Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ИСТОРИЯ, РЕСУРСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ИСТОРИЯ, РЕСУРСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Галина Ивановна, Михалева Ольга Иннокентьевна, Павлов Ньургун Михайлович

Дополнительное профессиональное образование в современном обществе обеспечивает потребность человека в постоянном совершенствовании в области избранной специализации, которая обуславливается возрастающими требованиями работодателей к профессиональным компетентностям сотрудников. В данной статье описываются исторические и современные направления деятельности Института развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия) по организации дополнительного профессионального образования и реализации федеральных проектов в этой сфере. Описаны особенности функционирования учреждения в зависимости от внешних социальных вызовов, задач, а также изменений, происходящих в системе непрерывного образования. Отмечено, что на протяжении всей истории своего развития институт аккумулировал в себе кадровый потенциал для обеспечения соответствия подготовки и переподготовки педагогов многовекторности трансформаций образовательного процесса, инновационности его развития, адаптации к реализуемым федеральным проектам. Заключается, что свои ресурсы в деле осуществления дополнительного профессионального образования институт не исчерпал и по-прежнему являет собой региональный центр его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Галина Ивановна, Михалева Ольга Иннокентьевна, Павлов Ньургун Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SYSTEM OF SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA): HISTORY, RESOURCES, AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Additional vocational education in modern society provides the human need for continuous improvement in the chosen specialization, which is caused by increasing demands of employers to professional competencies of employees. This article describes the historical and current activities of the Institute for the Development of Education and Advanced Training of the Republic of Sakha (Yakutia) to organize additional professional education and implementation of federal projects in this field. The features of the functioning of the institution depending on external social challenges, tasks, as well as changes occurring in the system of lifelong learning are described. It is noted that throughout the history of its development, the institute has accumulated personnel potential to ensure the conformity of training and retraining of teachers to multi-vector transformations of the educational process, innovation of its development, adaptation to the ongoing federal projects. In conclusion, the institute has not exhausted its resources in the implementation of additional vocational education and still represents a regional center of its development.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ИСТОРИЯ, РЕСУРСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 5. С. 79-86. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 5. P. 79-86.

Научная статья УДК 371.14

https://doi.org/10.24158/spp.2023.5.10

Региональная система дополнительного профессионального образования Республики Саха (Якутия): история, ресурсы и перспективы развития

Галина Ивановна Алексеева1, Ольга Иннокентьевна Михалева2, Ньургун Михайлович Павлов3

123Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II, Якутск, Россия

1galina.alekseeva77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8946-5087 2teleke@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2827-4428 3nurgun.pavlov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3114-9401

Аннотация. Дополнительное профессиональное образование в современном обществе обеспечивает потребность человека в постоянном совершенствовании в области избранной специализации, которая обуславливается возрастающими требованиями работодателей к профессиональным компетентностям сотрудников. В данной статье описываются исторические и современные направления деятельности Института развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия) по организации дополнительного профессионального образования и реализации федеральных проектов в этой сфере. Описаны особенности функционирования учреждения в зависимости от внешних социальных вызовов, задач, а также изменений, происходящих в системе непрерывного образования. Отмечено, что на протяжении всей истории своего развития институт аккумулировал в себе кадровый потенциал для обеспечения соответствия подготовки и переподготовки педагогов многовекторности трансформаций образовательного процесса, ин-новационности его развития, адаптации к реализуемым федеральным проектам. Заключается, что свои ресурсы в деле осуществления дополнительного профессионального образования институт не исчерпал и по-прежнему являет собой региональный центр его развития.

Ключевые слова: компетентность, профессиональное развитие, региональная система дополнительного профессионального образования, трансформация, повышение квалификации

Для цитирования: Алексеева Г.И., Михалева О.И., Павлов Н.М. Региональная система дополнительного профессионального образования Республики Саха (Якутия): история, ресурсы и перспективы развития // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 5. С. 79-86. https://doi.org/10.24158/spp.2023.5.10.

