Научная статья на тему 'Северо-Якутская опорная зона Арктической зоны России в Стратегии пространственного развития Российской Федерации'

Северо-Якутская опорная зона Арктической зоны России в Стратегии пространственного развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
825
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ОПОРНАЯ ЗОНА / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE TRANSPORT HUB / BASIC ZONE / THE TRANSPORT SYSTEM OF RUSSIA / THE NORTHERN SEA ROUTE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кондратьева Валентина Ильинична

Арктическая зона Российской Федерации выделена в самостоятельный объект государственного управления и регулирования социально-экономического развития и стратегического планирования. Северная граница сухопутной территории арктической зоны Республики Саха (Якутия) имеет протяженность береговой линии более 4,5 тыс. км и простирается вдоль побережья морей Лаптевых и Восточно-Сибирского. Южной границей выступают южные границы административно-территориальных районов Республики Саха (Якутия), лежащих на линии Северного Полярного круга. Географическое положение Якутии, размеры ее территории за границами Полярного круга, значительная меридиональная протяженность обусловили решение задач по усилению координации деятельности органов государственной власти через формирование опорных зон развития. В статье представлена Северо-Якутская опорная зона Арктической зоны Российской Федерации как часть территории, которая должна найти свое отражение в Стратегии пространственного развития Российской Федерации в русле государственной политики развития Арктической зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORTH YAKUTIAN BASIC AREA OF THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA IN THE STRATEGY OF SPATIAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Arctic zone of the Russian Federation is an independent object for public administration and regulation of social and economic development and strategic planning. The northern boundary of the land territory of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) has a coastline of more than 4,5 thousand km and stretches along the coast of the Laptev and East Siberian seas. The southern border is the borders of administrative and territorial districts of the Republic of Sakha (Yakutia), lying on the line of the Arctic Circle. The geographical location of Yakutia, the size of its territory beyond the boundaries of the Arctic Circle, a large meridional extent are caused the tasks of strengthening the coordination of state authorities activities through the formation of basic development zones. The article presents North Yakutia basic zone of Russian Arctic as part of the territory, which should be posted in the Russian Federation Spatial Development Strategy in line with the state policy of development of the Arctic zone.

Текст научной работы на тему «Северо-Якутская опорная зона Арктической зоны России в Стратегии пространственного развития Российской Федерации»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 332.145

В.И. Кондратьева1

СЕВЕРО-ЯКУТСКАЯ ОПОРНАЯ ЗОНА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ В СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

NORTH YAKUTIAN BASIC AREA OF THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA IN THE STRATEGY OF SPATIAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Арктическая зона Российской Федерации выделена в самостоятельный объект государственного управления и регулирования социально-экономического развития и стратегического планирования.

Северная граница сухопутной территории арктической зоны Республики Саха (Якутия) имеет протяженность береговой линии более 4,5 тыс. км и простирается вдоль побережья морей Лаптевых и Восточно-Сибирского. Южной границей выступают южные границы административно-территориальных районов Республики Саха (Якутия), лежащих на линии Северного Полярного круга. Географическое положение Якутии, размеры ее территории за границами Полярного круга, значительная меридиональная протяженность обусловили решение задач по усилению координации деятельности органов государственной власти через формирование опорных зон развития. В статье представлена Северо-Якутская опорная зона Арктической зоны Российской Федерации как часть территории, которая должна найти свое отражение в Стратегии пространственного развития Российской Федерации в русле государственной политики развития Арктической зоны.

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, транспортный узел, опорная зона, транспортная система России, Северный морской путь.

The Arctic zone of the Russian Federation is an independent object for public administration and regulation of social and economic development and strategic planning.

The northern boundary of the land territory of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) has a coastline of more than 4,5 thousand km and stretches along the coast of the Laptev and

1 Кондратьева Валентина Ильинична - кандидат экономических наук, руководитель Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия). E-mail: src@sakha.gov.ru

Valentina Kondratyeva - Candidate of Economical Sciences, Head of the Strategic Research Center of the Republic of Sakha (Yakutia).

