Научная статья на тему 'Профессиональное и личностное самочувствие педагогов в условиях современных трансформаций (на примере Республики Саха (Якутия)'

Профессиональное и личностное самочувствие педагогов в условиях современных трансформаций (на примере Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
119
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПЕДАГОГОВ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / GLOBAL EDUCATION TRENDS / TEACHERS' PROFESSIONAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна

В статье рассматриваются вопросы профессионального самочувствия педагогов в контексте современных трансформационных процессов в непрерывном педагогическом образовании в Республике Саха (Якутия). Приведены результаты социологических исследований в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ professional and personal well-being of in the conditions of current transformation (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia)

The article deals with teachers’ professional well-being in the context of current transformation processes in continuous pedagogical education in the Republic of Sakha (Yakutia). The results of sociological research in this area are provided

Текст научной работы на тему «Профессиональное и личностное самочувствие педагогов в условиях современных трансформаций (на примере Республики Саха (Якутия)»

О. М. Чоросова

(Якутск)

Профессиональное и личностное самочувствие педагогов

в условиях современных трансформаций (на примере

Республики Саха (Якутия)

В статье рассматриваются вопросы профессионального самочувствия педагогов в контексте современных трансформационных процессов в непрерывном педагогическом образовании в Республике Саха (Якутия). Приведены результаты социологических исследований в этой сфере.

Сегодня актуален вопрос о разработке концептуальных основ региональной модели опережающего образования взрослых, основывающейся на стратегии развития образования в России. Начиная с конца 1990-х гг. он становился предметом внимания российских исследователей [1]. Концептуальные положения такого подхода в Республике Саха (Якутия] реализовывались в 2003-2010 гг. в процессе формирования и развития полифункциональной национально-региональной системы ДПО педагогов, В настоящее время получает научно-методологическое осмысление разработка и внедрение программ ДПО, ориентированных на различные специальности реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса Республики Саха (Якутия], в образовательной деятельности Института непрерывного профессионального образования (далее - ИНПО] Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Ам-мосова (далее - СВФУ]. В этом смысле ИНПО СВФУ можно охарактеризовать как проблемно ориентированный научно-методический и учебный центр интегрированной системы непрерывного профессионального образования СВФУ.

Если привести некоторые результаты по проведенным исследованиям, то вырисовывается следующая картина. Из более чем 6000 обучившихся за 2013-2014 уч. г. по дополнительным профессиональным программам были опрошены 500 чел., 75,2% из которых отмечают свое позитивное отношение к дополнительному профессиональному образованию, тогда как зарубежными исследователями из Квебека (Канада] Stacy Bradley и Martin Drapeau [4] зафиксирован показатель 75,5%. Здесь следует принять во внимание, что с учетом количества опрошенных ими

418 респондентов процент может быть подвергнут небольшой, незначительной в данном случае, коррекции. По сравнению с канадскими респондентами, из которых лишь 25,3% уделяют необходимое время для непрерывного образования, все респонденты -обучающиеся ИНПО СВФУ понимают необходимость развития своего профессионального, социокультурного опыта, находят необходимые для этого время и финансы.

В свете происходящей социокультурной модернизации российского образования все большее значение придается педагогу, профессиональная деятельность которого несет важную социально-культурную, гуманитарную функцию и вносит свой несомненный вклад в устойчивое развитие общества. С учетом этого в наше время разные аспекты профессиональной педагогической деятельности становятся предметом внимания исследователей. Необходимо всестороннее осмысление предшествующего опыта реформ, оценка происходящих процессов обновления, что и позволит судить о характере этих изменений. С этой точки зрения нас заинтересовало профессиональное отношение к этим процессам учительства и педагогической общественности Республики Саха (Якутия] в сравнении с Республикой Казахстан, а также выявление эмоционально-личностной оценки педагогами определенных сторон своей профессии.

Для сравнения результатов использовался инструментарий социологических опросов «Изучение профессионального и социального самочувствия учителей РС (Я]» (2000 г., О. М. Чоросова, А. С. Постников]; «Учитель в изменяющемся обществе» (2005 г., О. М. Чоросова, У. А. Винокурова, Р. Е. Герасимова]. Полученные результаты отражали социальное положение учителей, их эмоционально-психоло-

Чоросова О. М. Профессиональное и личностное самочувствие педагогов в условиях современных трансформации..

гическое, соматическое состояние и самоощущение. Например, подчеркивается, что учитель не свободен от условий, в которых он живет и работает, но свободен занять ту или иную позицию по отношению к ним [3].