Original article

Regional System of Supplementary Vocational Education of the Republic of Sakha (Yakutia): History, Resources, and Development Prospects

Galina I. Alekseeva1, Olga I. Mikhaleva2, Nurgun M. Pavlov3

1'2'3The Institute for the Development of Education and Advanced Training named after S.N. Donskoy -II, Yakutsk, Russia

1galina.alekseeva77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8946-5087 2teleke@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2827-4428 3nurgun.pavlov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3114-9401

Abstract. Additional vocational education in modern society provides the human need for continuous improvement in the chosen specialization, which is caused by increasing demands of employers to professional competencies of employees. This article describes the historical and current activities of the Institute for the Development of Education and Advanced Training of the Republic of Sakha (Yakutia) to organize additional professional education and implementation of federal projects in this field. The features of the functioning of the institution depending on external social challenges, tasks, as well as changes occurring in the system of lifelong learning are described. It is noted that throughout the history of its development, the institute has accumulated personnel potential to ensure the conformity of training and retraining of teachers to multi-vector transformations of the educational process, innovation of its development, adaptation to the ongoing federal projects. In conclusion, the institute has not exhausted its resources in the implementation of additional vocational education and still represents a regional center of its development.

Keywords: competence; professional development; regional system of additional professional education; transformation; advanced training

© Алексеева Г.И., Михалева О.И., Павлов Н.М., 2023

- 79 -

For citation: Alekseeva, G.I., Mikhaleva, O.I. & Pavlov, N.M. (2023) Regional System of Supplementary Vocational Education of the Republic of Sakha (Yakutia): History, Resources, and Development Prospects. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (5), 79-86. Available from: doi:10.24158/spp.2023.5.10 (In Russian).

В современном обществе одной из ключевых потребностей человека становится постоянное приобретение новых видов умений и навыков. Профессиональная компетентность является стратегическим государственным ресурсом, одним из ведущих факторов развития общества и страны (Серякова, Кравченко, 2016). Ключевую социальную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов занимает дополнительное образование взрослых, которое является важным компонентом непрерывного образования региона.

В научной литературе представлена периодизация дополнительного профессионального образования (ДПО) республики, согласно которой оно прошло пять этапов институциональной эволюции: этап, когда были сформированы важнейшие элементы (1917-1940 гг.); этап интенсивного развития (1941-1990 гг.); этап дезинтеграции (начало 1990-х гг.); этап адаптации к рыночным условиям (середина 1990-х гг.); этап системного обновления непрерывной подготовки кадров (конец XX - начало XXI века) (Данакин, Чикилева, 2016).

Система ДПО Республики Саха (Якутия) на протяжении своей истории развивалась в соответствии с актуальными тенденциями социально-экономической эволюции республики и являлась приоритетным направлением государственной политики региона.

Современная система ДПО в организационном аспекте является стабильной и устойчивой, а в содержательном - напротив, демонстрирует изменчивость и подвижность, так как ориентируется на ситуацию в обществе и образовании в целом, постоянно совершенствуется и обновляется (Алексеева и др., 2020: 134).

С 1939 г. она представлена в регионе Якутским республиканским институтом усовершенствования учителей (ЯРИУУ), ныне - Институтом развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II (ИРО и ПК). С момента своего образования он выстраивал собственную модель содержания учебно-методической деятельности, обусловленную развитием массовой школы. Были организованы краткосрочные курсы, проводились семинары, созданы возможности для самообразования учителей по разработанным программам. Постепенно в деятельности института обозначились следующие формы и направления работы: выездная помощь учителю на местах, разработка сотрудниками института методических разработок и рекомендаций по актуальным вопросам образования, использование средств массовой информации для трансляции успешного опыта работы, регулирование и консолидация деятельности районных методических кабинетов.

В 1950-е гг. появились новые формы работы: конференции, педагогические чтения для распространения передового опыта преподавания. Работа института стала востребованной в региональном педагогическом сообществе: к концу 1960-х гг. институт уже обучал до 2 000-2 500 педагогов в год. В этот период завершается становление ЯРИУУ как самостоятельного профессионального учреждения. После принятия в 1958 г. закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»1 методическая работа была направлена на обеспечение всеобщего восьмилетнего образования, ликвидацию безграмотности взрослого населения, введение среднего образования» (Чоросова, 2008).

В 1960-1970 гг. особое внимание было уделено сохранению национальных школ с родным языком обучения. Общеобразовательные учреждения перешли на новые программы, поэтому система повышения квалификации республики сосредоточила усилия на обеспечении овладения учителями этими программами. Курсы стали проводить и в центральных областях страны, и за пределами республики (Чоросова, 2008).

