Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Стратегия развития регионов
УДК 332.1. ББК 65.04 Б 51
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ
услуг
(Рецензирована)
Берлин Сергей Игоревич,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансов Краснодарского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», профессор кафедры гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел. (918) 444-70-70, e-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируются методологические вопросы формирования региональных стратегий развития сферы туристско-рекреационных услуг на основе разработки и реализации стратегически ориентированных инвестиционных программ, маркетинговой и инновационной функциональной стратегии, межрегиональной кооперации и сотрудничества.
Ключевые слова: стратегии развития, регион, туристско-рекреационные услуги, инвестиционные программы, инновационность развития, маркетинговые стратегии, региональное управление.
formation of regional development strategies in tourism and recreation services
Berlin Sergey Igorevich,
doctor of of Economic Sciences, Professor, professor of Economy and Finance Department of the Krasnodar Branch of HPE “Financial University under the Government of the Russian Federation”, professor of Hotel and Tourist Business Chair at the South Institute of Management, Krasnodar. Ph. (918) 444-70-70, e-mail: [email protected]
Summary. This article centers around the methodological issues of formation of regional development strategies in tourist and recreational services through the development and implementation of strategically targeted investment programs, marketing strategies and innovative functional, inter-regional cooperation and collaboration.
Keywords: strategy development, region, tourist and recreational services, investment programs, innovation development, marketing strategy, regional management.
Экономическая эффективность финансирования, инвестиционных программ и проектов по развитию санаторно-курортного комплекса оздоровительной, развлекательной, туристской инфраструктуры Черноморского побережья Краснодарского края должна определяться отношением суммарных или интегральных стоимостных результатов к затратам при условии достижения желаемой, планово-расчетной нормы дохода на размеры осуществленного инвестирования средств в объекты рекреационной инфраструктуры. Бюджетная эффективность в процессе достижения сформулированной автором обобщающей стратегии
управления развитием рекреационного региона для федерального, регионального и местного бюджетов может быть выражена финансовыми результатами (последствиями) инвестирования средств, полученными благодаря предоставленного объектам управления льготного налогового режима.
Важно также и то, чтобы обоснования и высокий уровень аргументации о целесообразности реального достижения обобщающей стратегии управления развитием туристско-рекреационных услуг сопровождались детальными расчетами маркетинговых исследований о возможностях значительного наращивания и реализации объемов
33
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
медико-оздоровительных, лечебно-профилактических, туристско-экскурсионных, развлекательных и иных услуг.
Обобщающая стратегия управления развитием туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края, на мой взгляд, должна быть прежде всего согласована на внутрирегиональном уровне. Необходимость придерживаться данной рекомендации связана не только с интересами территориально-районированного образования, федеральных органов управления экономикой, здравоохранением, но и с социально-экономическими интересами самих рекреационных регионов. Взаимосогласованность о принятии каждым из них стратегических решений на федеральном уровне и между собой, по моему мнению, является оправданной, так как предоставляет данным санаторнокурортным комплексам возможность, проявить не только готовность к наиболее полному использованию имеющихся видов ресурсов, к подключению процесса потенциального ресурсопотребления, но и к реальному достижению основной стратегической цели реинжинирингового развития каждого элемента региональной сферы туристско-рекреационных услуг.
Однако, как и любая система управления, стратегическое управление развитием этой сферы может быть реализовано лишь на основе осуществления таких своих функций, как планирование, организация, регулирование, программирование, контроль, учет и анализ, включающих в себя достижение в стратегической перспективе ориентиров результативности экономического, социального, инновационного, маркетингового, медико-оздоровительного и иного характера, необходимых слагаемых обобщающей стратегии управления рекреационного региона.
Так, например, стратегическое планирование в конечном итоге должно определять разнообразные меры, методы, способы, этапность и последовательность достижения необходимой результативности обобщающей стратегии управления развитием туристско-рекреационной сферой, используя в этих целях также и такие основные стратегические направления управления, такие как экономические, финансово-инвестиционные, структурно-организационные, научно-инновационные, медико-оздоровительные, туристско-экскурсионные, маркетинговые, межрегиональные, социальные, которые в свою очередь, в соответствий с представлениями автора, можно назвать стратегиями функционального воплощения в процессе достижения намечаемых частных и обобщающих ориентиров результативности, характерных как для целевой ориентации стратегического управления развитием рекреаци-
онного региона, так и для обобщающей стратегии управления в устанавливаемом стратегическом периоде времени (например, в Краснодарском крае -до проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г.) [1].
