Научная статья на тему 'Стратегические перспективы увеличения эффективности и качества оказываемых услуг в курортно-туристком кластере региона'

Стратегические перспективы увеличения эффективности и качества оказываемых услуг в курортно-туристком кластере региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ресурсный потенциал / конкурентные преимущества / курортно-туристский кла- стер / экономическое пространство / маркетинговые мероприятия / стратегия развития / кластер / resource potential / competitive advantages / resort and tourism clusters / economic space / marketing activities / strategy development cluster

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсоненко Елена Владимировна

В статье автор предпринял попытку раскрыть основные направления формирования ме-ханизма повышения эффективности и качества рекреационных услуг в курортно-туристком кластере.Стратегия формирования механизма модернизации, по мнению автора, должна разрабатываться на осно-ве показателей рекреационной привлекательности региона и тесном взаимодействии государственных ипредпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самсоненко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PROSPECTS FOR INCREASING THE EFFICIENCY AND QUALITY OF SERVICES PROVIDED IN THE RESORT AND TOURIST CLUSTER IN THE REGION

The author has made an attempt to reveal the main directions of the formation of a mechanism to increase the efficiency and quality of recreational services in the resort and tourist cluster. Strategy formation mechanism of modernization, according to the author, should be based on indicators razarbatyvatsya recreational attractiveness of the region and the close cooperation of state and business structures.

Текст научной работы на тему «Стратегические перспективы увеличения эффективности и качества оказываемых услуг в курортно-туристком кластере региона»

Экономика сервиса и туризма

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

УДК 338 ББК 65.9 С 17

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ В КУРОРТНО-ТУРИСТКОМ КЛАСТЕРЕ РЕГИОНА

(Рецензирована)

Самсоненко Елена Владимировна,

магистрант Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел. (962) 854 41 44, e-mail: meridian-helen@mail.ru

Аннотация. В статье автор предпринял попытку раскрыть основные направления формирования механизма повышения эффективности и качества рекреационных услуг в курортно-туристком кластере. Стратегия формирования механизма модернизации, по мнению автора, должна разрабатываться на основе показателей рекреационной привлекательности региона и тесном взаимодействии государственных и предпринимательских структур.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, конкурентные преимущества, курортно-туристский кластер, экономическое пространство, маркетинговые мероприятия, стратегия развития, кластер.

STRATEGIC PROSPECTS FOR INCREASING THE EFFICIENCY AND QUALITY OF SERVICES PROVIDED IN THE RESORT AND TOURIST CLUSTER IN THE REGION

Samsonenko Elena Vladimirovna,

undergraduate field of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (962) 854 41 44, e-mail: meridian-helen@mail.ru

Summary. The author has made an attempt to reveal the main directions of the formation of a mechanism to increase the efficiency and quality of recreational services in the resort and tourist cluster. Strategy formation mechanism of modernization, according to the author, should be based on indicators razarbatyvatsya recreational attractiveness of the region and the close cooperation of state and business structures.

Keywords: resource potential, competitive advantages, resort and tourism clusters, economic space, marketing activities, strategy development cluster.

Необходимость модернизации развития российской экономики поставлена в качестве важнейшего императива на современном этапе. Императив модернизационных процессов сферы гостиничного обслуживания определяет основной ориентир развития - качество, конкурентоспособность и адаптивность сервиса. Это требует выработки новой модели роста, основанной на стимулировании качества услуг, т. е. на создании условий для устойчивого функционирования и развития субъектов гостиничного бизнеса.

Современный гостиничный бизнес - одна из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей, приносящий по всему миру многомил-

лионные прибыли. Гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал для российского рынка, способный приносить устойчивый доход в федеральный бюджет. Поэтому в данном контексте необходимо тщательно учитывать императивы и направления модернизации гостиничной сферы, заключающиеся в безусловном избавлении от отсталых форм сервисного обслуживания, необходимости создания предпосылок для формирования инновационных технологий производства услуг, повышение ответственности всех категорий работников за рациональное применение рекреационного потенциала. Результатом многовекторной модернизации должно стать новое качество обслу-

66

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

Экономика сервиса и туризма

живания населения, основанное на опережающем развитии индустрии гостеприимства.

Рекреационный кластер представляет собой комплекс ограниченных территориально взаимодействующих конкурентоспособных предприятий, напрямую или косвенно относящихся к технологическому процессу оказания рекреационных услуг, на основе эффективного использования ресурсного потенциала и сотрудничества с государственными органами управления, общественными организациями, научными, образовательными учреждениями и т.д. Формирование рекреационного кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на увеличение конкурентных преимуществ и имиджа региона.

Повышение эффективности и качества рекреационных услуг в курортно-туристском кластере региона является актуальной и сложной проблемой экономики региона. Одним из главных направлений в повышении эффективности и качества рекреационных услуг можно предположить формирование и рациональное использование рекреационного потенциала региона. Формирование определяющих направлений курортно-туристской деятельности базируется на основном развитии экономического пространства региона, которое представляет собой насыщенную территорию, включающую в себя множество объектов, взаимодействующих между собой.

Деятельность курортно-туристского кластера представляет собой целую социально-экономическую систему, подверженную влиянию различных факторов, роль и степень влияния которых может быть при определенных условиях различной по силе воздействия, направлению и продолжительности. Выявление, анализ и классификация факторов повышения эффективности рекреационного обслуживания заслуживает особого внимания при развитии курортно-туристского кластера региона.

