ИСТОРИЯ ВАЛЮТНЫХ И ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ СТРАН АФРИКИ С ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ*
С.Р. МОИСЕЕВ, кандидат экономически* наук
Московский государственный униоерситет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
ЧАСТЬ II. Обретение политической и экономической независимости
Создание независимых центральных банков.
Накануне и в течение всего периода борьбы за свою независимость от колонизаторов большинство стран Африки начало проводить автономную политику, приведшую к распаду местных валютных зон и нарушению связей с международной финансовой системой. Африканские лидеры, как и большинство политиков в мире, находились под влиянием новых веяний в экономической теории, суть которых заключалась в том, что каждая страна должна иметь независимый центральный банк. Институт центрального банка рассматривался как непременный атрибут свободного государства в поствоенную эпоху.
В начале 1900-х гг. в Африке уже действовало несколько центральных банков. Египет в 1898 г. впервые среди африканских стран основал институт центрального банка (National Bank of Egypt). Так же как и большинство центральных банков того времени, египетские денежные власти выполняли функции коммерческого банка и находились в частной собственности. Центральный банк Египта несмотря на то, что располагал штаб-квартирой в Каире и действовал на его территории, принадлежал британским акционерам, так как Египет находился под опекой Великобритании. Эфиопия в 1905 г. предоставила монопольное эмиссионное право частному Bank of Abyssinia, выполнявшему функции квазицентрального банка. Bank of Abyssinia находился под управлением и частично принадлежал National Bank of Egypt. Свои первые бумажные деньги эфиопский квазицентральный банк выпустил только спустя десять лет, в 1915 г. Второй квазицентральный банк, существовавший в Эфиопии, Société Nationale d'Ethiopie pour le Développement de l'Agriculture et du Commerce, был
* Окончание. Начало в журнале «Дайджест-Финансы». -2003. - № 9.
основан в 1908 г. и периодически выпускал в обращение собственные монеты.
В Марокко в 1907 г. частному Banque d'Etat du Магос делегировали функции центрального банка. Созданию марокканского центрального банка предшествовала конференция в Алжекирасе (Испания), на которой между властями Марокко, с одной стороны, и ведущими европейскими странами и США, с другой стороны, было заключено соглашение о том, что центральный банк будет принадлежать международному консорциуму иностранных банков. Первоначально консорциум находился под управлением Banque de París et du Pays-Bas (штаб-квартира в Париже).
Южная Африка, получившая независимость от Великобритании в 1910 г., учредила центральный банк только в 1921 г. в связи с проблемами возврата метрополии к системе золотого стандарта после Первой мировой войны. Сфера влияния South African Reserve Bank распространялась не только на Южную Африку, но также на Ботсвану, Лесото, Намибию и Свазиленд. Все пять стран образовывали единую валютную зону, где на протяжении десятилетий обращался южноафриканский рэнд. Власти Португалии в 1926 г. учредили Banco de Angola в качестве одного из филиалов Banco Nacional Ultramarino и местного квазицентрального банка. В функции денежных властей также входило проведение коммерческих операций. Де-факто в Анголе действовала бивалютная система: военная хунта во главе с генералом Моеда выпускала от имени правительства банкноты с мелким номиналом, a Banco de Angola эмитировал от имени Banco Nacional Ultramarino банкноты с крупным номиналом.
После Второй мировой войны в метрополиях разгорелись ожесточенные споры, должны ли колонии, стоявшие на пороге политической независимости, учредить центральные банки или в них оставить валютные правления. Критики валютных правлений указывали на то, что они держат избы-
EKEMECHMfl 1ШРМАЦ11ШШШ1ЧЕСК111УРШ ДЯЙДЖЕСТ-МНИНСЫ
31
I ят* шя»яю
точные резервы и их наличие ведет к потере колониями дохода от сеньоража. Валютные правления не имеют возможности проводить дискреционную политику, поддерживать банковскую систему в период кризиса, что сдерживает экономический рост и без того бедных стран. С другой стороны, сторонники валютных правлений, преимущественно из чис^а колониальных должностных лиц, подвергали сЬмнению целесообразность учреждения центральных банков в развивающихся странах. Они опасались, что центральные банки станут инструментом инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. Кроме . того, для эффективного проведения операций центральному банку необходим развитый денежный рынок, которого в странах Африки нигде не было. Мнения разделились, в одних странах после обучения африканских чернокожих специалистов было решено создать центральные банки, в других - сохранить валютные правления. Инспекции только что созданного Всемирного банка, побывав в Нигерии и Восточной Африке, рекомендовали сохранить1 валютные правления на временной основе или на неопределенный период.
К концу 1950-х гг. концепция центрального банка победила в теоретических дебатах об органе денежно-кредитного регулирования. Экономисты в конечном счете отмели гипотезу о том, что центральный банк нуждается в развитом внутреннем денежном рынке. Даже без рынка долговых обязательств центральный банк может влиять на предложение кредита, варьируя резервные требования для банков, переучитывая ссуды и другие финансовые активы или напрямую выдавая займы частному сектору. В 1960-х гг. центральные банки распространились по всему «черному» континенту.
Модификация валютных правлений. Еще до
того как в африканских странах начали функционировать центральные банки, денежные власти в британских и французских колониях стали экс-
периментировать с дискреционной политикой, несмотря на то, что они были ограничены необходимостью поддержания фиксированного валютного курса (табл. 1). Большинство уставов валютных правлений наделяло их значительными дискреционными полномочиями. Тем не менее многие денежные власти не спешили воспользоваться свободой действий. Консерватизм, присущий британским колониальным валютным правлениям, был скорее атрибутом традиционного администрирования, нежели следствием правовых ограничений или экономической необходимости.
Устав западноафриканского валютного правления, служившего моделью для других валютных учреждений, не содержал никаких ограничений по обязательным резервам и внешним активам. Единственное требование, которое западноафриканскому правлению следовало выполнять, состояло в том, что его активы «могут включать стерлинговые ценные бумаги британского правительства, так же как и бумаги любого из доминионов Ее Величества». Поправки, внесенные в устав западноафриканского валютного правления в конце 1950-х гг., гласили, что «его резервов должно быть более чем достаточно для гарантии обратимости банкнотов и монеты (в фунт стерлинг) и для обеспечения страховки против возможной девальвации».
На протяжении 1940-х и 1950-х гг. британские колониальные администрации дали разрешение на то, чтобы валютные правления уменьшили объем своих иностранных активов по сравнению с ортодоксальной моделью (100% от денежных обязательств). Southern Rhodesia Currency Board (позднее Central African Currency Board) с 1942 г. начало вкладывать до 10% активов в долговые ценные бумаги Зимбабве и Замбии. В 1947 г. поправка к уставу разрешила размещать активы правления в ценные бумаги Малави и до 20% активов в местные ценные бумаги, перечень которых утверждался колониальным правительством. К 1956 г., когда центральный банк пришел на смену инсти-
Таблица 1
Модифицированное валютное правление
Наименование института Страна Период действии, годы
East African Currency Board Кения 1956- 1966
Британское Сомали
Танзания
Занзибар
Уганда
Southern Rhodesia Currency Board (Central African Currency Board) Малави 1947 - 1956
Замбия
Зимбабве
Mauritius Board of Commissioners of Currency О-в Маврикий 1849 - 1934
Сейшельские о-ва 1892 - 1903
Национальные валютные правления Джибути 1977-н.в.
