О. М. Чоросова
(Якутск)
Профессиональное и личностное самочувствие педагогов
в условиях современных трансформаций (на примере
Республики Саха (Якутия)
В статье рассматриваются вопросы профессионального самочувствия педагогов в контексте современных трансформационных процессов в непрерывном педагогическом образовании в Республике Саха (Якутия). Приведены результаты социологических исследований в этой сфере.
Сегодня актуален вопрос о разработке концептуальных основ региональной модели опережающего образования взрослых, основывающейся на стратегии развития образования в России. Начиная с конца 1990-х гг. он становился предметом внимания российских исследователей [1]. Концептуальные положения такого подхода в Республике Саха (Якутия] реализовывались в 2003-2010 гг. в процессе формирования и развития полифункциональной национально-региональной системы ДПО педагогов, В настоящее время получает научно-методологическое осмысление разработка и внедрение программ ДПО, ориентированных на различные специальности реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса Республики Саха (Якутия], в образовательной деятельности Института непрерывного профессионального образования (далее - ИНПО] Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Ам-мосова (далее - СВФУ]. В этом смысле ИНПО СВФУ можно охарактеризовать как проблемно ориентированный научно-методический и учебный центр интегрированной системы непрерывного профессионального образования СВФУ.
Если привести некоторые результаты по проведенным исследованиям, то вырисовывается следующая картина. Из более чем 6000 обучившихся за 2013-2014 уч. г. по дополнительным профессиональным программам были опрошены 500 чел., 75,2% из которых отмечают свое позитивное отношение к дополнительному профессиональному образованию, тогда как зарубежными исследователями из Квебека (Канада] Stacy Bradley и Martin Drapeau [4] зафиксирован показатель 75,5%. Здесь следует принять во внимание, что с учетом количества опрошенных ими
418 респондентов процент может быть подвергнут небольшой, незначительной в данном случае, коррекции. По сравнению с канадскими респондентами, из которых лишь 25,3% уделяют необходимое время для непрерывного образования, все респонденты -обучающиеся ИНПО СВФУ понимают необходимость развития своего профессионального, социокультурного опыта, находят необходимые для этого время и финансы.
В свете происходящей социокультурной модернизации российского образования все большее значение придается педагогу, профессиональная деятельность которого несет важную социально-культурную, гуманитарную функцию и вносит свой несомненный вклад в устойчивое развитие общества. С учетом этого в наше время разные аспекты профессиональной педагогической деятельности становятся предметом внимания исследователей. Необходимо всестороннее осмысление предшествующего опыта реформ, оценка происходящих процессов обновления, что и позволит судить о характере этих изменений. С этой точки зрения нас заинтересовало профессиональное отношение к этим процессам учительства и педагогической общественности Республики Саха (Якутия] в сравнении с Республикой Казахстан, а также выявление эмоционально-личностной оценки педагогами определенных сторон своей профессии.
Для сравнения результатов использовался инструментарий социологических опросов «Изучение профессионального и социального самочувствия учителей РС (Я]» (2000 г., О. М. Чоросова, А. С. Постников]; «Учитель в изменяющемся обществе» (2005 г., О. М. Чоросова, У. А. Винокурова, Р. Е. Герасимова]. Полученные результаты отражали социальное положение учителей, их эмоционально-психоло-
Чоросова О. М. Профессиональное и личностное самочувствие педагогов в условиях современных трансформации..
гическое, соматическое состояние и самоощущение. Например, подчеркивается, что учитель не свободен от условий, в которых он живет и работает, но свободен занять ту или иную позицию по отношению к ним [3].
Данное социологическое исследование преследовало цель анализа духовно-нравственных последствий реформ в образовании и обществе в целом, динамики социального положения учителей республики, их социальных установок и ценностей как следствия социальных реформ, а также изучения перспектив и стратегий повышения социального статуса учительской профессии на фоне общей картины в России. Если в начале 1990-х годов, с одной стороны, рыночные реформы с их культом чисто денежной составляющей жизненного успеха существенно подорвали престиж образования, который долгое время был достаточно высоким, уже в середине 90-х под воздействием разочарований, порождённых негативными результатами реформ, ци-вилизационная ориентация российского общества стала меняться: успешность начинает устойчиво ассоциироваться со стремлением к интеллектуальному развитию, культуре и определённой духовной фундаментальности. Назрела необходимость образовательных реформ.
