Научная статья на тему 'Африканская Хартия прав человека и народов как общий стандарт для деятельности субрегиональных экономических организций в Африке'

Африканская Хартия прав человека и народов как общий стандарт для деятельности субрегиональных экономических организций в Африке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
584
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / АФРИКА / СУБРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсенюк Анна Юрьевна

Данная статья посвящена анализу влияния Африканской хартии прав человека и народов на текст учредительных соглашений субрегиональных экономических организаций в Африке. Рассмотрен вопрос единого стандарта прав человека на Африканском континенте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Африканская Хартия прав человека и народов как общий стандарт для деятельности субрегиональных экономических организций в Африке»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

АФРИКАНСКАЯ ХАРТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДОВ КАК ОБЩИЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБРЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗЦИЙ В АФРИКЕ

Арсенюк Анна Юрьевна, Казанский Федеральный (Приволжский университет, г. Казань

E-mail: anna.arsenyuk@gmail.com

Аннотация. Данная статья посвящена анализу влияния Африканской хартии прав человека и народов на текст учредительных соглашений • субрегиональных экономических организаций в Африке. Рассмотрен вопрос единого стандарта прав человека на Африканском континенте.

Ключевые слова: права человека, Африка, субрегиональные экономические организации, единый стандарт.

Проблемы защиты прав человека в Африке давно стали предметом изучения как зарубежных, так и отечественных юристов. Но ученые в своем большинстве, проводят анализ региональных международных африканских механизмов защиты и поощрения прав человека, функционирующие в рамках в рамках Африканского союза. Однако в настоящее время представляется возможным констатировать наличие различных африканских субрегиональных механизмов защиты прав человека, к которым относятся суды и трибуналы, функционирующие в рамках африканских интеграционных объединений. Основное направление деятельности субрегиональных организаций в Африке имеет экономический характер.

В последние годы многие из этих субрегиональных организаций поняли идею о том, что без защиты прав и свобод человека невозможны национальная стабильность и соответственно экономическое развитие, потому что именно в зависимости от степени защиты прав и свобод человека могут затихать многочисленные войны, в которые вовлечено большинство государств Африки.

Как только стало признано, что права человека играют, важную роль в субрегиональных экономических организациях Африки, возник вопрос, каким

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

должен быть единый источник для применения. Дальнейшая проблема заключается в том, какой должна быть нормативная основа, единый стандарт, для дальнейшего развития и консолидации нормативной базы. Ни у одной из субрегиональной организации нет «своего каталога» прав человека как части его стандартов, установленных в соглашении. Этот стандарт должен быть производным из общих стандартов международного права на глобальном или региональном уровне. Хотя стандарты прав человека на глобальном уровне, разработанные ООН, приняты среди африканских субрегиональных сообществ, но ни один из них не был ратифицирован всеми государствами.

Предполагается, что Африканская хартия, к которой присоединились все государства-члены Африканского союза - должна служить единым стандартом. Разработка отличных «своих» субрегиональных стандартов прав человека, таких как Хартия Фундаментальных Социальных прав в SADC и проект Билля о правах ЕАС, могут отражать региональную специфику, но такие инструменты, также, вероятно, увеличат и подчеркнут разницу, тем самым помешают движению к африканскому правовому единству и юридической интеграции. Субрегиональные стандарты могут быть разработаны, чтобы умалить или • разрушить региональные стандарты. Попытки разработать билль о правах ЕАС происходят из условий в Соглашении ЕАС, что у Суда ЕАС должен быть свой акт, определяющий права человека как часть юрисдикции Суда, утвержденный Советом ЕАС и государства-участники должны «принять Протокол, чтобы утвердить расширенную юрисдикцию». Предварительная версия Билля, проект которого был создан, как часть этого продолжающегося процесса, подчеркивает неизбежность зависимости от Африканской Хартии как единого стандарта.

Спорным является вопрос, что субрегиональные соглашения будут в состоянии развить стандарты прав человека, установленные в Африканской Хартии, в то время как та же самая цель может быть достигнута, если Африканская Хартия будет успешно толковаться и применяться судами сообществ.

