Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
УДК 65.012.23 ББК 65.04 О 36
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
(Рецензирована)
Оганесян Тигран Левонович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления социально-культурными процессами Краснодарского государственного университета культуры и искусств, г. Краснодар.
Tел.: (961) 582 55 94, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые проблемы теории и практики построения и реализации региональных инновационных стратегий. Анализируется региональная концепция Краснодарского края, а также особенности региональной инновационной стратегии.
Ключевые слова: региональная инновационная стратегия, макроинновационные стратегии, микроинновационные стратегии, драйверы экономического роста Краснодарского края.
regeonal innovation strategia
Oganesyan Tigran Levonovich,
candidate of Economics Sciences, associate professor of the Department of Management of Sociocultural Processes of the Krasnodar State University of Culture and Arts, Krasnodar. Ph.: (961) 582 55 94, e-mail: [email protected]
Summary. The article considers some of the problems of the theory and practice of building and implementation of regional innovation strategies. Analyzes the regional concept of Krasnodar region, and also the features of a regional innovation strategy.
Keywords: regional innovation strategy, macroinnovation strategy, microinnovation strategy, drivers of economic growth in Krasnodar region.
Согласно воззрениям научной интеллигенции региональная инновационная стратегия (РИС) относится к стратегиям промежуточного уровня, занимающим пограничное положение между макро- и микроинновационными, иными словами находиться на мезоуровне. И такое положение неслучайно: оно определяется национальной инновационной стратегией, с одной стороны, и стратегиями организаций, вовлечённых в инновационную деятельность на местах, с другой (рисунок 1).
Необходимость формирования и реализации РИС в качестве инструмента модели долгосрочного инновационного социально-ориентированного экономического развития имеет под собой достаточно определённые основания. Мировая теория и практика конкурентоспособности свидетельствует о необходимости следования воззрениям И. Шумпетера о конкуренции на основе инноваций и научных разработок в корпорациях как главных факторов экономической динамики; необходимости признания особой роли знания в экономическом развитии, а также рассмотрения
институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на её содержание и структуру. Кроме этого, представленная выше, цель формирования и реализации РИС поставлена в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р). Это подразумевает, что к 2020 году Россия должна занять значимое место (5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах, при этом доля инновационного сектора в российской экономике возрастёт до 17% (в 2007 году - 10,9%). Региональный аспект реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года нашёл своё отражение в Концепции долгосрочной краевой целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Краснодарском крае» на 2011-2013 годы. [1]
При этом региональная концепция Краснодарского края основывается на традиционном подходе
50
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
Стратегия развития регионов
к разработке РИС, который не лишён недостатков. Например, остаётся открытым вопросы адекватности предлагаемого варианта РИС, разработанного внешними экспертами, особенностям региона; гибкости стратегии с учётом периода реализации, возможности её адаптации к постоянно меняющимся тенденциям технологического развития; инфраструктурной обеспеченности инновационной деятельности конкретного региона и т.д.
В качестве альтернативы, описанному выше, подходу Герд Шинсток (профессор, доктор социальных наук, научаый консультант ИРИС) настаи-
вает на реализации дискурсивного подхода. Согласно которому, формирование и/или преобразование РИС видится как постоянный процесс развития (совершенствования), без акцента на регламентацию целей преобразования и объектов воздействия (стратегии вмешательства).
