Научная статья на тему 'Стратегические факторы развития рекреационно-туристского комплекса Пермского края'

Стратегические факторы развития рекреационно-туристского комплекса Пермского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / RECREATION AND TOURISM COMPLEX / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / TOURISM DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудецкий Д.Ю.

Выявлены стратегические факторы развития рекреационно-туристского комплекса Пермского края. Предложены методы оценки эффективности стратегического развития рекреационно-туристического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC FACTORS FOR DEVELOPING A RECREATION AND TOURISM COMPLEX IN PERM KRAI

Strategic factors for developing a recreation and tourism complex in Perm Krai are identified. Methods to assess the effectiveness of strategic development of recreation and tourism complex are proposed.

Текст научной работы на тему «Стратегические факторы развития рекреационно-туристского комплекса Пермского края»

Стратегические факторы развития рекреационно-туристского

комплекса Пермского края

Д.Ю. Дудецкий

аспирант МФПУ «Синергия», Москва

Аннотация. Выявлены стратегические факторы развития рекреационно-туристского комплекса Пермского края. Предложены методы оценки эффективности стратегического развития рекреационно-туристического комплекса.

Ключевые слова: рекреационно-туристский комплекс, стратегия развития туризма

Перспективной целью развития Пермского края является превращение его в современный высокоэффективный туристско-рекреационный центр, обеспечивающий возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристско-рекреационных услугах, увеличивающий приток необходимых инвестиций, а также способствующий увеличению количества рабочих мест. Конечной целью преобразований в туристической отрасли региона является создание эффективной экономики с развитой туристской инфраструктурой.

В ряде работ «Проект развития туристско-рекреационных территорий края», «Развитие туристско-рекреационных зон Пермского края», «Приоритетные туристические кластеры и маршруты Пермского края», выполненных в рамках краевой программы по туризму 2008-2012 годов, обосновывается, что для вывода туристской сферы Пермского края на качественно новый конкурентоспособный уровень необходим системный подход к ее планированию. Он заключается в переходе от разработки

отдельных туристических проектов к созданию туристско-рекреационных зон, которые выступят основой будущих кластеров.

Рекреационно-туристский комплекс как экономическая система представляет собой совокупность организационно - экономических отношений и институтов, которые определяют характер функционирования, взаимодействия объектов хозяйствования, обеспечивающих производство и реализацию туристско-рекреационных услуг.

Под туристско-рекреационными зонами, как правило, понимаются перспективные ареалы. В них концентрируется инфраструктура, создаются туристические продукты, направляются туристические потоки. Другие местности объявляются малоперспективными, как имеющие низкий потенциал.

Структура современного туристического потока в зависимости от целевой аудитории, привлекательности направления туризма и целей его развития диверсифицирована. Для увеличения доходов, связанных с туризмом, Пермскому краю необходимо привлечение российских туристов с более высокой покупательной способностью. Зона охвата и зона продаж в Пермском крае должны увеличиться за счет привлечения населения из ближайших регионов. Задача состоит в том, чтобы организовать в Пермском крае туристические направления и предложить туристический продукт, адаптированный к туристам, посещающим конкурирующие направления: Москву, Санкт-Петербург, Золотое Кольцо, Татарстан. Для достижения этого результата в крае, прежде всего, должен появиться крупный туристический проект, отличающий туристский продукт Пермского края от продуктов регионов-конкурентов, привлекающий туристов круглый год, и качественно обустроенные туристические маршруты, в т.ч. автотранспортные, являющиеся сильной аттракцией для посещения территории.

На сегодняшний день в Пермском крае выделяется около десяти основных туристских достопримечательностей, имеющих широкую мировую и всероссийскую известность, и множество других потенциальных

достопримечательностей, не включенных в туристские процессы. В связи с тем, что в регионе невысока концентрация объектов туристского интереса, они имеют разную степень значимости.

Оценка и анализ туристского потенциала Пермского края для развития туризма представляет в настоящее время один из важных и наиболее сложных вопросов. Характеризуя природную среду или социально-культурные ресурсы, целесообразно отражать не просто объективные их свойства, но также учитывать субъективный фактор, позиции их оценки непосредственно отдыхающими, туристами и организаторами туристской деятельности.

