АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 8(224)
DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_152 УДК 34.01
АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА African Union as an institutional mechanism for the regional protection of human rights
САМОДУРОВ Игорь Витальевич,
студент, Институт права и национальной безопасности,
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 119571, Россия, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Тропарево-Никулино, пр-т Вернадского, 82, стр. 1. E-mail: sivigs@gmail.com;
Samodurov Igor Vitalievich,
Student, The Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration', Institute of Law and Security. 119571, Moscow, prospekt Vernandskiy, 82, str. 1. E-mail: sivigs@gmail.com
Краткая аннотация. В статье исследуется региональная организация Африканский Союз как эффективный институциональный механизм региональной защиты прав человека на африканском континенте. Автор рассматривает институционально-политическую историю формирования и развития Африканского Союза, а также его институциональную роль в области защиты прав человека в регионе. В статье делается вывод о том, что в Африканском Союзе постепенно формируются эффективные региональные институты защиты прав человека со своими принципами, паттернами и традициями правозащитной и праворегулирующей деятельности.
Abstract. The article studies the regional organization of the African Union as an effective institutional mechanism for the regional protection of human rights on the African Continent. The author considers the institutional and political history of the formation and development of the African Union, as well as its institutional role in the field of human rights protection in the region. The articles concludes that the African Union is gradually forming effective regional institutions for the protection of human rights with their own principles, patterns amd traditions of human rights and law-regulating activities.
Ключевые слова. Африканский Союз, правовые институты, институциональный механизм, права человека, Африка, региональные институты, защиты прав человека.
Keywords: African Union, legak institutions, institutional mechanism, human rights, Africa, regional institutions, protection of human rights.
Для цитирования: Самодуров И.В. Африканский Союз как институциональный механизм региональной защиты прав человека // Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 152-153. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_152.
For citation: Samodurov I.V. African Union as an institutional mechanism for the regional protection of human rights // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 152-153. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_152.
Статья поступила в редакцию: 02.08.2023
Формирование и развитие правозащитных механизмов в рамках Африканского Союза происходило на протяжении десятилетий в контексте антиколониализма и антиколониальной борьбы. Лидеры африканских стран считали, что невозможно говорить о свободах и правах человека в Африке, пока последняя западная колония не получит независимость в ходе национально-освободительной борьбы [5], не реализует на государственном уровне право на самоопределение [4] и не выиграет борьбу с апартеидом, распространенным на государственном и общественном уровнях на юге Африки вплоть до середины 1990-х годов. Двойственные политико-правовые стремления, заключающиеся как в заимствовании западных концепций прав и свобод человека, так и политическом оппонировании и в определенном смысле противостоянии западным странам сформировали региональную специфику правозащитных институциональных механизмов и паттернов в Африканском Союзе, что, безусловно, требует тщательного правового анализа. В качестве методологии исследования были выбраны институциональный [2, с. 98-112] и сравнительно-правовой анализы. Объектом исследования выступают институциональные правозащитные механизмы, а новизна исследования заключается в изучении их региональной специфики на примере африканского континента.
Вопросам исследования правового значения Африканского Союза и правозащитного измерения его деятельности посвящено множество работ отечественных (А.Х. Абашидзе [1, с. 22-25], Е.Б. Ахметов, Р.М. Букенбаев [3, с. 134-142], А.М. Солнцев и др.) и зарубежных ученых [6, pp. 535-555].
Создание Африканского Союза 26 мая 2001 года ознаменовало важную веху в развитии региональных правозащитных институциональных механизмов. Африканский Союз несколько отошел от политики, доминирующей в его организации - предшественнике - Организации африканского единства, в области продвижения политико-правового дискурса в направлении деколонизации и суверенизации африканских стран. На рубеже XX-XXI века эти проблемы несколько снизили свою политико-правовую остроту, хотя и не потеряли полностью актуальность (некоторые государства Северной Африки все еще требуют от западных стран компенсационных выплат за столетия колонизации, работорговли и политической зависимости).
В новой эпохе XXI правозащитная тематика стала общим глобальным дискурсным трендом. Африканский континент также не мог оставаться в стороне от доминирующего политико-правового дискурса, отстаивающего необходимость защиты прав и свобод человека как на региональном, так и на национальном уровнях.
Нужно также учесть, что политические системы большинства африканских государств не являются стабильными. Многие африканские государства относятся к группе т.н. "ТаНиге 81а1ев". Африканские правительства, в целом, и отдельные лидеры, в частности, регулярно критикуют-
Международно-правовые науки
ся западными странами и международными правозащитными организациями (которые также расположены в западных странах) за пренебрежение, а иногда - и за прямое нарушение прав человека, в том числе, прав многочисленных беженцев.
