РО! 10.22394/2073-2929-2022-01-111-118
Китайско-российское сотрудничество на территории бассейнов рек Янцзы и Волги1
Ван Цзюньтао1, *, Любина Д. Е.2
1 Сычуаньская академия социальных наук, провинция Сычуань, Китайская Народная Республика; * [email protected], [email protected]
2 Санкт-Петербургский политехнический Университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация
РЕФЕРАТ
Сотрудничество регионов Приволжского федерального округа и территорий верхнего и среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики является одним из инструментов активизации разносторонних российско-китайских отношений.
Создание китайско-российского механизма сотрудничества посредством формата «Волга — Янцзы» имеет большое значение для содействия развитию экономических и торговых обменов между двумя государствами, а также формированию точек соприкосновения в гуманитарной сфере. Сходство географических особенностей данных регионов является хорошей основой для обмена опытом по решению экономических, экологических и гуманитарных проблем развития территорий, расположенных вдоль крупных водных артерий.
Цель. Цель работы путем анализа интенсивности межрегионального сотрудничества России и Китая в формате «Волга — Янцзы» выявить основные векторы возможного развития сотрудничества и пути преодоления возникающих в этом сотрудничестве проблем. Задачи. Проанализировать программные документы и материалы СМИ с точки зрения освещения реализации китайско-российских проектов в формате «Волга — Янцзы». Осуществить количественный анализ действующих совместных с Китаем проектов в ПФО. Выявить «точки роста» дальнейшего экономического сотрудничества России и Китая в формате «Волга — Янцзы». Методология. В работе использовались эмпирические методы исследования, поиск и анализ информации из средств массовой информации, анализ и сравнение данных, сопоставление и обобщение. Результаты. Посредством изучения текущего состояния экономической составляющей российско-китайского сотрудничества в формате «Волга — Янцзы» удалось выявить сложности, существующие в сотрудничестве между двумя сторонами, которые могли бы быть целенаправленно решены при условии усиления эффективности местного сотрудничества. Выводы. На современном этапе существуют некоторые препятствия эффективному развитию сотрудничества регионов ПФО и территорий верхнего и среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики в формате «Волга — Янцзы», такие как сложности в макроэкономической обстановке в России, слабость фундамента регионального сотрудничества, необходимость в эффективном механизме координации на региональном уровне, а также четкие схемы финансовой и налоговой поддержки. Помимо этого, исходя из географических особенностей регионов и из опоры экономик регионов на водные ресурсы, прогрессивным форматом сотрудничества было бы развитие экологического сотрудничества в формате «Волга — Янцзы». Ключевые слова: региональное сотрудничество, формат «Волга — Янцзы», ПФО, Россия, Китай, экономика
1 Статья выполнена в рамках ежегодного проекта Национального фонда социальных наук Китая «Исследование построения системы прав на
воду и оптимизация политики на юге моей страны» (19BJY078); проекта Национального фонда социальных наук Китая «Всестороннее исследование и исследование по оптимизации политики строительства системы прав на воду в верховьях Янцзы» (19ZDA065) и научно-технического проекта провинции Сычуань «Исследование строительства системы прав на воду в районах орошения в верховьях реки Янцзы».
Для цитирования: Ван Цзюньтао,ЛюбинаД. Е. Китайско-российское сотрудничество на территории бассейнов рек Янцзы и Волги // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. № 1. С. 111-118.
Sino-Russian Cooperation in the Yangtze and Volga River Basins Wang Juntao3, *, Daria E. Lyubinab
a Sichuan Academy of Social Sciences, Sichuan Province, Republic of China; * [email protected], [email protected]
b Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russian Federation ABSTRACT
Cooperation between the regions of the Volga Federal District and the territories of the upper and middle reaches of the Yangtze River of the People's Republic of China is one of the tools for activating multifaceted Russian-Chinese relations.
The creation of a Sino-Russian cooperation mechanism through the Volga — Yangtze Format is of great importance for promoting the development of economic and trade exchanges between the two states, as well as the formation of points of contact in the humanitarian sphere. The similarity of geographical features of these regions is a good basis for the exchange of experience in solving economic, environmental and humanitarian problems of the development of territories located along major waterways.
