Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в формировании и развитии опорных зон развития в арктической зоне российской Федерации'

Государственно-частное партнерство в формировании и развитии опорных зон развития в арктической зоне российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
454
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / Север / Арктическая зона Российской Федерации / Россия / опорные зоны развития / государственно-частное партнерство / Северный морской путь / социальноэкономическое развитие. / the Arctic / the North / the Arctic zone of the Russian Federation / Russia / stronghold ar- eas / public-private partnership / Northern Sea Route / socio-economic development.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Воротников Александр Михайлович, Максимова Дарьяна Дмитриевна, Тарасов Борис Александрович

Арктика для России является одним из приоритетных направлений развития страны. В августе 2017 г. было утверждено новое издание российской государственной программы по социально-экономическому развитию Арктики. В настоящее время это основной документ, касающийся развития арктических территорий России. Основная идея этого документа и будущего закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» заключается в создании опорных зон развития – комплексных проектов социально-экономического развития арктических территорий. Основой запланированных в госпрограмме проектов станут так называемые минерально-сырьевые центры, связанные транспортной инфраструктурой федерального и регионального значения. В центре развития Арктической зоны РФ располагается Северный морской путь, который будет магистралью, объединяющей российскую Арктику. Согласно государственной программе одним из основных инструментов развития Арктической зоны РФ станет государственно-частное партнерство. В статье рассмотрены основные планы территориального развития в Арктике и возможные механизмы государственно-частного партнерства, которые могут быть применены в этом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Воротников Александр Михайлович, Максимова Дарьяна Дмитриевна, Тарасов Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF STRONGHOLD AREAS IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Arctic region is one of the priorities of the country’s development for Russia. In August 2017, the new edition of the Russian state program on the Arctic’s socio-economic development was released. At present, this is the main document regarding the development of the Arctic territories of Russia. The main idea of this document and the future law “On the Arctic Zone of the Russian Federation” is to create stronghold areas, which will be complex projects of social and economic development of the Arctic territories. The basis for these projects are the so-called mineral resource centers, which will be connected by transport infrastructure of federal and regional importance. In the center of the development of the Arctic zone of the Russian Federation is the Northern Sea Route, which will become the main navigable artery and the central project. According to the state program, one of the main tools for the development of the Arctic zone of the Russian Federation will be a public-private partnership. The article considers the main plans for territorial development in the Arctic and possible mechanisms of public-private partnership that can be applied in this region.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в формировании и развитии опорных зон развития в арктической зоне российской Федерации»

05.04.2013 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.

2. Борисова Е.В. Роль государственных закупок в формировании инновационной экономики России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 2. С. 11-15.

3. Борисова Е.Р. Контрактная система государственных закупок как инструмент развития российской экономики // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1 (23). С. 21-24.

4. Руководство Всемирного банка по закупкам товаров, работ и неконсультационных услуг заемщиками Всемирного банка по займам МБРР и кредитам и грантам МАР. URL: https:// siteresources.worldbank.org.

5. Соглашение по правительственным закупкам ВТО. URL: https://www.wto.org/english.

6. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О публичных закупках». URL: http://www.uncitral.org/pdf.

References

1. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov,

rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'kh i municipaFnykh nuzhd: feder. zakon ot 05.04.2013 g. № 44-FZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2013. № 14, st. 1652.

2. Borisova E.V. Rol gosudarstvenny'kh zakupok v formirovanii innovatsionnoj ekonomiki Rossii [The role of public procurement in the formation of the innovative economy of Russia] // Intellekt. Innovatsii. Investitsii. 2015. № 2. S. 11-15.

3. Borisova E.R. Kontraktnaya sistema gosudarstvennykh zakupok kak instrument razvitiya rossijskoj ekonomiki // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 1 (23). S. 21-24.

