Международно-правовые науки
DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_147 УДК 34.01
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ АФРИКАНСКОГО СОЮЗА The regional cooperation in the sphere of human rights protection: the institutional role of the African Union
САМОДУРОВ Игорь Витальевич,
студент, Институт права и национальной безопасности,
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 119571, Россия, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Тропарево-Никулино, пр-т Вернадского, 82, стр. 1. E-mail: sivigs@gmail.com;
Samodurov Igor Vitalievich,
Student, The Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration', Institute of Law and Security. 119571, Moscow, prospekt Vernandskiy, 82, str. 1. E-mail: sivigs@gmail.com
Краткая аннотация. В статье исследуется региональная организация Африканский Союз как эффективный институциональный механизм региональной защиты прав человека на африканском континенте. Автор рассматривает институционально-политическую историю формирования и развития Африканского Союза, а также его институциональную роль в области защиты прав человека в регионе. В статье делается вывод о том, что в Африканском Союзе постепенно формируются эффективные региональные институты защиты прав человека со своими принципами, паттернами и традициями правозащитной и праворегулирующей деятельности.
Abstract. The article examines the regional organization of the African Union as an effective institutional mechanism for the regional protection of human rights on the African continent. The author considers the institutional and political history of the formation and development of the African Union, as well as its institutional role in the field of human rights protection in the region. The article comes to the conclusions that the African Union is gradually forming effective regional institutions for the protection of human rights with their own principles, patterns, and traditions of human rights and law-regulating activities.
Ключевые слова. Африканский Союз, правовые институты, , права человека, Африка, региональные институты, защиты прав
человека.
Keywords: African Union, legal institutions, institutional mechanism, human rights, Africa, regional institutions, protection of human rights.
Для цитирования: Самодуров И.В. Региональное сотрудничество в сфере защиты прав человека: институциональная роль Африканского Союза // Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 147-148. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_147.
For citation: Samodurov I.V. The regional cooperation in the sphere of human rights protection: the institutional role of the African Union // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 147-148. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_147.
Статья поступила в редакцию: 01.08.2023
Защита прав человека - это та социально-правовая и социально-политическая сфера, которая требует сложной и многоплановой региональной кооперации. Такая региональная кооперация происходит как в Европе и Латинской Америке, так и в Африке, где в последние десятилетия защита прав человека становится задачей надгосударственного и наднационального правопорядка. Этой проблематике посвящено множество работ как отечественных (А.Х. Абашидзе [1, с. 15-18], А.Н. Пасенов [2, с. 189-193] и др.), так и зарубежных правоведов и политологов (А.А. О'Шеи [5, pp. 285-298], А.Ш.П. Нгатейо [3, с. 105-110], Н.Дж. Удомбана [6, pp. 34-56], Ф. Вилиджоин [7, pp. 475-487] и др.). Гораздо меньше внимания уделяется институциональным аспектам межгосударственного взаимодействия в области защиты прав человека на африканском континенте, и в особенности - институциональной роли Африканского Союза. Изучению этих аспектов посвящена предлагаемая статья. В качестве методологии были выбраны институциональный подход [4, pp. 81-96] и сравнительно-правовой анализ.
Несмотря на то, что с точки зрения правовой структуры и иерархичности правововых норм такие уровни защиты прав человека как национальный и международный (в частности, региональный) тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены, регионализация защиты прав человека играет особую институциональную роль в области равозащитной деятельности. Наличие региональных политических образований (не только в Африке, но и, например, на европейском континенте или в Латинской Америке) допускает существование институциональных возможностей политико-правового воздействия на отдельное государство, входящее в региональный союз, в котором были отмечены нарушения прав человека, со стороны других отдельных государств или их групп. Такое коллективное политико-правовое воздействие часто приводит к тому, что государство - нарушитель готово пойти на существенные правовые уступки в области закрепления и установления сильных и эффективных институциональных механизмов контроля за соблюдением прав человека с тем, чтобы защитить свои специфические политические интересы в рамках регионального союза.
Африканский Союз продолжает внедрять новые институциональные механизмы в области защиты прав и свобод человека и усиливать функциональные возможности уже существующих, способствуя тем самым обогащению африканского правового пространства новыми правовыми процедурами. Вопросы защиты прав человека и/или рассмотрения отдельных, наиболее резонансных случаев нарушения прав человека, которые привлекли к себе повышенное общественное внимание и интерес со стороны СМИ, могут быть рассмотрены на любом из институциональных уровней организации Африканскогого Союза, в частности:
1. Ассамблея глав государств и правительств членов Африканского Союза.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 8(224)
2. Исполнительный совет Африканского Союза.
3. Панафриканский парламент представителей государств - членов Африканского Союза.
4. Африканский Суд - как основной правозащитный орган, который отвечает за минимизацию нарушений прав человека на африканском континенте.
5. Комитет постоянных представителей членов - государств Африканского Союза.