«В начале 1980-х годов ЯРИУУ достиг того уровня, когда его учебно-материальная база, содержание, формы и организация работы с педагогическими кадрами, штаты, научно-преподавательский и методический состав позволили ему перейти в статус научно-методического и учебного центра» (Чоросова, 2008).

1980-1990-е гг. охарактеризовались бурными изменениями в практике совершенствования профессиональных знаний педагогических кадров. Была преобразована структура института, появились кафедры по узким направлениям, они обеспечивали высокий научный уровень повышения квалификации педагогов. Были разработаны новые критерии оценки деятельности школы, стал вопрос о необходимости развития личности учителя, его ценностных ориентаций, освоения новых подходов к совершенствованию педагогического мастерства учителя. Начали внедрятся формальные, неформальные и информальные формы образования, разрабатывалось содержание фундаментальных курсов с инвариантной и вариативной частями.

1 СССР. Законы и постановления. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. М., 1958. 31 с.

Конец 1980 - начало 1990-х гг. - время кардинальных изменений в обществе вследствие распада СССР и последовавшей за этим переоценки ценностей. В республике в это время особое внимание уделяется развитию сети школ в сельской местности, разрабатывается программа «Сельская школа и кадры». Продолжается политика, направленная на развитие профессионально-технических учреждений, укрепление их материальной базы. Большое внимание уделяется нормативному правовому обеспечению системы народного образования. В частности, на основании Постановления Правительства РСФСР от 23 февраля 1991 г. № 119 «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР»1 коллегией Министерства просвещения Республики были разработаны региональные документы о государственных образовательных учебных заведениях и о дошкольных учреждениях Якутской-Саха АССР (Чоросова, 2008).

В системе образования республики началось внедрение принципов демократизации и гуманизации, поиск способов их реализации в учебно-воспитательном процессе. Стартовала компьютеризация школ, впервые стал издаваться журнал «Народное образование Якутии», газеты «Учуутал аргь^а», «Учительский вестник». Для малочисленных народов Крайнего Севера был разработан «Букварь юкагирского языка», учебники по эвенскому языку. Начали открываться новые виды учебных заведений - гимназии (Верхневилюйская, Нерюнгринская), лицеи (Алданский лицей), агрошколы, кочевые школы.

Начало 1990-х гг. - это период перехода от унификации общего образования к его вариативности. Мощным стимулом для развития системы стала Концепция обновления и развития национальной школы2. Принятие этого документа, поддержка педагогической общественности, творческой интеллигенции позволили совершить ряд прорывов, среди которых создание условий для реализации конституционного демократического права обучения и воспитания детей на родном языке; включение в содержание школьного образования национальных культур. На его принципах была разработана Концепция последипломного образования педагогов Республики Саха (Якутия)3.

Деятельность института в 2000-е гг. была связана с реализацией комплексной модернизации системы образования согласно приоритетным национальным проектам. Так, в 2003 г. была апробирована система предпрофильной подготовки и профильного обучения: элективные курсы, профили в старшей школе. В 2006 г. начал работу приоритетный национальный проект «Образование»4, предполагавший поощрение лидеров, поддержку классных руководителей, информатизацию и оснащение школ, реализацию программы «Школьный автобус»5, дистанционное обучение детей-инвалидов. В 2007-2009 гг. был развернут комплексный проект модернизации образования: введена новая система оплаты труда и нормативное подушевое финансирование, управляющие советы, интенсифицировано развитие инфраструктуры школ, апробированы процедуры ЕГЭ и ОГЭ. Якутия стала пилотным регионом для их реализации, что позволило решить проблему оснащения и компьютеризации школ, своевременного повышения заработной платы учителям. В 20102015 гг. была начата реализация проекта «Наша новая школа», в рамках которого вводились новые стандарты, осуществлялась поддержка талантливых детей, обеспечено развитие учительского потенциала, самостоятельности школ (бюджетные, автономные, казенные учреждения).

Развитие непрерывного образования, совершенствование финансово-экономических механизмов в образовательной отрасли, внедрение стратегий эффективного контракта в сфере общего и дополнительного образования, масштабное строительство специальных учреждений, инновационное развитие дошкольного и дополнительного образования, сохранение малокомплектных школ, государственная поддержка детей-сирот, обычное и дуальное образование, государственно-общественное управление, арктическое образование, дистанционное образование -точки роста этих лет.

