Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колмогорова Татьяна Вячеславовна

Дистанционное обучение (ДО) с 2019 года стремительно заменило очное на всех ступенях образования и в настоящее время стало распространенной практикой. ДО - форма обучения, наиболее подходящая для взрослых, в особенности, для категории обучающихся, которые не имеют возможности получить его традиционным способом. В связи с этим, в системе дополнительного профессионального образования, данная форма популярна достаточно давно, а на сегодняшний день, стала необходимостью. Важными преимуществами ДО взрослых является возможность совмещения учебы и профессиональной деятельности, независимость от расстояния между обучающимся и обучающим, учет индивидуальных особенностей и персонального опыта обучающегося. Но, в практике ДО возникают проблемы с обучением населения проживающих в отдаленных населенных пунктах, где существуют трудности с выходом в Интернет (его неустойчивым соединением, или отсутствием). В статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения педагогов Арктических районов Республики Саха (Якутия); представлены результаты социологического опроса педагогов дошкольных образовательных организаций, проживающих и работающих в Арктической зоне, определяющие сильные и слабые стороны онлайн-обучения; рассмотрены формы использования электронных ресурсов при организации курсов повышения квалификации в Арктической зоне Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DISTANCE LEARNING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS OF REMOTE AREAS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Distance learning (UP to) since 2019 has rapidly replaced full-time at all levels of education and has now become a common practice. PRE - Is the form of education that is most suitable for adults, especially for the category of students who do not have the opportunity to receive it in the traditional way. In this regard, in the system of additional vocational education, this form has been popular for a long time, and today, it has become a necessity. Important advantages FOR adults are the possibility of combining study and professional activity, independence from the distance between the student and the teacher, taking into account individual characteristics and personal experience of the student. But, in practice, there are problems with the education of the population living in remote settlements, where there are difficulties with access to the Internet (its unstable connection, or absence). The article discusses the problems of organizing distance learning for teachers of the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia); presents the results of a sociological survey of teachers of preschool educational organizations living and working in the Arctic zone, determining the strengths and weaknesses of online learning; considers the forms of using electronic resources in organizing advanced training courses in the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

18. Щередина, Н.И. Технологии когнитивного развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности / Н.И. Щередина, С.В. Кахнович // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 4 (24). - С. 57-62

Педагогика

УДК 378. 5.8.1

старший преподаватель, аспирант Колмогорова Татьяна Вячеславовна

Автономное образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. Дистанционное обучение (ДО) с 2019 года стремительно заменило очное на всех ступенях образования и в настоящее время стало распространенной практикой. ДО - форма обучения, наиболее подходящая для взрослых, в особенности, для категории обучающихся, которые не имеют возможности получить его традиционным способом. В связи с этим, в системе дополнительного профессионального образования, данная форма популярна достаточно давно, а на сегодняшний день, стала необходимостью. Важными преимуществами ДО взрослых является возможность совмещения учебы и профессиональной деятельности, независимость от расстояния между обучающимся и обучающим, учет индивидуальных особенностей и персонального опыта обучающегося. Но, в практике ДО возникают проблемы с обучением населения проживающих в отдаленных населенных пунктах, где существуют трудности с выходом в Интернет (его неустойчивым соединением, или отсутствием). В статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения педагогов Арктических районов Республики Саха (Якутия); представлены результаты социологического опроса педагогов дошкольных образовательных организаций, проживающих и работающих в Арктической зоне, определяющие сильные и слабые стороны онлайн-обучения; рассмотрены формы использования электронных ресурсов при организации курсов повышения квалификации в Арктической зоне Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: Арктические зоны Республики Саха (Якутия), онлайн-обучение, электронные ресурсы, дистанционное образование, курсы повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации.

Annotation. Distance learning (UP to) since 2019 has rapidly replaced full-time at all levels of education and has now become a common practice. PRE - Is the form of education that is most suitable for adults, especially for the category of students who do not have the opportunity to receive it in the traditional way. In this regard, in the system of additional vocational education, this form has been popular for a long time, and today, it has become a necessity. Important advantages FOR adults are the possibility of combining study and professional activity, independence from the distance between the student and the teacher, taking into account individual characteristics and personal experience of the student. But, in practice, there are problems with the education of the population living in remote settlements, where there are difficulties with access to the Internet (its unstable connection, or absence). The article discusses the problems of organizing distance learning for teachers of the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia); presents the results of a sociological survey of teachers of preschool educational organizations living and working in the Arctic zone, determining the strengths and weaknesses of online learning; considers the forms of using electronic resources in organizing advanced training courses in the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia).

