Научная статья на тему 'АФРИКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ИХ ОТНОШЕНИЯ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ОТ 1960 ГОДА ДО 1981 ГОДА'

АФРИКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ИХ ОТНОШЕНИЯ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ОТ 1960 ГОДА ДО 1981 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКАЯ ХАРТИЯ / АФРИКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА / ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА / ПРИЗНАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТИ / ДОЛГИЙ ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ООН / OAE / АС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нгатейо А.Ш.П., Пасенов А.Н.

Африканская хартия прав человека и народов признает значительное количество прав и свобод. Она закладывает основы африканской системы защиты прав человека. Этот документ является первым африканском текстом в области прав человека. В этой статье мы сосредоточимся исключительно на позиции африканских лидеров после обретения независимости в отношении предложения о принятии регионального документа по правам человека и постараемся объяснить почему Африка так долго ждала, прежде чем, подобно Европе и Америке, проявить интерес к правам человека на региональном уровне? Объясняется ли такая «задержка» объективными причинами, характерными для обстоятельств или реалий африканского континента, или, это был просто результат отсутствия интереса африканцев к этому вопросу?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFRICAN STATES AND THEIR ATTITUDES TOWARDS HUMAN RIGHTS, FROM 1960 TO 1981

The African Charter on Human and Peoples' Rights recognizes a significant number of rights and freedoms. It lays the foundations of the African human rights protection system. This document is the first African text in the field of human rights. In this article, we will focus exclusively on the position of African leaders after independence regarding the proposal to adopt a regional human rights document and try to explain why Africa waited so long before, like Europe and America, showing interest in human rights at the regional level? Is such a "delay" due to objective reasons specific to the circumstances or realities of the African continent, or was it simply the result of the lack of interest of Africans in this issue?

Текст научной работы на тему «АФРИКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ИХ ОТНОШЕНИЯ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ОТ 1960 ГОДА ДО 1981 ГОДА»

АФРИКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ИХ ОТНОШЕНИЯ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В

ПЕРИОД ОТ 1960 ГОДА ДО 1981 ГОДА

А.Ш.П. Нгатейо, ассистент

А.Н. Пасенов, канд. юрид. наук, старший преподаватель

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-3-189-193

Аннотация. Африканская хартия прав человека и народов признает значительное количество прав и свобод. Она закладывает основы африканской системы защиты прав человека. Этот документ является первым африканском текстом в области прав человека. В этой статье мы сосредоточимся исключительно на позиции африканских лидеров после обретения независимости в отношении предложения о принятии регионального документа по правам человека и постараемся объяснить почему Африка так долго ждала, прежде чем, подобно Европе и Америке, проявить интерес к правам человека на региональном уровне? Объясняется ли такая «задержка» объективными причинами, характерными для обстоятельств или реалий африканского континента, или, это был просто результат отсутствия интереса африканцев к этому вопросу?

Ключевые слова: африканская хартия, африканские государства, отсутствие интереса, признание прав человека, борьба за независимости, долгий процесс принятия, региональный инструмент, правительственная организация, ООН, OAE, АС.

Африканская региональная система защиты прав человека возникла только в 1981 году с принятием Африканской хартии прав человека и народов (далее - Африканская хартия, Банжульская Хартия или Хартия). После довольно длительного периода созревания Африканская хартия будет принята 28 июня 1981 года на 17-м Саммите Организации Африканского Единства (далее - ОАЕ), состоявшемся в Найроби (Кения) [1]. Африканская хартия, вступившая в силу 26 октября 1986 года, является центральным документом африканской региональной системы прав человека. Она представляет собой, с одной стороны, первый африканский текст в области прав человека. С другой стороны, данный документ ратифицирован всеми государствами-членами Африканского союза, за исключением Марокко.

Африка или, по крайней мере, большая часть континента все еще находилась под колониальным игом до 70-х годов прошлого века. Десятилетие 1960-1970 гг. было периодом борьбы Африканских народов за полное искоренение колониализма на Африканском континенте под эгидой ОАЕ, созданной в Аддис-Абебе (Эфиопия)

25 мая 1963 года [2]. В последующее десятилетие (1970-1980) доминировала проблема борьбы с экономической и социальной отсталостью. В то время вопрос защиты прав человека был отодвинут на второй план и воспринимался африканскими государствами как дорогостоящая роскошь.

В первые годы своего существования ОАЕ не проявляла особого интереса к правам человека. При ее формировании акцент был сделан на государства, а не на индивидуума. И это не случайно, поскольку на континенте имелись немало лидеров, большинство из которых считали, что права человека являются импортированной теорией, несовместимой с реальностью африканских стран и противоречащей требованиям развития [9]. Они утверждали, что именно в продовольствии, здравоохранении и образовании нуждается африканский гражданин, а не в свободе совести или свободе ассоциации. Более того, несколько голосов выступили против реализации принципов, предложенных в «Законе Лагоса» по причине того, что, не все народы еще пользовались свободой существования в качестве африканцев [10].