При выборе стратегии экономического развития рекреационного сектора региона необходимо учитывать специфику региона и спектр предоставляемых рекреационных услуг. Природно-материальная основа производства рекреационных услуг является уникальной для каждого региона. Специфика управления экономикой рекреационного региона по мнению Неровни Т.Н. заключается в организации эффективного взаимодействия экономических агентов, направленного на формирование единой стратегии развития региона с учетом макрорыночных приоритетов, которая, опираясь на теоретический и практический багаж стратегического менеджмента, должна определить пути упрочения его имиджа и повышения привлекательности для рекреантов и инвесторов, а также

предоставить способы эффективного функционирования всего хозяйственного мезокомплекса, дать обоснование по привлечению капиталовложений, выработать предложения по совершенствованию системы управления развитием рекреационной ме-зосистемы [1].

Систематический сбор информации и анализ спроса потребителей курортно-туристских услуг, а также развитие эффективных методик улучшения качества этих услуг вполне может удовлетворять запросы потребителей рекреационных услуг, обеспечивая тем самым конкурентное преимущество региональной экономики. Кроме этого, организация эффективного продвижения курортно-туристских услуг путем разработки маркетинговых мероприятий для обеспечения информацией широкого круга потенциальных потребителей при уменьшении издержек при взаимоотношении экономических агентов, на привлечение отдыхающих, также предоставляет региону преимущества.

Становится очевидным формирование и развитие основных направлений повышения эффективности управления экономикой региона в разрезе курортно-туристского кластера с использованием маркетинговых мероприятий, которые смогли бы выявить стратегические направления развития не только Краснодарского края, как отдельно взятого региона, но и курортно-туристского комплекса всей страны. При этом, необходим комплексный подход к управлению экономикой, обусловленный спецификой региона, в котором формируется курортно-туристский кластер.

Рекреационная привлекательность включает в себя несколько показателей:

- показатели производственно-финансового потенциала региона;

- показатели социального потенциала региона;

- показатели природно-географического потенциала;

- показатели, определяющие региональный уровень социально-политической и экологической безопасности.

При составлении основных показателей рекреационной привлекательности региона необходимо использование научно-методических инструментов, алгоритмов сравнительной оценки, анализ и выявление наиболее приоритетных научно-инновационных концепций развития рекреационных услуг курортно-туристского кластера региона, структуризация основных направлений повышения эффективности и качества рекреационных услуг. Структура «комплексной системы управления институциональной средой рынка рекреационных услуг включает в себя анализ и оценку системы управления рынком, формирование ее функцио-

67

Экономика сервиса и туризма

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

нальных элементов, постановку задач управления, институционализацию системы управления институциональной средой курортно-туристского кластера, структурирование организационных элементов менеджмента, дифференциацию методических подходов, обеспечивающих эффективность принимаемых решений [1].

Факторы, определяющие эффективность рекреационных услуг, которые не подвержены внешним управляющим воздействиям, такие как географические и природно-климатические, являются статичными или неуправляемыми факторами. Те же факторы, которые в большей или меньшей степени могут быть изменены под воздействием концепций управления (например, факторы рынка курортно-туристских услуг) можно отнести к динамичным, или управляемым факторам.

Соотношение между отдельными факторами, определяющими социально-экономическое развитие курортно-туристского направления в регионе и его значимость, находятся в постоянном движении, и не все факторы будут играть важную роль для конкретной рекреации. Наибольший эффект будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специализации регионального социально-экономического комплекса. Влияние того или иного фактора курортно-туристского развития в регионе зависит от способности этого фактора адаптироваться и быть мобильным. Следовательно, считает Белицкая О.В., органам управления рекреационной деятельностью в регионе необходимо из всей совокупности факторов выделить основные, воздействующие на формирование и развитие конкретной рекреации и далее направить усилия на превращение курортно-туристских услуг в единый продукт, реализуемый на внутреннем и международном рекреационном рынке [2].

Стоимость курортно-туристских услуг в России не всегда эквивалентна стоимости других факторов производства, что обусловлено многими причинами, в том числе, отсутствием в общественных институтах проработанной стратегии развития рекреационного сектора экономики. Это обстоятельство является причиной низкой эффективно-

сти функционирования рынка курортно-туристских услуг, влияющих на стабилизацию экономики региона и предопределяющих неоднозначность механизма модернизации рекреационного сектора экономики [3].

Основным конкурентным преимуществом южных регионов России, ориентированных на рекреационный тип развития, выступают значительные институциональные резервы экономики региона, начиная с низкой стоимости рабочей силы из-за избыточности трудовых ресурсов. Вследствие чего комплексная система управления курортно-туристского рынка должна затронуть и социально-трудовые отношения в регионе.

Обобщая научные предположения, можно трактовать суждение о том, что управленческая концепция экономики курортно-туристского региона должна обеспечивать межуровневое распределение макроэкономического взаимодействия бизнес структур и четкое выявление, применение и регулирование возникающих в регионе направлений развития региональной экономики.

ИСТОЧНИКИ:

1. Неровня Т.Н. Институциональная специфика рекреационно-ориентированного региона в контексте производства и потребления рекреационной услуги // Управление экономическими системами. - 2011. №9. [Электронный ресурс]: URL: http:// uecs.ru/makroekonomika/item/598-2011-09-08-08-09-16.

2. Белицкая О.В., Стукова Ю.Е. Событийный туризм Краснодарского края: направления и перспективы роста // Вестник Академии знаний. - 2013. - №1(4). - С.17-21.

3. Новиков В.С., Шершунова Н.В. Исследование инвестиционной привлекательности социальноэкономической системы Краснодарского края // Региональная экономика: теория и практика. -2012. - № 19. - С. 41-48.

4. Маницкая Л.Н. Модернизация предприятий сферы услуг: концептуальная модель, гибкое управление, инструментарные средства (на примере предприятий гостиничного хозяйства рекреационно-ориентированных регионов Юга России). Дис. канд.экон.наук, Краснодар. КИМПИМ. -2011. - 185 с.

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.