Aim. The purpose of the work is to identify the main vectors of possible development of cooperation and ways to overcome the problems arising in this cooperation by analyzing the intensity of interregional cooperation between Russia and China in the Volga — Yangtze format.
Tasks. To analyze program documents and mass-media materials in terms of coverage of the implementation of Sino-Russian projects in the Volga-Yangtze format. To carry out a quantitative analysis of existing joint projects with China in the Volga Federal District. To identify the "growth points" of further economic cooperation between Russia and China in the Volga — Yangtze format. Methods. Empirical research methods, search and analysis of information from mass media, analysis and comparison of data, comparison and generalization were used in the work. Results. By studying the current state of the economic component of Russian-Chinese cooperation in the Volga — Yangtze format, it was possible to identify the difficulties existing in cooperation between the two sides, which could be purposefully solved if the effectiveness of local cooperation was strengthened. Conclusions. At the present stage, there are some obstacles to the effective development of cooperation between the regions of the Volga Federal District and the territories of the upper and middle reaches of the Yangtze River of the People's Republic of China in the Volga — Yangtze format, such as difficulties in the macroeconomic situation in Russia, the weakness of the foundation of regional cooperation, the need for an effective coordination mechanism at the regional level, as well as clear schemes of financial and tax support. In addition, based on the geographical features of the regions and the reliance of regional economies on water resources, the development of environmental cooperation in the Volga — Yangtze format would be a progressive format of cooperation.
Keywords: regional cooperation, Volga — Yangtze format, Volga federal district, Russia, China, economy For citing: Wang Juntao, Lyubina D. E. Sino-Russian Cooperation in the Yangtze and Volga River Basins // Eurasian Integration: Economics, Law, and Politics. 2022. Vol. 16. No. 1. P. 111-118.
В Приволжский федеральный округ (ПФО) России входят 14 субъектов федерации с прочной основой для экономического и социального развития. Федеральный округ, расположенный вдоль реки Волги, имеет большой потенциал для экономического развития, а его экономика на данном этапе относительно развита, уступая только Москве и Санкт-Петербургу.
Выгодное географическое положение вдоль реки Волги и огромный логистический потенциал делают ПФО естественным транспортным мостом между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и странами Евразии. С географической точки зрения Приволжский федеральный округ имеет выгодные географические условия — он расположен на перекрестке дорог, соединяющих Сибирь, Дальний Восток и страны Восточной Азии с европейской частью России и странами Европы.
Введение
Регионы Приволжского федерального округа в своей основе аграрно-индустриальные, постиндустриальный сегмент экономик находится на базовом уровне. Индекс промышленного производства за январь — июнь 2020 г. (в % к 2019 г.) в ПФО 96%.
Центральные и западные регионы, где расположены шесть провинций и городов в верхнем и среднем течении реки Янцзы, относятся к регионам с наиболее быстрым внутренним экономическим развитием за последние годы. За 70 лет, прошедших с момента основания Нового Китая, экономика бассейна реки Янцзы играла чрезвычайно важную опорную роль в экономическом и социальном развитии Китая. Хотя площадь экономической зоны реки Янцзы составляет лишь одну пятую территории страны, ВВП этого региона превышает 40% в пересчете на общую площадь страны. Экологические ресурсы бассейна реки Янцзы разнообразны, а верхняя, средняя и нижняя части региона имеют разные основы экономического и социального развития и отличительные особенности, являются важным воплощением семидесятилетнего экономического строительства и социального развития в Новом Китае [8, с. 11].
В целом масштабы и качество региональной международной торговли в экономической зоне реки Янцзы находятся в лидерах в Китае. В 2018 г. общий объем импорта и экспорта 11 провинций и городов в экономическом поясе реки Янцзы превысил 2 трлн долл. США, что составляет примерно 44% территории страны. Однако международная торговля в экономическом поясе в основном сосредоточена в провинциях, расположенных ниже по течению. В 2017 г. Чунцин и Цзянси вошли в пятерку лидеров по росту внутреннего ВВП. А Аньхой, Сычуань и Хунань вошли в десятку лидеров по темпам роста внутреннего ВВП. В 2018 г. на четыре провинции Шанхай, Чжэцзян, Сучжоу и Аньхой приходилось 82,6% всего экономического пояса [7, с. 7].