В результате проведенного SWOT-анализа удалось выявить следующие сильные стороны туристской дестинации Пермского края:

- устойчивый рост экономики ;

- наличие уникальных туристско-рекреационных, культурно-исторических и лечебно-оздоровительных ресурсов, наличие привлекательной архитектурной и культурной среды; развитая гидрографическая сеть - в Пермском крае 30 тыс. рек, Уральские горы, занимающие 1/3 региона, распространение карста, снежный полюс Европы. По мнению некоторых специалистов, по туристским достопримечательностям Пермский край уступает только ведущим мировым территориям - Италии, Греции, Античной Турции, Междуречью и Египту. А по «напластованию» эпох, различных культур и религий Пермский край не уступает Германии, Нидерландам и даже превзойдет Великобританию;

- уникальное транспортно-географическое положение на Транссибирской магистрали, транзитных автодорогах, авиалиниях и на судоходной реке Каме; положение на границе между Европой и Азией (примеры: Нулевой меридиан, Экватор, северный полярный круг 66° 33" северной широты). В Пермском крае: Европа-Азия, 60 параллель - граница планетарного севера. В непосредственной близости от Перми функционирует международный аэропорт «Пермь (Большое Савино)» с годовым объемом

пассажирских воздушных перевозок 1150929 человек. Полеты осуществляются почти по различным направлениям внутренних и международных авиалиний;

- стабильная социально-политическая ситуация;

- развитый научно-образовательный комплекс (в том числе наличие образовательных учреждений, готовящих специалистов для сферы туризма - Пермский государственный университет, Пермский гуманитарно -педагогический университет, Пермский университет муниципального управления).

На наш взгляд, наличие уникальных историко-культурных и рекреационных особенностей Пермского края в настоящее время позволяет реализовать спрос на услуги внутреннего въездного локального туризма по таким его видам, как (в порядке приоритетности): деловой, активный, исторический и аграрно-этнографический, религиозный (паломнический), событийный, лечебно-оздоровительный. Конкурентные преимущества рекреационно-туристского комплекса Пермского края приведены на рисунке 1.

Рекреационно-туристский комплекс Пермского края

Туристские ресурсы

О

Развитый гостиничный комплекс в Перми Участие в арт - проекте мирового уровня Реализация проекта «зеленая линия»

Кунгур как успешный пример продвижения территории

Интересные туристические центры - Соликамск, Укым, Осы

Историко-культурное наследие Пермского края

Востребованные объекты и проекты современного искусства (напр., Дягелевский фестиваль)

Наличие религиозных центров

_ у

I Эффективная работа специального агентства, занимающегося, | парками и их облагораживанием»

!

\ Наличие базовой инфраструктуры для развития активного туризма

Разработка стратегии развития рекреационно-туристского комплекса Пермского края на основе формирования системы продвижения краевого турпродукта

Рисунок 1 - Конкурентные преимущества рекреационно-туристского

комплекса Пермского края Источник: составлено автором.

В целях углубления исследования и определения конкретных направлений развития рекреационно-туристского комплекса в Пермском крае и в качестве эмпирической базы исследования осуществлен опрос 1360 пассажиров, пользующихся автобусными маршрутами, проходящих через города Соликамск, Кудымкар, Березники, Кунгур, Оса. Была использована стратифицированная выборка. Пассажиры старше 16 лет, ожидающие на автобусных остановках на выбранных туристических маршрутах, были приглашены на собеседование. В общей сложности случайным образом отобраны для заполнения анкеты не менее 1000 туристов. Пассажир

опрашивался непосредственно до его посадки в автобус. Время для проведения опроса - с 7:00 утра до 11:00 вечера и в будние и выходные дни.

Результаты опроса. Большая часть опрошенных предпочитает отдыхать в пределах Пермского края, причем самостоятельно без обращения в туристические компании. На одном уровне популярности оказались такие способы отдыха как самостоятельный отдых в России и отдых за рубежом по путевке. Следующим по популярности стал самостоятельный отдых за рубежом и наименее популярными способами отдыха оказались путешествия по путевкам по России или Пермскому краю.

