Научная статья на тему 'Методологические основы стратегии социально-экономического развития арктической зоны Республики Саха (Якутия)'

Методологические основы стратегии социально-экономического развития арктической зоны Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
377
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / СТРАТЕГИЯ / ЦЕЛИ / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Егоров Е.Г., Егорова И.Е., Петухов Г.Е.

В статье рассмотрены методологические вопросы разработки научной стратегии социально-экономического развития арктической зоны Республики Саха (Якутия), которые заключаются в определении целей и принципов, в обосновании приоритетов и методов перспективного хозяйственного освоения природных ресурсов и социально-экономического развития регионов арктической зоны в условиях социально ориентированной рыночной экономики как на национальном, так и на региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы стратегии социально-экономического развития арктической зоны Республики Саха (Якутия)»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 332.012.2(571.56) (211-17)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Е. Г. ЕГОРОВ, доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии регионального развития и сотрудничества и Академии наук Республики Саха (Якутия), директор Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск Е-таИ: \ге2000@таИ. ги И. Е. ЕГОРОВА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Е-таИ: уедогоу'фтаЙ. ги Г. Е. ПЕТУХОВ, старший научный сотрудник Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск Е-таИ: даугИреЬи^оу@таИ. ги

В статье рассмотрены методологические вопросы разработки научной стратегии социально-экономического развития арктической зоны Республики Саха (Якутия), которые заключаются в определении целей и принципов, в обосновании приоритетов и методов перспективного хозяйственного освоения природных ресурсов и социально-экономического развития регионов арктической зоны в условиях социально ориентированной рыночной экономики как на национальном, так и на региональном уровнях.

Ключевые слова: Российская Федерация, арктическая зона, Республика Саха (Якутия), стратегия, цели, принципы и методы, природные ресурсы, хозяйственное освоение и социально-экономическое развитие.

Введение

Арктическая зона Республики Саха (Якутия) представлена 13 улусами (районами) с общей площадью более 1,6 млн км2 (52,2 % общей территории республики) и крайне низким показателем ее заселенности. По состоянию на 01.01.2011 на этой территории проживают всего около 74 тыс. чел., из них примерно 21,1 тыс. чел. — это представители коренных малочисленных народов Севера [10, с. 16, 17, 23]. Географическое положение вдоль побережья Северного Ледовитого океана, экстремальные природно-климатические условия, низкая транспортная доступность и хозяйственная освоенность

арктических улусов Якутии обусловливают абсолютную дискомфортность проживания населения и огромные трудности социально-экономического развития. Поэтому здесь за годы существования социалистического общества применялась концепция одноцелевого хозяйственного развития территорий в целях промышленного освоения минерально-сырьевых ресурсов для покрытия нужд единого народнохозяйственного комплекса страны [4, с. 60-70].

Характерными чертами одноцелевого экономического развития регионов Севера страны, особенно ее арктической зоны, являлись сугубо выборочное освоение ценных остродефицитных природных ресурсов, очаговое размещение производства при минимуме производственной и социальной инфраструктур, преимущественное привлечение рабочей силы из других районов для создания новых хозяйственных объектов, стимулирование труда за счет установления более высокой заработной платы, других льгот и компенсаций за дискомфортные условия проживания населения.

К сожалению, в постсоветский период эти специфические черты одноцелевого экономического развития большинства северных регионов и отрицательные последствия ее многолетней практики еще полностью не преодолены до настоящего времени. Это особенно наглядно видно на примере арктической зоны Якутии, которая в социально-экономическом развитии абсолютно и относительно отстает от многих регионов Арктической зоны Российской Федерации.

В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом РФ Д. Медведевым 18.02.2008, определены главные цели, приоритеты, основные задачи и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике и Арктической зоне России [7]. В целях ее реализации за последние годы были разработаны различные законопроекты, в том числе проект Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 г. [9].

Изучение этих государственных документов позволяет констатировать, что они базируются на научной теории о комплексном освоении природных ресурсов и устойчивом социально-экономическом развитии арктической зоны в целом, а также входящих в нее субъектов Российской Федерации.

Стратегические цели развития арктической экономики

Следовательно, в настоящее время и в перспективе необходимо реализовать концепцию и стратегию комплексного многоцелевого освоения и развития территории с учетом специфики природы и закономерностей экономического роста арктических регионов Российской Федерации, в особенности ее северо-востока в составе Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа.