4. Rukovodstvo Vsemirnogo banka po zakupkam tovarov, rabot i nekonsultatsionnykh uslug zaemshchikami Vsemirnogo Banka po zajmam MBRR i kreditam i grantam MAR. URL: https:// siteresources.worldbank.org.

5. Soglashenie po pravitel'stvenny'm zakupkam VTO. URL: https://www.wto.org/english.

6. Tipovoj zakon YuNSITRAL «O publichnykh zakupkakh». URL: http://www.uncitral.org/pdf.

БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: elrafborisova@mail. ru.

BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: elrafborisova@mail. ru.

УДК 338.26

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ОПОРНЫХ ЗОН РАЗВИТИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.М. Воротников, Д.Д. Максимова, Б.А. Тарасов

Арктика для России является одним из приоритетных направлений развития страны. В августе 2017 г. было утверждено новое издание российской государственной программы по социально-экономическому развитию Арктики. В настоящее время это основной документ, касающийся развития арктических территорий России. Основная идея этого документа и будущего закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» заключается в создании опорных зон развития -комплексных проектов социально-экономического развития арктических территорий. Основой запланированных в госпрограмме проектов станут так называемые минерально-сырьевые центры, связанные транспортной инфраструктурой федерального и регионального значения. В центре развития Арктической зоны РФ располагается Северный морской путь, который будет магистралью, объединяющей российскую Арктику. Согласно государственной программе одним из основных инструментов развития Арктической зоны РФ станет государственно-частное партнерство. В статье рассмотрены основные планы территориального развития в Арктике и возможные механизмы государственно-частного партнерства, которые могут быть применены в этом регионе.

Ключевые слова: Арктика; Север; Арктическая зона Российской Федерации; Россия; опорные зоны развития; государственно-частное партнерство; Северный морской путь; социально-экономическое развитие.

A.M Vorotnikov, D.D. Maximova, B.A. Tarasov. PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF STRONGHOLD AREAS IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Arctic region is one of the priorities of the country's development for Russia. In August 2017, the new edition of the Russian state program on the Arctic's socio-economic development was released. At present, this is the main document regarding the development of the Arctic territories of Russia. The main idea of this document and the future law "On the Arctic Zone of the Russian Federation" is to create stronghold areas, which will be complex projects of social and economic development of the Arctic territories. The basis for these projects are the so-called mineral resource centers, which will be connected by transport infrastructure of federal and regional importance. In the center of the development of the Arctic zone of the Russian Federation is the Northern Sea Route, which will become the main navigable artery and the central project. According to the state program, one of the main tools for the development of the Arctic zone of the Russian Federation will be a public-private partnership. The article considers the main plans for territorial development in the Arctic and possible mechanisms of public-private partnership that can be applied in this region.

Keywords: the Arctic; the North; the Arctic zone of the Russian Federation; Russia; stronghold areas; public-private partnership; Northern Sea Route; socio-economic development.

В целях систематизации существующих нормативно-правовых актов, связанных с Арктической зоной Российской Федерации, уже несколько лет разрабатывается проект федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ». Ни в СССР, ни в Российской Федерации соответствующего рамочного закона об Арктической зоне не было, несмотря на попытки принять его. Среди основных проблем, которые должен решить новый закон - отсутствие единой терминологии и точных границ Арктической зоны Российской Федерации (далее - АЗ РФ). Основной идеей законопроекта на сегодняшний день выступает создание опорных зон развития (далее - ОЗР) - комплексных проектов социально-экономического развития АЗ РФ. Такие проекты предусматривают также применение инструментов территориального развития на принципах государственно-частного и муни-ципально-частного партнерства (далее - ГЧП и МЧП). Создание ОЗР предполагает обеспечение условий для освоения арктических, в том числе шельфовых, ресурсов и развитие транспортной инфраструктуры. Основной судоходной артерией для этого станет Северный морской путь (далее - СМП). Предполагается, что предпринимательская и хозяйственная сферы Арктической зоны также получат толчок к развитию.