Гамбия 1964- 1971
Итальянское Сомали 1950- 1959
Судан 1956 - 1960
32 Е1ЕМЕСПМ1НИНУЦЦИИШМТНЕШ! 1УРШ ДАЙДЖЕСТ-НЮАНСЫ
туту валютного правления, 44,9% его активов приходилось на местные ценные бумаги.
East African Currency Board было неоднократно модифицировано в 1955, 1957, 1960 и в 1964 гг., что позволило ему увеличить в активах долю местных долговых обязательств. К июню 1965 г. местные активы составляли 28% иностранных резервов правления. В августе 1960 г. штаб-квартира правления переместилась из Лондона в Найроби (Кения). Британский министр колоний по-прежне-му продолжал назначать директоров правления, однако теперь в его руководство входили представители местной власти, а не метрополии. В мае 1962 г. после завершения периода политической нестабильности, связанной с борьбой Кении за независимость, валютное правление предприняло попытки ограничить отток капитала из страны, изменив на незначительную величину (менее 1%) обменный курс по отношению к фунту стерлингу. В ноябре 1964 г., когда процентные ставки на лондонском денежном рынке резко подскочили, валютное правление приняло на себя обязательства кредитора последней инстанции. К тому времени между Кенией, Танзанией и Угандой возникли политические разногласия. Власти не смогли договориться о разделении прибыли от проекта создания общего центрального банка. В результате в 1966 г. East African Currency Board прекратило свое существование, а во всех трех странах были организованы собственные денежные власти.
West African Currency Board осталось приверженцем ортодоксальной модели вплоть до конца своего существования. Первые поползновения отказа от канонической модели начались в 1952 г., когда в законодательном органе Нигерии прозвучало предложение наделить правление функцией кредитора последней инстанции для разрешения финансового кризиса. Однако попытка потерпела провал. Первой западноафриканскую валютную зону покинула Гана, обретя политическую независимость в 1957 г. На следующий год Bank of Ghana напечатал собственные банкноты и начал заниматься кредитными операциями. В Нигерии центральный банк открылся в 1959 г., хотя страна получила независимость только в 1960 г. Сьерра-Ле-оне стала независимой в 1961 г. и учредила национальный центральный банк в 1964 г. Валютное правление оставалось только в Гамбии до тех пор, пока местные власти не решились на открытие местного центрального банка в 1971 г.
Возникновение зоны французского франка. В
отличие от Великобритании дебаты относительно будущего денежных властей, проходившие во Франции, имели гораздо меньший накал. После Второй мировой войны метрополия в Париже решила, что она сохранит зону французского франка в Африке, но вместе с тем предоставит колониям больше
автономии. В 1955 г. Франция создала в Африке два валютных института: один для Западной Африки и второй - для Экваториальной (Центральной) Африки. Они представляли собой гибридный тип денежных властей, сочетавший в себе элементы центрального банка и частной монополии на денежную эмиссию, принадлежавшей Banque de l'Afrique occidentale.
В течение Второй мировой войны Banque de l'Afrique occidentale потерял эмиссионную монополию во французских колониях в связи в военными действиями. Еще в 1942 г. в Камеруне и французской Экваториальной Африке (включавшей Центральноафриканскую Республику, Чад, Конго-Браззавиль и Габон) с подачи свободного французского правительства генерала де Голля, находившегося в изгнании, начал функционировать валютный институт, имевший название Caisse centrale de la France libre. Его конкурент, Banque l'Afrique occidentale, чья штаб-квартира располагалась в оккупированном Париже, продолжал выпускать бумажные деньги от имени правительства Виши в Того и французской Западной Африке (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гвинея, Мали, Мавритания, Нигер и Сенегал).
Валютные институты, возникшие на месте прежних денежных властей в послевоенный период, находились под полным влиянием Франции, поскольку правительству метрополии принадлежало две трети голосов в руководстве институтов (табл. 2).
В 1959 г. накануне предоставления всем французским колониям в районе Сахары политической независимости валютные институты были преобразованы в центральные банки, которые поныне продолжают эмитировать франк Африканского финансового сообщества (franc CFA). Валюта Африканского финансового сообщества возникла в 1962 г. в соответствии с соглашением о создании Восточноафриканского валютного союза (Union monétaire ouest-africaine, UMOA), по которому доля французских голосов в новообразованном Banque Centrale des États de l'Afrique de l'Ouest (BCEAO) была сокращена до одной трети. Второе соглашение того же года уменьшило долю голосов Франции в Banque des États de l'Afrique Centrale (BEAC) до 50%. Пересмотр соглашений в 1972 - 1973 гг. привел к уравниванию Франции с африканскими государствами в управлении двумя центральными банками, а их штаб-квартиры были перенесены из Парижа в Африку.
Из всех валютных зон, существовавших в колониальную эпоху, выжили только зона французского франка и южноафриканского рэнда. Гвинея (в 1960 г.), Мадагаскар (1973 г.) и Мавритания (1973 г.) покинули зону франка из-за политических разногласий с Францией. Еще несколько стран предприняли попытки порвать свои отношения с зоной франка, но их самостоятельная политика за-
Е1ЕМЕ0П1Ы111МРМ1ЦН11ШМт«Н11 ГОШ ДДЙДЖЕСТ-МНДНШ
33
Валютный институт
Наименование института Страна Период действия, годы
Banque de 1'Algerie et de la Tunisie Алжир 1946 - 1962
Тунис 1946 - 1958
Institut d'Emission de l'Afrique Occidentale Française et du Togo Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гвинея, Мали, Мавритания, Нигер, Сенегал, Того 1955 - 1959
Institut d'Emission de l'Afrique Equatoriale Française et du Cameroun Камерун, Центральноафриканская Республика, Чад, Конго-Браззавиль, Габон 1942 - 1959
Institut d'Emission des Departements d'Outre-Mer О-в Реюньон 1944 -1974
Institut d'Émission des Comores' Коморские о-ва 1975 - 1981
Lesotho Monetary Authority Лесото 1980 - 1982
Institut d'Émission Malgache Мадагаскар 1962 - 1973
Institut d'Émission des Comores* о-в Майотт 1975 - 1976
Seychelles Monetary Authority Сейшельские о-ва 1978 - 1982
* Со штаб-квартирой в Париже.
кончилась неудачей, и им ничего не оставалось как вррнуться под валютную гегемонию франка. Государство Того вышло из зоны франка в 1962 г., однако уже на следующий год восстановило свои взаимосвязи с BCEAO в качестве местного центрального банка. Мали также покинула зону франка в 1962 г., вернулась в нее в 1967 г. и стала членом BCEAO в 1984 г.
В настоящее время французская валютная зона включает помимо Франции пятнадцать африканских стран плюс бывшую испанскую колонию Экваториальная Гвинея и прежнюю колонию Португалии Гвинея-Биссау. Членами BCEAO являются Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гвинея-Биссау, Мали, Нигер, Сенегал и Того. К членам ВЕАС относятся Камерун, Центральноафриканская Республика, Чад, Республика Конго, Экваториальная Гвинея и Габон. Коморские о-ва располагают собственным центральным банком. О-ва Реюньон и Майотг, являющиеся заграничными территориями Франции, используют евро.
