Научная статья на тему 'Анализ системы СПО в Арктической экономической зоне Республики Саха (Якутия)'

Анализ системы СПО в Арктической экономической зоне Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СПО / ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ ПОО / THE SVE SYSTEM / VEO DEVELOPMENT INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бортник Александра Федоровна

В данной статье рассмотрен анализ системы среднего профессионального образования в Арктической экономической зоне Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SVE SYSTEM IN THE ARCTIC ECONOMIC ZONE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

In this article the analysis of the system of secondary vocational education in the Arctic economic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) is considered.

Текст научной работы на тему «Анализ системы СПО в Арктической экономической зоне Республики Саха (Якутия)»

Учебно-ознакомительная практику студенты проходят во втором семестре первого курса, в школах города, где студенты в течение семестра вникают в суть педагогического процесса. Во время учебно-технологической практики, после окончания первого курса, студенты знакомятся с технологическими процессами различных производств: девушки осваивают различные технологии шитья, вышивания, а юноши осваивают столярное и слесарное дело. Остальные три вида практик студенты проходят непосредственно в общеобразовательных школах республики. После 2 курса проходят летнюю педагогическую практику в роли вожатых в лагерях отдыха и труда. На 3 курсе проходят непосредственно как учителя технологии и педагоги дополнительного внеклассного обучения. А на 4 курсе студенты проходят длительную педагогическую практику в школах, обучая детей, и после теоретического обучения еще проходят преддипломную практику. За 4 года обучения в стенах ВУЗа студенты много времени проводят на практиках. Во время прохождения теоретического обучения также немало времени уделяется практическим занятиям. В учебный план включены такие дисциплины как: «Основы швейного дела», «Основы рукоделия», «Национальное шитье», «Столярное дело», «Слесарное дело», «Технологии обработки материалов», «Моделирование и конструирование», «Художественно-прикладная обработка материалов», «Техническое творчество учащихся» и другие.

Выводы. Мы готовим к тому, что будущий учитель должен понимать: именно он отвечает за то, как реализуется творческий потенциал, которым обладает, в принципе, каждый его ученик, и как будет сформирована психологическая и практическая готовность к активной самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность - это то, чему можно научиться во время учебы или во время прохождения практики, уровень владения будущим учителем преподаваемым предметом, его педагогическая, психологическая и методическая грамотность, наличие практического опыта работы с обучаемыми той или иной возрастной группы; между тем, как компетенция - это наличие врожденных или благоприобретенных качеств, необходимых для профессии педагога: умение работать с аудиторией того или иного возраста, терпение, эмпатия, способность к психологическому наблюдению и анализу, и в нашем случае, это и практические умения, которые требуются для учителя технологии.

Литература:

1. Агапов И.Г. Формирование общих компетенций школьников в процессе дистанционного обучения. -М.: Нац. центр стандартов и мониторинга образования (НЦСиМО) библиогр. 2002. - 292 с.

2. Бортник А. Ф., Петрова Ю. М. Формирование технологических компетенций учащихся в процессе изготовления мягкой игрушки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 11. - С. 42-43. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770145.htm.

3. Голубовская Е.В. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 5. -С. 23-29.

4. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 8-15.

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. - М.: 1997. - 153 с.

6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: изд.центр Академия, 2002. - 480 с.

7. Нагимова Н.И. Модель формирования социально-профессиональной компетентности учащихся // Проф.образование. 2006. - №9. - С. 31.

8. Осмоловская И.М. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования // статья. - 2006. - №8. - С. 64-69.

9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х частях. Часть 2. Учебник для ВУЗов. ГРИФ МО РФ, 2006.

10. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. - М.: 2005. - 424 с.

11. Хуторской, А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СПО В АРКТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА

(ЯКУТИЯ)

Аннотация. В данной статье рассмотрен анализ системы среднего профессионального образования в Арктической экономической зоне Республики Саха (Якутия). Ключевые слова: система СПО, индикаторы развития ПОО.

Annоtation. In this article the analysis of the system of secondary vocational education in the Arctic economic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) is considered.