Такой дискурс долгое время находил очень благоприятный отклик на африканском континенте, особенно когда речь шла о критике авторитаризма. Поэтому неудивительно, что Устав ОАЕ от 25 мая 1963 года не придавал никакого значения африканскому «человеку» и делал это лишь в интересах укрепления политической власти и государственной власти.

Упоминание о правах человека в данном документе весьма сдержанно, лаконично и двусмысленно. Таким образом, в своей преамбуле в пункте 9 Устава лишь подтверждает, между прочим, приверженность государств-членов принципам Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека, которые обеспечивают «прочную основу для мирного и плодотворного сотрудничества между государствами». Кроме того, статья 2 Устава, касающаяся целей ОАЕ, не содержал никаких намеков на права человека, ограничиваясь упоминанием принципов солидарности между африканскими государствами и искоренением колонизации на континенте.

ОАЕ, как представляется, уделяла большую часть своего внимания борьбе против всех форм империализма, колонизации, расовой дискриминации и апартеида на континенте, провозгласив неотъемлемое право всех народов распоряжаться своей собственной судьбой, право народов на самоопределение, уважение суверенитета африканских государств и принцип невмешательства в их внутренние дела. Таким образом, несмотря на первоначальное стремление гарантировать защиту достоинства человеческой личности, защита прав человека была отодвинута на второй план в деятельностях ОАЕ, которая гораздо больше озабочена прекращением вмешательства колониальных держав, которые все еще все еще оставались на континенте.

Африканские лидеры абсолютизируют роль государственного суверенитета и подчеркивают особенности традиций африканского континента. Для новых лидеров усилия должны были направлены прежде всего на национальное единство, которого позволила бы достичь политика

единой партии, а не на либеральные принципы теорий прав человека, в которых основное внимание уделяется человеку в отдельности, что не шло рука об руку с националистическими устремлениями [6].

В течение нескольких лет поощрение и защита прав человека были запретной темой в Африке. Африка станет забытым континентом прав человека. В 1960-х и 1970-х годах такие темы как экономическое и социальное развитие, политические стабильности, защита суверенитета и деколонизации, полностью доминировали в африканской политике.

Помимо вышеназванных причин, ещё одним из объяснений отказа от идеи суда является часто используемый лидерами Африканских государств аргумент по поводу отличий африканской и западной правовой культуры. Они аргументировали их отказ, прежде всего, тем, что международные стандарты и инструменты по продвижению прав человека являются выражением западной культуры, которые, по их мнению, неприменимы к африканским реалиям.

Африканская элита часто утверждала, что их государства были слишком молоды, чтобы применить подобные международно-правовые документы таким же образом, что и западные государства. Кроме того, они также заявляли, что самим западным странам понадобилось много времени для того, чтобы развить свою политическую систему, основанную на уважении прав человека и демократических норм. Таким образом, лидеры африканских государств также хотели бы иметь достаточно времени, чтобы адаптироваться и выработать свой собственный опыт, что впоследствии позволило бы им воплотить на африканском континенте юридические нормы, закрепленные в международных соглашениях по правам человека, учитывая африканские социально-культурные особенности. А тем временем, они предпочли опираться на африканские правовые традиции, которые отдают предпочтение политическому (дипломатическому) урегулированию споров, нежели судебному [11]. Как верно подчеркнул Жан-Поль Массерон, «лидеры Африканских государств склонны жертво-

вать индивидуальными свободами их граждан, с тем чтобы защитить национальную независимость» [8].

Доктор Андреас О'Ши, анализируя в одной из своих статей аргумент лидеров Африканских стран об Африканской культуре несудебных способов урегулирования споров, рекомендует обратить внимание на недостаток данного аргумента. Автор пишет, что с одной стороны, несмотря на обоснованность приведенного аргумента, тем не менее, с другой, он считает, что данный аргумент не учитывает неравенство сил в переговорах между правительством (государством) и их гражданами. По его мнению, в случае возникновения споров между данными субъектами, во внесудебном порядке гражданам фактически не удастся добиться справедливости из-за неравных сил и средств между ними и государством. Тем более, добавляет автор, в тот период многие Африканские страны не признавали существование некоторых прав человека в отношении их граждан и игнорировали свое обязательство их гарантировать и соблюдать [5].

Как мы видим, в течение нескольких лет поощрение и защита прав человека были запретной темой в Африке. Африка станет забытым континентом прав человека: ОАЕ всегда будет воздерживаться от решения этой проблемы во имя невмешательства во внутренние дела государств-членов. Однако, несмотря на эту преобладающую теорию, африканская элита осознавала, что вопрос развития и стабильности в Африке не может быть решен независимо от гарантий прав человека и африканских народов. Именно это осознание привело к принятию в 1981 году африканской Хартии, текста, который составляет основу африканской системы защиты прав человека.

Надо сказать, что и само международное сообщество проявит большую снисходительность и будет очень осторожно относиться к вопиющим и скандальным нарушениям прав человека во многих африканских государствах, настолько, что под самодовольным и соучастным взглядом других в Африке кровожадные режимы (Уганда, Экваториальная Гвинея, Цен-

трально-Африканская Республика) [7]. Репрессивная и преступная практика этих режимов лежит в основе первых откликов африканских стран на проблему прав человека как на правительственном, так и на неправительственном уровне.