Центральные банки, оперирующие в рамках зоны франка, обязаны депонировать не менее 65% иностранных резервов на счетах Банка Франции. Денежные власти Франции, в свою очередь, начисляют процентные платежи по счетам и осуществляют надзор за валютной зоной. Вырокая устойчивость зоны франка во многом объясняется готовностью Франции субсидировать бывшие колонии в периоды кризисов. Центральные банки зоны франка имеют прямой доступ к кредитам казначейства Франции под обеспечение в форме иностранных резервов на счетах Банка Франции. Несмотря на то, что население зоны франка превышает население Франции, поддержка бывших колоний не является обременительной, поскольку их валовой продукт составляет всего 5% ВВП Франции.
Вопреки широко распространенному мнению денежная система зоны франка никогда не строилась на основе сети валютных правлений. Цент-
ральные банки зоны обязаны хранить во французских франках только 20% резервов, покрывающих денежные обязательства до востребования. Остальные активы могут состоять из внутренних ценных бумаг. Напротив, ортодоксальные валютные правления должны держать в иностранных резервах не менее 100% денежной базы. Обменный курс франка CFA не слишком жестко зафиксирован к французской валюте, поскольку официально допустимы его частые изменения.
В начале 1990-х гг. зона франка CFA стояла на грани распада. Нестабильность, возникшая в зоне, явилась следствием валютных соглашений, заключенных между Францией и африканскими государствами в 1972 - 1973 гг., которые ослабили дисциплину денежно-кредитной политики в зоне. Хотя BCEAO и ВЕАС ограничены в финансировании дефицитов бюджета стран-членов зоны, однако не было предусмотрено никаких лимитов на кредиты государственным банкам или предприятиям. Воспользовавшись законодательным упущением, центральные банки зоны создали избыточное предложение франков CFA. Всплеск инфляции и бегство капитала поставили под угрозу стабильность валютного курса. Ситуация выровнялась в августе 1993 г., когда центральные банки ограничили обмен франков CFA на французские франки. В январе 1994 г. франк CFA был девальвирован на 50%, что вернуло его на уровень, существовавший до 1945 г. После девальвации центральные банки стали проводить более консервативную денежно-кре-дитную политику, направленную на содействие двум региональным экономическим союзам: Union économique et monétaire ouest-africaine, включающий членов BCEAO, и Communauté économique et monétaire de l'Afrique centrale, куда входят члены ВЕАС.
Центром другой зоны, сохранившейся в настоящее время на континенте, выступает Южноафриканская Республика (ЮАР). Вокруг нее орга-
34
Е1ЕМЕ0МЫ1НМРМАЩНИДШШЧЕСКМЙ КУПАЛ ДАЙДЖЕСТ9ИНАНСЫ
низуется «Общая валютная зона рэнда» (Common Monetary Area of Rand), куда также входят Намибия, Лесото и Свазиленд. Зимбабве оставалась членом зоны до 1972 г., а в настоящее время фиксирует к южноафриканскому рэнду курс своей валюты. Денежная единица ЮАР выполняет функцию якорной валюты зоны, в связи с тем что Южная Африка является Самым крупным внешнеторговым партнером в регионе. Первоначально все члены валютной зоны использовали южноафриканский рэнд, однако в дальнейшем валютное объединение эволюционировало. Ботсвана, стремясь получить большую экономическую независимость от Южной Африки, вышла из состава Общей валютной зоны и эмитировала собственную валюту пула (pula) в 1976 г. Лесото, Свазиленд и Намибия вскоре также начали выпускать свои деньги, приравненные к рэнду. Они ввели параллельное денежное обращение рэнда и национальных денежных знаков. В настоящее время ЮАР делит с ними доходы, полученные от сеньоража в результате эмиссии рэнда. В рамках Общей валютной зоны не существует валютного регулирования, а валютный контроль по отношению к странам вне зоны унифицирован.
Экономическая дезинтеграция. Одним из внешних атрибутов суверенитета африканских стран стало введение национальных валют. Бельгийские колонии в Конго, Руанде и Бурунди имели общую валюту с 1916 г. и объединенный центральный банк с 1952 г. После обретения независимости в начале 1960-х гг. каждая из перечисленных стран создала собственный центральный банк. Среди португальских колоний Ангола начиная с 1926 г. располагала Banco de Angola в качестве квазицентрального банка с ограниченными функциями. Кабо-Верде, Мозамбик, а также Сан-Томе и Принсипи не имели института центрального банка пока не получили независимость в 1975 г. До тех пор Banco Nacional Ultramarino продолжал действовать одновременно как коммерческий банк и как денежная монополия.
Одновременно с политической независимостью страны Африки получили новые названия своих денег. Ливийский фунт начал называться динаром, мозамбикский эскудо - метикалом, а франк Конго - заиром (сегодня валюта Конго опять зовется франком). Чтобы подчеркнуть новую ориентацию национальной валютной политики с фунта стерлинга на доллар США, множество бывших британских колоний не только переименовали свои денежные единицы, но и выбрали новое соотношение обменного курса из расчета 1:1 к американской валюте. Кроме того, вместо прежней британской денежной системы исчисления (пенс-шиллинг-фунт, где фунт равен 20 шиллингам, а шиллинг, в свою очередь, 12 пенсам) была
введена десятичная американская система (доллар состоит из ста центов).
Волна повсеместного создания центральных банков, прокатившаяся в 1950 - 1960-х гг., ослабила экономические связи африканских стран со Старым Светом, но не привела к их полному разрыву (табл. 3).
В условиях Бретгон-Вудской валютной системы все государства были ограничены в проведении активной денежно-кредитной политики из-за фиксированных обменных курсов. Превалирующая часть африканских стран присоединилась к статьям устава МВФ, и в соответствии с принятыми на себя обязательствами опосредованно фиксировало курсы к золоту через фунт стерлинг, французский франк или доллар США. Высокая дисциплина системы фиксированных валютных курсов позволила «черному» континенту обрести ценовую стабильность на более чем на два десятка лет.
На протяжении действия Бреттон-Вудских соглашений (1945 - 1973 гг.) валюты всех европейских стан уступали доллару США, выступавшему якорем валютной системы. Фунт стерлингов, французский франк и португальское эскудо в 1949 г. подверглись значительной девальвации. Французский франк был неоднократно девальвирован в 1958 и 1969 гг. Обменный курс фунт стерлингов изменился в 1967 г., а в 1972 г. британскую валюту отпустили в свободное плавание. В отличие от Франции Великобритания не предпринимала усилий по сохранению своей валютной зоны, в результате чего бывшие колонии Ее Величества прекратили использовать фунт стерлингов в качестве якорной валюты. Вместо британской валюты новообразованные африканские государства стали фиксировать национальные валюты к доллару США.
Дезинтеграция не ограничивалась только валютной сферой, распад региональных связей коснулся также банковского дела. Вскоре после обретения политической независимости страны Африки ограничили доступ иностранных банков на внутренний рынок. Возникший в банковском секторе дефицит финансовых услуг был быстро ликвидирован за счет банков, полностью или частично принадлежавших правительству. Монополизация государством банковского дела на «черном» континенте получила название «индигенизация» (тсНветгайоп) или «африканизация» (аМсапгаайоп). Египет оказался первой африканской страной, начавшей индиге-низацию в 1956 г. К началу 1960-х гг. банковские системы были национализированы в Египте, Алжире, Анголе, Кабо-Верде, Эфиопии, Гане, Гвинее, Ливии, Мозамбике, Нигерии, Судане, Танзании, Сан-Томе и Принсипи, а также на Мадагаскаре (табл. 4).