Эффективно действует сеть ресурсных центров, созданная на базе школ - победителей национального проекта «Образование», а также на базе районных методических служб, организуется дистанционное обучение. Предлагаются механизмы переквалификации специалистов с непедагогическим и педагогическим образованием на новые специальности.

1 О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР : Постановление Правительства РСФСР от 23.02.1991 № 119 (с изменениями и дополнениями) (прекратил действие) [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

2 Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия) за 5 лет (1991 — 1996). Якутск, 1996. 50 с.

3 Тимофеева Р.Е. Концепция последипломного образования педагогов Республики Саха (Якутия). Якутск, 1998. 118 с.

4 Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/national-project. (дата обращения: 11.05.2023).

5 Федеральная программа «Школьный автобус» [Электронный ресурс] // Высшая автомобильная лига. URL: https:// https://v-a-l.ru/archive/news/2016/94915.new. (дата обращения: 11.05.2023).

В результате реализации федеральных проектов в республике была внедрена новая система оплаты труда педагогов. Появилась объективная оценка качества образования, начался рост вариативности образовательных программ и учебных планов, расширилось участие родителей в жизни школы через управляющие советы, во многих образовательных учреждениях появился доступ к Интернету.

В 2010 г. слияние институтов ИРО и ИПКРО позволило совместить два вида работ - стратегического и прикладного характера. В результате удалось повысить эффективность научно-программного и методического обеспечения системы образования, улучшения подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также организации научно-исследовательских работ в области образования.

Расширились следующие направления деятельности:

- формирование тенденций образовательной политики;

- создание системы работы по экспертно-аналитической деятельности;

- научно-методическое сопровождение инновационных проектов.

Совместно с Министерством образования институтом разработана и реализуется в настоящее время Концепция социокультурной модернизации образования1, проводится комплексный анализ социокультурной ситуации территориально-региональных образовательных систем. Активно внедряется ряд проектов, связанных с социокультурной и инновационной модернизацией образования, разработкой карты соответствующих приоритетов региона, прогнозированием параметров эффективной деятельности образовательных учреждений, созданием различных теоретических моделей.

Сотрудники института принимают участие в разработке государственных программ и планов. Совместно с ЮНЕСКО осуществляется проект «Учителя Арктики»2. Успешно разрабатывается проект «Виртуальная школа»3, проводится работа с одаренными детьми.

В 2013-2015 гг. была проведена модернизация региональных систем дошкольного образования: обеспечены дополнительные места в детских садах за счет строительства новых учреждений и развития негосударственного сектора, введения электронной очереди.

В 2014-2016 гг. осуществлена разработка профессиональных стандартов, выполнен переход на эффективный контракт.

В 2014 г. принята Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций4.

На 2015-2030 гг. разработана Концепция развития дополнительного образования детей5; на период до 2025 года - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года6.

К числу наиболее важных результатов этого периода относится принятие республиканского закона «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» от 15 декабря 2014 г.7, который обеспечивает государственные гарантии права граждан на обучение на родном языке, предоставляет поддержку малокомплектным школам и социальные гарантии учителям.

Участие региона в федеральных проектах «Приоритетный национальный проект "Образование"», «Комплекс мер по модернизации образования», «Модернизация региональных систем общего образования» способствовало значительному укреплению материально-технической

1 Концепция социокультурной модернизации российского образования в Якутии [Электронный ресурс] // АОУ ДПО РС(Я) «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II». URL: http://iroipk-sakha.ru/2014/12/18/концепция-социокультурной-модерниза. (дата обращения: 11.05.2023).

2 Учителя Арктики [Электронный ресурс] // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214665.pdf (дата обращения: 11.05.2023).

3 Виртуальная школа. Информационная система оказания образовательных услуг [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsopen.ru/ (дата обращения: 11.05.2023).

4 Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014. № 3241п-П8) [Электронный ресурс] // Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

5 Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р : Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» [Электронный ресурс] // Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

6 Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Об образовании в Республике Саха (Якутия) : закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 1401-З № 359-V (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

базы образовательных организаций республики, совершенствованию экономических механизмов, повышению заработной платы педагогов.

Результатом этих изменений в системе образования стало государственно-частное партнерство, в рамках которого была осознана ценность воспитания и культурно-национальных традиций.