По определению А. Г. Аганбегяна, «Концепция — это система теоретических взглядов о наиболее приемлемых принципах и способах (методах) достижения поставленных перед данным регионом целей» [1, с. 8]. В качестве основных элементов научной концепции комплексного хозяйственного развития районов Севера Н. Н. Некрасов определил:

- экономические цели;

- оценку природно-сырьевого потенциала;

- проблемы транспортного освоения и заселения северных районов;

- способы повышения региональной экономики [6, с. 340, 341].

В практическом плане Е. Г. Егоров сделал заключение о том, что комплексное хозяйственное развитие районов Севера означает более крупномасштабное, пропорциональное и эффективное промышленное, транспортное, строительное и сельскохозяйственное освоение территории, постоянное заселение и обживание [4, с. 66].

Обычно на основе предварительно сформированной концепции разрабатывается стратегия развития экономики на долгосрочную перспективу. Как ни странно, в условиях планового хозяйства в нашей стране не употреблялось понятие «стратегическое планирование» и, видимо, в связи с этим и понятие «стратегия». Хотя определения «стратегическое планирование» и «перспективное планирование», по существу, особенно не отличаются. В «неплановой» капиталистической рыночной экономике как на страновом, так и фирменном уровнях широко применяется стратегическое планирование. Поэтому термин «стратегия» как бы заимствован из зарубежной экономической теории и практики.

На самом деле, на взгляд авторов, именно плановая экономика породила систему перспективного долгосрочного планирования и, следовательно, стратегического планирования, которое определяло долгосрочные цели, основные направления и

РЕгионлльнляэкономика: теория и практика

3

Рис. 1. Стратегические цели развития арктической экономики

задачи, методы, механизмы и источники финансирования развития экономики страны, ее регионов, видов деятельности и предприятий. Таким образом, экономическая категория «стратегия развития» ( была характерной и для плановой экономики. И I она широко применяется в постплановой рыночной экономике и современной экономической теории. Так, за последние 10 лет в нашей стране разработана стратегия развития экономики на национальном, п региональном и отраслевом уровнях. г

Стратегические цели развития арктической экономики можно сгруппировать по геополитическим, социальным и экономическим признакам (рис. 1).

К геополитическим целям относятся: I

— обеспечение национальной безопасности в I акватории и на суше арктической зоны, а также личной безопасности и защищенности населения;

— комплексное изучение и активное хозяйственное освоение территории;

— расширенное воспроизводство природных } ресурсов и охрана окружающей среды;

— эффективное участие в межрегиональном и международном разделении труда;

— обеспечение интеграции Республики Саха (Якутия) в российское и глобальное экономическое пространство.

Приоритетное значение имеют также социальные цели, которые заключаются:

— в существенном повышении уровня и качества жизни населения на основе устойчивого социально-экономического развития районов;

— в кардинальном улучшении социально-экономического положения, в повышении качества жизни и в укреплении социальной защищенности коренных малочисленных народов Севера, в активизации их самобытной, культурной и трудовой деятельности в современных условиях;

— в привлечении из других регионов трудовых ресурсов и в их закреплении на более продолжительный период (не менее 10—15 лет) трудовой деятельности, в постепенном увеличении численности постоянного населения.

Рис. 2. Региональные принципы и приоритеты развития арктической экономики

Достижение социальных целей возможно в результате реализации экономических целей [3, с. 32-35], которые заключаются:

- в рациональном недро- и природопользовании, в более широком использовании природно-ресурсного потенциала арктической зоны;

- в устойчивом эффективном развитии экономики улусов на основе модернизации и инновационного роста производства;

- в обеспечении трудовой занятости и самозанятости малочисленных народов Севера в национальных домохозяйствах и родовых общинах, в бизнесе, в традиционных и рыночных секторах экономики;

- в повышении транспортной доступности и хозяйственной освоенности территорий, в увеличении их заселенности в зонах опережающего экономического роста и компактного проживания малочисленных народов Севера;

- в повышении экономической и социальной эффективности арктической экономики, ее вклада в общественное разделение труда на национальном и региональном уровнях.

Региональные принципы и приоритеты развития арктической экономики

По мнению авторов, в условиях арктической зоны не совсем приемлемы общие принципы комплексного освоения природных ресурсов, площадного размещения производительных сил, сплошного хозяйственного освоения территорий, их заселения и повышения демоемкости. В плане социально-экономического развития районов арктической зоны наиболее целесообразно и эффективно использовать дифференцированный подход, который предполагает применение специфических региональных принципов хозяйствования (рис. 2).