В Южной Африке, где возникла по европейским меркам развитая банковская система, иност-
ЕЖЕМЕС1ИЫ1 1ШРМАЦ1Ш1АШ1ТНЕСХ11 ЮНМ ДДЙДЖЕСТ-МНИНШ
35
IHM
¡ид
Создание национальных центральных банков в странах Африки
Страна Наименование института Местонахождение штаб-квартиры Дата основания
Алжир Banque Centrale d'Algérie Алжир 1 января 1963 г.
Ангола Banco de Angola Лиссабон 14 августа 1926 г.
Ботсвана Bank of Botswana Ботсвана 23 августа 1976 г.
Бурунди 1 Banque Centrale du Congo Belge et du Ruanda-Urundi Брюссель 1 июля 1952 г.
Кабо-Верде Banco de Cabo Verde Прайа (Кабо-Верде) 2 сентября 1993 г.
Коморские о-ва Banque de Madagascar et des Comores Париж 1 января 1951 г.
Конго-Киншаса (Демократическая республика Конго) Banque Centrale du Congo Belge et du Ruanda-Urundi Брюссель 1 июля 1952 г.
Египет National Bank of Egypt Каир 3 сентября 1898 г.
Экваториальная Гвинея Banco Central de la República de Guinea Ecuatorial Малабо (Экваториальная Гвинея) 12 октября 1969 г.
Эритрея Bank of Eritrea Эритрея 8 ноября 1997 г.
Эфиопия State Bank of Ethiopia Аддис-Абеба (Эфиопия) 23 июля 1945 г.
Гамбия Central Bank of The Gambia Банжул (Гамбия) 1 марта 1971 г.
Гана Bank of Ghana Аккра (Гана) 14 июля 1958 г.
Гвинея-Биссау Banco Nacional da Gui né-Bissau Биссау (Гвинея-Биссау) февраль 1975 г.
\ Кения Central Bank of Kenya Найроби (Кения) 14 сентября 1966 г.
Лесото Central Bank of Lesotho Мазеру (Лесото) 1 августа 1982 г.
Либерия National Bank of Liberia Монровия (Либерия) 22 ноября 1985 г.
Ливия National Bank of Libya Триполи (Ливия) 1 апреля 1956 г.
Мадагаскар Banque de Madagascar et des Comores Париж 1 января 1951 г.
Малави Bank of Rhodesia and Nyasaland Хараре (Зимбабве) 1 апреля 1956 г.
О-в Маврикий Bank of Mauritius О-в Маврикий 14 августа 1967 г.
О-в Майотт Banque de France Париж 1 января 1999 г.
Марокко Bank al-Maghrib Рабат (Марокко) 1 июля 1959 г.
Мозамбик Banco de Moçambique Мапуто (Мозамбик) 17 мая 1975 г.
Намибия Bank of Namibia Намибия 15 сентября 1993 г.
Нигерия Central Bank of Nigeria Лагос (Нигерия) 1 июля 1959 г.
О-в Реюньон Banque de France Париж 1 января 1975 г.
Руанда Banque Centrale du Congo Belge et du Ruanda-Urundi Брюссель 1 июля 1952 г.
Сан-Томе и Принсипи Banco Nacional Ultramarino Сан-Томе 3 июля 1975 г.
Сейшельские о-ва Central Bank of Seychelles О-в Виктория 1 января 1983 г.
Сьерра-Леоне Bank of S i erra Leone Фритаун (Сьерра-Леоне) 4 августа 1964 г.
Итальянские Сомали Cassa per la circolazione monetaria délia Somalia Магадишо (Сомали) 6 апреля 1959 г.
Южная Африка South African Reserve Bank Претория (ЮАР) 30 июня 1921 г.
Судан Bank of Sudan Картоум (Судан) 22 февраля 1960 г.
Свазиленд Central Bank of Swaziland Мбабане (Свазиленд) 20 июля 1979 г.
Танзания Bank of Tanzania Танзания 14 июня 1966 г.
Тунис Banque Centrale de la Tunisie Тунис 4 ноября 1958 г.
Уганда Bank of Uganda Камлала (Уганда) 15 августа 1966 г.
Замбия Bank of Rhodesia and Nyasaland Хараре (Зимбабве) 1 апреля 1956 г.
Зимбабве Bank of Rhodesia and Nyasaland Хараре (Зимбабве) 1 апреля 1956 г.
ранные банки были ограничены в проведении операций. Однако рестрикции появились не из-за политического давления со стороны местных властей, а в результате международных санкций против политики белого меньшинства в стране (белого апартеида).
Ломка старой финансовой системы позволила политическим лидерам «новой» Африки реализовать некоторые утопические идеи экономического развития. В Гане, Гвинее, Ливии, Мозамбике, Тан-
ЗВ
зании, на Мадагаскаре и в ряде других стран политическая верхушка находилась под мощным влиянием социалистических идей. Даже те государства, что не планировали строить коммунистическое общество, .реализовало элементы репрессивной политики по отношению к финансовому сектору. Как правило, финансовая репрессия включала в себя преференции определенным секторам экономики или государственным предприятиям, ограничения по максимальным процентным ставкам,
ЕКМЕСгаЛ НМРМАиПНШЛШЧЕШЙ Imu ДАЙДЖЕСТ-НЮАНСЫ
ШКЁЯЁЁЁШЯЯЯ/ЁШЯШяШвЁШтЁЩИшякяЁтатЁЁЁЛтЁйшшЁЁШ
Таблица 4
Образование государственных монополий в банковском деле
Страна Государственный монобанк (период действия, годы) Год национализирования банков-ской системы Особенности банковской системы
Алжир Banque Centrale d'Algérie (1968 -1990) 1963 -1968 Полная национализация иностранных и внутренних банков завершилась к 01.10.68, после чего банковская система служила инструментом госраспределения ресурсов
Ангола Banco Nacional de Angola (1976 -1991 ) 1976 Ангольское правительство экспроприировало активы Banco de Angola и преобразовало его в госбанк; вскоре оно также национализировало другие комбанки, начиная с самого крупного, Banco Comercial de Angola
Гвинея Banque Centrale de la République de Guinée (1962 -1985) 1961 -1962 Функции центрального банка, выполнявшиеся комбанками, были отделены от них, после чего Гвинея национализировала все комбанки, оставшиеся частные банки были закрыты
Гвинея-Биссау Banco Nacional Ultramarino (1974 -1975), Banco Nacional da Guiné-Bissau (1975- 1997)-(1975-1986) 1974 Португальское правительство национализировало все банки в метрополии и колониях после удачного переворота левой военной хунты, состоявшегося 25.04.74
\ ДСабо-Верде Banco de Cabo Verde (1975 -1993) 1974 Португальское правительство национализировало все банки в метрополии и колониях после удачного переворота левой военной хунты 25.04.74. Banco de Cabo Verde начал функционировать после того, как ему были переданы активы и обязательства Banco Nacional Ultramarino и Banco de Fomento Nacional em Cabo Verde Cape Verde
Мадагаскар Banque Centrale de la République Malgache ( 1977 -1989) 1974 После обретения Мадагаскаром политической независимости и выхода из зоны франка правительство национализировало все местные банки. Госбанк был организован как специализированное агентство для финансирования приоритетных секторов экономики
Мозамбик Banco de Moçambique (1978 -1992) 1978 Мозамбик национализировал все частные банки в целях построения социалистической экономики. Правительство взяло под контроль Banco Nacional Ultramarino накануне обретения политической независимости и преобразовало его в госбанк
Сан-Томе и Принсипи Banco Nacional de Sâo Tomé e Principe (1976 -1992) 1974 Правительство приобрело Banco Popular de Angola и превратило его в госбанк
Сомали Somali National Bank (1970 -1975) 1968 -1970 Somali National Bank поглотил Crédito Somalo, после чего к нему были присоединены национализированные иностранные банки
Судан Bank of Sudan (1970 -1975) 1970 Национализированные банки были преобразованы в госкорпорации, в которых прежние частные владельцы получили долю в качестве компенсации потерь
Танзания Bank of Tanzania (1967-1991) 1967 После национализации местных банков к National Commercial Bank перешли функции коммерческих банков
Эритрея (1976- 1993) - Эфиопия национализировала все частные банки и страховые компании законодательным актом от 01.01.75
Эфиопия National Bank of Ethiopia „ _ K (1976-1994) 1975
• Приобрела независимость от Эфиопии 24 мая 1993 г.