Цифровые технологии сегодня активно внедряются в образовательный процесс: создан Портал образовательных услуг республики1, для детей-инвалидов осуществляется дистанционное обучение, в том числе реализуется услуга «Электронный дневник».

Ключевой целью определяется формирование образовательной политики: «В обучении -опора и стремление к лучшим мировым стандартам. В воспитании - опора на традиции и культуру своего народа»2.

Основными ориентирами являются «Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года и основных направлений до 2050 года»3 и образовательная инициатива Республики Саха (Якутия) - 2030 «Образование, открытое в Будущее»4, нацеленная на развитие человеческого капитала. Разработана «дорожная карта» по внедрению профессионального стандарта педагога, формированию и введению национальной системы учительского роста.

С 2018 г. в системе образования реализуется национальный проект «Образование» по 8 направлениям: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Социальная активность», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Развитие системы поддержки молодёжи («Молодежь России»)», «Социальные лифты для каждого» (данный проект реализуется только на федеральном уровне). В системе общего образования реализуются 4 из упомянутых. В частности, задачей расширения инфраструктурной базы республиканской системы образования являлось повышение качества работы. В регионе за период реализации национальных проектов в 317 школах были открыты Центры образования различных профилей5.

В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» 267 школ были оснащены современной цифровой техникой6. Для образовательных учреждений поставляются ноутбуки, МФУ, интерактивные комплексы (экраны).

Участие в проекте «Современная школа» дает каждому ребенку, в том числе детям с ОВЗ, возможность получить востребованную специальность.

Созданы детский технопарк «Кванториум» и Дом научной коллаборации Н.Г. Соломонова при Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова. Расширяется сеть детских технопарков.

Коллектив института вносит свой вклад в успешную реализацию федеральных проектов и программ и выполняет следующие задачи:

1. Увеличение количества персональных программ, исходя из проблем образовательных организаций республики и профессиональных потребностей педагогов.

2. Научно-методическое обеспечение внедрения обновленных федеральных стандартов образования и функциональной грамотности обучающихся.

3. Поддержка развития наставничества и совершенствование форм работы с молодыми педагогами.

4. Поддержка деятельности федеральных и региональных инновационных площадок.

1 Портал образовательных услуг [Электронный ресурс]. URL: https://edu.e-yakutia.ru (дата обращения: 12.05.2023).

2 Реестр образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] // Портал образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). URL: https://obr.sakha.gov.ru/ (дата обращения: 12.05.2023).

3 О проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года : Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2016 № 455 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/444958940 (дата обращения: 12.05.2023).

4 Образовательная инициатива Республики Саха (Якутия) - 2030 «Образование, открытое в Будущее» [Электронный ресурс] // XIV съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Открытое образование - пространство возможностей». URL:https://съездучителей14.рф/wp-content/up-loads/2022/09/Образовательная-инициатива-Республики-Саха-Якутия—2030-.pdf (дата обращения: 12.05.2023).

5 В школах Якутии открылись центры образования «Точка роста» [Электронный ресурс] // АОУ ДПО РС(Я) «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II». URL: http://i roipk-sakha.ru/2022/09/15/в-школах-якутии-открылись-центры-обра/ (дата обращения: 11.05.2023).

6 Школы Якутии получили новое оборудование по цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] // Управление образования окружной администрации города Якутска. URL: https://yaguo.ru/node/10988 (дата обращения: 11.05.2023).

Опыт работы в качестве стажировочной платформы по дошкольному и общему образованию по темам: «Моделирование образовательных систем на основе социокультурного подхода» и «Развитие вариативных форм и моделей дошкольного образования» имеет позитивные социальные эффекты. Проделана большая работа по улучшению материально-технических условий базовых образовательных учреждений и института, закрепились лучшие формы гражданских институтов, принимающих реальное участие в управлении образовательной деятельностью. Опыт работы региона транслирован в различные регионы РФ: Хабаровский, Красноярский, Забайкальский края, Амурскую, Читинскую, Иркутскую, Магаданскую, Еврейскую автономную области, республики Хакасия, Тыва, Алтай.

Сотрудниками института ведется целенаправленная работа по внедрению в образовательные учреждения республики ФГОС нового поколения всех уровней общего образования: разработаны новые программы, в рамках корпоративной формы повышения квалификации ведется работа по созданию «дорожных карт» реализации ФгОс на муниципальном, школьном уровнях.