В настоящее время ОЗР прописаны в государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (далее - ГП), новая редакция которой была утверждена постановлением Правительства РФ от 31.08.2017 г № 1064.

Исходя из существующего административно-территориального деления АЗ РФ, расположения транспортных узлов и наличия ресурсной базы выделено восемь ОЗР (таблица).

О Северо-Якутской опорной зоне стоит сказать отдельно, поскольку этот проект заявлен как пилотный и должен был начаться в 2018 г. Но пока информации о старте проекта нет, возможно, из-за отсутствия федерального закона «О развитии АЗ РФ». На текущий момент пять прибрежных районов Республики Саха (Якутия) (Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Нижнеколымский, Усть-Янский) входят в состав АЗ РФ. Ожидается включение еще восьми арктических районов республики в состав Арктической зоны страны (Абыйско-го, Эвено-Бытантайского, Среднеколымского, Верхнеколымского, Верхоянского, Жиганско-го, Момского, Оленекского). Таким образом, у Якутии в перспективе может быть тринадцать арктических районов, в которых планируется обеспечение комплексного подхода к развитию северных регионов страны.

В рамках Северо-Якутской опорной зоны планируется реализация двух основных проектов. Первый проект - реконструкция инфраструктуры морского порта Северного морского пути в п. Тикси, что обеспечит доступ к нему морским судам с осадкой до 10 м [2]. Одной из основных задач станет развитие восточного сектора СМП. Заявлен проект реализации транзита грузов из Китая через Якутию до СМП. Второй проект - строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи, которая оценивается в 5 млрд 750 млн руб., при этом 4,1 млрд руб. поступят из федерального бюджета в рамках ГП. Планируется в рамках только этого проекта создать 1,3 тыс. новых рабочих мест [2].

Также в рамках проекта Северо-Якутской опорной зоны запланированы проекты инфраструктурного развития Республики Саха (Якутия), уже определен перечень инвестпроектов

Опорные зоны развития Арктической зоны Российской Федерации

Название Проекты

1. Кольская опорная зона Горнодобывающая промышленность (около 60 минеральных месторождений, в том числе апатитонефелиновые, кианитовые руды, никель, медь), рыболовство, туризм, главный логистический хаб (порты Мурманск, Кандалакша, Витино, железная дорога) для снабжения всей западной части АЗ РФ, Северный флот

2. Архангельская опорная зона Лесная промышленность, судостроение, рыболовство, алмазодобывающий комплекс, природные ресурсы (свинец, цинк, серебро), железная дорога, планируется создание портового комплекса в бухте Безымянная

3. Ненецкая опорная зона Добыча углеводородов (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция), строительство Северного широтного хода, строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар - Усинск, железнодорожные транспортные коридоры Белкомур, Баренцкомур, Сосногорск-Индига, строительство портов в поселках Амдерма и Индига, восстановление аэропорта Нарьян-Мар

4. Воркутинская опорная зона (Республика Коми) Угледобывающая промышленность, железная дорога от Воркуты до Усть-Кара, автомобильная дорога от Печоры до Воркуты соединит Республику Коми с Ненецким АО, железнодорожный проект «Северный широтный ход», туризм

5. Ямало-Ненецкая опорная зона Формирование нефтегазохимического кластера (полуостров Ямал и Гыдан, Карское море, Обская и Тазовская губа), строительство завода по производству СПГ на Южно-Тамбейском месторождении, газопровода Ямал - Ухта - Европа, железной дороги Обская - Бованенково

6. Таймыро-Туру-ханская опорная зона (Красноярский край) Норильский промышленный район (никель, медь, платина, кобальт), порт Дудинка, через 10-20 лет перспективными станут каменный уголь и углеводороды, угольный терминал в районе порта Диксон, строительство дорог и модернизация порта Диксон, строительство морского нефтяного терминала «Таналау»

7. Северо-Якутская опорная зона Реконструкция инфраструктуры морского порта Северного морского пути в п. Тикси; строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи; реконструкция северных аэропортов, строительство автодорог, модернизация дизельных электростанций и проекты промышленного освоения месторождения золота, углеводородов, олова, вольфрама, индия и др.

