Научная статья на тему 'Анализ российско-китайских отношений в контексте стратегий регионального экономического развития'

Анализ российско-китайских отношений в контексте стратегий регионального экономического развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
704
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ECONOMIC STRATEGY / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIAN-CHINESE RELATIONS / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION / ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ / LONG-TERM PROGRAMS / ТОРГОВОЕ ПАРТНЕРСТВО / TRADE PARTNERSHIP / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / TRANSPORT CORRIDORS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / RUSSIAN FAR EAST / СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ КИТАЙ / NORTH EAST CHINA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Медведева Людмила Михайловна, Голобоков Андрей Сергеевич, Лаврентьев Александр Валентинович

В статье раскрываются ведущие тенденции государственной и региональной политики модернизации и ускоренного развития России и КНР. Рассмотрены ключевые показатели реализации стратегических планов обеих стран в области экономики. Поставлена цель на фоне сложившейся внутренней и внешней конъюнктуры исследовать главные направления развития тесно взаимодействующих между собой территорий Северо-Восточного Китая и российского Дальнего Востока, выявить сильные и слабые стороны российской стратегии и тактики сотрудничества с китайской стороной. Выдвинута гипотеза о том, что при схожести целей и задач подъема экономики, наличии взаимного интереса в расширении связей в различных областях деятельности имеются значительные различия в динамике и качественных показателях развития регионов и их контактов. Существенное влияние на характер отношений между российским Дальним Востоком и Северо-Восточным Китаем оказывают особенности национальной политики, стратегии и тактики государственного управления. На основе системного анализа, применения методов абстрактного моделирования, сравнения, индукции и дедукции исследованы результаты и возможности российско-китайского регионального экономического сотрудничества и совместного участия в программах Евразийской интеграции. Выдвинуты предложения о возможных подходах к использованию потенциала Дальнего Востока России для гармоничного развития российско-китайских отношений. Обращается внимание на необходимость возрождения на новом уровне тех секторов экономики, продукция которых пользуется спросом жителей региона и может служить предметом экспорта. Делается вывод о необходимости повышения роли на Дальнем Востоке свободного предпринимательства в преодолении диспропорций регионального развития и улучшения социально-экономического состояния окраинных территорий. Полученные результаты могут быть использованы при принятии решений в сфере региональной экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Медведева Людмила Михайловна, Голобоков Андрей Сергеевич, Лаврентьев Александр Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RUSSIAN-CHINESE RELATIONS IN THE CONTEXT OF REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGIES

The article reveals leading trends of Russia's and China's national and regional policy of forthcoming development. Key indicators of the countries' strategic plans implementation in the field of economy are considered. The aim is to explore the development of closely interacting areas of the Northeast China and the Russian Far East's internal-external environment to identify strengths and weaknesses of the strategy and tactics of Russian cooperation with the Chinese side. A hypothesis, that in spite of the similarity between regional economic recovery objectives, a mutual interest in expanding communications in different areas, there are considerable differences in the dynamics and quality indicators of the development of Russian and Chinese regions. Features of national policy, strategy and tactics of the government are of significant influence on the relationship between the two countries. By system analysis and using of modeling and comparison methods the results and possibilities of Russian-Chinese cooperation and participation in Eurasian integration are analyzed. The proposals of possible approaches to use the potential of the Russian Far East for the harmonious development of Russian-Chinese relations are putting forward. Necessity of revision on a new level those economic sectors whose products are in demand to the inhabitants and can be exported is mentioned. The conclusion of enhancing the role of free entrepreneurship on the Russian Far East to solve the problems of improving the economic conditions of the distant territories is made. Results could be used in decision-making in regional economy policy.

Текст научной работы на тему «Анализ российско-китайских отношений в контексте стратегий регионального экономического развития»

УДК 332.1 (571.6)

АНАЛИЗ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© 2016

Медведева Людмила Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента Голобоков Андрей Сергеевич, кандидат политических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Лаврентьев Александр Валентинович, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: lavrist@list.ru)

Аннотация. В статье раскрываются ведущие тенденции государственной и региональной политики модернизации и ускоренного развития России и КНР. Рассмотрены ключевые показатели реализации стратегических планов обеих стран в области экономики. Поставлена цель на фоне сложившейся внутренней и внешней конъюнктуры исследовать главные направления развития тесно взаимодействующих между собой территорий Северо-Восточного Китая и российского Дальнего Востока, выявить сильные и слабые стороны российской стратегии и тактики сотрудничества с китайской стороной. Выдвинута гипотеза о том, что при схожести целей и задач подъема экономики, наличии взаимного интереса в расширении связей в различных областях деятельности имеются значительные различия в динамике и качественных показателях развития регионов и их контактов. Существенное влияние на характер отношений между российским Дальним Востоком и Северо-Восточным Китаем оказывают особенности национальной политики, стратегии и тактики государственного управления. На основе системного анализа, применения методов абстрактного моделирования, сравнения, индукции и дедукции исследованы результаты и возможности российско-китайского регионального экономического сотрудничества и совместного участия в программах Евразийской интеграции. Выдвинуты предложения о возможных подходах к использованию потенциала Дальнего Востока России для гармоничного развития российско-китайских отношений. Обращается внимание на необходимость возрождения на новом уровне тех секторов экономики, продукция которых пользуется спросом жителей региона и может служить предметом экспорта. Делается вывод о необходимости повышения роли на Дальнем Востоке свободного предпринимательства в преодолении диспропорций регионального развития и улучшения социально-экономического состояния окраинных территорий. Полученные результаты могут быть использованы при принятии решений в сфере региональной экономической политики.