Key words: Arctic zones of the Republic of Sakha (Yakutia), online learning, electronic resources, distance education, advanced training courses for teachers of preschool educational organizations.

Введение. Основным направлением трансформации современной системы образования является дистанционное (в том числе онлайн), смешанное обучение (комбинация онлайн-обучения с очной формой). В системе дополнительного профессионального образования педагогических работников дистанционные курсы являются неотъемлемой формой организации образовательного процесса. Они востребованы обучающимися, не имеющими возможность получить образование в связи с географической удаленностью, невозможностью долгого отрыва от профессиональной деятельности, финансовых сложностей в связи с выездом к месту обучения и прочими расходами. Современные технологии сейчас позволяют практически каждому педагогу удовлетворить свои образовательные потребности, расширить профессиональный кругозор, повысить профессиональный уровень.

Республика Саха (Якутия) (РС (Я) разнообразный регион в культурном, социальном и географическом отношении. Более 2/5 территории республики находится за Полярным кругом, таким образом, площадь территории Якутской Арктики занимает более половины РС (Я). Педагогические работники этих отдалённых районов находятся в неблагоприятном положении по сравнению с коллегами из центральных районов, с точки зрения транспортной доступности, уровня доходов, получения непрерывного дополнительного профессионального образования.

В соответствии с национальным проектом «Образование», одной из основных задач государства является подключение к высокоскоростному интернету до 2024 года 100% школ. Поэтому, в данное время, в РС (Я) ведется активная работа по подключению в Арктических населенных пунктах к ВОЛС (волоконно-оптической линии связи), которая позволяет им перейти со спутникового канала на оптические линии, но на сегодняшний день, можно констатировать неустойчивость интернет-связи в связи с продолжающимися работами, прочими техническими сложностями. В таких условиях, перед системой дополнительного профессионального образования РС (Я) стоит глобальная задача поиска эффективных форм организации дополнительного образования (курсов повышения квалификации) для педагогов Арктических зон.

Изложение основного материала статьи. В последние годы Правительством Российской Федерации развитию Арктики уделяется особое внимание. Так, в мае 2019 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о дополнительном включении 8 районов Республики Саха (Якутия) в состав Арктической зоны Российской Федерации. Таким образом, согласно изменениям нового указа, в составе Арктической зоны теперь 13 районов Республики Саха (Якутия): Абыйский, Аллаиховский, Анабарский национальный (долгано-эвенкийский), Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский национальный эвенкийский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский эвенкийский национальный, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский национальный [1]. На территории Якутской Арктики, проживает около 68 тысяч человек.

В рамках утвержденной Президентом России Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, в 2020 году в Республике Саха (Якутия) принята Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года [3]. Данная Стратегия учитывает основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период

до 2035 года, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [21 и других документов, разработанных в целях проведения единой государственной политики по развитию Арктической зоны Республики Саха (Якутия). В указанных документах определены приоритеты и созданы дополнительные механизмы для улучшения социально-экономического положения Арктической зоны Республики. Главная задача которых - это повышение качества жизни населения. Образование является важной характеристикой качества жизни, таким образом, все эти стратегические документы затрагивают и создание, развитие эффективной образовательной системы в Арктике.

С 2020 года Министерство образования и науки РС (Я) запустил в регионе проект «Учитель Арктики», который направлен на привлечение и поддержку педагогических кадров в северных районах республики. В рамках данного проекта предусмотрены программы материальной поддержки молодых кадров, подготовка целевых мест в Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) им. М.К. Аммосова, создание педагогических классов в арктических школах и учреждение специальных стипендий ученикам, повышение квалификации педагогов Арктических территорий. Так, «планируется, что к 2024 году в рамках проекта, в школы региона трудоустроятся 450 педагогов, будут учреждены 80 стипендий муниципалитетов на арктических территориях, повысят квалификацию 330 учителей Арктики» [4].

Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского - II» (АОУ ДПО РС (Я) «ИРО и ПК им С.Н. Донского - II») целями деятельности которого являются «развитие региональной системы образования, развитие системы дополнительного профессионального образования, повышение квалификации педагогических и административных работников образования, приобретение новых профессий и специальностей работниками образования и населением Республики Саха (Якутия)» [5], является участником проекта «Учитель Арктики» в части организации и проведения курсов повышения квалификации для педагогических работников. По статистическим сведениям, на 2020 год, за пять лет курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовкой институтом было охвачено 59 тысяч 830 педагогов образовательных организаций республики, из них, педагогов из арктических зон региона - 7 тысяч 801 человек, что составляет 13% от общего количества обученных.

Для оптимальной организации работы по дополнительному профессиональному образованию педагогов Арктических зон РС (Я), кафедрой дошкольного образования АОУ ДПО РС (Я) «ИРО и ПК им С.Н. Донского - II» на начальном этапе была проведена аналитическая деятельность. По данным на май 2022 года, в дошкольных образовательных организациях 13 районов Арктической зоны работает около 730 педагогов дошкольных образовательных организаций. Исходя из проведенного в 2022 году социологического опроса, в котором приняли участие 92 педагога дошкольных образовательных организаций Жиганского НЭР, Оленекского НЭР, Верхоянского, Булунского, Среднеколымского, Усть-Янского, Нижнеколымского районов было выявлено:

92 % педагогов из опрошенных прошли курсы повышения квалификации за последние 3 года;

из них, более 140 часов курсовой подготовки по накопительной за 3 года прошли 63% педагога;

61% педагогов отметили, что обучились на курсах повышения квалификации в дистанционной форме, 26% в смешанной форме, 13% в очной форме;

21% педагогов дошкольных образовательных организаций не считают дистанционное обучение приемлемой формой для проведения курсовой подготовки, остальные 79% признают преимущество данной формы.

Педагоги отметили, в качестве положительных сторон дистанционного обучения: возможность обучаться без выезда, повышение квалификации без отрыва от профессиональной деятельности, возможность пройти обучение в удобное для себя время, возможность просмотра записи курсов, гибкость и доступность данной формы, экономию финансовых средств, затрат на дорогу, т.к. при большой удаленности от центра республики, расходы как денежные, так и временные на дорогу большие.

В качестве отрицательных сторон ДО отмечается педагогами: недостаточное понимание материала в такой форме, абстрактность учебного материала; иногда не очень качественный учебный материал; много теоретического материала, от которого рассеивается внимание; долгое зрительное, статистическое напряжение; содержание курсов дается не в полном объёме; не достаточная сформированность ИКТ компетенций у педагогов. Наиболее частое упоминание отрицательных сторон ДО: 43% педагогов отмечают слабое интернет-соединение. 57% отмечают, что нет живого общения между обучающимися, обмена практическим опытом работы.

При возможности выбора формы проведения, дистанционное обучение выбирают 37% педагогов, смешанное обучение - 32%, очное обучение - 31%.

Хорошая Интернет - связь отмечается в 3 северных районах, неустойчивое соединение в 6, отсутствует в 4.

Опрос показал, что педагоги Арктической зоны имеют потребность в дополнительном профессиональном образовании (курсах повышения квалификации) по следующим направлениям дошкольного образования:

58% из опрошенных отметили необходимость повышения своих знаний по коррекции и развитии речи детей;

32% - по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья инвалидностью, разработкой АООП ДО;

28% - организации инновационной деятельности в ДОУ;

12% - внутренней системе оценки качества образования;

и другие темы - финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста, работа с родителями, робототехника и технологии STEM, физкультурное направление, ИКТ компетенции педагога.

Таким образом, на организационном этапе нами была выработана схема организации обучения педагогов дошкольных образовательных организаций Арктических территорий, которая показана в таблице 1.

