Экономическое сотрудничество Северо-восточного региона Китая и ДВ России в новых условиях: состояние, возможности и предложение
Дяо Сюхуа
доктор экономических наук, профессор,
Даляньский технологический университет, г. Далянь, КНР.
E-mail: diaoxiuhua@dufe.edu.cn
Аннотация. Содействие устойчивому развитию сотрудничества между Северо-восточным регионом Китая и ДВ России всегда было основной темой регионального экономического сотрудничества между Китаем и Россией. В данной статье анализируются новые успехи и новые преимущества экономического сотрудничества между этими двумя регионами. Считается, что Северо-восточный регион Китая и ДВ России экономически зависят друг от друга. На фоне освоения ДВ России и строительства важного окна для открытости КНР северу, экономическое сотрудничество китайско-российского региона, особенно сотрудничество между Северо-восточным регионом Китая и ДВ России развивается постепенно, а также сферы сотрудничества расширяются. На этой основе эффективные пути и меры укрепления сотрудничества между двумя сторонами были выдвинуты.
Ключевые слова: Северо-Восток Китая, Дальний Восток России, региональное экономическое сотрудничество, возможности, предложение.
JEL codes: A10; A11; B41; H41
Для цитирования: Дяо Сюхуа, Экономическое сотрудничество Северо-восточного региона Китая и ДВ России в новых условиях: состояние, возможности и предложение / Дяо Сюхуа. - DOI 10.52957/22213260_2022_1_70. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2022 - №1. - С.70-78. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.01.2022)
DOI: 10.52957/22213260_2022_1_70
Благодарности: Данная статья является частью исследования проека «Анализ по созданию высокогорья для сотрудничества СВА и содействию возрождению Северо-Востока Китая в новой эпоху», которое утверждено крупным проектом государственного фонда общественных наук Китая(20&ZD098); частью исследования «Анализ российских мер по сокращению бедности и обыт России для Центральной Азии, Индии и Пакистана», которое утверждено фондом гуманитарнных и общественных наук Министерства образования Китая (№: 19YJAGJW002)
Введение
Северо-Восточный регион Китая примыкает к Дальнему Востоку России. В последние годы торгово-экономическое сотрудничество в этих регионах было чрезвычайно оживленым между Китаем и Россией, и это сотрудничество принесло плодотворные результаты. В частности, «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы) », подписанная Китаем и Россией в сентябре 2009 года, и «Программы развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционных сферах на Дальнем Востоке РФ на 2018-2024 годы», подписаннные Си Цзиньпином и Владимиром Путиным в сентябре 2018г. в ходе 4-го Восточного экономического форума и ратифицированные в ходе 23-й регулярной встречи премьеров КНР и РФ 7 ноября того же года, это не только показывает устойчивость экономического сотрудничества Китая и России, но и в значительной степени способствовала развитию торгово-экономического сотрудничества
между Китаем и Россией. Более того, региональное сотрудничество между Китаем и Россией имеет новую основу и платформу для развития в новой ситуации. С новой всеобъемлющей и всесторонней активизацией Северо-восточного региона Китая и освоением ДВ РФ региональное экономическое сотрудничество двух стран развивается быстро, и будет непрерывно усиливать практическое сотрудничество между двумя сторонами в различных сферах.
Развитие китайско-российского регионального экономического сотрудничества в новых условиях
Президент РФ В.В.Путин ридает большое значение развитию восточного региона России, особенно подчеркивает важность стратегии освоения ДВ России и подписал целый ряд стратегий и программ развития восточного региона России. Для ускорения развития ДВ правительство России создало Территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) и свободный порт Владивосток (СПВ) на Дальнем Востоке, и активно поддерживает развитие экономического сотрудничества восточного региона России со странами Северо-Восточной Азии (СВА), особенно с Северо-Востоком Китая. С 2016 года Китай принимает целый ряд мероприятия для возрождения старопромышленной базы Северо-Востока. Особенно в отчете XIX съезда КПК было выдвинуто углубление реформы и ускорение возрождении старопромышленных баз в Северо-Восточном Китае, подчеркнута необходимость делать упор на реализацию инициативы «Пояс и путь», руководствуясь принципом «совместное консультирование, совместное строительство и совместное использование», сформировать архитектонику открытости, отличающуюся взаимодействием сторон на суше и на море, в Китае и за рубежом [1]. Это не только способствует развитию регионального экономического сотрудничества между Китаем и Россией, но и приносит новые возможности и придаст новый импульс сотрудничеству Северо-восточного региона Китая и ДВ России.