8. Чукотская опорная зона Горнодобывающая промышленность (золото, олово, вольфрам, уголь, медь, ртуть, углеводороды), строительство федеральной автодороги Колыма - Анадырь обеспечит круглогодичную связь с другими регионами Дальнего Востока

по реконструкции аэропортов, строительству автодорог, модернизации дизельных электростанций и проекты промышленного освоения месторождений золота, углеводородов, олова, вольфрама, индия и др. В частности, в первую очередь здесь уделяется внимание инвестпроек-там по освоению Верхне-Мунского рудного поля, месторождения россыпного олова р. Ти-рехтях, по геологическому изучению и освоению Западно-Анабарского участка, Томторского месторождения редкоземельных металлов. Помимо этого, в Якутии есть 80 % мирового запаса бивня мамонта и единственное в своем роде Попигай-ское месторождение импактных алмазов.

Природные запасы и транспортные возможности региона, которые становятся все более доступными из-за климатических изменений, служат основной причиной роста внимания к Арктике со стороны азиатских государств, в частности Китая, Японии и Республики Корея. Интерес к Арктике со стороны этих стран связан не только с транзитными возможностями СМП, но и с запасами природных ресурсов в регионе. С учетом нестабильной политиче-

ской и военной ситуации на Ближнем Востоке в ближайшие годы Арктика будет рассматриваться этими государствами как потенциальная сырьевая база. Особенно это касается Китая, главной целью которого является поддержание темпов экономического развития. Определенные надежды и перспективы строят промышленники относительно добычи олова в Усть-Янском районе Якутии.

Таким образом, промышленное освоение является краеугольным камнем российской стратегии в Арктике. Основная задача создания ОЗР заключается в эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов, так как согласно госпрограмме большая часть всех заявленных проектов связана с разработкой минерально-сырьевой базы АЗ РФ [5]. Наиболее значимыми проектами являются морской порт Сабетта на Карском море в ЯНАО, который уже начал функционировать в декабре 2017 г., ожидается, что он станет крупнейшим логистическим узлом в зоне СМП. Для этого должны построить железную дорогу «Северный широтный ход» протяженностью 707 км, которая соеди-

нит Транссибирскую магистраль с СМП. Строительство дороги было начато в мае 2018 г., завершение планируется к 2022 г Проект также имеет социальное значение: в Арктике и регионах Урала может быть создано около 300 тыс. новых рабочих мест. Еще один важный проект - открытый в декабре 2017 г. также в поселке Сабетта завод по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ».

До настоящего времени навигация по Арктике была затруднена из-за длительного ледостава, но глобальное потепление может изменить эту ситуацию. СМП станет магистральным, сквозным для всех участвующих субъектов проектом АЗ РФ, поскольку создание и реализация ОЗР АЗ РФ будет осуществляться одновременно с развитием транспортной инфраструктуры, которая в первую очередь будет ориентирована на СМП [5]. Как заявил В.В. Путин, к 2025 г. грузопоток на Северном морском пути должен вырасти в 10 раз - до 80 млн т [11]. В марте 2017 г. правительству было поручено рассмотреть создание специальной для этих целей структуры, которая бы несла ответственность не только за развитие СМП, но и территорий АЗ РФ в целом, включая развитие инфраструктуры и всех необходимых при этом сервисов. Однако создание нового ведомства потребовало бы больших усилий и средств. В России нет Министерства по развитию Арктики. Долгое время арктическими вопросами занималось Минэкономразвития, затем Минприроды. В итоге было решено управление Арктикой доверить корпорации «Росатом», в структуру которого входит «Атомфлот». «Росатом» будет отвечать за развитие всей арктической инфраструктуры.