В качестве основных функциональных стратегий, присущих каждой из функций стратегического управления, могут выступать экономические, финансовые. инновационные, социальные, маркетинговые, организационные, межрегиональные, медико-оздоровительные и иные стратегии или их элементы в различном сочетании, и степени, присутствующие в формируемых стратегиях управления тем или иным хозяйствующим субъектом или территориально-районированным образованием.
На мой взгляд, наиболее целесообразно специализировать по направленности такого рода стратегии, присущие функциям стратегического управления регионом, например, такие как экономические, социальные, медико-инновационные, маркетинговые, организационного, регионального и внерегионального характера. В то же время не следует отказываться от специфики стратегической ориентации на достижение оптимального результата в процессе управления развитием хозяйствующего субъекта или территориального образования. Это положение тем более может быть доминирующим при формировании специализированной и корпоративной организационно-правовой структуры, например, стратегий роста, франчайзинга, диверсификации видов деятельности, увеличения номенклатурных и ассортиментных позиций оказываемых туристско-рекреационных услуг, подбора и расстановки кадров [2].
Экономическая стратегия управления развитием туристско-рекреационных услуг, несмотря на достаточно высокий уровень специализации медико-оздоровительных, лечебно-профилактических, туристско-экскурсионных услуг, в свое содержание по достижению высокой результативности в стратегическом периоде времени может включать и направления роста общей стоимости оказания всех видов услуг, прибыли, увеличения числа мест в санаториях, пансионатах, домах отдыха, турбазах, кемпингах для лечащихся, отдыхающих граждан, туристов, дополнительного привлечения клиентов за счет реализации принципа дополнительной выгоды для покупателя туристско-рекреационных услуг (например, пребывание клиента в том или ином средстве размещения в течение 28 дней выше по стоимости только в 1,6 раза, чем за 14 дней).
К организационной стратегии управления региональным развитием рекреационных услуг, можно отнести создание и использование в текущей и долгосрочной перспективе механизма сво-
34
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Стратегия развития регионов
евременного и гибкого реагирования на экономические, финансовые, социальные, инвестиционные нормативно-правовые; инновационные изменения внешней (межрегиональной, федеральной, международной) среды, влияющие как на объемы, разнообразив, так и на качество комплекса оказываемых услуг их потребителям и покупателям.
Оперативная организационная адаптация рекреационного региона к различным изменениям дает возможность не только не снизить натуральные и стоимостные объемы оказываемых услуг, но и сохранить (увеличить) размеры получаемой прибыли в связи с временным отсутствием конкуренции, а в конечном итоге - достичь той результативной части реализации организационной стратегии во всех функциях стратегического управления развитием рекреационных услуг региона, которая определяется структурно и функционально в обобщающей стратегии [3].
К числу эффективно действующих элементов организационной стратегии управления развитием рекреационных услуг в профильном регионе можно отнести изменение направлений деятельности, реструктуризацию учреждений и организаций, иных организационно-правовых структур, вызываемых: значительными размерами затрат при оказании отдельных лечебно-профилактических, медико-оздоровительных, развлекательных или туристско-экскурсионных услуг; неудовлетворительным менеджментом; отсутствием должной квалификации у персонала, некачественно осуществляющего отдельные виды услуг для клиентов санаторно-курортного комплекса. В таких случаях организационная стратегия управления эффективным развитием рекреационных услуг должна, по моему мнению, предусматривать реструктури-зационные меры, направленные на устранение отдельных видов или комплекса услуг экономически невыгодных и неперспективных и включение других более выгодных и перспективных услуг в сфере здравоохранения и туризма или осуществления тех видов деятельности организационно-правовых структур в рамках рекреационного региона, которые реально содействуют достижению стратегических целей.
Вместе с этим, организационная стратегия в данном случае должна ориентировать отдельные структурные части рекреационного комплекса на соблюдение принципа минимизации издержек, на введение режима экономии в процессе оказания всех видов услуг, на смену отдельных менеджеров высшего уровня управления.
Отметим также и то, что эффективные ре-структуризационные меры организационной стратегии целесообразно проводить в рамках текущего
функционирования по завершению анализа количества и качества оказываемых рекреационных услуг, в результате которого не предвидятся перспективы достижения ожидаемых (планово-расчетных) результатов ввиду наличия значительного количества неконкурентоспособных сфер и видов деятельности.