В последние годы уровень торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией непрерывно повышается, и формируется ситуация сотрудничества дополнительных преимуществ и взаимной выгоды. С 2000 года товарооборот между Китаем и Россией демонстрировался стабильно и быстро. Согласно китайской статистике, в 2020 году китайско-российский товарооборот составил 107,77 млрд. долларов США, и третий год подряд превышает отметку в 100 млрд долларов. Китай является крупнейшим торговым партнером России в течение одиннадцати лет подряд [2]. В настоящее время сотрудничество Северо-Восточного Китая и ДВ России достигает до нового уровня своего развития. В долгое время освоение ДВ России ограничивается сероезным нехватком средств, и поэтому Россия надеется на расширение инвестиций из Китая в различные области ДВ. Так в последние годы Китай постепенно увеличивает свои инвестиции в этот регион России. В конце 2019 года объем инвестиций 52 компании с китайским участием в проекты СПВ и ТОР на ДВ превысил 300 млрд. рублей [3].
Стоит упомянуть, что транспортная взаимосвязь гарантирует экономическое сотрудничество в примыкающих восточных регионах Китая и России. Транспортная инфраструктура является важным носителем промышленного взаимодействия и межрегиональных экономических связей, особенно железнодорожный транспорт играет огромную роль, как главный пульс развития экономики [4]. Теперь активно продвигается строительство международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2» на Дальнем Востоке России. Это является важным международным каналом между Северо-восточным регионом Китая и ДВ России. В настоящее время эти два соседних района образуют комплексную транспортную систему, включающую сухопутный, водный, воздушный и трубопроводный транспорт.
В целом сферы китайско-российского сотрудничества постепенно расширяются от областей разработки ресурсов до высокотехнологичных областей, как аэрокосмическая промышленность, ядерная энергетика, освоение космоса, освоение Арктики и цифровая экономика, военная
промышленность и производство современного промышленного оборудования. В то же время сотрудничество между Северо-восточным регионом Китая и ДВ России постоянно расширяется, это не только является практической необходимостью экономического развития и сотрудничества двух примыкающих регионах, но и является фундаментальным сдвигом в концепции и модели развития ДВ России. Во-первых, обе стороны обладают взаимодополняемостью ресурсов, и это заложило прочную основу для экономического сотрудничества и взаимодействия. Во-вторых, освоение и развитие ДВ не только опираются на собственные силы, в то же время необходимо следовать принципам рыночной экономики и идти по пути развития регионального экономического сотрудничества. В-третьих, развитие ДВ России может способствовать возрождению и развитию Северо-Восточного региона Китая.