Keywords: the SVE system, VEO development indicators.

Введение. Уникальность природно-географических, социально-экономических, этно-демографических и иных условий в стране, динамичность развития образования обуславливают многообразие моделей образовательных систем. Каждая из них, имея определенную инвариантную составную, отличается своими национально-региональными особенностями. В этом аспекте исследование проблем оценки и управления развитием территориальных образовательных систем Арктической экономической зоны Республики Саха (Якутия) можно рассматривать как одно из направлений деятельности, обеспечивающее решение конкретных социально-педагогических задач на основе фундаментальных теорий.

На сегодняшний день Арктика представляет собой зону кросс-культурной коммуникации и обмена. В регионе не только сохранились, но и динамично развиваются уникальные культуры и традиции якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей, русских старожилов Арктики. В республике разработаны и реализуются комплексные программы, направленные на поддержку культурного многообразия этнической

самобытности коренных малочисленных народов, а также на сохранение традиционных ремесел народов Арктики.

Система Среднего профессионального образования в нашем регионе осуществляет подготовку специалистов и квалифицированных рабочих кадров для предприятий и организаций всех отраслей экономики и играет важную роль в обеспечении стабильного экономического развития республики, а также выполняет существенную социальную функцию, обеспечивая молодежи получение доступного и бесплатного среднего профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Сеть СПО (Среднего профессионального образования) в Арктической экономической зоне Республики Саха (Якутия) представлена 4 учреждениями, которые находятся в ведомственном подчинении Министерства науки и образования Республики Саха (Якутия) [1]:

ГБПОУ РС (Я) «Арктический колледж народов Севера»» был открыт в 1973 году как Нижнеколымское СПТУ-21.

ГБПОУ РС (Я) «Верхоянский многопрофильный лицей» был открыт в 1996 году как ГБОУ РС (Я) «Профессиональное училище № 32».

ГБПОУ РС (Я) «Жиганский многопрофильный лицей» был открыт в 1989 году как «Жиганское ПТУ».

ГБПОУ РС (Я) «Тиксинский многопрофильный лицей» был открыт в 1995 году как ГБОУ РС (Я) «Профессиональное училище № 33».

На основании приказа №01-07/419 от 14 сентября 2015 года данные ГБОУ РС (Я) переименованы в Государственные бюджетные профессиональные образовательные учреждения [1].

Для данного исследования в качестве индикаторов ресурсного обеспечения профессионального образования взяты паспорта показателей для рейтинговой оценки состояния в субъектах РФ, разработанные Институтом статистических исследований и экономики знаний Государственного университета - Высшей школы экономики и менеджмента с учетом рекомендаций Межрегиональной Ассоциации мониторинга и статистики образования.

Данные мониторинга показывают, что состояние материально-технической базы этих образовательных учреждений удовлетворительное.

Реализация основной профессиональной образовательной программы должна обеспечиваться компетентными педагогическими кадрами, имеющими соответствующий образовательный уровень.

Как показывают данные, удельный вес лиц с высшим образованием к общей численности преподавателей организаций профессионального образования с 2004 года до 2016 года возрос с 68% до 89%, т.е. повышение составляет 31%. Данные показатели соответствуют среднереспубликанским показателям [2, 9].

Количество преподавателей со стажем педагогической работы менее 3 лет в системе профессионального образования с каждым годом возрастает, но в данных ГБПОУ по сравнению с 2004 годом идет снижение данного показателя. Наибольший показатель был в 2009 году (45%), а в 2016 году - 13,75% [2, 9].

Статистические данные показывают, что в системе профессионального образования удельный вес преподавателей пенсионного возраста с каждым годом снижается и в данных ГБПОУ тоже идет снижение. С 2011 года наблюдается снижение и в 2016 году удельный вес преподавателей пенсионного возраста достиг 8,75% [2, 9].

Повышение квалификации является одним из главных показателей в работе педагогических коллективов, который способствует качественной подготовке обучающихся. Охват преподавателей курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовки повысился с 60% до 75 % от общей численности преподавателей организаций профессионального образования.