К 2021 г. в России планируется построить три новых атомных ледокола проекта 22220. Головной ледокол «Арктика» будет введен в строй в 2019 г., «Сибирь» - в 2020 г., «Урал» -в 2021 г. Сейчас в строю 4 атомных ледокола. Однако, как считает глава АО «Объединенная судостроительная корпорация» А.Л. Рахманов, России потребуется еще порядка пяти новых ледоколов, включая наиболее мощные ЛК-120, для успешного освоения Арктики. Он отмечает, что на сегодняшний день проводка по СМП длится только в течение полугода, в то время как ее необходимо увеличивать до 9-12 месяцев [6]. Также есть планы по строительству до четырех специальных ледоколов для отгрузки СПГ, о которых заявили сразу две компании: НОВАТЭК и «Атомфлот» [1].

Что касается регулирования проходов по СМП, то в 2013 г. была учреждена Администрация Северного морского пути. С 2013 г. в администрацию СМП поступает около 700 за-

явлений на проход ежегодно. Развитие СМП жизненно важно для местных жителей. В советское время по СМП осуществлялись регулярные поставки так называемого «северного завоза», что невозможно в полной мере сегодня. В настоящее время система портов СМП не позволяет использовать инфраструктуру в этих целях. Устанавливаемые сроки завоза товаров, топлива и продовольствия, необходимых для жизнедеятельности северных поселений, регулярно срываются почти каждый год. Если сравнивать государственную политику СССР и России по вопросам освоения Арктики, то на первый взгляд принципы развития похожи -все ожидания связаны с развитием пропускной способности СМП и ресурсным потенциалом Арктики. СМП вместе с ОЗР объявлены флагманами социально-экономического развития российской Арктики. Предполагается, что по СМП будут перевозиться природные ресурсы Арктики на рынки Европы и Азии. В отличие от СССР Россия не может единолично развивать Арктику без помощи извне, нет дешевой рабочей силы, как это было в период СССР, необходимо привлекать инвестиции, в том числе иностранные. Таким образом, главная проблема экономического развития российской Арктики - это отсутствие достаточного количества средств, поэтому для развития СМП планируется реализация различных проектов по восстановлению инфраструктуры, в том числе с привлечением иностранных инвестиций и использованием инструментов ГЧП.

Учитывая ситуацию с федеральным и региональными бюджетами РФ, основным механизмом формирования и реализации ОЗР будет ГЧП. Ряд таких проектов могут быть реализованы как межрегиональные либо межзональные (реализуемые на территориях нескольких ОЗР). Механизм ГЧП позволяет, в силу его правовой конструкции, принимать во внимание интересы всех заинтересованных участников. «У нас весьма обширная экономическая программа для Арктики, рассчитанная на многие годы вперед. Она включает уже свыше 150 проектов, инвестиции в которые оцениваются в триллионы рублей. Прежде всего, поддержим инициативы, имеющие мультипликативный эффект для арктических регионов и для нашей страны в целом, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства и создание так называемых опорных зон развития, которые мы понимаем не только как территории, а в первую очередь как перечень скоординированных, взаимодополняющих друг друга проектов, а также инструментов государственной поддержки», - подчеркнул в своем выступле-

нии на IV Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога» в 2017 г. Президент РФ [4].

Государственно-частное партнерство - это «долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов ГЧП в целях достижения юридических и экономических задач публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами» [3]. Нормативно-правая база ГЧП все еще формируется в России в соответствии со специальным федеральным законодательством (ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 2015 г. (далее - закон о ГЧП) и ФЗ «О концессионных соглашениях» 2006 г. Эти законы позволяют реализовывать ГЧП в российской Арктике.