Новые возможности сотрудничества Северо-восточного региона Китая и ДВ России
Благоприятные политические отношения заложили прочную основу дляразвития экономического сотрудничества между Китаем и Россией
В настоящее время отношения между обеими сторонами характеризуются высоким уровнем политического взаимодоверия и прочной основой сотрудничества. Китай и Россия считают, что сегодня их отношения переживают лучший в истории период. Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество основано на глубоких политических отношениях. Развитие торгово-экономического сотрудничества является важным фактором укрепления отношений между КНР и РФ, также краеугольным каменем отношений партнерства и стратегического взаимодействия между обеими сторонами. В последние годы китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество быстро развивается на высоком уровне и выходит на новый исторический уровень в ходе от «отношения стратегического взаимодействия и партнерства» до «отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху» Китая и России. Об этом президент РФ Владимир Путин высоко оценил в статье, опубликованной в газете «Жэньмин жибао», что «Стратегическое партнерство России и Китая является действенным фактором, укрепляющим региональную и мировую стабильность». И он заявил, что Россия и Китай достигли существенных успехов во всех областях, сейчас отношения обеих сторон вышли на самый высокий в истории уровень, все договоренности выполняются» [5]. В 2021 году отмечается 20-я годовщина подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем и его продление. Находясь в новой исторической отправной точке, укрепление торгово-экономического сотрудничества имеет особое значение для развития китайско-российских отношений. Особенно взаимодействие китайско-российских восточных примыкающих регионах играет все более важную роль во всеобъемлющем стратегическом партнерстве между двумя странами.
Параллельные реализация стратегии возрождения Северо-восточного региона Китая и стратегии социально-экономического развития ДВ России открывает новые возможности для двустороннего сотрудничества
Торгово-экономическое сотрудничество восточных примыкающих регионов между Китаем и Россией принесло плодотворные результаты, они тесно связаны между собой и являются ключевыми регионами экономического сотрудничества между двумя странами. «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы)» в значительной степени способствовала развитию торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией. Теперь региональное сотрудничество обеих сторон обладает новой основой для развития [6].
Новый раунд программы по возрождению северо-восточных районов Китая и стратегия развития ДВ России - это национальные стратегии, реализуемые Китаем и Россией для возрождения своих регионов. 26 апреля 2016 г. были обнародованы «Некоторые соображения ЦК КПК и Госсовета
КНР о всестороннем возрождении старых промышленных баз в северо-восточных и других районах Китая», в которых было отмечено, что Китай планирует усилить взаимосвязанность инфраструктуры северо-восточных районов страны и соседних государств, превратить эти районы в важное окно для открытости КНР северу и узловой центр для развития сотрудничества в Северо-восточной Азии. В стране предстоит продвинуть строительство экономического коридора «Китай-Россия-Монголия» и усилить сопряжение программы возрождения Северо-восточного Китая и стратегии освоения ДВ РФ [7]. Все это предоставляет благоприятные условия и гарантии для углубления китайско-российского сотрудничества, особенно между Сверо-восточным регионом Китая и ДВ России, и способствует реализации практического сотрудничества между двумя сторонами в области транспорта, энергетики и инфраструктуры.
С усилением разворота России на Восток укрепляется её трансграничное сотрудничество-в лице регионов российского Дальнего Востока с Северо-восточным регионом Китая. Географические преимущества и взаимное удобство транспортировки двух сторон открывают благоприятные условия для сотрудничества Северо-Восточного Китая с ДВ и даже Сибирью России [8]. В настоящее время уже было создано 23 ТОР [9] и СПВ на ДВ РФ, что создает огромные возможности для сотрудничества и взаимовыгодного развития между Северо-Востоком Китем и ДВ России, способствуя формированию взаимовыгодных отношений и совместного развития.
Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП открывает широкое пространство для китайско-российского регионального экономического сотрудничества
Инициатива «Пояс и Путь» придает новый импульс региональному экономическому сотрудничеству между Китаем и Россией. «Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «, подписанное в мае 2015 г. Китаем и Россией, и «Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР», подписанное обеих сторонами в мае 2018 г., имеют огромное и эпохальное значение для дальнейшего развития и углубления экономического сотрудничества между Китаем и Россией. Сотрудничество по сопряжению строительства ЭПШП и ЕАЭС означает, что две страны достигли консенсуса высокой степени по вопросам укрепления регионального сотрудничества. Это не только является рациональным выбором для двух крупных держав в новой ситуации, но и символом нового прогресса и важных прорывов в сотрудничестве по основным международным и региональным вопросам между Китаем и Россией, и придаст мощный импульс региональному экономическому развитию и сотрудничеству между двумя странами, также способствует формированию открытых и инклюзивных рамках регионального экономического сотрудничества.