Уровень финансирования системы СПО находится на недостаточном уровне, хотя в последние годы идет плановое увеличение. Как показывает статистика, расходы регионального консолидированного бюджета на профессиональное образование в расчете на 1 обучающегося, организации профессионального образования по сравнению с 2011 годом увеличились на 4 тысячи рублей: с 133 тысячи до 137 тысяч рублей. Наибольший расход приходится на 2014 год, когда на 1 обучающегося профессионального образования выделялось 143 тыс. руб. [2].

В связи с изменениями законодательной и нормативной правовой базы, в частности с принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», прием на обучение по образовательным программам СПО осуществляется на общедоступной основе, т.е. без вступительных экзаменов.

В 2016-2017 учебном году в ГБПОУ РС (Я) «Арктический колледж народов Севера» обучалось 145 обучающихся по 4 специальностям: «Автомеханик», «Оленевод-механизатор», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» [3].

Основными заказчиками специалистов являются Министерство экономики и промышленной политики, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, Государственный комитет по геологии и недропользованию и другие. Партнерами являются: Муниципальный район «Нижнеколымский район», Муниципальный район «Среднеколымский район», ОАО «Сахаэнерго», ОАО «Черский хлебозавод», Филиал Нижнеколымского района ГУП ЖКХ, Нижнеколымская инспекция Охраны природы, Нижнеколымское Управление сельского хозяйства МСХ РС(Я), ГУ Нижнеколымское управление социальной защиты населения.

В 2016-2017 учебном году в ГБПОУ РС (Я) «Верхоянский многопрофильный лицей» обучалось 82 обучающихся по 14 специальностям: «Слесарь по ремонту автомобилей», «Водитель транспортных средств категории «В» и "С"», «Оператор заправочных станций», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Наладчик технологического оборудования», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «Электросварщик», «Контролер-кассир», «Продавец», «Аппаратчик пастеризации», «Мастер производства цельномолочной и кисломолочной продукции», «Повар», «Кондитер» [4].

Основными заказчиками специалистов являются Министерство экономики и промышленной политики, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, Государственный комитет по геологии и недропользованию и другие. Партнерами являются: ОАО «Янгеология», ОАО «Янаавтодор», ОАО «Якутоптторг», ЗАО «Янская горнодобывающая компания», ГУП ЖКХ Верхоянского района, СХПК «Верхоянье».

В 2016-2017 учебном году в ГБПОУ РС (Я) «Жиганский многопрофильный лицей» обучалось 54 обучающихся по 8 специальностям квалифицированных рабочих, служащих: «Обработчик рыбы и морепродуктов», «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования», «Мастер общестроительных работ», «Мастер столярного и мебельного производства», «Портной», «Социальный работник», «Пожарный», «Модистка головных уборов» [5].

Основными заказчиками специалистов являются Министерство экономики и промышленной политики, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики и другие. Партнерами являются: Жиганский филиал ООО «Саханефтегазсбыт», ГУ «Центр занятости населения Жиганского улуса».

В 2016-2017 учебном году в ГБПОУ РС (Я) «Тиксинский многопрофильный лицей» обучалось 81 обучающихся по 13 специальностям: «Мастер столярного и мебельного производства», «Резчик», «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», «Автомеханик», «Повар», «Кондитер», «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования», «Парикмахер», «Портной», «Докер механизатор», «Машинист на открытых горных работах», «Рыбак прибрежного лова», «Электрослесарь по ремонту оборудования электростанции» [6].

Основными заказчиками специалистов являются Министерство экономики и промышленной политики, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, Государственный комитет по геологии и недропользованию и другие. Партнерами являются: ОАО «Алмазы Анабара», ОАО «Сахателеком», Булунский филиал ГУП «ЖКХ РС (Я)», ОАО «Сахаэнерго».

В 2004-2005 учебном году в данных ГБПОУ обучалось 478 обучающихся, в 2016-2017 учебном году -362 обучающихся, уменьшение численности обучающихся составляет 25%. Уменьшение численности обучающихся зависит от уменьшения контрольных цифр приема в данные образовательные учреждения [9].