Подавляющее большинство опрошенных (около 64 %) отдыхает в Пермском крае достаточно регулярно - 1-2 раз в год. Надо отметить, что в эту группу также вошли те, кого трудно отнести к категории туристов -например, те, кто предпочитает проводить отдых с семьей на даче или приезжает в гости в деревню к родителям.

В таблице 1 представлены результаты опроса пользователей туристических услуг в Пермском крае с позиции потребительского поведения туристов.

Проведенное исследование подтверждает вывод о низком уровне развития туристической индустрии в Пермском крае - почти 34% опрошенных остались недовольны уровнем сервиса на туристических маршрутах, и 61% считают его удовлетворительным. Полностью довольны лишь 5% респондентов. Основной причиной недовольства являются цены, а точнее их несоответствие предлагаемому качеству отдыха (32,4%). Второй по значимости причиной неудовлетворенности является сервис (27,2%). На третьем месте по уровню недовольства является недостаток информации в сфере туризма (12,3%).

Таблица 1 - Результаты опроса пользователей туристических услуг в Пермском крае

Критерии оценки реального потребительского поведения туристов Результаты оценки*

Ситуация покупки тура 3

Разнообразие и организация туров 2

общее впечатление от тура 8

дороги / транспортное обслуживание 1

гостиничный сервис и обслуживание 4

составляющие туристического обслуживания (музеи, достопримечательности, мероприятия) 4

* - максимальная оценка - 10 баллов

Это говорит о том, что существует возможность относительно легко и быстро сократить число недовольных на 1 2,3%, если улучшить информационное обслуживание. Даже при наличии автомобилей или организованных маршрутов общественного транспорта, население предпочитает не удаляться далеко от места проживания, так как совокупные затраты на транспортировку (временные ресурсы и финансовые) не сопоставимы с бедностью объектов туристического показа (их уровнем демонстрации и представленной информации, а не самих объектов как таковых). Соответственно, с точки зрения реализации туров наиболее важным становится слабое развитие инфраструктуры на всем протяжении различных маршрутов.

Согласно SWOT-анализу, стратегическими факторами развития рекреационно-туристского комплекса Пермского края являются:

- дополнительный приток долгосрочных инвестиционных ресурсов, создание условий для устойчивого расширения внутреннего спроса и стабильного повышения уровня жизни населения края;

- формирование комплексного туристского продукта на основе дифференциации туристских услуг и развития таких видов туризма как активный, исторический и событийный, аграрно-этнографический, религиозный (паломнический), событийный, лечебно-оздоровительный; расширение сети санаториев, домов отдыха и других оздоровительных учреждений и учреждений культуры;

- благоприятные условия для развития некоторых видов туризма (активный, исторический и др.), повышения конкурентоспособности туриндустрии Края;

- позиционирование Края в качестве привлекательного и безопасного места отдыха; наличие благоприятных условий для осуществления комплексного реформирования экономики и социальной сферы Края;

- обеспечение многоуровневой системы подготовки квалифицированных специалистов, инструкторов туризма, отвечающих современным требованиям, на основе интеграции академической и вузовской наук; разработка конкурентоспособных технологий управления развитием туризма.

Используя топологическую схему - граф - можно не только дать общее представление о состоянии туризма в регионе, альтернативных путях протекания и результатах процессов развития, но и проследить весь путь развития с возможностью изменения в динамике интегральных целей в зависимости от результатов деятельности (рисунок 2).

Последовательность развития рекреационно-туристского комплекса Пермского края в итоге предполагает выбор некоторой оптимальной стратегии, которая, в свою очередь, должна иметь строго определенную структуру, чтобы быть успешно реализованной.

Сначала нужно определить общую интегральную цель реформирования или развития туризма и только потом сформулировать миссию, которая найдет свое отражение в практике демонстрации, продвижения и осуществления интегральной и дифференцированных целей согласно уровням и направлениям осуществляемого процесса.

А. Общая характеристика состояния туризма

В1 В2 В2 | В3 В. Функциональные составляющие туризма:

институциональная, организационная,

- 4—У экономическая

С2 С3 С4

С. Уровни сферы: мезоуровень, микроуровень

Б2 Б3

О. Мероприятия для соответствующих функциональных сред согласно уровням

Е. Результаты развития туризма, отвечающие интегральным целям

А

Рисунок 2 - Дерево целей и решений для развития туристской

дестинации.