Российская стратегия «Взгляд на Восток» стимулирует развитие китайско-российского регионального сотрудничества
После начала украинского кризиса в 2014 году обращается стратегический фокус России от Европы к Востоку. И Россия проводит политику «взгляда на Восток». АТР является «локомотивом» мирового экономического развития, это открывает огромные возможности для России. Президенд РФ В.В.Путин отметил, что Россия рассматривает укрепление своих позиций в АТР и активизацию отношений с расположенными в нем государствами как стратегически важное направление своей внешней политики, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся геополитическому региону. Россия заинтересована в активном участии в интеграционных процессах в АТР, использовании его возможностей при реализации программ социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, в создании в регионе всеобъемлющей, открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на коллективных началах [10]. В последние годы с целью ослабления негативного эффекта санкций США и ЕС Россия ускоряет процесс «разворот на Восток», особенно обращается внимание на развитие тесного
взаимодействия с Китаем. Факты показывают, что после введения Западом санкций Россия создает более тесные связи в политической, экономической и военной областях с Китаем [11].
Кроме того, что идея «Большого Евразийского партнерства», которую начала продвигать Россия с 2016 г., на практике содействует дальнейшему продвижению российской стратегии «поворота на Восток». В долгосрочной перспективе цели и ориентиры российской идеи «Большого евразийского партнерства» и китайской инициативы «Пояса и пути» во многом совпадают. И Китай поддерживает инициативу формирования «Большого Евразийского партнерства». Две стороны считают, что инициатива «Пояс и Путь» и идея «Большого Евразийского партнерства» могут развиваться параллельно и скоординировано [12]. Это способствует развитию китайско-российского регионального экономического сотрудничества, особенно сотрудничества между Северо-востокыми районами Китая и ДВ России.
4. Размышление и предложение о ускорении сотрудничества между Северо-восточным регионом Китая и ДВ России
Межрегиональное сотрудничество Китая и России вступило в стадию ускоренного развития. Северо-Восточный Китай уже стал главным торгово-экономическим партнером ДВ России. Участие в освоении ДВ России способствует новому раунду возрождения северо-восточных районов Китая, а новый раунд возрождения Северо-восточного района Китая может стимулировать развитие ДВ России. Как важное северное окно открытости китайской инициативы «Пояс и путь», Северовосточный регион Китая необходимо развивает сотрудничество в следующих аспектах с ДВ России на основе дополнительных преимуществ и взаимовыгодного сотрудничества.
Ускорение сотрудничества по сопряжению строительства зон свободной торговли Северовосточного региона Китая и ТОР и СПВ ДВ
Создание двух пилотных зон свободной торговли в Северо-Восточном Китае является важным шагом в продвижении нового раунда возрождения и открытости Северо-восточного района Китая. Строительство и развитие ТОР ДВ России неотделимо от активного участия Северо-восточного Китая. Обе стороны имеют взаимодополняющие преимущества по человеческим капиталам, техникам и капиталам. В настоящее время существует 11 ТОР на ДВ, расположенных в приграничной территории с Китаем, и китайские предприятия имеют определенные географические преимущества для входа и сотрудничества, это представляет китайским компаниям благоприятные возможности. Кроме того, Россия всесторонне развивает портовую экономику на ДВ и стремится превратить СПВ в «восточную вороту» России. В то же время Россия вклатывает огромные суммы денег в освоение природных ресурсов и строительство транспортной инфраструктуры для всесторонней поддержки развития ДВ и Сибири. В ближайшем будущем в рамках ТОР и СПВ будет осуществлять целый ряд инвестиционных проектов, которые будут драйверами экономики ДВ. Это тоже представляет благоприятные условия для сотрудничества обеих сторон.
Поэтому необходимо углублять двухстороннее экономическое сотрудничесво на основе строительства пилотных зон свободной торговли в китайских провинциях Хэйлунцзян и Ляонин. Особенно дожно использовать преимущества Северо-восточного региона Китая в производстве оборудования с тем, чтобы предприятия, обладающие финансовыми и технологическими преимуществами, влажили свой капитал в ТОР и СПВ ДВ.