Внутренняя структурная трансформация Африканского Союза в сторону большей значимости институциональных механизмов защиты прав человека имела своей целью и своеобразную политико-правовую защиту от критики западных стран: сомневающимся западных журналистам, гражданским активистам, политологам и политикам всегда можно было указать, например, на наличие постоянно действующей Африканской комиссии. Как конвенциональный орган Африканская комиссия в соответствии с нормами и положениями Африканской хартии в праве вправе рассматривать ситуации с систематическим нарушением прав человека и прав народа.
Важным институциональным механизмом Африканской комиссии является институт "специальных процедур". Этот механизм не используется в европейской правовой системе в рамках Европейского суда по правам человека. Институт "специальных процедур" включает в себя множество конкретных подинститутов:
1. Отдельные страновые и тематические мандаты.
2. Специальные экспертизы (которые могут проводиться как отдельными экспертами, так и в рамках экспертных групп).
3. Специальные докладчики (например, специальный докладчик по правам женщин в Африке).
4. Рабочие группы и комитеты экспертов в области права и правозащитников.
Разумеется, реальная правозащитная деятельность Африканского Союза сильно отличается от декларируемой, однако африканские лидеры традиционно подчеркивают, что африканские страны находятся на верной дороге, и им нужно еще пройти определенный путь в политико-правовом развитии, чтобы приблизиться к западным странам.
Делая выводы по проведенному исследованию, хотелось бы отметить, что роль Африканского Союза как институционального механизма, необходимого для продвижения правозащитной деятельности на континенте, в современных сравнительно-правовых исследованиях изучена недостаточно. Этому вопросу была посвящена предлагаемая статья, в рамках которой было показано, как региональная правозащитная деятельность по совокупности политико-правовых причин постепенно институционализируется и смещается из периферии политико-правового внимания африканских лидеров и функционеров международной организации в центр повседневной функциональной деятельности.
Библиография:
1. Абашидзе А.Х, Солнцев А.М Юбилей африканской системы защиты прав человека и народов // Евразийский юридический журнал. - 2012. - № 2 (45). - С. 22-25.
2. Барбашин М.Ю. Методологические возможности "Блумингтонской школы" и перспективы развития современного неоинституционализма // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2014. - Т. XVII. - №1. - с. 98-112.
3. Букенбаев Р.М., Ахметов Е.Б. Развитие международной системы защиты прав человека на региональном уровне (на примере Африканского Союза) // Бюллетень Казанского университета. «Серия Международные отношения и международное право». 2016. №3(75). с. 134-142.
4. Гулшн С.У. Принцип самоопределения народов в практике африканских государств: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1992. 160 с.
5. Турей Р.А. Некоторые международно-правовые вопросы национально-освободительного движения в Африке: Дисс. ... канд. юрид. наук. М. 1986.
178 с.
6. Welch, Claude. 1991. Organisation of African Unity and the Promotion of Human Rights // The Journal of Modern African Studies. December. 29(4), pp. 535-555. doi:10.1017/S0022278X00005656.
References:
1. Abashidze A.X., Solntsev A.M. Ubiley afrikanskoy sistemy zashchity prav cheloveka i narodov [] // Evraziyskiy uridicheskiy jurnal - 2012 - 2(45) - pp. 2225.
2. Barbashin M.Y. Metodologicheskie vozmojnosti 'Blumingtonskoy shkoly' i perspektuvy razvitiya sovremennogo neoinstitutsionalizma [The Methodological Options of the 'Bloomington School' and Perspectives of ] // Jurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii. 2014. t. XVII. #1. P. 98-112.
3. Bukenbaev P.M., Ahmetov E.B. Razvitie mejdunarodnoy sistemy zastchity prav cheloveka na regionalnom urovne (na primere Afrikanskogo Soyuza) [The Development of the International System of Human Rights Protection at the Regional Level (African Union as an Example] KazNU Bulletin. International Relations and International Law Series. 2016. #3(75). p. 134-142.
4. Gulshn S.U. Printsip samoopredelinya narodov v praktike afrikanskih gosudarstv [The Principle of Self-Determination of Peoples in Practices of teh African States] Diss.... kand. urid. Nauk. Moscow. 1992.
5. Turey R.A. Nekotorye mejdunarodno-pravovye voprosy natsionalno-osvoboditelnogo dvijeniya v Afrike [Some International-lawful Questions of National-liberayion Movement in Africa]. Diss. kand. urid. nauk. Moscow. 1986.
6. Welch, Claude. 1991. Organisation of African Unity and the Promotion of Human Rights // The Journal of Modern African Studies. December. 29(4), pp. 535-555. doi:10.1017/S0022278X00005656.