Внутренняя региональная политика Китая строится на разделении территории страны на макрорегионы и уже их последовательного развития. В 2018 г. Китай принимает важный документ для углубления скоординированности политики развития регионов. В нем уделяется отдельное особое внимание так называемым «поддерживающим поясам», одним из которых является и экономический пояс реки Янцзы. Этот пояс способен соединить и ускорить развитие сразу нескольких китайских макрорегионов — Восточного, Центрального и Западного [8, с. 72].
Развитие международного сотрудничества также будет способствовать росту экономики экономического пояса реки Янцзы. Именно поэтому КНР выбрала для осуществления иностранного сотрудничества российский Приволжский федеральный округ, экономика которого во многом зависит и базируется на территориальных преимуществах приволжского расположения.
Этапы развития формата «Волга — Янцзы»
В 2015 г., в целях координации двустороннего взаимодействия регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и верхнего, среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики (далее — формат «Волга — Янцзы») создается Совет по сотрудничеству регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и верхнего, среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики (далее — Совет)1.
1 Сотрудничество между регионами Приволжского федерального округа Российской Федерации и верхнего, среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики (формат «Волга — Янцзы») [Электронный ресурс]. URL: http://auvy.nntu.ru/content/o-formate-sotrudnichestva/ o-formate-sotrudnichestva (дата обращения: 08.08.2021).
19 июля 2016 г. в Ульяновске на реке Волге состоялось первое заседание Совета, на котором были закреплены механизмы сотрудничества между двумя сторонами. Это событие ознаменовало новую веху китайско-российского сотрудничества в регионах бассейнов рек Янцзы и Волги и вступление его в новый этап развития.
16 июня 2017 г. в Хэфэе, провинция Аньхой, состоялось второе заседание Совета. Тогдашний государственный советник Китая Ян Цзечи и полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе М. В. Бабич (с декабря 2011 г. по август 2018 г.) выступили с инициативой Совету о подписании «Протокола заседания» и «Протокола о внесении изменений в „Положение о Совете регионального сотрудничества бассейнов рек Янцзы — Волга"». Помимо этого, были подписаны ряд документов о сотрудничестве между органами местного самоуправления двух регионов. Впоследствии Китай и Россия продолжили формулировать, реализовывать и обновлять план работы по продвижению китайско-российского сотрудничества в формате «Волга — Янцзы» и создали соответствующие центры содействия сотрудничеству, а также провели ряд мероприятий по сотрудничеству и обмену, включая торговлю и экономику, науку, образование, культуру и туризм1.
27 октября 2017 г. в Чэнду был официально запущен китайско-российский университетский альянс Ассоциация вузов «Волга — Янцзы». Всего к альянсу присоединились 51 российский и 30 китайских вузов2, в том числе Сычуаньский университет и Нижегородский технический университет.
С 2013 г. (действовала Совместная рабочая группа по сотрудничеству в формате «Волга — Янцзы») торгово-экономическое сотрудничество между китайским бассейном реки Янцзы и российским бассейном реки Волги быстро развивалось, но уровень регионального сотрудничества все еще ниже, чем общий уровень китайско-российского экономического и торгового сотрудничества.
Для повышения инвестиционной привлекательности субъектов ПФО на территории округа создавались ТОР (территории опережающего развития) или ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития) [3, с. 404]. Согласно ФЗ № 473 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», «территория опережающего социально-экономического развития — это часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения»3. В идеале создание ТОСЭР должно способствовать привлечению инвестиций в ПФО. А вкупе с возможностями сотрудничества в формате «Волга — Янцзы» — и активизации инновационно-инвестиционного развития [2].