Источник: составлено автором.

Цели обусловливают свойства приоритетов, то есть устанавливают очередность выполнения промежуточных тактических задач и их предпочтительную траекторию, обусловливают алгоритм стратегического развития комплекса. Поэтапное развитие рекреационно-туристского комплекса обуславливает перманентную корректировку приоритетов развития туризма и, соответственно, ее организационной и институциональной структуры. Обоснованные приоритеты должны иметь четкие ограничения, требования - императивы. Они отражают допустимые размеры отклонения от нормативной базы стратегии и образуют границы «коридора» вокруг траектории движения, определят «ширину» и возможные «повороты» пути к достижению стратегических целей развития туризма.

При решении сложных проблем без декомпозиции невозможно представить себе указанное множество мероприятий. Декомпозиция заканчивается, когда исчерпаны все возможности разделения той или иной подцели на части, и тогда вместо декомпозиции происходит показ тех мероприятий, которые могут обеспечить движение к достижению подцели. В результате применения этой процедуры возникает конструкция, называемая «деревом целей».

Стратегическими целями развития рекреационно-туристского комплекса Пермского края являются (см. рисунок 3): увеличение доходов от туризма; увеличение туристского потока в регион; улучшение финансово-экономических показателей отрасли; рост туристских доходов; расширение ассортимента товаров и услуг; сокращение постоянных издержек.

Мероприятии по разработке механизмов проектного финансирования проектов ГЧП

Рисунок 3. - Стратегические цели развития туристской отрасли региона

Источник: составлено автором.

Для достижения целей развития необходимо реализовать следующие мероприятия:

- мероприятия по реорганизации аппарата управления;

- мероприятия по оптимизации структуры отрасли;

- мероприятия по повышению качества услуг и их дифференциации;

- мероприятии по поиску дополнительного финансирования;

- мероприятия финансирования регионального туризма;

- мероприятия, обеспечивающие маркетинговые исследования в направлении разработки новых товаров для туристов;

- мероприятия по сокращению постоянных издержек.

Для стратегического развития рекреационно-туристского комплекса Пермского края целесообразно использовать кластерный подход.

Разработанный проект программы развития туризма в Пермском крае на 2014-2016 годы характеризуется следующими принципиальными особенностями:

- использование кластерного подхода в развитии туристского комплекса региона, который заключается в сосредоточении на ограниченной территории нескольких организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и реализацией одного туристического продукта. Такой способ удобен для туристов (нет необходимости в длительных разъездах, все виды товаров и услуг можно получить в одном месте), для инвесторов (возможность объединения усилий и средств для создания общей инфраструктуры), а также для государства (упрощение механизмов правового регулирования и участия в финансировании);

- проектный подход, конкурсная основа в определении мероприятий, предполагаемых к реализации в рамках Программы, с учетом важных

для отрасли туризма критериев отбора проектов, в том числе на соответствие кластерному принципу развития экономики региона;

- внедрение прогрессивных механизмов государственной поддержки приоритетных туристических проектов Пермского края на основе государственно-частного партнерства.

Функционирование современной туристской индустрии дает основание соглашаться с правомерностью кластерного подхода, хотя и с учетом ее специфики.

Впервые понятие «кластер» для целей экономической науки было введено американским экономистом М. Портером. Он определял кластер как «группу географически локализованных взаимосвязанных компаний-поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом».

Каждый участник хозяйственной деятельности в сфере туризма, рассматривая свою деятельность именно в рамках кластерного подхода, имеет возможность осознать себя как часть общего процесса оказания туристских услуг, понять и определить свое место в общей системе туристской индустрии данной территории и на основе этого выработать стратегию своего продвижения, нацеленного на достижение общего с другими участниками кластера результата в виде оказания туристских услуг высокого качества и тем самым повышение конкурентоспособности дестинации.

