Научная статья на тему 'Развитие арктических территорий Республики Саха (Якутия)'

Развитие арктических территорий Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
757
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / ЗОНА / AREA / РЕГИОН / REGION / ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА / SPATIAL STRUCTURE / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / SOCIOECONOMIC STATUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров Е.Г., Никифоров М.М., Данилов Ю.Г.

Статья посвящена анализу пространственной структуры современного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации по её подзонам: Европейской, Азиатско-сибирской и Азиатско-северо-восточной. Отмечены отличительные черты, развитые и отсталые арктические территории. Более подробно рассмотрены особенности социально-экономического положения арктических территорий Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа, необходимость их интеграционного и комплексного хозяйственного освоения. Сформулированы основные выводы и предложения для совершенствования пространственной структуры Арктической зоны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Егоров Е.Г., Никифоров М.М., Данилов Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Spatial Patterns of Socio-Economic Development of the Arctic Zone of the Russian Federation

The article is devoted to analysis of the spatial structure of the modern socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation in its subzones: European, Asia-Siberia and Asia-North-East. Distinctive features, advanced and backward arctic territories are noted. In more detail the characteristics of the socio-economic situation of the Arctic territories of the Republic of Sakha (Yakutia) and the Chukotka autonomous district, the necessity of their integration and integrated economic development. The main conclusions and suggestions for the improvement of the spatial structure of the Arctic zone of the Russian Federation presented.

Текст научной работы на тему «Развитие арктических территорий Республики Саха (Якутия)»

ЭКО. - 2015. - №12 ЕГОРОВ Е.Г., НИКИФОРОВ М.М., ДАНИЛОВ Ю.Г.

Развитие

арктических территорий Республики Саха (Якутия)

Е.Г. ЕГОРОВ, доктор экономических наук, академик и советник Академии

наук Республики Саха (Якутия),

М.М. НИКИФОРОВ, E-mail: nkfrv_m@mail.ru

Ю.Г. ДАНИЛОВ, кандидат экономических наук, директор, Информационно-аналитический Центр «Эксперт» Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, Якутск. E-mail: gawrilewish@mail.ru

Статья посвящена анализу пространственной структуры современного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации по её подзонам: Европейской, Азиатско-сибирской и Азиатско-северо-восточной. Отмечены отличительные черты, развитые и отсталые арктические территории. Более подробно рассмотрены особенности социально-экономического положения арктических территорий Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа, необходимость их интеграционного и комплексного хозяйственного освоения. Сформулированы основные выводы и предложения для совершенствования пространственной структуры Арктической зоны Российской Федерации. Ключевые слова: Арктика, зона, регион, территория, коренные народы Севера, пространственная структура, социально-экономическое положение

При огромной территории и протяженности с запада на восток Арктическая зона России делится на три меридиональные экономико-географические подзоны: Европейскую, Азиатско-си-бирскую и Азиатско-северо-восточную. Отличительной чертой Европейской подзоны можно считать то, что она в основном находится за Полярным кругом и вдоль незамерзающего побережья Северного Ледовитого океана. Её природно-климатические условия, а также экономико-географическое положение более благоприятны по сравнению с основными арктическими территориями страны. Поэтому Мурманская область и другие арктические территории Европейской подзоны характеризуются многоотраслевой экономикой, транспортной освоенностью, значительной заселенностью и наличием постоянного населения крупных городов и поселков.

В Азиатско-сибирской подзоне высокоразвитую экономику имеют Ямало-Ненецкий автономный округ, который является крупнейшим нефтегазодобывающим центром страны, а также

территория города Норильска, где давно создан и продолжает функционировать крупный горно-металлургический комплекс мирового значения.

Азиатско-северо-восточную подзону Российской Федерации представляют арктические и северные муниципальные образования Республики Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ. Их общая площадь составляет более 2330 тыс. км2, общая численность населения на 01.01.2014 г - 120,0 тыс. чел., общий объем ВРП в 2012 г. - примерно 65 млрд руб., в том числе ВРП Чукотского АО равен 48,8 млрд руб. [1]. Научными исследованиями [2,3] выявлены сравнительно низкий уровень развития экономики, крайняя неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры, низкое качество жизни населения в этой подзоне.

По всем основным природным и экономико-географическим и социально-экономическим критериям арктическую подзону Республики Саха (Якутия) объективно составляют 13 улусов: Абыйский, Анабарский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантай-ский, что доказано многими специальными исследованиями.