Любые виды и формы российско-китайского сотрудничества можно условно отнести к гуманитарному или торгово-экономическому сотрудничеству. Сотрудничество и проекты в формате «Волга — Янцзы» также укладываются в эту схему систематизации. В данной работе проекты гуманитарного сотрудничества останутся за рамками исследования. На наш взгляд, представляется наиболее интересным рассмотреть экономические проекты формата «Волга — Янцзы», которые были полностью или частично реализованы за прошедшие семь лет существования Меморандума о взаимопонимании между регионами Приволжского федерального округа Российской Федерации и верхнего, среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики по вопросам развития торгово-экономического и гуманитарного со-
1 Мао Веймин принял участие в третьем заседании Китайско-российского совета местного сотрудничества «Бассейна двух рек». 2019.06.17 [Электронный ресурс] // People's Government of Jiangxi Province. URL: http://www.jiangxi.gov.en/art/2019/6/17/art_5442_699806.html (дата обращения: 11.01.2022).
2 Сотрудничество между регионами Приволжского федерального округа Российской Федерации и верхнего, среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики (формат «Волга — Янцзы») [Электронный ресурс]. URL: http://auvy.nntu.ru/content/obzor-sotrudnichestva/ obzor-sotrudnichestva (дата обращения: 08.08.2021).
3 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172962/ (дата обращения: 20.01.2021).
трудничества от 20 мая 2014 г. и Совета по сотрудничеству регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и верхнего, среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики.
Из 14 субъектов ПФО в 10 субъектах преобладает аграрный тип экономики, что объясняется географическими и климатическими особенностями региона, и только 4 субъекта имеют чисто индустриальный тип экономики. Становится, очевидно, что экономическое сотрудничество в первую очередь может быть основано на использовании ресурса плодородных почв и размера территории, выделенной под ведение сельского хозяйства. Индустриальный сектор экономики ПФО представлен нефтяной, химической и нефтехимической промышленностью, черной и цветной металлургией, машиностроением, лесопромышленным комплексом1.
Проекты формата «Волга — Янцзы» и их статус
По состоянию на сентябрь 2020 г. в рамках формата «Волга — Янцзы» между регионами Китая и областями ПФО заключено 52 соглашения о сотрудничестве и существует перспектива подписания еще четырех2.
На сегодняшнем этапе, анализируя информацию из открытых и доступных источников, удалось выделить следующие проекты в рамках экономического сотрудничества в формате «Волга — Янцзы» (таблица).
В отчете Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству за 2020 г. с перечнем значимых и перспективных проектов, одобренных на седьмом заседании Комиссии из 70 значимых и 22 перспективных проектов, только шесть проектов реализуются на территории ПФО3, что составляет 6,5% от общей численности проектов с китайским участием. Информация о еще трех проектах была получена при анализе средств массовой информации4.
Как можно увидеть, из 52 соглашений, подписанных между регионами Китая и областями ПФО, информация только о небольшом количестве экономических проектов доступна через средства массовой информации или через отчеты профильных министерств и ведомств РФ. Т. к. данная работа сосредоточена на экономических проектах и не учитывает реализацию гуманитарного сотрудничества, мы можем предположить, что подавляющее большинство упомянутых выше соглашений о сотрудничестве затрагивает в первую очередь именно гуманитарное сотрудничество.
Из общего числа проектов, информация о которых в том или ином объеме доступна в открытом доступе, только небольшое количество проектов имеют статус «Реализован» / «Реализация» (по данным отчета Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству за 2020 г. с перечнем значимых и перспективных проектов, одобренных на седьмом заседании Комиссии). По нескольким проектам статус реализации неизвестен. По остальным проектам либо деятельность по их реализации приостановлена, либо отсутствует намерение по их реализации.
В подавляющем большинстве проекты, предусмотренные для реализации, относятся к лесопромышленному комплексу, химической промышленности и производству строительных материалов. Отдельную нишу занимают проекты сельскохозяйственного комплекса, в особенности агропромышлен-
1 Регионы ПФО «ковидного» года: динамика экономических показателей и параметры восстановления [Электронный ресурс] // Национальный эксперт. URL: https://nacexpert.ru/wp-content/uploads/2020/08/доклад-регионы-пф0_25082020.pdf (дата обращения: 21.07.2021).