Формирование концепции (предполагающее проведение первичного исследования) нацелено на создание сетевой структуры релевантных организаций. После чего оцениваатся воздействие данной структуры на РИС посредством системы мониторинга: институционально - как ключевые
Региональный аспект макроинновационных стратегий концентрация ресурсов в высокоразвитых регионах создание инновационной инфраструктуры Государственная политика развития территорий гармоничное развитие территорий подъем деградирующих территорий модернизация старых промышленных районов
-L-U
I РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 1
ТТ тт
Региональные цели развития самостоятельная политика региона уровень развития региона интересы региона Микроинновационные стратегии развития компаний региона региональные стимулы инфраструктура региона научно-технический потенциал
Рисунок. Мезоуровень РИС
Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития Краснодарского края
на 1 января 2011 года
Показатель Значение показателя Место в РФ
Площадь, тыс. км2 75,5 = 41 =
Чи сленность населення, тыс. человек 5229,2 ▼ 1 3 =
Естественный прирост, % -1 ,4 ▼ 38 =
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), рублей2 16483 ▲ 34 ▲
Уровень безработицы по методике МОТ, % 6,7 ▲ 23 ▼
ВРП, млн. рублей 1008152,5 ▲ !▼
Динамика ВРП, в % к 1996-му году 201 ▲ 14 ▲
Сектора-лидеры по доле в ВРП, %:
оптоваи и розничная сорговля 16,7 4 33
строительство 16,3 4
транспорт и сиязь 1К,8 4
селлазот хозяйство 12,2 1
збрабмтывающие проихводств а 10,1 19
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей 492733 ▲ 4 =
Примечания: ▲ - улучшение показателя, ▼ - ухудшение показателя, (=) - без изменений. 2 С учётом стоимости жизни. 3 Место в РФ указано для абсолютных объемов продукции секторов экономики.
51
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
экономические участники региона; содержательно - через создание системы индикаторов эффективности РИС (например, сравнительные исследования - benchmarking). [3]
В данном контексте необходимо подчеркнуть неразвитость и неэффективность использования инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства в нашем регионе. Речь идёт
0 недостаточном финансировании институтов поддержки инновационного бизнеса: не только о создании совместной научноисследовательской инфраструктуры (центров коллективного пользования, центров трансфера технологий и т. д.) и реализации совместных проектов, но и о «физическом» соседстве университета и технопарка. И это общероссийская проблема. Практика работы российских технопарков, не имеющих таких связей и существующих отдельно от остальных элементов инновационной системы, показывает, что в этом случае они превращаются в обычные объекты коммерческой недвижимости. [4]
Каковы особенности РИС Краснодарского края? В начале, рассмотрим регион в цифрах. По данным Росстата Краснодарский край занимает 7 место среди регионов РФ по объёму валового регионального продукта (ВРП) и первое среди субъектов ЮФО, а его доля в ВРП округа достигает 44%. По итогам 2012 года, предполагается, что объем ВРП края в целом по году должен превысить 1,3 трлн. рублей с приростом к 2011 году не ниже 2,1%. [5]
Всего в регионе 26 городов и 12 поселков городского типа. Основные показатели социальноэкономического развития Краснодарского края на
1 января 2011 года отражены в табл. 1.
Катализатором развития экономики Краснодарского края во многом выступили агроклиматические ресурсы и приморское положение.
С 2007 года к трём основным драйверам экономического роста края (сельское хозяйство, туристско-рекреационный и портовый комплексы) добавился приток инвестиций в инфраструктуру в связи с подготовкой к проведению в Сочи Олимпиады 2014-го года. В итоге, подкреплённые значительными запасами нерудных полезных ископаемых, в регионе стали ускоренно расти и так значительные объёмы строительства: за 4 года край по этому показателю поднялся с 7-го места в 2006-м году на 3-е в 2010-м.
Помимо вышеперечисленных факторов стабилизирующее воздействие на экономику Краснодарского края оказывает наличие на его территории добычи углеводородов, что является дополнительным акселератором роста в периоды высокой конъюнктуры.
Позитивное воздействие на экономику региона оказывает повышенный уровень занятости (от-
носительно средних по РФ показателей) в малом бизнесе и индивидуальном предпринимательстве. Это делает бизнес Краснодарского края более гибким, а значит и более устойчивым к кризисным явлениям.
На долю Краснодарского края приходится 43,1% производства виноградных вин, 35,7% - сахарного песка, 28,6% - крупы и муки, 21,5% - растительных масел, 12,6% - плодоовощных консервов, 4,7% - первичной переработки нефти.
По объёму инвестиций в основной капитал Краснодарский край в 2010-м году занимал 4-е место среди субъектов РФ (492,7 млрд. рублей, 4-е место среди субъектов РФ). В сравнении с 2006 годом регион поднялся на 4 позиции вверх. Собственные средства в совокупном объеме инвестиционных вложений составляют 31,9%.