Ключевые слова: экономическая стратегия, региональное развитие, российско-китайские отношения, Евразийская интеграция, долгосрочные программы, торговое партнерство, транспортные коридоры, инвестиции, российский Дальний Восток, Северо-Восточный Китай

ANALYSIS OF RUSSIAN-CHINESE RELATIONS IN THE CONTEXT OF REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGIES

© 2016

Medvedeva Lyudmila Mikhaylovna, doctor of historical sciences, professor of economics and management department Golobokov Andrey Sergeevich, candidate of political sciences, associate professor of economics and management department Lavrentiev Aleksandr Valentinovich, candidate of historical sciences, associate professor of economics and management department Vladivostok State University Of Economics And Service (690014 Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail: lavrist@list.ru)

Abstract. The article reveals leading trends of Russia's and China's national and regional policy of forthcoming development. Key indicators of the countries' strategic plans implementation in the field of economy are considered. The aim is to explore the development of closely interacting areas of the Northeast China and the Russian Far East's internal-external environment to identify strengths and weaknesses of the strategy and tactics of Russian cooperation with the Chinese side. A hypothesis, that in spite of the similarity between regional economic recovery objectives, a mutual interest in expanding communications in different areas, there are considerable differences in the dynamics and quality indicators of the development of Russian and Chinese regions. Features of national policy, strategy and tactics of the government are of significant influence on the relationship between the two countries. By system analysis and using of modeling and comparison methods the results and possibilities of Russian-Chinese cooperation and participation in Eurasian integration are analyzed. The proposals of possible approaches to use the potential of the Russian Far East for the harmonious development of Russian-Chinese relations are putting forward. Necessity of revision on a new level those economic sectors whose products are in demand to the inhabitants and can be exported is mentioned. The conclusion of enhancing the role of free entrepreneurship on the Russian Far East to solve the problems of improving the economic conditions of the distant territories is made. Results could be used in decision-making in regional economy policy.

Keywords: economic strategy, regional development, Russian-Chinese relations, Eurasian integration, long-term programs, trade partnership, transport corridors, investments, Russian Far East, North East China

Введение

При всей сложности и неоднозначности оценки современной международной обстановки в качестве очевидного тренда ее формирования можно назвать напряженность и нестабильность. Расстановка сил определяется не только интересами и действиями государств-ма-жоритариев, завоевавших экономическое и военно-политическое право на управление миром в XX веке, но и новыми игроками, которые еще не нарастили мускулы, но имеют амбиции и пробуют свои силы. Плюральные отношения участников борьбы за влияние в различных частях мира не поддаются тотальному контролю какой-либо из сторон. В данных условиях особую актуальность для России получают вопросы усиления безопас-

ности, укрепления внутреннего потенциала и установления надежных партнерских отношений. Традиционно западный вектор внешней политики страны является ведущим, но в последние десятилетия Россия все больше внимания уделяет своим восточным соседям.

С точки зрения стратегии мирового и регионального развития для России важную роль играют связи с Китаем. Представители правящих кругов обеих стран отмечают взаимное стремление развивать плодотворное взаимодействие между государствами. Выступая на международной конференции в мае 2016 г., министр иностранных дел РФ С. Лавров отметил, что отношения между нашими государствами являются наилучшими за всю их историю[1]. В апреле того же года на встрече

руководителей внешнеполитических ведомств в Пекине министр иностранных дел КНР Ван И указал на то, что российско-китайские связи должны способствовать расширению взаимной поддержки и стратегического взаимодействия, углублению сотрудничества по таким направлениям как энергоресурсы, ядерная энергетика, высокоскоростные железные дороги, авиастроение и научно-технологические инновации [2].

Учитывая важность упрочения двусторонних отношений России и Китая, исследователи уделяют значительное внимание оценке их состояния и перспектив развития. В качестве отправной точки для анализа российско-китайского партнерства нередко рассматривается характеристика динамики развития двух стран.