2 Перечень Соглашений о сотрудничестве между регионами Приволжского федерального округа и верхнего, среднего течения реки Янцзы [Электронный ресурс] // Сотрудничество между регионами Приволжского федерального округа Российской Федерации и верхнего, среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики (формат «Волга — Янцзы»). 11.09.2020. URL: http://auvy.nntu.ru/frontend/web/ngtu/files/ perechen.pdf (дата обращения: 23.05.2021).
3 Проекты межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству [Электронный ресурс] // Межправительственная Российско-Китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству. 17.11.2020. URL: https://mpk-cn.ru/content/ docs/О%20проектах%20комиссии_8%20МПК.pdf (дата обращения: 08.02.2022).
4 На «Инвестчасе» одобрен проект производства фиброцементных плит в Кумертау [Электронный ресурс] // Глава Республики Башкортостан. 28.02.2019. URL: https://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/120518.html (дата обращения: 09.08.2021); Восток — дело прибыльное. Регионы ПФО расширяют сотрудничество с Китаем [Электронный ресурс] // Российская Газета. 26.07.2016. URL: https://rg.ru/2016/07/26/reg-pfo/regiony-pfo-rasshiriat-sotrudnichestvo-s-kitaem.html (дата обращения: 29.07.2021); «Сычуань-Сибай» заливает СП [Электронный ресурс] // Коммерсантъ (Уфа). № 131. 22.07.2016. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3043932 (дата обращения: 09.08.2021); Китайский инвестор направил 90 млн руб. на реконструкцию деревоперерабатывающего предприятия в Пермском крае [Электронный ресурс] // Дерево.ру. 16 ноября 2017 г. URL: http:// www.derewo.ru/novosti/kitajskij-investor-napravil-90-mln-rub-na-rekonstruktsiyu-derevopererabatyvayushchego-predpriyatiya-v-permskom-krae. html (дата обращения: 29.07.2021).
ные парки. По всей видимости, именно эти отрасли и могут стать «точками роста» для экономического сотрудничества в формате «Волга — Янцзы».
Таблица
Инвестиционные проекты с китайским участием, реализация которых соотносится с сотрудничеством в рамках формата «Волга — Янцзы»*
Table. Investment projects with Chinese participation, the implementation of which correlates with cooperation within the framework of the Volga — Yangtze Format
№ п/п Участники проекта с китайской стороны Местоположение Вид продукции Объем инвестиций Статус реализации
Агропромышленный сектор
1 Пекинская электротехническая компания «Чжуннэнда» Пензенская область Агропромышленный парк: завод переработки семян, завод производства муки, комплекс сушильный, комплекс грибной $160 млн Реализация
2 Компания «Ван Шен» из провинции Аньхой Ульяновская область Мукомольный завод $23 млн Нет данных
3 Sichuan Chuvash Agricultural Industry and Industry Co., Ltd. Республика Чувашия Агропарк «Чувашия — Сычуань»: глубокая переработка мясных и молочных продуктов, линии по отбору, мойке и упаковке овощей, переработка отходов и производство органических удобрений, а также логистический и торговый центр $154 млн Деятельность приостановлена
Индустриальный сектор
4 Нет данных ОЭЗ «Алабуга», Республика Татарстан Строительство газохимического комплекса (мела-мин, карбамид) $290 млн Реализация
5 ООО «Хайер ФРИДЖ РУС» ТОСЭР «Челны», Республика Татарстан Завод по производству холодильников $228 млн Реализован
6 Цзянсийская торгово-промышленная компания «Юаньянвэйли», ООО «Дасян-Стройматериалы» ТОСЭР «Кумертау», Республика Башкортостан Волокнистая цементная доска около 2 млрд руб. Нет данных
7 Conch Cement Company Теренгульский район Ульяновской области Завод по производству строительных материалов $500 млн Отсутствие намерения реализации
8 ООО «Индустриальный парк «Сычуань-Сибай» и ЗАО «Сычуаньская компания по охране окружающей среды Цзюньхэ» Сибай, Республика Башкортостан Цементный завод $205 млн Нет данных
9 Foton Lovol International Heavy Industry Co., Ltd. Оренбургская область Тракторный завод $70 млн Отсутствие намерения реализации
10 Jiangxi Jinmu Building Materials Co., Ltd. Пермский край Деревообрабатывающий завод. Ориентация на переработку лиственной древесины (березы, осины) 90 млн руб. Нет данных
* Таблица составлена на основе данных отчетов Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству и материалов СМИ в Интернете.