высокие резервные требования д ля банков и нормативные коэффициенты по балансам финансовых учреждений.
Горькие плоды утопической экономической политики не заставили себя долго ждать. Из высо-
ко прибыльной и стабильной банковская система Африки превратилась в карликовую неустойчивую структуру, подверженную кризисам и не имеющую выхода на мировые финансовые рынки. За период 1980 - 1999 гг. системный банковский кри-
ЕЖЕМЕВШЙ НИПМиН11А1ШТ1«С11Й НИМ ДАЙДИСТ-МНАНСЫ
37
зис пережили тридцать семь африканских стран. Для спасения банковского сектора правительства Бенина, Кот-д'Ивуара, Мавритании, Сенегала и Танзании были вынуждены потратить от 10 до 25% ВВП. Аналогичные кризисы в рыночно развитых странах обходились национальным правительствам гораздо дешевле. Поддержка в 1980-х гг. судо-сбе-регательных ассоциаций Соединенным Штатам обошлась в 3% ВВП, а спасение в 1990-х гг. Credit Lyonnais потребовало от Франции вливаний в 1% ВВП. Столь существенное различие в объемах помощи свидетельствует о поистине катастрофических масштабах банковских кризисов в странах Африки.
Социализм по-африкански. Изоляция Африки от мировой валютной системы представляла собой часть более широкой тенденции. Мировая экономическая депрессия 1930-х гг. оказала продолжительный во времени эффект на национальную экономическую политику. Правительства многих Странах, особенно тех, чья экономика зависела от сырьевого экспорта, предприняли решительные попытки оградить национальное хозяйство от шоков международного рынка. Ради снижения зависимости внутреннего рынка от внешнего африканские правительства реализовывали макроэкономические программы развития промышленного сектора, который по завершении реформы должен был полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка. Феномен быстрой индустриализации Советского Союза при сохранении изоляции его экономики от внешнего рынка вдохновил многие африканские правительства, которые начали имитировать социалистическую политику. Советская модель планового хозяйства требовала от властей введения жесткого валютного регулирования, которое вынуждало потребителей
Обесценение африканских вз
вместо покупки иностранных товаров приобретать продукты отечественного производства. Возникавший при этом товарный дефицит разрешался централизованным распределением товаров наибольшей необходимости. В банковском секторе осуществлялось аналогичное директивное распределение финансовых ресурсов в соответствии с государственным планом производства.
Советская мбдель экономического развития выглядела особенно привлекательной в 1970-х гг., когда страны Запада переживали развал Бреттон-Вудской валютной системы. Инфляционный взрыв и спад промышленного производства, последовавшие за бретгон-вудским кризисом, вызвали повсеместные сомнения в экономической эффективности капитализма. Международный кризис сопровождался ростом цен на сырье - главный экспортный продукт большинства стран Африки. Нежданные валютные сверхдоходы позволили африканским странам благополучно жить вплоть до конца 1980-х гг., несмотря на безрассудную макроэкономическую политику местных властей.
Дефолт по внешнему долгу Мексики в 1982 г. привел к серьезным последствиям для стран Африки. Иностранные кредиторы пересмотрели свои финансовые портфели и сократили объемы кредитования развивающихся стран. Стремясь компенсировать нехватку иностранных займов, африканские центральные банки запустили печатный станок и посредством денежной эмиссии начали финансировать дефицит государственного бюджета. Последствия денежной накачки экономики не заставили себя долго ждать: в большинстве стран африканского континента возникла инфляция, а национальные валюты стали безудержно слабеть. Во второй половине XX в. большинство африканских валют подверглось существенному обесценению (табл. 5).
Таблица 5
от во второй половине XX в.
Страна Валютный якорь Обменный курс к якорной валюте
1950 г. 2000 г.
Бурунди Бельгийский франк 1 18,16
Конго-Киншаса То же 1 3,14 • 108
Руанда То же 1 8,36
Эритрея Эфиопский бирр 1 0,87
Алжир Французский франк 1 10,51
Бенин То же 50 100
Буркина-Фасо -«- 50 100
Камерун -«- 50 100
ЦАР 50 100
Чад -«- 50 100
Коморские о-ва -«- 50 75
Конго-Браззавиль -«- 50 100
Кот-дТЯвуар -«- 50 100
Габон -«- 50 100
Гвинея 50 2 690,7
ЗВ
Е1ЕМЕПЧ1Ы1 1ШМАЦ11ШШ JIITHECIII1УРВМ МЙДКЕСТ-МПМВШ
Окончание табл. 5
Страна Валютный якорь Обменный курс к якорной валюте
1950 г. 2000 г.
Мадагаскар Французский франк 50 887
Мали -«- 50 100
Мавритания -«- 50 179,6
О-в Майотт -«- 1 1
Марокко -«- 1 1,51
Нигер -«- 50 100
О-в Реюньон -«- 50 100
Сенегал -«- 50 100
Того -«- 50 100
Тунис -«- 0,1 0,19
Ангола Португальское эскудо 1 7,8 • 107
Кабо-Верде То же 1 0,55
Гвинея-Биссау -«- 1 65
Мозамбик -«- 1 80,43
Сан-Томе и Принсипи -«- 1 11,19
Египет Фунт стерлинг 0,975 5,81
Гамбия То же 1 4,564
Гана -«- 1 5 433,5
\ Кения -«- 20 116,59
Ливия -«- 1 0,8101
Малави -«- 1 60,05
О-в Маврикий -«- 13.01.2003 41,56
Нигерия -«- 1 82,16
О-в Св. Елены -«- 1 1
Сейшельские о-ва -«- 13.01.2003 9,35
Сьерра-Леоне -«- 1 1 418,36
Сомали -«- 20 3 913,75
ЮАР -«- 1 5,655
Судан -«- 0,975 3 864,5
Танзания -«- 20 1 202,51
Уганда -«- 20 264 030
Замбия -«- 1 3 361,06
Зимбабве -«- 1 41,155
Ботсвана Южноафриканский рэнд 1 0,71
Лесото То же 1 1
Намибия -«- 1 1
Свазиленд -«- 1 1
Экваториальная Гвинея Испанская песета 1 4
Западная Сахара То же 1 -
Джибути Доллар США 214,392 177,721
Эфиопия Тоже 2,48 8,23
Либерия -«- 1 43
В 1980-х гг. африканские валюты потеряли остатки доверия местного населения, которое предпочло им денежные знаки бывших метрополий. Пытая остановить бегство капитала и долларизацию, денежные власти ввели громоздкую систему валютного контроля. К началу XXI в. всего три африканские страны (Джибути, Гамбия и Уганда) обходились без множественности валютных курсов, ограничений на покупку иностранных ценных бумаг и прочих мер валютного регулирования.