Краснодарский край имеет наилучший инвестиционный рейтинг 1А, т.е. максимальный потенциал - минимальный риск. Регион занимает 1-е место среди субъектов РФ по риску (т.е. он здесь наименьший) и 4-е по потенциалу (после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области). Наиболее проблемными частными рисками для края остаются социальный, финансовый и экологический. Самая благоприятная ситуация наблюдается в отношении управленческого и экономического рисков. Закономерна ведущая позиция края по туристическому потенциалу. Относительно низкие значения наблюдаются в отношении природно-ресурсного и инновационного потенциалов.
Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности представлено в табл. 2.
В 2012г. 51 организация выполняла научные исследования и разработки (в 2011г. - 52).Средне-списочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, по сравнению c 2011г. уменьшилась на 4,3% и составила 5458 человек.
Затраты на научные исследования и разработки в 2012 году в действующих ценах приведены в табл. 3.
На долю государственного сектора приходилось 62,7% организаций, выполняющих научные исследования и разработки, 77,0% численности персонала и 68,5% объёма внутренних затрат. [6]
Итак, особенности РИС Краснодарского края предопределяются направлениями социально-экономического развития региона и востребованной структурой видов экономической деятельности [2]. В частности, в рамках региональных приоритетов технологического развития:
- нацеленность проектов на рекреационный комплекс, в том числе на новые методы диагностики и лечения;
52
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
Стратегия развития регионов
Таблица 2
Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности
(на 1 января 2012 года; единиц)
Виды экономической деятельности Число предприятий
Всего4, из них: 122540
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6142
рыболовство, рыбоводство 361
добыча полезных ископаемых 523
обрабатывающие производства 10019
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 743
строительство 14730
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых 35334
изделий и предметов личного пользования
гостиницы и рестораны 5089
транспорт и связь 7424
финансовая деятельность 1664
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 22239
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 2225
образование 4511
здравоохранение и предоставление социальных услуг 2526
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 9010
Примечание: 4 Юридические лица, прошедшие процедуру перерегистрации (регистрации) в налоговых органах в соответствующие годы.
Таблица 3
Затраты на исследования и разработки
Затраты на исследования и разработки Млн. рублей В % к 2011
Всего, 6133,9 138,1
в том числе:
внутренние затраты, из них: 4464,3 136,2
затраты из федерального бюджета 2888,7 140,5
внешние затраты 1669,7 143,4
- принадлежность многих проектов к сфере строительства (новые технологии возведения, архитектурно-строительные решения, композитные материалы и т.д.);
- сельскохозяйственная принадлежность проектов (нано- и биотехнологии в растениеводстве и животноводстве), в том числе инновационные образовательные программы «Производство, переработка и сертификация продукции растениеводства» Кубанского государственного аграрного университета.
С точки зрения институционального формирования региональной инновационной системы в Краснодарском крае наблюдается:
- отсутствие полноценного регионального инновационного кластера;
- существование технопарка при КубГУ, инновационного центра при КубГТУ, НИИ Прикладной экологии и НИИ Биотехнологии при КГАУ и др.
ИСТОЧНИКИ:
1. Концепция долгосрочной краевой целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Краснодарском крае» на 2011-2013 годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gosbook.ru/docu-ment/29495/29528/preview
2. Макар С.В. Пространственный анализ: развитие концепции и возможностей применения [Текст] / С.В.Макар // Вестник Финансового университета. - 2012. - №2(68). -С.61-72.
3. Шинсток Г. Методология разработки инновационной стратегии региона на основе дискурсивного подхода. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. innosys.spb.ru/?tpl=Print&id=1089&folder=100
4. О регионе Краснодарский край. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/database/ regions/krasnodar/
5. Объем ВРП Краснодарского края вырос за 7 месяцев всего на 2%. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yuga.ru/news/272092/
6. Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности (на 1 января; единиц) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krsdstat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/2bd 21a004f32289cad95ff3a99b5ae2d/1.htm
53