В 2005 г. в результате проведенного Институтом повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия] исследования зафиксирован первый этап становления новой социально-педагогической позиции учительства, для которого характерными являлись: осознание социально-политических изменений в обществе, возможностей нового типа поведения в школе на основе принципов свободы, самостоятельности и личной ответственности, изживание прежних запретов и собственного страха наказаний за инновационную деятельность; обретение уверенности в праве на иные социально-профессиональные взгляды и поведение [3].
В 2015 г. в Северо-Восточном федеральном университете начато социологическое исследование по изучению влияния современных трансформационных процессов на Северо-Востоке России на качество жизни педагогов на примерах Республики Саха (Якутия], Республики Казахстан, а также штата Аляска (США]. Это исследование стало важным этапом изучения качества жизни учителей на Северо-Востоке России в современных соци-
ально-экономических условиях. Разработаны программа, инструментарий, рабочий план и «дорожная карта» исследования до 2017 г., проведены пилотаж и корректировка инструментария, запущен проект онлайн-опроса педагогов на сайте ИНПО.
Подавляющее большинство педагогов, повышающих квалификацию в Институте непрерывного профессионального образования СВФУ (семинары, курсы] или получающих дополнительные квалификации (профессиональная переподготовка], представлены сельскими (улусными] образовательными учреждениями: во многих улусах республики созданы ресурсные центры - образовательные платформы СВФУ, проводятся on-line лекции, конференции и т.д.
Ниже приводятся некоторые результаты, полученные в ходе пилотного опроса педагогов Республики Саха (Якутия] в июне 2015 г.
Подавляющее большинство респондентов имеют высшее образование, и данные по уровням образования в целом близки к данным конца 1990-х гг.: высшее образование -79,8%; неоконченное высшее - 3%; среднее специальное - 15,6% к 19%; общее среднее -2,8%.
В педагогической профессии в наше время, по сравнению с 1996-1997 гг., отмечается тенденция к росту молодых кадров: педагогов в возрасте от 21 года до 25 лет.
Та же тенденция отчетливо прослеживается в ответах на вопрос о педагогическом стаже. Так, в 2015 г. около 47,2% опрошенных педагогов указали, что их стаж составляет до 5 лет, и этот показатель не находится в прямой зависимости от возраста респондентов. Определенная часть выбравших профессию педагога относится к возрастной группе от 26 до 35 лет (среди 41,3%].
В 1997 г. учителя, сравнивая свою профессию с другими, считали ее: не лучше и не хуже других - 53%; намного лучше других -23%; хуже многих - 10%.
В 2005 г. большинство учителей, несмотря на жизненные трудности, все-таки испытывали удовлетворение от своей работы и высоко оценивали предназначение своей профессии, её вклад в решение задач, стоящих перед обществом: да - 53%; частично -30,24%; нет - 8,7%.
В 2015 г. в анкетах не было такого же вопроса, однако было предложено следующее суждение, с которым следовало согласиться
Социализация, воспитание и развитие личности
или не согласиться: «Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры». Ответы распределились следующим образом: да - 69,7%, нет - 14,7%, считают по-другому - 15,6%. Лишь 7,3% педагогов считают, что они ошиблись в выборе профессии, занимают не свое место. Однако довольно высок процент учителей, которые при возможности сменили бы свою профессию: 32,1% против 53,2% тех, кто никогда бы не хотел сменить место своей работы.
Исследование 1996-1997 гг. позволило сделать выводы о том, что учительство - одна из самых неблагополучных в отношении здоровья социально-профессиональных групп общества. Лишь сотая часть учителей считала свою работу не утомительной, спокойной. Более 45% учителей признались, что постоянно испытывают стрессовые ситуации. Спустя немногим менее 20 лет с утверждением: «У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы мне не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.» - согласились 28,4% педагогов, категорически не согласились 53,2%.
Безусловно, профессия занимает значительную часть нашей жизни, но очень важно, чтобы уделялось время и личной жизни, иначе она не может называться полноценной и полнокровной. В 1996-1997 гг. учителя, выразившие желание сменить профессию, связывали это с проблемой свободного времени: чтение художественной литературы занимает 58% свободного времени учителей, спорт -8%, просмотр телепередач - 46%, культурная жизнь (театр, кино] - 12%. В 2015 г. 56% педагогов утверждают, что реализуют себя в частной жизни, в своих хобби и увлечениях, однако высок и процент тех, кто не находит на это времени - 18,3%. Стараются, но ограничены в своих возможностях для этого 10,1%.