Инновационная функциональная стратегия, на мой взгляд, предназначена для включений в план стратегического управления развитием регионального комплекса рекреационных услуг и реализации научно-инновационных мероприятий (проведение исследований, выполнение прикладных разработок) с целью создания принципиально (кардинально) новых медицинских, оздоровительных и иных технологий для удовлетворения существующих, отложенных и еще не осознанных потребностей среди покупателей и потенциальных потребителей услуг различной номенклатуры и ассортимента.
Эффективность маркетинговой стратегии рекреационных услуг в настоящее время стала более существенной, по мере ориентации на минимизацию затрат в процессе оказания услуг, от повышения производительности труда персонала оздоровительных, туристских и лечебных учреждений региона путем: текущего, среднесрочного и стратегического планирования и учета экономических, финансовых, социальных, организационных процессов, протекающих внутри РЗ; консолидации неиспользуемых мощностей учреждений по оказанию рекреационных услуг; отказа от специализированных, но дорогостоящих видов .деятельности, которые могут быть выполнены с минимальными издержками соответствующими организациями, находящимися вне региона; использования большего количества каналов для достижения такого стоимостного объема всех видов рекреационных услуг, который мог бы соответствовать запланированному минимуму необходимых издержек.
Эффективность социальной стратегии управления региональной сферой рекреационных услуг может быть реальной и, на мой взгляд, достаточно высокой при условии не только создания и реализации программ повышения квалификации работников учреждений РЗ, поддерживающих образовательных программ для работающих студентов, инвалидов, программ оказания лечебной и медико-оздоровительной помощи семьям работающих в рекреационных учреждениях, обеспечения бесплатной медицинской информацией реальных и потенциальных клиентов, программ охраны здоровья персонала, окружающей среды, но и приведения в соответствие реализуемых стратегий управления региональной сферы рекреационных услуг социальным требованиям.
35
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Результативность и эффективность стратегий межрегионального и международного сотрудничества в рекреационном регионе могут быть в значительной степени зависимы от координации усилий международных, федеральных и региональных органов здравоохранения, санаторно-курортных комплексов по решению проблем профилактики, лечения и оздоровления населения, создания и внедрения нововведений в рекреационных областях.
В случае реализации стратегии по привлечению потенциальных потребителей рекреационных услуг с международных рынков, по нашему мнению, необходимо исходить не только из уникальных природно-климатических условий рекреационных регионов Краснодарского края, но и из сравнительного уровня затрат на оказываемые услуги, колебаний валютных курсов, особенностей экономической и социальной политики национальных правительств, характера международной конкуренции на рынках рекреационных услуг.
Медико-оздоровительная и лечебно-профилактическая стратегии управления развитием рекреационных услуг в регионе должны обеспечивать текущую и стратегическую ориентацию рекреационного комплекса на объемы и эффективность, соблюдение медико-экономических стандартов оказания комплекса медико-оздоровительных и лечебно-профилактических услуг их потребителям в соответствии с возможностью полного удовлетворения спроса на указанные услуги или же, в случае обострившейся конкуренции в этой сфере, между различными регионами и странами - удовлетворение рекреационными услугами в соответствии с принятыми общемировыми стандартами.
Однако, ограничение данной рекреационной направленности стратегического управления развитием регионов только принятием текущих и перспективных мер по достижению роста объемов оказания рекреационных услуг, повышением эффективности функционирования новых организационно-правовых структур (например, внедряемых свободных экономических зон на Черноморском побережье), может быть неприемлемым в процессе объективизации данной доминирующей стратегии развития, если не исходить в процессе ее достижения запрограммированной результативности, из необходимости внедрения новых технологий, инноваций в рекреационные технологии, интенсификацию процесса лечения, оздоровления и туризма, повышения производительности труда персонала хозяйствующих субъектов рекреационной зоны.
Таким образом, рациональное формирование и результативность стратегий управления развитием рекреационных услуг в региональном аспекте могут быть обеспечены на основе объективного
установления назначения (миссии), целевой ориентации рекреационного региона, определения и обоснования направлений стратегического управления, объективизации и реализации обобщающей и функциональной стратегий в текущем функционировании регионального рекреационного комплекса, ориентации на достижение высокой экономической и финансовой результативности.
В зарубежной экономической науке принято выделять следующие субъекты, взаимодействующие в экономической системе: домашние хозяйства (households), фирмы (Firms), правительства (governments). Иначе говоря, это население, предприятия и государство. Характер их взаимодействия определяется, в первую очередь, механизмом функционирования экономики. Это может быть административно-командный, рыночный или смешанный механизм. На практике в большинстве стран имеет место смешанный механизм функционирования экономики, то есть рыночные отношения сочетаются в той или иной степени с вмешательством государства в экономические процессы [1].