Сначала безразличие Устава ОАЕ к правам человека было исправлено учредительным актом Африканского союза, принятым в Ломе, Того, 11 июля 2000 года и вступившим в силу 9 июля 2001 года [3]. Таким образом, в преамбуле нового учредительного акта предусматривается, что главы государств и правительств государств-членов «полны решимости поощрять и защищать права человека и народов, укреплять демократические институты и культуру, содействовать благому управлению и верховенству права». Тем не менее, статус прав человека в Африканском Союзе остается второстепенным. Они фактически фигурируют в числе последних пунктов преамбулы и статьи 3 основополагающего текста, касающихся целей Союза (восьмое место среди 14 целей) [4].

Лишь в 1981 году, с принятием Бан-жульской Хартии, главы африканских государств сделали первый шаг к созданию региональной системы защиты и поощрения прав человека. Другими словами, этот шаг был сделан только примерно через двадцать лет после создания ОАЕ. Более того, Банжульская Хартия вступила в силу только пять лет спустя, и то после ее ратификации требуемым большинством стран-членов. По существу, Хартия признает значительное число прав и закладывает основу для защиты прав человека на региональном уровне. Она представляет собой общий текст, в котором чаще всего излагаются гарантированные права и свободы. Впоследствии появятся и другие документы, закрепляющие права, провозглашенные Хартией, или устанавливающие другие.

Из вышесказанного следует, что после долгой борьбы в Африке создана настоящая система защиты прав человека. Система, которую можно критиковать за определенные недостатки. Однако следует признать, что Африканская региональная

система защиты прав человека является не мы международных стандартов в отноше-только молодой, но и амбициозной систе- нии основных прав и свобод человека, и мой. Сегодня Африканские государства механизмом, основная цель которого за-по-прежнему стремятся эффективно и да- ключается в том, чтобы гарантировать эти же действенно гарантировать судебный стандарты и обеспечить их соблюдение на надзор за соблюдением прав человека на континентальном уровне, права человека в континентальном уровне. Африканский Африке сегодня укрепляются и Хартия континент, наделенный в настоящее время становится все более важным инструмен-эффективным документом по правам че- том развития человека в африканских гос-ловека, рассматриваемым в качестве цен- ударствах. тральной опоры всей африканской систе-

Библиографический список

1. Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Юбилей Африканской хартии прав человека и народов // Евразийский юридический журнал. - 2012. - №2 (45). - С. 22-25.

2. Абашидзе А.Х., Гойа Дансо Л.М. Региональная система защиты прав человека в Африке: история и современность // Юрист-международник. Всероссийский журнал международного права. - 2006. - №4. - С. 15-18.

3. Барков, А.В. Африканский Союз (АС) // Моск. журн. междунар. права. - 2003. - №3. - С. 235-240.

4. Учредительный акт Африканского союза: [принят в г. Ломе 12.06.2000 г.] // Моск. журн. междунар. права. - 2003. - № 3. - С. 241-255.

5. O'Shea A.A critical reflection on the proposed African Court on human and peoples' rights // African human rights law journal Volume. - 2001. - №2. - Pp. 285-298.

6. Clapham C. Africa and International system. The politics of state survival. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - P. 115.

7. Viljoen F. AU Assembly should consider human rights implications before adopting the Amended merged African Court Protocol, 2012.

8. Jean-Paul Masseron, Le pouvoir et la justice en Afrique noire francophone et à Madagascar, Pedone, Paris, 1966. - p. 43.

9. Udombana N.J. Toward the African Court on Human and Peoples' Rights: Better late than never // Yale Human Rights and Development Law Journal. - 2000. - №3.

10. Salmon J. Rapport sur le droit des peuples à disposer d'eux-mêmes // Annales de la faculté de droit et des sciences économiques de Reims, 1974, ASERJ, p. 268.

11. Umozurike, U.O. The African Charter on Human and Peoples' Rights // The American Journal of International Law. - 1983. - Vol. 77, № 4. - Pp. 902-912. JSTOR, https://doi.org/10.2307/2202548.

AFRICAN STATES AND THEIR ATTITUDES TOWARDS HUMAN RIGHTS, FROM

1960 TO 1981

A.Ch.P. Ngatheyo, Assistant

A.N. Pasenov, Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)

Abstract. The African Charter on Human and Peoples' Rights recognizes a significant number of rights and freedoms. It lays the foundations of the African human rights protection system. This document is the first African text in the field of human rights. In this article, we will focus exclusively on the position of African leaders after independence regarding the proposal to adopt a regional human rights document and try to explain why Africa waited so long before, like Europe and America, showing interest in human rights at the regional level? Is such a "delay" due to objective reasons specific to the circumstances or realities of the African continent, or was it simply the result of the lack of interest of Africans in this issue?

Keywords: African charter, African States, lack of interest, recognition of human rights, struggle for independence, long adoption process, regional instrument, governmental organization, UN, OAE, AU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.