Научная статья на тему 'АФРИКАНСКАЯ ХАРТИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДОВ КАК НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АФРИКЕ: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ'

АФРИКАНСКАЯ ХАРТИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДОВ КАК НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АФРИКЕ: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
767
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКАЯ ХАРТИЯ / ИСТОРИЯ / МЕДЛЕННЫЙ И ДОЛГИЙ ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ / АФРИКАНСКАЯ КОМИССИЯ / РЕГИОНАЛИЗМ / АФРИКАНСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / КОВИД-19 / ПОСЛЕДСТВИЯ / АС / ООН / ОАЭ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нгатейо Акони Шани Павел

В этой статье рассматривается эволюция Африканской хартии по правам человека и народов за сорок один год ее существования (1981-2022 годы). В ней отражено происхождение Хартии и отмечен медленный и долгий прогресс ее принятия. Кроме того, одновременно также прослеживается история развития африканской региональной системы защиты прав человека, а также оцениваются основные изменения в региональной системе защиты прав человека в Африке и современные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при адекватном реагировании на потребности быстро развивающихся африканских обществ в эпоху глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AFRICAN CHARTER ON HUMAN AND PEOPLES' RIGHTS AS THE MOST SIGNIFICANT HUMAN RIGHTS INSTRUMENT IN AFRICA: DEVELOPMENT HISTORY

This article examines the evolution of the African Charter on Human and Peoples' Rights over the forty-one years of its existence (1981-2022). It reflects the origins of the Charter and marks the slow and long progress of its adoption. In addition, it simultaneously also traces the history of the development of the African regional human rights system, as well as assesses the main changes in the regional human rights system in Africa and the current challenges faced in adequately responding to the needs of rapidly developing African societies in the era of globalization.

Текст научной работы на тему «АФРИКАНСКАЯ ХАРТИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДОВ КАК НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АФРИКЕ: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ»

АФРИКАНСКАЯ ХАРТИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДОВ КАК НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АФРИКЕ:

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ

Нгатейо Акони Шани Павел, ассистент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-3-132-137

Аннотация. В этой статье рассматривается эволюция Африканской хартии по правам человека и народов за сорок один год ее существования (1981-2022 годы). В ней отражено происхождение Хартии и отмечен медленный и долгий прогресс ее принятия. Кроме того, одновременно также прослеживается история развития африканской региональной системы защиты прав человека, а также оцениваются основные изменения в региональной системе защиты прав человека в Африке и современные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при адекватном реагировании на потребности быстро развивающихся африканских обществ в эпоху глобализации.

Ключевые слова: африканская хартия, история, медленный и долгий процесс принятия, африканская комиссия, регионализм, Африканские институты, защита прав человека, ковид-19, последствия. OAE, АС, ООН.

Долгое время региональная защита прав человека (на примере европейской и межамериканской систем) не пользовалась популярностью в Организации Объединенных Наций (ООН). В какой-то степени это рассматривалось как «отколовшееся движение», которое угрожало всеобщей (в данном контексте, спонсируемой ООН) защите прав человека, навязывая более низкие стандарты в области прав человека [11]. Основная проблема заключалась в том, что государства, желающие избежать минимальных глобальных стандартов и контроля в области прав человека, могли бы подчиниться менее строгим региональным стандартам и контролю в области прав человека, а затем заявить, что они не должны подвергаться дальнейшим глобальным стандартам и надзору в области прав человека.

Новый подход был применен только тогда, когда в 1976 году вступили в силу Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [2] и Международный пакт о гражданских и политических правах [3], принятые одновременно в 1966 году. После этого, более уверенная ООН начала поддерживать идею регионализма в отношении прав человека [15]. Таким образом, в 1977 году Гене-

ральная Ассамблея ООН обратилась к государствам, где региональных механизмов еще не существовало, с призывом создать такой механизм, и впоследствии в значительной степени придерживалась этой линии мышления в качестве своего официального подхода. Годы спустя, в июне 1981 года, была создана Африканская региональная система.

В марте 2022 г. исполнилось 41 лет со дня принятия Африканской хартии прав человека и народов (далее - Африканская хартия или Хартия). Африканская хартия является наиболее важным региональным документом Африки в области прав человека, направленным на поощрение и защиту прав человека. 41 год спустя после ее принятия в ряде африканских государств-участников Африканской хартии по-прежнему имеют место грубые и последовательные нарушения прав человека, как это было отмечено Африканской комиссией по правам человека и народов (далее -Африканская комиссия) в ее отчетах с 11 ноября 2019 по 03 декабря 2020 о «ситуации с правами человека» в Африке, в частности, она выражает сожаление в связи с появлением нарушений прав человека в период Ковид-19, включая негативное воздействие пандемии Ковид-19 на соци-

альные и экономические права, такие как право на образование, право на наивысший достижимый уровень здоровья и право на питание и т.д. Кроме того, комиссия отмечает, что законы о борьбе с терроризмом также использовались для подавления протестующих и закрытия судов в контексте пандемии Ковид-19, затрудняя доступ к правосудию с негативными последствиями для тюрем; тревожный рост сексуального и гендерного насилия во время пандемии.