Реализуется проект «Учителя Арктики»1, деятельность которого направлена на развитие профессионального роста педагогов, работающих в арктических и северных районах республики, также на повышение доступности качественного образования в удаленных поселках.

Для развития кадрового потенциала на базе ИРОиПК системно читаются фундаментальные и краткосрочные курсы с модулями по правовой культуре родителей и детей, семейной педагогике, воспитательной работе в образовательной организации, безопасности информационной среды и другим актуальным вопросам. Проводятся конкурсы профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», «Классный руководитель», «Вожатый года», «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагогический хакатон», «Метотурнир», а с 2021 г. - профессиональный конкурс «Директор года».

Для анализа уровня компетенций педагогов используется платформа ЛК-142, созданная на базе Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-11. На ней формируется база данных (фидбак) и создаются личные кабинеты всех педагогов республики. В данное время зарегистрировано 21 433 педагога республики, что составляет 81 % от общего числа педагогических работников республики. В своем личном кабинете педагог, пройдя онлайн-регистрацию, имеет доступ к расписанию курсов и различным диагностикам. Разработана система тестирования по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям. Система выдает результат, и по выявленным дефицитам рекомендуются необходимые модули, выстраивается индивидуальная программа повышения квалификации педагога. Благодаря цифровизации среды ДПО в сложившихся условиях институт оказался готов к переходу на дистанционный формат работы.

В 2021 г. на базе ИРОиПК был создан региональный Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ). Цель деятельности центра -планомерное изменение форматов повышения квалификации и профессионального развития педагогов с использованием современных цифровых технологий. При этом формами повышения квалификации могут стать и участие педагога в профессиональных сообществах и ассоциациях, и распространение своего опыта, а также стажировка в другой образовательной организации.

Задачи повышения престижа профессии педагога, создания условий для реализации творческого потенциала решают неформальные объединения слушателей: «Клуб учителей года», «Клуб воспитателей года», «Клуб учителей-стобалльников».

Все большее значение в профессиональном развитии приобретает включение педагогов в научно-исследовательскую деятельность в соответствии с их научными интересами. В настоящее время в системе общего образования работает 141 учитель, имеющий степень кандидата наук. Для оказания помощи педагогам-исследователям в ИРОиПК открыта Лаборатория научно-методического обеспечения исследовательской деятельности педагогов республики, где в настоящее время занимаются 96 соискателей и аспирантов. Проведен анализ готовности учителей Республики Саха (Якутия) к формированию функциональной грамотности обучающихся. В анкетировании приняло участие 8 039 учителей, что составляет 43 % от общего числа педагогов образовательных организаций Республики Саха (Якутия). Ценностно-ориентационный аспект готовности учителей к формированию функциональной грамотности у подопечных в целом можно признать развитым. 80-85 % опрошенных учителей считают проблему формирования функциональной грамотности актуальной для школ республики. Преобладающее большинство педагогов (65-78 %) оценивают свою готовность к формированию функциональной грамотности на уровне 7 баллов по 10-балльной шкале. Исходя из результатов анализа, проведена работа с учителями для повышения их компетентности в этой области:

1 В Якутии запустили проект «Учитель Арктики» по привлечению кадров в северные районы [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/9328141 (дата обращения: 11.05.2023).

2 ЛК-14 [Электронный ресурс]. URL: https://lk14.ru (дата обращения: 11.05.2023).

- созданы стажировочные площадки для реализации практической части курсов по формированию функциональной грамотности у обучающихся по направлениям: читательская грамотность, естественно-научная грамотность, математическая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции, финансовая грамотность;

- собран банк данных обучающихся 8-9 классов, учителей, работающих в данных классах;

- 2 495 учителей прошли курсы повышения квалификации с реализацией индивидуального образовательного маршрута на базе ЦНППМ;

- 563 учителя прошли обучение на базе ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» по дополнительным профессиональным программам «Школа современного учителя. Развитие естественно-научной грамотности. Развитие читательской грамотности. Развитие математической грамотности»1.

В целях реализации одного из актуальных направлений государственной политики в сфере образования в республике внедряется система наставничества педагогических работников. Мониторинг показывает, что в регионе она взята на вооружение во всех 656 муниципальных школах (100 %) и в 203 дошкольных образовательных учреждениях (29 %)2. Можно отметить, что для развития наставничества в регионе разработаны управленческие и финансовые механизмы, созданы организационные и правовые условия, - все это обеспечивает непрерывный профессиональный рост и самореализацию педагогов, включая молодых и начинающих.