В последние годы все чаще говорится о тех масштабных социально-экономических изменениях, которые произошли в КНР. Китайский политолог Ху Аньган полагает, что модернизация сыграла большую роль в уменьшении масштабов бедности в Китае, обеспечила экономический рост, внесла вклад в мировую торговлю (в 2013 г. по объему импорта и экспорта Китай впервые обошел США, которые лидировали в мире по этому показателю). В указанном году КНР стала третьим в мире государством по числу заявок на международные патенты. Китай вышел на второе место в мире по числу издаваемых научных журналов [3, с. 105].

Российские авторы отдают должное достижениям Китая. А. Васильев указывает на то, что, отставая в сфере услуг, инноваций и уровне жизни от США, Китай стал всемирной фабрикой, заняв первое место в мире по промышленному производству. Он лидирует по численности выпускников университетов, по запасам иностранной валюты, по добыче многих полезных ископаемых, по производству солнечной и ветровой энергии [4, с. 220].

Исследователи подчеркивают, что успехи, достигнутые в результате осуществления взвешенного политического курса, оказали заметное влияние на позицию Китая как субъекта международных отношений. Следует согласиться с мнением А.В. Волошиной, которая отмечает, что экономическая мощь, которой добился Китай, позволила ему в начале XXI в. претендовать на более активную роль в мире и, в первую очередь, в Северо-Восточной Азии (СВА) [5, с. 13].

В. Балакин и Э. Крепиневич развивают мысль о том, что Китай направляет усилия на доминирование в Восточной Азии и уже обладает достаточно широким потенциалом, чтобы нейтрализовать противостояние американцев в этом вопросе [6, с. 81, 84; 7, с.139]. По мнению В. Балакина, важным рычагом сдерживания США, является китайско-российское стратегическое взаимодействие.

Западные ученые, полагают, что китайская и российская стратегии являются частью «политики силы», растущей с ослабеванием Запада и связанной с притязаниями на часть регионального пространства [8, с. 2]. В связи с этим проявляется интерес к российско-китайским отношениям как к фактору, влияющему на ситуацию не только в АТР, но и в мире. В частности, Н. Курт отмечает, что в стратегии России произошла переоценка роли регионализма, в связи с чем в академических и общественных сферах страны пытаются риторически противостоять «европоцентристской» идеологии и отделить отношения с Китаем от всех остальных отношений в регионе из-за слишком большой экономической зависимости Дальнего Востока России от КНР [9, с. 140].

Говоря о региональной стратегии КНР, китайские ученые делают акцент на сотрудничестве и взаимодействии. Например, политолог Сунь Цзяньшэ подчеркнул, что одним из основных путей распространения влияния Китая является установление и развитие союзнических или партнерских отношений с государствами на периферии КНР [10, с. 66]. Чжуан Ливэй в своих трудах отстаивает идею защиты экономического и культурного

ядра китайского государства с помощью буферных зон и зависимых стран [11, с. 23]. Затрагивая аспект политических отношений между Россией и Китаем, Цун Пэн определил принципы их взаимодействия: сохранение регулирующей роли ООН, уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела других стран, опора на многополярный региональный порядок [12, с. 70]. Несомненно, такой методологический подход не предполагает применение силы или навязывания своих условий.

Взвешивая возможности сотрудничества двух стран, авторы естественно оценивают ресурсы, которыми обладает Россия. Если в плане развития космоса, военного потенциала, наличия природных богатств, ей есть что предложить, то данные об экономическом развитии свидетельствуют о наличии больших проблем. Полагая, что сравнивать показатели Китая и России, пожинающей плоды разрушительных «реформ», некорректно, А. Васильев, однако указывает на то, что четверть века назад соотношение валового внутреннего продукта (ВВП) Советского Союза и Китая было 4:1. Сейчас ВВП России и КНР - 1:4 [4, с. 220].

Анализируя российско-китайские торговые отношения, М. Шибутов замечает, что доля РФ в импорте и экспорте Китая не превышала в 2014 г. 2,5 %, что малозначительно для страны, ведущей интенсивную торговлю по всему миру. Автор справедливо указывает на рост зависимости РФ от КНР, основываясь на том, что с 2001 по 2014 г. доля Китая в экспорте России выросла с 6,5 до 8,5 %, а в импорте - с 8 до 19 %. М. Шибутов полагает, что внятных планов у России относительно сотрудничества с Китаем нет и если она не определится со своей позицией, то Китай или предложит выгодную ему концепцию сотрудничества или исключит Россию из приоритетов своей стратегии [13, с. 109].

В связи с тем, что наиболее масштабные совместные с Китаем проекты Россия связывает с освоением своих восточных территорий, имеется немало трудов, посвященных этой проблематике. Такие авторы, как Осинцева Н.С., Заусаев В.К., Чечевишников А. [14, 15, 16] исследовали государственную политику в отношении Дальнего Востока и аргументировано показали важность более эффективного использования его потенциала. Убедительной представляется позиция О.А. Козловой, Т.В. Терентьевой, М.Н. Макаровой и Д.Х. Лан, которые, рассмотрев актуальные вопросы организации социально-экономического пространства Дальнего Востока, подчеркнули необходимость поиска новых управленческих решений регионального развития [17].

