Научная статья на тему 'Региональная инновационная система как фактор гарантии роста экономики Приморского края'

Региональная инновационная система как фактор гарантии роста экономики Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / REGIONAL ECONOMY / INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпак Александр Сергеевич, Равнянский Андрей Константинович, Маргиев Ибрагим Владимирович

Актуализируется проблема развития регионального инновационного предпринимательства как важнейшего механизма в решении задач ускорения роста экономики Приморского края в форме региональной инновационной системы. Исследованы состояние и имеющиеся предпосылки для формирования и развития региональной инновационной системы, а также выявлены имеющиеся проблемы. Предложена и обоснована структура региональной инновационной системы, схема стимулируемого органами власти инновационно-инвестиционного процесса и направления формирования и развития региональной инновационной системы Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шпак Александр Сергеевич, Равнянский Андрей Константинович, Маргиев Ибрагим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Innovative System as the Factor of the Guarantee of the Economic Growth of the Primorsky Region

The paper highlights the problem of regional innovative entrepreneurship development as the most important mechanism in solving problems of accelerating the growth of Primorsky region's economy in the form of a regional innovation system. The state and the existing prerequisites for the formation and development of a regional innovation system are investigated, and the existing problems are identified. The structure of the regional innovation system, the scheme stimulated by the authorities of the innovation and investment process and the directions of formation and development of the regional innovation system of Primorsky region are proposed and justified.

Текст научной работы на тему «Региональная инновационная система как фактор гарантии роста экономики Приморского края»

УДК 330.332

Региональная инновационная система как фактор гарантии роста экономики Приморского края

Шпак А.С.

Кандидат технических наук,

доцент кафедры государственного и муниципального управления Дальневосточного федерального университета (Владивосток)

Равнянский А.К.

Магистрант кафедры государственного и муниципального управления Дальневосточного федерального университета (Владивосток)

Маргиев ИВ

Магистрант кафедры государственного и муниципального управления Дальневосточного федерального университета (Владивосток)

Актуализируется проблема развития регионального инновационного предпринимательства как важнейшего механизма в решении задач ускорения роста экономики Приморского края в форме региональной инновационной системы. Исследованы состояние и имеющиеся предпосылки для формирования и развития региональной инновационной системы, а также выявлены имеющиеся проблемы. Предложена и обоснована структура региональной инновационной системы, схема стимулируемого органами власти инновационно-инвестиционного процесса и направления формирования и развития региональной инновационной системы Приморского края.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, региональная инновационная система, региональная экономика, инновационная деятельность.

Региональное инновационное предпринимательство представляет собой совокупность отраслей экономики, направлений, форм и методов действия с целью стимулирования выпуска новых видов конкурентоспособной продукции, коммерциализации научных знаний и распространения прогрессивных технологий.

Анализ научных исследований развития инновационного предпринимательства в Приморском крае, опубликованных С.В. Деркачем и Е.В. Лёвкиной [1],

М.Н. Рукавицыной [2], Н.В. Гуреминой и А.К. Еременко [3], А.Л. Жуковой и Ю.Н. Мансуровым [4], А.А. Бобер [5] и другими авторами позволил прийти к выводу, что данная проблема комплексная и во многих аспектах еще не исследована.

На сегодняшний день в России нет ярких примеров эффективного функционирования инновационного предпринимательства и полномасштабного «подъема» региона на его основе. Исследования данных авторов базируются на анализе преимуществ региона

и необходимости развития инновационного сектора по данным сферам, а также законодательной базы на региональном и федеральном уровне. При этом слабо исследованными аспектами остаются пути и способы внедрения результатов научных исследований в производственную практику, популяризация научно-инновационной деятельности среди молодежи и просвещение предпринимателей касательного данного вопроса. Также достаточно мало исследований с предложениями конкретной программы действий, основанной на полноценном научном анализе.

Исходя из гипотезы о необходимости ускоренного освоения территорий Дальнего Востока, представляется целесообразным рассматривать региональное инновационное предпринимательство как важнейший механизм в решении задач ускоренного развития региональной экономики и перехода к 6-му технологическому укладу.

Особенно важным в контексте исследования является то, что Приморский край

- ключевой регион по интеграции экономики Дальнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Внутрирегиональные затраты на научные исследования и разработки в Приморском крае за последние три года стабильно составляют более 42 % от показателей всего Дальневосточного федерального округа (табл. 1).