Непрерывнное углубление сотрудничества между Севоро-восточным Китаем и ДВ России на основе строительства «экономического коридора «Китай-Монголия-Россия»
«Экономический коридор Китай-Монголия-Россия» является важным каналом и важным мостом, соединяющим СВА и Европу. Этот экономический коридор можно соединяется с первым азиатско-европейским континентальным мостом (Транссибирская магистраль) от Далянья, Шеньяна, Чанчуня, Харбина, Маньчжурии до Читы, что можно связывать Северо-восточный
регион Китая с Москвой и ДВ России. «Экономический коридор Китай-Монголия-Россия» проходит через страны меньше, а также времени и таможенных платежей меньше, чем по сравнению с новым азиатско-европейским континентальным мостом, и менно поэтому можно сэкономить затраты на транспортировку, и так является новым экономическим каналом.
Таким образом, Северо-восточный регион Китая может расширять международные логистические каналы для укрепния регионального сотрудничества между собой. Во-первых, можно доставлять грузы из порта Инкоу и порта Далянь в порт Маньчжурия по международным грузовоым маршрутам «Ляонин-Маньчжурия-Европа», а затем в Россию и страны Европы. Во-вторых, можно доставлять товары из порта Даньдун, Цзиньчжоу и Паньцзинь в Россиию через Монголью по международным транспортным коридорам «Ляонин-Монголия-Европа», а затем в страны Европы. Это не только можно снизить давление на транзит через границу Маньчжурии, но и сократить расстояние транспортировки груза между Китаем, Монголией и Россией. Поэтому должно ускорить развитие трансграничной логистики между Северо-восточными районами Китая и Россией в будущем. В-третьих, надо расширять объем перевозок и грузовых поездов транспортных коридоров «Ляонин-Маньчжурия-Европа» и «Ляонин-Монголия-Европа». На этой основе непрерывно углублять торгово-экономическое сотрудничество между Северо-восточным регионом Китая и Россией для того, чтобы помогать логистическим компаниям выйти из кризиса коронавируса Covid-19 с наименьшими потерями.
Ускорение реализации транспортной взаимосвязи «Суша-Море-Лед» между Северо-востоком регионом Китая и ДВ России, расширение новой схемы мультимодальных перевозок между двумя сторонами
Взаимосвязь транспортной инфраструктуры является приоритетным направлением реализации проекта «Пояс и Путь», и также является важной осной и предпосылкой углубления сотрудничества между Северо-восточным регионом Китая и ДВ России. Северо-восточный регион должен в полной мере использовать свои преимущества в областях перевозок, комбинированных перевозок сухопутного и морского транспорта, портовой логистики и т.д., и расширять мультимодальные перевозки с тем, чтобы транспортные взаимосвязи углубились в процессе торгово-экономического сотрудничества между двумя сторонами.
Во-первых, Северо-восточный регион должен ускорить сотрудничество по сопряжению строительства МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», чтобы разблокировать каналы мультимодальных перевозок. Эти два МТК могут соединять морские порты Северо-восточного региона Китая и Приморского края России, сокращать расстояние транспортировки, улучшать условия перевозки грузов между Китаем и Россией, ускорять транспортировку грузов между двумя сторонами, поэтому являются эффективными и перспективными транспортными коридорами. В то же время также можно отправлять товары комбинированных перевозок напрямую в Японию, США и другие страны, что можно более способствовать процессу торгово-экономического сотрудничества между собой.
Во-вторых, присоединить морской маршрут от порта Далянь с СПВ для использования преимущества морского транспорта в полной мере. Порт Далянь является важным пунктом пересечения «Экономический пояс шелкового пути» и «Морской шелковый путь», обладает большим объемом транспортировки грузов. СПВ реализует всестороннее открытие в рамках преференциальных режимов, транзитные услуги «единого окна» и режим круглосуточной работы, поэтому было повышение эффективности таможенного оформления в порту. Этот морской маршрут можно значительно сокращать транспортные расходы и время перевозки между обеими сторонами, и способствует повышению уровня торгово-экономического сотрудничества между Северовосточным регионом Китая и ДВ России.