Данное социологическое исследование преследовало цель анализа духовно-нравственных последствий реформ в образовании и обществе в целом, динамики социального положения учителей республики, их социальных установок и ценностей как следствия социальных реформ, а также изучения перспектив и стратегий повышения социального статуса учительской профессии на фоне общей картины в России. Если в начале 1990-х годов, с одной стороны, рыночные реформы с их культом чисто денежной составляющей жизненного успеха существенно подорвали престиж образования, который долгое время был достаточно высоким, уже в середине 90-х под воздействием разочарований, порождённых негативными результатами реформ, ци-вилизационная ориентация российского общества стала меняться: успешность начинает устойчиво ассоциироваться со стремлением к интеллектуальному развитию, культуре и определённой духовной фундаментальности. Назрела необходимость образовательных реформ.

В 2005 г. в результате проведенного Институтом повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия] исследования зафиксирован первый этап становления новой социально-педагогической позиции учительства, для которого характерными являлись: осознание социально-политических изменений в обществе, возможностей нового типа поведения в школе на основе принципов свободы, самостоятельности и личной ответственности, изживание прежних запретов и собственного страха наказаний за инновационную деятельность; обретение уверенности в праве на иные социально-профессиональные взгляды и поведение [3].

В 2015 г. в Северо-Восточном федеральном университете начато социологическое исследование по изучению влияния современных трансформационных процессов на Северо-Востоке России на качество жизни педагогов на примерах Республики Саха (Якутия], Республики Казахстан, а также штата Аляска (США]. Это исследование стало важным этапом изучения качества жизни учителей на Северо-Востоке России в современных соци-

ально-экономических условиях. Разработаны программа, инструментарий, рабочий план и «дорожная карта» исследования до 2017 г., проведены пилотаж и корректировка инструментария, запущен проект онлайн-опроса педагогов на сайте ИНПО.

Подавляющее большинство педагогов, повышающих квалификацию в Институте непрерывного профессионального образования СВФУ (семинары, курсы] или получающих дополнительные квалификации (профессиональная переподготовка], представлены сельскими (улусными] образовательными учреждениями: во многих улусах республики созданы ресурсные центры - образовательные платформы СВФУ, проводятся on-line лекции, конференции и т.д.

Ниже приводятся некоторые результаты, полученные в ходе пилотного опроса педагогов Республики Саха (Якутия] в июне 2015 г.

Подавляющее большинство респондентов имеют высшее образование, и данные по уровням образования в целом близки к данным конца 1990-х гг.: высшее образование -79,8%; неоконченное высшее - 3%; среднее специальное - 15,6% к 19%; общее среднее -2,8%.

В педагогической профессии в наше время, по сравнению с 1996-1997 гг., отмечается тенденция к росту молодых кадров: педагогов в возрасте от 21 года до 25 лет.

Та же тенденция отчетливо прослеживается в ответах на вопрос о педагогическом стаже. Так, в 2015 г. около 47,2% опрошенных педагогов указали, что их стаж составляет до 5 лет, и этот показатель не находится в прямой зависимости от возраста респондентов. Определенная часть выбравших профессию педагога относится к возрастной группе от 26 до 35 лет (среди 41,3%].

В 1997 г. учителя, сравнивая свою профессию с другими, считали ее: не лучше и не хуже других - 53%; намного лучше других -23%; хуже многих - 10%.

В 2005 г. большинство учителей, несмотря на жизненные трудности, все-таки испытывали удовлетворение от своей работы и высоко оценивали предназначение своей профессии, её вклад в решение задач, стоящих перед обществом: да - 53%; частично -30,24%; нет - 8,7%.

В 2015 г. в анкетах не было такого же вопроса, однако было предложено следующее суждение, с которым следовало согласиться

Социализация, воспитание и развитие личности

или не согласиться: «Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры». Ответы распределились следующим образом: да - 69,7%, нет - 14,7%, считают по-другому - 15,6%. Лишь 7,3% педагогов считают, что они ошиблись в выборе профессии, занимают не свое место. Однако довольно высок процент учителей, которые при возможности сменили бы свою профессию: 32,1% против 53,2% тех, кто никогда бы не хотел сменить место своей работы.

Исследование 1996-1997 гг. позволило сделать выводы о том, что учительство - одна из самых неблагополучных в отношении здоровья социально-профессиональных групп общества. Лишь сотая часть учителей считала свою работу не утомительной, спокойной. Более 45% учителей признались, что постоянно испытывают стрессовые ситуации. Спустя немногим менее 20 лет с утверждением: «У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы мне не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.» - согласились 28,4% педагогов, категорически не согласились 53,2%.

Безусловно, профессия занимает значительную часть нашей жизни, но очень важно, чтобы уделялось время и личной жизни, иначе она не может называться полноценной и полнокровной. В 1996-1997 гг. учителя, выразившие желание сменить профессию, связывали это с проблемой свободного времени: чтение художественной литературы занимает 58% свободного времени учителей, спорт -8%, просмотр телепередач - 46%, культурная жизнь (театр, кино] - 12%. В 2015 г. 56% педагогов утверждают, что реализуют себя в частной жизни, в своих хобби и увлечениях, однако высок и процент тех, кто не находит на это времени - 18,3%. Стараются, но ограничены в своих возможностях для этого 10,1%.