Африканская Хартия является образцовым и легитимным источником, который дает ссылку на гарантию обеспечения субрегиональной судебной гармонизации. За исключением Марокко, все африканские государства являются членами Африканской Хартии. Это объясняет, почему большинство субрегиональных соглашений ссылаются на «признание, продвижение и защиту прав человека и народов" в соответствии с Африканской Хартией как «фундаментальный принцип», ведущий к достижению их целей [2,3,4]. В Соглашении ЦМА, где Марокко является его участником-основателем, такой формулировки не содержится. Предшествовавшее вступление в силу Африканской Хартии, Соглашение ECCAS также не делает ссылку на

21

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Африканскую Хартию. Озадачивающее упущение любой прямой ссылки на Африканскую Хартию в Соглашении SADC и Протокола о Трибунале SADC, позволяет Трибуналу «развивать его собственную юриспруденцию Сообщества, учитывающую применимые соответствующие соглашения, принципы и нормы общего международного права и любые правила и принципы законов государств» [1].

Даже если не все существующие субрегиональные соглашения используют Африканскую Хартию в своих правовых системах, Хартия может служить источником принципов для субрегионального законодательства.

В связи с отсутствием на африканском континенте судебного единообразия и интеграции, возникают проблемы различной интерпретации одного и того же нормативного источника различными судебными органами. Многочисленные субрегиональные суды будут сосуществовать друг с другом и с Африканским Судом по правам Человека Народов. Если бы все эти судебные органы выносили решения на основе Африканской Хартии, можно было бы говорить об интегрирующей юриспруденции, но тогда она не нуждалась бы в развитии. В то время как эти перекрещивающиеся юрисдикции могут привести к взаимному • развитию и могут усилить оба учреждения, обратная сторона тоже имеет право на существование, приведя к различному толкованию положений Африканской хартии [7, с. 470]. Вероятность такого результата можно избежать, если субрегиональные суды будут следовать толкованию, которое дает Африканский Суд по правам человека и народов, при условии существования необходимого толкования, или используя систему обращений к Африканскому Суду за разъяснениями.

Поскольку судебное учреждение уполномочено, чтобы принимать решения по нарушениям Африканской Хартии, Суд ECOWAS сделал некоторые шаги к имплементации Африканской Хартии как общего стандарта. В соответствии с Протоколом Суда ECOWAS, Суд исследует споры в соответствии с Соглашением ECOWAS ,Протоколом и, при необходимости, статей 38 Устава Международного суда ООН. В деле Ugokwe, связанным с законностью внутреннего избирательного процесса Суд ECOWAS разъяснил, что включение Африканской Хартии в Соглашение «обязывает Суд применять те права, которые закреплены в Африканской хартии» [10]. Хотя эти разъяснения не являются основанием решения, они представляют ясный и логический пример имплементации Африканской хартии, что Хартия является неотъемлемой частью деятельности Суда ECOWAS.

В деле рабства в Нигерии Суд ECOWAS отметил, что в «отсутствии законных стандартов ECOWAS, касающихся прав человека, они обеспечиваются правами, закрепленными в Хартии» [8]. В этом деле, как в многочисленных

22

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

других, Суд признал за государством-членом ECOWAS нарушение Хартии.

В своих решениях Суд ECOWAS часто делает ссылку на конкретные нормы Хартии, и немногочисленные ссылки на решения Африканской Комиссии. Суд также имеет тенденцию исследовать и полагаться на прецедентное право Международного суда ООН и Европейского суда по правам человека, в той степени, насколько международные трибуналы связаны с рассматриваемыми делами, и на прецедентах внутренних судов, особенно нигерийского и английского судов [7, с. 477]. В деле рабства в Нигерии, Суд отметил, что выносит решение на основании Хартии, «без обязательного соблюдения процедуры, такой как в Африканской комиссии» [7, с. 478]. В значительном количестве дел, Суд ECOWAS полагался на положения Всеобщей декларации прав человека, но не делая конкретных ссылок на статьи, т.к. Всеобщая декларация - это источник, который достиг статуса обычного международного права [7, с. 480].