Другие примеры грубых нарушений прав человека в Африке произошли в Мали 28 октября 2020 г. со смертным приговором, вынесенным Антитеррористическим судом присяжных в отношении трех джихадистов, обвиняемых в смертоносных нападениях, совершенных в 2015 году в Бамако и в Ливии с ухудшением ситуации в области безопасности и прав человека, включая сообщения об усилении неизбирательных нападений на гражданские районы столицы Ливии Триполи, в ходе которых несколько гражданских лиц были ранены или убиты, а жилые дома и другая инфраструктура были повреждены. Кроме того, имели место продолжающееся применение смертной казни в 57 случаях, когда в ряде стран Африки было зарегистрировано пятьдесят семь (57) казней. Многие выборы, проведенные в 2020 году, были хаотичными, что привело к гибели людей и уничтожению имущества в результате столкновений с правоохранительными органами, включая хаос после выборов в Кот-д'Ивуаре и Гвинее Конакри, а также сообщения о запугивании и нападениях в Танзании. Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что 41-я годовщина принятия Африканской хартии отмечалась в то время, когда континент столкнулся с серьезными проблемами в области прав человека.

Региональная правовая защита прав человека в Африке не осуществлялась до июня 1981 года, когда Африканская хартия - центральный документ африканской системы прав человека. Она была принята на восемнадцатой сессии Ассамблеи глав государств и правительств Организации Африканского Единства (далее - ОАЕ).

Процесс формирования Африканских институтов по защите прав человека, в отличие от американского и европейского континентов, был длительным и включал серию семинаров, конференций и коллоквиумов в период с 1961 по 1981 год [8]. На наш взгляд, можно обозначить две стадии движения к осознанию идеи разработки данной системы защиты прав человека в Африке.

На первой стадии в основном возглавляли этот процесс африканские юристы, неправительственные организации (НПО), Организация Объединенных Наций (далее - ООН).

Африканская региональная система прав человека официально была разработана под эгидой ОАЕ, которая была образована 25 мая 1963 года в соответствии с Уставом ОАЕ [14]. Однако, будет уместным напомнить, что конгресс Африканских юристов по верховенству права, прошедший 3-7 января 1961 г. под эгидой Международной комиссии юристов, стал первым знаковым событием в истории развития региональной системы по защите прав человека на Африканском континенте. Различные группы, в том числе средства массовой информации, церковь, неправительственные организации (НПО) и межправительственные организации, усилили давление на ОАЕ, осудив некоторые из самых печально известных нарушений прав человека на континенте.

Около 200 юристов из стран Африки, Азии, Европы и Северной Америки собрались вместе в Лагосе (Нигерия) для того, чтобы обсудить возможности подготовки согласованной системы признания и защиты прав и свобод человека в Африке. Африканский конгресс подтвердил основные принципы, лежащие в основе концепции верховенства права, принятые на конференции, состоявшейся ранее в Нью-Дели [4]. Они обвинили Организацию в том, что она отклоняется от своей главной цели, которая заключается в восстановлении достоинства униженных африканских народов. Ее обвиняли в применении двойных стандартов, осуждающих апартеид в Южной Африке, при этом закрывая глаза на массовые нарушения прав человека, со-

вершенные некоторыми из ее собственных членов.

На этом конгрессе, Ннамди Азикиве, будучи уже президентом Республики Нигерии и участником данной конференции выступил с предложением принять Африканскую конвенцию по правам человека как «залог веры новых африканских государств в идею правового государства и верховенства закона, в демократию как образ жизни, а также в уважение человеческого достоинства» [14].

Конгресс длился четыре дня и завершился принятием заключительной декларации под названием «Закон Лагоса». Данная декларация однозначно провозглашает, что верховенством права является динамическая концепция, которая должна использоваться для защиты и продвижения воли народа и политических прав индивида, а также для создания социальных, образовательных и культурных условий, при которых индивидуум сможет реализовать свои законные устремления во всех зависимых и независимых государствах Африки. Одним из наиболее важных положений данного документа являлся призыв к правительствам стран Африки, содержащий в пункте 4 декларации по рассмотрению возможности создания регионального суда по правам человека, уполномоченного принимать и рассматривать жалобы от лиц, находящихся под юрисдикцией государств-участников [12].