Согласно закону о ГЧП определены следующие основные характеристики. ГЧП или му-ниципально-частное партнерство (МЧП) - это сотрудничество партнера от государства или муниципалитета с частным партнером. Такое сотрудничество юридически оформляется на установленный срок и основывается на объединении ресурсов и распределении рисков при реализации проекта. Его осуществление происходит на основании соглашений о ГЧП/ МЧП, в которых основной целью определяется привлечение в экономику частных инвестиций, а также обеспечение властями доступности товаров, работ и услуг.

Согласно данным Центра развития ГЧП в 2016-2017 гг., «Ханты-Мансийский АО, Республика Саха (Якутия) и Архангельская область расположились в третьем десятке списка рейтинга. Ямало-Ненецкий АО и Мурманская область располагаются в четвертом десятке. У остальных ситуация хуже: Республика Коми (54 место), Чукотский АО (64 место) и Ненецкий АО (74 место)» [8]. Агентство стратегических инициатив в своем национальном рейтинге инвестиционного климата в 2017 г. констатировало, что «ни один из регионов АЗ РФ не вошел в двадцатку лучших» [10]. Следовательно, районам АЗ РФ необходимо задуматься над методами и сформировать другие подходы для улучшения инвестиционного климата региона, что очень важно в связи с политикой государства в отношении развития Арктики.

Основными проектами в ОЗР могут стать так называемые минерально-сырьевые центры

(далее - МСЦ). МСЦ - совокупность как разрабатываемых, так и планируемых к освоению месторождений, связанных общей уже существующей и будущей планируемой инфраструктурой. Также у МСЦ должен быть единый пункт отгрузки для добываемого сырья и/или продуктов его обогащения, который соединен с федеральной или региональной транспортной системой. Необходимо, чтобы планируемая арктическая инфраструктура в рамках ОЗР оказала положительный эффект как на технологическую, так и на общественную инфраструктуру будущих минерально-сырьевых центров. А в рамках создания и развития МСЦ речь идет фактически о реализации проектов по схеме ГЧП.

Очевидно, что реализация инфраструктурных проектов в АЗ РФ в рамках заявленных ОЗР, а также создание технологической и общественной инфраструктуры вокруг МСЦ, приведет к росту сопутствующего бизнеса, связанного с обслуживанием основных производств и населения арктических территорий в целом. Появление бизнеса в арктической зоне приведет к росту налогов в бюджеты на федеральном, региональном и местном уровнях. В свою очередь такая положительная динамика позволит использовать для реализации заявленных в госпрограмме проектов такой распространенный в зарубежных странах механизм ГЧП, как TEF (Tax Increment Financing) - финансирование за счет прироста налогов, т.е. «в рамках этого механизма региональные или муниципальные власти возвращают инвесторам средства, вложенные в реализацию инфраструктурных проектов, за счет бюджетных поступлений, полученных от роста налогов в регионе. Данный прирост налоговых поступлений возникает вследствие роста налоговой базы, возникшей в результате реализации профинансированных проектов» [9].

Также возможно использование аналога этого механизма «долг под прирост налогов» - финансирование путем специальных государственных инвестиционных заимствований, возврат которых обеспечивается увеличением налоговых доходов благодаря реализации инфраструктурных проектов. Расчеты показывают, что привлечение с помощью этого механизма по 1 % ВВП ежегодно в период до 2030 г. приведет к увеличению государственного долга всего на 6 % ВВП, что не угрожает устойчивости бюджетной системы [7].

Таким образом, будущее развитие Арктики связано с дальнейшим развитием инструментария ГЧП, поскольку основным механизмом реализации проектов создания и развития ОЗР и МСЦ в АЗ РФ будет именно государствен-

но-частное партнерство. Важно, что дорожная карта по развитию инструментария государственно-частного партнерства (инфраструктурной ипотеки) уже утверждена Правительством РФ в марте 2018 г. Проекты с использованием принципов ГЧП в АЗ РФ уже находятся на стадии подготовки.

Список литературы

1. Барсуков Ю., Веденеева А. «Атомфлот» и НОВАТЭК столкнулись на Севморпути. 13.06.2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 3656811 (дата обращения: 22.10.2018).