С момента создания механизма формата «Волга — Янцзы» торгово-экономическое сотрудничество между китайскими регионами бассейна реки Янцзы и российскими регионами бассейна реки Волги быстро развивалось. Но уровень регионального сотрудничества все еще ниже, чем общий уровень китайско-российского экономического и торгового сотрудничества.
Уровень регионального российско-китайского сотрудничества
На основании анализа работ китайских и российских авторов по данной проблематике [4; 5; 6] можно выделить несколько причин отставания регионального российско-китайского сотрудничества от межгосударственного.
Во-первых, нестабильная макроэкономическая ситуация в России в определенной степени негативно сказывается на китайско-российском сотрудничестве на местном уровне. «С 2014 года на Россию влияет множество факторов, таких как экономические санкции со стороны западных стран, падение мировых цен на энергоносители и сложные внутренние экономические реформы. Изменения курса рубля часто нивелирует возможную прибыльность китайско-российских экономических и торговых проектов. Даже если иностранные инвесторы будут готовы создавать совместные инвестиционные проекты, инвестиционные возможности со стороны регионов ПФО ограничивают возможность их участия» [5].
Во-вторых, у территорий бассейнов рек Янцзы и Волги отсутствуют традиции сотрудничества, а фундамент для региональных обменов относительно слаб. Географически эти территории расположены во внутренних районах страны и относительно закрыты. Исторически тесных контактов и обменов между двумя регионами не было.
Китайские исследователи отмечают, что «российские компании не подготовились к вводу иностранного капитала в регионе бассейна реки Волги, а крупные российские компании и финансовые системы недостаточно участвуют в долгосрочном плане развития высокотехнологичных производств в бассейне реки Волги» [4].
Заключение
Для развития инвестиционного сотрудничества в формате «Волга — Янцзы» необходимо связывать инвестиционные проекты с долгосрочным развитием региона, а также продвигать идею корреляции различных инвестиционных проектов между собой.
В-третьих, формату «Волга — Янцзы» необходим эффективный механизм координации на региональном уровне, что могло бы помочь избежать дублирования проектов между китайскими провинциями и областями ПФО.
В-четвертых, для упрощения процедур инвестиционного сотрудничества в формате «Волга — Янцзы» необходимы четкие и понятные схемы финансовой и налоговой поддержки. Со стороны России в ПФО уже функционируют ОЭЗ и ТОСЭР, что значительно упрощает инвестиционное сотрудничество.
В целом в последние годы региональное экономическое, торговое и культурное сотрудничество в рамках формата «Волга — Янцзы» показало хорошую тенденцию развития. Однако по разным причинам торгово-экономическое сотрудничество отстает от развития гуманитарного сотрудничества в этом регионе. Многие промышленные инвестиционные проекты находятся только на уровне подписания соглашения. Механизм формата «Волга — Янцзы» представляет собой одно из стратегических направлений сотрудничества между двумя странами. Активное содействие центральных и региональных органов власти двух стран способствует развитию сотрудничества между двумя регионами. Помимо этого, усиление информационного сопровождения успешной реализации проектов и информирование жителей региона через СМИ может помочь повысить интенсификацию регионального российско-китайского сотрудничества. Дальнейшее развитие сотрудничества между регионами бассейнов рек Волга и Янцзы позволит укрепить взаимопонимание и готовность сторон к взаимным инвестициям.
Литература
1. Александрова М. В., Коханова В. С. Изменение роли мегарегионов в условиях трансформации китайской региональной политики (1999-2020 годы) // Восточная Азия: факты и аналитика. 2021. № 1. С. 63-77.
2. Сердобинцев Д. В. Основные направления инновационно-инвестиционного развития регионов Поволжья // Регионология. 2017. Т. 25/ № 4. С. 554-572.
3. Субхонбердиев А. Ш, Титова Е. В., Кустов Д. А. и др. Территория опережающего развития как инструмент привлечения инвестиций в регион // Вестник ВГУИТ. 2018. Т. 80. № 4. С. 403-407.