В-третьих, Северо-восточный регион Китая должен активно участвовать в строительстве Северо-восточного прохода «Ледового шелкового пути» для того, чтобы способствовать взаимосвязи
между Европой и Азией. Для этого надо поддерживать и продвигать строительство транспортного коридора «Ляонин-Арктика-Европа», который является перспективным маршрутом от порта Далянь и порта Инкоу до Европы Через Арктику.
В-четвертых, строить новую железнодорожную дорогу «Ляонин-Хуньчунь-Россия» от порта Даньдуна китайской провинции Ляонина до порта Владивостока ДВ России через порт Хуньчунь, и крупный канал китайско-российской международной перевозки грузов от Даляня до Новосибирска, чтобы расширять евразийский сухопутный канал.
Повышение уровня энергетического сотрудничества, содействие углублению и укреплению торгово-экономического сотрудничества между двумя сторонами
Энергетическое сотрудничество является ключевым направлением участия Китая в освоении ДВ России в настоящее время и в будущем. Это не только реальная потребность Китая и России, но и неизбежный выбор в рамках тенденции международного сотрудничества в области энергетики. КНР и РФ имеют взаимные интересы в сфере энергетической безопасности. Энергетическое сотрудничество обеих сторон вносит важный вклад в обеспечение глобальной энергетической безопасности. В последние годы стороны достигли прогресса в реализации масштабных стратегических проектов в энергетике.
В будущем следует использовать капитальные и технологические преимущества Северовосточного региона Китая, развертывать более разнообразное энергетическое сотрудничество с ДВ, и постепенно осуществить переход от освоения природных ресурсов к переработке ресурсов. Во-первых, необходимо расширять традиционное сотрудничество по импорту и экспорту энергоносителя, и увеличивать пропускную способность нефтепроводов между КНР и РФ. Во-вторых, надо непрерывно углубять сотрудничество в области энергетики между двумя сторонами для того, чтобы это энергетическое сотрудничество распространялось на всю производственную цепочку: от разведки и добычи углеводородов, до переработки и выпуска нефтепродуктов и продуктов нефтехимии и т.д. Для этого нужно продвигать проект комплекса по переработке, хранению и перевозке нефтепродуктов в направлении Амур-Хэйхэ и сотрудничество в области энергетических технологий на глубоком уровне. В-третьих, активно развивать сотрудничество в сфере нефтегазохимической промышленности с ДВ России. В-четвертых, нужно продвигать сотрудничество в освоении природного газа в Арктике, в том числе участвовать в проектах «Ямал СПГ», «Арктический СПГ-2» и «ПечораСПГ» и т.д. В-пятых, надо расширять сотрудничество в электроэнергетике между Северо-восточным районом Китая и ДВ России, особенно активно развивать трансграничную линию электропередачи и инараструктуру в области электроэнергетики обеих сторон, чтобы обеспечить бесперебойные поставки электроэнергии в энергодефицитные регионы Китая [13]. Кроме того, такие новые отрасли, как солнечная энергия, геотермальная энергия, энергия океана и энергия биомассы, являются возможными направлениями сотрудничества между двумя сторонами.
Следует отметить, что кроме вышеуказанных областей сотрудничества, двустороннее сотрудничество также включают такие сферы, как высокие технологии, инфраструктура, производство оборудования, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, электронная торговля и торговля услугами и т.д., обладающие значительным потенциалом сотрудничесва. И поэтоту Севоро-восточный регион Китая и ДВ России обладают широкими перспективами сотрудничества.
Заключение.