Сюжеты, связанные с наращиванием мощи Китая и России, а также их отношениями в создании системы регионального взаимодействия нашли достаточно широкое распространение в научной литературе. Однако остаются малоизученные аспекты, которые при должном освещении помогут понять механизмы российско-китайского сотрудничества. В данной работе поставлена цель на основе системного анализа, применения методов абстрактного моделирования, сравнения, индукции и дедукции рассмотреть на фоне сложившейся внутренней и внешней конъюнктуры специфику региональной экономической политики двух стран, направленной на развитие тесно взаимодействующих между собой территорий российского Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая; выявить сильные и слабые стороны российской стратегии и тактики сотрудничества с китайской стороной.

Основные направления реализации государственных стратегий экономического развития России и Китая

В последние десятилетия Китай проводил осторожную и последовательную политику развития, выстраивая мирные отношения с различными странами, расширяя торгово-экономические и финансовые связи, используя иностранные ресурсы и рынки. Поддержка национальных экспортеров посредством кредитования, страхового

обеспечения и налоговых преференций способствовала тому, что экспорт дает 80 % валютных доходов КНР. В отраслях, работающих на внешний рынок, занято около 20 млн. чел., и за границу вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства [18].

Наряду со значительными достижениями, выявились требующие своего решения проблемы: экстенсивный характер экономики, избыток производственных мощностей, снижение инвестиций, нарушение экологии, старение населения, рост стоимости рабочей силы и т.д. Стали замедляться темпы прироста ВВП: в 2010 г. они составляли 10,4%, в 2011 - 9,2%, в 2012 - 7,8%, в 2013 -7,7%, в 2014 - 7,4%, а в 2015 г. - 6,9% [19].

Оценивая полученные результаты, китайское руководство пришло к выводу, что завершен определенный этап модернизации страны и необходимо искать новые приемы и методы для перехода на следующую ступень развития общества. В ноябре 2013 г. на 3-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва было принято «Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ». Среди основных целей - совершенствование государственного управления, повышение роли рынка в распределении ресурсов, гарантирование справедливой конкуренции, обеспечение макроэкономической стабильности и качественных общественных услуг, улучшение народного благосостояния с обеспечением социальной справедливости, охрана окружающей среды [20].

В «Докладе о выполнении плана экономического и социального развития за 2014 год и проекте плана на 2015 год», который был представлен Государственным комитетом КНР по развитию и реформе 5 марта 2015 г. на 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва, говорилось о необходимости гармонизации экономической и социальной сфер [21]. Решая проблему повышения уровня жизни населения, руководство страны одновременно стремилось к увеличению внутреннего спроса на товары и снижению зависимости китайской экономики от экспорта. В качестве одного из основных приоритетов Китая в 13-й пятилетке (2016-2020 гг.) определен отход от прежних локомотивов роста - внешней торговли, больших инвестиций в промышленность и инфраструктуру.

В вопросе о расширении международного сотрудничества в позиции Китая просматривается целостное видение тех перспектив, которые он желает реализовать. Системный подход к осуществлению внешнеполитического курса демонстрируется продвижением стратегии «Один пояс - один путь», которая оформилась в результате объединения проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века», представленных Си Цзиньпином в 2013 г. во время поездки по странам АТР. Китайская сторона продвигает идеи подъема на новый уровень взаимовыгодного сотрудничества стран Азии, Европы и Африки посредством осуществления данной стратегии.

Китай проводит политику целенаправленного создания обширной зоны свободной торговли, в которую могут быть вовлечены не только лидеры международной экономики, но и развивающиеся страны, ограниченные в настоящее время в своих экспортно-импортных операциях многочисленными барьерами. Китай намерен создать китайско-пакистанский и китайско-мьянмско-бан-гладешско-индийский экономические коридоры.

На саммите «Большой двадцатки» в Ханчжоу в сентябре 2016 г. Китай убедительно продемонстрировал новое отношение к проблеме формирования мирового рынка. К участию были приглашены не только представители крупнейших экономик, но и развивающихся стран. Всего 77 государств участвовали в обсуждении вопросов управления мировой экономикой, придания ей стабильности и инклюзивности.

Способствуя евразийской интеграции, Китай берет на себя серьезные обязательства по финансированию 282

проектов. Для реализации стратегии «Один пояс - один путь» по его инициативе учрежден Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, в котором Китай, Индия и Россия выступают крупнейшими акционерами. В КНР создан фонд Шелкового пути, который к началу 2015 г. насчитывал 10 млрд. долл. (планируется довести до 50 млрд. долл.). В ряде стран АТР уже получили китайские кредиты на строительство инфраструктурных объектов.