Применяются различные формы методической работы с образовательными организациями:

- постоянно действующие обучающие циклы семинаров для педагогов по предметным областям;

- образовательные ресурсы - сайты по проектам «Продвижение +», «Школа Минпросвещения», «Ученик - ученику», «Виртуальная онлайн-выставка "Лучший опыт по наставничеству"», «Открытый банк методических разработок», «Ярмарка финансовых идей», YouTube-канал института с видео открытых уроков.

Таким образом, Институт развития образования и повышения квалификации в настоящее время является ресурсным центром по реализации многовекторной системы непрерывного образования, модератором масштабных федеральных проектов и программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников:

Алексеева Г.И., Михалева О.И., Абрамова Д.Г. Модель регионального персонального повышения квалификации педагогов образовательных учреждений // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 134-138. https://doi.org/10.17513/snt.38044.

Данакин Н.С., Чикилева Е.Н. Развитие социального института дополнительного профессионального образования в России // Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Белгород, 2016. С. 121-128.

Парахина О.В. Современные тенденции дополнительного профессионального образования в России // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-2. С. 445-448.

Серякова С.В., Кравченко В.В. Дополнительное профессиональное образование в России и в странах Западной Европы: сопоставительный анализ. М., 2016. 164 с.

Чоросова О.М. Развитие полифункциональной национально-региональной системы дополнительного профессионального образования педагогов (на примере Республики Саха (Якутия). Якутск, 2008. 336 с.

References:

Alekseeva, G. I., Mikhaleva ,O. I. & Abramova, D. G. (2020) The Article is Devoted to the Issues of Changing the Content and Forms of Further Professional Education. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. (5), 134-138. Available from: doi:10.17513/snt.38044. (In Russian).

Chorosova, O. M. (2008) Razvitie polifunktsional'noi natsional'no-regional'noi sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya pedagogov (na primere Respubliki Sakha (Yakutiya) [Development of a Multifunctional National-Regional System of Additional Professional Education of Teachers (on the Example of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Yakutsk. 336 р. (In Russian).

Danakin, N. S. & Chikileva, E. N. (2016) Razvitie sotsial'nogo instituta dopolni-tel'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii [Development of the Social Institute of Additional Professional Education in Russia]. In: Diagnostika i progno-zirovanie sotsial'nykh protsessov. Belgorod, рр. 121-128. (In Russian).

Parakhina, O. V. (2013) Modern Tendencies of Supplementary Professional Education System in Russia. Fundamental'nye issledovaniya. (6-2), 445-448. (In Russian).

Seryakova, S. V. & Kravchenko, V. V. (2016) Dopolnitel'noe professional'noe ob-razovanie v Rossii i v stranakh Zapadnoi Evropy: sopostavitel'nyi analiz [Additional Professional Education in Russia and Western Europe: Comparative Analysis]. Moscow. 164 р. (In Russian).

1 Данные взяты из материалов отчетов по региональному мониторингу, подготовленных сотрудниками АОУ ДПО РС(Я) «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II».

2 Публичный отчет директора АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II» д. п. н. Галины Ивановны Алексеевой [Электронный ресурс] // АОУ ДПО РС(Я) «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II». URL: http://iroipk-sakha.ru/2019/01/23/публичный-отчет%EF%BB%BF-директора-аоу-рся-д/ (дата обращения: 12.05.2023).

Информация об авторах Г.И. Алексеева - доктор педагогических наук, первый заместитель директора Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II, Якутск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1158556

О.И. Михалева - доцент, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II, Якутск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=385890

Н.М. Павлов - соискатель, директор Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II, Якутск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1160255

Information about the authors G.I. Alekseeva - D.Phil. in Pedagogy, First Deputy Director, The Institute for the Development of Education and Advanced Training named after S.N. Donskoy - II, Yakutsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1158556

O.I. Mikhaleva - Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director, The Institute for the Development of Education and Advanced Training named after S.N. Donskoy - II, Yakutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=385890

N.M. Pavlov - Applicant, Director, The Institute for the Development of Education and Advanced Training named after S.N. Donskoy - II, Yakutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1160255

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 30.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.