East Siberian seas. The southern border is the borders of administrative and territorial districts of the Republic of Sakha (Yakutia), lying on the line of the Arctic Circle. The geographical location of Yakutia, the size of its territory beyond the boundaries of the Arctic Circle, a large meridional extent are caused the tasks of strengthening the coordination of state authorities activities through the formation of basic development zones. The article presents North Yakutia basic zone of Russian Arctic as part of the territory, which should be posted in the Russian Federation Spatial Development Strategy in line with the state policy of development of the Arctic zone.

Key words: Arctic zone of the Russian Federation, the transport hub, basic zone, the transport system of Russia, the Northern Sea Route.

Концепция пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года (проект) определяет необходимость приоритетного развития Арктической зоны как геостратегически важной территории России на основе формирования новых промышленных районов, обустройства на принципах комбинирования стационарных и различных форм вахтового освоения, опережающего развития инфраструктуры, развития конкурентоспособного Северного морского пути [3, с. 27-31].

В обсуждаемом в настоящее время проекте федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» предложено понятие «Опорная зона развития», как часть территории Российской Федерации, на которой в целях обеспечения социально-экономического развития, как данной территории, так и Арктической зоны в целом, а также национальной безопасности страны, предоставляются меры государственной поддержки хозяйственной и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного комплексного развития и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения [5].

Арктическая зона - уникальная территория страны, которая в силу своего географического, геостратегического расположения не нуждается в развитии всей территории равномерно. На данном этапе были определены экономические точки роста, которые должны стать локомотивами роста, драйверами развития всей территории Арктической зоны Российской Федерации.

В целом по Российской Федерации было выделено 8 особых опорных зон развития Арктики, в том числе Северо-Якутская опорная зона. В данном случае, необходимо понимать, что опорная зона не просто некая территория с особым режимом льготного ведения хозяйственной деятельности, а территория каркаса пространственного развития территории в целом. Был предложен новый подход к проектному развитию территории, принцип отхода от отраслевого принципа и перехода к территориальному развитию.

Предполагается, что опорные зоны развития в Арктике будут создаваться на территории одного или нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации на принципе неделимости внутреннего административно-территориального и муниципального территориального деления субъектов.

Свойственные Российской Арктике характеристики пространства, такие как очагово-дисперсный характер расселения, неразвитость дорожно-транспортной инфраструктуры, чрезвычайно высокие издержки жизнеобеспечения из-за экстремальных природно-климатических условий, определяют преимущество данного территориального подхода в целях концентрации ресурсов на развитии опорного расселенческого и инфраструктурного каркасов.

Для развития северных и арктических территорий необходимо построение транспортно-производственного каркаса и освоение территорий на основе широт-но-меридиональной организации хозяйства [2]. «Широтное» районирование фиксируется на основе северных зон дискомфорта (Арктика, абсолютно дискомфортная, Субарктика, экстремально дискомфортная, приравненная к Крайнему Северу, относительно дискомфортная). «Меридиональная» организация позволяет выделить в пространственной структуре восточной части Арктической зоны транспортный каркас в виде пересечений Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей с рекой Лена - крупной северной рекой меридионального направления, совмещенной с морскими путями и связанной через них с северными реками Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма.

Таким образом, районообразующим фактором создания Северо-Якутской опорной зоны является единство транспортного сообщения. В данной зоне, включающей часть арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) Анабарской, Приленской, Усть-Янской, Инидигирской и Колымской групп1, а также транспортный узел в Центральной Якутии, расположены дельты крупнейших северных рек - Лены, Колымы, Индигирки, Яны, связанные с Северным морским путем, морской порт Тик-си [1]. Разветвленная речная сеть данной территории стимулирует развитие судоходства, рыбной промышленности, гидроэнергетики, является основой уникальных биосферных резерватов.

Формирование Северо-Якутской опорной зоны является одним из флагманских проектов Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года и основных направлений до 2050 года. Выделение и укрепление данной опорной конструкции, развитие судоходства, строительство автодорог, вовлечение новых транспортных средств вкупе с дальнейшим строительством железнодорожного сообщения позволит освоить значительные запасы полезных ископаемых месторождений арктической зоны.

Каркасом Северо-Якутской опорной зоны является транспортная инфраструктура, состоящая из Северного морского пути, внутренних водных путей, воздушного сообщения и автомобильных дорог. Все компоненты данной инфраструктуры участвуют в транспортировке жизнеобеспечивающих грузов, а также полезных ископаемых, добываемых в Арктике (рис.1) и способствуют выполнению функций СевероЯкутской опорной зоны - это:

1 Анабарский, Оленекский, Булунский, Жиганский, Аллаиховский, Абыйский, Момский, Усть-Янский, Верхоянский, Эвено-Бытантайский, Нижнеколымский, Среднеколымский, Верхнеколымский районы Республики Саха (Якутия).