Стимулируя экономическое сотрудничество, Китай проводит политику открытости внешнему миру и диверсифицирует свою деятельность в этом направлении. Наряду с вывозом товаров, он расширяет вывоз капиталов в страны Азии, Африки и Латинской Америки. За годы 12 пятилетки (2011-2015 гг.) китайские прямые инвестиции за рубеж превысили 100 млрд. долл. [22]. В 2015 г. доля КНР во внешнем государственном долге Таджикистана достигла 43% (0,9 млрд дол.), Киргизии - 35% (1,2 млрд.), Казахстана - 8,5% (13,3 млрд.) [23]. Развивается такое направление, как вывод ряда производств в сопредельные страны.

Россия, как и Китай, находится в состоянии длительного реформирования. Основополагающие идеи, согласно которым должно происходить развитие страны, заложены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Согласно документу главной целью является переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. На основе Концепции разработана «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Несмотря на то, что ключевые проблемы социально-экономического развития обозначены и механизмы реализации проектов апробированы, модернизация страны отстает от намеченных планов. В определенной мере это объясняется внешними причинами. Падение цен на нефть, обстановка на Украине, экономические санкции, война в Сирии - это события, которые негативно влияют на положение России. Она вынуждена демонстрировать своим оппонентам на международной арене твердую позицию и военную мощь, что, несомненно, отвлекает значительные средства из государственного бюджета.

После пяти лет роста объем промышленного производства в России в 2015 г. снизился на 3,4 % по сравнению с предыдущим годом. На обрабатывающих предприятиях падение объема продукции было более значительным - на 5,4 %. Сократилось производство и распределение электроэнергии и газа. Небольшой рост наблюдался в добыче полезных ископаемых. Показательно, что запрет на ввоз ряда продовольственных товаров из-за рубежа положительно отразился на российской пищевой промышленности. Увеличилось производство сыров, говядины, свинины, рыбы и т.д.

Российская экономика в 2015 г. характеризовалась наличием множества негативных тенденций: падение объема инвестиций, высокая инфляция, сокращение внешнеторгового оборота, рост цен, снижение реальных доходов населения и потребительского спроса. Россия продолжала оставаться непривлекательной для иностранных вложений. В то время как общий объем прямых иностранных инвестиций по всему миру вырос в 2015 г. на 36% по сравнению с предыдущим годом и составил $1,7 трлн. долл., в России он сократился на 92% [24]. В 2016 г. снизились темпы падения ВВП, но на экономике отрицательно сказывалось снижение потребительского спроса. Основная проблема выразилась в дефиците бюджета.

Приоритеты региональной политики в СевероВосточном Китае и на Дальнем Востоке России

В осуществлении внутренней политики России давнюю историю имеет проблема улучшения социально-экономического состояния окраинных территорий. В этом вопросе схожие проблемы дают о себе знать в Китае, и его опыт в этой области представляет практи-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)

ческий интерес. С конца 1990-х годов Китай проводит политику преодоления регионального дисбаланса. Если Центральный район Китая считается одним из наиболее развитых, то Северо-Восток - так называемый «ржавый пояс» - старый промышленный район, на территории которого расположены крупные промышленные государственные предприятия, требующие реконструкции. В 2003 и 2007 годах принимались планы возрождения Северо-Восточного Китая, рассчитанные до 2010 г. Они предусматривали модернизацию и достижение устойчивого роста производства, реструктуризацию государственного сектора, развитие природоохранной деятельности, внедрение ресурсосберегающих технологий, развитие социальной сферы.

В качестве одного из ключевых инструментов стимулирования социально-экономического развития Северо-Востока страны китайская сторона рассматривала взаимодействие с приграничными российскими территориями. Планы российско-китайского взаимодействия нашли отражение в «Программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009-2018 гг.», подписанной в сентябре 2009 г. Внимание концентрировалось на таких направлениях, как расширение разработки и импорта российского сырья; увеличение пропускной способности пограничных пропускных пунктов; развитие транспортной сети; привлечение в КНР российских туристов; экспорт в Россию китайской рабочей силы.

Принятые меры заметно повлияли на показатели социально-экономического развития китайских северовосточных провинций. Валовой региональный продукт за годы 11-й пятилетки вырос на 13,4%, объем инвестиций в социальное развитие - на 32,0%, розничная торговля - на 18,1% внешнеторговый оборот - на 16,6%, доходы бюджета - на 22,9%.. С 2009 г. по 2013 г. приток иностранных инвестиций увеличился с 12,8 до 32,8 млрд. долл. Важную роль в этом сыграли «высокотехнологичные промышленные зоны», в которых установлены льготные режимы. В Северо-Восточном Китае такие зоны действуют в Шэньяне, Даляне, Ляояне, Инкоу, Чанчуне, Цзилине, Харбине и других городах [25].