Динамика внутренних затрат на исследования и разработки в Приморском крае за 2006-2015 гг. имеет возрастающую линию тренда (рис. 1).

Мировой опыт показывает, что с наибольшей эффективностью «выращивать» региональное инновационное предпринимательство и объединить ресурсы региональной власти, науки и предпринимательства можно путем создания региональной инновационной системы (далее

- РИС).

В Приморском крае созданы определенные условия для формирования и развития РИС:

- присутствует система государственного финансирования предприятий малого бизнеса, использующих инновационные технологии, в том числе организаций, появившихся в результате реализации Федерального закона от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [8];

Таблица 1

Внутри региональные затраты на научные исследования и разработки в Дальневосточном федеральном округе в фактически действовавших ценах, млн. руб. [6]

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Дальневосточный федеральный округ 9758,7 11104,7 12144,6 11567,2 13714,3 15568,1

Республика Саха (Якутия) 1651,7 1994,6 2152,8 2315,9 2469,1 2500,5

Камчатский край 1110,6 1106,6 1200,8 1265,1 1258,3 1289,6

Приморский край 4100,0 4745,9 5136,0 4932,5 5708,1 6672,4

Хабаровский край 1011,4 1090,1 1326,5 1413,4 1397,5 1956,1

Амурская область 352,8 376,7 449,8 494,1 496,3 491,0

Магаданская область 733,2 811,3 843,4 900,1 1054,1 729,5

Сахалинская область 731,5 863,1 903,4 1010,7 1197,6 1399,0

Еврейская автономная область 35,5 82,0 97,1 93,4 92,1 91,2

Чукотский автономный округ 32,1 34,1 34,9 33,1 35,4 39,2

Рис. 1. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки в Приморском крае, млн. руб. [6; 7]

Рис. 2. Объем научно-технических работ и услуг в Приморском крае,

млн. руб. [6; 7]

- достаточно высокоразвитая образовательная система и системы кадровой подготовке на базе вузов и научных организаций;

- действие Закона от 15.02.2008 г. № 195-КЗ «Об инновационной деятельности на территории Приморского края» [9];

- развитость научной сферы, в частности, присутствие Дальневосточного отделения Российской академии наук и других НИИ [10].

Позитивной тенденцией является устойчивый рост объема научно-технических работ и услуг в Приморском крае (рис. 2).

В имеющихся условиях основным фактором роста экономики, с нашей точки зрения, является повышение эффективности использования результатов научной деятельности, для чего необходима полноценная работа РИС, причем внедрение инноваций должно приходиться в первую очередь на сектор производства и сферу услуг.

Анализ структуры инновационных товаров, работ и услуг организаций по видам экономической деятельности в 2015 г. (рис. 3) показывает, что доминирующую позицию (77 %) занимает связь, 10 % приходится на добычу полезных ископаемых и только 4 % на научные исследования и разработки.

Присутствуют, однако, и проблемы, тормозящие инновационное региональное развитие:

- невысокая рентабельность ведущих сфер экономики региона, таких как энергетика, рыбная промышленность и морское и сельское хозяйство и т.д.;

- нехватка факторов, необходимых для появления зон инновационного развития в крае;

- низкий уровень понимания сущности инноваций среди предпринимателей и, как следствие, низкий интерес к ним;

- нефункционирующий институт венчурного финансирования, проявивший себя с положительной стороны за рубежом;

- низкие темпы роста числа организаций, осуществляющих инновации в Приморском крае (рис. 4).

Невозможно комплексно проанализировать инновационный сегмент малого предпринимательства, так как в статистических данных он даже не учитывается. Что касается поддержки малого предпринимательства, то во многих странах она реализуется как через денежное стимулирование, так и через нефинансовые инструменты. Предприниматели получают разного рода поддержку, которая дает им ре-

альную возможность капитализировать свою деятельность.

Также видится необходимым формирование благоприятной для развития бизнеса среды. Самой актуально проблемой сегодня являются административные барьеры, мешающие полноценному функционированию малого бизнеса. Считаем, что нужно расширить спектр помощи предпринимателям, например, программу Сбербанка по развитию малого бизнеса. В ее рамках выдается кредит «Бизнес-Старт» для основания своего бизнеса по большим франшизам [11].