- устойчивое социально-экономическое развитие Арктики;

- обеспечение национальной безопасности РФ;

- управление восточным сектором Северного морского пути;

- научное изучение Арктической зоны Российской Федерации.

Рис. 1. Северо-Якутская опорная зона

Межрегиональные эффекты формирования Северо-Якутской опорной зоны заключаются в позитивном влиянии на развитие соседних субъектов Российской Федерации (на северо-востоке - Красноярский край, на северо-западе - Чукотский автономный округ, на востоке - Магаданская область).

Основной проект Северо-Якутской опорной зоны «Модернизация флота и строительство судов для обеспечения грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне» подразумевает строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи на базе Жатайского судоремонтно-судостроительного завода. Предполагается софинансирование мероприятий по строительству Жатайской судоверфи за счет средств федерального бюджета в размере 4 млрд. рублей. Это позволит уже в 2019 году заложить первое судно, и к 2022 году выйти на проектную мощность: строительство десяти речных судов в год.

Минэкономразвития России, Минпромторг России, другие заинтересованные федеральные органы власти, выработали единое согласованное мнение о том, что создание высокотехнологичной Жатайской судоверфи является основным условием обеспечения бесперебойного завоза необходимых грузов для Арктики, реализации

инвестиционных проектов, пунктов базирования МЧС России и Минобороны России. Альтернативы данному предприятию нет.

Морской порт Тикси - якорный объект Восточной части СМП, включен в Перечень морских портов России, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными установками. Также порт предназначен для базирования кораблей и судов ВМФ РФ. Потребуется проведение реконструкции портовых сооружений с объемами софинансирования за счет федерального бюджета порядка 2 млрд. рублей, что обеспечит безопасный заход судов с осадкой до 10 м. Объем грузопереработки будет увеличен до 300 тыс. тонн в год.

Также следует отметить, что район поселка Тикси, в силу своего географического положения, является уникальным местом для проведения наблюдений за изменением климата и устойчивого развития Арктики; ежегодно только в районе Тикси проводится до 15 российских и международных экспедиций. Правительством Республики Саха (Якутия) совместно с Академией наук Республики Саха (Якутия) и Якутским научным центром СО РАН инициируется создание в поселке Тикси Федерального арктического научного центра по комплексному изучению природной среды в Восточном секторе Российской Арктики.

Ввод в эксплуатацию железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск (Нижний Бестях), строительство мостового перехода через реку Лена в районе города Якутска и возрождение морского порта Тикси способствуют образованию крупного современного интермодального транспортного узла в г. Якутске, интегрированного с Северным морским путем, внутренними водными путями, железными и автомобильными дорогами, линиями воздушного сообщения, что создает предпосылки к созданию транспортного коридора из Азии в Европу, который позволит сократить и сроки, и стоимость доставки грузов из АТР в Европейскую часть континента.

Центром разработано предварительное ТЭО создания в Дальневосточном федеральном округе нового транспортного коридора Китай - Якутск - Тикси - Севмор-путь - Европа.

Согласно предварительному расчёту, объем перевозки грузов в Северо-Якутской опорной зоне в 2030 году составит 995,6 тыс. тонн (рост в 3 раза к 2016 году); наиболее интенсивный рост ожидается в 2021-2025 годах за счет комплексной реализации взаимосвязанных проектов (табл. 1) [4].