Как показывает практика, общий принцип рационального природопользования не полностью обеспечивает природощадящего и экономного режима расходования естественных природных сил и их полного восстановления. Необходимо, чтобы арктическое природопользование осуществлялось на научно обоснованной нормативной базе или по принципу природосбережения. Полное соблюде-

ние этого принципа возможно при одновременном использовании принципа всемерной экологизации экономики. Под ним авторы понимают процесс неуклонного и последовательного внедрения систем правовых, управленческих, технологических и других мероприятий, позволяющих минимизировать отрицательное влияние хозяйственной деятельности на природу и всю окружающую среду. Важно включить экологические результаты в экономический механизм хозяйствования, вести систему контроля и мониторинга обезвреживания и утилизации любых отходов и выбросов производства и населения, оснастить все источники загрязнений очистными сооружениями, пыле-, газоуловителями, организовать непрерывное экологическое образование и воспитание населения [2, с. 152—158].

В малозаселенных арктических районах с абсолютно дискомфортными условиями жизнедеятельности населения очень важное значение имеет принцип минимума затрат живого труда. Здесь по сравнению с другими регионами страны и республиками происходит трех-, пятикратное региональное увеличение стоимости рабочей силы и жизнедеятельности человека. Поэтому существенно выгодно живой труд за счет повышения технико- и энерговооруженности максимально замещать овеществленным трудом, который преимущественно и дешевле создается в южных районах страны [4, с. 94—112].

В современных условиях в арктической зоне Якутии нужно отказаться от очагового размещения производства и переходить на зональный принцип организации экономики. Это означает, что комплексное социально-экономическое развитие обеспечивается не на всей территории арктической зоны, а локально, в пределах ее подзон с определенной производственной специализацией, с социальной, транспортной и энергетической инфраструктурами, обеспечивающими не только надежное функционирование производственной сферы, но и безопасное комфортное жизнеобеспечение населения.

При этом должен действовать принцип опережающего создания зональной инфраструктуры, прежде всего транспортной и энергетической. В настоящее время во всей арктической зоне Якутии транспортная система представлена сезонными водными путями и автозимниками. Круглогодичная транспортная доступность районных центров для населения обеспечивается только авиацией, постоянная работа которой значительно зависит от

погодных условий. Также очень отсталой является энергетическая база арктических улусов. Она представлена мелкими дизельными электростанциями, которые работают на дальнепривозном дорогом топливе и вырабатывают очень дорогую электроэнергию. За последние годы была введена в эксплуатацию только одна малая ТЭЦ на угле в рабочем поселке Депутатский (еще одна строится в пос. Зырянка). В арктических улусах плохо решается проблема топливо- и теплоснабжения населенных пунктов и производственных объектов.

Геополитическая миссия развития Арктической зоны Российской Федерации, в том числе Республики Саха (Якутия), обусловливает приоритет обеспечения национальных интересов, безопасности и целостности территории (см. рис. 2). В связи с этим первоочередными задачами становятся:

— комплексное изучение природных условий и ресурсов;

— определение их стратегического значения и перспективного хозяйственного освоения;

— обеспечение правовой защиты и охраны окружающей среды в пределах внешней границы Арктической зоны РФ.

Большинство из этих задач относится к компетенции федеральных органов власти и управления.

Для достижения социальных целей развития арктической экономики необходимы следующие приоритеты:

— рост человеческого потенциала и качества жизни населения;

— устойчивое социально-культурное развитие коренных малочисленных народов Севера;

— модернизация кочевого и полукочевого образа их жизнедеятельности;

— сохранение культурной самобытности и уникального традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.

Для реализации этих социальных приоритетов должны быть разработаны социальные стандарты, финансовые и экономические нормативы, учитывающие абсолютно дискомфортные условия труда и жизнедеятельности населения. Нужно пересматривать ранее установленные и действующие социальные льготы и гарантии работающим и проживающим в районах Крайнего Севера применительно к районам арктической зоны. Кроме того, справедливо было бы расширить права коренных малочисленных народов Севера на традиционное природопользование и распространить их права

на представителей всех коренных народов Севера, работающих и проживающих в арктических районах.

Приоритетами экономического развития арктических районов Республики Саха (Якутия) являются:

— обеспечение полного и безопасного функционирования сфер жилищно-коммунального хозяйства, энергетической, транспортной и социальной инфраструктур;

— ускоренное создание и развитие горнодобывающей и перерабатывающей промышленности по добыче алмазов, золота, олова, редкоземельных металлов, угля и нефтегазовых ресурсов, которые перспективны для открытия и использования.