Для определения профессионально-личностного самочувствия педагогов, наличия симптомов эмоционального выгорания выбраны 6 наиболее выраженных из 12 симптомов по таким фазам выгорания, как «напряжение» и «истощение». Показатели выраженности каждого симптома колеблются от 0 до 30.
Так, конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций у 22% респондентов. О чрезмерном переживании психотравмирующих обстоятельств, например, свидетельствует согласие 49% опрошен-
ных с утверждением: «На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки». Хотя подавляющее большинство не согласилось с ним (56%], 25,7% признали, что это имеет место.
21,1% опрошенных педагогов не согласились с утверждением, что их рабочий день проходит спокойно и легко.
Таким образом, несмотря на то, что у подавляющего большинства переживание пси-хотравмирующих обстоятельств не носит болезненного характера, все же симптомы их влияния присутствуют у примерно 23-25%. В 2005 г. этот показатель присутствовал у 10% педагогов, у которых фаза «напряжение» уже сформировалась, но 60% респондентов работа давала чувство радости и удовлетворения от того, что она приносит людям пользу. В 2015 г. в ответах на вопросы, которые ориентированы на выявление степени личностной неудовлетворенности или чрезмерно критической самооценки, внушает оптимизм тот факт, что педагоги в подавляющем большинстве осознают свою высокую профессиональную миссию, испытывают радость - 80,7%. Однако настораживает то, что почти для половины респондентов их требования к работе выше, чем их оценка ее результатов: 43,1% к 35,8%. Это обстоятельство можно объяснить тем, что профессиональная деятельность педагога, по сути своей ориентированная на перспективу (образование, воспитание, трансляция культурных ценностей и т.д.], зачастую не показывает сиюминутных результатов или не получает эмоциональной отдачи.
Несмотря на государственную политику в сфере образования, направленную на повышение престижа профессии педагога, роли образования в жизни общества, в том числе и экономического благосостояния педагогических работников, все же на современном этапе эта профессия не относится к высокооплачиваемым, и финансовая сторона проблем образования в целом остается нерешенной во многих отношениях. В связи с этим в исследовании 2015 г. данная проблема охвачена некоторыми вопросами. С суждением, что в жизни есть много прекрасных сторон, и деньги определяют очень мало, согласились 33% опрошенных, чуть меньше с ним не согласились - 31,2%. Для 37,6% важно получать за свою работу большие деньги, тогда как 28,4% не придают этому значения.
Чоросова О. М. Профессиональное и личностное самочувствие педагогов в условиях современных трансформации .
Зато мировоззренческие вопросы, а также проблемы поиска смысла жизни волнуют подавляющее большинство педагогов. С тем, что человек, чтобы учить детей, должен иметь представление о разных сторонах жизни, абсолютно согласны 70,6% педагогов. Ответили «нет» лишь 9,2%.
Таким образом, исследование подчеркивает значение разработки методики оценки педагогами Республики Саха (Якутия] своего профессионального, личностного самочувствия, социального статуса, возможностей для
саморазвития, в целом качества своей жизни. При этом сравнение с результатами исследования, проводимого в данный момент в Республике Казахстан, а также аналогичного опроса, проведенного среди педагогов в штате Аляска (США], безусловно, прояснит некоторые общие проблемы, характерные для развития образования взрослых в России и за рубежом, выявит общие и специфические черты в тенденциях и перспективах развития непрерывного профессионального образования педагогов.
Литература
1. Колин К. К. Российская концепция опережающего образования [Электронный ресурс]. - URL: metodist.lbz.ru/lections/10/ files/10.doc (дата обращения 27.08.2014].
2. Современные системы образования: осмысление опыта управления в условиях реформирования / Е. И. Михайлова, С. Мамчак, Ст. Мамчак, О. М. Чоросова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. - Якутск, 2014. - 652 с.
3. Учитель в изменяющемся обществе / О. М. Чоросова, Р. Е. Герасимова, Е. С. Никифорова, Ф. И. Алексеева ; ГОУ ИПКРО им. С. Н. Донского-II. - Якутск, 2006. - 104 с.
4. Bradley, S., & Drapeau, M. (2013]. Quebec Psychologists and Continuing Education. Canadian Psychology / Psychologie canadienne, 54(3], 153-159.
5. Тимофеева Р. И., Борисова У. С. Социально-профессиональные проблемы учительства Республики Саха (Якутия] // Народное образование Якутии. - 1998. - № 1. - С. 22-25.