4. [Goo Livjej, Jan Hujej. Analysis of the mechanism of cooperation in the Yangtze — Volga River region between China and Russia // Goczi Maoi. 2020. No. 10. P. 26-34. (In Chin.)].
5. [Czjan Chzhjenhun. The nature and choice of the path of Chinese-Russian trade and economic cooperation "Yangtze River — Volga" // Suchzhoukjeczi dasjuje sjujebao (shjehujej kjesjujeban'). 2020. No. 2. (In Chin.)].
6. да.Ф®"^!—[Lju Czjun. Study of the investment dilemma in the Chinese-Russian regional cooperation "Yangtze River — Volga" // Jelosi dunou chzhknja jan'czju. 2019. No. 2. P. 7. (In Chin.)].
7. [Shjen In. On the status quo and prospects of Chinese-Russian regional cooperation "Yangtze River — Volga" // Dujvaj czinmao. 2018. No. 10. P. 6-9. (In Chin.)].
8. [Chzhao Czjanchzhje. Analysis of the causes and prospects of Sino-Russian cooperation between two river basins // Lilun guanchzha. 2015. P. 11. (In Chin.)].
Об авторах:
Ван Цзюньтао, научный сотрудник Центра исследований западного развития при Сычуаньской академии социальных наук (провинция Сычуань, Китайская Народная Республика), доцент Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического Университета Петра Великого (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат политических наук; [email protected], [email protected]
Любина Дарья Евгеньевна, старший преподаватель Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического Университета Петра Великого (Санкт-Петербург, Российская Федерация); [email protected]
References
1. Aleksandrova M. V., Kohanova V. S. Changing the role of mega-regions in the context of the transformation of Chinese Regional Policy (1999-2020) // East Asia: Facts and analytics [Vostochnaja Azija: fakty i analitika]. 2021. No. 1. P. 63-77. (In Rus.)
2. Serdobincev D. V. The main directions of innovation and investment development of the Volga region regions // Regionology [Regionologija]. 2017. V. 25. No. 4. P. 554-572. (In Rus.)
3. Subhonberdiev A. Sh., Titova E. V., Kustov D. A. [et al.] The territory of advanced development as a tool to attract investment to the region // VSUET Review [Vestnik VGUIT]. 2018. V. 80. No. 4. P. 403-407. (In Rus.)
4. Gao Livjej, Jan Hujej. Analysis of the mechanism of cooperation in the Yangtze — Volga River region between China and Russia // Goczi [Maoi Mezhdunarodnaja torgovlja]. 2020. No. 10. P. 26-34. (In Chin.)
5. Czjan Chzhjenhun. The nature and choice of the path of Chinese-Russian trade and economic cooperation "Yangtze River — Volga" // Journal of the Suchzhou University of Science and Technology (Social Sciences publication) [Zhurnal Nauchno-tehnologicheskogo universiteta Suchzhou (izdanie po obshhestvennym naukam)]. 2020. No. 2. (In Chin.)
6. Lju Czjun. Study of the investment dilemma in the Chinese-Russian regional cooperation "Yangtze River — Volga" // Studies of Russia, Eastern Europe and Central Asia [Issledovanija Rossii, Vostochnoj Evropy i Central'noj Azii]. 2019. No. 2. P. 7. (In Chin.)
7. Shjen In. On the status quo and prospects of Chinese-Russian regional cooperation "Yangtze River — Volga" // Foreign trade [Vneshnjaja torgovlja]. 2018. No. 10. P. 6-9. (In Chin.)
8. Chzhao Czjanchzhje. Analysis of the causes and prospects of Sino-Russian cooperation between two river basins // Theoretical observation [Teoreticheskoe nabljudenie]. 2015. P. 11. (In Chin.)
About the authors:
Wang Juntao, Researcher at the Center for Western Development Studies at the Sichuan Academy of Social Sciences (Sichuan Province, Republic of China), Associate Professor of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Saint Petersburg, Russian Federation), PhD in Political Sciences; [email protected], j [email protected]
Daria E. Lyubina, Senior Lecturer of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Saint Petersburg, Russian Federation); [email protected]