Особенно важным для функционирования РИС является создание и развитие проектных инновационных структур, занимающихся коммерциализацией инновационных разработок. Данные структуры необходимо выявлять и оказывать помощь наиболее интересным для коммерциализации проектам, чтобы повысить уровень их инвестиционной привлекательности.

Для обеспечения условий по созданию РИС в крае важны и «косвенные» меры:

- тренинги и конференции, чтобы познакомить предпринимателей с инновационным процессом и возможностями по включению в него;

- проведение выставок и ярмарок для популяризации инновационной продукции и привлечению внимания и инвестиций в производство;

Рис. 3. Структура инновационных товаров, работ и услуг организаций по видам экономической деятельности в Приморском крае в 2015 г., млн. руб., % [6]

80

60

40

20

68 66

34- 40 ... 51 51

42

14 19

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 4. Динамика числа организаций, осуществляющих инновации в Приморском крае [6; 7]

- включение молодежи в инновационным процесс с помощью популяризации научно-инновационной деятельности в вузах.

Необходимым для полноценного запуска инновационного процесса, безусловно, является и полноценное использование потенциала региона, особых экономических режимов [12]. Для крупных инвестиционных проектов в Приморском крае установлена система налоговых льгот.

Согласно краевому закону, для проектов, которые реализованы на территории Приморья с 2015 г., а сумма капитальных вложений в которые составляет не менее 50 млн. руб. за 3 года или 500 млн. руб. за 5 лет, предусмотрены сниженные процентные ставки. Первые пять лет ставки по налогу на прибыль и имущество составляют 0 %. В последующие пять лет - 10 % и 0,5 % соответственно [9].

Кроме того, здесь созданы ТОСЭРы - территории опережающего социально-экономического развития [13], а также действует режим свободного порта Владивосток [14]. Резидентам территорий предлагаются площадки, оснащенные необходимой инженерной, транспортной и производственной инфраструктурой, а также упрощенный доступ к получению земельных участков и подключению их к коммуникациям, обеспечиваются привлекательные условия по налогообложению и скорости прохождения различных процедур для инвесторов.

Создание РИС предполагает формулирование стратегии и постановку целей её развития, основываясь на потенциальных возможностях региона, муниципальных образований, входящих в его состав, субъектов инновационной деятельности региона и наличия ресурсов необходимых для реализации поставленных задач.

С учетом реального состояния экономики политика властей при создании РИС сегодня носит ограниченный характер. Продолжается тенденция избирательной поддержки по определенным направлениям, позволяющим решить такие важные задач, как:

- оказание поддержки бизнесу в освоении направлений, имеющих важное значение для повышения конкурентоспособности региона;

- усиление инновационного потенциала малого и среднего бизнеса региона, реализующих технологические инновации;

- развитие и совершенствование инфраструктуры РИС для организаций, осуществляющих инновации, по различным видам экономической деятельности.

Как представлено в работе [15, с. 102], региональная инновационная стратегия - стратегия промежуточного уровня (мезоуровня) между макро- и микроинновационными стратегиями. Ее роль обусловливается тем,

что любой производственный и инновационный процесс имеет территориальную дислокацию. Выделим четыре основных фактора (рис. 5), которые способствующие формированию и реализации стратегии РИС.

РИС представляет собой совокупность субъектов инновационной деятельности, институтов, ее обеспечивающих, и взаимосвязей между ними. Её состав и структура приводятся на рисунке 6.

Исходя из рисунка 6, можно констатировать, что при укрупненном подходе основными «игроками» на поле РИС являются предприятия (корпорации) и государство.

Как показала оценка факторов, влияющих на экономику Приморского края, с использованием технологии SWOT-анализа [16, с. 43], одной из сильных сторон инновационной экономики Приморского края является высокий научный потенциал, развитый научно-образовательный комплекс с новейшим инновационным ресурсом - Дальневосточный федеральный университет

Одной из ключевых проблем развития РИС, по нашему мнению, является несбалансированность предложений и спроса на исследования и разработки. Темпы разработки инновационных продуктов государственного и муниципального сектора НИОКР и их ассортимент не отвечают потребностям растущего спроса со стороны предпринимательского сектора на передовые технологии. Предлагаемые сектором НИОКР отдельные научные результаты даже мирового уровня не находят применения в экономике края вследствие общей низкой восприимчивости бизнес-структур к инновациям. Остается низкой восприимчивость частнопредпринимательского сектора к инновациям технологического характера.