Таблица 1

Оценка объемов перевозки грузов и грузооборот Северо-Якутской опорной зоны [4]

2016 2017 2018 2019 2020 2025 2030

Вывоз 0,20 0,30 0,30 1,40 7,50 156,30 290,60

Грузооборот, млн тонно-км 0,85 1,28 1,28 6,07 32,80 212,38 386,86

Окончание табл. 1

Оловодобывающие производства, тыс.тонн 0,00 0,00 0,00 0,90 7,00 7,00 7,00

Рост, % 800,00 100,00 100,00

Освоение месторождений Томтор, Центральная Нижняя, тыс. тонн 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 144,30 278,60

Рост, % - - - - - - 193,10

Добыча золота на месторождениях Усть-Янского района, тыс. тонн 0,20 0,30 0,30 0,50 0,50 5,00 5,00

Рост, % - 156,30 120,00 166,70 100,00 1000,00 100,00

Завоз 322,10 329,00 344,20 343,50 406,60 682,90 705,00

Грузооборот, млн тонно-км 938,19 963,45 981,30 1016,49 1278,55 1666,03 1728,12

Для нужд оловодобывающих производств 0,00 3,20 3,60 4,80 10,30 122,90 155,80

Рост, % - - 111,30 133,20 216,80 1093,40 102,50

Для нужд освоения месторождений Томтор, Центральная Нижняя 0,00 0,00 0,00 0,00 0,70 12,00 16,00

Рост, % - - - - - 1714,30 133,30

Для нужд добычи золота на месторождениях Усть-Янского района 2,60 3,30 5,10 10,20 63,90 211,80 211,80

Рост, % - 128,30 155,00 199,10 625,00 331,30 100,00

Освоение рассыпных месторождений алмазов 51,40 51,70 52,00 52,30 52,60 52,90 53,20

Рост, % - 100,60 100,60 100,60 100,60 100,60 100,60

Северный завоз 268,10 270,80 273,50 276,20 279,00 293,20 308,20

Рост, % - 101,00 101,00 101,00 101,00 105,10 105,10

ВСЕГО, объём грузов, тыс. тонн 322,20 329,30 334,50 344,90 414,10 839,20 995,60

Рост, % - 102,20 101,60 103,10 120,10 202,70 118,60

Грузооборот, млн тонно-км 939,04 964,73 982,58 1022,56 1311,36 1878,41 2114,98

Рост, % - 102,74 101,85 104,07 128,24 143,24 112,59

Необходимые финансовые затраты могут составить 1,6 млрд. долл. США, в том числе:

- замена парка судов речного флота на современные суда река-море ледового класса 300-400 млн долларов;

- работы по дноуглублению 5-7 млрд. руб. (100 млн долл.);

- создание современного логистического центра в г. Якутске и п. Нижний Бестях 10-15 млрд. рублей (213 млн долл.);

- модернизация порта Тикси 50-60 млрд. рублей (852 млн долл.).

В качестве источника финансирования проекта рассматриваются, в том числе, средства иностранных инвесторов с использованием механизма создания портовой особой экономической зоны в контейнерном перевалочном терминале в п. Нижний Бестях.

В ближайшей перспективе реальное развитие может получить транспортный коридор субмеридионального направления «Харбин-Якутск-Тикси», который обеспечит связь широтных евразийских коридоров Транссиб + БАМ и Харбинского ответвления Великого Шелкового пути на юге с СМП - кратчайшей водной магистралью, соединяющей Европу, Азию и Северную Америку на севере.

Развитие Северо-Якутской опорной зоны подразумевает реализацию инвестиционных проектов по освоению месторождений углеводородов на шельфе и на материковой части, а также твердых полезных ископаемых на суше: месторождений алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов.

Необходимо передать в недропользование золоторудное месторождение Кючус на территории Усть-Янского района, которое является ключевым в формируемом промышленном кластере «Усть-Яна», его освоение повысит инвестиционную привлекательность небольших золотоносных россыпей, месторождений редкоземельных металлов Куларского рудно-россыпного района и ряда месторождений рудного и россыпного олова. Освоение месторождения Кючус позволит сформировать энергетическую и транспортную инфраструктуру, которая может быть использована для освоения других месторождений не только Усть-Янского, но и Верхоянского районов.

Кроме проектов освоения золоторудного месторождения «Кючус» с годовым объемом добычи золота 5-6 тонн и добычи россыпного олова, вольфрама, индия и попутных компонентов на месторождениях Тирехтях, Депутатское, Чурпуньа вызывают интерес:

- освоение Западно-Анабарского участка с запасами свыше 10 млн т нефти и 16 млрд. м3 газа;

- нефтедобыча на лицензионных участках «Анисинско-Новосибирский», «Усть-Оленекский», «Усть-Ленский»;

- освоение Томторского месторождения редкоземельных металлов с ресурсами более 150 млн т. руды;

- отработка участка Надеждинский для обеспечения поставок угля потребителям Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотского автономного округа. Проектная мощность - 200 тыс. т. в год.