Следует отметить, что в течение последних 5 лет были приняты эффективные меры по сохранности контингента обучающихся, что позволило уменьшить удельный вес выбывших по неуважительным причинам.

В ходе мониторингового исследования индикаторов развития системы СПО выявлены основные показатели оценки состояния и динамики развития системы СПО в Арктической экономической зоне. Статистические и другие ряды данных позволили определить индикаторы, позволяющие оценить текущее состояние и направление развития в соответствии с задачами, определенными Программой модернизации системы СПО РС (Я).

Выделены параметры, влияющие на развитие системы СПО, его доступность и качество. Помимо этого, определены параметры, специфичные в деятельности учреждений СПО.

Выводы. Как показывает анализ деятельности ПОО данной зоны:

- согласно «Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года» устойчивое развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) ведущими направлениями сельского хозяйства останутся традиционные отрасли как северное (домашнее) оленеводство, рыболовство и пушной промысел [8];

- создание новых филиалов позволит оптимизировать перечень подготавливаемых профессий и специальностей и повысить эффективность и качество подготовки квалифицированных кадров;

- с каждым годом идет уменьшение контрольных цифр приема на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена;

- в связи с долгосрочными перспективами освоения Арктических пространств возрастает потребность в подготовке местных кадров для социально-экономического развития территорий. А также в перспективе, развитие предпринимательства и арктического туризма, что может потребовать открытия новых специальностей и профессий в данных образовательных учреждениях СПО.

В настоящее время развитию Арктической экономической зоны уделяется огромное внимание. Отсутствие соответствующих образовательных организаций, готовящих востребованных специалистов для реализации плана экономического развития Арктической зоны количества образовательных, обуславливает необходимость консолидации усилий учреждений профессионального образования региона. В этой связи в качестве механизма долгосрочной стратегической деятельности развития образования в данной экономической зоне необходимо предусмотреть разработку плана развития непрерывной системы профессионального образования, в том числе ДПО, в целях своевременной подготовки востребованных специалистов.

Литература:

1. «Образование в Республике Саха (Якутия)» - Деятельность организаций профессионального образования: Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2016. - 109 с.

2. Республика Саха (Якутия) в цифрах: краткий стат. сборник. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2017. - 198 с.

3. Сайт ГБПОУ РС (Я) «Арктический колледж народов Севера» [Электронный ресурс]. - URL: http://cher-kolledj.ru/ (дата обращения 12.10.2017)

4. Сайт ГБПОУ РС (Я) «Верхоянский многопрофильный лицей» [Электронный ресурс]. - URL: https://batproflicey.jimdo.com/ (дата обращения 12.10.2017)

5. Сайт ГБПОУ РС (Я) «Жиганский многопрофильный лицей» [Электронный ресурс]. - URL: http://zhigsptu.ucoz.ru/ (дата обращения 12.10.2017)

6. Сайт ГБПОУ РС(Я) «Тиксинский многопрофильный лицей» [Электронный ресурс]. - URL: http://pu-33.bulun.ru (дата обращения 12.10.2017)

7. Сайт «Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров республики Саха (Якутия)» [Электронный ресурс]. - URL: https://minprofobr.sakha.gov.ru/ (дата обращения 12.10.2017)

8. Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) за январь - июль 2017 года: Стат. сборник. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2017.

9. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): Стат. сборник. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2016. - 707 с.

Педагогика

УДК 343.9

старший преподаватель кафедры

тактико-специальной подготовки Братусин Алексей Радиславович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМА КИБЕРТЕРРОРИЗМА КАК МНОГОАСПЕКТНЫЙ ФЕНОМЕН ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к изучению технологических возможностей кибердиверсий, а также их результативность, меняющие представление о современном кибертерроризме и необходимых мерах не только защиты, но и наступательной стратегии национальной и межгосударственной концепции информационной безопасности.

Ключевые слова: терроризм, террористическая деятельность, киберпространство, глобальная сеть Интернет, кибер- и информационные войны, национальная безопасность, информационный суверенитет.