Мощный толчок в развитии северо-восточным районам Китая придала приграничная торговля с российским Дальним Востоком. В Китае существуют многочисленные льготы для учрежденных в приграничной зоне предприятий: сниженные налоги на добавленную стоимость, на землю, на аренду недвижимости. Это способствует активизации предпринимательской инициативы местного населения.

В России новый виток интереса к восточным территориям начался в период перестройки. В 1996 г. постановлением правительства была утверждена федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. В дальнейшем программа корректировалась, и расширялись сроки ее действия. Задачи состояли в создании транспортной и энергетической инфраструктуры, развитии минерально-сырьевого комплекса. В связи с тем, что за 1990-2013 гг. численность жителей региона сократилась на 2,7 млн чел., безотлагательные меры необходимо было принимать по закреплению населения [26]. В редакции 2013 г. программа «Экономического и социального развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.» нацеливала на формирование сети территорий опережающего развития и создание экспортного производства.

Реализация программных установок усилила сырьевую специализацию региона. Если в советское время 75-80 % выпускаемой в ДФО продукции поставлялось на российский рынок, то в 2015 г. объем такой продукции составил 20 %, а 80 % поставлялось за рубеж в виде сырьевых ресурсов [27].

В 2015 г. рост промышленного производства произо-

шел в тех районах ДФО, которые ориентированы на добычу природных богатств и соответственно сохраняют лидерство в объеме инвестиций: в Якутии и Сахалинской области. В Якутии, например, добыча золота выросла по сравнению с 2014 г. на 5,2 %, алмазов - на 5 %, нефти - на 4,8 %, угля - на 26,7 %. В Приморском крае, Амурской области, Еврейской автономной области, на Чукотке выпуск продукции в промышленном секторе снизился. Сельское хозяйство даже в южных районах также продемонстрировало спад.

Нельзя не заметить, что успехи российской добывающей промышленности слабо коррелируются с материальным обеспечением населения. Так, в Якутии, в

2015 г. произошло снижение реальной заработной платы населения на 3,6 % [28]. В Сахалинской области 46,9% общего объема денежных доходов всего населения было сосредоточено в руках 20% жителей с наивысшими доходами. При среднемесячной заработной плате в расчете на одного работающего 61,2 тыс. руб. 9,9% островитян (48,2 тыс. чел.) имели доходы ниже прожиточного минимума [29].

В попытках переломить ситуацию в экономике в сторону ее эффективного развития российское руководство использует различные методы. Однако по многим причинам их продуктивность не достигает высокого уровня. Федеральные целевые программы не обеспечиваются стабильным финансированием, их параметры часто корректируются. Учреждение особых зон экономического развития дало более чем скромные результаты. По состоянию на начало 2015 г. насчитывалось 30 особых экономических зон, из них лишь 8 имели готовую инфраструктуру и резидентов [30].

Очередным трендом государственной политики стало создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Закон о них был принят в 2014 г., и в качестве ареала распространения предусматривался преимущественно Дальний Восток. На начало

2016 г., как сообщил полпред президента РФ в ДФО Ю. Трутнев, в 12 ТОРах, было зарегистрировано 110 резидентов, общая сумма заявленных инвестиций составила 442 млрд. руб., запущено 8 предприятий (к концу 2017 г. планируется - 44) [31]. По оценкам глав исполнительной власти субъектов РФ перспективы ТОРов могут оказаться неутешительными вследствие недостатка инвестиций [32].

В решении проблем развития восточных территорий Россия, как и Китай, возлагает надежды на взаимное партнерство. Визит В. Путина в 2014 г. в Шанхай сопровождался подписанием 46 соглашений торгово-экономического, инвестиционного и научно-технического сотрудничества. В указанном году был заключен самый крупный в истории Газпрома контракт на поставки ежегодно 38 млрд. кубометров газа в Китай. В связи с этим началось строительство газопровода «Сила Сибири», которое с российской стороны планируется завершить в 2018 г. Китай приступил к сооружению газопровода на своей территории. На первый взгляд открываются широкие перспективы взаимовыгодного сотрудничества, но есть мнение, что контракт может обернуться для России крайне невыгодным предприятием, так как согласно договоренности цены на газ привязаны к нефтяным котировкам.

Китай в вопросах обеспечения энергоресурсами стремится к разумной предусмотрительности. Он увеличил собственную добычу углеводородов. Действуя в соответствии с приоритетными направлениями, изложенными в китайской стратегии энергетической безопасности («экономия», «технологические инновации», «диверсифицированное сотрудничество») [33], Китай строит нефтехранилища, создавая запасы сырья.