Таким образом, население, хозяйствующие субъекты и государство являются субъектами рынка рекреационных услуг и взаимодействуют друг с другом посредством смешанного управленческого механизма.
На мой взгляд, субъектами рынка рекреационных услуг со стороны предложения являются все хозяйствующие субъекты различных отраслей, тем или иным образом вносящие свой вклад в предоставление туристско-рекреационных услуг. Следует отметить, что точная оценка этого вклада затруднена. Так, по данным французских исследователей, доля таких услуг составляет в городах 75,5%, в сельских и приравненных к ним населенных пунктах -16,6% [2].
Анализируя действие рыночного механизма в чистом виде, мы рассматриваем государство лишь как потребителя туристско-рекреационных услуг, осуществляющего трансферты в пользу населения (проведение социальной и финансовой политики). Однако, на практике роль государства в условиях смешанного механизма функционирования экономики на рынке рекреационных услуг более значительна. Как отмечается в экономической литературе, экономическая деятельность государства в рыночном хозяйстве имеет принципиальное отличие от других субъектов в том, что государство и его органы обладают преимущественным правом в отношении своих партнеров принуждения в рамках и на основе законов, не имеющегося у остальных участников рыночного обмена. Законные права субъектов рынка регулируются государством [4,5].
36
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Стратегия развития регионов
Используя категории системного подхода, государство можно рассматривать как управляющую подсистему, а рынок туристско-рекреационных услуг - как управляемую подсистему в системе «муниципальное образование».
Мы рассматриваем государственную политику и государственное регулирование в рекреационной сфере как один из факторов, определяющих ее поступательное развитие в России на современном этапе. Согласно рекомендациям Всемирной туристской организации, государственная политика в сфере рекреации должна включать ряд элементов, к которым относятся:
1) организационные структуры (государственные учреждения и ассоциации);
2) законодательные акты и положения в сфере рекреации, а также стандарты, правила и нормы стандартизации и лицензирования;
3) программы профессионального образования и соответствующие учебные учреждения в этой сфере;
4) наличие механизмов привлечения инвестиций в сферу рекреационных услуг, на-правленных на развитие объектов и инфраструктуры;
5) маркетинговая политика и программы продвижения туристско-рекреационных услуг на рынке (в том числе международном).
По моему мнению, на современном этапе реформирования и модернизации, система управления развитием рекреационной сферы в России не получила должной динамики развития. Однако, прямое и косвенное воздействие государства на рекреационную сферу несомненно, и проявляется, прежде всего - в формировании нормативноправовой базы для осуществления рекреационной деятельности.
Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги, потребляе-мые индивидами и используемые рекреационными предприятиями и организациями осуществляют собственно муниципальные территориальные образования через соответствующие подразделения муниципалитетов.
В целом, государственное регулирование рекреационной сферы является важной предпосылкой эффективного функционирования отрасли. При этом особо следует отметить такую особенность рекреационной сферы, как наличие значительных «выгод перелива», заключающихся в том, что рекреационная деятельность приносит пользу не только индивиду, приобретающему рекреационные услуги, но и обществу в целом, поскольку является вкладом в процесс воспроизводства рабочей силы [3].
Границы рынка в сфере рекреационных услуг
характеризуются неоднозначно. Во-первых, существуют экономико-правовые границы, которые определяются политикой государства в вопросах регулирования экономики и социальной сфере. Во-вторых, существуют территориальные границы рынка рекреационных услуг, которые со стороны предложения зависят от размещения туристско-рекреационных ресурсов и туристско-рекреационных предприятий, а со стороны спроса - от места проживания потребителей услуг [2].
Субъектами рынка рекреационных услуг со стороны предложения, являются все предприятия различных отраслей, так или иначе участвующие в рекреационном обслуживании.
Одним из условий эффективного функционирования рекреационных комплексов является активное государственное регулирование этой сферы. Актуальность государственного воздействия усиливается наличием стратегических факторов, связанных с вкладом туристско-рекреационного комплекса в процесс воспроизводства рабочей силы.