Для определения профессионально-личностного самочувствия педагогов, наличия симптомов эмоционального выгорания выбраны 6 наиболее выраженных из 12 симптомов по таким фазам выгорания, как «напряжение» и «истощение». Показатели выраженности каждого симптома колеблются от 0 до 30.

Так, конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций у 22% респондентов. О чрезмерном переживании психотравмирующих обстоятельств, например, свидетельствует согласие 49% опрошен-

ных с утверждением: «На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки». Хотя подавляющее большинство не согласилось с ним (56%], 25,7% признали, что это имеет место.

21,1% опрошенных педагогов не согласились с утверждением, что их рабочий день проходит спокойно и легко.

Таким образом, несмотря на то, что у подавляющего большинства переживание пси-хотравмирующих обстоятельств не носит болезненного характера, все же симптомы их влияния присутствуют у примерно 23-25%. В 2005 г. этот показатель присутствовал у 10% педагогов, у которых фаза «напряжение» уже сформировалась, но 60% респондентов работа давала чувство радости и удовлетворения от того, что она приносит людям пользу. В 2015 г. в ответах на вопросы, которые ориентированы на выявление степени личностной неудовлетворенности или чрезмерно критической самооценки, внушает оптимизм тот факт, что педагоги в подавляющем большинстве осознают свою высокую профессиональную миссию, испытывают радость - 80,7%. Однако настораживает то, что почти для половины респондентов их требования к работе выше, чем их оценка ее результатов: 43,1% к 35,8%. Это обстоятельство можно объяснить тем, что профессиональная деятельность педагога, по сути своей ориентированная на перспективу (образование, воспитание, трансляция культурных ценностей и т.д.], зачастую не показывает сиюминутных результатов или не получает эмоциональной отдачи.

Несмотря на государственную политику в сфере образования, направленную на повышение престижа профессии педагога, роли образования в жизни общества, в том числе и экономического благосостояния педагогических работников, все же на современном этапе эта профессия не относится к высокооплачиваемым, и финансовая сторона проблем образования в целом остается нерешенной во многих отношениях. В связи с этим в исследовании 2015 г. данная проблема охвачена некоторыми вопросами. С суждением, что в жизни есть много прекрасных сторон, и деньги определяют очень мало, согласились 33% опрошенных, чуть меньше с ним не согласились - 31,2%. Для 37,6% важно получать за свою работу большие деньги, тогда как 28,4% не придают этому значения.

Чоросова О. М. Профессиональное и личностное самочувствие педагогов в условиях современных трансформации .

Зато мировоззренческие вопросы, а также проблемы поиска смысла жизни волнуют подавляющее большинство педагогов. С тем, что человек, чтобы учить детей, должен иметь представление о разных сторонах жизни, абсолютно согласны 70,6% педагогов. Ответили «нет» лишь 9,2%.

Таким образом, исследование подчеркивает значение разработки методики оценки педагогами Республики Саха (Якутия] своего профессионального, личностного самочувствия, социального статуса, возможностей для

саморазвития, в целом качества своей жизни. При этом сравнение с результатами исследования, проводимого в данный момент в Республике Казахстан, а также аналогичного опроса, проведенного среди педагогов в штате Аляска (США], безусловно, прояснит некоторые общие проблемы, характерные для развития образования взрослых в России и за рубежом, выявит общие и специфические черты в тенденциях и перспективах развития непрерывного профессионального образования педагогов.

Литература

1. Колин К. К. Российская концепция опережающего образования [Электронный ресурс]. - URL: metodist.lbz.ru/lections/10/ files/10.doc (дата обращения 27.08.2014].

2. Современные системы образования: осмысление опыта управления в условиях реформирования / Е. И. Михайлова, С. Мамчак, Ст. Мамчак, О. М. Чоросова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. - Якутск, 2014. - 652 с.

3. Учитель в изменяющемся обществе / О. М. Чоросова, Р. Е. Герасимова, Е. С. Никифорова, Ф. И. Алексеева ; ГОУ ИПКРО им. С. Н. Донского-II. - Якутск, 2006. - 104 с.

4. Bradley, S., & Drapeau, M. (2013]. Quebec Psychologists and Continuing Education. Canadian Psychology / Psychologie canadienne, 54(3], 153-159.

5. Тимофеева Р. И., Борисова У. С. Социально-профессиональные проблемы учительства Республики Саха (Якутия] // Народное образование Якутии. - 1998. - № 1. - С. 22-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.