Несмотря на то, что декларация носила лишь рекомендательный характер, тем не менее, многие присутствующие на конгрессе считали ее важным шагом на пути к защите индивидуальных прав народов Африки. В этой связи, оценивая работу данного конгресса, Карел Васак, один из основных участников в 1962 г. писал, что «путь, похоже, открыт для того, чтобы Африка приобрела свою собственную конвенцию о правах человека».

Тем не менее, из-за неблагоприятных политических условий, характерных для африканского континента, оглашенный в вышеуказанной декларации призыв сперва не получил достаточной поддержки со стороны глав государств и правительств Организация Африканского Единства (да-

лее - ОАЕ). Дело в том, что в этот период не все Африканские лидеры разделяли данную точку зрения и в этой связи противились две тенденции: меньшинство, выступающее за создание Суда; большинство, выступающее против него. По мнению большинства, во имя уважения африканских традиций, в которых, по их мнению, предпочтение отдается согласительной процедуре нежели судебным урегулированием споров, не представлялось целесообразным делать выбор в пользу правовых решений для урегулирования споров в области прав человека [12]. По этому поводу Робертсон А.Н. справедливо утверждал, что «призыв Африканского конгресса упал на глухие уши африканских лидеров» [16].

В последующем идея создания африканской региональной системы защиты прав человека получила конкретизацию через два года после создания ОАЕ [1], однако следует признать, что не сразу, поскольку в Уставе ОАЕ прямо говорится о поощрении солидарности и развития, прекращении колониализма, защите суверенитета и поощрении международного сотрудничества. Однако Устав ОАЕ не предусматривал четкой защиты индивидуальных прав африканского народа в качестве цели государств-основателей.

Следует также признать тот факт, что в первые годы своего существования ОАЕ не проявляла особого интереса к правам человека. При ее формировании акцент был сделан на государства, а не на индивидуума. И это не случайно, поскольку на континенте имелись немало лидеров, большинство из которых считали, что приматом права в жизни государства и уважением основных прав и свобод являются принципы, применяемые лишь к европейским понятиям демократии. Они абсолютизируют роль государственного суверенитета и подчеркивают особенности традиций африканского континента.

Она в значительной степени сохраняла равнодушное отношение к нарушениям прав человека в Африке и сосредоточила свои усилия на политической и экономической независимости, недопущении расовой дискриминации, самоопределении, ис-

коренении колониализма на континенте и ликвидации апартеида в Южной Африке в ущерб личной свободе. Африканские лидеры были категорически против внешнего вмешательства в их внутренние дела и рассматривали концепцию об обязанностях государств защищать права человека как предлог западных стран вмешиваться в их внутренние дела. По этой причине о правах человека в Уставе ОАЕ упоминали лишь в контексте деколонизации и осуждения политики расовой сегрегации, которые продолжали на Африканском континенте, в частности, в Южно-Африканской Республике (ЮАР).

Несмотря на скептическое отношение лидеров Африканских государств в начале 60-х годов к идее создания в Африке региональной системы защиты прав человека, в конце 60-х годов наблюдается тенденция ослабления их позиций в этом вопросе. Спустя 6 лет после конференции в Лагосе Активные дискуссии по вопросу обеспечения прав человека на континенте снова будут обсуждаться. В январе 1967 г., в Дакаре, (Сенегал) по инициативе Сенегальской ассоциации правовых исследований с одной стороны и Международной комиссии юристов с другой, состоялся очередной конгресс по вопросам верховенства права, на котором впервые собрались исключительно франкоязычные африканские юристы.

В 1969 году с 2 по 15 сентября состоялась очередная конференция в Каире (Египет). Данная конференция отличалась от предыдущих тем, что ее участники четко заявили о срочной необходимости создать Африканскую комиссию по правам человека, а также изучить основные вопросы, связанные с составом, компетенцией и мандатом предполагаемой региональной комиссии, которые позднее будут рассмотрены при разработке Африканской хартии [16].

В 1978 году в Дакаре после длительного периода дискуссий, переговоров и консенсуса, особенно учитывая, что многие африканские государства с подозрением относились к идее создания именно суда, а также были против любых вмешательств в их внутренние дела, стремясь сохранить

недавно приобретенную независимость, на основе резолюции Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ [6], был подготовлен проект Африканской хартии прав человека и народов. Надо отметить, что это стало действительно важным для истории решением.