Развитие сферы рекреационных услуг в период реформирования общественных отношений весьма актуально. Это обусловлено, прежде всего тем, что реализация результатов проведенных реформ требуют соответствующего уровня развития человеческого потенциала, в противном случае государство не будет иметь социальной базы преобразований. Среди главных факторов, влияющих на этот процесс можно выделить следующие:
- с ростом уровня доходов населения все большая доля потребительских расходов приходится на услуги, связанные с развитием человека, где рекреация занимает ведущее положение;
- с углублением разделения труда и повышением его производительности меняется соотношение рабочего и свободного времени. Досуговая деятельность должна обеспечиваться соответствующим предложением со стороны индустрии рекреационных услуг;
- социально-демографические факторы, в частности, старение населения страны, рост степени ограничения трудоспособности части членов общества способствуют усилению дифференциации рекреационных услуг, способствующей их доступности для населения разных возрастов и уровня здоровья. С другой стороны массовое включение населения в рекреационную деятельность увеличивает продолжительность жизни, улучшает состояние здоровья, снижает потребность в медицинских услугах;
- возможности активного потребления рекреационных услуг возрастают с развитием индустрии рекреации и ростом доходов населения.
По критериям целей природа рекреационных
37
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
услуг имеет двойственный характер: во-первых, они составляют потребительский аспект, обусловленный необходимостью организации свободного времени граждан; во-вторых, рекреационное обслуживание населения выступает как важный фактор развития человеческого потенциала [3].
Однако, в современной ситуации в любых государствах, независимо от общественного строя, проблемы устранения внешних эффектов становятся все более острыми, а возможности их учета и смягчения - все более актуальными. Анализируемая в статье отрасль не является исключением, в современных условиях она не может развиваться без помощи государства, поэтому результативность развития рекреации должна обеспечиваться государством при помощи системы регулирующих мероприятий. Исследования, проведенные автором, дают основание полагать, что функция социального воспроизводства не может быть полностью обеспечена институтами конкурентного рынка, который может ее реализовывать посредством удовлетворения платежеспособного спроса индивидов и фирм на услуги, производимые на коммерческой основе.
В условиях реформируемого и модернизируемого рыночного хозяйства система управления социально-экономическими процессами включает саморегулирование и государственное регулирование, формы и соотношения которых могут быть различными в зависимости от истории развития страны, традиций, привычек, обычаев, образа мышления, особенностей функционирования секторов экономики - государственного, кооперативного, частного.
Все выше изложенное позволяет сформировать новую концепцию развития на основе симбиоза региональной политики и рекреационной экономики в Краснодарском крае, состоящую из следующих блоков:
- разработка концепции социального воспроизводства в стране в разрезе институциональной, социокультурной и профессиональной парадигм рекреации;
- формирование целей и приоритетных направлений развития рекреационной деятельности;
- определение социальных групп населения, имеющих доступ к социальным рекреационным ус-
лугам (предоставляемых на бесплатной или частично оплачиваемой основе);
- разработка системы баланса интересов участников (государство, рекреационные предприятия, инвесторы и потребители);
- определение форм и методов поддержки рекреационной деятельности со стороны государства, рекреационных предприятий и инвесторов;
- формирование инвестиционного механизма поддержания и развития рекреационной индустрии;
- разработка организационно-правовой структуры управления рекреационной деятельностью;
- организация системы отбора и подготовки кадров для различных уровней управления рекреационной деятельностью (федеральный, региональный, местный, корпоративный);
Наиболее сложной проблемой при реализации разработанной концепции государственного регулирования рекреационной экономики является формирование целевых инвестиционных ресурсов. Такое формирование должно базироваться на балансе интересов участников рекреационной финансово-хозяйственной деятельности представленных своими индивидуальными институциональными, социокультурными и профессиональными концепциями, исходя из целей, масштабов и эффективности затрат на социальное воспроизводство.
ИСТОЧНИКИ:
1. Симонян Г.А. Системные проблемы развития туризма в России и возможные пути их решения // Современная научная мысль. 2013. № 2. С. 141 - 147.
2. Вукович Г.Г. Повышение конкурентоспособности предприятия как результат эффективизации его кадровой политики // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2009. № 9. С. 101 - 108.
3. Захарова Е.Н. О когнитивном моделировании устойчивого развития социально-экономических систем // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2007. № 1. С. 223 - 229.
4. Хашева З.М. Функции внутренней среды региональных экономических систем // Экономика и предпринимательство. 2013. № 4 (33). С. 75-77.
5. Хашева З.М., Молчан А.С. Построение модели управления устойчивым развитием региональных социально-экономических систем // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 4. С. 67-73.
38