Эффекты проинфляционной денежно-кредитной политики в Африке оказались гораздо более масштабными по сравнению с любой другой страной мира, в связи с тем что континент имеет наименьший показатель душевого дохода и у населения отсутствовали сбережения «на черный день». Согласно оценкам Всемирного банка, с 1983 до 1994 г. ВВП на душу населения в Африке непрерывно сокращался.
Е1ЕМЕ0МЫ11ШРШЦ11ША1ШТ1ЧЕСН1 «УИМ ДАЙДЖЕСТ9ИНАНСЫ
за
ЧАСТЬ III. Перспективы валютной реинтеграции
В настоящее время в Африке существуют шесть экономических объединений, некоторые из которых обладают общей валютой или предполагают ввести ее в будущем (табл. 6).
На континенте существуют две валютные зоны:
1) зона франка CFA, куда входят Западноафриканский экономический и валютный союз и Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки;
2) общая валютная зона южноафриканского рэн-да.
Введение евро в Старом Свете оказало «демонстрационный эффект» на африканские страны. На континенте началась волна валютной реинтеграции, и вскоре ожидается появление третьей валютной зоны.
На встрече Экономического сообщества государств Западной Африки, прошедшей 9-10 декабря 1999 г. в Ломе (Того), правительства договорились об ускорен™ процесса региональной интеграции. Спустя несколько месяцев, 20 апреля 2000 г., в Аккре (Гана) пять стран Западной Африки (Гамбия, Гана, Гвинея, Нйгерия и Сьерра-Леоне) объявили о начале амбициозного проекта по созданию третьего
Международные экономя
валютного союза в регионе. Объединение предполагается назвать «Западноафриканская валютная зона» (West African Monetary Zone, WAMZ). К декларации, подписанной в Аккре, присоединилась также Либерия. Кабо-Верде, последний член ECOWAS, остающийся вне валютных объединений, решил сохранить фиксированный курс своей валюты к евро при политической поддержке Португалии.
Первоначально члены WAMZ предполагали к январю 2003 г. закончить валютную интеграцию и в январе 2004 г. присоединиться к зоне франка CFA. Однако реализация планов затягивается на неопределенный период. Создание WAMZ должно объединить страны ECOWAS, не входящие в Западноафриканский экономический и валютный союз (см. рисунок). После интеграции WAMZ и UEMOA зона франка CFA и ECOWAS сольются в одно целое.
Организация WAMZ строится по аналогии с Европейским валютным союзом. В декабре 2000 г. правительства пяти стран учредили Западноафриканский валютный институт (West African Monetary Institute, http;//www.wami-imaolQrg/). Новый орган начал функционировать 1 января 2001 г., его штаб-квартира располагается в Аккре, столице Ганы. Институт был создан в соответствии с программой валютного сотрудничества стран ECOWAS
Таблица 6
:кие организации Африки
Наименование Год создания Конечная цель деятельности Члены организации
Организация африканского единства (OAU) 1963 Содействие единству и солидарности, в том числе создание «Африканского Союза» с общей валютой до 2028 г. Все пятьдесят три африканских государства
Экономическое сообщество государств Западной Африки (ECOWAS) 1975 Сотрудничество и интеграция, ведущие к созданию экономического союза в Западной Африке Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Биссау, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Кабо-Верде, Гамбия, Гана, Гвинея, Либерия, Нигерия, Сьерра-Леоне
Западноафриканский экономический и валютный союз (UEMOA, часть зоны франка CFA, преемник Западноафриканского валютного союза, созданного в 1973 г.) 1994 Создание общего рынка, координация политики, а также укрепление конкурентоспособности, экономического и финансового потенциала членов на открытом и сбалансированном рынке Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Биссау, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал и Того
Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (СЕМАС, часть зоны франка CFA) 1994 Создание и развитие общего рынка Центральной Африки Габон, Камерун, Конго-Браззавиль, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея
Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA) 1994 Достижение устойчивого роста и развития путем более сбалансированного и гармоничного развития производственных и рыночных структур Ангола, Бурунди, Замбия, Зимбабве, Конго-Киншаса, Кения, Коморские о-ва, Лесото, о-в Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Намибия, Руанда, Свазиленд, Судан, Танзания, Уганда, Эритрея, Эфиопия
Южноафриканское сообщество развития (SADC) 1992 Достижение развития и экономического роста, повышение уровня и качества жизни народов Южной Африки и поддержка социальной защиты посредством региональной интеграции Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР
40
ЕКМЕППЬЙ НИМЦМПДШ1ТГОШ1 юнм дайджест-шансы
Зона франка CFA
Экономическое
Экономическое и сообщество
валютное сообщество государств Западной
Центральной Африки (ECOWAS):
Африки (СЕМАС):
Габон, Камерун, Кабо-Верде, Гамбия, Гана,
Конго-Бразз авиль, Гвинея, Либерия, Нигерия,
ЦАР, Чад, ■ Сьерра-Леоне
Экваториальная
Гвинея
Западноафриканский экономический и валютный союз
(UEMOA):
Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Биссау, Кот-д'Ивуар, Мали,
Нигер, Сенегал и Того
1 1
Рисунок. Членство в зоне франка CFA и ECOWAS
(ECOWAS Monetary Cooperation Programme) для технической подготовки к введению общей валюты. На встрече 18 декабря 2001 г., прошедшей в Дакаре (ренегал), Совет министров и управляющих центральных банков WAMZ рекомендовал назвать общую валюту зоны «эко» (eco). Среди альтернативных названий валюты WAMZ значатся «джини» (gini) и «каури» (kauri).
В табл. 7 представлены некоторые социально-экономические характеристики участников WAMZ. Все страны значительно отличаются друг от друга, как по доходу на душу населения, так и по размеру территории. К примеру, Нигерия на фоне Гвинеи и Ганы выглядит гигантской страной, но также и самой бедной. Чтобы выровнять экономическое развитие в регионе члены WAMZ договорились о критериях конвергенции, которые позволят гармонизировать макроэкономическую обстановку в регионе. Требования конвергенции включают в себя четыре пункта:
• снижение инфляции до 9% в 2000 г. и до 5% к 2003 г.;
• финансирование дефицита государственного бюджета за счет центрального банка к 2000 г. не должно превышать 10% налоговых поступлений предыдущего года;
• к 2000 г. валовые иностранные резервы центрального банка должны покрывать объем трехмесячного импорта, а к 2003 г. - объем шестимесячного импорта;
• отношение дефицита госбюджета к ВВП в 2000 г. не может быть выше 5%, а с 2002 г. - быть ниже 4%.
Контроль за соблюдением критериев возложен на Совет конвергенции (Convergence Council), куда входят министры финансов и главы центральных банков пяти стран-членов WAMZ. Для содействия номинальной конвергенции и стабильности валютных курсов руководство WAMZ решило использовать европейский Механизм обменных курсов - II (Exchange Rate Mechanism - II), согласно которому курсы обмена валют стран WAMZ должны колебаться в диапазоне ±15%. Американская валюта выбрана в качестве якорной по трем причинам: внешний долг стран WAMZ, их экспортные контракты и резервы национальных центральных банков выражены в долларах США.