Из-за особенности строения малых предприятий, в частности, из-за необходимости оперативной адаптации под имеющиеся экономические условия значимым будет отметить важность пристального внимания к усилению их инновационного потенциала. Первоочередной задачей является определение сферы деятельности, ниши для предприятия. Также нужно определить конкретное (узкое) направление,

Региональный аспект макроинновационных стратегий: % концентрация ресурсов в высокоразвитых муниципальных районах; ^ создание инновационной инфраструктуры Государственная политика развития территорий: гармоничное развитие территорий; ^ подъем деградирующих территорий; модернизация промышленных районов

Стратегия региональной инновационной системы

>

Региональный цели развития: самостоятельная политика региона; ^ уровень развития региона; ^ интересы региона Микроинновационные стратегии развития региона: % региональные стимулы; % инфраструктура региона; % научно-технический потенциал региона

Рис. 5. Факторы формирования и реализации стратегии РИС

Вестник экономики, права и социологии, 2017, № 2

Экономика

Рис. 6. Структура региональной инновационной системы

в котором можно быть максимально конкурентоспособным для того, чтобы даже крупный бизнес был не в состоянии быстро занять данную нишу. Сужение сферы деятельности здесь приведет к получению конкурентных преимуществ.

Для малого бизнеса исключительно важно уметь быстро адаптироваться к рыночной ситуации, а также изменять структуру своего предложения, если этот продукт становится нерентабельным. Еще одним сценарием развития малого предприятия в РИС является консолидация усилий с другими малыми предприятиями региона для более конкурентной борьбы с крупными предприятиями или с предприятиями другого региона.

Причина слабого участия региональных бизнес-структур в инновационной деятельности в рамках РИС заключается не столько в недостатке финансовых ресурсов на ведение инновационной деятельности, сколько в отсутствии у предпринимателей недорогих ресурсных факторов, включая трудовые ресурсы, и ясного понимания важности инновационного развития экономики края, если не в данный момент, то хотя бы в перспективе.

С учетом представленных ранее выводов, можно предположить, что одной из основных мер формирования и развития РИС в настоящее время должно быть экономическое стимулирование ускоренного обновления промышленной базы путем реального инвестирования. Этот вариант инновационно-инвестиционного развития не может не иметь расширяющегося характера (рис. 7). Он вовлечет в инновационную деятельность значительную часть жизнеспособных предприятий, вынужденных под давлением конкуренции, в том числе

региональной, наращивать свой инновационный потенциал.

В результате реализации этой схемы можно ожидать, что на определенный период в РИС Приморского края, если не возобладает, то существенно усилится значение «модели технологического толчка», которая окажет позитивное воздействие на развитие экономики края по инновационному пути. Это вполне логично, если вспомнить о цикличности экономического развития.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы выделить направления формирования и развития РИС Приморского края, без которой уже имеющиеся предпосылки не приведут к планируемому уровню инновационного развития экономики края.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, важно в ускоренном темпе начать инфраструктурные перестройки с целью привлечения инвестиций, без которых невозможно развитие инноваций.

Во-вторых, необходимо совершенствование законодательной базы с целью уточнения полномочий федеральных и региональных властей при создании РИС, а также устранение неточностей и противоречий в законах.

Рост потребности в инновациях

н

Стимулирование потребителя инноваций

Дальнейшее увеличение инвестиций

к

Стимулирование инвестиционного процесса

Улучшение инвестиционного климата

Рис. 7. Схема, стимулирования органами власти инновационно-инвестиционного процесса в РИС

В-третьих, важнейшим пунктом является конструирование РИС по информационному сопровождению с целью донесения его результатов до бизнес-структур и общественности.

В-четвертых, создание обособленной управленческой структуры для формирования и развития РИС Приморского края, которая станет заниматься контролем и коммерциализацией инновационной деятельности, независимо учитывая при этом интересы как частного бизнеса, так и государства, населения и всех потенциальных участников процесса.

Список задач обуславливает исключительную важность грамотного развития ТОРов и свободного порта Владивосток, в среднесрочной перспективе способных стать базисом по реализации задач ускорения экономического развития Дальнего Востока и полноценной инвестиционно-инновационной интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион.

На примере других стран и регионов можно с уверенностью говорить о том, что региональная экономика будет развиваться ускоренными темпами лишь в условиях инновационной среды, созданной РИС.