2. Васильева Е. Якутия представила проект создания Северо-Якутской опорной зоны в Арктике. URL: https://minvr.ru/press-center (дата обращения: 22.10.2018).

3. Воротников А.М. Актуальность реализации проектов государственно-частного партнерства на территории Арктической зоны Российской Федерации // Журнал юридических исследований. 2017. Т. 2. № 3. URL: https://naukaru. ru/en/nauka/article/18523/view (дата обращения: 22.10.2018).

4. Выступление Президента Российской Федерации Владимира Путина на пленарном заседании IV Международного арктического форума «Арктика - территория диалога» 30 марта 2017 г. в Архангельске. URL: https://arctic.gov.ru/ FilePreview (дата обращения: 22.10.2018).

5. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». 31.08.2017. URL: http:// static.government.ru/media (дата обращения: 22.10.2018).

6. Для освоения Арктики России понадобится до пяти новых ледоколов. 25.05.2018. URL: https://regnum.ru/news/2421326.html (дата обращения: 22.10.2018).

7. Дмитриев М., Чистяков П. Транспорт, жилье, экология // Ведомости. 2017. 4 июля. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles (дата обращения: 22.10.2018).

8. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. 32 с.

9. Майоров С.В. Финансирование инфраструктурных проектов за счет прироста налогов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 80-82.

10. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. URL: http://asi.ru/investclimate/rating (дата обращения: 22.10.2018).

11. Послание Президента Федеральному Со-

бранию. 01.03.2018. URL: http://www.kremlin.ru/ events (дата обращения: 22.10.2018).

References

1. Barsukov Yu., Vedeneeva A. «Atomflot» i NOVATE'K stolknulis' na Sevmorputi [Atomflot and NOVATEK collided on the Northern Sea Route]. 13.06.2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 3656811 (data obrashcheniya: 22.10.2018).

2. VasiVeva E. Yakutiya predstavila proekt sozdaniya Severo-Yakutskoj opornoj zony' v Arktike [Yakutia presented a project to create a North Yakut stronghold area in the Arctic]. URL: https://minvr.ru/ press-center (data obrashcheniya: 22.10.2018).

3. Vorotnikov A.M. Aktual'nost' realizatsii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva na territorii Arkticheskoj zony' Rossijskoj Federatsii [Relevance of implementation of public-private partnership projects in the Arctic zone of the Russian Federation] // Zhurnal yuridicheskikh issledovanij. 2017. T. 2. № 3. URL: https://naukaru.ru/en/nauka/ article/18523/view (data obrashcheniya: 22.10.2018).

4. Vy'stuplenie Prezidenta Rossijskoj Federatsii Vladimira Putina na plenarnom zasedanii IV Mezhdunarodnogo arkticheskogo foruma «Arktika -territoriya dialoga» 30 marta 2017 g. vArkhangel'ske. URL: https://arctic.gov.ru/FilePreview (data obrashcheniya: 22.10.2018).

5. Gosudarstvennaya programma «Social'no-e'konomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony' Rossijskoj Federatsii». 31.08.2017. URL: http://static. government.ru (data obrashcheniya: 22.10.2018).

6. Dlya osvoeniya Arktiki Rossii ponadobitsya do pyati novy'kh ledokolov. 25.05.2018. URL: https:// regnum.ru/news/2421326.html (data obrashcheniya: 22.10.2018).

7. Dmitriev M., Chistyakov P. Transport, zhil'e, e'kologiya [Transport, housing, ecology] // Vedomosti. 2017. 4 iyulya. URL: https://www.vedomosti.ru/ opinion/articles (data obrashcheniya: 22.10.2018).

8. Issledovanie «Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii 2016-2017: tekushchee sostoyanie i trendy', rejting regionov» / Associatsiya «Centr razvitiya GChP». M.: Associatsiya «Centr razvitiya GChP», 2016. 32 s.