К сожалению, статистические органы африканских стран работают крайне неудовлетворительно, и мы не имеем своевременной и адекватной картины происходящего в WAMZ. Во второй половине 2003 г. обнародованы официальные макроэкономические данные только за 2000 г.
В табл. 8 приведена статистика выполнения странами WAMZ критериев конвергенции. Практически все страны, за исключением Нигерии, еще далеки от поставленных в рамках валютного союза целей. Нигерии удалось выполнить вышеупо-
Страна Нигерии Сьерра-Леоне Гвинеи Гана Гамбии
Столица Абуджа Фритаун Конакри Аккра Банжул
Территория, тыс. км2 923,8 71,7 245,9 238,5 11,3
Население, млн чел. 115,02 4,297 7,518 17,832 1,141
Национальная валюта Найра Леоне Гвинейский франк Седи Даласи
Обменный курс 1 дол. США = 101,1 Naira 1 дол. США = 2 108 Leone 1 дол. США = 1 645 Francs Guineen 1 дол. США = 5 032 Cedis 1 дол. США = 12,35 Dalasis
Денежные власти Central Bank of Nigeria Central Bank of Sierra Leone Banque Centrale de la Republique de Guinee Central Bank of Ghana Central Bank of The Gambia
Официальный язык Английский Английский Французский Английский Английский
ВНП на душу населения, дол. США 228 146 576 399 347
Доля населения, живущего на менее чем 1 дол. в день 60% * 40% 45% *
Доля населения, имеющая школьное образование * * 48% * 77%
* Нет данных.
Таблица 7
Общие сведения о странах-членах Западноафриканской валютной зоны, по состоянию на 2002 г.
ЕКМЕСГОЫ1IINMWHIIД1ШПСШ11УР1М ДАЙДЖЕСТ-МИАНСЫ
41
Критерии конвергенции Западноафриканской валютной зоны, по состоянию на 2000 г.
Страна Дефицит госбюджета (ВВП), % Годовая инфляция, % Эмиссионное покрытие дефицита бюджета (налоговые сборы), % Валовые иностранные резервы (годовой объем импорта) Число выполненных нормативов в 2000 г.
Гамбия ; 3,84 0,80 0,00 2,94 3
Гана ' 10,74 40,50 8,20 0,53 1
Гвинея 5,99 7,20 6,20 1.15 2
Нигерия 1,80 6,90 0,00 4,30 4
Сьерра-Леоне 17,30 -2,75 1,87 1,26 2
Норматив на конец 2000 г. <5 <10 Отсутствует >0,4 -
Норматив на конец 2003 г. <4 <5 <10 >0,5 -
мянутые нормативы лишь благодаря хорошей конъюнктуре международного нефтяного рынка во второй половине 1990-х гг. Нарушение обязательств можно было предвидеть заранее, слишком мало времени власти отвели на программу конвергенции национальных экономик. Для сравнения, в Европейском валютном союзе конвергенция заняла семь лет (1992 - 1999 гг.). Реальные сроки .конвергенции членов WAMZ отодвигаются на неопределенный период, возможно, до 2010 г.
После завершения первой фазы валютной интеграции права и обязанности по проведению единой денежно-кредитной политики в зоне перейдут к Западноафриканскому центральному банку (West African Central Bank, WACB). Его первичной целью является поддержание ценовой стабильности в регионе, которая определяется как годовая инфляция ниже 5%. Национальным центральным банкам на правах отделений WACB отойдут обязанности по реализации единой денежно-кредитной политики на внутреннем рынке.
Ключевой проблемой валютной интеграции является слабая налогово-бюджетная политика стран Африки. Практически все страны зоны франка CFA и ECOWAS имеют хронически высокий бюджетный дефицит. Разрыв между доходами и расходами правительства в 10% уже стал нормой для региона. Сохранение столь высокого дефицита будет провоцировать развал еще не возникшего валютного союза из-за неравномерного распределения издержек бюджетного финансирования среди членов зоны. Отсутствие внутреннего рынка долговых обязательств, а также чрезмерный внешний долг не оставляет, по сути дела, никакой нормальной возможности финансирования дефицита бюджета африканских стран. Часть бюджетного дефицита покрывается за счет иностранной финансовой помощи в форме грантов от развитых западных государств. Величина зарубежных грантов достигает 10% ВВП в ряде стран UEMOA (Бур-кина-Фасо, Гвинея-Биссау и Нигер) и 3% ВВП во всех государствах WAMZ. Оставшаяся часть бюд-
жетного дефицита покрывается за счет денежной эмиссии. Попытки развитых стран через МВФ и Всемирный банк навязать более жесткую дисциплину бюджета или списать часть внешнего долга (HIPC-инициатива) не привели к кардинальному решению проблемы. Образование WAMZ может послужить хорошим внешним ограничителем слабой налогово-бюджетной политики. Однако без сторонней помощи валютный проект вряд ли имеет высокие шансы на успех. Решить проблему бюджетной дисциплины можно путем реализации комплекса мер: стимулирование развития внутреннего рынка долговых обязательств, введение законодательных ограничений на размер дефицита бюджета и государственного долга, а также учреждение института зарубежного гаранта, которым на добровольных началах может быть Европейский центральный банк или банк Англии.
Теоретически проект WAMZ мог бы стать демонстрационной моделью валютой интеграции на африканском континенте и подать пример региональной конвергенции. Создание Западноафриканской валютной зоны окажет заметное влияние на развитие региона. Население пяти стран достигает 150 млн человек, что составляет 21,8% населения к югу от Сахары. Объединение WAMZ и зоны франка CFA увеличило бы население общей валютой зоны до 220 млн человек (32% населения к югу от Сахары) и совокупный ВВП до 74 млрд дол. (23,6% ВВП региона южнее пустыни).
Определить, что перевешивает - недостатки или преимущества участия в валютном союзе, можно с помощью критериев теории оптимальных валютных зон.
Рассмотрим перспективу создания WAMZ и валютного союза ECOWAS в свете ключевых критериев оптимальности объединения.
• Внешнеторговые отношения. На внутрирегиональную торговлю во всех трех зонах приходится крайне незначительная доля внешнеторгового оборота стран-участниц. Как правило, она не превышает 9% экспорта и 11% импорта (табл. 9).