Необходимо также отметить уникальный ископаемый ресурс - это бивни мамонта (мамонтовая кость). Из Якутии ежегодно вывозится более 60 тонн мамонтовой кости, большая часть вывозимого сырья не декларируется. Проблемы регулирования вопросов пользования и распоряжения особым природным ресурсом - остатками мамонтовой фауны, необходимо решать на законодательном уровне, путем принятия федерального закона о мамонтовой фауне.

Мультипликативный эффект только от развития горнодобывающей промышленности арктических территорий Якутии обеспечит создание не менее 1500 новых рабочих мест в горнодобывающей промышленности и более 3000 в сопутствующих отраслях. Снизится зависимость России от импорта олова, редких и редкоземельных металлов, повысится экспортный потенциал страны.

Увеличится доля собственных доходов местных бюджетов, будет обеспечен приток экономически активного населения и существенное улучшение уровня жизни населения в Российской Арктике, получит дополнительный импульс арктический туризм.

Одна из основных задач создания опорных зон - это использование лучших практик, лучших моделей управления жизнедеятельностью арктических регионов по созданию благоприятных условий жизни населения. Задача нового освоения Арктики мотивирует нашу науку и промышленность ускоренно двигать научно-технический прогресс. При этом развитие обширных арктических территорий должно происходить с учетом экологических требований и интересов защиты среды обитания и традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.

Необходимо уделить особое внимание патернализму - системе отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, живущих в экстремальных условиях, в том числе защиту среды обитания и традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, включая механизм привлечения средств промышленных предприятий, направляемых в развитие традиционных отраслей Севера.

Формирование опорных зон Арктики должно носить комплексный характер, учитывающий все сферы деятельности: транспортное обеспечение, промышленное освоение, сохранение и рост численности населения Арктики, защита хрупкой природы и уклада жизни малочисленных народов Севера.

Закон «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» позволит решить эту задачу в рамках последовательной государственной политики, направленной на всестороннее развитие Арктики.

В этом году международный форум «Арктика - территория диалога» пройдет в марте в г.Архангельске под эгидой Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. В работе форума традиционно принимают участие главы государств, в том числе и арктических, ведущие ученые, эксперты, представители крупного бизнеса. И, надеюсь, что на форуме будут выработаны единая политика и подходы качественного развития арктических территорий и уровня жизни людей, которые в последующем будут положены в основу реальных управленческих решений.

Литература

1. Борисов, Е.А. Состав территорий Арктической зоны как основа системы стратегического планирования / Е.А. Борисов // Экономика Востока России. - 2015. -№ 1(03) - С. 7-13.

2. Лаженцев, В.Н. Пространственное развитие (примеры Севера и Арктики) /

B.Н. Лаженцев // Известия Коми научного центра УрО РАН. - 2010. - Выпуск 1. -

C. 97-104.

3. Концепция пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года (проект).

4. Концепция формирования Северо-Якутской опорной зоны социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. - Якутск : Правительство РС (Я), 2016. - 54 с.

5. ФЗ«О развитии Арктической зоны Российской Федерации» (проект).

6. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) 26.12. 2016 г. № 455 «О проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года».

7. Дмитрий Рогозин провёл заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики // http://government.ru/news/25686/.

References

1. Borisov, E.A. Composition of the territories of the Arctic zone as the basis of the strategic planning system / Е.А. Borisov // The Economy of the East of Russia. - 2015. -No 1 (03) - P. 7-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Lazhentsev, V.N. Spatial development (examples of the North and the Arctic) / V.N. Lazhentsev // News of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. - 2010. - iss. 1. - P. 97-104.

3. The concept of spatial development of the Russian Federation for the period until 2030 (draft).

4. The concept of the formation of the North Yakutia support zone of social and economic development of the Arctic zone of the Russian Federation. - Yakutsk : The government of the RS (Y), 2016. - 54 p.

5. Federal Law «On the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation» (draft).

6. Decree of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) 26.12. 2016 No. 455 «On the Draft Strategy for Social and Economic Development of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period until 2030 with the definition of the target vision until 2050».

7. Dmitry Rogozin held a meeting of the State Commission for the Development of the Arctic // http://government.ru/news/25686/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.