9. Majorov S.V Finansirovanie infrastrukturny'kh proektov za schet prirosta nalogov [Financing of infrastructure projects due to tax increase] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. № 8. S. 80-82.

10. Natsional'ny'j rejting sostoyaniya investit-sionnogo klimata v sub' ektakh RF. URL: http:// asi.ru/investclimate/rating (data obrashcheniya: 22.10.2018).

11. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. 01.03.2018. URL: http://www.kremlin.ru/events (data obrashcheniya: 22.10.2018).

ВОРОТНИКОВ Александр Михайлович - кандидат химических наук, PhD (экономика), доцент кафедры государственного регулирования экономики. Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; эксперт Экспертного центра ПОРА (проектный офис развития Арктики). Россия. Москва. E-mail: [email protected].

МАКСИМОВА Дарьяна Дмитриевна - кандидат политических наук, доцент кафедры международных исследований. Институт зарубежной филологии и регионоведения СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Россия. Якутск; научный сотрудник отдела Канады. Институт США и Канады Российской академии наук. Россия. Москва. E-mail: daryana. maximova@gmail. com.

ТАРАСОВ Борис Александрович - кандидат медицинских наук, директор Экспертного центра ПОРА (проектный офис развития Арктики). Россия. Москва. E-mail: [email protected].

VOROTNIKOV, Alexander Mikhailovich - Candidate of Science (Chemistry), PhD (Economics), Associate Professor of the Department of State Regulation of Economy. Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Expert of the Expert Center ADPO (Arctic Development Project Office). Russia. Moscow. E-mail: [email protected].

MAXIMOVA, Daryana Dmitrievna - Candidate of Science (Political), Associate Professor of the Department of International Studies. Institute of Foreign Philology and Regional Studies of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. Russia. Yakutsk; Canadian Department Researcher. Institute of the USA and Canada of the Russian Academy of Sciences. Russia. Moscow. E-mail: [email protected].

TARASOV, Boris Alexandrovich - Candidate of Science (Medical), General Director of the Expert Center ADPO (Arctic Development Project Office). Russia. Moscow. E-mail: tarasov@ porarctic.ru.

УДК 336.225.673:005.334.2

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

С.Ю. Гурова, Я.Г. Шипеев, Д.С. Кузьмин

В статье рассматриваются некоторые неопределенности и неточности положений Налогового кодекса Российской Федерации, а также неурегулированные законодательством аспекты налогового администрирования. Пробелы налогового законодательства негативно сказываются на налоговых отношениях, участниками которых являются государство и его фискальные институты, с одной стороны, и налогоплательщики - с другой стороны. Налоговые отношения требуют более четкой регламентации и контроля со стороны государства. В связи с этим к определенности налоговых норм предъявляются повышенные требования, а принцип определенности налогообложения, выдвинутый еще А. Смитом, выступает основой любой современной налоговой системы. Проблема неопределенности налогового законодательства рассматривается выборочно, применительно к определенным налогам. В научных исследованиях не предпринимаются попытки комплексного изучения неопределенности налогового законодательства на уровне имеющихся в налоговой практике ситуаций.

Авторами статьи рассмотрены конкретные спорные ситуации, возникающие в ходе налоговых проверок. В каких ситуациях проверяющие и налогоплательщики могут быть правы каждый со своей позиции согласно положениям одной и той же статьи НК РФ по одному и тому же вопросу? Какие аргументы, выгодные именно налогоплательщику, можно предъявить проверяющим органам по результатам выездной налоговой проверки? Авторами подробно изучено налоговое законодательство, касающееся налогового контроля, а именно ст. 11, 31, 33, 81, 88, 89, 91, 93, 122, 129, а также положения КоАП и разъяснительные письма ФНС России по некоторым вопросам проведения налогового контроля.

Ключевые слова: пробелы налогового законодательства; неопределенности и неточности налоговых законов; проверяющие и налогоплательщики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.