Annotation. The article considers the approaches to the study of technological capabilities of cyberdiverses, as well as their effectiveness, changing the idea of modern cyberterrorism and the necessary measures not only to protect, but also the offensive strategy of national and international concept of information security.

Keywords: terrorism, terrorist activities, cyberspace, global Internet, cyber and information wars, national security, information sovereignty.

Введение. История террористической деятельности в киберпространстве началась в конце 1990-х годов. Начало активного использования Интернета террористическими и экстремистскими организациями в нашей стране относится к началу 2000-х годов. В настоящее время Интернет рассматривается многими террористическими и экстремистскими формированиями как один из ключевых инструментов реализации своих противоправных целей.

В использовании Интернета террористическими организациями можно выделить несколько способов: 1) ведение психологической работы; 2) поиск информации; 3) обучение; 4) сбор денежных средств; 5) пропаганда; 6) вербовка; 7) организация сетей; 8) планирование и координация террористических действий.

Обычно пропагандистские материалы имеют форму мультимедийных коммуникаций, содержащих идеологические или практические наставления, разъяснения, оправдания или рекламу террористической деятельности. К ним могут относиться виртуальные сообщения, презентации (аудио- и видеофайлы), а также электронные игры, разрабатываемые террористическими организациями или их сторонниками. К основным источникам пропаганды в сети Интернет относятся разнообразные интернет-сайты (прежде всего, собственные сайты террористических организаций), интернет-форумы различной направленности, блогосфера, социальные сети и видеохостинги, а также весьма распространенные сегодня онлайновые компьютерные игры, которым подвержены подростки из неблагополучных или дисфункциональных семей [1].

Таким образом, использование Интернета в террористических целях представляет собой достаточно разнообразное и многоаспектное явление, включающее ряд направлений и способов. Многие из них уже стали частью "обыденной" деятельности террористических организаций, другие - перспектива ближайшего будущего. В этих условиях важное значение приобретает задача выработки системы мер противодействия данным угрозам.

Формулировка цели статьи. Программные документы государств - участников Содружества в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом ориентируют спецслужбы и правоохранительные органы на противодействие преступным посягательствам в сфере информационной безопасности. Защита информационно-коммуникационного пространства рассматривается всеми без исключения государствами СНГ в качестве «неизвлекаемого элемента» национальной безопасности и информационного суверенитета. Рассуждения о вероятных сценариях кибервойны перешли из разряда гипотетичных в плоскость технологических и политических реалий. Сегодня кибер- и информационные войны представляют собой прямую и реальную угрозу национальной и коллективной безопасности.

Кибератаки, зафиксированные в течение последних нескольких лет, имеют широкую географию. Круг посягательств - промышленные объекты, объекты критически важной инфраструктуры, системы энергообеспечения, центры обеспечения управлением вооружёнными силами и силами безопасности. В «ядре» объектов посягательств - автоматизированные системы управления технологическими процессами. По данным экспертов, не менее 35 процентов кибератак сопровождается сбоями в промышленных коммуникационных сетях.

Технологические возможности кибердиверсий, их анонимность, замаскированность источника, а также их результативность принципиально меняют представление о содержании того, что мы называем кибертерроризмом. Соответственно радикально меняется содержание мер борьбы с кибердиверсиями.

Сегодня востребована не только эшелонированная защита, но и наступательная стратегия, отметил он. Одним из её базовых элементов должны стать национальные и межгосударственные концепции информационной безопасности, которые уже реализуются на пространстве СНГ.

В настоящее время термин «киберпространство» не имеет общепринятого правового представления. Трактовка данного термина существует в самых различных формах: от формализованных доменных областей ICANN (www.icann.org) до графических визуализированных интерпретаций в «Атласе киберпространства» (www.cybergeography.org/atlas). Тем не менее, большинство специалистов в области информационной безопасности киберпространство относят к сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Что же касается термина «кибервойна» (или «кибернетическая война»), то впервые он был использован еще в 1993 г. в статье Дэвида Ронфельда и Джона Аркиллы «Кибервойна уже идет!» (Cyber Ware is Coming!), возглавлявших исследовательскую группу аналитической корпорации РЭНД (RAND Corporation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.