Современные исследования показали правомерность замещения концепции территориально-рекреационных систем концепцией туристских кластеров и туристских дестинаций. Обязательным условием образования кластера является «географическая близость хозяйствующих единиц», когда на ограниченной территории сосредоточивается критическая масса фирм родственных и поддерживающих отраслей, организаций, обеспечивающая экономию на масштабах производства и экономию на разнообразии, а также экономических ресурсов, информации, создается высокая концентрация отношений, благодаря чему кластер и достигает высокого уровня конкурентоспособности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактор географической объединенности сближает понятия дестинации и кластера. Однако туристская дестинация по сути и содержанию не является эквивалентом туристского кластера. В понимании туристской дестинации определяющим аспектом является территориальный признак, то есть наличие туристских ресурсов на конкретной территории; в понимании туристского кластера определяющим является характер экономического взаимодействия предприятий туристкой индустрии между собой и с другими хозяйствующими субъектами, а также системообразующая роль предприятий туристкой индустрии в формировании территориально-производственного комплекса.

Хозяйствующие субъекты как участники кластера находятся во взаимосвязи друг с другом, образуя цепочки добавленной стоимости. Для достижения и реализации конкурентного преимущества компания как должна оптимизировать собственную цепочку создания добавленной стоимости, а также внешние цепочки, то есть цепочки, связывающие данную компанию с поставщиками и потребителями. Кластер, находящийся в стадии динамичного развития, сочетает в себе несколько цепочек создания добавленной стоимости, формируя, таким образом, систему накопления стоимости (или систему ценности - value system). Согласно современным воззрениям в рамках туристского кластера система накопления стоимости включает в себя четыре типа цепочек добавленной стоимости - поставщики, средства размещения и развлечения, каналы сбыта туристских продуктов, покупатели.

Кластеры функционируют в определенной экономической среде, которая во многом обуславливает их конкурентоспособность, как способствуя, так и препятствуя развитию кластера. Экономическая среда оказывает влияние посредством детерминант, образующих ромб конкурентоспособных преимуществ, который позволяет дать характеристику среды, в которой складывается и функционирует кластер, сравнить условия данной среды с условиями конкурентоспособности на рынке страны или

мировым рынке, определить комплекс мероприятий, нацеленных на повышение конкурентоспособности туристского кластера.

Прежде всего, создание кластеров в туризме позволяет преодолеть технологическое отставание, осуществить модернизацию отрасли. Повышение производительности труда в туриндустрии и снижение энергоемкости - ключевые задачи, в которых заинтересован и бизнес, и государство, включая органы власти субъектов Федерации, и муниципалитеты, и, в конечном счете, население с точки зрения формирования рабочих мест, доходов и качества жизни. Создание кластеров позволяет запустить финансово-кредитные механизмы, объединяющие на основе общей заинтересованности ресурсы развития, коммерциализировать непопулярные туристические услуги, повысить долю предприятий, внедряющих инновациии. Финансовое обеспечение развития кластеров может рассматриваться как один из путей достижения всех основных целей развития рекреационно-туристского комплекса.

Искусственно созданный кластер рассматривается как проект, который создается «сверху вниз», по инициативе региональных или федеральных властей. В формировании искусственно созданного кластера экономически участвует государство, выделяя значительные бюджетные средства. В туристских кластерах государство берет на себя, прежде всего, обустройство территории, строительство дорог и прочей инфраструктуры, а также участие в других проектах, на основе государственно-частного партнерства.

Туристско-рекреационный кластер представляет собой форму пространственной организации туризма, состоящую из совокупности предприятий сферы туристского обслуживания и сопряженных отраслей, объединенных горизонтальными связями, синергия которых приводит к повышению эффективности функционирования совокупности в целом и ее отдельных предприятий, способствует усилению внутри- и межрегионального разделения труда.

Понятия «кластер» и «комплекс» имеют много общих признаков, так как для них родовым понятием выступает «система». Пространственная организация туристской деятельности в форме кластеров свои особенности (рисунок 4).

Функционирование туристско - рекреационного кластера

Природа

Социально - культурная среда

Институциональная среда

Экономическая среда

Структура

Характер внешних связей

Специализация

Синергетический эффект

Мобильные структуры, состоят из малых и

средних предприятий

Горизонтальные связи, параллельная стадийность, одновременные

конкуренция и партнерство между элементами

Открытая система. Вынесение не основных производственных процессов сторонним организациям

Дифференцированность услуг, гибкость при производстве туристских услуг

За счет интеграционного взаимовыгодного партнерства

Рисунок 4 - Характеристика пространственной организации туристской

деятельности в форме кластеров Источник: составлено автором.