К экономическим приоритетам можно отнести также традиционное природопользование и развитие аграрной экономики, формирование точек и зон опережающего экономического роста, модернизацию и инновационное развитие арктической экономики в целом.

Специфические методы хозяйственного освоения и инновационного развития арктической экономики

В условиях арктической зоны наряду с обычными формами и методами организации производства, труда и жизнедеятельности населения следует применять некоторые специфические методы, к которым можно отнести:

— формирование трудовых ресурсов за счет системы организационного набора специалистов и рабочих кадров, общественного призыва к трудовой молодежи, что эффективно применялось в советское время;

— экспедиционную, вахтовую и сезонную организацию труда геологов, строителей и других категорий производственного персонала хозяйствующих субъектов;

— создание опорных тыловых баз строительства, материально-технического и продовольственного снабжения, а также подготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов в южных районах Республики Саха (Якутия), в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В настоящее время особенно важно разработать специфические способы и методы инновационного развития арктической экономики. Для этого необходимо разработать специальные инновационные

проекты по приоритетным направлениям науки, техники, технологии и экономики арктической зоны. Особенно необходимы инновационные проекты по адаптации человека, по организации отдыха людей, по установлению особых режимов и правил рационального природопользования и механизмов надежной охраны окружающей среды, сбережения уникальных экологических систем Арктики [5, с. 65-73].

Как известно, в советское время широко использовались экспедиционный и стационарный методы комплексного научного изучения народнохозяйственных проблем. В качестве примеров можно привести Геофизическую обсерваторию СО РАН в п. Тикси, работу Якутской северной комплексной экспедиции ЯФ СО АН СССР по проблеме развития экономики, культуры и улучшения быта народов Севера Якутии (1965-1968 гг.). Заслуживают первоочередного изучения проведенные в 1960-1970-х гг. мероприятия по переводу кочевых и полукочевых семей коренных малочисленных народов Севера на оседлый образ жизни за счет создания совхоза «Томпонский» и благоустроенного поселка «Том-понский» в одноименном улусе.

Для учета как положительных, так и отрицательных уроков (методов) хозяйственного развития арктических территорий необходимо изучить исторический опыт создания и эксплуатации Северного морского пути, Тиксинского и Зеленомысского морских портов, Куларского золотопромышленного района, Депутатского горно-обогатительного комбината, Зырянского угольного разреза. В новых условиях рыночных отношений оправдались экспе-диционно-сезонные методы эксплуатации мелких россыпных месторождений алмазов (ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «Нижне-Ленское»). Эти методы следует использовать более эффективно и широко и на инновационной основе.

Для обоснования необходимости и повышения эффективности применения специфических методов хозяйственного освоения и инновационного развития арктической экономики необходимо повысить роль и ответственность экономической науки и особенно региональных социально-экономических исследований проблем становления и развития арктической экономики. Арктическая экономика как самостоятельная отрасль науки и практики впервые изучена и доказана одним из известных ученых-экономистов североведов А. Н. Пилясовым [8, с. 476-530], который в своем фундаментальном

и весьма оригинальном труде показал возможность постиндустриальной трансформации экономики северной периферии в развитую инновационную экономику — экономику знаний. При этом он раскрыл закономерность «отпочкования» от северной экономики арктической экономики в глобальном и национальном контекстах.

Список литературы

1. Аганбегян А. Г., Орлов Б. П., Шнипер Р. И. Методологические основы концепции развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока // Вопросы методологии регионального экономического прогнозирования. Новосибирск: Наука. 1970.

2. Егоров Е. Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха. Новосибирск: Наука. 2001. 280 с.

3. Егоров Е. Г., Дарбасов В. Р. и др. Якутия: размещение производительных сил. Новосибирск: Наука. 2005. 432 с.

4. Егоров Е. Г., Лищенюк С. Н. Методологические аспекты исследований экономики Севера. Новосибирск: Наука. 1987. 246 с.

5. Модернизация и инновационное развитие экономики Северо-Востока России: экономические и социальные проблемы. СПб, 2012. 446 с.

6. Некрасов Н. Н. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. М.: Экономика. 1978. 344 с.

7. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу: утв. Президентом РФ 18.09.2008 (Пр-1969). URL:http: //www. serf. gov. ru/documents/98.htm.

8. Пилясов А. Н. И последние станут первыми. Северная периферия на пути к экономике знаний. М.: Либроком. 2009. 544 с.

9. Проект Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. URL: http://www. minregion. ru/upload/02 - dtp/101001str. doc (дата обращения: 05.01.2013) .

10. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия) / ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2011. 740 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.