Правозащитная значимость институтов Африканского Союза проявляется в следующем: региональный механизм международной защиты прав человека в виде Африканского Суда начинает рассматривать конкретное дело только тогда, когда полностью исчерпаны все возможности по внутригосударственной защите и отстаиванию нарушенных прав. Только если пройдены все внутригосударственнфе бюрократические и судебные инстанции, заявитель, который непосредственным образом столкнулся с ситуацией нарушения своих прав, может обращаться к международным институтам и органам, управомоченным обеспечивать его защиту в случаях, если национальные институты не справляются со своей задачей. И такой институциональный механизм нельзя не признать позитивным политико-правовым явлением.
Однако поскольку региональная система защиты прав человека в виде Африканского Союза формируется из совокупности политико-правовой воли национальных правительств, представляющих свои государства на африканском континенте, у отдельных правительств может существовать соблазн ограничивать роль региональных организаций, например, посредством ограничительных оговорок или другого вида саббо-тирования в системе рассмотрения жалоб.
Кроме того, нужно учесть, что Африканский Союз работает по многим направлениям, в частности:
1. Обеспечение мира и безопасности на континенте.
2. Обеспечение экономического развития и интеграции стран Африки.
3. Повышение качества национального управления .
4. Представительство стран континента на международной арене и пр.
Правозащитная деятельность Африканского Союза является важной, но далеко не единственной, и даже не первой в числе функций. Поэтому возможными являются политические сделки между отдельными государствами и аппаратом Африканского Союза, которые могут затрагивать в том числе и отношение к отдельным случаям нарушения прав человека.
Эти институциональные недостатки можно отнести к т.н. "болезням роста", поскольку региональная система защиты прав человека в виде Африканского Союза является самой молодой и действует, по сути, с 1986 года (например, европейская правозащитная система в виде Европейского суда по правам человека и связанного с ним Совета Европы работает с 1950 года, а панамериканская - с 1969 года).
Делая выводы, хотелось бы отметить, что региональное сотрудничество в области прав человека дополняет национальные институциональные правозашитные структуры. Однако существующие институциональные ограничения не позволяют в настоящее время в полном объеме воспользоваться всеми правозащитными возможностями, которыми обладает Африканский Союз. Это обуславливает необходимость дальнейшего правового изучения роли Африканского Союза как регионального стимула и локомотива в области продвижения правозащитной повестки и активизации институциональных инициатив в сфере защиты прав человека на африканском континенте.
Библиография:
1. Абашидзе А.Х., Гойа Дансо Л.М. Региональная система защиты прав человека в Африке: история и современность // Юрист-международник. Всероссийский журнал международного права. - 2006. - №4. - с. 15-18.
2. Нгатейо А.Ш.П., Пасенов А.Н. Африканские государства и их отношение к правам человека в период от 1960 года до 1981 года // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 11-3(74). - ЬС. 189-193.
3. Нгатейо Акони Шани Павел. Африканский суд по правам человека и народов: история и современность // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. - 2016. - №24(265). - Выпуск 38. - с. 105 - 110.
4. Barbashin M.Y. Imitation Modeling and Institutional Studies // Journal of Institutional Studies. - 2017. - 9(3). pp. 80-95.
5. O'Shea A.A. A Critical Reflection on the Proposed African Court on Human and People's Rights // African Human Rights Law Journal. - 2001. - #2. - pp.
285-298.
6. Udombana N.J. Toward the African Court on Human and Peoples' Rights: Better Late than Never // Yale Human Rights and Development Law Journal. -2000. - #3. - pp. 34-56.
7. Viljoen F. International Human Rights Law in Africa. Oxford: Oxford University Press. - 2012. - pp. 475-487. References:
1. Abashidze A.X., Goia D. L.M. Regionalnaya sistema zashchity prav chelovake v Afrike: istoriya i sovremennost [The Regional Human Rights Protection System in Africa: History and Modernity] // Urist-mejdunarodnik. Vserossiyskiy Jurnal mejdunarodnogo prava [International Lawyer. All-Russian Journal of International Law]. - 2006.
- #4. - pp. 15-18.
2. Ngateyo A.Sh.P., Pasenov A.N. Afrikanskie gosudarstva i ih otnoshenie k pravam cheloveka v period ot 1960 goda do 1981 goda [The African States and their Attitude to Human Rights in the Period from 1960 to 1981] // Mejdunarodnyy jurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and natural Sciences].
- 2022. - #11 3(74). - pp. 189-193.
3. Ngateyo A.Sh.P. Afrikanskiy sud po pravam cheloveka i narodov: istoriya i sovremennost [The African Court of Human and Peoples' Rights: History and Modernity] // Nauchnye vedomosti. Seriya Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo [Scientific Bulletin. Series «Philosophy». Sociology. Law]. - 2016. - 24(65). Vyp. 38. - pp. 105-110.
4. Barbashin M.Y. Imitation Modeling and Institutional Studies // Journal of Institutional Studies. - 2017. - 9(3). pp. 80-95.
5. O'Shea A.A. A Critical Reflection on the Proposed African Court on Human and People's Rights // African Human Rights Law Journal. - 2001. - #2. - pp.
285-298.
6. Udombana N.J. Toward the African Court on Human and Peoples' Rights: Better Late than Never // Yale Human Rights and Development Law Journal. -2000. - #3. - pp. 34-56.
7. Viljoen F. International Human Rights Law in Africa. Oxford: Oxford University Press. - 2012. - pp. 475-487.