Компоненты туристско-рекреационного кластера в различных региональных системах имеют свои отличия, которые обусловлены территориальным сочетанием рекреационных ресурсов, предпосылок концентрации туристских предприятий различной специализации.

В Пермском крае начались процессы образования семи туристско-рекреационных территорий: Среднекамье, Предуралье, Северный Урал

(Вишера и Колва), Соль Камская, Горнозаводский Урал, Нижнекамье, Парма. Современная инвестиционная картина в сфере туризма Пермского края такова: на территориях существуют разрозненные инвестиционные проекты, не увязанные в кластер. Существующие проекты в большинстве случаев живут на уровне описания, без проектно-сметной документации, определенных инвестиционных площадок и соответственно без инвестора.

Наибольшую активность в плане создания инвестиционных проектов в сфере туризма проявляют «Предуралье» и «Северный Урал» (Вишера и Колва). Проработанными инвестпроектами являются проект «Пермь Великая» по созданию сети горнолыжных комплексов и оздоровительный комплекс «Красота и здоровье» на базе Кунгурской ледяной пещеры.

В связи с этим первоочередная задача, которую необходимо решить, -создание туристского кластера как системы туристского бизнеса.

Кластеры играют важную роль в превращении территорий в привлекательные туристские центры и повышении их конкурентоспособности. Для успешной реализации кластерного подхода в развитии рекреационно-туристского комплекса целесообразно использовать механизмы государственно-частного партнерства.

Классический либеральный (англосаксонский) подход предложен в 8090-е гг. М.Портером и основан на самоорганизации экономических агентов в рамках механизмов «свободного рынка». Использование подобных механизмов не предполагает прямого государственного вмешательства и/или поддержки.

Современный европейский подход, называемый «полюса конкурентоспособности», развивается с 2006 г. во Франции и основан на партнерстве бизнеса, центральных и местных властей. Государство заинтересовано в глобальной конкурентоспособности своей экономики и достижении «полюсом конкурентоспособности» мирового уровня, что выражается в оказании различных форм государственной поддержки. Такая поддержка оказывается в рамках реализации стратегий развития территорий.

Государство помогает развитию туристско-рекреационного кластера в регионе путем создания коммуникационной площадки для диалога разных участников кластера, повышения квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров, создания бренда региона для привлечения туристов.

Кластерная политика проводится правительством России с 2005 г. В обеспечение процесса развития кластеров Минэкономразвития России были разработаны Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, согласно которым основной целью реализации кластерной политики государства является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

Приоритет кластерного развития был закреплен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Как любой сложноорганизованный региональный комплекс туристско- рекреационный кластер нуждается в координации деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, размеров и масштабов функционирования и обеспечении сбалансированности взаимодействия. В условиях, когда в кластере действует множество хозяйствующих субъектов различных форм собственности, каждый из которых руководствуется своими экономическими интересами, оптимальным вариантом управления становятся инструменты косвенного воздействия (координация, стимулирование, регулирование), позволяющие без прямого вмешательства создать благоприятные условия для функционирования и развития кластера. Считаем, что механизм государственно-частного партнерства позволяет реализовывать такую организационно-управленческую модель развития туризма в регионе.

Как показал проведенный анализ, в развитых странах процесс разработки кластерной инициативы включает исследовательскую стадию, в рамках которой утверждается бюджет и разрабатывается финансовая структура кластера.

Формирование и запуск эффективной модели финансирования в рамках того или иного кластера стратегически обусловлены особенностями турпродукта кластера и, соответственно, типа создаваемого кластера; требует применения особых схем проектного финансирования, требующих высокого профессионализма и значительного объема собственного капитала. Это обуславливает их внедрение исключительно крупными финансовыми структурами. Относительно доступны лишь государственное финансирование и несколько форм привлечения заёмного капитала, в частности, товарный кредит; факторинг; венчурное финансирование и смешанные модели финансирования, сочетающие принципы венчурного и проектного финансирования.

Можно выделить четыре стадии формирования туристского кластера: концентрация; появление кластера; развивающейся кластер; сформировавшийся кластер. Данное постадийное формирование обусловливает необходимость финансировать кластер поэтапно. Это снизит финансовые риски проектов кластера для инвесторов и обеспечит возможность привлечения дополнительных инвестиций в процессе развития кластера и успешного достижения целевых результатов каждого этапа формирования.