Так, Институт региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия) еще в 1997 г. предлагал шесть поправок и дополнений в проект федерального закона «О районировании Севера России», в частности, отметив (п. 4): «... С нашей точки зрения, кроме пяти прибрежных улусов Республики Саха (Якутия) следует включить Абыйский, Верхоянский, Верхнеколымский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский, Эвено-Бытантайский улусы, так как эти улусы по климатическим условиям, по географическому положению и транспортной доступности находятся в более экстремальных условиях, даже по сравнению с улусами, расположенными севернее и имеющими выход к морям».

Предложения «О районировании Севера Российской Федерации» были направлены 18 августа 2003 г. Администрации Президента РФ и Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия). Методика районирования Севера по социально-экономическим критериям была представлена на Всероссийской научно-практической конференции «Социальное развитие северных регионов: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 10-11 ноября 2004 г.) [4].

Коллективом ученых Кольского НЦ РАН под руководством члена-корреспондента РАН Г. П. Лузина в начале 1990-х гг. был предложен показатель природной дискомфортности, который учитывает восемь зональных факторов с 11 показателями, а также три азональных фактора с семью показателями. По принципу природной дискомфортности вся территория России делится на шесть подзон:

I - чрезвычайно неблагоприятная (дискомфортная), исключающая длительное проживание населения из средней полосы;

II - очень неблагоприятная (дискомфортная), где длительное проживание населения из средней полосы приводит к ущербу для здоровья, не восстанавливаемому адаптацией;

III - умеренно-неблагоприятная (дискомфортная), где возможна адаптация населения из средней полосы, но здесь требуются дополнительные вложения в поддержание жизни;

IV - относительно благоприятная, к которой условно относится средняя полоса Европейской России;

V - умеренно благоприятная, где вероятность природных стрессов мала;

VI - благоприятная, где имеются условия для оздоровления населения средней полосы.

К показателю природной дискомфортности были добавлены экономико-географические и социально-экономические факторы, а также транспортная доступность территории, плотность населения, стоимость жизни, возможность развития растениеводства и др. Путем сложных расчетов были выделены три дискомфортные зоны (из шести):

- чрезвычайно неблагоприятная (5,4 млн км2), включающая арктическую подзону (0,8 млн км2);

- очень неблагоприятная (3,5 млн км2);

- умеренно-неблагоприятная (2,5 млн км2), общей площадью 11,4 млн км2, или 66,7% территории России [5. С. 33, 34, 42].

Зонированию Севера РФ посвящена коллективная работа ученых Якутского научного центра СО РАН и Академии наук Республики Саха (Якутия) [6].

Арктическая зона Республики Саха (Якутия) занимает территорию в 1608 тыс. км2 (52% общей территории республики), где проживает всего 69,4 тыс. человек (01.01.2013 г.), что составляет 7,3% от всей численности населения республики. В этой зоне наблюдался рост основных социально-экономических

показателей в 2013 г по сравнению с 2010 г. Так, объемы добычи полезных ископаемых увеличились в стоимостном выражении с 9758 до 14103 млн руб. (удельный вес - 4,2% от общей добычи в республике; продукции сельского хозяйства - с 855,3 до 1140,8 млн руб. (5,5%); в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - рост с 1342 до 1870,5 млн руб. (3,7%).

До переходного периода 1991 г., когда функционировал Северный морской путь, некоторые арктические территории Якутии сравнительно были развитыми, в том числе особенно Усть-Янский район, где осуществлялась крупномасштабная добыча золота в Куларском золоторудном районе, рудного и россыпного олова - на Депутатском горно-обогатительном комбинате. Успешно работали морские порты в пос. Тикси в Булунском и Зеленый мыс - в Нижне-Колымском улусах, а также речные пароходства по рекам Яна, Индигирка и Колыма. Была построена единственная на огромной арктической территории Республики Саха (Якутия) круглогодичная грунтовая автодорога пос. Усть-Куйга - пос. Депутатский протяженностью 245 км. В Анабарском улусе было начато создание алмазодобывающей промышленности. В Верхнеколымском улусе развита добыча угля на Зырянском разрезе.

К сожалению, многие из этих промышленных и транспортных предприятий не смогли адаптироваться к рыночным условиям последних двух десятилетий, обанкротились и закрылись. В результате в настоящее время существует сложная социально-экономическая ситуация во всех арктических улусах, за исключением Анабарского и Булунского, в которых успешно работают ОАО «Алмазы Анабара» и «Нижнеленское».