Таблицца 1

Формы организации обучения педагогов Арктической зоны РС (Я)

Зоны Районы Форма КПК

Устойчивое интернет соединение Оленекский Абыйский Усть-Янский Дистанционное обучение Смешанное обучение

Неустойчивое интернет - соединение Среднеколымский Момский Верхоянский Булунский Верхнеколымский Нижнеколымский Смешанное обучение Очное обучение

Интернет-соединение отсутствует Эвено-Бытантайский Жиганский Анабарский Аллаиховский Очное обучение

Для курсовой подготовки педагогов Арктических зон региона, Министерством образования и науки РС (Я) в рамках проекта «Учитель Арктики» предусмотрен механизм финансирования, который позволяет выезд преподавателей АОУ ДПО РС (Я) «ИРО и ПК им. С.Н. Донского - II» непосредственно в северные районы. Очная форма обучения педагогов в связи с отсутствием надежной интернет-связи является в этом случае единственной возможной. Как правило, преподаватель выезжает в административный центр муниципального района, где формируется группа обучающихся (педагогических работников) из всех его населенных пунктов. Лекции и занятия разного формата проводятся в очной форме в соответствии с дополнительной профессиональной программой курсов повышения квалификации. Здесь, основным связующим звеном между обучающим (преподавателем) и обучающимися выступает представитель муниципального органа власти (управления образования района), которого можно обозначить как координатора. От тесной и продуктивно построенной связи между выезжающим преподавателем и координатора «на месте» зависит успешность обучения педагогов.

Перед организаторами курсовой подготовки встает вопрос - каким образом выбрать актуальное содержание программы, узнать запросы педагогов, их исходный уровень владения материалом? То есть, возникает необходимость проведения предварительной работы для того, чтобы за короткий промежуток выездного времени, курсовая подготовка обучающихся прошла эффективно. Помощь координатора на этом этапе - обязательна. Он проводит регистрацию слушателей курсовой подготовки, которую можно сделать двумя способами: на сервисе регистрации АОУ ДПО РС (Я) «ИРО и ПК им С.Н. Донского - II» LK14.ru (при доступе), либо в форме регистрации созданном на бесплатном конструкторе онлайн-форм Yandex Forms, Google Forms. На основе заполненных данных преподаватель на удалении сможет узнать о категории слушателей, их профессиональном стаже, квалификации, что является немаловажной информацией для подготовки программы.

Совместно с координатором готовится содержание программы, актуальной для данного района, обсуждаются наиболее приемлемые формы, которые могут быть применены во время курсовой подготовки.

Координатору передаются для рассылки слушателям, дополнительные материалы для предварительного самостоятельного изучения по теме курсовой подготовки, в этом случае, у слушателей будет возможность диалога, обмена мнениями во время обучения.

Запись лекций и размещение их на облачных хранилищах, либо на носителях информации, также, доводится до координатора - это позволит обучающимся лучше освоить программный материал и достичь планируемых результатов обучения.

Индивидуальное сопровождение обучающихся, так же, может проходить через координатора. В практике, нами осуществлялось сопровождение педагогов, которые после прохождения обучения изъявляли желание внедрять полученные знания в своей профессиональной деятельности. Для этого, можно сформировать группу из желающих педагогов под руководством координатора для дальнейшего сопровождения.

Модель взаимодействия обучающего, координатора и обучающихся на организационном этапе представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель взаимодействия обучающего, координатора и обучающихся на организационном этапе

Выводы. Благодаря оптимально организованной предварительной работе и использованию различных электронных ресурсов (электронные формы, облачные хранилища, электронные почты, портал LK14.ru и др.), мы добиваемся наиболее эффективного освоения программного материала слушателями курсов повышения квалификации их Арктических районов республики, их индивидуального сопровождения, несмотря на трудности организации дистанционного обучения.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.06.2017 г. N 287) // Официальный сетевой ресурс Президента Росии: [сайт]. - 2019. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38377

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 г. №207-р «Об утверждении стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. - 2019. - URL: https://docs.cntd.ru/document/552378463

3. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14.08.2020 г. № 1377 «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. - 2020. - URL: https://docs.cntd.ru/document/574612682

4. Акимов, А.К. «Особенности развития системы образования в арктических регионах Российской Федерации» // Официальный сайт члена Совета Федерации Федерального собрания РФ А. Акимова: [сайт]. - 2020. - URL: https://aleksandrakimov.ru/posts/osobennosti-razvitiya-sistemy-obrazovaniya-v-arkticheskih-regionah-rossiyskoy-federacii

5. Устав Автономного образовательного учреждения «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» // Официальный сайт АОУ ДПО РС (Я): сайт]. - 2020. - URL: http://iroipk.ykt.ru/wp-content/uploads/2013/06/sndt7281 .pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.