Рисунок 5 - Разработка кластерной инициативы (поэтапная схема) Источник: Cluster Management - A Practical Guide. Part A: Overview. www.europe-innova.eu.

Первый этап (от нескольких месяцев до года) - финансирование на этапе концентрации. В этот период финансируются работы по теоретическому и практическому обоснованию необходимости и значимости объединения усилий участников туристского кластера. Это этап осуществления предварительных исследований и разработок (которые могут финансироваться из федерального или регионального бюджетов) анализа рыночного потенциала, проработки процессов взаимодействия участников кластера (рисунок 5). С точки зрения инвесторов данные инвестиции являются наиболее рискованными. Необходимо обратить внимание на существующую на настоящий момент ассиметричность информации, которой владеет инвестор и туристические компании. Последние владеет в большинстве случаев более развернутой и конкретной (в отличие от инвестора) информацией о виде туруслуги, ее характеристик, в т.ч.

конкурентоспособности и возможности коммерциализации, а соответственно и о возможной коммерческой значимости кластерного проекта. Это обуславливает необходимость более тщательной подготовки управляющей компанией кластера (БРУ в форме ЗАО, ОАО) инвестиционных предложений, учета в них всех вышеперечисленных критериев, имеющих высокую важность для иностранных инвесторов, в том числе венчурных и бизнес-ангелов. Предлагаемая организационная структура туристского кластера представлена на рисунке 6.

П равительство

Министерство туризма края

Администрация МО

подтягивание других

предприятий, в том числе сопутствующих услуг

группа маркетинговых исследований группа 1Т-

моделирования

научная

школа кластера

научно-

17 группа

информационные -

^ ^ _ брендинга

центры общего

кадровая школа

пользования

Рисунок 6 - Пример организационной структуры туристского кластера

Пермского края

Авторская разработка.

Распространенными направлениями инвестиций в кластере являются: создание кластера; развитие инфраструктуры; проекты и программы кластера. Формирование туристского кластера происходит в условиях отсутствия положительных денежных потоков и интереса институционального инвестора к проекту.

Вслед за успешным завершением первого этапа следует этап финансирования появляющегося кластера. Данный этап сопровождается завершением всех организационных работ (учреждение управляющей копании, формирование организационной структуры кластера, определение информационных и коммуникационных каналов связи между участниками кластера), подведением итогов исследований рынка, его сегментации, подготовкой бизнес-плана, служащего предпосылкой для возобновления переговоров с потенциальными инвесторами.

Финансирование на стадии развития (несколько лет) обусловлено переходом компаний кластера к производству продукции. В этот период реализуется стратегия активного продвижения турпродукта на внутреннем и внешнем рынке. С одной стороны, доходы от реализации продукции на данном этапе не обеспечивают необходимый объем финансирования для последующего роста кластера. С другой - проекты кластера уже являются предметом интереса для интитуциональных инвесторов, а активы кластера вполне способны выступать в качестве залогового обеспечения по среднесрочным и долгосрочным банковским кредитам.

На следующем этапе (окончательное формирование) туристскому кластеру требуются значительные средства, направляемые на увеличение производственных мощностей, совершенствования функционально -сервисной системы (в т.ч. логистика, сбыт), а также для улучшения выпускаемой продукции.

Актуальной проблемой для кластерных инициатив является оценка экономической эффективности инвестиционных вложений в развитие дестинации. Наряду с такими экономическими параметрами, как прибыль, рентабельность, рост валового продукта, рост занятости, для оценки степени экономического успеха кластера целесообразно проводить анализ следующих количественных показателей.

Считаем, что для оценки эффективности стратегического развития рекреационно-туристического комплекса Пермского края целесообразно учитывать результативность каждого участника формируемого кластера.

В предлагаемой методике оценки используется ресурсный критерий, согласующийся с полезностью, выражаемой через показатель суммарной обеспеченности необходимыми ресурсами. Целевая функция имеет вид системы выражений:

X = Х Ху* о ^ тах

]=

п

ХИО ^тт

У=1

(1)

п

где Ру - относительная важность взаимодействия для каждого участника кластера по j-м направлению поставленных целей.

