннее торгово-

экономическое сотрудничество было более продуктивным, обе стороны должны обогащать сотрудничество, расширять области сотрудничества и расширять сотрудничество в соответствии с нынешними рыночными условиями путем устранения некоторых устаревших и неоправданных ограничений, расширения доступа друг к другу на рынки и расширения возможностей для справедливой конкуренции в отношении товаров другой стороны.

4. Перспективы развития китайско-российского регионального сотрудничества

Несмотря на то, что в российско-китайском региональном сотрудничестве по-прежнему есть некоторые неудовлетворительные моменты, эти проблемы и трудности носят временный характер и могут постепенно решаться в ходе дальнейшего развития, не затрагивая общую картину сотрудничества между двумя сторонами. В настоящее время происходит накопление и укрепление позитивных факторов, способствующих развитию регионального сотрудничества между двумя странами, и можно быть уверенным в том, что региональное сотрудничество может стать новым источником роста российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.

Во-первых, Китай и Россия в целом сходятся во взглядах на кон-

цепцию международного экономического управления, а общее мнение о направлении развития мировой экономики в рамках обеих стран является абсолютно одинаковым. Содействие экономическому процветанию в регионе (Евразия и Северо-Восточная Азия) и, соответственно, развитию мировой экономики, созданию сообщества судьбы человечества являются общими чаяниями Китая и России, и в этом отношении национальные интересы этих двух стран весьма созвучны. Во-вторых, все более сложная международная ситуация, неустойчивая геополитическая и международная экономическая ситуация, которая по сравнению с прошлыми годами становится все более непредсказуемой, объективно требует от Китая и России дальнейшего укрепления сотрудничества и совместных ответных мер для стратегического партнерства, которое является важным компонентом двустороннего сотрудничества. В-третьих, Китай в последние годы добился новых успехов в привлечении иностранных инвестиций и улучшении инвестиционного климата, а Россия добилась заметного прогресса в улучшении делового климата, что позволило ей получить положительные отзывы различных международных экспертов. Эти достижения служат реальной и прочной основой для двустороннего регионального сотрудничества с различных точек зрения и на различных уровнях. Кроме того, после

22

Чэн Ицзюнь

восьми лет сотрудничества обе стороны углубили свое взаимопонимание и накопили богатый опыт, который закладывает прочную основу для дальнейшего сотрудничества. В частности, принятое на высшем уровне совместное решение о соединении экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза открывает более широкие возможности для развития регионального сотрудничества между двумя странами, обеспечивая разноаспектную политику, правовую защиту и материальную поддержку.

8 мая 2015 года в Москве президент Си Цзиньпин и президент Владимир Путин подписали «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства

Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути», в котором говорится, что российская сторона поддерживает строительство экономического пояса Шелкового пути и готова тесно сотрудничать с китайской стороной в целях содействия реализации этой инициативы; китайская сторона поддерживает активное продвижение процесса интеграции в рамках Евразийского экономического союза и начнет переговоры о заключении соглашения между Евразией и Евразийским экономическим союзом. В Заявлении подчеркивается, что в целях содействия достижению этих целей будут

приняты меры по развитию регионального сотрудничества, а также определены следующие приоритетные области: расширение инвестиционного и торгового сотрудничества, оптимизация структуры торговли, создание новых центров для экономического роста и расширения занятости; содействие взаимному сотрудничеству в области инвестиций и создания производственных мощностей; осуществление крупных инвестиционных проектов; совместное создание промышленных парков и зон трансграничного экономического сотрудничества; укрепление связей в таких областях, как логистика, транспортная инфраструктура, смешанные перевозки; осуществление совместных проектов в области развития инфраструктуры и т. д. Обе стороны также решили создать рабочую группу под руководством Министерств иностранных дел двух стран в составе представителей соответствующих ведомств для координации сотрудничества в вышеупомянутых областях. Обе стороны будут контролировать реализацию вышеуказанного соглашения через механизм регулярных встреч между премьер-министрами Китая и России и другие механизмы двустороннего сотрудничества. [ФФЛ

^тиятшшът^тш^ш^.

Состояние и перспективы

российско-китайского регионального сотрудничества

23

стороннему сотрудничеству между Китаем и Россией. Можно сказать, что создание более широкой и прочной платформы для российско-китайского регионального сотрудничества позволит активизировать региональное сотрудничество между двумя странами и добиться более высоких результатов.

Данный проект представляет собой масштабную и стратегически значимую программу экономического сотрудничества, реализация которой, безусловно, ускорит развитие двусторонних связей между Китаем и Россией, устранит целый ряд технических барьеров в деловой сфере, позволит добиться максимального упрощения процедур торговли и инвестиций и тем самым придаст мощный импульс все-

Библиографический список

1. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Российская газета, 16 мая 1993 года. Режим доступа: https://rg.ru/1996/05/16/dv-zabaykal-dok.html. (Дата обращения: 07.12.2020).

2. : • --£

+ • ФЯ15)Ш. Режим доступа:

http://www.ce.cn/ztpd/xwzt/guonei/2003/sljsanzh/szqhbj/t20031009_1763196.shtml 0 (Дата обращения: 07.12.2020).