В сотрудничестве с Китаем многое упирается в состояние российской транспортной инфраструктуры. Немалую выгоду можно было бы извлечь из организации малого субрегионального транзита. Удобное гео-

графическое расположение для связи северо-восточных провинций Китая с его южными провинциями и странами АТР имеют российские транспортные коридоры Приморье-1 (Харбин - Гродеково - порты Владивосток/ Находка/Восточный) и Приморье-2 (Хуньчунь -Краскино - порты Посьет/Зарубино). В контексте политики партнерства перспективно открытие нового международного транспортного коридора «Приморье-3» (Владивосток - Песчаный - Барабаш - Фэньшуйлин -Хуньчунь).

Для полноценной работы международных транспортных коридоров необходимы строительство и реконструкция железнодорожных и автомобильных путей, объектов портовой инфраструктуры, что требует немалых вложений. Помимо инфраструктурного несовершенства препятствием является система организации перевозок через российские дальневосточные порты. В настоящее время, контейнер, отправленный из Муданьцзяна в Шанхай через китайский порт Далянь, проходит этот путь всего за 85 часов, стоимость транспортировки составляет 1185 долларов США. Транспортное плечо до порта Владивосток короче в три раза, чем до Даляня. Вместе с тем срок доставки растягивается минимум до 220 часов, а ее стоимость вырастает от 5 до 15 % [34].

Для оптимальной эксплуатации международных транспортных коридоров необходимо создание не только высокотехнологичных транспортных объектов, но также таможенная и тарифная политика. Автомобильный, железнодорожный и морской транспорт должны работать как единый механизм и обеспечивать удобство обслуживания и экономию средств на транспортировке грузов. Использование конкурентных географических преимуществ не может оставаться единственным аргументом российского Дальнего Востока в борьбе за паритетное участие в транспортном сообщении с КНР.

Заключение

В стратегических установках России и Китая прослеживаются сходные идейные основы. Обе страны заявляют о стремлении к инновационному социально-экономическому развитию. Но в средствах, динамике и результатах достижения целей каждая из них имеет свою специфику. Китай, основываясь на успехах в области экономики, укрепляет свои международные позиции. Он не просто приспосабливается к условиям, он предлагает новые принципы и правила мироустройства в своих национальных интересах. Активная позиция Китая выдвигает его в разряд лидеров объединительных процессов в АТР.

Россия, имея более высокие, чем Китай, стартовые возможности, значительно отстает по темпам модернизации экономики. В отличие от китайского руководства, которое максимально вовлекает население в производственные и рыночные процессы, российские лидеры опираются преимущественно на принципы централизации и поддержки влиятельных промышленно-финансо-вых групп и лиц, ограничивая мелкую и среднюю частную инициативу, тем самым сужая каналы повышения благосостояния населения, а вслед за этим роста внутренних инвестиций.

Для того чтобы выйти на инновационный путь развития и занять достойное место в мировых интеграционных процессах, России жизненно важно применять более гибкую стратегию и тактику, при формировании которой учитывать специфику российских условий; всемерно развивать кадровый, производственный и научно-технический потенциал, создающий богатство страны, которое в свою очередь позволяет занимать ведущие позиции на международной арене.

Проблемы восточных районов страны заставляют ставить новые задачи диверсификации экономики и преодоления ее сырьевой направленности, совершенствования энергетической и транспортной инфраструктуры, привлечения инвестиций, улучшения условий жизни населения. Решение этих проблем невозможно 284

без взаимовыгодного международного сотрудничества. Необходимо увеличить численность и разнообразить формы организации площадок для взаимодействия представителей российского и китайского предпринимательства.

В развитии российских восточных территорий первостепенная задача - рост численности населения, подъем экономики и преодоление ее дисбаланса. Свобода предпринимательства должна стать ведущим лейтмотивом проводимой здесь политики. Необходимо обеспечить возрождение на новом уровне тех секторов экономики, продукция которых пользуется спросом жителей региона и в то же время является предметом экспорта. Глубокая переработка рыбы, морепродуктов, леса принесет значительно больший экономический и социальный эффект, чем вывоз сырых продуктов. Перспективным направлением представляется экологичное сельскохозяйственное производство в южных районах.

Транспортная составляющая региона нуждается в дальнейшем совершенствовании. Важно расширение магистральных путей сообщения и создание более плотной сети автомобильных и железнодорожных линий между крупными транспортными узлами, что позволит активизировать внутренние связи, а также привязать транспортную сеть России к системе международных коммуникаций и сделать ее экономику более открытой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лавров назвал отношения России и Китая образцовыми. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vz.ru/news/2016/5/31/813574.html

2. Ван И провел переговоры с С.Лавровым. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1361386.shtml

3. Ху Аньган. Путь китайской модернизации (19492014) // Проблемы Дальнего Востока. - 2015. - № 4. - С. 90-109.

4. Васильев А. Китай, куда несешься ты? // Наш современник. - 2015. - № 10. - С. 219-231.

5. Волошина А.В. Северо-Восточная Азия в современной внешнеполитической стратегии Китая // Проблемы Дальнего Востока. - 2015. - № 6. - С. 12-24.