Таким образом, в будущем на фоне освоения ДВ России и создания окна для открытости КНР северу, особенно исходя из структуры экономики и потребностей экономического развития между Северо-восточным регионом Китая и ДВ России, можно сделать вывод, что экономическое сотрудничество обеих сторон будет еще теснее. По мере реализации стратегии восточного развития России и дальнейшого ускорения всеобъемлющей активизации Северо-восточного региона Китая
отношениие тесного сотрудничества обеих сторон будет углубляться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. СиЦзиньпин: необходимо одержать решающую победу вполном построении среднезажиточ-ного общества, завоевать великую победу социализма с китайскими особенностями в новую эпоху— отчет на XIX съезда КПК. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// ttp://www.gov.cn/zhuanti/2017-10/27/ content_5234876.htm (дата обращения: 10.09.21).
2. В 2020 году китайско-российский товарооборот составил 107,77 млрд. долларов США, и третий год подряд превышает отметку в 100 млрд долларов. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа://
https://news.cctv.com/2021/01/29/ARTIJYW2dN7RVMX5hTKWwieK210129.shtml (дата обращения: 15.09.21).
3. Объем китайских инвестиций в проекты свободного порта и ТОР на Дальнем Востоке превысил 300 млрд рублей. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// http://www.ved.gov.ru/news/26305.html (дата обращения: 28.09.21).
4. Го Ляньчэн. Развитие интерактивного взаимодействия китайско-российского регионального экономического сотрудничества и возрождении старопромышленных баз Северо-Восточного Китая// Рынок России, Центральной Азии и Восточной Европы. -2007, № 2. -С. 1-7.
5. Путин оценил уровень отношений с Китаем. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// https:// ria.ru/20210519/putin-1732933917.html (дата обращения: 20.09.21).
6. Дяо Сюхуа. Исследование эконоческого сотрудничества между Северо-Восточным Китаем и ТОР ДВ России // Изучение по финансо-экономическим вопросам. -2018, № 4. -С. 116-122.
7. «Некоторые соображения ЦК КПК и Госсовета КНР о всестороннем возрождении старых промышленных баз в северо-восточных и других районах Китая». [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// http://www.gov.cn/zhengce/2016-04/26/content_5068242.htm (дата обращения: 02.10.21).
8. Жариков Е.П. Аспекты двойственности отношений Китая и России на Дальнем Востоке // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. -2018, № 1-2. -С. 9-18.
9. Всего создано 23 ТОР [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// https://erdc.ru/about-tor/ (дата обращения: 30.09.21).
10. Концепция внешней политики российской федерации (Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 Ноября 2016г.) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// http://www. mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 18.09.21).
11. Дипломатия принуждения 2014-2016. Как Россия противостояла атакам США. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// http://politrussia.com/world/laquo-diplomatiya-prinuzhdeniya-ssha-226/ (дата обращения: 15.09.21).
12. Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// http://www.gov.cn/xinwen/2019-06/06/content_5397865. htm (дата обращения: 03.10.21).
13. Путин призвал совершенствовать транспортную связь России, Монголии и Китая. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:// https://tass.ru/ekonomika/6551035 (дата обращения: 01.10.21).
Economic cooperation between the Northeast Region of China and the Far East of Russia in new conditions: status, opportunities and offer
Diao Xuhua
Doctor of Economics, Professor,
Dalian University of Technology, Dalian, China.
e-mail: diaoxiuhua@dufe.edu.cn
Annotation. A major theme of regional economic cooperation between China and Russia has always been promoting the steady development of cooperation between China's Northeast and Russia's Far East. This paper analyzes the new successes and new benefits of economic cooperation between the two regions. The Northeast China and the Far East of Russia are considered to be economically dependent on each other. The development of Russia's Far East and an important window for China's opening up to the north, the economic cooperation of China-Russia region, especially the cooperation between Northeast China and Russia's Far East, is improving steadily, and the areas of cooperation are expanding. It has become a foundation to further improve the cooperation between both sides.
Keywords: northeast China, Russia's Far East, regional economic cooperation, opportunities, proposal