3. £ШЖ : (2003 • ФЯ^ШПЯ!. Режим доступа:

http://cn.chinagate.cn/reports/2010-03/07/content_19549014.htm 0 (Дата обращения: 07.12.2020).

4. !рр№» • . Режим доступа:

http://www.gov.cn/ldhd/2009-06/18/content_1343301.htm 0 (Дата обращения: 07.12.2020).

Ш Ш » • ^ ^ Ш М № . Режим доступа:

http://wcm.fmprc.gov.cn/pub/chn/gxh/zlb/smgg/t709754.htm 0 (Дата обращения: 07.12.2020).

6. ШШШЖШМ 2018 ^ 6 ЯШ^Ж^» , Е^Х^ЛЕ&^ИЙ. Режим доступа: http://www.hlj.gov.cn/ztzl/system/2017/01/18/010808756.shtmlo (Дата обращения: 07.12.2020).

7. тшъшмшшя^Фтшн^ттжтштчтх}, фшш

2016 ^ 9—10 58—60 Жо

24

Чэн Ицзюнь

8. 1 ">Шй 2

ЯШ» , ФИ M Ш Ш № Й Ш та еИЙ . Режим доступа: http://www.ccpit.org/Contents/Channel_4117/2016/0429/638330/content_638330.htm (Дата обращения: 07.12.2020).

Режим доступа:

http://finance.sina.com.cn/roll/2017-03-12/doc-ifychavf2497588.shtml. (Дата обращения: 07.12.2020).

10. Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/politics/2017-07/04/c_1121263272.htm 0 (Дата обращения: 07.12.2020).

11. ШЯЙ^ЖКФ^ШШ^ЁШШ««», 2016 ^ 11—12 ЩЦо % 22—25 Жо

12. {ф^А&ттшшътятш^т&штттш^жт.

Ш ® Ж g^ff Й Щ ÛPm» о ПГ Я Й . Режим доступа:

http://www.gov.cn/xinwen/2015-05/09/content_2859384.htm о (Дата обращения: 07.12.2020).

Reference list

1. Federal'naja celevaja programma «Jekonomicheskoe i social'noe razvitie Dal'ne-go Vostoka i Zabajkal'ja na period do 2013 goda». Rossijskaja gazeta, 16 maja 1993 goda = Federal target program "Economic and social development of the Far East and Transbaikalia for the period until 2013". Russian newspaper, 16 May 1993. Rezhim dostupa: https://rg.ru/1996/05/16/dv-zabaykal-dok.html. (Data obrashhenija: 07.12.2020).

2. I>¥E : • --£

+ • ФЯ15)Ш. Режим доступа:

http://www.ce.cn/ztpd/xwzt/guonei/2003/sljsanzh/szqhbj/t20031009_1763196.shtml о (Дата обращения: 07.12.2020).

3. fcШШ : «2003 ^MlMS) • ФЯ^МПГЙ. Режим доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://cn.chinagate.cn/reports/2010-03/07/content_19549014.htm о (Дата обращения: 07.12.2020).

4. 1рр№) • Ф^МПГЙЙ. Режим доступа:

http://www.gov.cn/ldhd/2009-06/18/content_1343301.htm о (Дата обращения: 07.12.2020).

5. «ФФАЕ^ПЯ^ЬЙМ^Й^ШЩЯЙ^^ЙШШЙМР^ШУ

Ш Ш )) • ^ ^ Ш Й № . Режим доступа:

Состояние и перспективы 25

российско-китайского регионального сотрудничества

http://wcm.fmprc.gov.cn/pub/chn/gxh/zlb/smgg/t709754.htm о (Дата обращения: 07.12.2020).

6. ШШШЖШМ 2018 ^ 6 ЯШ^Ж^» , Е^Х^ЛЕ&^ИЙ. Режим доступа: http://www.hlj.gov.cn/ztzl/system/2017/01/18/010808756.shtmlo (Дата обращения: 07.12.2020).

7. {ш^т^ш^т^т^^Фтш'д^ттшттштт^х», фшж

2016 ^ 9—10 58—60 Жо

8. 1 ->ШЙ2Щ"тшхжйшш®

, Ф т т Ш Ш ^^ Й Ш Щ еИЙ . Режим доступа: http://www.ccpit.org/Contents/Channel_4117/2016/0429/638330/content_638330.htm (Дата обращения: 07.12.2020).

§»,ФтЙ^пВ1ИЙ. Режим доступа:

http://finance.sina.com.cn/roll/2017-03-12/doc-ifychavf2497588.shtml. (Дата обращения: 07.12.2020).

10. Режим

доступа: http://news.xinhuanet.com/politics/2017-07/04/c_1121263272.htm о (Дата обращения: 07.12.2020).

11. 2016 ^ 11—12 ЯЩо % 22—25 Ж о

12.

Ш ® Ж Ш £ № Й К £ Р Щ » о ФАйЙ ПГ ИЙ . Режим доступа: http://www.gov.cn/xinwen/2015-05/09/content_2859384.htm о (Дата обращения: 07.12.2020).

26

Чэн Ицзюнь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.