6. Балакин В. Наращивание Китаем совокупной национальной мощи: американский фактор // Проблемы Дальнего Востока. - 2015. - № 3 -С. 81-85.

7. Крепиневич Э. Как сдержать Китай // Россия в глобальной политике. - 2015. - № 3. - С. 138-147.

8. De Wijk R. Power Politics: How China and Russia Reshape the World. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2015. - 212 pp.

9. Kuhrt N.C. Russia and Asia-Pacific: From 'Competing' to 'Complementary' Regionalisms // Political Studies Association. - 2014. - Vol. 34. - Issue 2. - Pp. 138148.

10. Sun, Jianshe [Sun Jiangshe]. [Сунь Цзяньшэ]. (2003). Danjian Zhongguo zhoubian anquan huanjin yu zhongmei guanxi. [Contemporary security on the periphery of China and US-China relations] [Современная безопасность на периферии Китая и американо-китайские отношения]. Shijie jingji yu zhengzhi [World Economy and Politics] [Мировая экономика и политика], С. 65-66.

11. Zhuang, Liwei. [Zhuang Liwei]. (2003). Zhongguo guoji zhanluede dongmen keti. [Issues of the Chinese international strategy] [Вопросы китайской международной стратегии]. Dandai Yatai, [Modern Asia-Pacific], [Современный Азиатско-Тихоокеанский регион], С. 2124.

12. Голобоков А.С. Китай в азиатских организациях многостороннего сотрудничества. - Владивосток: ВУНЦ ВМФ «ВМА им. Н. Г. Кузнецова», 2013. - 116 с.

13. Шибутов М. Исследование: Пат между Китаем и Россией URL: https://regnum.ru/news/polit/1951907. html?utm_source=infox.sg

14. Осинцева Н.С. Российский Дальний Восток -партнер стран СВА в топливно-энергетической сфере //

Азия и Африка сегодня. - 2012. - № 7. - С. 60-63.

15. Заусаев В.К. Дальний Восток России: бросок в глобализацию или государственный патернализм? // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. - 2014. -№ 3. - С.105-114.

16. Чечевишников А. Восточный вектор российской политики и перспективы развития Дальнего Востока Сибири // Международные процессы. - 2014. - № 1. - Т. 12. - С. 51-75.

17. Территориальные факторы стратегического развития Дальневосточных регионов / Козлова О.А., Терентьева Т.В., Макарова М.Н., Лан Д.Х. // Экономика региона. - 2016. - Т. 12, вып. 3. - С. 765-775.

18. Научная конференция «Итоги 12-й пятилетки (2011-2015 гг.) и перспективы развития экономики КНР до 2020 г.». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifes-ras.rU/events/4/1753-2016-04-11-16-13-21

19. Главная надежда мира - экономика Китая - нащупывает дно на минимумах 25-летней давности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. gazeta.ru/business/2016/01/19/8029601.shtml

20. Обнародовано Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// russian.news.cn/china/2013-11/15/c_132892044.htm

21. Полный текст Доклада о выполнении плана экономического и социального развития за 2014 год и проекте плана на 2015 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.news.cn/china/2015-03/18/c_134075466_7.htm

22. Научная конференция «Итоги 12-й пятилетки (2011-2015 гг.) и преспективы развития экономики КНР до 2020 г.». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifes-ras.ru/events/4/1753-2016-04-11-16-13-21

23. Мордвинова А.Э. Кредиты как инструмент экономической стратегии Китая в Центральной Азии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://riss.ru/ analitycs/26899/

24. Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2015 году рухнули на 92%. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/490758

25. Государственная поддержка развития регионов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/torg_ exp/?action=showproduct&id=4683

26. Паспорт федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. garant.ru/1519225/#block_10000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О мерах по созданию условий для опережающего развития Дальнего Востока» от 27 января 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/activity/documents/63776/

28. Отчет исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) об итогах деятельности за 2015 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.sakha.gov.ru/node/297431

29. В 2015 году 10% населения Сахалинской области имели доходы ниже прожиточного минимума. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. sakhalin.info/ys/115607

30. Особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ey.com/RU/ru/ Industries/Real-Estate/EY-russia-industrial-and-innovation-infrastructure-special-economic-zones

31. Правительство пересчитало ТОРы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.kommersant.ru/ doc/2949764

32. Губернаторы указали Минэкономики на проблемы ТОРов: нет доступа к кредитам, а инвесторы извне не придут. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.

nakanune.ru/ news/2016/1/14/22425001

33. China's largest shale gas project goes into production. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.chi-nadaily.com.cn/business/2015-12/29/content_22854076. htm

34. Приморье проложит новый путь для Китая [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http:// rg.ru/2016/03/23/primore-prolozhit-novyj-put-dlia-kitaia. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.