42
Е1ЕМЕИЧЫ11ШРМАЦ11ШMMITHECMl КУР1ЙЛ ДАЙДЖЕСТ-«ИНАНШ
Внешнеторговые связи Экономического сообщества государств Западной Африки
Таблица 10
Структура ВВП членов Экономического сообщества государств Западной Африки
по секторам экономики, %
Внешнеторговые связи Доля экспорта, % Доля импорта, %
Торговые связи Экономического сообщества государств Западной Аф, рики
Внутрирегиональная торговля сообщества 8,4 13,1
Торговля с ЕС 42,3 43,3
Торговля с другими сфанами 49,3 43,6
Торговые связи Западноафриканского экономического и валютного союза
Внутрирегиональная торговля союза 7,3 па
Торговля с \VAMZ 4,6 6,2
Торговля с ЕС 29,9 40,3
Торговля с другими странами 58,2 42,3
Торговые связи Западноафриканской валютной зоны
Внутризональная торговля 1,5 3,2
Торговля с UEMOA 3,0 5,0
Торговля с ЕС 56,4 46,7
Торговля с другими странами 39,1 45,1
у- Страна Сельское хозяйство Промышленность Услуги
Западноафриканский экономический и валютный союз
Бенин 38,3 13,8 47,9
Буркина-Фасо 32,6 23,8 37,8
Гвинея-Биссау 53,8 11,0 35,1
Кот-д'Ивуар 27,3 21,2 51,5
Мали 46,9 16,5 32,0
Нигер 38,2 18,0 43,7
Сенегал 18,4 22,2 59,4
Того 41,8 20,8 37,4
Среднее 37,2 18,4 43,1
Медиана 38,3 19,4 40,8
Стандартное отклонение 11.1 4,4 9,3
Западноафриканская валютная зона
Гамбия 25,9 12,8 48,1
Гана 47,4 16,6 36,0
Гвинея 24,1 33,0 42,9
Кабо-Верде 8,7 21,4 69,9
Нигерия 31,7 45,3 19,8
Среднее 27,6 25,8 43,3
Медиана 25,9 21.4 42,9
Стандартное отклонение 14,0 13,3 18,3
В целом по Экономическому сообществу государств Западной Африки
Среднее 33,5 21,3 43,2
Медиана 32,6 20,8 42,9
Стандартное отклонение 12,7 9,2 12,7
Хотя официальная статистика не учитывает черные рынки и «челночную» торговлю, вряд ли фактические данные могут увеличиться в разы. Большая часть внешней торговли всех трех объединений приходится на еврозону. Следовательно, создание Западноафриканской валютной зоны будет субоптимальным решением, конечная цель интеграции - образование единого валютного пространства зоны франка CFA и ECOWAS с привязкой курса к евро - является оптимальным решением для региона.
• Асимметрия макроэкономических шоков. Производственные структуры в иЕМОА и У^ЬМТ сильно различаются от страны к стране (табл. 10). Особенно это заметно по агропромышленному сектору: доля сельского хозяйства в ВВП колеблется от 54% (Гвинея-Биссау) до 8% (Кабо-Верде). Большое значение стандартного отклонения в статистике ВВП по секторам экономики свидетельствует об асимметричном воздействии макроэкономических шоков на две валютные зоны. Условия внешней торговли (соотношение экспортных и импор-
ЕЖЕМЕС1Ч1ЫЙ1ШРМАЦ1Н10А1ШТНЧЕСХН1ХУРШ ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ
43
тных цен) также сильно варьируется в ECOWAS. Особенно амплитуда их колебаний велика в Нигерии, являющейся самым крупным нефтяным экспортером в Африке. Различное влияние шоков внешней торговли на страны ECOWAS объясняется их неодинаковой экспортно-сырьевой специализацией. Гвинея на международный рынок поставляет бокситы, Сенегал и Того - фосфаты, Нигер - уран и пр. Нигерия, Гвинея, Нигер и Гви-нея-Биссау полностью зависят от экспортных поставок ключевого товара своей специализации, доля внешнеторгового дохода от которого достигает более 50%. Таким образом, ECOWAS представляет собой крайне неоднородное объединение, и в случае масштабного кризиса членам сообщества будет выгодно его покинуть.
• Мобильность трудовых ресурсов. К сожалению, достоверные сведения о мобильности трудовых ресурсов в Африке отсутствуют, и мы можем судить о миграции населения только по косвенным оценкам. Согласно данным Всемирного банка, в странах ECOWAS гражданство получило большое количество иностранцев. В Кот-д'Ивуар доля резидентов-иностранцев достигает 26%, в Гамбии - 14%, в Гвинее - 8%. Таким образом, Экономическое сообщество государств Западной Африки характеризуется значительной мобильностью главного фактора производства - труда, что будет способствовать быстрой адаптации членов ECOWAS к новым макроэкономическим условиям. Высокая мобильность трудовых ресурсов стала возможной после отмены визового режима в ECOWAS. Хотя визовые требования отсутствуют в крупнейших мировых валютных зонах (США и Европа), миграция населения в развивающихся странах гораздо выше.
• Фискальный федерализм. Издержки растущей безработицы в случае макроэкономического дисбаланса в объединении могут быть покрыты за счет бюджетных трансфертов от других членов валютной зоны. Отсутствие фискального федерализма в еврозоне рассматривается как один из потенциальных источников нестабильности Европейского валютного союза. В декабре 2001 г. на встрече глав государств и правительств WAMZ было решено создать своеобразный «Фонд солидарности», получивший название Фонд стабилизации и сотрудничества (далее - Фонд) Западноафриканской валютной зоны (Stabilization and Cooperation Fund of the WAMZ). Фонд начал действовать 1 марта 2002 г., его уставный капитал достигает 100 млн дол. Целью его деятельности является создание общего пула финансовых ресурсов членов WAMZ и обеспечение помощи в макроэкономической адаптации в случае непредвиденных шоков на протяжении процесса конвергенции. Африканский банк развития (African Development Bank, ADB) назначен внешним управляющим финансовыми активами Фонда. Хотя неясно, как на прак-
МИВГ ЖИИИИШ .МИШИН! В
ШМЖттШШШШтттВШШтМШ 1
тике будет функционировать Фонд, уже сейчас можно предположить, что с учетом размера экономики Нигерии по отношению к другим членам зоны операции Фонда будут иметь асимметричный характер. Срок полномочий Фонда охватывает период конвергенции национальных экономик. С началом операций Западноафриканского центрального банка Фонд может быть преобразован в агентство или банк развития, в задачи которого входит обеспечение финансовой помощи членам WAMZ. Аналогичный институт под названием «Компенсационный фонд» (Compensation Fund) предполагается создать в рамках ECOWAS.
Как можно заключить исходя из критериев оптимальности валютной зоны, WAMZ в перспективе может стать устойчивым валютным союзом. Несмотря на асимметричное воздействие макроэкономических шоков, валютной стабильности будет способствовать высокая мобильность трудовых ресурсов и фискальный федерализм. В то же время интеграция в рамках Западноафриканской валютной зоны не является оптимальным решением для стран региона. Ее создание может быть только промежуточным этапом слияния двух крупнейших объединений региона - Экономического сообщества государств Западной Африки и зоны франка CFA. Валютный союз обоих объединений будет полностью ориентирован на зону евро и, как следствие, иметь фиксированный обменный курс к единой европейской валюте.
Каково будущее валютной системы африканских стран? Если объединение WAMZ и ECOWAS окажется успешным, то под влияние зоны евро попадет 42,4% территориальных образований Африки. Вряд ли на «черном» континенте когда-либо появится в наличном обращении европейская валюта, однако в макроэкономическом плане Старый Свет и бывшие колонии окажутся в общей валютной зоне. Вне еврозоны останутся валютный союз Южной Африки; несколько стран, фиксирующих обменные курсы к доллару США или валютной корзине, и двадцать государств, отпустивших свои валюты в управляемое плавание. Страны Средиземноморья (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия и Египет) имеют тесные экономико-политичес-кие связи с Европейским союзом. Если их правительства примут решение перейти от управляемого плавания к фиксации курсов национальных валют к евро, то проект общеафриканской валютной зоны вполне может воплотиться в жизнь. В рамках Организации африканского единства уже существует проект Африканского валютного союза, согласно которому Африканский центральный банк будет эмитировать валюту континента под названием афро (afro). Если интеграция WAMZ и ECOWAS завершится к 2020 г., то, как и предполагает Организация африканского единства, Африканский союз появится на свет к 2030 г.
44
ЕКМЕОМЬЙ ПММАЩШШМПЧЕПН КУПАЛ ДДЙДКЕСТ-аШНСЫ