Научная статья на тему 'Современная экономика Арктической зоны Якутии'

Современная экономика Арктической зоны Якутии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
319
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА ЯКУТИИ / СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / ЗОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Егоров Е. Г., Петухов Г. Е.

Представлен комплексный анализ промышленного, сельскохозяйственного и транспортного развития арктических улусов Якутии. Выявлено их большое социально-экономическое отставание. Установлена необходимость разделения Арктической зоны на подзоны и инновационного подхода к ее хозяйственному освоению в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная экономика Арктической зоны Якутии»

31 (334) - 2013

Анализ видов экономической деятельности

УДК 338.45

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ЯКУТИИ

Е. Г. ЕГОРОВ,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Е-mail: ire2000@mail. гп

Г. Е. ПЕТУХОВ,

старший научный сотрудник Е-таИ: gavrilpetпkhov@mail. гп Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

Представлен комплексный анализ промышленного, сельскохозяйственного и транспортного развития арктических улусов Якутии. Выявлено их большое социально-экономическое отставание. Установлена необходимость разделения Арктической зоны на подзоны и инновационного подхода к ее хозяйственному освоению в перспективе.

Ключевые слова: Арктическая зона Якутии, современная экономика, отраслевая структура, зонирование.

Под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов [5]. Ее доля в стране по территории равна 52,6 %, по численности населения - менее 2 % и по объему ВВП - 12-15 %.

Из этих данных видно, что Арктическая зона крайне мало заселена, но ее экономический потенциал значителен. Сравнительно более освоенными и развитыми являются арктические территории в Европейской части, Западной и Восточной Сибири. От них в настоящее время, по мнению авторов, существенно отстает Арктическая зона Республики Саха (Якутия), состоящая из 13 административно-территориальных районов общей площадью более 1,6 млн км2 и численностью населения 73,9 тыс. чел. (см. рисунок).

В Арктической зоне республики промышленность представлена небольшими предприятиями по добыче алмазов, олова, золота и угля. В Ана-барском, Оленекском, Булунском и Жиганском районах разработку месторождений россыпных алмазов осуществляют ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «Нижне-Ленское», на долю которых в 2011 г. приходилось 10-11 % от общей добычи алмазов в

Источники: Республика Саха (Якутия): комплексный атлас. Якутск: Якутское аэрогеодезическое предприятие, 2009; данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) за 2000, 2007-2012 гг.; сведения о сданной пушнине по улусам республики по состоянию на 01.01.2012 (материалы ОАО ФАПК «Сахабулт»).

Схема размещения производительных сил Арктической зоны Республики Саха (Якутия)

Республике Саха (Якутия). Из них ОАО «Алмазы Анабара» является дочерним предприятием ОАО АК «АЛРОСА», ОАО «Нижне-Ленское» полностью находится в республиканской государственной собственности, но в настоящее время намечена его приватизация.

В Яно-Адычанском оловоносном районе с 1950-х гг. была организована добыча олова из россыпных месторождений. В 1989 г. построен и введен в эксплуатацию крупный Депутатский оловорудный комбинат, который в первые годы успешно работал и добывал около 6 тыс. т оловоконцентрата, что составляло до 35 % добычи по стране. Было построено 5 рабочих поселков с населением около 20 тыс. чел. [3]. Однако в рыночных условиях в результате высоких затрат на производство и жизнеобеспечение населения, связанных с суровыми климатическими

условиями, сложной сезонной транспортной схемой завоза грузов и вывоза продукции, отсутствием централизованного надежного энергоснабжения и другими неблагоприятными региональными факторами, крупный, вполне современный Депутатский ГОК не мог эффективно работать и конкурировать на рынке олова. Комбинат в 1997 г. прекратил свое недолгое существование. Вместо него создано ООО «Сахаолово», специализирующееся на добыче россыпного олова, которое в 2008 г. тоже обанкротилось по тем же причинам.

В арктических районах Якутии сосредоточены крупные запасы рудного и россыпного олова. Их промышленное освоение становится необходимым в связи с ростом потребностей хозяйства страны и улучшением мировой конъюнктуры на олово. Но освоение будет эффективным на основе предваритель-

ной организации транспортной и энергетической инфраструктуры, а также при создании и внедрении инновационных технологических и организационно-экономических методов производства.

С 1960-х гг. в Верхоянском и Усть-Янском административно-территориальных районах, расположенных в бассейне р. Яны, создавалась и развивалась крупная золотодобывающая промышленность. Основными предприятиями отрасли являлись АО «Куларзолото» и прииск «Адычанс-кий», которые ежегодно добывали до 9 т золота. Их техническая оснащенность была достаточно высокой, и численность работников превышала более 6 тыс. чел. В четырех горняцких рабочих поселках с развитой социальной инфраструктурой проживали около 13 тыс. чел. В результате резкого ухудшения экономической ситуации и снижения мировой цены на золото в 1995 г. АО «Куларзолото» было признано банкротом и ликвидировано [2]. За последние годы на Куларе только одна родовая община «Омолой» добывает золото до 20-25 кг в год.