Кроме указанного критерия, для более эффективного принятия решения, должны быть сформулированы ограничения по различным ресурсам и получаемым результатам.

Для проведения количественной оценки целесообразно использовать статистические показатели.

Содержание предлагаемой методики приведено включает следующие этапы оценки эффективности кластерного подхода в развитии рекреационно-туристского комплекса:

1 этап. Оценивается репрезентативность выбранной группы экспертов (Э), включенных в опрос, которая определяется как среднее арифметическое компетентности каждого участника экспертной группы (У1). Компетентность эксперта определяется по двум коэффициентам: аргументированности (устанавливает структуру аргументов, послуживших основанием для оценки) и осведомленности (уровень знаний по изучаемой проблеме). Группу можно считать репрезентативной, если Э лежит в интервале от 0,67 до 1.

2 этап. Обрабатываются экспертные оценки, полученные в ходе анкетирования, и определяется относительная важность, значимость целей и задач для каждого участника туристско- рекреационного кластера.

3 этап. Определяется относительная важность каждого направления взаимодействия на принципах кластерного подхода. Чем больше относительная важность цели, тем она приоритетнее для достижения.

Таким образом, реализация направлений развития взаимодействия участников кластера должна обеспечивать достижение поставленных целей при условии, что относительная важность ьой цели по j-ому направлению больше или равна нулю, а сумма оценок важности целей по j-ому направлению развития равна 1.

Для анализа взаимовыгодности реализуемых проектов в системе возможно использовать метод рангового анализа показателей «позиция партнера в кластере»» (Пп) и «полезность реализуемого совместного проекта» (Пр)

По результатам оценки указанных показателей вес участника партнерства ранжируется по уровню этих показателей (определяются ранги Rf и Кг), коэффициент корреляции рангов показывает тесноту связей данных показателей:

к„ = 1

X (^ -

1=1

п(п -1) (2)

где Яй, - ранги ього участника туристско-рекреационного кластера по параметрам f и г; п - число участников социального партнерства, размещенных в матрице.

Коэффициент корреляции рангов изменяется в диапазоне от - 1,0 до

+1,0.

Отрицательное значение коэффициента указывает на тенденцию

п

уменьшения одного из показателей при увеличении другого, что в данном случае свидетельствовало бы о нерациональном сочетании направлений развития на принципах кластерного подхода.

Положительное значение коэффициента показывает наличие тенденции увеличения одного показателя с увеличением другого, что свидетельствует о рациональности сочетаний направлений развития рекреационно-туристского комплекса.

Список источников:

1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Экономические проблемы развития сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51- 61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Зырянов А.И., и др. Пространственное развитие туризма в Пермском крае // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: тр. III междунар. науч.-практ. конф. М.: АНО «Диалог культур», 2008. С. 447-454.

3. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М.: Изд-кий дом «Вильямс»,

2007. С. 22.

4. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. М.-Смоленск: Ойкумена, 2005.

5. Рябцев, А.А. Стратегический подход к управлению развитием сферы туристско-рекреационных услуг в территориальных комплексах // Эффективные механизмы инновационно-технологического развития современного общества: Мат-лы III Всеросс. науч.-практ. конф.- Сочи: Стерх, 2009.

6. Черноуцан Е.М. Полюса конкурентоспособности как важнейший инструмент реализации нового курса промышленной и региональной политики Франции / Проблемы государственной политики регионального развития России. Материалы Всероссийской научной конференции. М: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования,

2008.

7. A practical guide to cluster development. England's Regional Development Agencies. 2001. http: //www. innovation. lv/ino2/publications/publications_anglij a/dti_clusters .pdf.

8. Germany's Leading-Edge Clusters. Selection of the Leading-Edge Clusters. Bundesministerium fur bildung und Forchung. Berlin, 2012. http: //www. bmbf. de/pub/deutschlands_spitzencluster_de_en. pdf;

9. Kodama T. Industrial Cluster Policy in Japan - Its Concept, Origins, Development and Implications. Presentation for Workshop on Japanese

Approaches to Local Development, Clusters, Industry-University Linkages and Implications for British Columbia UBC, Vancouver, March 8-9, 2007. www.iar.ubc.ca/centres/cjr/.../kodama.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.