В связи с этим Генеральный секретарь по приглашению Сенегала организовал в 1979 году в Дакаре конференцию, в которой приняли участие около двадцати африканских экспертов из шести государств под председательством тогдашнего председателя Верховного суда Сенегала достопочтенного судьи Кебы Мбайе [5]. Эксперты разработали текст, который должен служить основой для предстоящей встречи правительственными делегатами, которые будут собираться в Банжуле (Гамбия) с 9 по 15 июня 1980 г.

Так, например, одним из интересных фактов является то, что Ливийская делегация оспорила необходимость Африканского инструмента в области прав человека на том основании, что «священный Коран адекватно обеспечивает уже защиту прав человека и народов» [8]. Вследствие этого, принятие Хартии было постановлено под угрозу. Президенту Гамбии Сэру Дауда Джавара пришлось приложить много усилий, чтобы спасти процесс разработки Хартии, страдающий от жестокой оппозиции со стороны экспертов некоторых государств.

Учитывая скудные результаты первой сессии делегатов правительств, Совет министров ОАЕ был вынужден принять резолюцию, в которой предлагал завершить рассмотрение проекта Африканской хартии на второй сессий, которая должна состояться с 7 по 21 января 1981 г. Вторая сессия оказалась успешной, так как все участники смогли найти общий язык относительно текстов будущей Африканской Хартии. В связи с этим Генеральный секретарь ОАЕ созвал в июне 1981 г. на сессии Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ в Кении новую конференцию для того, чтобы представить хартию на рассмотрение.

В Кении проект Африканской хартии обсуждался Советом министров ОАЕ.

Сессия проходила в благоприятной обста- тифицировали Африканскую хартию. Ма-новке, и она завершилась тем, что был рокко, в 1984 году вышедшее из ОАЕ, где одобрен окончательный текст Хартии с 68 был признан суверенитет Западной Саха-статьями, а также преамбула. Проект ры, стало последним государством, рати-Устава был представлен Ассамблее глав фицировавшим Африканскую хартию в государств и правительств ОАЕ, которая 2017 году. Действительно, реинтеграция приняла его в июне 1981 года без обсуж- Марокко в состав Африканского Союза 30 дения [9]. января 2017 года, а также ратификация

В настоящее время все африканские африканской Хартии являются двумя важ-государства являются членами Африкан- ными дипломатическими достижениями ского Союза и следовательно, все они ра- для королевства.

Библиографический список

1. Гомеш Ф. Организация африканского единства и права человека (международно-правовой аспект) [Микроформа]: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10 / Ф. Гомеш. - Л., 1990. - 203 с.

2. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16 декабря 1966г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст. 291.

3. Международный пакт «О гражданских и политических правах» (Принят 16 декабря 1966г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст. 291.

4. Международная комиссия юристов. Конгресс в Нью-Дели (1959 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.icj.org.

5. Проект отчета докладчика совещания африканских экспертов по проекту Африканской хартии, Дакар, Сенегал, 28 ноября - 8 декабря 1979 г., Документ OAE. CAB/LEG/Draft/Rapt.Rpt., 2.

6. Резолюция Ассамблей глав государств и правительств ОАЕ AHG // Dec. 115 (XVI) Rev. 1, 1979.

7. Umozurike U.O. The African Charter on Human and Peoples' Rights - An Introduction // Review of the African Commission on Human and Peoples' Rights, Vol. 1 (1991), pp. 5-15.

8. Akiwumi A.M. The United Nations International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights and the African Charter on Human and Peoples' Rights, non publié, pp. 32-33.

9. Drafts of the African Charter reprinted in C. Heyns (ed), Human Rights Law in Africa 1999 (Martnus Nijhoff, 2002) BG Ramcharan, 'The Travaux Pre paratoires of the African Commission on Human Rights' (1992) 13 Human Rights Law Journal 307.

THE AFRICAN CHARTER ON HUMAN AND PEOPLES' RIGHTS AS THE MOST SIGNIFICANT HUMAN RIGHTS INSTRUMENT IN AFRICA: DEVELOPMENT

HISTORY

Ngatheyo Akony Chany Pavel, Assistant Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)

Abstract. This article examines the evolution of the African Charter on Human and Peoples' Rights over the forty-one years of its existence (1981-2022). It reflects the origins of the Charter and marks the slow and long progress of its adoption. In addition, it simultaneously also traces the history of the development of the African regional human rights system, as well as assesses the main changes in the regional human rights system in Africa and the current challenges faced in adequately responding to the needs of rapidly developing African societies in the era of globalization.

Keywords: african charter, history, slow and long adoption process, African commission, regionalism, African institutions, protection of human rights, covid-19, consequences, OAU, AU, UN.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.