Из предприятий угольной отрасли в Арктической зоне более устойчиво функционирует ЗАО «Зырянский угольный разрез» в Верхнеколымском районе. Предприятие разрабатывает Нежданинское каменноугольное месторождение. Уголь поставляется потребителям Арктической зоны Якутии, Магаданской области, Чукотского автономного округа. За 2000-2011 гг. предприятие добыло более 2,2 млн т энергетического угля. В 2011 г. объем добычи зырянского угля достиг 242 тыс. т. В настоящее время проводится многоплановая работа по расширению рынка сбыта угольной продукции. Так, начато строительство мини-ТЭЦ на базе использования зырянских углей. Кроме того, компания «Колмарпроект» по заданию Правительства Республики Саха (Якутия) прорабатывает вопросы поставки зырянского угля на рынки КНР. При этом считается, что новая транспортно-логистическая цепочка по маршруту Зырянка - Зеленый Мыс - Певек - Шанхай может стать основным экспортным коридором для поставки зырянских углей на рынки АТР.

Традиционными отраслями сельского хозяйства в Арктической зоне являются оленеводство, скотоводство, коневодство, рыболовный и охотничий промыслы, на которых в основном заняты общины малочисленных коренных народов Севера -эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, долган, саха. В 2010 г. общая численность поголовья оленей составила около 127 тыс., лошадей - 19,4 тыс., крупного

рогатого скота - 9,8 тыс. В целом арктическое сельское хозяйство является убыточным и развивается как традиционный уклад жизни народов благодаря социальной и финансовой поддержке государства (см. таблицу).

Вся Арктическая зона республики относится к зоне локальной малой энергетики и децентрализованного электроснабжения. Здесь в каждом населенном пункте работают мелкие дизельные электростанции, общее количество которых составляет около 100. Только в поселке Депутатском функционирует мини-ТЭЦ на угольном топливе. Дизельное топливо и уголь поставляются по системе северного завоза на огромные расстояния смешанным водным и автомобильным транспортом с очень высокими затратами. В результате себестоимость 1 кВт-ч электроэнергии колеблется от 5 до 25 руб., но потребителям отпускается по значительно пониженной цене за счет применения в ОАО АК «Якутскэнерго» системы перекрестного субсидирования [6]. Как по небольшому объему производства, так и по высокой стоимости продукции энергетика сильно ограничивает развитие экономики и жизнедеятельность населения арктических районов. Вместе с тем в прогнозах и программах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), в том числе ее Арктической зоны, кардинальное решение энергетических проблем пока еще не предложено.

В Арктической зоне республики другой отсталой отраслью экономики можно считать транспорт. На этой огромной территории отсутствуют наземные и водные пути круглогодичной эксплуатации, имеется одна действующая автодорога с твердым покрытием Усть-Куйга - Депутатский протяженностью 224 км. Следовательно, она имеет сезонную транспортную доступность. Круглогодичная транспортная связь между районами Арктической зоны и другими регионами республики и страны осуществляется только авиатранспортом. В каждом районном центре имеется аэропорт или взлетно-посадочная площадка.

В навигационный период продолжительностью от 40 до 85 дней функционируют речное и морское пароходства. В 1990-х гг. практически перестала существовать система Северного морского пути, на его восточном участке с незначительной загрузкой работают порты «Тиксинский» и «Зеленый Мыс». В зимний период грузовые перевозки осуществляются по магистральным автозимникам «Анабар», «Яна», «Индигирка» и «Колыма», прокладываемым

Основные социально-экономические показатели Арктической зоны Республики Саха (Якутия) в 2010 г.

Республика, районы (улусы) Территория, тыс. км2 Численность населения на 01.01.2011, тыс. чел. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, млн руб. Продукция сельского хозяйства, млн руб.

Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Всего Растениеводство Животноводство

Абыйский 69,4 4,4 - 12,4 83,7 52,4 14,2 38,2

Аллаиховский 107,3 3,0 - 8,2 63,9 1,0 0,1 0,8

Анабарский 55,6 3,5 8 274,3 5,4 50,0 4,3 - 4,3

Булунский 223,6 9,1 765,8 41,9 139,7 9,3 0,7 8,6

Верхнеколымский 67,8 4,7 320,2 18,0 84,6 51,4 18,4 32,9

Верхоянский 137,4 12,8 93,5 7,7 216,4 317,2 59,8 257,4

Жиганский 140,2 4,3 - 14,4 60,5 10,0 3,1 6,9

Момский 104,6 4,5 - 15,8 118,8 48,3 11,9 36,5

Нижнеколымский 87,1 4,6 4,3 23,3 93,5 2,4 0,9 1,5

Оленекский 318,0 4,1 331,4 6,9 66,7 3,7 0,8 2,9

Среднеколымский 125,2 7,9 - 17,8 109,8 146,1 39,3 106,8

Усть-Янский 120,3 8,1 - 12,5 219,5 10,1 1,9 8,2

Эвено-Бытантайский 52,3 2,9 - 8,6 36,3 34,2 7,5 26,7

Удельный вес 13 районов (улусов), % 52,2 0,08 0,16 1,15 7,28 3,79 3,1 4,06

Итого по 13 районам (улусам) 1 608,8 73,9 9 789,5 192,9 1 343,4 690,4 158,6 531,7

Всего по Республике Саха (Якутия) 3 083,5 958,0 21 3633,0 16 748,5 37 048,4 18 206,6 5 106,5 13 100,0

Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).

по берегам одноименных рек, а также по многочисленным межрайонным автозимникам. Материально-техническое снабжение и продовольственное обеспечение арктических районов республики осуществляется путем сезонного северного завоза, при котором происходит удорожание перевозок и хранения товаров на складах перевалочных баз в 2-3 раза даже по сравнению с районами Центральной и Южной Якутии. Транспортные затраты достигают 60-70 % себестоимости перевозимых товаров [1]. Таким образом, транспортный фактор является самым дорогим и крайне неблагоприятно влияет на развитие производительных сил.

На основе ретроспективного анализа экономики Арктической зоны Республики Саха (Якутия) можно сделать ряд выводов.

Во-первых, в условиях перехода к рыночной экономике и распада налаженных в советское время хозяйственных связей произошел большой спад промышленного и сельскохозяйственного производств, а также транспорта и других отраслей

арктического хозяйства. Их адаптация к рыночным отношениям происходит крайне трудно и медленно. В результате современное состояние социально-экономического развития арктических районов характеризуется низким уровнем, а перспективы их роста являются весьма проблематичными.

Во-вторых, к основным факторам, крайне удорожающим и ограничивающим развитие производительных сил Арктической зоны, относятся экстремальные природно-климатические условия, отдаленность и сезонная транспортная недоступность огромной территории, отсутствие на ней надежно и эффективно функционирующих энергетической и транспортной инфраструктур. Создание их невозможно в условиях сугубо выборочного освоения природных ресурсов и очагового размещения отдельных горнопромышленных предприятий и узлов. Пока рано говорить о необходимости комплексного освоения природных ресурсов и размещения производительных сил на всей огромной территории Арктической зоны. На современном этапе и в перс-

пективе на 15-20 лет целесообразно осуществление комплексного подхода к развитию экономики и промышленному освоению георесурсов только по подзонам, в которых имеется большая концентрация минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, а также создание по зональному принципу энергетической и транспортной инфраструктуры.

В-третьих, для преодоления высокой затратности арктической экономики, для устойчивого социально-экономического развития районов и существенного повышения качества жизни населения необходимы принципиально новые инновационные подходы к решению технических, технологических, организационных, экономических, социальных, финансовых и правовых проблем. Для их комплексного и глубокого изучения и обоснования требуется целенаправленная мобилизация потенциалов академической, вузовской и отраслевой науки, а также интеллектуальных ресурсов не только Республики Саха (Якутия), но и других регионов РФ. Данный вывод подтверждается также результатами исследований других авторов о необходимости новых подходов к освоению богатых нефтегазовых ресурсов российской Арктики [4].

Список литературы

1. Бутаев А. С. К вопросу о круглогодичных перевозках в Якутии // Проблемы развития круглогодичных транспортных магистралей Республики Саха (Якутия). Иркутск. БГУЭП, 2011. С. 19-20.

2. Егоров Е. Г., Алексеев П. Е. Экономика золото-и алмазопромышленного комплексов в условиях переходного периода. Новосибирск: Наука, 1997. С. 31.

3. Концепция развития оловодобывающей промышленности на территории Республики Саха (Якутия) на 2012-2020 годы: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.03.2012 № 107.

4. Новый подход к арктическим ресурсам // БИКИ. 2012. № 109-111.

5. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу: утв. Президентом Российской Федерации 18.09.2008 № Пр-1969.

6. Соломонов М. П., Горохов П. С., Попов А. В. Эффективность перекрестного субсидирования в условиях России // Власть и управление на Востоке России.2010.№ 2. С. 50-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.