Все арктические территории Республики Саха (Якутия) богаты минерально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами (золото, алмазы, олово, серебро, сурьма, нефть, природный газ и другие). Известна нефтегазоносность шельфовых зон морей Лаптевых и Восточно-Сибирского. В ближайшей перспективе планируются возрождение золото- и оловодобывающих отраслей промышленности в Усть-Янском улусе, промышленное освоение уникального Томторского месторождения редких металлов в Оле-некском улусе, а также расширение разработки месторождений алмазов. Перспективы социально-экономического развития арктических улусов в значительной мере зависят от темпов возрождения Северного морского пути, улучшения судоходства

по рекам, создания наземных путей круглогодичного действия и местных топливно-энергетических источников и, конечно, от развития традиционных отраслей жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера [2].

Однако Указом Президента РФ от 2 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» в Арктическую зону было включено только пять прибрежных улусов Республики Саха (Якутия) (Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Нижнеколымский и Усть-Янский), непосредственно прилегающие к Северному Ледовитому океану [6]. Их общая территория составляет 593,9 тыс. км2, или 19,3% от территории республики, а численность населения -26,5 тыс. чел. (01.01.2013), что не превышает 2,8% от всей численности населения республики [7]. Такое узкое определение Арктической подзоны Якутии, безусловно, существенно сократит объемы федеральных ресурсов, направляемых на выполнение задач Государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» [8], а также будет, нашему мнению, иметь большие отрицательные последствия:

• значительно осложнится осуществление комплексного подхода к социально-экономическому развитию всех улусов Крайнего Севера Республики Саха (Якутия), расположенных в бассейнах северных рек, впадающих в Северный Ледовитый океан и для которых целесообразно создавать транспортную, энергетическую и отчасти социальную инфраструктуры по меридиональному зональному бассейновому принципу;

• произойдет разъединение компактно проживающих коренных малочисленных народов Севера (эвенков, эвенов, юкагиров, долганов и чукчей) на «арктические» и «неарктические», в результате одни будут пользоваться определенными федеральными преференциями, а другие - нет, что может породить социальные противоречия и даже конфликты между представителями одного и того же малочисленного народа.

Таким образом, сравнительный анализ развития арктических территорий Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы и предложения.

1. Арктическая экономика, как и национальная экономика в целом, носит преимущественно минерально-сырьевой характер. В ней сильно отстают по уровню развития инфраструктурные

и социальные отрасли, что обусловливает сравнительно низкие уровень и качество жизни населения, сдерживает темпы и масштабы жизненно важных социально-экономических преобразований.

2. Огромная Арктическая зона страны характеризуется большими различиями в природно-климатических, ресурсных и социально-экономических факторах развития, поэтому необходим дифференцированный подход к стратегическому планированию и управлению арктической экономикой.

3. Следует обратить особое внимание на преодоление существенного отставания арктических территорий в Арктической северо-восточной подзоне, особенно в арктических муниципальных районах Республики Саха (Якутия). Для этого необходимо в первую очередь добиваться расширения границ арктических территорий Республики Саха (Якутия) в составе 13 улусов.

4. Необходимо усилить государственную политику и реальную социально-экономическую поддержку, обеспечить преимущественно инновационное развитие арктической экономики. Для систематического изучения и научного обоснования устойчивого развития арктической экономики азиатских регионов целесообразно организовать в г. Якутске Научно-исследовательский институт экономики Севера и Арктики с базовым финансированием из федерального бюджета.

Литература

1. «Экономика Республики Саха (Якутия) в ДВФО»: Стат. сборник. /ТО ФСГС по РС (Я). - Я. 2014. - 165 с.

2. Егоров Е. Г., Петухов Г. Е. Современная экономика Арктической зоны Якутии // Экономический анализ: теория и практика. 2013. - № 31 (август). - С.23-32.

3. Кондратьева В. И., Семенова Е. Н. Арктика: перспективы устойчивого развития // Экономика востока России. Якутск. - 2014. - № 1.

4. Егоров Е. Г. Север России: экономика, политика, наука. - Якутск: Са-хаполиграфиздат, 2006. - С.448-459.

5. Витязева В. А., Котырло Е. С. Социально-экономическое развитие Российского и зарубежного Севера. - Сыктывкар, 2007. - 298 с.

6. Районирование (зонирование) Севера Российской Федерации. -Якутск: Изд-во Института мерзлотоведения СО РАН. - 2007. - 103 с.

7. Сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации. Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г № 296.

8. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г № 366.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.