Для выражения большего признания взаимозависимости между решениями судов REC и их собственным мандатом, Африканская Комиссия в одной из ее резолюций призвала к "немедленному и безоговорочному освобождению • журналистов Эбримы Маннеха и Кэнии Кэнйибы и всех узников совести»,[6] и обратилась к правительству Гамбии о «немедленном и полном исполнении решения от 5-го июня 2008 Суда ECOWAS в отношении освобождения журналиста Эбримы Маннеха от незаконного заключения и возмещения убытков, присужденных Судом» [6].

В отличие от этого, и несмотря на то, что нет никакой ссылки на Африканскую Хартию, как на источник прав в Соглашении SADC, Трибунал SADC положился в большей степени на соответствующие положения Хартии и — что еще более важно — разъяснения Комиссии. Трибунал SADC, на основании формулировка соответствующего положения в Африканской Хартии, также эффективно расширил деятельность, освободив заявителей от исчерпания внутренних средств защиты.

Суд EAC в деле Катабази [12] также делает ссылку на Африканскую Хартию и разъяснения Комиссии.

Таким образом, мы видим, что Африканская Хартия признается судами субрегиональных экономических организаций как единый стандарт, источник, закрепленных прав человека на африканском континенте, помимо универсальных источников.

Литература:

1. Protocol on Tribunal in Southern African Development Community and Rules of Procedure of the Southern African Development Community Tribunal [Электронный

23

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

ресурс] // Официальный сайт Сообщества развития Юга Африки. -Режим доступа: http://www.sadc.int/files/1413/5292/8369/

Protocol_on_the_Tribunal_and_Rules_thereof2000.pdf

2. Соглашение Восточноафриканского Сообщества [Treaty for the Establishment of the East African Community] (Аруша, Танзания, 30 ноября 1999 года), вступило в силу 7 июля 2000 года.

3. Соглашение Экономического сообщества Западноафриканских государств [Economic Community of West African States] (Лагос, Нигерия, 28 мая 1975 года), вступило в силу 23 августа 1995 года.

4. Соглашение Межправительственного Совета по развитию [Agreement establishing the Inter-Governmental Authority on Development] (Найроби, Кения, 21 марта 1996 года), вступил в силу 21 марта 1996 года.

5. Африканская хартия прав человека и народов [Banjul Charter] (Найроби, Кения, 27 июня 1981 года), 21 I.L.M. 59 (1981), вступила в силу 21 октября 1986;

6. ACHPR/Res.134 (XXXXIIII ) 08: Resolution on the Human Rights Situation in the Republic of the Gambia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.africalegalaid.com/news/commission-issues-resolution-on-human-rights-in-the- • gambia (последнее обращение 01.05.2016г.).

7. Viljoen F. International Human Rights Law in Africa. Oxford: Oxford University Press. - 2012, p. 470, 475-487.

8. Karaou v Niger, Judgment ECW/CCJ/JJD/06/08, ECOWAS Court (27 October 2008) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Трибунала Экономического сообщества западноафриканских государств. - Режим доступа: http:// www.courtecowas.org

9. Manneh v The Gambia, Judgment ECW/CCJ/JJD/03/08, ECOWAS Court; (5 June 2008) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Трибунала Экономического сообщества западноафриканских государств. - Режим доступа: http:// www.courtecowas.org

10. Ugokwe v Nigeria and others, Case ECW/CCJ/APP/02/05, ECOWAS Court, (7 October 2005) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Трибунала Экономического сообщества западноафриканских государств. - Режим доступа: http://www.courtecowas.org ;

11. Tembani v Zimbabwe Case No 7/2008 SADC (T), 5 June 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldcourts.com/sadct/eng/decisions/2009.06. 04_Tembani_v_Zimbabwe.htm

12. Uganda v Edward Katabazi - Criminal Session Case No. 64 of 1997 (Criminal Session Case No. 64 of 1997) [1998] UGHC 1 (16 October 1998) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ulii.org/ug/judgment/high-court/1998/1/ (последнее обращение 01.05.2016 г.).

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.