Формирование и развитие РИС - длительный и сложный процесс. Здесь не может быть простых решений, гарантирующих положительный результат, даже если эти решения взяты из российской или зарубежной практик.

По нашему мнению, важен не набор предложений по формированию и развитию РИС, а принципы, которые позволят решать задачи подбора элементов РИС и достигать их нужного соотношения, и подходы к управлению элементами РИС на основе механизма самоорганизации. Только запустив эти механизмы можно надеяться на устойчивое развитие РИС.

Литература:

1. Деркач С.Н., Лёвкина Е.В. Инновационные пути развития предпринимательства (на примере рыбной отрасли Приморского края) // Территория новых возможностей. - 2015. - № 3 (30). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-puti-razvitiya-predprinimatelstva-na-primere-rybnoy-otrasli-primorskogo-kraya.

2. Равнянский А.К. Роль банковского сектора в развитии малого и среднего предпринимательства России и Китая // Молодой ученый. — 2017. -№ 3. - С. 395-397.

3. Гуремина Н.В., Еременко А.К. О возможности развития инновационного предпринимательства в Приморском крае // Студенческий научный форум: VI Международная студенческая электронная научная конференция 15.02-31.03.2014. -URL: http://www.scienceforum.ru/2014/434/6125.

4. Жукова А.Л., Мансуров Ю.Н. Анализ инновационного предпринимательства в Приморском крае // Актуальные вопросы в области технических и социально-экономических наук. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=28867739.

5. Бобер А.А. Перспективы развития малого предпринимательства в Приморском крае // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2012. - № 12. - URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=20930044.

6. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник / При-морскстат - Владивосток: Изд-во Приморскстат, 2016. - 321 с.

7. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник / При-морскстат - Владивосток: Изд-во Приморскстат, 2011. - 319 с.

8. Федеральный закон РФ от 02.08.2009 г. №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (принят Гос. Думой 24.07.2009 г. [ред. от 29.12.2012]). - URL: http://base.garant. ru/12168685/#ixzz4h78r5nn2.

9. Закон Приморского края от 15.02.2008 г. № 195-КЗ «Об инновационной деятельности на территории Приморского края (принят Зак. Собр. ПК 30.01.2008 г.). - URL: http://docs.cntd.ru/ document/494212345.

10. Петрухина Е.В. Основные факторы инновационного развития регионов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2012. - Вып. № 7-1 (126). Т. 22.

11. Городникова Н.В. Индикатор инновационной деятельности: 2015: статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 320 с.

12. Инвестиционный портал Приморского края. -URL: http://invest.alt-lan.com/investment-climate/ development-area/?lang=ru-RU

13. Федеральный закон РФ от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (принят Гос. Думой 23.12.2014 г. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172962/.

14. Федеральный закон РФ от 13.07.2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (ред. от 03.07.2016 г.). - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182596/.

15. Шпак А.С. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2008. -276 с.

16. Шпак А.С. Оценка факторов, влияющих на экономику Приморского края, с использованием технологии SWOT-анализа // Известия Дальневосточного федерального университета: Экономика и управление. - 2014. - № 4 (72). - С. 37-57.

17. Шпак А.С. Процесс формирования резидентов Свободного порта Владивосток // Современные тенденции, перспективы развития экономики и управления в странах АТР: материалы III евразийской науч.-практ. конференции с междунар. участием, г. Владивосток, 17-18 нояб. 2016: кн.1 / науч. Ред В.А. Останин; ред. кол.: А.С. Белов, Е.И. Бережнова и др. - Владивосток: Приморский филиал РАНХи ГС, 2016. - С. 194-202.

Regional Innovative System as the Factor of the Guarantee of the Economic Growth of the Primorsky Region

A.S. Shpak, A.K. Ravnyansky, I.V. Margiev Far Eastern Federal University

The paper highlights the problem of regional innovative entrepreneurship development as the most important mechanism in solving problems of accelerating the growth of Primorsky region's economy in the form of a regional innovation system. The state and the existing prerequisites for the formation and development of a regional innovation system are investigated, and the existing problems are identified. The structure of the regional innovation system, the scheme stimulated by the authorities of the innovation and investment process and the directions of formation and development of the regional innovation system of Primorsky region are proposed and justified.

Key words: innovative entrepreneurship, regional innovation system, regional economy, innovation activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.